Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / НАРКОМАНИЯ / НАРКОТИЗМ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овсянников А. В.

В статье представлены этапы становления и развития индивидуальной и социальной профилактики в сфере незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации. Отражены основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность, направленную на профилактику наркомании, а также на реализацию мер по предотвращению правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков. Указаны актуальные данные мониторинга состояния преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. С учетом современных тенденций развития преступности приведена положительная практика деятельности субъектов профилактики, а также выделены приоритетные направления профилактической деятельности по предотвращению наркотизации населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Овсянников А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL AND SOCIAL PREVENTION IN THE FIELD OF DRUG TRAFFICKING

The stages of formation and development of individual and social prevention in the field of drug trafficking in the Russian Federation are presented in the article. The basic legal acts regulating the activities aimed at the prevention of drug addiction, as well as the implementation of measures to prevent offences in the field of drug trafficking are analyzed. The current data on monitoring the state of crime in the field of illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances are provided by the author of the article. Taking into account the recent crime trends, successful practice of the activities of the subjects of prevention is given. The author of the article also identifies the priority directions of preventive activities aimed at preventing drug abuse and addiction among the population.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ»

ОВСЯННИКОВ А.В., andrej.ovsyannikov.340@mail.ru Кафедра оперативно-разыскной деятельности

и оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

OVSYANNIKOV A.V., andrej.ovsyannikov.340@mail.ru Chair of detective activities and crime detection technical actions of the internal affairs bodies; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

Тенденции развития индивидуальной и социальной профилактики в сфере незаконного оборота наркотиков

Аннотация. В статье представлены этапы становления и развития индивидуальной и социальной профилактики в сфере незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации. Отражены основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность, направленную на профилактику наркомании, а также на реализацию мер по предотвращению правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков. Указаны актуальные данные мониторинга состояния преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. С учетом современных тенденций развития преступности приведена положительная практика деятельности субъектов профилактики, а также выделены приоритетные направления профилактической деятельности по предотвращению наркотизации населения.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков; наркомания; наркотизм; антинаркотическая политика.

Для цитирования: Овсянников А.В. Тенденции развития индивидуальной и социальной профилактики в сфере незаконного оборота наркотиков // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. N 4 (58). С. 87-96.

Trends in the development of individual and social prevention in the field of drug trafficking

Annotation. The stages of formation and development of individual and social prevention in the field of drug trafficking in the Russian Federation are presented in the article. The basic legal acts regulating the activities aimed at the prevention of drug addiction, as well as the implementation of measures to prevent offences in the field of drug trafficking are analyzed. The current data on monitoring the state of crime in the field of illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances are provided by the author of the article. Taking into account the recent crime trends, successful practice of the activities of the subjects of prevention is given. The author of the article also identifies the priority directions of preventive activities aimed at preventing drug abuse and addiction among the population.

Keywords: drug trafficking; drug use; drug addiction; anti-drug policy.

For citation: Ovsyannikov A.V. Trends in the development of individual and social prevention in the field of drug trafficking // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2021. No. 4 (58). Р. 87-96.

В современном мире динамично развиваются информационные технологии, затрагивающие все уровни жизнедеятельности человека, и это не могло не сказаться на стремительном изменении общества в целом. Анализ современной правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что информационно-коммуникационные технологии все чаще

используются для осуществления новых форм преступной деятельности. Примером тому является незаконный оборот наркотических средств.

На протяжении многих лет наркотизация населения остается одной из самых актуальных социальных проблем российского общества. Данная тема является предметом обсуждения политиков, госу-

дарственных деятелей, ученых, сотрудников правоохранительных органов, представителей общественности. Разрабатываются и реализуются программы противодействия наркотизации, однако существенно приблизиться к решению этой проблемы пока не удается [1, с. 2].

В докладе от 26 июня 2019 г. Управление ООН по наркотикам и преступности обратило внимание на то, что, согласно уточненным данным и усовершенствованным формам исследований, неблагоприятные последствия употребления наркотиков для здоровья являются более серьезными и широко распространенными, чем считалось ранее. Около 35 млн человек во всем мире страдают от расстройств, связанных с потреблением наркотиков, и нуждаются в лечении*.

Следует отметить, что к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (далее - наркотики), а также к болезни наркомании как проблеме в современном ее понимании не всегда относились негативно. В зависимости от исторических особенностей, традиций и обычаев народов, географического положения, вероисповедания потребление наркотиков принимало различные формы и виды. Однако сущность их потребления оставалась неизменной - люди стремились привести себя в состояние наркотического возбуждения, кратковременного блаженства, веселья, легкости, радужных иллюзий.

Длительное время наркомания как явление не была известна большей части населения России. В связи с отсутствием остроты данной проблемы отечественное законодательство ограничивалось наличием отдельных норм по предупреждению противоправных деяний, посягающих на общественную нравственность.

Значительную роль в распространении наркомании в Российской империи сыграли военные и революционные события начала ХХ столетия, такие как Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 года, Гражданская война. Так, при хирургическом вмешательстве в качестве

* Всемирный доклад о наркотиках Управления Организации Объединенных наций по наркотикам и преступности за 2019 год // Организация Объединенных Наций: официальный сайт. 11К1_: https://www.unodc.org

болеутоляющих средств активно использовались эфир и морфин, поскольку их воздействие является не только болеутоляющим, но и вызывает глубокий сон с потерей болевой чувствительности. Дополнительным негативным фактором в распространении наркомании следует считать введение «сухого закона», который оказал значительное влияние на возрастание популярности кокаина и морфина. Об этом свидетельствуют многие литературные произведения указанного периода.

Осознание общественной опасности наркотизации населения привело к принятию мер государственного контроля за оборотом наркотиков, а также к разработке нормативной базы, предусматривающей ответственность за несоблюдение указанных мер. Этими же обстоятельствами определено и начало международного сотрудничества по борьбе с наркоманией.

В 1909 году в г. Шанхае была проведена первая международная конференция, на которой состоялось заседание Международной опиумной комиссии. В 1912 году в г. Гааге проходила вторая конференция, по итогам которой была принята Международная опиумная конвенция**, подписанная и ратифицированная 58 государствами, в том числе Российской империей. Подобные конференции, на которых был принят ряд правовых международных актов и рассматривались вопросы регулирования производства и распределения наркотиков, проводились в 1925, 1931, 1936 годах.

В 1946 году при ООН создана Комиссия по наркотикам, в состав которой вошли пятнадцать государств, в том числе СССР. По инициативе ООН были приняты Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.)*** и Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.)****.

** International Opium Convention Signed at the Hague January 23, 1912. URL: http://digital. library.northwestern.edu

*** См.: Бюллетень международных договоров. 2000. N 8.

**** См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1981. N XXXV. С. 416.

С целью противодействия распространению немедицинского потребления наркотиков ООН при активном участии СССР приняла Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.)*

На основе норм, закрепленных в указанных выше международных документах, государства, подписавшие их, приняли на себя обязательство закрепить нормы права, предусматривающие преследование в уголовном порядке лиц, виновных в незаконных операциях с наркотиками.

Следует отметить, что противодействие наркотизации населения не всегда приносило ожидаемый эффект. Например, в 80-е годы ХХ века в СССР наркоманами считали лишь тех лиц, которые в связи с основным заболеванием постоянно принимали медицинские наркотические препараты, вследствие этого стали зависимыми наркопотребителями. Подобную позицию высказывали и печатные издания современности [2, с. 12; 3, с. 4]. Противовесом указанному мнению стали открыто опубликованные статистические показатели того времени. Так, в 1988 году на учете в наркологических диспансерах с диагнозом «наркомания» состояло 50 тысяч больных. В начале 80-х годов прошлого века на 100 тысяч населения приходилось 1,2 % лиц, у которых впервые установлен диагноз «наркомания», а в 1987 году этот показатель был равен уже 7,1 % [4, с. 17].

В момент становления и развития Российской Федерации как отдельного государства проблема наркотизации населения носила острый характер. Начало 90-х годов ХХ столетия негативным образом отразилось на распространении наркомании и наркотизации населения России. Этому способствовали социально-экономические потрясения; нестабильная экономика; упадок системы профилактики правонарушений и преступлений (применительно к освещаемой теме следует упомянуть о ликвидации лечебно-трудовых

профилакториев**); слабое финансирование органов внутренних дел и отсутствие квалифицированных сотрудников, специализирующихся на раскрытии преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. В результате практически перестала работать превентивная функция уголовного наказания. Наркобизнес начал приобретать транснациональный характер, угрожающий нестабильной экономике. В указанный период утратили свое приоритетное значение этические и нравственные идеалы, что привело к еще большему возрастанию угроз национальной безопасности. Лишь за 90-е годы количество лиц, умерших от потребления наркотиков, увеличилось в 12 раз, а среди детей и подростков - в 42 раза [5, с. 9].

Следующим этапом, оказавшим значительное влияние на ситуацию с наркотизацией населения, необходимо считать 2010-2014 годы. В указанный период на территорию Российской Федерации начали активно поступать новые виды синтетических наркотиков, называемых «дизайнерскими». Наркопотребители вместо традиционных видов наркотиков (героин, дезоморфин, производные от растения конопли), а нередко и в дополнение к ним стали массово употреблять так называемые спайсы (одними из первых их видов являлись ^Н-196 и его производные; ^Н-194 и его производные), «соль» (в некоторых регионах страны данный вид наркотиков называется «скорость» (одним из первых в массовое употребление вошел метилендиоксипировалерон). До законодательного запрета они свободно реа-лизовывались под видом различных курительных смесей, а также как парфюмерные добавки для принятия ванн. Вышеприведенные факты подтверждаются статистическими показателями, которые фиксируют рост количества зарегистрированных преступлений указанной категории (2012 год - 218 974; 2013 год - 231 462; 2014 год - 254 730)***.

* См.: Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. М., 1994. Вып. Х1_У!!. С. 133.

** Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1316.

*** МВД России: официальный сайт. ШЬ: ИНрБу/мвд.рф

В настоящее время по сравнению с перечисленными выше периодами наблюдается значительное улучшение качества работы в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, о чем свидетельствует статистическая отчетность МВД России. В последние годы прослеживается тенденция к незначительному снижению количества выявленных преступлений данной категории. В 2020 году их удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений составил 9,3 %, он практически не изменился по сравнению с показателем 2019 года - 9,4 %. Наибольшую общественную опасность из преступлений данной категории представляет сбыт наркотиков: в 2020 году выявлено 112 267 таких деяний, то есть 59,1 % от общего количества наркопреступлений, что практически соответствует аналогичному показателю

2019 года*.

Количество потребителей наркотиков, совершивших преступления на территории Российской Федерации, в

2020 году снизилось на 4,4 % (с 49,5 тыс. до 47,4 тыс.), на 22 % сократилось количество лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (с 6,8 тыс. до 5,3 тыс.). В области антинаркотического законодательства выявлено 140 827 административных правонарушений, основную часть которых (67,14 %, то есть 94 554 (увеличение на 3,7 % по сравнению с 2019 годом)** составили правонарушения, предусмотренные ст. 6.9 КоАП РФ, - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (см. рис. 1).

При этом не следует недооценивать общественную опасность административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ. Практический опыт автора статьи в противодействии преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков позволяет утверждать, что административ-

ное наказание за потребление наркотиков назначается лицам, действия которых в силу недостаточной массы запрещенного вещества не подпадают под состав преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ, однако формально отвечают всем признакам уголовно наказуемого деяния.

Незначительную положительную динамику также отражают данные медицинской статистики по заболеваемости населения наркоманией*** (см. рис. 2).

Важно отметить, что по результатам проведенного мониторинга наркоситуация в Российской Федерации в 2020 году была оценена как «тяжелая»****. С учетом современных реалий появляются новые виды и способы потребления, сбыта наркотиков, а также их пропаганды. В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года***** закрепляется новый термин - сочетанное потребление наркотиков (полинаркомания), который означает одновременное потребление нескольких наркотических средств, психотропных веществ или новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Сложившаяся тенденция иллюстрирует современные реалии незаконного оборота наркотиков, который в последние годы претерпел значительные изменения. Например, в 2020 году увеличилась доля изъятых из оборота синтетических наркотиков, их масса составила 8,7 т (в 2019 году - 5,1 т, +69 %). В 6,4 раза возрос объем изъятых прекурсоров наркотических средств - 7,3 т (в 2019 году - 1,1 т), сильнодействующих веществ -1,2 т (2019 год - 728 кг, +65 %), а также

* МВД России: официальный сайт. URL: httpsy/мвд.рф

** Единая межведомственная информационно-статистическая система: сайт. URL: https:// www.fedstat.ru

*** Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: https:// rosstat.gov.ru

**** См.: Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2019 году (Выдержка) // Государственный антинаркотический комитет: официальный сайт. URL: https://гак.мвд.ру

***** Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Указом Президента Российской Федерации от 23 нояб. 2020 г. N 733 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru

Рис. 1. Тенденции развития незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации

в 2018-2020 годах

Рис. 2. Заболеваемость населения наркоманией в период с 2017 по 2019 год

психотропных веществ - 560 кг (2019 год - 372 кг ( + 50 %)*.

В обоснование значимости указанной проблемы необходимо отметить также, что на расширенном заседании коллегии МВД России 26 февраля 2020 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин

* См.: Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2020 году. (Выдержка) // Государственный антинаркотический комитет: официальный сайт. URL: Ы:1:р5://гак.мвд.ру

важнейшим направлением работы органов внутренних дел назвал противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе прекращение доступа к сайтам и страницам в социальных сетях, пропагандирующим наркотики. В.В. Путин отметил, что Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации необходимо вернуться к детальной проработке законодательной инициативы по установ-

лению уголовной ответственности за пропаганду наркотиков в сети «Интернет»*.

Однако, помимо репрессивных мер, одним из приоритетных направлений в противодействии незаконному обороту наркотиков остается его профилактика, проводимая с учетом специфики современного развития наркоситуации.

Главные причины девиантного поведения (а деятельность лиц, связанных с незаконным оборотом наркотиков, девиант-на) относятся к физиологии, психологии и социальной сфере, а также к низкому уровню общей культуры, включая правовую культуру и культуру личных и семейных отношений.

Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»** профилактика незаконного оборота наркотиков и наркомании представляет собой совокупность политических, экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, культурных, физкультурно-спортивных и иных мероприятий, которые направлены на предупреждение возникновения и распространения наркомании.

В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения выделяет три вида профилактики наркомании как разновидности заболевания человека. Первый вид профилактики предусматривает меры, направленные на предупреждение потребления наркотиков. Целевой аудиторией данного вида профилактики является здоровая часть населения, а также группа людей, в окружении которых имеются наркопотребители. Под вторым видом следует понимать меры, предусматривающие предотвращение формирования наркотической зависимости у лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях. Следует отметить, что к данной категории

* См.: Выступление Президента Российской Федерации Владимира Путина на расширенном заседании Коллегии МВД России 26 февраля 2020 г. // Президент Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://www. kremlin.ru

** О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закон от 8 янв. 1998 г. N 3-ФЗ: ред. от 8 дек. 2020 г. // Рос. газ. 1998. 15 янв.; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru

лиц не относятся больные наркоманией в ее классическом понимании, это лишь те лица, которые эпизодически употребляют наркотики и не имеют зависимости, характеризующейся абстинентным синдромом. Заключительный, третий вид профилактики предусматривает применение мер к больным наркоманией с целью предотвращения рецидива заболевания [6, с. 165].

29 августа 2006 г. на заседании Государственного совета Российской Федерации с целью эффективного противодействия преступности Президентом Российской Федерации В.В. Путиным дано поручение о воссоздании государственной системы профилактики правонарушений. 16 февраля 2007 г. под председательством МВД России создана Правительственная комиссия по профилактике правонарушений, а также разработана четырехуровневая модель государственной системы профилактики.

Система профилактики правонарушений функционирует посредством реализации государственных программ на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных программ городов, районов и поселений. В качестве примера можно привести специальные государственные программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействия

преступности»

и «Противодействие

незаконному обороту наркотиков»****. Дополнительно на каждом из уровней создаются специальные комиссии, в обязанности которых входит координация деятельности органов исполнительной власти, участвующих в реализации мер системы государственной профилактики правонарушений.

Следует отметить, что в рамках реализации деятельности государства по предупреждению и профилактике правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков принят обширный комплекс

*** Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апр. 2014 г. N 345 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru

**** Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апр. 2014 г. N 299 // Там же.

***

нормативных правовых актов, наиболее значимыми из которых являются:

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации*;

- Концепция общественной безопасности в Российской Федерации**;

- Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года;

- Федеральный закон от 8 января

1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

- Федеральный закон от 24 июня

1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»***;

- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»****.

- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»*****, который является комплексным актом, направленным на формирование единой системы профилактики правонарушений, с разграничением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений.

Из анализа нормативных правовых актов следует, что система профилактики должна быть нацелена на своевременную работу по предупреждению правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, эффективное противодействие проявлениям наркомании в обществе, а также на ресоциализацию лиц, употреблявших наркотики. Однако для достижения наиболее продуктивных результатов указанной деятельности требуется усилить меры, направленные на формирование отрицательного отношения общества к про-

* Утв. Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru

** Утв. Президентом Рос. Федерации 14 нояб. 2013 г. N Пр-2685. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

*** Рос. газ. 1999. 30 июня.

**** Там же. 2011. 23 нояб.

Там же. 2016. 28 июня.

явлениям наркомании, не демонстрируя при этом негативного отношения к лицам, страдающим эти недугом.

С целью успешного решения поставленной задачи при выявлении потенциального потребителя наркотиков целесообразно установить с ним доверительный контакт с предоставлением ему альтернативы наркопотребления. Общество должно быть готово оказать поддержку, которая ему необходима, прежде, чем он станет наркоманом. В свою очередь, индивид должен понимать, что, употребляя наркотики, он не только нарушает действующее законодательство, но и пренебрегает нравственными правилами, обеспечивающимися силой общественного мнения.

Одним из приоритетных направлений в борьбе с наркоманией является индивидуальная профилактика, которая предусматривает меры воздействия на отдельную личность с целью недопущения употребления наркотиков, используя при этом правовые, социальные, психологические, медицинские методы воздействия.

Особое внимание в решении данной задачи надлежит уделить отношению подростков к наркотикам, а именно в ходе реализации профилактических мероприятий необходимо наглядно показать альтернативу наркопотреблению, которой является формирование у молодежи са-мосохранительного поведения с целью поддержания здорового образа жизни, приоритет семейных ценностей в противовес аномичному поведению в обществе. Целесообразно не только демонстрировать негативные последствия потребления наркотиков, но и акцентировать внимание на критериях современного успешного человека. Например, внешний вид, образование, доход, место работы, семья и иное. Фундаментальным в данном случае будет являться здоровье, даже если не обозначать в качестве отдельного критерия, так как успешный молодой человек - это здоровый человек в широком смысле этого слова [7, с. 21].

Обязательным условием достижения положительного результата данного направления деятельности является привлечение средств массовой информации,

включая сетевые издания, к просвещению всех слоев населения. Однако, несмотря на усиление мер, направленных на противодействие пропаганде наркотиков, проблема остается актуальной. Нередко для популяризации потребления наркотиков используется сеть «Интернет», ношение одежды с изображением наркосодержащих растений, в том числе эстрадными исполнителями*.

На основании изложенного можно утверждать, что должна быть доступна альтернатива наркотикам - физическая культура, спорт, секции по программированию, вовлечение молодежи в волонтерские организации, в том числе патриотической направленности, а также насыщенный культурный досуг. Именно эти приоритетные направления профилактики необходимо развивать для минимизации спроса на наркотики, которые нередко являются методом ухода от реальности и сложившихся проблем.

Помимо общих профилактических мероприятий, проводимых в образовательных организациях в форме разъяснительных бесед, наглядной демонстрации пагубного влияния наркотиков на человека, социально-психологических тести-

рований, в том числе на употребление наркотиков, развития адаптивных навыков несовершеннолетних, необходимо уделять все больше внимания профилактическим мероприятиям, проводимым в сети «Интернет».

По мнению Ю. Жданова, «люди, употребляющие наркотики, станут все чаще пользоваться даркнетом, чтобы преодолеть последствия личного контроля, а доставка наркотиков по почте будет пользоваться еще большей популярностью. Веб- и даркнетрынки, социальные сети и защищенные шифрованные коммуникационные приложения теперь, по-видимому, играют более заметную роль в поиске наркотиков пользователями»**.

Указанную позицию подтверждают данные о состоянии преступности в Российской Федерации в 2020 году, опираясь на которые можно сделать вывод о том, что произошел резкий рост (+73,4 %) количества преступлений, совершенных посредством информационно-телекоммуникационных технологий, при этом каждое одиннадцатое преступление (9,2 %) совершается с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркоти-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ков*

(см. рис. 3).

2020

2019

0

100000

200000

300000

400000

500000

600000

Всего выявлено преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе: тяжких и особо тяжких

совершенных с целвю незаконного производства, сбыта и пересылки наркотиков

¡Раскрыто преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

Рис. 3. Количество преступлений, совершенных в 2019-2020 годах с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

* Например, к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ привлечен рэп-исполнитель А. Валеев. (См.: Коммерсантъ. 2021. 3 июня. URL: https://www.kommersant.ru).

** Рос. газ. 2020. 28 июня. URL: https://rg.ru

*** Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф

Согласно Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года одной из мер по совершенствованию антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков является выявление и пресечение функционирования интернет-ресурсов, используемых для пропаганды незаконного потребления и распространения наркотиков.

В связи с намеченной тенденцией следует назвать проекты, положительно зарекомендовавшие себя в сфере профилактики наркопотребления. Один из таких проектов - «Киберпатруль Тюменской области», организаторами которого являются Правительство Тюменской области, Администрация города Тюмени, Тюменский государственный университет. Киберво-лонтеры реализуют проект по следующим основным направлениям:

- поисковая деятельность, направленная на выявление противоправного контента в сети «Интернет»;

- организация и проведение занятий по вопросам использования безопасной, защищенной сети «Интернет»;

- организация обсуждения проблемных тем, возникающих при использовании сети «Интернет» в рамках диалоговых площадок, форумных компаний как с подростками, так и с их родителями.

Информация об обнаруженных интернет-ресурсах, на которых предположительно содержится запрещенный к распространению контент, в обязательном порядке направляется в правоохранительные органы, Роскомнадзор и «Лигу безопасного Интернета».

Другим примером является деятельность некоммерческого партнерства «Лига безопасного Интернета», которая при поддержке Минцифры России, МВД России, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации осуществляет свою деятельность по выявлению и обобщению опасного контента, размещенного в сети «Интернет», а также принимает активное участие в качестве эксперта при разработке законодательной базы, направленной на ликвидацию запрещенного контента.

С целью эффективного противодействия незаконному обороту наркоти-

ков с учетом современных тенденций его распространения в 2020 году в системе МВД России созданы подразделения по борьбе с распространением и пропагандой наркотиков в сети «Интернет»*. Указанные функции были возложены на Управление по организации оперативно-профилактических мероприятий, противодействия наркоугрозе в сфере 1Т-технологий и легализации наркодоходов, межведомственного взаимодействия, входящего в структуру Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России**.

Как представляется, для более продуктивного противодействия незаконному обороту наркотиков в сети Интернет» подразделениями МВД России, помимо мероприятий, направленных на обобщение, блокировку запрещенного интернет-контента, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, нелегальной финансовой деятельностью, необходимо усилить профилактические меры в указанной сфере. Должна быть усовершенствована работа, направленная на первичную профилактику в отношении наркопотребителей, путем контроля их запросов в веб-обозревателях для просмотра страниц сети «Интернет», нацеленных на поиск запрещенных, опасных интернет-ресурсов. Специализированным подразделениям целесообразно осуществлять указанное противодействие в обезличенной форме, на примере контекстовой рекламы с последующим информированием пользователей о запрете потребления наркотиков и разъяснения уголовного законодательства Российской Федерации. Это позволило бы эффективно воздействовать на лиц, «осуществляющих знакомство» с наркотиками и способами их употребления.

Подводя итог, необходимо отметить, что на различных этапах развития общества к наркомании и наркотизации насе-

* URL: https://tass.ru

** Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23 апр. 2016 г. N 209: ред. от 14 февр. 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

ления относились как к серьезной проблеме, с которой необходимо бороться всеобщими усилиями. В современных условиях значительное развитие информационных технологий внесло корректировки и в противодействие незаконному обороту наркотиков, что не могло не сказаться на превентивной деятельности. Помимо профилактических мероприятий общего характера (разъяснительных бесед, наглядной демонстрации, социально-психологических тестирований, тестирований на

употребление наркотиков и т.п.), а также мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков в сети «Интернет» (оперативно-розыскные мероприятия по установлению лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, блокирование сайтов, ограничение максимальной суммы денежных переводов и т.п.), необходимо осуществлять проведение индивидуальной профилактики на стадии посещения сайтов с целью приобретения наркотиков.

Список литературы

1. Комлев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды: монография. Казань, 2005. 123 с.

2. Бабоян Д. Путевка в ад. Москва: Междунар. отношения, 1974. 230 с.

3. Бабаян Э.А. Внимание: яд // Литературная газета. 1975. N 7. С. 4.

4. Ерышев О.Ф. Жизнь без наркотиков. Санкт-Петербург; Москва: АСТ, 2001. 160 с.

5. Наркомания: метод. рекомендации по преодолению наркозависимости / под ред. А.Н. Гаранского. Москва, 2001. 382 с.

6. Малыгина А.А. О некоторых аспектах профилактики наркомании // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. N 4. С. 164-168.

7. Профилактика девиантного поведения молодежи: учеб.-метод. пособие / [авт.-сост. И.В. Чернышева]. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2017. 81 с.

References

1. Komlev Yu.Yu. Sociological monitoring of drug use among adolescents and youth. Kazan, 2005. 123 p. (In Russ.).

2. Baboyan D. A ticket to hell. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1974. 230 p. (In Russ.).

3. Babayan E.A. Attention: poison. Literary newspaper, 1975, no. 7, p. 4. (In Russ.).

4. Eryshev O.F. A drug-free life. St. Petersburg; Moscow, AST Publ., 2001. 160 p. (In Russ.).

5. Drug addiction: guidelines for overcoming drug addiction. Moscow, 2001. 382 p. (In Russ.).

6. Malygina A.A. On some aspects of drug addiction prevention. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, no. 4, pp. 164-168. (In Russ.).

7. [Chernysheva I.V., author-compiler]. Prevention of deviant behavior of youth. Izhevsk, Udmurt State University, 2017. 81 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.