ли наиболее квалифицированно определять необходимость совершенствования законов . В ходе своей деятельности они выявляли неполноту правового регулирования, при этом в пределах полномочий обеспечивали восполнение таких пробелов . И во многом благодаря их участию в правотворчестве поддерживались целостность и непротиворечивость советского законодательства
Изложенное свидетельствует, на наш взгляд, что разностороннее участие прокуратуры в формировании законодательства РФ исторически являлось необходимым элементом правового механизма обеспечения законности и правопорядка в России . Указанная деятельность органов прокуратуры неуклонно расширяется по мере возрастания роли права во всех сферах жизнедеятельности личности, общества и государства .
1 Ашурбеков Т. А. Прокуратура в модернизационных процессах России // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации . 2007. № 2 . С . 57.
2 Шувалов И. И. Проблема эффективности правотворчества в свете современной политико-правовой теории управления обществом // Журнал российского права . 2005. № 4 . С . 90 .
3 Собрание законодательства Российской Федерации . 1995 . № 47, ст . 4472 .
4 Законность. 2008 . № 3 . С . 27.
5 О работе прокурора по участию в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления : сводный отчет по Российской Федерации по форме НПА за январь-июнь 2014 г. URL: http://Spark\статистика (дата обращения: 30.12 .2014) .
6 Собрание законодательства Российской Федерации . 2011. № 21, ст. 2930 .
7 Документ опубликован не был .
8 О работе прокурора по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений : сводный отчет по Российской Федерации по форме ОЖ за январь-июнь 2014 г. URL: http://Spark\ статистика (дата обращения: 30.12 .2014) .
9 Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .
10 Там же .
11 Винокуров Ю. Е., Плешаков А. М. Участие в правотворчестве как самостоятельное направление прокурорской деятельности // Административное и муниципальное право . 2011. № 12 . С . 69.
12 Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: сводный отчет по Российской Федерации по форме ОН за январь-июнь 2014 г. URL: http://Spark\статистика (дата обращения: 30 .12 .2014) .
13 Крутиков М. Общий надзор и правосудие // Законность . 2005. № 8 . С . 7.
14 Ведомости Совета народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации . 1992.№ 8, ст . 366 .
15 Памятники русского права . Вып . 8 . М . , 1961. С . 218 .
16 URL: http://base. garant . ru/55005225/#ixzz30pBoc34u (дата обращения: 30.12 .2014) .
17 Собрание законодательства СССР. 1929. № 50, ст . 445.
18 Собрание законодательства СССР. 1934. № 1, ст . 2а .
19 Ведомости Верховного Совета СССР. 1955 . № 9, ст . 222 .
20 Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 48, ст . 843.
УДК 342.9 © Д. А. Газизов, Л. В. Кузнецова, 2015
Система и классификация административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств
Д. А. Газизов, Л. В. Кузнецова
Процесс построения системы административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств должен быть ориентирован на единый классификационный критерий — функциональную роль противоправного деяния в организации и осуществлении незаконного оборота наркотических средств. На основе данного критерия выделяются три группы административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств.
Ключевые слова: административные правонарушения, наркотические средства, классификация,
оборот наркотических средств.
Важной частью правовых основ административно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств является законодательство об административных правонарушениях
Статьей 1.1 КоАП РФ установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях
Система административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств, предусмотренных КоАП РФ, не очень обширна, ее образуют 9 посягательств. В частности, составы административных правонарушений, непосредственно или опосредованно связанных с наркотическими средствами, сформулированы в 25 статьях, содержащихся в главах 5, 6, 7, 10, 11, 12, 17, 19, 20 КоАП РФ. Исходя из объекта посягательства, эти составы можно разделить на следующие группы: в сфере охраны прав граждан; посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; в области охраны собственности; в области сельского хозяйства и мелиорации земель; в области водного транспорта; в области дорожного движения; посягающие на институты государственной власти; в сфере порядка управления; в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
На наш взгляд, под системой административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств следует понимать совокупность закрепленных в административно-деликтных нормах правонарушений, структурно разделенных на определенные группы и образующих за счет общих внешних признаков целостное единство по отношению к другим видам правонарушений
При определении понятия «система» мы исходим из общей теории систем, разработанной Л . Бер-таланфи, в которой под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов 1 . В теоретическом отношении формирование школы социальных систем шло под преимущественным влиянием концепций структурно-функционального анализа, развиваемого Т. Парсонсом, Р. Мертоном и их продолжателями
Понятию «система» в философской, научной литературе дано множество определений В философских энциклопедических словарях понятие «система» определяется как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, един-ство»2 .
Значимость системного подхода в современных исследованиях подчеркивают такие зарубежные авторы, как Д . Клиланд, У. Кинг. Системный подход определяет взаимосвязи между подсистемами, подчеркивает, что целое больше, чем сумма отдельных его частей. Э. Г. Юдин считает, что системный подход должен рассматривать явления, исходя из их целостности, взаимосвязи составных частей 3 . Анализ философских, психологических и юридических исследований показывает, что системный подход позволяет воспринимать административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств как
систему и рассматривать ее с позиции целостности, выделяя ее связи с внешней средой
Целостная система должна иметь общую структуру, которая объединяет все элементы, представляет определенную иерархию, т е совокупность специфически взаимосвязанных элементов, каким-то образом подчиненных друг другу структур Само по себе содержание понятия «структура» может выражать форму взаимного расположения элементов, их пространственную конфигурацию, устойчивость отношений внутри какого-либо процесса Сущность структуры состоит в достижении организационных целей, поэтому по мере изменения этих целей или условий их реализации (состояния внешней среды) может и должна претерпевать изменения система, в противном случае ее эффективность может существенно снизиться
Таким образом, системное представление об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств связано не только с их объединением в определенную совокупность, но и с формированием их внутренней структуры, с разделением на самостоятельные группы, т е с классификацией, которая направлена на упорядочение объективно существующих разновидностей административных проступков 4 .
Явления окружающего мира и деятельности людей могут быть поняты и осознаны ими в том случае, если эти явления будут подвержены описанию и измерению Известны четыре группы таких средств: морфологические, аналитические, методологические, системологические 5 . Каждая из групп содержит более мелкие элементы: понятия, определения, формулы, зависимости, подходы, цели Эффективность законодательства может быть высока настолько, насколько адекватны описание и измерение в явлениях жизнедеятельности общества их реальному и объективному содержанию .
Вопросы классификации средств описания и измерения административных правонарушений в юридической науке, с одной стороны, мало исследованы, несмотря на то что количество этих средств непрерывно возрастает Между понятиями «описание» и «измерение» нет четкого различия, т е любой измеритель служит средством описания состояния какого-либо объекта (явления, проблемы, процесса) С другой стороны, попытки ввести какие-либо средства описания, по сути, отражают возможность вычленить их в сущности явления для целей его идентификации Наличие такой возможности и является признаком измеримости или первичной мерой (например, границы) . В целях конструктивности проводимого анализа авторами предлагается классификация административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств
Примером морфологического описания являются различного рода терминологические формы содержания науки: термины, дефиниции, толкования, глоссарии, словари, справочники, методические и учебные пособия, учебники, научные статьи и отдельные издания Исходные материалы исследования морфологических средств описания административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств опубликованы в научных статьях одного из авторов (Д . А . Газизов) 6 .
Аналитические средства описания представляют собой множество вводимых исследователями административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств показателей и параметров, применяемых в качестве количественной меры для оценки и анализа явлений практической деятельности, а также для целей актуализации проблем в процессах деятельности .
Методологические средства описания проблемы исследования направлены на изучение деятельности в данной области. В сущности, методология — это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат 7.
В рамках нашей статьи мы считаем необходимым рассмотреть такие критерии выделения административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств, как качество, свойство, признак изучаемого объекта, который дает возможность судить о его состоянии и уровне развития Под критерием понимают признак, на основании которого производятся оценка, определение или классификация чего-либо В справочной литературе критерий определяется как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных Развернутый критерий представляет собой совокупность основных признаков, раскрывающих норму, высший уровень развития соответствующего качества Таким образом, критерий — мерило, признак для оценки, классификация суждения, признак, позволяющий из множества возможных решений выбрать одно Выделить виды административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств значит дать количественную и качественную характеристику состояния ее основных критериев
На наш взгляд, критерии должны отражать основные закономерности административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств; с помощью критериев будут устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы; качественные показатели смогут выступать в единстве с количественными.
Процесс построения системы административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств должен быть ориентирован на единый четкий классификационный критерий В качестве такового может выступать функциональная роль противоправного деяния (действия или бездействия) в организации и осуществлении незаконного оборота наркотических средств
С учетом названного критерия в КоАП РФ можно определить три группы административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств
Первую группу составляют административные правонарушения, непосредственно направленные на осуществление незаконного оборота наркотических средств Условно указанную группу, на наш взгляд, можно разделить на три подгруппы:
а) правонарушения, связанные с немедицинским потреблением наркотических средств, в том числе в общественных местах и несовершеннолетними (ст. ст. 6 . 9; чч. 3, 4 ст. 20. 20; ст. 20. 22 КоАП РФ);
б) правонарушения, способствующие распространению наркотических средств (ст. 6 . 8 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»; ст. 6. 13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»; ст. 6. 161 «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ»; ст. 10 .5 «Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»; ст. 10 .5.1. «Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» КоАП РФ);
в) правонарушения в сфере специальных правил оборота наркотических средств (ст. 10 .4 «Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»; ст. 6. 15 «Нарушение правил оборота
инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»; ст. 6. 16 «Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» КоАП РФ)
Вторую группу составляют административные правонарушения, производные от потребления наркотических средств без назначения врача (ст 5 35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»; ст 7 21 «Нарушение правил пользования жилыми помещениями»; ст. 11. 9 «Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения»; ст. 11. 13 «Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения»; ст. 12. 8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения»; ч 3 ст 12 27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием»; ч 3 ст 12 29 «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения»; ст 12 32 «Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством»; ст 20 21 «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» КоАП РФ)
В третью группу входят административные правонарушения, направленные на противодействие органам государственной власти в связи с осуществлением ими контрольно-надзорной и юрисдикционной деятельности в сфере оборота наркотических средств (ст. 12. 26 «Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения»; ст. 17. 7 «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении»; ст. 19 . 3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотруд-
ника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы»; ст. 19. 6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения»; ст. 19. 24 «Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре» КоАП РФ) .
Классификация административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств обеспечивает единообразие в деятельности юрисдикци-онных органов по реализации норм об административной ответственности в анализируемой сфере, правильному толкованию и применению, в том числе при квалификации Кроме того, классификация правонарушений в указанной области способствует выявлению причин и условий их совершения, а также выработке эффективных мер противодействия административным правонарушениям в сфере оборота наркотических средств .
Изучение и проведенный анализ составов административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств позволяет сделать вывод о необходимости их пересмотра и унификации . Это обусловлено соответствующими современными реалиями и курсом на реализацию п 21 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. 8, которым предусмотрены меры, направленные на совершенствование законодательства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту
В частности, непосредственным объектом административных правонарушений, связанных с немедицинским потреблением наркотических средств, вне зависимости от того, где они употребляются, в общественных местах или нет, являются общественные отношения в области охраны здоровья населения . С учетом указанного предлагается установить единую норму, предусматривающую ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, изложив ст 6 9 КоАП РФ в следующей редакции:
«Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ
1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные в общественных местах или повторно, —
влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —
влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
4. Потребление несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ, —
влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей».
1 Берталанфи Л. Общая теория систем: обзор проблем и результатов // Системные исследования . М ., 1969. С . 30-54.
2 Философский энциклопедический словарь / под ред . А . М . Розенталя . 4-е изд . М ., 1989. С . 1226 .
3 Юдин Э. Г. Системный подход и принципы деятельности . М ., 1978 . С . 14-15 .
4 Севрюгин В. Е. Теоретические проблемы административного проступка : автореф . дис . ... д-ра юрид . наук . М ., 1994. С . 27-32 .
5 Пудич В. С. Введение в системологию менеджмента : учеб . пособие для студ . экон . спец . вузов . М ., Воронеж, 2006. С . 40 .
6 См ., напр . Газизов Д. А. Некоторые проблемы привлечения к административной ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача // Актуальные проблемы административной ответственности : мат-лы Всерос . науч .-практ. конф . (Омск, 28 мая 2010 г.) . Омск, 2010 ; Газизов Д. А. Практика назначения административных наказаний за правонарушения в сфере оборота наркотических средств // Вестник Барнаульского юридического института МВД России . 2011 . № 14 ; Газизов Д. А., Газизова Т. Г. Проблемы применения законодательства об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ // Административное право и процесс . 2012 . № 3 .
7 Коротков Э. М. Исследование систем управления . М ., 2000 С 30
8 Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 // Собрание законодательства Российской Федерации . 2010 . № 24, ст . 3015 .
УДК 342.9 © С. А. Романькова, 2015
Технические средства фиксации доказательств как альтернатива участию понятых в правоприменительной деятельности полиции
С. А. Романькова
Акцентируется внимание на целесообразности сокращения случаев обязательного участия понятых в процессе применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения и замены такого участия процессуальной фиксацией техническими средствами.
Ключевые слова: понятые, технические средства фиксации, меры административного принуждения,
участники дорожного движения.
В административном законодательстве институт понятых используется достаточно широко . В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), выделившем и объединившем в самостоятельную группу институт понятых, в ч . 2 ст. 25 . 7 закреплена позиция об обязательном присутствии понятых в случаях, предусмотренных главой 27 КоАП РФ. Данное положение
значительно затрудняет процедуру применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения
В свое время автор «Курса уголовного судопроизводства» И . Я . Фойницкий объяснял необходимость рассматриваемого института тем, что понятые из числа авторитетных местных жителей оказывают