зарубежный опыт
УДК 351.746
Михаил Геннадьевич МЕЛИХОВ,
советник Секретариата Договора о коллективной безопасности, заместитель секретаря Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ, кандидат юридических наук, доцент
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ANTI-DRUG ACTIVITIES OF THE COLLECTIVE SECURITY TREATY
ORGANIZATION
В статье рассматривается роль Организации Договора о коллективной безопасности в борьбе с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ на территории государств-членов ОДКБ.
The article considers the role of the Collective Security Treaty Organization (CSTO) in the fight against illegal distribution of narcotic drugs and psychotropic substances on the territory of the CSTO Member States.
Ключевые слова: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), борьба с наркоугрозой, наркопреступность.
Keywords: Collective Security Treaty Organization (CSTO), the fight against drug threat, drug-related crime.
Мониторинг ситуации, связанной с незаконным распространением наркотиков, складывающейся на территории государств-членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ, Организация) и прилегающих регионов, свидетельствует, что наркобизнес продолжает активно развиваться, оказывая разрушающее воздействие на социальные и
экономические сферы жизнедеятельности стран. На наркоситуацию негативно воздействуют такие факторы, как увеличение производства опиатов в Афганистане, возрастающая экспансия синтетических препаратов из Европы и Юго-Восточной Азии, кокаина из Латинской Америки.
Учитывая серьезность проблемы, вопросы повышения эффективности и совер-
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
шенствования антинаркотической деятельности находятся под постоянным контролем глав государств-членов ОДКБ. Особый акцент делается на разработку и реализацию коллективных мер организационного, правового и практического характера.
В чем роль Организации Договора о коллективной безопасности? Что могут сделать государства-члены ОДКБ в борьбе с наркоугрозой?
Практически все государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности в силу своего географического расположения находятся на передовых рубежах борьбы с трансграничной наркопреступностью, поскольку через их территорию проходит так называемый северный маршрут афганского наркотрафика.
В настоящий момент фиксируется нарастающий поток наркотиков на кавказском направлении, а также в последнее время правоохранительные органы регистрируют участившиеся попытки продвинуть наркотики синтетического ряда, произведенные в Европе и Китае, на рынки России и Центральной Азии.
В Организации Договора о коллективной безопасности в качестве первого шага поставлена цель обеспечения совместной работы по перекрытию каналов поставки наркотиков из мест их культивирования и переработки в страны назначения.
Совместная деятельность направлена не только на физическое изъятие наркотиков, но и на пресечение незаконного оборота их прекурсоров, контроль финансовых потоков, подпитывающих наркобизнес, организацию профилактической работы.
В рамках Организации Договора о коллективной безопасности общая идеология коллективной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров строится на стратегической концепции подрыва экономических основ наркобизнеса, состоящей из совокупности мер, направленных на: изъятие крупных партий наркотиков; сужение возможностей сырьевой базы; организацию мер, максимально услож-
няющих перемещение наркотиков через границы и по внутренним транспортным магистралям;
недопущение утечки прекурсоров к наркодельцам;
выявление и ликвидацию подпольных лабораторий;
борьбу с легализацией наркодоходов; выявление ценностей, добытых в результате незаконных операций с наркотиками;
активизацию работы в местах сбыта подконтрольных препаратов;
комплексное проведение мероприятий, направленных на снижение спроса на наркотики.
Исходя из этих задач, формируются инструменты воздействия на наркоситуацию в регионе.
Антинаркотическое направление в работе государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности сформировано достаточно давно, однако реальный прорыв в области практической борьбы с незаконным распространением наркотиков в рамках ОДКБ произошел лишь в 2003 году.
На сессии Совета коллективной безопасности 28 апреля 2003 года, состоявшейся в Душанбе, был принят пакет важных решений по преобразованию Договора о коллективной безопасности в Организацию Договора о коллективной безопасности. Перед Организацией поставлена задача - повысить уровень внешнеполитической интеграции и расширить сферы противодействия международному терроризму, экстремизму, организованной транснациональной преступности, незаконной миграции и наркобизнесу. Совет принял отдельное решение о координации деятельности государств-членов ОДКБ по борьбе с наркоугрозой. В соответствии с ним Секретариатом Организации во взаимодействии со специалистами из национальных правоохранительных органов и специальных служб был разработан План мероприятий по борьбе с наркоугрозой, исходящей извне.
Зарубежный опыт
Во исполнение этого плана в 2003 году в формате Организации осуществлена комплексная оперативно-профилактическая операция под условным наименованием "Канал-2003", направленная на выявление и блокирование маршрутов нелегальной транспортировки наркотиков и прекурсоров по северному маршруту (Афганистан -Центральная Азия - Россия - Европа) и в регионах, непосредственно примыкающих к Афганистану. Для руководства и управления операцией была организована работа Международного координационного штаба в составе представителей компетентных органов Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, национальных и региональных межведомственных штабов, оперативных групп соответствующих министерств и ведомств государств-членов ОДКБ.
О подготовке операции, ее основных задачах, путях их решения и сроках проведения информировались компетентные органы Азербайджана, Ирана, Китая, Узбекистана, Украины и Туркменистана.
Эффективность операции была признана в государствах ее проведения и международными организациями, и с 2004 года она проводилась ежегодно в два этапа. Всего проведены 22 этапа.
Учитывая эффективность ежегодных скоординированных мероприятий государств-членов ОДКБ, к операции "Канал" стали присоединяться другие страны. В частности, в качестве наблюдателей присоединились правоохранительные структуры Азербайджана, Афганистана, Болгарии, Боливии, Венесуэлы, Ирана, Испании, Италии, Китая, Колумбии, Латвии, Литвы, Монголии, Никарагуа, Пакистана, Польши, Перу, Румынии, США, Турции, Туркменистана, Украины, Финляндии и Эстонии, а также представители Интерпола, ОБСЕ и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов (ЕАГ).
Решением глав государств-членов ОДКБ от 5 сентября 2008 года операции
"Канал" придан статус Региональной антинаркотической операции ОДКБ постоянного действия.
Всего в результате мероприятий, проведенных в рамках операции "Канал" с 2003 года, из незаконного оборота изъято более 387 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 14,7 тонн героина, 4,9 тонн кокаина, 49,8 тонн гашиша, около 3 тысяч тонн прекурсоров, 11 тысяч единиц огнестрельного оружия и 361 тысяча штук боеприпасов. Пресечена деятельность 5439 организованных наркогрупп и сообществ.
Опыт операции "Канал" показал необходимость объединения усилий различных ведомств, участвующих в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, востребованность направляющего и координирующего межгосударственного механизма.
Разработанные в рамках операции методика и механизмы международного сотрудничества явились основой для создания в 2005 году Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ и тесного взаимодействия с партнерами, не входящими в Организацию Договора о коллективной безопасности.
В составе Координационного совета действует Исполнительное бюро, созданы и функционируют рабочие группы по сотрудничеству в сфере оперативно-розыскной деятельности, обмена информационными ресурсами, научно-технического и кадрового обеспечения, межведомственного взаимодействия в сфере профилактики. С 1 декабря 2009 года запущен Объединенный банк данных государств-членов ОДКБ по вопросам контроля над наркотиками.
В целях обеспечения совместной подготовки кадров компетентных органов в сфере противодействия наркотрафику Решением Совета коллективной безопасности от 23 декабря 2014 года Сибирскому юридическому институту ФСКН России (г. Красноярск) придан статус базового учебного заведения дополнительного про-
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
фессионального образования сотрудников правоохранительных органов и спецслужб государств-членов ОДКБ.
Сегодня необходимо отметить высокий уровень организованности транснациональных криминальных структур, в том числе наркогруппировок, их хорошую техническую оснащенность, использование современных информационных и коммуникационных технологий, в том числе в глобальной сети Интернет.[1, с. 23]
В целях совместного и эффективного реагирования на изменение ситуации, в том числе на другие вызовы и угрозы, Организацией, с участием Секретариата ОДКБ был предпринят ряд дополнительных мер.
В минувшем году в ходе проведения в рамках ОДКБ операции под условным наименованием "ПРОКСИ", направленной на противодействие киберпреступности, выявлены более 8,5 тыс. сайтов, имеющих отношение к распространению наркотиков.
Ведется работа по выявлению правонарушений в сфере оборота наркотиков и в ходе реализации комплекса мероприятий "Нелегал". Так, с мая по октябрь 2014 года попутно с работой по пресечению нелегальной миграции из третьих стран правоохранительными органами государств-членов ОДКБ возбуждены 5106 уголовных дел за преступления, связанные с наркотиками.
Во исполнение решения президентов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в состав формирований специального назначения коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ включены спецподразделения национальных антинаркотических служб. Этими структурами проведен ряд специальных учений под условным наименованием "Гром" в России и Кыргызстане, а также полевые выходы в Таджикистане и Казахстане.
Активно развивается профилактическая составляющая антинаркотической работы. Сформирован механизм взаимодействия наркологических служб государств. За последние годы проведены несколько
координационных совещаний главных наркологов государств-членов ОДКБ в России и Казахстане.
Проведены три международные студенческие научно-практические конференции "Студенты государств-членов ОДКБ против наркотиков!", где принимали участие ведущие специалисты в области профилактики наркомании и незаконного оборота наркотиков МВД России, ФСКН России, Управления ООН по наркотикам и преступности, представители различных конфессий, молодежных организаций, профессорско-преподавательский состав и студенты авторитетных вузов государств-членов ОДКБ.
На конференциях обсуждались проблемы практики применения законодательства в противодействии незаконному обороту наркотиков, существующие модели противодействия наркоугрозе, новые подходы к функционированию системы защиты высших образовательных учреждений от наркомании и работе социально-психологической службы школ по профилактике потребления наркотиков, деятельности общественных молодежных объединений по профилактике потребления наркотиков среди молодежи, организации волонтерской работы, использования интернет-технологий в профилактике наркомании.[2]
Участники конференций подтвердили готовность наращивать усилия, направленные на мобилизацию потенциала заинтересованных государств для поиска решения глобальной проблемы наркотиков, и высказались в пользу проведения подобных встреч на регулярной основе. Проведенные мероприятия получили общественный резонанс и, на наш взгляд, стали вкладом в дело профилактики немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота в молодежной среде на межгосударственном уровне.
Все эти направления объединены Антинаркотической стратегией государств-членов Организации, утвержденной СКБ в декабре 2014 года.
Мы далеки от иллюзии, что наркобизнес легко сдаст свои позиции. Слишком много
Зарубежный опыт
Необходимо противопоставить наркоугрозе интенсивную работу, организованную как на национальном, так и региональном уровне.
социальных, экономических и иных факторов сплелись в тугой клубок. Для разрешения имеющихся вопросов, на наш взгляд, важно наращивать совместные усилия на практических направлениях борьбы с наркобизнесом.
В обстановке, когда незаконное распространение наркотических средств вошло в число острейших вызовов цивилизованному миру и стабильности, когда нынешние наркоторговцы используют изощренные методы для обхода традиционных систем безопасности, совместные скоординированные меры и практические шаги будут способствовать усилению общего измерения международной безопасности.
Библиографический список
1. Невирко, Д.Д. Противодействие наркоугрозе и взаимодействие с сфере реабилитации и ресоциализации наркопротребителей на международном и национальном уровнях в современных условиях / Д.Д. Невирко // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации нар-копротребителей: материалы XVIII международной научно-практической конференции : в 2 ч. - Красноярск, 2015. - Ч.1.
2. Мальков, С. М. Актуальные направления противодействия наркопреступности и наркомании в России / С.М. Мальков, А.В. Шеслер // Особенности современной наркоситуации и основные направления противодействия наркопреступности : материалы международного научно-практического семинара (15 ноября 2012 г.). - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. - С. 20-23.