Научная статья на тему 'Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности: по итогам xix международной научно-практической конференции'

Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности: по итогам xix международной научно-практической конференции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОБЕЗОПАСНОСТЬ / НАРКОПОТРЕБИТЕЛЬ / DRUG USER / НАРКОУГРОЗА / DRUG THREAT / ПРОГНОЗ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ / PROGNOSIS FOR DRUG-RELATED CRIME / ПРОФИЛАКТИКА НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / PREVENTION OF ILLICIT DRUG TRAFFICKING / ЦЕНТР АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ / ANTI-DRUG OPERATIONS CENTRE / DRUG SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Невирко Дмитрий Дмитриевич, Тепляшин Павел Владимирович

Статья подготовлена по итогам XIX международной научно-практической конференции "Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности", прошедшей 21 -22 апреля 2016 года в Сибирском юридическом институте ФСКН России. Представлены наркоситуация, криминологическая характеристика, тенденции и краткосрочный прогноз наркопреступности в государствах-членах Организации Договора о коллективной безопасности. Раскрыто основное содержание рекомендаций научного форума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Невирко Дмитрий Дмитриевич, Тепляшин Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL AND INTERNATIONAL LEVELS OF COUNTERACTION TO THE DRUG THREAT IN THE OPERATING RANGE OF THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION: ON THE RESULTS OF THE XIX INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

The article is prepared on the results of the XIX International Scientific and Practical Conference "National and international levels of counteraction to the drug threat in the operating range of the Collective Security Treaty Organization", held in April 21-22, 2016 at the Siberian Law Institute of the FDCS of Russia. The drug situation, criminological characteristics, trends and a short-term prognosis for drug-related crime in member-states of the Collective Security Treaty Organization are presented in the article as well as the main content of the recommendations of the scientific forum.

Текст научной работы на тему «Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности: по итогам xix международной научно-практической конференции»

УДК 351.746.1

Дмитрий Дмитриевич НЕВИРКО,

заместитель начальника Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск) по научной работе, доктор социологических наук, профессор

onrio@sibli.ru

Павел Владимирович ТЕПЛЯШИН,

начальник организационно-научного и редакцион-но-издательского отдела Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент

pavlushat@mail.ru

национальный и международный уровни

противодействия наркоугрозе в зоне действия организации договора о коллективной безопасности: по итогам xix международной научно-практической

конференции

national and international levels of counteraction to the drug threat in the operating range of the collective security treaty organization: on the results of the xix international scientific and practical conference

Статья подготовлена по итогам XIX международной научно-практической конференции "Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности", прошедшей 21 -22 апреля 2016 года в Сибирском юридическом институте ФСКН России. Представлены наркоситуация, криминологическая характеристика, тенденции и краткосрочный прогноз наркопреступности в государствах-членах Организации Договора о коллективной безопасности. Раскрыто основное содержание рекомендаций научного форума.

The article is prepared on the results of the XIX International Scientific and Practical Conference "National and international levels of counteraction to the drug threat in the operating range of the Collective Security Treaty Organization", held in April 21-22, 2016 at the Siberian Law Institute of the FDCS of Russia. The drug situation, criminological characteristics, trends and a short-term prognosis for drug-related crime in member-states of the Collective Security Treaty Organization are presented in the article as well as the main content of the recommendations of the scientific forum.

Ключевые слова: наркобезопасность, наркопотребитель, наркоугроза, прогноз наркопреступности, профилактика незаконного оборота наркотических средств, Центр антинаркотических операций.

Keywords: drug security, drug user, drug threat, prognosis for drug-related crime, prevention of illicit drug trafficking, Anti-Drug Operations Centre.

21-22 апреля 2016 г. в Сибирском юридическом институте ФСКН России прошла XIX международная научно-практическая конференция "Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности".

Непосредственное участие в работе конференции приняли представители Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ), Министерства юстиции Монголии при Посольстве Монголии в России, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, образовательных организаций городов Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска, Томска, Новосибирска, правоохранительных органов, общественных организаций и вузов г. Красноярска и Красноярского края.

Работа научного форума проходила в режиме пленарных заседаний, круглого стола и четырех секций.

Большой интерес у присутствующих вызвали доклады, которые были представлены в ходе первого пленарного заседания. Заместитель начальника института по научной работе доктор социологических наук, профессор Д.Д. Невирко в докладе "Состояние наркоситуации и актуальные направления противодействия наркоугрозе в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности" представил систему основных факторов, обуславливающих наркоситуацию. По мнению докладчика, оценить факторы риска и воздействие наркосреды на международную наркобезопасность на территории государств - членов ОДКБ позволяют такие показатели, как количество наркопотребителей и территориальная распространенность наркопотребления, состояние, динамика и уровень наркопреступности и криминальная наркоактивность населения как наиболее опасные элементы наркоситуации, объем и виды изымаемых из незаконного оборота наркотических средств. При этом основные показатели характеризуют наркоситуацию в государствах - членах ОДКБ как напряженную.

Отмечены качественные показатели состояния, динамики и структуры нарко-престпности: 1) жесткая корреляция между возрастанием афганского наркотрафика в Российскую Федерацию и эскалацией наркоугрозы для Центральной Азии; 2) постепенное замещение героина менее дорогими и более доступными наркотическими средствами, расширение незаконного оборота синтетических наркотиков иностранного происхождения; 3) тенденция незначительного снижения количества женщин и несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков; 4) эскалация активности международной наркопреступности на всем пространстве ответственности ОДКБ, ее транснациональный характер; 5) поражение наркотизмом всех слоев населения стран Центральноазиатского региона; 6) формирование тесной связи между распространением наркотиков и миграционными процессами. Докладчик осветил особенности проводимых правоохранительными органами государств - членов ОДКБ специальных антинаркотических операций -"Восточный экспресс", "Эстонский ноктюрн", "Мозаика", "Транзит" и другие, которые обеспечили ликвидацию крупнейших преступных сообществ и основную массу изъятий наркотиков.

Сформулированы приоритетные направления противодействия наркоугрозе в зоне действия ОДКБ: 1) целенаправленная борьба с транснациональной организованной наркопреступностью, ликвидация транснациональных каналов поставки наркотиков; 2) подрыв экономической основы международного наркобизнеза; 3) совершенствование соответствующего идеологического обеспечения противодействия наркоугрозе в государствах - членах ОДКБ; 4) предупреждение коррупции и коррупционной преступности среди сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих противодействие наркоугрозе; 5) активное противодействие нарколиберальным идеям и легализации наркотиков; 6) реализация четкого приоритета предуп-

редительных мер; 7) создание и развитие в государствах - членах ОДКБ механизма альтернативной ответственности или некарательных мер как альтернативы уголовному наказанию.

Заместитель начальника Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции Министерства внутренних дел Республики Беларусь А.В. Саладовников в докладе "Наркоситуация в Республике Беларусь. Опыт борьбы с новыми видами психоактивных веществ" указал на проблемы деятельности наркополицейских и направления оптимизации организационных и практических мер, направленных на реализацию национальной политики республики по усилению профилактики незаконного оборота наркотиков. Было отмечено, что в 2013-2014 гг. в стране господствовали синтетические психотропные вещества (так называемые спайсы, курительные смеси), доля которых в общей массе незаконного оборота наркотиков доходила до 80%. Со слов докладчика, ключевым фактором активного совершенствования антинаркотического законодательства и новых подходов в организации противодействия наркотической угрозе стало принятие профильного Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 "О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков", который аккумулировал широкий перечень мероприятий, призванных законодательно урегулировать инициативы по всем ключевым направлениям противодействия наркомании, в том числе в области медицины, образования, информационной и правоохранительной деятельности. А.В. Саладов-ников обратил внимание на ужесточение уголовной ответственности за широкий спектр противоправных деяний, связанных со сбытом наркотических средств и психотропных веществ заведомо несовершеннолетнему, незаконный оборот наркотиков, совершенный организованной группой, незаконное изготовление наркотических средств и психотропных веществ в нарколаборатории, сбыт наркотиков, повлекший

по неосторожности смерть потребителя. Введение упрощенного механизма установления государственного контроля над вновь появляющимися наркотиками позволило автоматически запретить более 95% возможных новых видов психоактивных веществ. Сделан вывод о важной роли консолидации заинтересованных органов государств в выработке как рекомендаций по борьбе с новыми вызовами, организации и проведении совместных полицейских операций, так и комплексной сбалансированной политики, включающей эффективную профилактику наркопотребления и снижение спроса на наркотики. [5]

Не менее интересными и содержательными были доклады и выступления в работе круглого стола "Проблемы совершенствования подготовки сотрудников правоохранительных органов". Привлек внимание доклад доктора педагогических наук, доцента М.Д. Кудрявцева (Торгово-экономический институт Сибирского федерального университета), который отметил, что при сравнении с другими видами досуговой деятельности занятия спортом намного опережают любое из традиционных молодежных увлечений. По данным различных исследований, около 70% молодежи интересуется спортивной и физкультурной тематикой. Был сделан вывод о необходимости мобилизации государственных и общественных организаций для реализации решения социально-гуманитарных вопросов профилактики употребления наркотиков в студенческой среде.

В рамках выступления кандидата педагогических наук А.В. Афанасьева (СибЮИ ФСКН России) были аргументированы предложения по совершенствованию теоретического раздела дисциплины "Огневая подготовка" образовательных организаций правоохранительных органов, а именно необходимость изучения в процессе занятий по огневой подготовке организационно-правовых вопросов, терминологического и понятийного аппарата дисциплины.

Вызвало активную дискуссию выступление кандидата психологических наук, доцента О.В. Евтихова (СибЮИ ФСКН Рос-

сии), который применительно к вузам правоохранительных органов предложил понятие "образовательная среда", в рамках когнитивного подхода раскрыл проблемы переориентации процесса обучения в процесс учения. В унисон данным вопросам развернулась активная дискуссия вокруг доклада кандидата психологических наук, доцента О.И. Титовой (СибЮИ ФСКН России), посвященного методическим вопросам учета гендерного фактора в процессе подготовки сотрудников правоохранительных органов, и выступления кандидата технических наук, доцента В.В. Молокова (СибЮИ ФСКН России), в котором рассматривались направления подготовки сотрудников в области специальных технических знаний, необходимых для эффективного раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых посредством сети Интернет. Привлек внимание доклад кандидата педагогических наук, доцента Е.И. Коковой (СибЮИ ФСКН России), осветившей роль самостоятельных занятий физической культурой в формировании личностного потенциала подростков с проблемами поведения.

В рамках работы секции "Проблемы взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности в сфере противодействия наркоугрозе" интерес вызвал доклад кандидата юридических наук, доцента Т.В. Шитовой (СибЮИ ФСКН России), представившей отдельные аспекты механизма взаимодействия государств - членов ОДКБ и наметившей правовые основы развития международного антинаркотического права в рамках ОДКБ и ЕАЭС.

Неподдельную заинтересованность вызвал доклад доктора медицинских наук Т.В. Коробициной (Юридический институт Сибирского федерального университета), предложившей обсудить использование в третичной антинаркотической профилактике неоабилитационного подхода, который, по ее мнению, является универсальным, а программы, разработанные на его основе, - эффективными.

Обратилась к практике и проблемам предоставления сертификатов в отдельных субъектах Российской Федерации на прохождение реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача, кандидат юридических наук Е.А. Федорова (СибЮИ ФСКН России).

Вызвало горячую дискуссию выступление кандидата юридических наук, доцента В.А. Власова (СибЮИ ФСКН России) "Некоторые постулаты создания эффективной системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и реабилитации наркозависимых лиц", в котором была предложена система мер решения проблемы немедицинского потребления наркотических средств.

Привлекло внимание выступление доктора исторических наук, доцента О.В. Коноваловой (СибЮИ ФСКН России), обосновывающей специфику православного реабилитационного процесса, заключающуюся в преодолении зависимости и восстановлении социальных навыков при органичном включении реабилитируемого в жизнь церковной общины.

С большим интересом присутствующие обсуждали вопросы, обозначенные в докладе кандидата педагогических наук, доцента Е.В. Панова (СибЮИ ФСКН России) - значения физической культуры и спорта как средства профилактики наркомании в студенческой среде, а также в докладе кандидата педагогических наук В.А. Филипповича (СибЮИ ФСКН России) - социально-педагогических подходов к профилактике наркомании подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта.

Доктор социологических наук, доцент В.Е. Шинкевич (СибЮИ ФСКН России) обратил внимание на проблемы организации досуга как фактора обеспечения здорового образа жизни и успешной ресоциа-лизации наркозависимых.

В работе секции "Актуальные проблемы правового регулирования и криминалистического обеспечения досудебного и судебного производств по уголовным делам"

интерес вызвал доклад сотрудника Управления ФСКН России кандидата технических наук Е.В. Гончарова, раскрывающий особенности изъятия реакционных масс при пресечении деятельности незаконных лабораторий по изготовлению психоактивных веществ. Кандидат технических наук П.В. Галушин (СибЮИ ФСКН России) предложил алгоритм выявления в социальных сетях латентных связей, основанный на использовании метода коллабора-тивной фильтрации, для решения задач оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия наркопреступлениям.

Сотрудник Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета кандидат юридических наук, доцент Д.А. Мези-нов остановился на стандарте "вне разумных сомнений", реализуемом при исследовании обстоятельств совершения преступлений, который удачно дополняет традиционно рассматриваемое в уголовном процессе континентальной правовой системы в качестве субъективного критерия достижения цели доказывания внутреннее убеждение субъекта доказывания в соответствии объективной действительности полученных им выводов о фактах (обстоятельствах) совершения преступления.

Обосновал установление в уголовно-процессуальном законе порядка применения негласных способов получения информации, имеющей доказательственное значение, а также единых правил проверки и оценки полученных в результате этих способов фактических данных наряду с результатами следственных действий как наиболее очевидный и логичный путь решения существующей в российском уголовном процессе проблемы использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности кандидат юридических наук, доцент А.Г. Калугин (СибЮИ ФСКН России).

Достаточно дискуссионными оказались выступления кандидата юридических наук А.Б. Судницина (СибЮИ ФСКН России), который представил проблемы учета состояния здоровья обвиняемого (подозревае-

мого) при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, А.Л. Карлова (СибЮИ ФСКН России), обосновавшего, что при проведении дознания в сокращенной форме по делам о приобретении и хранении наркотических средств процессуальная экономия может иметь место только если рассматривать дознание изолированно от последующей деятельности, связанной с расследованием незаконного сбыта наркотиков.

Большое количество вызывающих научный интерес сообщений было представлено на секции "Материально-правовые и процессуальные аспекты реализации юридической ответственности как средства противодействия наркоугрозе". Сотрудник Управления ФСКН России по Псковской области Р.Ю. Кохан аргументировал позицию о том, что, несмотря на фактическую идентичность процедур медицинского освидетельствования на состояние опьянения, правовая ситуация, по поводу которой проводится освидетельствование, определяет юридическую природу и место данной меры в системе мер государственного принуждения и как следствие допустимую интенсивность государственного воздействия.

На проблему отсутствия у судьи, не обладающего достоверной информацией о факте заболевания правонарушителя наркоманией, предусмотренного законом основания для возложения обязанности пройти лечение и реабилитацию было обращено внимание в докладе кандидата юридических наук, доцента Е.А. Димитровой (СибЮИ ФСКН России).

Кандидат юридических наук А.В. Жильцов (СибЮИ ФСКН России) аргументированно обосновал использование в правоприменительной деятельности подхода, согласно которому лицо, больное наркоманией либо потребляющее наркотики, должно привлекаться к административной ответственности за каждый факт непосещения им медицинской организации или учреждения социальной реабилитации, самовольного оставления этих организаций и учреждений, а также в случае невыполнения таким лицом предписания лечащего

врача более двух раз, для достижения целей административного наказания, определенных в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, и обеспечения предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На вопросах принудительной ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", остановился кандидат юридических наук, доцент Н.А. Рябинин (СибЮИ ФСКН России).

Активное участие в обсуждении проблем правоприменительной практики деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, ответственности за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ принял профессор Юридического института Сибирского федерального университета доктор юридических наук, доцент Н.Н. Цуканов.

Широкая гамма проблем обсуждалась на секции "Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия наркопреступности". Значительный сравнительно-правовой интерес вызвало выступление представителя Министерства юстиции Монголии при Посольстве Монголии в России Болдбаатара Баатара "Состояние и прогноз развития преступного оборота наркотических средств в Монголии". Компаративистский аспект современной уголовной политики в сфере профилактики наркотиз-ма затронула сотрудник Иркутского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции доктор юридических наук, профессор И.М. Середа.

Отметила потребность унификации антинаркотического законодательства государств - членов ОДКБ, ЕАЭС и ШОС в

части разработки и внедрения в законотворческую и правоприменительную практику согласованных мер по обеспечению соответствия системы административных и уголовных наказаний за правонарушения в сфере оборота наркотиков реальным уровням социального вреда и общественной опасности этих противоправных деяний доктор юридических наук, профессор В.В. Пономарева (СибЮИ ФСКН России), вокруг проблем взаимодействия правоохранительных органов России и Казахстана в борьбе с трансграничной наркопреступностью построила доклад кандидат юридических наук М.А. Галимова (СибЮИ ФСКН России).

Теоретические основы формирования регионального антинаркотического права государств - членов ОДКБ обозначил кандидат юридических наук, доцент П.В. Теп-ляшин (СибЮИ ФСКН России), указав, что в ОДКБ имеет место органичное и целесообразное синтезирование двух разноуровневых правовых систем - региональной и национальных, в результате которой они, сохраняя автономную самостоятельность, приобретают новые свойства и функциональное назначение, а также выходят на иной качественный уровень международного и внутригосударственного сотрудничества. Остановился на проблемах распространения сильнодействующих веществ в контексте принципа единого экономического пространства в ЕАЭС кандидат юридических наук, доцент Д. Д. Невирко (СибЮИ ФСКН России).

В докладе кандидата юридических наук, доцента С.М. Малькова (СибЮИ ФСКН России) прозвучали тревожные сведения о наркопреступности в Вооруженных Силах и воинских формированиях России. Выступающий отметил две группы причин наркопреступности в этой сфере: связанные с неэффективностью призывной работы и возникающие в процессе прохождения военной службы.

На вопросы квалификации места и обстановки совершения сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов обратила внимание кандидат

юридических наук, доцент С.А. Ступина (СибЮИ ФСКН России). Подверг критике правоприменительную практику в части квалификации сбыта наркотиков при проведении проверочной закупки кандидат юридических наук, доцент В.Н. Винокуров (СибЮИ ФСКН России). Предложил критерии для оценки надлежащего субъекта нарушения правил оборота наркотиков кандидат юридических наук, доцент Д.В. Токманцев (СибЮИ ФСКН России). Весьма конструктивный анализ особенностей судебного толкования финансовых операций с наркодоходами провел кандидат юридических наук, доцент Р.Н. Гордеев (СибЮИ ФСКН России). Достаточно сложную практическую проблему оснований (условий) применения отсрочки отбывания наказания, предусмотренной ст. 81.1 УК РФ, затронул кандидат юридических наук, доцент А. А. Примак (СибЮИ ФСКН России). На особенностях толкования категории "оборот", используемой в ст. 228.2 УК РФ, остановился А.Д. Невирко (СибЮИ ФСКН России).

Заострил внимание участников конференции на вопросах законодательной оптимизации практики применения ограничения свободы в части его противодействия преступлениям, совершаемым наркопотребителями, З.Р. Рахматуллин (Ачинский филиал Красноярского государственного аграрного университета).

Советник Секретариата ОДКБ кандидат юридических наук М.Г. Мелихов сопроводил выступление демонстрацией видеофильма о международных оперативно-тактических учениях совместных коллективных сил быстрого реагирования антинаркотических ведомств и органов внутренних дел государств - членов ОДКБ "Канал-Патруль", прошедших 18-22 мая 2015 г. на территории горной местности Кыргызской Республики, и "Гром-2015", активная фаза которых прошла 27 августа 2015 г. на учебном полигоне "Фахрабад" Министерства обороны Республики Таджикистан. Докладчик аргументировал потребность активизации международного антинаркотического сотрудничества в рамках

региональных антинаркотических операций ОДКБ, обратил внимание присутствующих на конструктивную деятельность Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств - членов ОДКБ, направленную на укрепление антинаркотической безопасности региона.

С большим интересом участники научного форума слушали выступления гостей конференции - кандидата технических наук, доцента Л.П. Воротынцевой (Юридический институт Сибирского федерального университета), А.А. Калачева, А.Г. Ми-хайличенко и Р.П. Яценко (Управление ФСКН России по Красноярскому краю), И.С. Корнейчук (Управление ФСКН России по Псковской области), П.К. Бочко (Управление ФСКН России по Новосибирской области), А.Б. Будниковой (Главное управление МВД России по Красноярскому краю), Н.А. Егоренковой и Е.А. Саф-ранович (Главное управление ФСИН России по Красноярскому краю), М.М. Хохло-вой (Ассоциация развития реабилитационных центров Красноярского края), А.В. Потапова (Реабилитационный центр "Счастье", Фонд "Здоровый Красноярск"), Д.В. Пахоменко (Центр реабилитации и социальной адаптации "Енисей", Красноярск), В.М. Донец (Центр социальной помощи "Беркут", г. Красноярск).

По результатам обсуждения докладов и выступлений в ходе работы пленарных и секционных заседаний, а также анализа тезисов выступлений ученых и практических работников, принявших заочное участие в научном форуме [1; 2], аналитических материалов "Наркоситуация в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности в 2015 году" [3] и информационно-аналитического обзора "Наркоситуация в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности (2009-2015 гг.)" [4] были выработаны и одобрены участниками рекомендации по различным направлениям антинаркотической деятельности.

В области взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности в сфере противодействия наркоугрозе

1. Признать целесообразным активизировать в странах ОДКБ совместные социологические исследования, направленные на противодействие наркоугрозе.

2. Субъектам антинаркотической деятельности государств - членов ОДКБ, ЕАЭС наращивать усилия по повышению качества реализации международных договоров, по подготовке предложений по гармонизации и сближению национальных законодательств в сфере противодействия терроризму и незаконному обороту наркотиков. Для своевременного принятия предупредительных мер по недопущению проявлений наркотерроризма рекомендовать в рамках Центра антинаркотических операций ОДКБ разработать план проведения оперативно-профилактических мероприятий по противодействию наркотерроризму в зоне действия ОДКБ.

3. Организовать участие ОДКБ в важнейших международных антинаркотических мероприятиях в качестве самостоятельного субъекта.

4. Органам исполнительной власти, осуществляющим деятельность в сфере противодействия наркоугрозе, поддержания здоровья нации, образования, продолжать наращивание усилий по созданию антинаркотической многоуровневой системы, включающей в себя все уровни власти, науку, образование, правоохранительные органы, религиозные и общественные структуры, бизнес.

5. Государственным, негосударственным органам, осуществляющим деятельность в сфере реабилитации и ресоциали-зации наркозависимых граждан, рекомендовать осуществлять деятельность в комплексе с последующим оказанием помощи нуждающимся гражданам в трудоустройстве, с выстраиванием механизмов сопровождения процессов дальнейшей ресоци-ализации, формирования культуры здорового образа жизни.

6. Наращивать усилия государственных, негосударственных и общественных

субъектов антинаркотической деятельности по формированию эффективных механизмов выявления и мотивации потребителей наркотиков к участию в программах комплексной реабилитации. Для повышения эффективности мотивационной работы и использования бюджетных средств антинаркотическим комиссиям субъектов Российской Федерации, совместно с органами правопорядка, медицинскими учреждениями, органами социальной защиты принять меры по разработке критериев оценки качества работ по мотивированию потребителей наркотиков к лечению, реабилитации и ресоциализации.

7. Антинаркотическим комиссиям в субъектах Российской Федерации совместно с территориальными органами внутренних дел, медицинскими и научными учреждениями проработать вопросы по формированию алгоритма осуществления контроля качества предоставляемых негосударственными организациями реабилитационных услуг наркозависимым, в регионах организовать мониторинг социального обслуживания лиц с зависимым и созависимым поведением, а также проводить оценку организаций на качество предоставляемых социальных услуг и организовать экспертизы программ социальной реабилитации с оценкой их эффективности.

8. Для эффективного функционирования регионального сегмента реабилитации и ресоциализации на основе государственно-частного партнерства антинаркотическим комиссиям в субъектах Российской Федерации совместно с территориальными органами внутренних дел использовать опыт красноярской краевой Ассоциации развития реабилитационных центров, обеспечения координации и контроля качества реабилитационных услуг по работе с негосударственными реабилитационными центрами.

9. Территориальным органам здравоохранения совместно с правоохранительными органами, управления образованием, образовательными учреждениями расширить в рамках специализированных курсов практику повышения квалификации специ-

алистов, задействованных в выполнении и сопровождении программ реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях.

10. Территориальным органам внутренних дел совместно с субъектами молодежной политики продолжать совершенствовать профилактическую работу, изыскивать возможности формирования у подростков и молодежи культуры здорового образа жизни, вовлекать их в общественно полезную деятельность, занятия спортом и искусством. Отметить, что проблемы укрепления здоровья детей, молодежи и населения в целом, повышения уровня физической подготовленности и приобщения к здоровому образу жизни остается одной из наиболее острых проблем социальной политики Российской Федерации.

В области правового регулирования и криминалистического обеспечения досудебного и судебного производств по уголовным делам

1. Признать актуальным направлением научных исследований разработку (с учетом опыта законодательного регулирования аналогичных правоотношений в иностранных государствах) предложений по совершенствованию уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства в части:

- установления порядка использования в доказывании по уголовным делам сведений, полученных негласными методами, а также оптимизации нормативных формулировок критериев достоверности и допустимости доказательств;

- установления порядка применения принудительных процедур субъектами оперативно-розыскной деятельности в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

2. Констатировать неприемлемость производства дознания в сокращенной форме по уголовным делам о незаконном приобретении и хранении наркотических средств, поскольку оно не дает объективной возможности процессуальными способами установить обстоятельства их сбыта.

3. Признать актуальным направлением совершенствования основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с наркопреступностью, разработку и преподавание специальных курсов (модулей), направленных на изучение:

- тактических приемов производства следственных действий и методики расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, совершаемых с применением информационно-коммуникационных технологий;

- новых научно-технических средств и технологий, предназначенных для выявления, фиксации и изъятия криминалистически значимой доказательственной и ориентирующей информации при работе с электронными (в том числе цифровыми) устройствами.

4. Признать актуальными исследовательскими задачами в области судебной экспертизы и криминалистической тактики:

- разработку единого алгоритма исследования аналогов наркотических средств и психотропных веществ;

- совершенствование тактических приемов допроса (в том числе привлечения специалистов и применения технических средств фиксации показаний), направленных на установление субъективной стороны преступлений, совершаемых в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, на также на выявление и преодоление противодействия расследованию.

5. Признать в качестве положительного опыта требующую сохранения и дальнейшего совершенствования сложившуюся в органах наркоконтроля эффективную систему взаимодействия территориальных и межрайонных экспертно-криминалистичес-ких, оперативно-следственных подразделений по сопровождению оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, которая позволяет оперативно получать результаты исследований для приня-

тия процессуальных решений, обеспечивает комплексное исследование объектов для установления круга лиц, возможно, причастных к совершению преступлений, дает существенную экономию материальных ресурсов и времени, особенно в регионах с большой территориальной протяженностью.

В области материально-правовых и процессуальных аспектов реализации юридической ответственности как средства противодействия наркоугрозе

1. Признать, что многие вопросы противодействия незаконному потреблению психоактивных веществ до настоящего момента не получили ни адекватного нормативно-правового решения, ни полноценного освещения в научной литературе.

2. В целях повышения эффективности противодействия транснациональной организованной наркопреступности:

- правоохранительным органам повысить роль предупредительных мер административного принуждения, применяемых в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее привлекавшихся к уголовной или административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков;

- МВД России проработать вопрос о совершенствовании порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Для совершенствования идеологического обеспечения противодействия наркоугрозе, а также активизации борьбы с нарколиберальными идеями и пропагандой легализации наркотиков МВД России совместно с заинтересованными органами государственной власти проработать вопрос об установлении уголовно-правового запрета на пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ.

4. Для обеспечения полноценной реализации потенциала правоохранительных органов научным и образовательным организациям государств - членов ОДКБ про-

должить научные исследования по следующим направлениям:

- нормативное правовое регулирование, организация и тактика применения сотрудниками правоохранительных органов административной ответственности за незаконное потребление запрещенных к обороту психоактивных веществ;

- актуальные проблемы применения сотрудниками правоохранительных органов административной ответственности за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;

- особенности привлечения к административной ответственности отдельных субъектов за административные правонарушения в сфере незаконного потребления новых потенциально опасных психоактивных веществ.

В сфере криминологических и уголовно-правовых аспектов противодействия наркопреступности

1. Отметить необходимость совершенствования правовых систем государств -членов Организации Договора о коллективной безопасности, международного и внутригосударственного сотрудничества данной организации и соблюдения норм регионального антинаркотического права.

2. Целесообразно поддерживать тенденцию консолидированного подхода к повышению практической значимости и признанию международным сообществом антинаркотического права государств -членов ОДКБ, дальнейшему теоретическому развитию его предмета, задач, системы принципов и источников.

3. Признать приоритетным направлением борьбу с транснациональной организованной наркопреступностью и подрыв экономической основы международного наркобизнеса. В связи с этим представляется целесообразным проведение исследования вопросов квалификации организованной транснациональной наркопреступности.

4. Продолжить проведение исследований механизма уголовно-правового воздействия и криминологической профилактики на наркопреступность с учетом унификации национального законодательства и опыта противодействия наркоугрозе государств -членов ОДКБ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Признать перспективным направлением развития и реализации альтернативных мер уголовной ответственности за наркопреступления с максимальным применением компромиссных норм конфискацию имущества и иных принудительных мер уголовно-правового характера.

6. Признать необходимым дальнейшее совершенствование уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за незаконный оборот и хищение наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, сильнодействующих и ядовитых веществ.

7. Признать необходимым внесение в ст. 230 УК РФ изменений, в соответствии с которыми расширить круг потерпевших.

8. Обратить внимание на приоритет ранней профилактики наркопреступности и профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: организованной и профессиональной преступности, против личности и собственности, против здоровья населения и общественной нравственности, незаконного оборота оружия, легализации доходов, коррупционных преступлений.

В области совершенствования подготовки сотрудников правоохранительных органов

1. Обратить внимание образовательных организаций правоохранительных органов, что для совершенствования профессиональной подготовки курсантов и слушателей необходимо создание в вузах профессионально-развивающей образовательной среды, обеспечивающей широкое иллюстрирование учебного процесса примерами из реальной профессиональной практики посредством моделирования и обсуждения профессиональных ситуаций, что требует улучшения материально-технической базы

в части создания кабинетов деловых игр и профессиональных полигонов, а также научно-методического обеспечения учебного процесса.

2. Признать, что одним из важных направлений профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов является физическая подготовка, предъявляющая особые требования к кандидатам на службу и обучение. Для повышения физической подготовленности кандидатов необходимо развитие деятельности волонтерского движения по формированию здорового образа жизни в государствах - членах ОДКБ. В данном направлении следует активнее использовать волонтерское движение по подготовке к Всемирной зимней Универсиаде-2019. Организовать на базе образовательных организаций осуществление комплекса мероприятий по популяризации здорового образа жизни и формированию основ знаний у молодежи по методикам занятий популярными видами спорта.

В заключение необходимо отметить, что конференция проводилась не случайно на базе Сибирского юридического института ФСКН России, поскольку решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 23 декабря 2014 года институту придан статус базового учебного заведения высшего и дополнительного профессионального образования по подготовке специалистов по контролю за оборотом наркотиков для государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Научный форум продемонстрировал возможности по консолидации результатов научных исследований и практического опыта ученых и практиков в решении задач по противодействию наркоугрозе в странах Центральноазиатского региона и России, популяризации международно-правового сотрудничества в сфере подготовки профессиональных кадров, обмена опытом правоохранительной деятельности компетентных органов государств - членов ОДКБ и в целом явился очередным шагом к осмыслению приобретенного опыта и перспектив противодействия наркоугрозе.

Библиографический список

1. Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности : материалы XIX международной научно-практической конференции (21-22 апреля 2016 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2016. - Ч. 1.

2. Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности: материалы XIX международной научно-практической конференции (21-22 апреля 2016 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2016. - Ч. 2.

3. Невирко, Д.Д. Наркоситуация в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности в 2015 году : аналитические материалы / Д.Д. Невирко, М.Г. Мелихов, Е.А. Федорова. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2016.

4. Невирко, Д.Д. Наркоситуация в зоне действия Организации Договора о коллективной безопасности (2009-2015 гг.) : информационно-аналитический обзор / Д.Д. Невирко, М.Г. Мелихов, Е.А. Федорова, П.В. Тепляшин. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2016.

5. Невирко, Д.Д. Теоретико-методологические и правовые основы мониторинговых исследований социальных явлений: зарубежный и отечественный подходы к изучению наркоситуации / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич, Т.В. Куприянчик // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России 2013. - №2 (13). - С.124-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.