Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1032
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ / ИСТОРИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарёв А.В.

В статье анализируется процесс становления и развития антинаркотического законодательства и антинаркотической политики Республики Беларусь в сфере предупреждения незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Рассматривается отношение общества и государства к проблеме незаконного оборота наркотиков и наркомании как социального явления на различных этапах эволюционирования антинаркотического законодательства. Автором предлагается периодизация основных этапов становления и развития законодательства Республики Беларусь в сфере предупреждения незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Данная позиция обосновывается с учетом анализа ряда исторических условий и событий, социальных факторов и международных обязательств. Акцентируется внимание на тот факт, что по мере увеличения масштабов наркопреступности и увеличения числа наркозависимых лиц антинаркотическое законодательство менялось в сторону расширения и усиления ответственности за данные деяния. Автор высказывает мнение, что благодаря своевременно принятым антинаркотическим мерам государство успешно противостояло наркомании и связанному с ней незаконному обороту наркотиков. В статье отмечается, что современная антинаркотическая политика Республики Беларусь направлена на предупреждение и профилактику незаконного оборота наркотиков, их немедицинского потребления, а также лечение, социализацию и реабилитацию лиц, больных наркоманией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пономарёв А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE FIELD OF DRUG TRAFFICKING PREVENTION

This paper analyzes the process of formation and development of anti-drug legislation and anti-drug policy of the Republic of Belarus in the field of prevention of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors and analogues. The article examines the attitude of society and the state to the problem of drug trafficking and drug addiction as a social phenomenon at various stages of the evolution of anti-drug legislation. The author offers a periodization of the main stages of formation and development of the legislation of the Republic of Belarus in the field of prevention of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors and analogues. This position is justified taking into account the analysis of a number of historical conditions and events, social factors and international obligations. Attention is focused on the fact that as the scale of drug crime increased and the number of drug addicts increased, the anti-drug legislation changed in the direction of expanding and strengthening responsibility for these acts. The author expresses the opinion that thanks to the timely anti-drug measures taken by the state, it has successfully resisted drug addiction and related drug trafficking. The article notes that the modern anti-drug policy of the Republic of Belarus is aimed at preventing and preventing illegal drug trafficking, their non-medical use, as well as the treatment, socialization and rehabilitation of people with drug addiction.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ

MAIN STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE FIELD OF DRUG TRAFFICKING PREVENTION

УДК 343.976

А.В. ПОНОМАРЕВ,

адъюнкт

(Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Республика Беларусь, Минск) ponomarevandrey88@mail.ru

ANDREY V. PONOMAREV,

Postgraduate

(Academy of the Ministry of the Interior the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus)

Аннотация: в статье анализируется процесс становления и развития антинаркотического законодательства и антинаркотической политики Республики Беларусь в сфере предупреждения незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Рассматривается отношение общества и государства к проблеме незаконного оборота наркотиков и наркомании как социального явления на различных этапах эволюционирования антинаркотического законодательства.

Автором предлагается периодизация основных этапов становления и развития законодательства Республики Беларусь в сфере предупреждения незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Данная позиция обосновывается с учетом анализа ряда исторических условий и событий, социальных факторов и международных обязательств.

Акцентируется внимание на тот факт, что по мере увеличения масштабов наркопреступности и увеличения числа наркозависимых лиц антинаркотическое законодательство менялось в сторону расширения и усиления ответственности за данные деяния. Автор высказывает мнение, что благодаря своевременно принятым антинаркотическим мерам государство успешно противостояло наркомании и связанному с ней незаконному обороту наркотиков.

В статье отмечается, что современная антинаркотическая политика Республики Беларусь направлена на предупреждение и профилактику незаконного оборота наркотиков, их немедицинского потребления, а также лечение, социализацию и реабилитацию лиц, больных наркоманией.

Ключевые слова: предупреждение незаконного оборота наркотиков, история антинаркотического законодательства в Республике Беларусь.

Для цитирования: Пономарёв А.В. Основные этапы становления и развития законодательства Республики Беларусь в сфере предупреждения незаконного оборота наркотиков // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 2. С. 85-93.

Abstract: this paper analyzes the process of formation and development of anti-drug legislation and anti-drug policy of the Republic of Belarus in the field of prevention of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors and analogues. The article examines the attitude of society and the state to the problem of drug trafficking and drug addiction as a social phenomenon at various stages of the evolution of anti-drug legislation.

The author offers a periodization of the main stages of formation and development of the legislation of the Republic of Belarus in the field of prevention of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors and analogues. This position is justified taking into account the analysis of a number of historical conditions and events, social factors and international obligations.

Attention is focused on the fact that as the scale of drug crime increased and the number of drug addicts increased, the anti-drug legislation changed in the direction of expanding and strengthening responsibility for these acts. The author expresses the opinion that thanks to the timely anti-drug measures taken by the state, it has successfully resisted drug addiction and related drug trafficking.

The article notes that the modern anti-drug policy of the Republic of Belarus is aimed at preventing and preventing illegal drug trafficking, their non-medical use, as well as the treatment, socialization and rehabilitation of people with drug addiction.

Keywords: prevention of drug trafficking, history of anti-drug legislation in the Republic of Belarus.

For citation: Ponomarev A.V. Main stages of formation and development of the legislation of the Republic of Belarus in the field of drug trafficking prevention // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 2. P. 85-93.

Преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов являются предметом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков. Нельзя не согласиться с мнением Т.А. Боголюбовой в том, что «противодействие предложению наркотиков должно быть приоритетом стратегии решения проблемы, ставшей перед нашим обществом. Именно поэтому во главу угла антинаркотической политики должна быть поставлена бескомпромиссная борьба с незаконным оборотом наркотиков» [1, с. 26].

Видится, что для выработки правовых основ предупреждения преступности в области незаконного оборота наркотиков в современных реалиях развития общества и государства требуется глубокое научное исследование. В этой связи изучение истории становления и развития государственных правовых институтов, обеспечивающих предупреждение незаконного оборота наркотиков, представляется не только актуальным, но и необходимым для использования позитивного ретроспективного опыта в данном направлении деятельности.

Проанализировав литературные источники по исследуемой теме, полагаем, что становление и развитие законодательства Республики Беларусь по предупреждению незаконного наркооборота условно можно разделить на семь этапов.

Началом первого этапа, по нашему мнению, можно считать появление первого советского Уголовного кодекса1, который был принят 24 мая 1922 года. Это был кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики2. Постановлением III Сессии Центрального Исполнительного Комитета Советской Социалистической Республики Беларуси было принято

1 Далее - УК 1922 года.

2 Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: введ. в действие постановлением ВЦИК от 1 июня 1922 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства. Отд. первый. - 1922. - № 15. - Ст. 153.

решение о распространении с 1 июля 1922 года действий УК РСФСР на территорию Белорусской Советской Социалистической Республики3.

Следует отметить, что изначально в редакции УК 1922 года не была предусмотрена специальная статья, регламентирующая уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в связи с чем применялась общая норма (ст. 215 УК РСФСР), которая устанавливала уголовную ответственность за приготовление, хранение, сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ в виде штрафа до 300 рублей золотом или принудительных работ.

Распространение на территории государства в последующие годы различных видов наркотиков подвигло законодателя к установлению уголовной ответственности за их незаконный оборот. Так, 22 декабря 1924 г. Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров4 Союза Советских Социалистических Республик5 были внесены изменения в УК РСФСР 1922 года - добавлен п. «д» в ст. 140, которая устанавливала уголовную ответственность «за изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения». Часть вторая этой же статьи предусматривала ответственность за «то же преступление, совершенное в виде промысла, а равно содержание притонов, в коих производится сбыт и потребление кокаина, опия, морфия и других одурманивающих средств»6. Санкция статьи предусматрива-

3 Далее - БССР.

4 Далее - ВЦИК и СНК.

5 Далее - СССР

6 О дополнении Уголовного кодекса статьей 140-Д [Электронный ресурс]: Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 22 дека-

бря 1924 г. // Библиотека нормативно-правовых актов Со-

юза Советских Социалистических Республик. - URL: http: //www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2287.htm. (дата обращения: 28.11.2020).

ла наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, а по квалифицированному составу -лишение свободы на срок не ниже трех лет со строгой изоляцией.

Подчеркнем, что это была первая советская правовая норма, закрепленная в Уголовном кодексе, которая предусматривала ответственность за сбыт наркотиков, занятие незаконными операциями с наркотиками в виде промысла и притоносодержательство.

Правовые основы предупреждения наркопреступности продолжили свое развитие в нормах, включенных в УК БССР 1928 года7, а также в ряде директивных документов, направленных на профилактику распространения наркомании. По нашему мнению, это событие можно считать началом следующего (второго) этапа развития отечественного законодательства в сфере предупреждения преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

Составы преступлений, связанные с незаконным оборотом наркотиков, нашли свое отражение в главе Б УК 1928 года «Прочие преступления против порядка государственного управления». Так, ст. 151 УК 1928 года регламентировала ответственность за «изготовление, хранение или покупку с целью сбыта или сбыт без надлежащего разрешения кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ». Санкция данной статьи предусматривала наказание в виде лишения свободы до одного года или штрафа до пятисот рублей. Во второй части вышеупомянутой статьи указывалось, что за «те же деяния, если они имеют характер промысла, а равно содержание притонов, в которых производится сбыт или потребление перечисленных в первой части веществ», влечет в качестве меры уголовно-правового воздействия более суровое наказание в виде лишения свободы до трех лет или штрафа в размере до трех тысяч рублей8.

На развитие уголовно-правовых норм, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, повлияли принятые международные договоры. Так, в соответствии с Женевскими конвенциями (Конвенция о наркотических

7 Далее - УК 1928 года.

8 Уголовный кодекс Белорусской Советской Социалистической Республики [Электронный ресурс]: утв. постановлением ЦИК БССР от 23 сентября 1928 г. // Збор законау i распа-раджэнняу Рабоча-Сялян. Урада БССР. Аддз. 1. - 1928. - № 30. - URL: http://vcpi.nlb.by/static/pdf/kodexy-BSSR/ugolovnyj-kodex-BSSR-1928/pdf. (дата обращения: 28.11.2020).

средствах (1925 г.)9 и Конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств (1931 г.)10) в 1935 году в УК 1928 года были внесены соответствующие изменения: ст. 144 была дополнена частью «б», устанавливающей уголовно-правовой запрет на производство посевов опийного мака и индийской конопли без соответствующего на то разрешения земельных органов [2]. Наказание за такие противоправные деяния устанавливалось в виде штрафа до одной тысячи рублей или лишения свободы до одного года с конфискацией во всех случаях этих посевов.

Помимо обозначенных изменений в уголовном законодательстве с целью осуществления наблюдения и контроля за оборотом наркотиков 26 января 1938 года Постановлением СНК СССР были приняты Правила потребления, сбыта и перевозки сильнодействующих и ядовитых, в том числе наркотических, средств без медицинской цели. Позже эти Правила были внедрены во всех клиниках, институтах, больницах и других лечебных учреждениях, а также в судебно-медицинских лабораториях.

Началом третьего этапа, на наш взгляд, можно считать 1960 год, когда был принят новый Уголовный кодекс БССР (введен в действие 1 апреля 1961 г.)11. Изначально перечень наркопреступлений состоял из трех статей и был включен в главу 15 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения»: ст. 219 «Изготовление или сбыт ядовитых или наркотических веществ», ст. 220 «Посев опийного мака или индийской конопли без разрешения», ст. 221 «Содержание притонов и сводничество»12. Кроме того, была установлена ответственность не только за сбыт наркотических средств и приготовительные к нему действия, но и за приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотических средств без цели сбыта.

9 Конвенция о наркотических средствах: совершено в г. Женеве 19.02.1925 // Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьян. правительства СССР Отд. 2. - 1937. -№ 17. - Ст. 106.

10 Конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств: совершено в г. Женеве 13.07.1931 // Собр. законов и распоряжений Рабо-че-крестьян. правительства СССР Отд. 2. - 1937. - № 17. -Ст. 107.

11 Далее - УК 1960 года.

12 Уголовный кодекс Белорусской ССР [Электронный ресурс]: принят четвертой сессией Верховного Совета БССР пятого созыва, 29 дек. 1960 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. - URL: http://www. pravo.by/ImgPravo/pdf/UK_BSSR_1960.pdf. (дата обращения: 28.11.2020).

13 января 1964 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета БССР «О ратификации Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года»13. С этого момента борьба с распространением наркотиков и наркомании как социальным явлением стала носить комплексный характер. Она уже не ограничивалась лишь уголовно-правовыми запретами, а включала в себя и решение таких важных вопросов, как предупреждение, профилактика и организация лечения наркоманов. По мнению Э.Г. Гасанова, Единая конвенция «представляет собой первый международно-правовой акт, содержащий стройную систему сконцентрированных воедино норм, являющихся в совокупности правовым фундаментом борьбы с наркотизмом в мировом масштабе» [3, с. 60].

Четвертый этап развития отечественного законодательства по предупреждению незаконного наркооборота связан со значительным усилением и расширением уголовной ответственности за противоправные деяния в рассматриваемом сегменте преступности и берет свое начало в 1974 году.

Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. № 5928^Ш «Об усилении борьбы с наркоманией» продолжил дальнейший процесс формирования уголовного законодательства в борьбе с хищением, незаконным изготовлением, распространением и потреблением наркотических средств.

Указом Президиума Верховного Совета БССР от 31 октября 1974 г. № 563^Ш в УК 1960 года были внесены изменения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а именно введены: ст. 2191 «Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка с целью сбыта или сбыт наркотических веществ»; ст. 2192 «Хищение наркотических средств»; ст. 2193 «Организация или содержание притонов для потребления наркотических средств»; ст. 2194 «Склонение к потреблению наркотических средств»; ст. 2195 «Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств без цели сбыта»; ст. 2196 «Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических средств»14.

13 О ратификации Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года [Электронный ресурс]: Указ Президиума Верховного Совета Белорусской ССР от 13 января 1964 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

14 О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президиума Верховного Совета Белорусской ССР от 31 октября 1974 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 18.07.2000). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Дальнейшие меры по совершенствованию уголовно-правового законодательства нашли свое отражение в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. № 5199-IX. В частности, лицам, осужденным за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью сбыта наркотических средств при отягчающих обстоятельствах, а также хищение этих средств при квалифицированных признаках, условно-досрочное освобождение или замена неотбытой части наказания более мягким наказанием могло быть применено только после отбытия не менее трех четвертей назначенного срока наказания.

Следует отметить, что некоторые ученые и практики предлагали исключить ответственность за ряд действий, связанных с наркотическими средствами. Например, А.А. Габиани высказал сомнения по поводу целесообразности установления уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами без цели сбыта [4]. Схожей позиции придерживалась и О.В. Колесник. Кроме того, она указывала на нецелесообразность установления уголовной ответственности за потребление наркотических средств [5].

В целях повышения эффективности правовых мер и средств борьбы с наркоманией был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 г. № 7226-XI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР», в частности, в Указ от 25 апреля 1974 г. № 5928-VIII «Об усилении борьбы с наркоманией» и постановление Совета министров СССР от 12 июня 1987 г. № 695 «О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака». Принятие данного указа неизбежно повлекло за собой рассмотрение вопроса о внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство страны. Так, в УК 1960 года были введены ст. 2197 «Незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача» и ст. 2201 «Незаконные посев или выращивание масличного мака, а также конопли». Правовой основой тому послужил Указ БССР от 31 июля 1987 г. № 22.

С этого момента действующее законодательство стало предусматривать взаимосвязанную систему правовых мер борьбы с наркоманией в виде административной и уголовной ответственности, а также применения как принудительных, так и добровольных мер медицинского характера. Обращает на себя внимание тот факт, что впервые в рассматриваемый период были предусмотрены условия освобождения от адми-

нистративной и уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку и пересылку наркотиков - когда лицо добровольно сдает эти средства, а за незаконное потребление наркотиков - если лицо добровольно обращается за медицинской помощью в связи с потреблением данных средств.

Следует указать еще на один важный момент процесса совершенствования отечественного антинаркотического законодательства на рассматриваемом этапе - это приведение терминологии в соответствие с международными документами. Так, в законодательных актах слова «наркотические вещества» были заменены на «наркотические средства», что стало соответствовать положениям Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, где указывается: «наркотические средства означают любое из веществ, включенных в списки I или II...».

Пятый этап в развитии правовых основ противодействия незаконному обороту наркотиков связан с политическими и социальными процессами, начавшимися после распада СССР: упразднением названия БССР и введением нового - Республика Беларусь, денонсацией Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик и ратификацией соглашения об образовании Содружества Независимых Государств. С этого момента Республика Беларусь получила реальную возможность строить собственную независимую государственность.

Развитие политической и экономической жизни в стране ставило перед обществом и государством новые задачи по правовому обеспечению борьбы с незаконным оборотом наркотиков, что и определило приоритетный курс государственной политики в данной сфере, создание уголовно-правовой базы в борьбе с преступностью, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Как результат, предупреждение и профилактика преступности в сфере незаконного оборота наркотиков нашли свое отражение в Указе Президента Республики Беларусь от 30 июня 1995 г. № 244 «Вопросы Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь», а также в постановлении Кабинета министров Республики Беларусь от 2 сентября 1996 г. № 582 «О Концепции государственной политики по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Республике Беларусь», Государственной программе комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному

обороту на 1997-2000 гг., утвержденной постановлением Кабинета министров Республики Беларусь от 15 октября 1996 г. № 660.

Шестой этап, как нам представляется, связан с принятием Национальным Собранием Республики Беларусь в июне 1999 года нового Уголовного кодекса, вступившего в действие с 1 января 2001 г. В нем нашли свое отражение как опыт работы правоохранительных органов, так и рекомендации ученых-юристов, направленные на развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.

Перечень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, на первоначальном этапе состоял из шести статей и был включен в главу 29 «Преступления против здоровья населения» (ст. 327 «Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов»; ст. 328 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов»; ст. 329 «Незаконные посев и (или) выращивание растений либо грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»; ст. 330 «Нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами»; ст. 331 «Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»; ст. 332 «Предоставление помещений, организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ»).

Важным моментом в рассматриваемый период развития отечественного антинаркотического законодательства стало утверждение постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 мая 2000 г. № 11 республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, который позволил ограничить изготовление и импорт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов количествами, необходимыми исключительно для медицинских и научных целей.

Следующим шагом стало принятие Советом министров Республики Беларусь постановления от 10 января 2001 г. № 25 «О государственной программе комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту на 2001-2005 годы».

Логическим продолжением развития нормативно-правовой базы противодействия неза-

конному обороту наркотиков явилось принятие Закона Республики Беларусь от 22 мая 2002 г. № 102-З «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах», который стал первым национальным законодательным актом, регулирующим правовые и организационные основы деятельности борьбы с преступностью в данной сфере.

Последующие шаги в борьбе с незаконным оборотом наркотиков нашли свое отражение в принятии Советом министров Республики Беларусь постановления от 30 октября 2008 г. № 1634 «Об утверждении Государственной программы комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь на 2009-2013 годы». Реализация утвержденных Государственной программой мероприятий преследовала своей целью создание условий для снижения уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, обеспечение плановой и скоординированной деятельности как государственных органов, так и иных государственных организаций при осуществлении организационно-правовых, организационно-практических мероприятий, направленных на эффективную профилактику, выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, в том числе и сопутствующих ему правонарушений, а также на устранение детерминант, порождающих эти общественно опасные явления.

Для дальнейшего совершенствования правовых и организационных основ государственной политики в сфере оборота и противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также для проведения профилактики потребления наркотиков и в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан был принят Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года № 408-З «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах».

Резкий рост преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков потребовал от государства ответных шагов, направленных на изменение наркоситуации в стране коренным образом15. Так, 28 декабря 2014 г. был утвержден Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», на основании

15 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - URL: http://belstat.gov.by/. (дата обращения: 28.11.2020).

которого были внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и ряд других нормативных актов. Указанные меры мы связываем с седьмым этапом становления и развития отечественного законодательства в сфере предупреждения незаконного оборота наркотиков.

Реализованные законодательные новшества, предусмотренные в Декрете № 6, позволили существенно повлиять на снижение количества совершаемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Однако следует обратить внимание на неоднозначность оценки таких изменений законодательства со стороны белорусских ученых. Так, например, В.М. Хоми-чем отмечается несколько завышенный общий карательный уровень наказуемости большинства преступных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов [6, с. 116]. В то же время, по мнению В. Марчука, имеет место целесообразность и полезность принятых изменений, положительно повлиявших на состояние преступности в данной сфере, где с 2015 года наблюдается снижение общего числа наркопреступлений [7]. Следует согласиться с позицией В.А. Ананича, который отмечает, что примером максимальной эффективности, то есть достижения поставленных целей в максимальном объеме при минимальной затрате социальных средств и в кратчайшие сроки, является снижение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов, в Республике Беларусь в 2016 и 2017 годах (по сравнению с 2015 годом) на 15,1% и 24,9% соответственно, что было достигнуто в том числе за счет ужесточения уголовной ответственности за такие преступления [8].

Важную роль в противодействии наркоугрозе на современном этапе имело установление республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 февраля 2015 года № 19. Особенность данного документа заключалась в том, что внесение изменений и (или) дополнений в данный перечень не требовало проведения обязательной юридической экспертизы нормативного правового акта, что позволяло оперативно реагировать на появление новых наркотических веществ.

Генезис правового обеспечения противодействия незаконному обороту наркотиков продол-

жился принятием ряда изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 января 2015 г. № 245-З «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов» возраст наступления уголовной ответственности за действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков, предусмотренные ч. 2-5 ст. 328 УК Республики Беларусь, снизился с 16 до 14 лет.

Часть 3 примечаний к ст. 327 УК Республики Беларусь была изложена в новой редакции, что дало более широкое понимание аналогов наркотических средств и психотропных веществ.

Статья 328 УК Республики Беларусь подверглась существенным изменениям. Так, в абзаце 1 части 3 данной статьи были заменены слова «или в месте проведения массовых мероприятий» на «лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему».

Диспозиция ч. 4 вышеупомянутой статьи после редактирования стала звучать следующим образом: «действия, предусмотренные частями 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза, наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом или без штрафа».

Также ст. 328 УК Республики Беларусь была дополнена частью 5: «действия, предусмотренные частями 2-4 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества или без конфискации».

В УК Республики Беларусь были включены две новые антинаркотические статьи, а именно: ст. 3281 «Незаконное перемещение через Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов» и ст. 3282 «Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, пси-

хотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ».

После внесения Законом № 245-З существенных изменений в ст. 332 УК Республики Беларусь последняя была изложена следующим образом: «предоставление помещений, организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ».

Внесение подобных изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь явилось экстраполяцией реализации положений Декрета Президента № 6.

Также были внесены изменения и дополнения в ст. 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Действующая редакция данной статьи была дополнена частями:

«4. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

5. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

6. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин».

Таким образом, в рамках проводимой в Республике Беларусь антинаркотической политики была введена административная и уголовная ответственность за немедицинское потребление наркотиков. Однако криминализация потребления наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов является достаточно спорной. Так, например, Е.И. Цымбал считает, что «...желание ввести уголовную ответственность за немедицинское употребление наркотиков отражает беспомощность тех, кто это предлагает, их стремление возложить всю ответственность за распространенность наркомании в обществе на МВД. Это абсурдно, поскольку совершенно очевидно, что

органы внутренних дел не могут вместо общества и государства отвечать за те масштабы, которые у нас принимают социальные болезни» [9, с. 24]. Я.И. Гилинский придерживается позиции, что «...рано или поздно мир придет к необходимости легализации всех наркотических средств. Этот тезис обосновывается, в частности, тем, что потребление наркотиков - это личное дело каждого (так же, как потребление вредных для здоровья табака, алкоголя и т.п.), и тем, что ни одну социальную проблему еще не удавалось решить путем запретов и репрессий» [10].

По нашему мнению, введение административной и уголовной ответственности за немедицинское потребление наркотиков позволяет выявлять наркопреступников на ранней стадии и оказывать на них профилактическое воздействие с целью предупреждения совершения новых преступлений, в том числе и по линии наркоконтроля.

Важным элементом в обеспечении противодействия незаконному обороту наркотиков в рассматриваемый период является также разработка комплексных планов мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, предупреждению и профилактике их немедицинского потребления, в том числе среди детей и молодежи, лечению и социальной реабилитации лиц, больных наркоманией. Например, такие планы получили свою реализацию на период 2015-2016, 2017-2018, 2019-2020 гг., что обусловлено необходимостью достижения всеобъемлющего, комплексного подхода к вы-

работке согласованной антинаркотической политики с эффективным использованием потенциала государственных органов, общественных объединений, религиозных организаций. В настоящее время в Республике Беларусь подготовлен проект Комплексного плана мероприятий в рассматриваемом аспекте деятельности на 2021-2022 годы.

Подытоживая изложенное, можно заключить, что становление и развитие правовых основ предупреждения преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов в Республике Беларусь было предопределено конкретными историческими условиями и событиями, социальными и нравственными факторами, международными обязательствами и т.д.

Интенсивное развитие антинаркотического законодательства напрямую было взаимосвязано с распространением наркотиков и наркомании как негативного социального явления и пришлось на 70-80-е годы ХХ столетия, а также на 1999 и 2014-2015 годы, что нашло свое отражение в уголовно-правовой политике государства, связанной с расширением и усилением ответственности за данные деяния. Предложенная нами периодизация становления и развития отечественного антинаркотического законодательства наглядно демонстрирует реакцию государства на негативные тенденции в рассматриваемом сегменте преступлений в части своевременного принятия соответствующих нормативных правовых актов.

Литература

1. Боголюбова Т.А. О проблемах противодействия незаконному обороту наркотиков // Теория и практика противодействия незаконному обороту наркотиков: сборник материалов научно-практической конференции. - Пятигорск: Рекламно-инф. аген-ство на КМВ, 2010. С. 19-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Александров Р.А. Становление и развитие уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотиков в СССР в 20-30-е годы XX века // История государства и права. - 2007. - № 6. - С. 17-18.

3. Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и сравнительно-правовой аспекты. - Москва: ЮрИнформ, 2000. - 207 с.

4. Габиани А.А. Наркотизм. Конкретно-социологические исследования по материалам Грузинской ССР - Тбилиси: Мец-ниереба, 1977. - 360 с.

5. Колесник О.В. Уголовно-правовые меры борьбы с наркоманией в СССР: автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва, 1978. - 20 с.

6. Хомич В.М. Криминологическая оценка целей применения уголовно-правовых санкций и их эффективность // Категория «цель» в уголовном, уголовно-исполнительном праве и криминологии: материалы IV рос. конгр. уголов. права. - Москва, 2009. С. 112-116.

7. МарчукВ. О понимании уголовной противоправности преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 3282 УК // Юстиция Беларуси. - 2017. - № 4. - С. 30-33.

8. АнаничВ.А. Теоретические подходы к измерению эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков [Электронный ресурс] // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Минск, 2019. - URL: http://elib.amia.by//handle/docs/2722

9. ЦымбалЕ.И. Совершенствование мер правового противодействия незаконному обороту наркотиков // Борьба с незаконным оборотом наркотиков: проблемы уголовного права, криминалистики, прокурорского надзора: материалы научно-практической конференции. - Москва, 2000. С. 23-26.

10. ГилинскийЯ.И. Наркотизм: социальные и криминальные проблемы // Наркотизм. Наркомания. Наркополитика: сборник статей / под ред. А.Г. Софронова. - Санкт-Петербург, 2006. С. 28.

ТРИБУНА

2021' 2

References

1. Bogolyubova T.A. O problemakh protivodeistviya nezakonnomu oborotu narkotikov // Teoriya i praktika protivodeistviya nezakonnomu oborotu narkotikov: sbornik materialov nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Pyatigorsk: Reklamno-inf. agenstvo na KMV, 2010. S. 19-27.

2. AleksandrovR.A. Stanovlenie i razvitie ugolovno-pravovogo protivodeistviya nezakonnomu oborotu narkotikov v SSSR v 20-30-e gody XX veka // Istoriya gosudarstva i prava. - 2007. - № 6. - S. 17-18.

3. Gasanov E.G. Bor'ba s narkoticheskoi prestupnost'yu: mezhdunarodnyi i sravnitel'no-pravovoi aspekty. - Moskva: Yurlnform, 2000. - 207 s.

4. Gabiani A.A. Narkotizm. Konkretno-sotsiologicheskie issledovaniya po materialam Gruzinskoi SSR - Tbilisi: Metsniereba, 1977. - 360 s.

5. Kolesnik O.V. Ugolovno-pravovye mery bor'by s narkomaniei v SSSR: avtoreferat na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Moskva, 1978. - 20 s.

6. Khomich V.M. Kriminologicheskaya otsenka tselei primeneniya ugolovno-pravovykh sanktsii i ikh effektivnost' // Kategoriya "tsel" v ugolovnom, ugolovno-ispolnitel'nom prave i kriminologii: materialy IV ros. kongr. ugolov. prava. - Moskva, 2009. S. 112-116.

7. Marchuk V. O ponimanii ugolovnoi protivopravnosti prestupleniya, otvetstvennost' za kotoroe predusmotrena st. 3282 UK // Yustitsiya Belarusi. - 2017. - № 4. - S. 30-33.

8. Ananich V.A. Teoreticheskie podkhody k izmereniyu effektivnosti bor'by s nezakonnym oborotom narkotikov [Elektronnyi resurs] // Problemy bor'by s prestupnost'yu i podgotovki kadrov dlya pravookhranitel'nykh organov: sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Minsk, 2019. - URL: http://elib.amia.by//handle/docs/2722

9. Tsymbal E.I. Sovershenstvovanie mer pravovogo protivodeistviya nezakonnomu oborotu narkotikov // Bor'ba s nezakonnym oborotom narkotikov: problemy ugolovnogo prava, kriminalistiki, prokurorskogo nadzora: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii.-Moskva, 2000. S. 23-26.

10. Gilinskii Ya.I. Narkotizm: sotsial'nye i kriminal'nye problemy // Narkotizm. Narkomaniya. Narkopolitika: sbornik statei / pod red. A.G. Sofronova. - Sankt-Peterburg, 2006. S. 28.

(статья сдана в редакцию 15.02.2021)

480130315332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.