Научная статья на тему 'О реализации механизмов раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ'

О реализации механизмов раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1277
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / НАКАЗАНИЕ / WAYS TO DETECT EARLY SIGNS OF / ADMINISTRATIVE PROCEDURE / PREVENTION OF DRUG ABUSE / PREVENTION OF OFFENCES / PENALTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисимов П.Е.

В статье анализируются нормативные правовые основы механизмов раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на современном этапе, а также отдельные аспекты их практической реализации. Рассматривается участие правоохранительных органов (полиции) в реализации механизмов раннего выявления наркопотребления посредством административной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Сформулированы предложения, направленные на повышение эффективности указанной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анисимов П.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acting Out Ways to Detect Early Signs of Illegal Use of Drugs or Other Mind-Altering Substances

The author analyzes the existing legal provisions for building mechanisms to detect early signs of illegal use of drugs or other mind-altering substances. Ways to act out these mechanisms are considered, together with the role of the police in this acting out, which is done by deploying appropriate administrative procedures against illegal drug use. Proposals are put forward on how to raise the efficacy of this work.

Текст научной работы на тему «О реализации механизмов раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»

ТРИБУНА

молодого ученого

П.Е. АНИСИМОВ,

старший оперуполномоченный по особо важным делам (Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России)

P.E. ANISIMOV, Senior Field Officer for Priority Cases (Main Department for Drug Control of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

УДК 343.85

о реализации механизмов раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

Acting out ways to Detect Early signs of illegal use of Drugs or other Mind-altering substances

В статье анализируются нормативные право- The author analyzes the existing legal provisions

вые основы механизмов раннего выявления не- for building mechanisms to detect early signs of il-

законного потребления наркотических средств legal use of drugs or other mind-altering substanc-

и психотропных веществ на современном эта- es. Ways to act out these mechanisms are consid-

пе, а также отдельные аспекты их практиче- ered, together with the role of the police in this

ской реализации. Рассматривается участие acting out, which is done by deploying appropriate

правоохранительных органов (полиции) в реа- administrative procedures against illegal drug use.

лизации механизмов раннего выявления нар- Proposals are put forward on how to raise the ef-

копотребления посредством административ- ficacy of this work. ной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Сформулированы предложения, направленные на повышение эффективности указанной деятельности.

Механизмы раннего выявления, администра- Ways to detect early signs of, administrative pro-

тивная практика, профилактика наркомании, cedure, prevention of drug abuse, prevention of

предупреждение правонарушений, наказание. offences, penalty.

Распространение немедицинского потребления наркотиков среди населения России является одной из основных угроз национальной безопасности.

Учитывая, что концептуальной основой современной антинаркотической политики яв-

ляется дифференциация населения страны на различные социальные группы, ядром которой является их место в сфере оборота и употребления наркотиков, возможно определение границ объекта наркотизации, а также построение системы индивидуальных профилактиче-

ских мер, которые необходимо применять в отношении каждой социальной группы, каждого индивидуума [6].

В качестве одной из мер, направленных на снижение спроса на наркотики среди российских подростков и молодежи, рассматривается раннее выявление немедицинского потребления наркотиков учащимися образовательных учреждений.

Проект соответствующего федерального закона был поддержан в ходе заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, которое состоялось 18 апреля 2011 г. в г. Иркутске. В декабре 2013 г. Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» вступил в силу [2].

Указанным законом внесены дополнения в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон) [4, ст. 53.4], в соответствии с которыми созданы механизмы раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Анализ действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в этой сфере показал, что органами государственной власти субъектов РФ до внесения изменений в вышеуказанный Закон принимались меры по организации профилактической работы в образовательных учреждениях через создание, закрепление и развитие системы раннего выявления наркопотребления (например, 2004—2006 гг. — Алтайский край, Вологодская, Московская, Тюменская области; 2007—2009 гг. — республики Башкортостан, Татарстан, Коми, Чувашия, Краснодарский край, Белгородская и Новгородская области и ряд других субъектов РФ).

Деятельность, осуществляемая органами государственной власти, уже тогда получила одобрение и поддержку со стороны профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, родителей, а также значительной части подростков и молодежи.

Например, в Ростовской области по инициативе губернатора В.Ю. Голубева в 2011—2014 гг. осуществлено внедрение системы раннего выявления потребителей наркотиков с использованием тестирования на предмет употребления наркотических веществ (так, из 121 365 человек протестировано 114 тыс., что составило 94,3 % от общего числа тестируемых). Проведение тестирования сопровождалось мониторинговыми исследованиями общественного мнения: 92 % родителей и преподавателей поддержали

инициативу губернатора. Тестирование и его результаты рассматриваются как важный информационный ресурс, привлекающий внимание населения к проблеме распространения наркомании и необходимости объединения усилий всего общества в противодействии этому социально-медицинскому явлению.

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации принимаются и реализуются нормативные правовые акты в этой сфере, основными принципами которых являются добровольность, конфиденциальность, соблюдение прав человека и гражданина.

Кроме того, вопросы раннего выявления наркопотребления среди учащихся образовательных учреждений нашли свое отражение в государственных программах субъектов Российской Федерации, методических рекомендациях и информационных письмах региональных органов исполнительной власти.

В то же время участие органов внутренних дел в реализации механизмов раннего выявления наркопотребления осуществляется посредством административной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Одной из основных целей указанной деятельности является предупреждение немедицинского потребления наркотиков, в том числе среди подростков и молодежи.

Так, за период с 2013 г. по 2015 г., по статистическим данным формы № 4-МВ-НОН, утвержденной межведомственным приказом [5], число несовершеннолетних, в отношении которых только органами наркоконтроля составлены протоколы об административных правонарушениях, не превышало 1,2 % от общего числа лиц, совершивших такие административные правонарушения (табл.).

При этом подавляющее большинство из них (до 85 %) привлечено к административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков (например, из 450 несовершеннолетних, совершивших правонарушения в 2015 г., 402 привлечены к ответственности по ст. 6.9 и ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ) [1].

За период с 2011 г. по 2015 г. количество выявленных правоохранительными органами Российской Федерации административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними в возрасте до 16 лет [1, ст. 20.22], снизилось с 5 752 до 2 484.

Вместе с тем, несмотря на приведенные статистические данные, улучшения ситуации, связанной с незаконным потреблением наркотиков несовершеннолетними, не произошло. Так, за 2015 г. органами наркоконтроля к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков

о

I—

о X

ы

о

I—

о ^

о <

о

<

I

^

М

S а е-

97

Таблица

Год Общее число лиц, совершивших административные правонарушения Число несовершеннолетних % соотношения

2013 50 475 497 0,98 %

2014 51 558 588 1,14 %

2015 48 294 450 0,93 %

О

I—

О X

ы

о

I—

о ^

о <

о

<

I

^

м S а е-

98

привлечены 48 294 человека в возрасте от 18 до 29 лет, из них 38 783 (80,3 %) — за незаконное потребление наркотиков [1, ст.ст. 6.9, 20.20 и 20.22]. При этом 15 645 человек являются наркопотребителями.

О непростой ситуации с наркопотреблением в среде учащихся и студентов свидетельствуют данные о результатах социально-психологических тестирований и последующих профилактических медицинских осмотров обучающихся, полученных от территориальных правоохранительных органов. Так, в 2014 г. 1,3 % от общего числа лиц (803 603), добровольно принявших участие в указанных исследованиях, могут быть отнесены к группе риска.

Наибольший процент (3 %) установлен среди учащихся профессиональных образовательных организаций (далее — ссузы), в то время как среди учеников общеобразовательных организаций (далее — школы) и студентов образовательных организаций высшего образования (далее — вузы) указанный показатель составил, соответственно, 0,8 % и 0,7 %.

Полученные результаты могут свидетельствовать о необходимости усиления профилактической антинаркотической работы в ссузах.

При этом отмечается, что в 2014 г. 8,3 % лиц (82 351) от общего числа обучающихся (989 867), которым было предложено пройти тестирование, отказались от предложенной процедуры.

Наибольшее количество таких отказов зафиксировано в школах (9,2 %) и вузах (8,6 %), наименьшее — в ссузах (5,5 %).

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости организации более эффективной работы с учащимися и студентами, их родителями и педагогами, направленной на мотивирование обучающихся к участию в социально-психологическом тестировании и профилактических медицинских осмотрах.

По результатам социально-психологических тестирований и последующих профилактических медицинских осмотров обучающихся за 9 месяцев 2015 г. 1,3 % от общего числа лиц (1 094 578), добровольно принявших участие в указанных исследованиях, могут быть отнесены к группе риска. Наибольший процент

(3,4 %) установлен среди обучающихся ссузов, в то время как среди учеников школ и студентов вузов этот показатель составил, соответственно, 0,8 % и 0,5 %.

При этом отмечается, что в 2015 г. не были приняты должные меры по усилению мотива-ционной работы. Так, уже 8,6 % лиц (119 400) от общего числа обучающихся (1 386 648), которым было предложено пройти тестирование, отказались от предложенной процедуры.

Наибольшее количество таких отказов зафиксировано в школах (10,5 %) и ссузах (7,5 %), среди студентов вузов количество отказов по сравнению с 2014 г. сократилось и составило 5,9 %. Таким образом, можно предположить, что до 10 % учащихся и студентов допускают наркопотребление (110 тыс. человек ежегодно).

Представленные данные коррелируются с результатами мониторинга наркоситуации, согласно которым 2,7 % лиц, имеющих опыт употребления наркотиков, указали, что первая проба наркотиков у них произошла в возрасте до 12 лет, каждый пятый из числа опрошенных лиц (19,5 %), имеющих опыт употребления наркотиков, впервые их попробовал в возрасте до 15 лет и более половины (57,7 %) — в возрасте 16—20 лет.

Основными причинами первой пробы наркотиков среди несовершеннолетних стали: интерес, любопытство (53 %), за компанию (22,8 %), отсутствие организованного досуга и полезной занятости (16,7 %).

Комплекс факторов внешней социальной среды, оказывающих влияние на формирование мотива употребления наркотиков у личности, в каждом случае индивидуален и находится в рамках конкретной ситуации [7]. Так, первый опыт преимущественно связан с употреблением наркотика в компании знакомых (35,7 %), друзей (32,8 %). Самостоятельно желание попробовать наркотики возникло у 10,3 %.

Из числа опрошенных наркопотребителей 55,3 % ответили, что это было самостоятельное решение с целью получения новых ощущений и впечатлений; 26 % респондентов считают, что на первый прием наркотиков их уговорили друзья, знакомые; 14 % опрошенных отметили, что первый раз приняли наркотики без какого-

либо давления, а лишь для того, чтобы не «выделяться из коллектива»; 9,3 % респондентов первый прием наркотиков осуществляли в одиночку, 40,7 % — с «напарником», 28,6 % — в компании.

Очевидна высокая латентность немедицинского потребления наркотиков несовершеннолетними, следствием которой является рост числа несовершеннолетних преступников, имеющих диагноз «наркомания» (в два с половиной раза по сравнению с 2013 г. — 1130 в 2014 г. и 403 в 2013 г.; в семнадцать раз по сравнению с 2011 г. - 1130 в 2014 г. и 66 в 2011 г.), а также совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения.

Кроме того, согласно данным Минздрава России, число несовершеннолетних, зарегистрированных в учреждениях здравоохранения с диагнозом «наркомания», за период с 2012 г. по 2014 г. увеличилось на 66,9 %, ас тем же диагнозом, установленным впервые в жизни, -почти в полтора раза (116 %).

Число несовершеннолетних, зарегистрированных в учреждениях здравоохранения с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков», за указанный период выросло на 60 %, а с тем же диагнозом, установленным впервые в жизни, — на 77,5 %.

Таким образом, принимаемые в настоящее время меры по противодействию немедицинскому потреблению наркотиков в подростковой и молодежной среде недостаточны, а большинство фактов наркопотребления не выявляется ни в ходе реализации механизмов раннего выявления наркопотребления, ни в ходе административной практики.

Вступление в силу 25 мая 2014 г. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], дополнившего ст. 4.1 КоАП РФ ч. 2.1, кардинальных изменений в сфере побуждения к избавлению от наркотической зависимости несовершеннолетних не принесло.

В частности, при установлении фактов наркопотребления несовершеннолетними в рамках административной практики к ним практически не применяются меры, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом. Как свидетельствуют данные правоохранительных органов, в период с 25 мая 2014 г. по 31 октября 2015 г. только в 70 случаях на несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности, возложена обязанность принять участие в профилактических мероприятиях, пройти диагностическое обследование, лечение от наркомании и (или) медицинскую, и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Это связано с тем, что материалы об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые не наделены полномочиями направления несовершеннолетних наркопотребителей в учреждения здравоохранения для прохождения курса лечебных и реабилитационных процедур.

Вместе с тем согласно пп. «ж» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дела об определенных административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, могут быть переданы указанными комиссиями на рассмотрение судей. В соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет, в том числе дел, перечисленных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, и дел о правонарушениях в области дорожного движения, которые рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом). Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ. Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, которое совершено несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи [1, п. 1 ч. 2 ст. 29.9].

Таким образом, с целью распространения на несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, механизма побуждения к избавлению от наркотической зависимости, предусмотренного Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», представляется целесообразным проработать возможность включения ст. 6.9 КоАП РФ в перечень статей, материалы по которым могут быть направлены комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав на рассмотрение суда.

Кроме того, необходимо обратить внимание председателей и ответственных секрета-

о

I—

о X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы

о

I—

о ^

о <

о

<

I

^

М

S а е-

99

рей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на возможность направления дел о совершенных несовершеннолетними административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотиков и указанных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, на рассмотрение судей с целью принятия решения о наложении на указанных несовершеннолетних обязанности в порядке ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ.

В то же время практика показывает, что учащиеся, допускающие наркопотребление, отказываются от участия в мероприятиях, направленных на раннее выявление нарко-

потребления. Более того, родители учащихся, у которых при проведении соответствующих исследований выявлен положительный результат, опасаясь за возможные негативные последствия, не дают согласия на их направление в специализированную медицинскую организацию, оказывающую наркологическую помощь. В связи с этим необходимо принять меры по совершенствованию мотивационной работы с учащимися и студентами, их родителями и педагогами, направленной на побуждение обучающихся к участию в социально-психологическом тестировании и профилактических медицинских осмотрах.

о

I—

о X

ы

о

I—

о ^

о <

о

<

I

^

М

S а е-

100

Список литературы:

1. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ: Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2878.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 48. Ст. 6161.

4. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

5. Об утверждении форм межведомственной статистической отчетности о результатах

борьбы с незаконным оборотом наркотиков: приказ ФСКН РФ № 29, Генпрокуратуры РФ № 53, МВД РФ № 70, Минюста РФ № 30, Министра обороны РФ № 76, МИД РФ № 1669, Минздравсоцразви-тия РФ № 75н, Минобрнауки РФ № 107, ФСБ РФ № 49, ФТС РФ № 268, Роскос-моса № 17 от 10 февраля 2010 г. (утратил силу) // СПС КонсультантПлюс.

6. Воронин М.Ю. Факторы, детерминирующие наркотизацию несовершеннолетних и молодежи // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 4 (36).

7. Воронин М.Ю. Криминологическая безопасность в сфере защиты населения от наркотизации // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

E-mail: pavel9041@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.