IZ
ПО МОТЕРИОЛОМ НАУЧНОГО ФОРУМА
УДК 343. 2/7:351.761
Игорь Анатольевич МЕДВЕДЕВ,
начальник Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск)
onrio@sibli.ru
СОСТОЯНИЕ НАРКОСИТУАЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ: ПО ИТОГАМ XVII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
THE STATE OF DRUG SITUATION IN THE MEMBER-STATES OF THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION AND PRIORITY AREAS IN COMBATING DRUG-RELATED CRIME: ON THE RESULTS OF THE XVII INTERNATIONAL SCIENTIFIC
AND PRACTICAL CONFERENCE
Статья подготовлена по итогам XVII международной научно-практической конференции ""Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни", прошедшей 17-18 апреля 2014 г. в Сибирском юридическом институте ФСКН России. Представлены криминологическая характеристика и краткосрочный прогноз наркопреступности в государствах-членах Организации Договора о коллективной безопасности. Раскрыто основное содержание рекомендаций научного форума.
The article is written following the results of the XVII international scientific and practical conference "Actual problems of drug prevention and counteraction to legal and illegal drug trafficking: national and international levels" held on 17-18 April 2014 at Siberian Law Institute of the FDCS of Russia. Criminological characteristics and a short-term forecast of drug-related crime in the Member-States of the Collective Security Treaty Organization are presented. The main contents of scientific forum recommendations are revealed.
Ключевые слова: наркопреступность, наркомания, прогноз наркопреступности, профилактика незаконного оборота наркотических средств.
Keywords: drug-related crime, drug addiction, drug-related crime forecast, illicit drug trafficking prevention.
17-18 апреля 2014 г. в Сибирском юридическом институте ФСКН России прошла XVII международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни".
Непосредственное участие в работе конференции приняли представители Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности, департаментов, образовательных и научных организаций ФСКН России, сотрудники теорриториаль-ных органов ФСКН России и иных правоохранительных органов, управлений аппаратов ГАК по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам, ученые-правоведы, профессорско-преподавательский состав юридических вузов, представители общественных организаций, а также другие специалисты в области противодействия наркомании и наркопреступности. С приветствием участников конференции выступили начальник Сибирского юридического института Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков полковник полиции И.А. Медведев, старший инспектор отдела по контролю за оборотом наркотиков и профилактики наркомании Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан Ф. А. Рузиев, советник Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) - заместитель Секретаря Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ М.Г. Мелихов.
Работа научного форума проходила в режиме пленарных заседаний и пяти секций: "Социально-гуманитарные проблемы противодействия наркопреступности и формирование здорового образа жизни", "Криминологические и уголовно-правовые проблемы борьбы с преступностью в сфе-
ре легального и незаконного оборота наркотиков", "Уголовно-процессуальные и административно-правовые проблемы противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков", "Оперативно-розыскные проблемы противодействия преступности в сфере легального и незаконного оборота наркотиков", "Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений в сфере легального и незаконного оборота наркотиков".
Большой интерес у присутствующих вызвали доклады, которые были представлены в ходе первого пленарного заседания. Заместитель начальника института по научной работе д. с. н., профессор Д.Д. Невирко в докладе "Состояние наркоситуации в государствах-членах Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и приоритетные направления противодействия наркопреступности" [8] в целом охарактеризовал наркоситуацию в зоне действия государств-членов ОДКБ и аргументированно показал, что на современном этапе она представляет серьезную угрозу безопасности в Центрально-Азиатском регионе: наркобизнес приобретает все более ярко выраженный международный характер. Профессор Д.Д. Невирко обратил внимание на количественные и качественные показатели наркопреступности: "волнообразную" динамику общего количества зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, увеличение удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений, неравномерное распределение в течение последних пяти лет коэффициентов наркопреступлений, стремление наркобизнеса к силовому сопровождению наркотрафика на афгано-таджикской границе и формирование соответствующих мер противодействия со стороны государств-членов ОДКБ, распространение наркотизма среди всех слоев населения стран Центрально-Азиатского региона, формирование тесной связи между распространением наркотиков и миграционными процессами, обусловленность афганского наркотрафика
ростом экстремистской деятельности в этой республике и странах "пояса безопасности", преимущественно кланово-семейный характер организованных преступных групп, осуществляющих наркотрафик в регионе. Докладчиком были представлены предложения по выработке мер законотворческого, правоприменительного и специально-криминологического характера, направленных на достижение целей антинаркотической политики, проводимой в государствах-членах ОДКБ. В частности, была отмечена целесообразность активизации правотворчества в этих государствах в области борьбы с наркопреступностью, и в первую очередь унификации уголовного законодательства и совершенствования правоприменительной практики. Обращено внимание на важность целенаправленной борьбы с транснациональной организованной наркопреступностью путем подрыва ее экономической базы, инфраструктуры и коррупционной составляющей, совершенствование соответствующего международного идеологического обеспечения противодействия наркопреступности, основу которого должен составлять духовно-нравственный потенциал, разработка в государствах-членах ОДКБ единого механизма реабилитации и ресоциализации наркозависимых, а также формирование комплексного и сбалансированного подхода к разработке и реализации программ подготовки наркополицейских. На основании количественно-качественных показателей наркоситуации докладчиком сформулированы некоторые прогнозы её развития в 2015-2017 гг. [См. подр.: 7]
Начальник Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю генерал-лейтенант полиции С.В. Гапонов в докладе "Об организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков на территории Красноярского края в современных условиях" указал на проблемы деятельности наркополицейских и направления оптимизации организационных и практических мер, направленных на выполнение Стратегии государственной анти-
наркотической политики Российской Федерации на 2010-2020 годы. Результатом предпринятых усилий стало выявление в 2013 г. на территории края 6276 наркопреступлений, что на 7,1% больше, чем в 2012 г. Докладчиком указано, что первостепенное внимание необходимо уделить возложению на лиц, потребляющих наркотические средства, обязанности прохождения курса профилактических процедур, лечения от наркомании, медико-социальной реабилитации, ресоциализации, что потребует на практике выработки подзаконного межведомственного нормативно-правового механизма по реализации Федерального закона от 25 ноября 2013 г. №313-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части адекватного реагирования на отказ или уклонение данной категории правонарушителей от лечения. Отмечен положительный опыт взаимодействия подразделений ФСКН России с подразделениями полиции ОВД, ФСБ России, СибЛУВДТ, ГУ ФСИН России, Красноярской таможней, органами исполнительной власти по проведению широкомасштабных комплексных антинаркотических мероприятий по выявлению мест изготовления и употребления наркотических средств. С.В. Гапонов акцентировал внимание на серьезной угрозе для безопасности края, которую представляют непрекращающиеся попытки завоза и сбыта крупных партий наркотиков членами этнических преступных групп, насыщение наркорынка синтетическими наркотиками и их аналогами. Сделан вывод о необходимости совместно с подразделениями ФСБ России и другими органами продолжить наращивание усилий по пресечению контрабандных каналов поставки синтетических наркотиков из стран Восточно-Азиатского региона, опийной и каннабис-ной группы из Афганистана, по предотвращению проникновения наркопреступности на режимные и техногенно-опасные производства, а также подрыву экономических основ наркопреступности. [1]
Не менее интересными и содержательными были доклады и выступления на секциях. Значительный интерес вызвал доклад д.и.н., профессора Н.А. Шабельниковой (Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России), предлагающей использовать исторически апробированные методы противодействия наркопреступности, заключающиеся в патриотическом воспитании молодежи и проведении целевых тематических вечеров, сочетании административных и правоохранительных форм воздействия на наркопотребителей и организаторов наркоприто-нов.[13] Выступление начальника Управления ФСКН России по Псковской области А. С. Дроздова вызвало горячую дискуссию о необходимости создания и нормативно-правового регулирования деятельности международных центров и распределения имущества, конфискованного по приговорам по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также закрепления квалифицирующего признака "совершение в составе группы лиц по предварительному сговору" в уголовно-правовых нормах, предусмотренных ст. 226.1 и 228 УК РФ. [3] Развернулась активная дискуссия вокруг выступления к. филолог. н. Т. И. Голощаповой (ЭКУ Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСКН России), которая рассматривала новеллы и конструктивные решения проекта закона "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". С большим интересом присутствующие обсуждали возможности идентификации лиц, говорящих на этнических языках, критерии оценки экспертных выводов, методики лингвистических, фоноскопических экспертиз. Активная дискуссия развернулась по вопросам процессуального статуса специалиста и эксперта, а также квалификационных требований к экспертам.
Особый интерес и оживленную дискуссию вызвали доклады А. И. Прохоровой (Координационно-аналитическое управление аппарата ГАК) [10], к.ю.н. О.Н. Корчагина (ФКУ НИЦ ФСКН России) [4],
Т.А. Федоренко (Управление ГАК по Дальневосточному федеральному округу) [11], к.с.н. Е.М. Куницыной (Управление аппарата ГАК по Сибирскому федеральному округу) [5], в которых был дан подробный анализ проблем мониторинга наркоситуации в Российской Федерации как важного инструмента реализации государственной антинаркотической политики, подрыва экономической основы транснациональной наркопреступности. Были обсуждены проблемы назначения судебной наркологической экспертизы при расследовании уголовных дел как фактора применения судебного наказания в условиях реформирования законодательства, вопросы состояния "детской" и "подростковой" наркоситуации в Сибирском федеральном округе.
Обратил внимание участников конференции на проблемы установления административного надзора за лицами, осужденными за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков д.ю.н., профессор В.В. Головко (Омская академия МВД России) [2]. Содержательным и аргументированным был доклад д. ю. н. , доцента Н.Н. Цуканова (СибЮИ ФСКН России), который обозначил прогнозируемые проблемы практического применения административно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. [12] В своем выступлении д.ю.н., профессор В.В. Пономарева (СибЮИ ФСКН России) отметила целесообразность усиления координации взаимодействия правоохранительных органов в системе организационно-правовых основ повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков, уточнения содержания норм, регламентирующих правовое положение антинаркотической комиссии в рамках данной системы, что было единодушно одобрено участниками конференции. [9]
Свое выступление к.ю.н. М.Г. Мелихов сопровождал демонстрацией видеофильма о международных оперативно-тактических учениях "ГРОМ-2013" совместных коллек-
тивных сил оперативного развертывания государств-членов ОДКБ в Алайском районе Кыргызской Республики. Докладчик аргументированно обосновал тенденции масштабной экспансии наркотических средств из Афганистана и сложной наркоситуации в государствах-членах ОДКБ, которые существенно затрагивают интересы стран Центрально-Азиатского региона и национальной безопасности России. Выступающий обратил внимание присутствующих на принимаемые Советом коллективной безопасности, Советом министров иностранных дел и Комитетом секретарей советов безопасности государств-членов ОДКБ меры, направленные на укрепление антинаркотической безопасности региона, придание этой работе конструктивного значения и силового акцента в условиях эффективных действий Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ под руководством директора ФСКН России В.П. Иванова.
С большим интересом участники научного форума слушали выступления В.С. Гапонова (Управление ФСКН России по Тверской области), М.И. Чагаровой (Департамент специального и криминалистического обеспечения ФСКН России), Э.С. Муслимова (Управление ФСКН России по Республике Дагестан), А.З. Килина (Управление ФСКН России по Красноярскому краю), В.А. Кирилишина (Оперативно-разыскной департамент ФСКН России), к. ю. н. , доцента А. П. Козлова и д. ф. н. , профессора В.В. Павловского (Красноярский государственный аграрный университет), А.П. Гладкова (Управление ФСКН России по Волгоградской области), Р.С. Асадчего (Управление ФСКН России по Новосибирской области), А.Ф. Кан (Управление ФСКН России по Иркутской области), к.ю.н. О.А. Головиной (Управление ФСКН России по Ульяновской области) и многих других.
По результатам обсуждения докладов и выступлений, сделанных участниками в ходе работы пленарных и секционных за-
седаний, а также анализа аналитических материалов "Наркоситуация в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (2009-2013 гг.)" [6] были выработаны и одобрены участниками рекомендации по различным направлениям антинаркотической деятельности.
В области гуманитарных вопросов профилактики наркомании, реабилитации и ресоциализации наркозависимых, пропаганды здорового образа жизни
1. Поддержать идею о необходимости создания единой евразийской системы антинаркотической безопасности и выделении антинаркотической безопасности в отдельный вид безопасности. В целях формирования барьера распространению новых психоактивных веществ расширять обмен опытом с другими государствами по снижению спроса на наркотики, профилактике, лечению и реабилитации наркозависимых.
2. Считать перспективным научным направлением проведение дальнейших исследований в научных и образовательных организациях ФСКН России проблем антинаркотической безопасности и международного сотрудничества, в том числе в рамках ОДКБ, а также оценки социально-экономического ущерба от наркотизма.
3. Продолжить научные исследования в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров среди несовершеннолетних и молодежи, защиты их прав и интересов, профилактики безнадзорности и беспризорности, формирования методов противодействия пропаганде наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров и предупреждения иного асоциального поведения среди данной группы населения.
4. Для оптимизации деятельности реабилитационных центров, выработки стандартов и регламентов их деятельности антинаркотическим комиссиям по субъектам Российской Федерации содействовать реализации государственной межведомствен-
ной программы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ.
5. Продолжить развитие на муниципальном уровне профилактических, волонтерских проектов, совершенствовать организацию ресоциализации наркозависимых, адаптацию их в общество посредством трудоустройства, включения в досуговые сообщества, группы взаимопомощи.
6. Совершенствовать систему подготовки специалистов, занимающихся антинаркотической профилактикой среди несовершеннолетних, уделять внимание данному вопросу на заседаниях антинаркотических комиссий.
7. Обратить внимание субъектов антинаркотической деятельности на то, что ресоциализирующее комплексное воздействие социальных институтов (здравоохранение, образование, средства массовой информации, религиозные конфессии, семья) на человека с наркотической зависимостью всегда должно основываться на тесном взаимодействии таких форм общественного сознания, как мораль, религия, философия, наука, искусство.
8. Для улучшения наркоситуации усилить контроль за организациями и предприятиями, использующими иностранную рабочую силу, обеспечить на постоянной основе взаимодействие органов наркоконтроля с управлениями Федеральной миграционной службы по субъектам Российской Федерации, другими правоохранительными органами по работе с иностранными гражданами. Повысить уровень межведомственного взаимодействия правоохранительных органов по субъектам Российской Федерации по пресечению нелегальной миграции и борьбе с этнической преступностью.
9. Продолжить работу антинаркотических комиссий и других субъектов антинаркотической деятельности по совершенствованию мониторинга наркоситуации, выработке единых подходов к анализу результатов мониторинговых исследований. В этом направлении:
- проработать вопрос унификации дан-
ных при проведении мониторинга наркоситуации с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, в соответствии с Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах;
- оптимизировать систему запрашиваемых статистических данных у различных ведомств для осуществления мониторинга наркоситуации с учетом специфики статистической информации этих ведомств (ФСИН России, Минздрав России и др.).
10. Повысить эффективность конструктивного взаимодействия Государственного антинаркотического комитета, антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований со средствами массовой информации для проведения антинаркотической пропаганды и просвещения в рамках реализации мероприятий первичной профилактики наркомании, по предупреждению пропаганды наркопотребления в публикуемых материалах, наращивать эффективность специализированных антинаркотических программ и передач. Обратить внимание на ведение антинаркотической пропаганды с учетом психолого-возрастных особенностей молодежной аудитории.
В области криминологических и уголовно-правовых проблем борьбы с наркопреступностью
1. Антинаркотическим ведомствам государств-членов ОДКБ проводить научные исследования в сфере совершенствования механизма конфискации имущества в рамках международного и национального законодательства.
2. Признать в качестве приоритетного направления деятельности раннюю профилактику наркопреступности, а также иных преступных фактов, связанных с наркопреступностью: коррупционного прикрытия наркобизнеза, легализации преступных капиталов, деятельности организованных и профессиональных преступных групп.
3. В целях совершенствования механиз-
ма профилактики немедицинского потребления наркотических средств инициировать внесение изменений и дополнений в проект Концепции создания Национальной системы комплексной реабилитации и ре-социализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ в части:
- указания на существенное сокращение спроса на наркотики как цели Концепции создания Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ;
- признания в качестве участников Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ, помимо коллективных субъектов, также физических лиц.
4. Образовательным организациям ФСКН России продолжить исследования, направленные на дальнейшую разработку эффективного механизма альтернативной ответственности наркопотребителей (побуждение больных наркоманией к лечению и реабилитации; развитие недобровольного вмешательства в отношении потребителей наркотиков, привлеченных к ответственности; использование целесообразности лечения и реабилитации при вынесении приговора), совершенствования уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
В области уголовно-процессуальных и административно-правовых проблем противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков
1. Признать, что изменения, внесенные Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № З13-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-
ской Федерации", заслуживают позитивной оценки, однако вместе с тем требуют дальнейшего совершенствования нормативно-правовых и организационных условий реализации в части:
- адаптации к современным реалиям установленного порядка медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения, организационных условий осуществления этой деятельности, нормативно-правовых и организационных условий для полноценного учета лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств или психотропных веществ, а также больных наркоманией;
- использования правового ресурса, предусмотренного ст. 6.9.1 КоАП РФ, для своевременного выявления лиц, допускающих употребление лекарственных препаратов и иных психоактивных веществ, не содержащих наркотические средства и психотропные вещества и (или) их аналоги в целях доведения себя до состояния одурманивания.
2. Признать необходимым в целях повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в местах массового досуга граждан нормативно-правовое совершенствование отдельных элементов статуса сотрудника органа наркоконтроля в части установления административной ответственности за незаконное потребление аналогов наркотических средств и психотропных веществ, отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения.
3. В целях полноценного использования сотрудниками органов наркоконтроля предоставленного законодательством инструментария обратить внимание ФСКН России на целесообразность разработки нормативного правового акта, регламентирующего условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания лиц, задержанных на основании ст. 1 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ "О полиции" по аналогии с поста-
новлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 301 "Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации".
4. Признать, что уголовно-процессуальное регулирование стадии возбуждения уголовного дела в существующем виде не обеспечивает правовыми средствами закрепление на этом этапе информации, имеющей доказательственное значение, и не содержит необходимых и достаточных гарантий прав и законных интересов личности, которые затрагиваются в ходе "дослед-ственной проверки".
Констатировать объективно назревшую необходимость в целях повышения эффективности борьбы с преступностью и расширения гарантий права граждан на доступ к правосудию существенной коррекции концептуальных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части:
- пересмотра концептуальных подходов к правовому регулированию стадии возбуждения уголовного дела и отказа от данной стадии;
- введения в УПК РФ норм, регулирующих порядок регистрации сообщений о преступлениях как начального момента уголовно-процессуальной деятельности по установлению события и обстоятельств преступления;
- введения в УПК РФ норм, регулирующих порядок представления следователю, дознавателю и суду сведений, имеющих доказательственное значение, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, участниками процесса (стороной защиты, потерпевшим и гражданским истцом), правила оценки допустимости таких сведений.
В области оперативно-розыскных проблем противодействия преступно-
сти в сфере легального и незаконного оборота наркотиков
1. С целью повышения эффективности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве признать практическую значимость единого подхода к оформлению соответствующих оперативно-служебных документов.
2. Изучить целесообразность разработки автоматизированных информационных систем анализа социальных сетей для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
3. Инициировать внесение в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" изменений, направленных на:
- устранение пробелов в правовом регулировании досмотра граждан и изъятия при его проведении различных предметов (документов, веществ, материалов, оружия и др.);
- усиление социальной защищенности лиц, оказывающих содействие органам наркоконтроля, в части их пенсионного обеспечения;
- существенное увеличение срока хранения фонограмм и других материалов, полученных в результате прослушивания телефонных и иных переговоров.
Рассмотреть перспективу нормативного правового регулирования:
- осуществления оперативно-розыскной деятельности за пределами Российской Федерации с целью повышения эффективности противодействия транснациональной организованной наркопреступности;
- обращения органами наркоконтроля в свое пользование части изъятого ими имущества и доходов, полученных преступным путем, на основании решения суда.
В области криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений в сфере легального и незаконного оборота наркотиков
1. Считать перспективным научным направлением дальнейшее совершенствова-
ние и систематизацию методик расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате их незаконного оборота. Акцентировать внимание, что широкое использование современных возможностей судебных экспертиз, в том числе наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, фонос-копической (преимущественно по идентификации лиц, говорящих на этнических языках), трасологической, экономической и экономико-стоимостной, оценочной, существенно влияют на качество расследования уголовных дел данной категории.
2. Признать необходимым рассмотрение вопроса по введению мер временного запрета на оборот новых психоактивных веществ с целью изучения структуры, свойств и оказываемого воздействия на организм человека, а также проведения процедуры
включения данных веществ в Список подконтрольных.
3. Продолжить работу по совершенствованию технических средств и методов обнаружения, фиксации, используемых при производстве следственных действий в ходе расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе за счет включения в состав унифицированных комплектов для осмотра мест происшествий современных технических средств.
В целом конференция явилась демонстрацией возможностей по консолидации научных знаний и практического опыта ученых и практиков государств-членов ОДКБ в решении задач по стабилизации наркотической ситуации в странах Центрально-Азиатском региона и России, созданию единой евразийской системы антинаркотической безопасности и дальнейшему конструктивному сотрудничеству в данной сфере.
Библиографический список
1. Гапонов, С.В. Об организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков на территории Красноярского края в современных условиях / С.В. Гапонов // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни : материалы XVII научно-практической конференции (17-18 апреля 2014 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - Ч. 1. - С. 29-37.
2. Головко, В.В. К вопросу о профилактике наркомании среди водителей транспортных средств / В.В. Головко, А.А. Иванова // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни : материалы XVII научно-практической конференции (17-18 апреля 2014 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - Ч. 2. - С. 160-163.
3. Дроздов, А. С. Уголовно-правовая характеристика контрабанды наркотических средств и психотропных веществ: проблемы квалификации и законотворчества / А.С. Дроздов // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни : материалы XVII научно-практической конференции (17-18 апреля 2014 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - Ч. 2. - С. 87-92.
института ФСКН России — -
4. Корчагин, О.Н. Проблемы подрыва экономической основы транснациональной преступности // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни : материалы XVII научно-практической конференции (17-18 апреля 2014 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - Ч. 1. - С. 53-60.
5. Куницына, Е.М. О состоянии "детской" и "подростковой" наркоситуации в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа / Е.М. Куницына // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни : материалы XVII научно-практической конференции (17-18 апреля 2014 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - Ч. 1. - С. 70-74.
6. Наркоситуация в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (2009-2013 гг.) : аналитические материалы / под ред. Д.Д. Невирко. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014.
7. Наркоситуация в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (2009-2013 гг.) : анализ и прогноз / под ред. Д.Д. Невирко. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014.
8. Невирко, Д.Д. Состояние наркоситуации в государствах-членах Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и приоритетные направления противодействия наркопреступности / Д.Д. Невирко // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни : материалы XVII научно-практической конференции (17-18 апреля 2014 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - Ч. 1. - С. 11-28.
9. Пономарева, В.В. Координация взаимодействия правоохранительных органов как организационно-правовая основа повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков / В.В. Пономарева // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни : материалы XVII научно-практической конференции (17-18 апреля 2014 г.): в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - Ч. 2. - С. 247-251.
10. Соколов, А.Д. Мониторинг наркоситуации в Российской Федерации как инструмент реализации государственной антинаркотической политики / А.д. Соколов, Ю.Б. Шевцова, А.И. Прохорова // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни : материалы XVII научно-практической конференции (17-18 апреля 2014 г.): в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - Ч. 1. - С. 61-66.
11. Федоренко, Т.А. Судебная наркологическая экспертиза при расследовании уголовных дел как фактор применения судебного наказания в условиях реформирования законодательства / Т.А. Федоренко // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни : материалы XVII научно-практической конференции (17-18 апреля 2014 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - Ч. 1. - С. 17--181.
12. Цуканов, Н.Н. Статья 6.9.1 КоАП РФ: прогнозируемые вопросы и проблемы практического применения / Н.Н. Цуканов // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота нар-
котиков: национальный и международный уровни : материалы XVII научно-практической конференции (17-18 апреля 2014 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - Ч. 2. - С. 169-174.
13. Шабельникова, Н.А. Исторический опыт противодействия наркопреступности на Дальнем Востоке России в 1920-е гг. / Н.А. Шабельникова // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни : материалы XVII научно-практической конференции (17-18 апреля 2014 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - Ч. 1. - С. 246.