УДК 364.04+343.85
Дмитрий Дмитриевич НЕВИРКО,
заместитель начальника Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск) по научной работе, доктор социологических наук, профессор
onrio@sibli.ru
Павел Владимирович ТЕПЛЯШИН,
начальник организационно-научного и редакцион-но-издательского отдела Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент
pavlushat@mail.ru
НАЦИОНАЛЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВНИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОУГРОЗЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ РЕАБИЛИТАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НАРКОПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ПО ИТОГАМ XVIII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ
NATIONAL AND INTERNATIONAL LEVELS OF COUNTERACTION TO THE DRUG THREAT AND COOPERATION IN THE SPHERE OF REHABILITATION AND RESOCIALIZATION FOR DRUG USERS: ОN THE RESULTS OF THE XVIII INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL INFERENCE
Статья подготовлена по итогам XVIII международной научно-практической конференции "Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей", прошедшей 16-17 апреля 2015 г. в Сибирском юридическом институте ФСКН России.
The article is written on the results of the XVIII International Scientific and Practical inference "National and international levels of counteraction to the drug threat and cooperation in the sphere of rehabilitation and resocialization for drug users" held on 16-17 April, 2015 at Siberian Law Institute of the FDCS of Russia.
Ключевые слова: антинаркотическая политика, наркобезопасность, наркоугроза, прогноз наркопреступности, профилактика незаконного оборота наркотических средств, реабилитация и ресоциализация наркопотребителей.
Keywords: anti-drug policy, drug security, drug threat, drug- related crime forecast, drug trafficking prevention, rehabilitation and resocialization for drug users.
16-17 апреля 2015 г. в Сибирском юридическом институте ФСКН России прошла XVIII международная научно-практическая конференция "Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей".
Непосредственное участие в работе конференции приняли представители Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ), аппаратов ГАК по федеральным округам, НИЦ ФСКН России, территориальных органов ФСКН России, образовательных организаций ФСКН России и МВД России, Управления ФСКН России по Красноярскому краю, образовательных организаций г. Санкт-Петербурга, г. Омска, г. Иркутска, г. Томска, правоохранительных органов, общественных организаций и вузов г. Красноярска и Красноярского края.
С приветствием участников конференции выступили начальник Сибирского юридического института Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - СибЮИ ФСКН России, институт) генерал-майор полиции И.А. Медведев, советник Секретариата ОДКБ - заместитель Секретаря Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ М. Г. Мелихов, заместитель Губернатора Красноярского края И.В. Черноков.
Работа научного форума проходила в режиме пленарных заседаний и шести секций: "Государственно-частное партнерство в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, национальный и международный опыт государств-членов ОДКБ"; "Проблемы, методы и технологии профессиональной подготовки сотрудников органов наркоконтроля"; "Актуальные проблемы правового регулирования и криминалистического обеспечения досудебного и судебного производств по уголовным делам"; "Материально-правовые и процессуальные аспекты реализации юридической
ответственности как средства противодействия наркоугрозе"; "Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия наркопреступности"; "Формирование здорового образа жизни в современных условиях".
Большой интерес у присутствующих вызвали доклады, которые были представлены в ходе первого пленарного заседания. Заместитель начальника института по научной работе д. с. н., профессор Д.Д. Невирко в докладе "Противодействие наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей на международном и национальном уровнях в современных условиях"[15] представил единую систему базовых факторов, характеризующих наркосреду в целом и обуславливающих наркоситуацию. По мнению докладчика, оценить факторы риска и экспозиционное давление наркосреды на наркобезопасность на территории государств-членов ОДКБ позволяют такие факторы, как географическое, социально-демографическое и экономическое состояние государств, количество наркопотребителей и территориальная распространенность наркопотребления в этих странах, состояние, динамика и уровень наркопреступности и криминальная наркоактивность населения как наиболее опасные элементы наркоситуации, объем и виды изымаемых из незаконного оборота наркотических средств, эффективность антинаркотической политики и системы предупреждения наркопреступности и немедицинского потребления наркотических средств. Профессор Д.Д. Невирко обратил внимание на основные показатели, характеризующие наркопреступность в государствах-членах ОДКБ как высоко напряженную, а именно относительно постоянное количество регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ежегодную регистрацию в государствах около 245 тысяч наркопреступлений, изъятие в 2009-2014 гг. около 562 тонн наркотиков, доминирование наркотиков каннабисной (63,5% от общего объема изъятых нарко-
тиков) и опиоидной (31,5%) групп, привлечение за указанный период к ответственности более 730 тысяч лиц, совершивших наркопреступления. Отмечены волнообразная динамика общего количества зарегистрированных преступлений и изъятий наркотиков в сфере их незаконного оборота, неравномерное распределение коэффициентов наркопреступлений в государствах-членах ОДКБ: от 11 наркопреступлений на 100 тысяч населения в Республике Таджикистан до значительного отрыва по данному показателю Российской Федерации -160 преступлений, при колебании показателей в пределах от 32 до 53 в остальных государствах, незначительное снижение количества женщин, привлеченных к уголовной ответственности за данные преступления; тенденция постепенного замещения героина менее дорогими и более доступными наркотическими средствами. Перечисленные показатели наркопреступности коррелируют с тенденциями наркоситуации в государствах-членах ОДКБ - формирование механизма наркоиндустрии, представляющего процесс от наркопроизводства до наркопотребления, эскалация активности международной наркопреступности, жесткая корреляция между возрастанием афганского наркотрафика в Российскую Федерацию и усилением наркоугрозы для Центральной Азии, активное силовое сопровождение наркобизнеса международной преступностью на афгано-таджикской границе. На основании количественно-качественных показателей наркоситуации докладчиком представлен краткосрочный прогноз её развития [14], изложены пять измерений новой миссии наркополицейских. С учетом обозначенных особенностей реализации мер по профилактике наркозависимости в государствах-членах ОДКБ и сформулированных директором ФСКН России В.П. Ивановым стратегических задач комплексной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц докладчиком был сделан вывод о минимальной активности становления данного направления противодействия наркоугрозам, что обусловлено рядом объективных проблем,
а также представлены предложения по выработке мер координационного, образовательного и программно-целевого характера, направленных на противодействие международной наркоугрозе в государствах, входящих в состав Организации Договора о коллективной безопасности.
Начальник Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю (далее - Управление) генерал-лейтенант полиции С.В. Гапонов в докладе "Актуальные вопросы эффективности противодействия наркоугрозе в Красноярском крае" указал на проблемы деятельности наркополицейских и направления оптимизации организационных и практических мер, направленных на выполнение Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на 2010-2020 годы. Результатом предпринятых усилий стало выявление в 2014 г. на территории края 7008 наркопреступлений, что на 11,7% больше, чем в 2013 г., привлечение к уголовной ответственности за данные общественно опасные деяния 3026 человек (+4,5%), из них 137 - несовершеннолетних (+13%), 240 - учащихся и студентов (+22%), в возрасте 18-29 лет - 1684 человек (или 55,6%). Особое внимание Управление уделяет работе по реализации основных задач, относящихся к компетенции органов наркоконтроля, связанных с выявлением и пресечением деятельности организованных групп, занимающихся незаконными поставками и сбытом наркотических средств на территории Красноярского края. Так, в 2014 г. пресечена деятельность 46 наиболее опасных организованных преступных групп. Докладчиком отмечено, что уровень наркотизации в крае на 100 тысяч населения на 20% ниже, чем в среднем по России. С.В. Гапонов акцентировал внимание на лавинообразном распространении как традиционных, так и новых видов синтетических наркотиков, создании довольно объемного и устойчивого нелегального рынка новых видов подконтрольных и неподконтрольных психоактивных веществ наркотического воз-
действия с их контрабандным завозом в основном из КНР, Тайланда, других стран Юго-Восточной Азии этническими преступными группировками. Были затронуты проблемы транзитных поставок наркотических средств в Красноярский край из Республики Тыва и высокой рецидивной преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств. Сделан вывод о важной роли противодействия наркоагрессии, в том числе новым видам наркотиков, эффективного и слаженного взаимодействия Управления с другими правоохранительными органами края и других субъектов Сибирского федерального округа, а также краевыми государственными органами по реализации комплексного межведомственного плана мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков на территории Красноярского края на 20142015 годы. Предложено активнее реали-зовывать положения вступившего с 1 января 2014 г. Закона Красноярского края №1988 "О профилактике алкоголизма, наркомании и токсимании в Красноярском крае", Федерального закона №313-Ф3, в первую очередь в разрезе достижения реальных результатов по побуждению к лечению лиц, неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за потребление наркотиков. [1]
Не менее интересными и содержательными были доклады и выступления на секциях. Значительный интерес вызвал доклад д. м. н. Т.В. Коробициной (Юридический институт СФУ), предлагающей обсудить ряд вопросов успешной реализации трехуровневой системы лечения и реабилитации наркобольных, для чего требуется решить задачи трудовой и социальной реинтеграции реабилитантов, наделения социальных служб в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" законными основаниями признания лиц, завершивших программы медицинской реабилитации, нуждающимися в социальном обслуживании, формирования механизма бюджетного финансирования негосударственных организаций, выдающих серти-
фикаты на реабилитацию, определения субъектов составления реестра реабилитационных центров, посещения их для оценки и контроля качества оказываемых услуг. [8]
Вызвало горячую дискуссию выступление к.соц.н., доцента Е.М. Куницыной (Управление аппарата ГАК по Сибирскому федеральному округу), которая на основании мониторинга наркоситуации раскрыла проблемы организации профилактической работы с семьей как направлена государственной антинаркотической политики. [10] Привлек внимание доклад представителя Управления ФСКН России по Пермскому краю Л.Ю. Дорофеевой, в котором представлены результаты функционирования созданной в Пермском крае системы замкнутого цикла комплексной программы реабилитации потребителей психоактивных веществ: от аутрича до реабилитации и дальнейшего сопровождения, психотерапевтической (психокоррекционной) работы с несовершеннолетними, характеризующимися аддиктивным поведением. [4]
Также дискуссию вызвало выступление д.соц.н., доцента В.Е. Шинкевича (СибЮИ ФСКН России) [27], который на основе результатов эмпирического исследования, проводимого в рамках ежегодного мониторинга наркоситуации, выявил и взаимосвязь между досуговой сферой жизнедеятельности населения и выстраиванием системы ресоциализации наркозависимых. С большим интересом присутствующие обсуждали возможности мер побуждающего воздействия по оказанию помощи людям в процессе их ресоциализации, в движении "За жизнь без наркотиков".
С большим интересом присутствующие обсуждали обозначенные в докладе к.псих.н., доцента О.В. Евтихова (СибЮИ ФСКН России) вопросы профессиональных компетентенций сотрудника полиции применительно к специфике профессиональной деятельности, формируемых на разных этапах обучения в вузе правоохранительных органов, а также значимые компоненты, определяющие специфику подготовки специалистов в ведомственных вузах
правоохранительных органов. [3] В унисон данным вопросам развернулась активная дискуссия вокруг доклада к.ю.н. Н.Ю. Тетерятникова (СибЮИ ФСКН России), посвященного опыту сетевой формы реализации образовательных программ в системе повышения квалификации сотрудников органов наркоконтроля. [23]
Особый интерес вызвали доклады сотрудника Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета к.ю.н., доцента Д.А. Мезинова [12], в котором был дан подробный анализ правоприменительных проблем установления юридической (судебной) истины в уголовном судопроизводстве, сотрудника Управления ФСКН России по Кемеровской области М.В. Кондратьева [9], осветившего проблемы взаимодействия следственных и оперативных подразделений органов наркоконтроля при выявлении, раскрытии и расследовании наркопреступлений, совершаемых с использованием информационных технологий. Обратил внимание на проблемы заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ к.ю.н., доцент А.Г. Калугин (СибЮИ ФСКН России). [6]
Содержательным и аргументированным был доклад д.ю.н. , доцента Н.Н. Цуканова (СибЮИ ФСКН России), раскрывающий проблемы отсутствия систематизации оснований освобождения от административной ответственности. По мнению выступающего, содержание оснований освобождения от административной ответственности более полно раскрывается в контексте их сравнения со смежными собирательными категориями - обстоятельствами, исключающими противоправность деяния, а также обстоятельствами, освобождающими от административной ответственности. [26] В своем выступлении к.ю.н., доцент Н.А. Ря-бинин (СибЮИ ФСКН России) обосновал целесообразность введения во всех государствах-членах ОДКБ института ответственности за оборот и потребление новых
потенциально опасных психоактивных веществ, а также административной ответственности за уклонение от прохождения медицинского освидетельствования лица, употребившего данные вещества.[19]
Отметили потребность изменения примечания к ст. 228 УК РФ сотрудники Иркутского юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (г. Иркутск) д.ю.н., профессор И.М. Середа и к.ю.н., доцент Ю.В. Сидоренко. По мнению докладчиков, в примечании необходимо закрепить возможность освобождения от уголовной ответственности за впервые совершенное преступление, предусмотренное ч.1 ст.228 УК РФ, лица, хотя и не сдавшего наркотические средства или психотропные вещества в связи с отсутствием у него таковых, но явившегося с повинной, активно способствовавшего раскрытию или пресечению преступлений, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем. [20] В докладе сотрудника Управления ФСКН России по Иркутской области А.Ф. Кан прозвучали тревожные сведения о развитии наркорынка в регионе, чему способствует наличие большого количества наркопотребителей, в том числе латентных. Об этом свидетельствуют такие индикаторы мониторинга наркоситуации в 2014 г., как, например, 1833 случая острого отравления наркотиками, что на 58% выше показателя 2013 г., рост количества смертей от передозировки наркотиками, что на 63% больше по сравнению с 2013 г. Был сделан вывод о том, что реализация полицейских мер, адекватных сложной ситуации в сфере наркопотребления, повлечет наращивание значений показателей, характеризующих масштаб незаконного оборота наркотиков, и смещение их оценки в зону кризиса. [7]
Серьезную проблему обозначил к.ю.н., доцент П.В. Тепляшин (СибЮИ ФСКН России), указав на слабую разработанность методологических основ существования наркопреступности и необходимость её рассмотрения в трех основных аспектах:
1) как посягательства на здоровье населения; 2) как преступления против установленного порядка оборота наркотиков; 3) как общественно опасные деяния, образующие и (или) "вплетенные" в криминальный бизнес. [22] На отдельные вопросы ответственности за незаконный оборот наркотиков при экстремизме обратила внимание к.ю.н., доцент С.А. Ступина (СибЮИ ФСКН России). [21] Остановилась на недостатках уголовно-правовых средств противодействия транснациональной наркопреступности к.ю.н. Е.А. Федорова (СибЮИ ФСКН России). [25]
Подверг критике правоприменительную практику по установлению мотива и цели преступления, предусмотренного ст. 229 УК РФ, к.ю.н., доцент С.М. Мальков (Си-бЮИ ФСКН России). Докладчик предложил терминологически обозначать цели рассматриваемого преступления как корыстные и отнести его к разряду корыстных. [11] Весьма конструктивный анализ устойчивости преступных групп, совершающих наркопреступления, провел к.ю.н., доцент Д.В. Токманцев (СибЮИ ФСКН России). [24] Достаточно сложную практическую проблему юридической оценки незаконного оборота наркотических средств, находящихся в смеси, затронул к.ю.н., доцент Р.Н. Гордеев (СибЮИ ФСКН России). [2] На конференции рассматривались вопросы формирования здорового образа жизни в современных условиях. В частности, на проблемах организации внеурочной деятельности физического воспитания в муниципальной системе образования Красноярска как профилактике наркомании остановились П. А. Ростовцев (Красноярский городской Совет депутатов) и к.п.н., доцент Т.Г. Арутюнян (Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева). [18] Заострил внимание участников форума на вопросах формирования действенных компетенций здоровьесбережения у студенческой молодежи к.п.н., доцент А.Ю. Осипов (Институт физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета). [1 6] Раскрыла роль курса "Безопас-
ность жизнедеятельности" в профилактике наркомании в студенческой среде к.м.н., доцент Г.Н. Казакова (Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого). [5] На значительную роль физической подготовки среди составляющих профессиональной деятельности сотрудников органов наркоконтроля обратил внимание к.п.н., доцент Е.В. Панов (СибЮИ ФСКН России). [17]
Советник Секретариата ОДКБ к.ю.н. М.Г. Мелихов сопроводил свое выступление демонстрацией видеофильма о международных оперативно-тактических учениях "КАНАЛ-ДОЛИНА" совместных коллективных сил оперативного развертывания государств-членов ОДКБ, прошедших 1116 сентября 2014 г. на территории южных регионов Республики Казахстан. В силу того, что продолжается экспансия наркотических средств из Афганистана в Центрально-Азиатский регион и Российскую Федерацию, докладчик аргументировал потребность активизации международного антинаркотического сотрудничества в рамках региональной антинаркотической операции ОДКБ "КАНАЛ-ДОЛИНА". Выступающий обратил внимание присутствующих на конструктивную деятельность Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ, направленную на укрепление антинаркотической безопасности региона.
С большим интересом участники научного форума слушали выступления д.ю.н., доцента Н.Г. Стойко (Санкт-Петербургский государственный университет), к. ю. н. О. Н. Корчагина, к. ю. н. Д. К. Чиркова (НИЦ ФСКН России), к. ю. н. , доцента С.Л. Лоня (Национальный исследовательский Томский государственный университет), к.ю.н., доцента А.Д. Назарова (Юридический институт Сибирского федерального университета), д. п. н. , доцента М.Д. Кудрявцева (Торгово-экономический институт Сибирского федерального университета), к.фарм.н. В.В. Богданова (Красноярский государственный медицинский университет им. прос. В.Ф. Войно-Ясенец-
кого), Н.С. Андреевой (Красноярский государственный педагогический университет им В. П. Астафьева), А. З. Килина, И.В. Скудновой, А.Н. Колеватова, М. А. Саморокова, Е. В. Гончарова, А.Б. Путимцева, С.В. Шульгина (Управление ФСКН России по Красноярскому краю), Е.Г. Абакумова (Красноярский краевой наркодиспансер №1), Р.И. Петрико-ва (Покровский кафедральный собор).
По результатам обсуждения докладов и выступлений в ходе работы пленарных и секционных заседаний, а также анализа аналитических материалов "Наркоситуация в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности в 2014 году" [13] и информационно-аналитического обзора "Наркоситуация в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности (2009-2014 гг.)" [14] были выработаны и одобрены участниками рекомендации по различным направлениям антинаркотической деятельности.
В области государственно-частного партнерства в сфере реабилитации и ре-социализации наркопотребителей
1. Органам исполнительной власти, осуществляющим деятельность в сфере противодействия наркоугрозе, поддержания здоровья нации, обеспечить полномасштабное функционирование Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализа-ции с 2015 г., продолжать совершенствование ее организационно-административной и правовой базы. При реализации предусмотренных мероприятий основных направлений системы использовать комплексный подход с упором на региональные власти, на администрации субъектов Федерации, социальные службы, службы здравоохранения, которые должны участвовать в совместной работе с реабилитационными центрами.
2. Государственным, негосударственным органам, осуществляющим деятельность в сфере реабилитации и ресоциали-зации наркозависимых граждан, рекомендовать проведение мер комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потреб-
ляющих наркотики в немедицинских целях, на двух основных уровнях: общем и специальном. Общий уровень предполагает систему общих мер, осуществляемых на уровне Российской Федерации в целом и субъектов Российской Федерации. В региональных сегментах национальной системы реабилитации и ресоциализации мероприятия осуществлять через программы субъектов Российской Федерации по комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях.
3. Наращивать усилия государственных, негосударственных и общественных субъектов антинаркотической деятельности по формированию эффективных механизмов выявления и мотивации потребителей наркотиков к участию в программах комплексной реабилитации. Для повышения эффективности использования бюджетных средств в мотивационной работе антинаркотическим комиссиям совместно с органами правопорядка, медицинскими учреждениями, органами социальной защиты принять меры по разработке критериев оценки качества работ по мотивированию потребителей наркотиков к лечению, реабилитации и ресоциализации. Направить усилия субъектов антинаркотической деятельности регионов на содержательное и профессиональное развитие реабилитационных программ и программ постреабилитационного этапа, усиление мотивацион-ной составляющей при построении комплексной системы реабилитации, а также развитие индивидуального подхода при организации реабилитационного процесса. На фоне интеграции российского и международного наркобизнеса территориальным органам наркоконтроля совместно с органами здравоохранения и образования сформировать эффективную систему мероприятий, позволяющую актуализировать у лица, страдающего наркозависимостью, потребность обратиться за медицинской помощью, которая должна быть неразрывно связана с прохождением им курса реабилитации и последующей ресоциализации, в связи с чем расширить сеть антинарко-
тических реабилитационных центров и обеспечить их доступность.
4. Антинаркотическим комиссиям в субъектах Российской Федерации совместно с территориальными органами наркоконтроля, научными учреждениями проработать вопросы формирования алгоритма государственного партнерства, основанного на экономических и правовых возможностях регионов, по обеспечению специализированных социально ориентированных некоммерческих организаций финансовыми и материальными ресурсами на льготных условиях. Руководителям территориальных антинаркотических комиссий шире привлекать к участию в заседаниях антинаркотических комиссий представителей заинтересованных ведомств и органов местного самоуправления. Практиковать создание межведомственных комиссий для отбора организаций, способных обеспечить качественную социальную реабилитацию и ре-социализацию наркозависимых. Накапливать и распространять опыт скоординированного взаимодействия органов исполнительной власти, правоохранительных структур и общественных некоммерческих организаций при создании системы реабилитации и ресоциализации в субъектах Федерации.
5. Для повышения эффективности сопровождения процесса реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях, "заполняемо-сти" ниши свободного времени органам государственной и муниципальной власти, отвечающим за организацию молодежной политики, совершенствовать досуговую систему, оптимально обеспечивать шаговую доступность гражданам к наиболее востребованным местам проведения досуга.
6. Государственным, негосударственным органам, осуществляющим деятельность в сфере реабилитации и ресоциали-зации, внедрять в практику сопровождена реабилитации наркозависимых социопсихологические методы выявления когнитивных особенностей, характерных для лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях, с учетом данных особенностей вы-
страивать комплекс мер, направленных на обеспечение эффективной социальной адаптации данной категории лиц.
7. Главам субъектов муниципальных образований оказывать содействие деятельности негосударственных реабилитационных центров, включенных в региональную систему комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
8. Антинаркотическим комиссиям в субъектах Российской Федерации совместно с территориальными органами наркоконтроля инициировать на законодательном уровне установление обязательной системы сертификации организаций независимо от форм собственности, оказывающих на возмездной и безвозмездной основе услуги по социальной реабилитации наркозависимых, определить государственный орган, обеспечивающий разрешительные и контрольные функции, связанные с вопросами сертификации.
9. Продолжать конструктивное взаимодействие представителей наркологической службы, религиозных организаций и общественных объединений, силовых структур, администраций регионов на предмет выработки эффективных методик реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Разработать критерии и порядок квалификационного отбора некоммерческих организаций, предоставляющих реабилитационные услуги наркопотребителям. Внедрять правовой механизм эффективного контроля, препятствующего осуществлению социальной реабилитации организациями деструктивной направленности.
10. Территориальным органам здравоохранения совместно с органами наркоконтроля, управления образованием, образовательными учреждениями расширить в рамках специализированных курсов практику повышения квалификации специалистов, задействованных в выполнении и сопровождении программ реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях.
1 1 . Органам исполнительной власти проводить повсеместно работу с центрами занятости в целях оказания помощи нужда-
ющимся наркозависимым лицам в трудоустройстве в реабилитационный период.
В сфере профессиональной подготовки сотрудников органов наркоконтроля
1.Признать актуальным проведение дальнейших исследований в области проблем, методов и технологий профессиональной подготовки сотрудников органов наркоконтроля, в том числе в сфере организации и методики преподавания по общегуманитарным, профессиональным и специальным дисциплинам для формирования профессионально-психологической готовности сотрудников ФСКН России к практической деятельности.
2. ФСКН России инициировать решение вопроса о создании комплексной системы подготовки и переподготовки наркополицейских в государствах-членах ОДКБ, включая разработку единых подходов к формированию кадровой политики, унификацию законодательства, создание системы специализированных образовательных учреждений и организацию образовательного процесса по единым программам с учетом особенностей государств.
3. Использовать аналитические материалы "Наркоситуация в зоне действия ОДКБ (2009-2014 гг.)" в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций и профессиональной подготовке сотрудников органов наркоконтроля, а также в работе компетентных органов иностранных государств.
4. Вузам правоохранительных органов продолжить работу по совершенствованию программ и положений, регламентирующих деятельность подразделений воспитательной работы, психологического обеспечения, курсовых командиров, определив вклад конкретных внеучебных мероприятий "второй половины дня" в формирование определенных образовательных компетенций обучающихся.
5. Создать в вузах правоохранительных органов классы "деловых игр", расширяющие возможности использования активных и интерактивных методов обучения (дискуссионных, игровых, кейс-методов, тре-
нингов) с целью повышения эффективности внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс.
6. В вузах правоохранительных органов организовать межвузовские тематические площадки (мастер-классы) по обмену опытом в области методики профессионального обучения и используемых социально-педагогических технологий в рамках проведения учебно-методических сборов и семинаров.
В области правового регулирования и криминалистического обеспечения досудебного и судебного производств по уголовным делам
1.Обратить внимание на целесообразность разработки и внедрения в национальное законодательство государств-членов Шанхайской организации сотрудничества единого понятийного аппарата и общих правил подготовки и проведения международных и транзитных контролируемых поставок наркотических средств, а также единых стандартов применения принудительных процедур в отношении физических лиц, когда у субъектов оперативно-розыскной деятельности есть основания полагать, что они незаконно перевозят и хранят наркотические средства. Заинтересованным подразделениям ФСКН России, ФСБ России и МВД России организовать целенаправленную работу по подготовке соответствующих нормативных актов.
2. Заинтересованным ведомствам государств-членов Таможенного Союза в рамках ЕАЭС в целях повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ инициировать в рамках Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза внесение изменений в Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 о дополнении Таможенного кодекса Таможенного союза главой, предусматривающей механизм проведения контролируемой поставки товаров, предметов, средств, веществ, продукции, свободная реализа-
ция которых запрещена либо оборот которых ограничен, ввозимых на территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, перемещаемых по ней либо вывозимых с этой территории.
3. СибЮИ ФСКН России организовать исследование и обобщение следственной и судебной практики по уголовным делам о сбыте и контрабанде наркотических средств, совершаемых с использованием сети Интернет, и разработку на основе этого анализа учебно-методических материалов по организации и методике расследования этой категории преступлений для использования в деятельности органов наркоконтроля и в учебном процессе образовательных организаций ФСКН России.
4. СибЮИ ФСКН России организовать обобщение практики заключения органами наркоконтроля досудебных соглашений о сотрудничестве с участниками организованных преступных групп и преступных сообществ и подготовку предложений по совершенствованию норм главы 40.1 УПК РФ, направленных на предотвращение возможности их использования для ухода лидеров организованных преступных формирований от реального уголовного наказания.
5. Признать актуальными направлениями научно-исследовательской работы в СибЮИ ФСКН России и организовать проведение исследований в области:
- использования информационно-телекоммуникационных технологий в расследовании преступлений;
- совершенствования и внедрения в следственную и экспертную деятельность новых научно-технических средств и технологий, предназначенных для выявления, фиксации и изъятия криминалистически значимой доказательственной и ориентирующей информации при работе с электронными (в том числе цифровыми) устройствами;
- совершенствования тактических приемов производства следственных действий при расследовании преступлений, совер-
шаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;
6. Считать перспективным направлением совершенствования деятельности экс-пертно-криминалистических подразделений органов наркоконтроля дальнейшее внедрение скрининговых (предварительных) исследований с применением аппаратно-программных комплексов, основанных на методе иммунохроматографии с фотометрической детекцией.
ЭКУ 9 Департамента ФСКН России продолжить работу по совершенствованию методики иммунохроматографического анализа, акцентируя внимание на необходимости осторожного подхода к оценке и интерпретации полученных результатов при анализе образцов ввиду высокой чувствительности иммунохимических методов.
7.ФСКН России выйти с предложением в Правительство Российской Федерации о проработке с компетентными органами государств-членов ОДКБ, ШОС и Таможенного союза вопроса о возможности обмена на системной основе в автоматизированном режиме информацией оперативно-справочного и оперативно-розыскного назначения о лицах, привлекавшихся к уголовной ответственности или осужденных за преступления в сфере оборота наркотиков; при этом использовать существующие информационные массивы БД "Криминал", ПТК "Розыск-Магистраль" и других учетов органов внутренних дел Российской Федерации.
В области материально-правовых и процессуальных аспектов реализации юридической ответственности как средства противодействия наркоугрозе
1.Отметив безусловно позитивный смысл изменений, внесенных Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части, связанной с установлением запрета оборота и юридической ответственности за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, перспективность научных исследований данного
направления деятельности правоохранительных органов, обратить внимание ФСКН России на нормативное упущение, связанное с компетенцией органов наркоконтроля возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.22 КоАП РФ, в связи с употреблением несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет новых потенциально опасных психоактивных веществ.
2. Для полноценной реализации потенциала изменений, внесенных Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № З13-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", связанных с организацией системы диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача:
- более активное вовлечение в осуществление этой деятельности органов внутренних дел путем наделения должностных лиц органов внутренних дел правом возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9.1 КоАП РФ;
- разъяснение Верховным Судом РФ ряда вопросов, касающихся толкования судами положений ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ.
3. СибЮИ ФСКН России продолжить научные исследования соответствующего зарубежного опыта, а также вопросов, связанных с альтернативными производству по делам об административных правонарушениях способами реагирования на факты административных правонарушений, систематизацией особых условий применения административной ответственности. Признать, что повышению эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков и правонарушениям в области легального оборота наркотиков может способствовать совершенствование общих положений законодательства об административной ответственности.
4. Признать, что фрагментарность нормативного регулирования административно-правового статуса сотрудника органов
наркоконтроля дополнительно актуализирует вопрос о необходимости разработки и принятия отдельного федерального закона "Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
В сфере уголовно-правовых и криминологических аспектов противодействия наркопреступности
1. ФСКН России организовать целенаправленную работу по дальнейшему совершенствованию уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также психоактивных, сильнодействующих и ядовитых веществ:
- осуществить исследования, направленные на дальнейшую разработку эффективного механизма противодействия контрабанде;
- выступить с законодательной инициативой, направленной на совершенствование уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за контрабанду.
2. Секретариату ОДКБ совместно с СибЮИ ФСКН России продолжить исследование наркоситуации в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности.
3. ФСКН России в целях унификации правоприменения инициировать внесение изменений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, расширяющее перечень деяний, при совершении которых возможно применение отсрочки отбывания наказания к лицам, потребляющим сильнодействующие, ядовитые и новые психоактивные вещества.
4. СибЮИ ФСКН России продолжить исследования, направленные на дальнейшую разработку эффективного механизма противодействия наркопреступности, внести в ФСКН России вопрос об инициировании предложений Верховному Суду РФ по вопросам совершенствования судебной практики по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их
аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества или их прекурсоры.
5. ФСКН России выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 228 УК РФ "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества" в части исключения формулировки "без цели сбыта".
6. СибЮИ ФСКН России продолжить исследование этнической, групповой и трансграничной наркопреступности.
В сфере формирования здорового образа жизни в современных условиях
1. Министерству спорта Красноярского края обратить внимание на разработку новых и совершенствовование состоявшихся эффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.
2. Постоянной комиссии по вопросам охраны здоровья, развитию физической культуры, спорта и туризма при Красноярском городском Совете депутатов продолжить контроль разработки и реализации подпрограммы "Развитие физической культуры и спорта в системе образования".
3. Образовательным организациям увеличить количество мероприятий тематической направленности на повышение уровня физической подготовленности обучающихся и приобщение к здоровому образу жизни в связи с тем, что проблема укрепления здоровья детей, молодежи и населения в целом остается одной из наиболее острых проблем социальной политики Российской Федерации.
4.Признать опыт проведения I открытого публичного краевого конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования Красноярского края на звание "Вуз здорового образа жизни" успешным и благоприятствующим обмену информацией об эффективных примерах и способах формирования здорового образа жизни в учебных заведениях. Рекомендовать всем высшим учебным заведениям активное участие в краевом и иных подобных конкурсах.
5. Признать, что одним из важных направлений по формированию здорового образа жизни является развитие деятельности волонтерского движения в России. Образовательным организациям Красноярского края активнее использовать в данном направлении волонтерское движение по подготовке к Всемирной зимней Универси-аде-2019.
6. СибЮИ ФСКН России организовать выездные занятия в образовательные организации с целью популяризации здорового образа жизни и формирования основ знаний у молодежи по методикам занятий популярными видами спорта, такими как вор-каут, кроссфит и различные виды единоборств.
7.СибЮИ ФСКН России совместно с Министерством спорта Красноярского края разработать методические рекомендации для учащийся молодежи по подготовке к выполнению Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
8. Преподавателям физической культуры неуклонно повышать требовательность к себе, учитывая, что преподаватель по роду профессиональной деятельности должен являться личным примером для обучаемой молодежи, способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Таким образом, в условиях, когда во исполнение решения Совета коллективной безопасности ОДКБ от 23 декабря 2014 года о придании СибЮИ ФСКН России статуса базового учебного заведения выс-
шего и дополнительного профессионального образования по подготовке специалистов по контролю за оборотом наркотиков для государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности, конференция продемонстрировала возможности по консолидации результатов научных исследований и практического опыта ученых и практиков в решении задач по стабилизации наркотической ситуации и взаимодействию в сфере реабилитации и ресоци-
ализации наркопотребителей в странах Центрально-Азиатского региона и России, популяризации международно-правового сотрудничества в сфере подготовки профессиональных кадров, обмену опытом правоохранительной деятельности и в целом явилась первым шагом к осмыслению потребностей создания единой евразийской системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Библиографический список
1. Гапонов, С.В. Актуальные вопросы эффективности противодействия наркоугрозе в Красноярском крае / С.В. Гапонов // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (1617 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1. - С. 36-45.
2. Гордеев, Р.Н. О квалификации незаконного оборота наркотических средств, находящихся в смеси / Р.Н. Гордеев // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 2 - С. 302-306.
3. Евтихов, О.В. Специфика подготовки курсантов в вузе правоохранительных органов / О.В. Евтихов // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1. - С. 141-144.
4. Жаплов, А.П. Профилактика, реабилитация и ресоциализация наркопотребителей: на примере Пермского края / А.П. Жаплов, Л.Ю. Дорофеева // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1. - С. 70-76.
5. Казакова Г.Н. Роль курса "Безопасность жизнедеятельности" в профилактике наркомании в студенческой среде / Г.Н. Казакова, О.Б. Веселов, В.С. Колягин, З.К. Швед-чикова // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII
института ФСКН России — -
международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1. - С. 268-271.
6. Калугин, А.Г. Особенности заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ / А.Г. Калугин // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (1617 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 2. - С. 79-83.
7. Кан, А.Ф. Особенности оперативной обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков на территории Иркутской области и итоги мониторинга наркоситуации за 2014 год / А.Ф. Кан // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 2. -С. 259-263.
8. Килин, А.З. Перспективы формирования регионального сегмента реабилитации и ресоциализации больных с зависимостью от психоактивных веществ / А.З. Килин, Т.В. Коробицина // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1. -С. 58-62.
9. Кондратьев, М.В. Взаимодействие следственных и оперативных подразделений органов наркоконтроля при выявлении, раскрытии и расследовании наркопреступлений, совершаемыхс использованием информационных технологий / М. В. Кондратьев // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 2. - С. 48-52.
10. Куницына, Е. М. Организация профилактической работы с семьей как направление государственной антинаркотической политики (по материалам мониторинга наркоситуации) / Е.М. Куницына // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. -Ч. 1. - С. 58-62.
11. Мальков, С.М. Особенности мотива и цели преступления, предусмотренного статьей 229 УК РФ / С.М. Мальков // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (1617 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 2. - С. 284-288.
12. Мезинов, Д.А. Что понимать под юридической (судебной) истиной в уголовном судопроизводстве / Д.А. Мезинов // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 2. - С. 11-15.
13. Наркоситуация в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности в 2014 году : аналитические материалы / под ред. Д.Д. Невирко. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015.
14. Наркоситуация в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности (2009-2014 гг.) : информационно-аналитический обзор / под ред. Д.Д. Невирко. -Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015.
15. Невирко, Д. Д. Противодействие наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей на международном и национальном уровнях в современных условиях / Д.Д. Невирко // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1. - С. 13-35.
16. Осипов А.Ю. Формирование действенных компетенций здоровьесбережения у студенческой молодежи / А.Ю. Осипов // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (1617 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1. - С. 286-288.
17. Панов, Е. В. О роли физической подготовки как одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности сотрудников органов наркоконтроля / Е.В. Панов, Д.К. Дмитриев // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1. -С. 155-159.
18. Ростовцев, П. А. Организация внеурочной деятельности физического воспитания в муниципальной системе образования Красноярска как профилактика наркомании / П.А. Ростовцев, Т.Г. Арутюнян // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1. - С. 288-291.
19. Рябинин, Н.А. Сравнительный анализ антинаркотического законодательства государств-членов Организации договора о коллективной безопасности (административно-правовой аспект) / Н.А. Рябинин // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 2. - С. 146-149.
20. Середа, И.М. Освобождение от уголовной ответственности за деяния, предусмотренные статьей 228 УК РФ: некоторые проблемы законодательной регламентации и правоприменения / И.М. Середа, Ю.В. Сидоренко // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 2. - С. 336-339.
21. Ступина, С.А. Некоторые вопросы ответственности за незаконный оборот наркотиков при экстремизме / С.А. Ступина // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации
института ФСКН России — -
наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 2. - С. 217-221.
22. Тепляшин, П.В. Методологические основы таксономического обоснования наркопреступности / П.В. Тепляшин // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015.
- Ч. 2. - С. 237-241.
23. Тетерятников, Н.Ю. Опыт сетевой формы реализации образовательных программ в системе повышения квалификации сотрудников органов наркоконтроля / Н.Ю. Тете-рятников // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1. -С. 151-155.
24. Токманцев, Д.В. Устойчивость преступных групп, совершающих наркопреступления / Д.В. Токманцев // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015.
- Ч. 2. - С. 221-225.
25. Федорова, Е.А. Об эффективности отдельных уголовно-правовых средств противодействия транснациональной наркопреступности / Е.А. Федорова // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. -Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 2. - С. 212-216.
26. Цуканов, Н.Н. К вопросу об основаниях освобождения от административной ответственности / Н.Н. Цуканов // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 2. - С. 179-183.
27. Шинкевич, В.Е. Охват населения досуговыми учреждениями как фактор обеспечения эффективности ресоциализации наркозависимых / В.Е. Шинкевич // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1. - С. 124-129.