Для того чтобы пополнить денежные средства и привести в норму запасы, АО «Сад-Гигант» и ООО «Приволье» необходимо обратить внимание на оборачиваемость дебиторской задолженности. Чтобы сократить дебиторскую задолженность можно изменить условия коммерческого кредитования, с помощью повышения ставок, либо останавливаться в ожидании уплаты причитающихся долгов. Так, для оптимизации структуры оборотных активов должно стремиться к снижению дебиторской задолженности.
Таким образом, эффективное использование оборотных средств, их состояние и рациональная структура являются одними их главных условий успешной деятельности организации и укрепления его финансового положения.
Источники:
1. Нормова, Т.А. Оценка конкурентоспособности России в мировой экономике / Т.А. Нормова, И.А. Страх, Т.А. Черненко, О.А. Кравчук // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 121. С. 671-684.
2. Нормова, Т.А. Учетно-аналитическое обеспечение анализа дебиторской и кредиторской задолженности в сельскохозяйственных организациях / Т.А. Нормова, Е.В. Сидорчукова, Н.Н. Яроменко. Краснодар, 2019.
3. Нормова, Т.А. Анализ экономической эффективности функционирования муниципального ЛПУ в современных условиях / Т.А. Нормова, Л.А. Порошина, В.В. Боярская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 120. С. 466-477.
4. Нормова, Т.А. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое положение сельскохозяйственной организации / Нормова Т.А., Псалом Я.Г., Бурносова В.В., Ждокова Н.К., Солоха А.А. // Экономика и предпринимательство. 2018. № 7 (96). С. 559-564.
5. Способ борьбы с аскосферозом (варианты) / Нормов Д.А., Овсянников Д.А., Заболотная И.А., Вербицкий В.В., Нормова Т.А. Патент на изобретение RU 2237404 C2, 10.10.2004. Заявка № 2002135255/12 от 25.12.2002.
6. Способ обработки пчел / Нормов Д.А., Овсянников Д.А., Помазанова Ю.Н., Оськина А.С., Нормова Т.А. Патент на изобретение RUS 2234837 25.12.2002.
7. Электроразрядный термоадаптивный элемент озонатора /Нормов Д.А., Андрейчук В.К., Шхалахов Р.С., Драгин В.А., Нормова Т.А.; Патент на изобретение RU 2179151 C2, 10.02.2002. Заявка № 2000107683/12 от 28.03.2000. References:
1. Normova, T. A. Assessment of Russia's competitiveness in the world economy / T. A. Normova, I. A. Strakh, T. A. Cher-nenko, O. A. Kravchuk / / Polythematic network electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. 2016. No. 121. pp. 671-684.
2. Normova, T. A. Accounting and analytical support for the analysis of receivables and payables in agricultural organizations / T. A. Normova, E. V. Sidorchukova, N. N. Yaromenko. Krasnodar, 2019.
3. Normova, T. A. Analysis of the economic efficiency of the functioning of municipal health care facilities in modern conditions / T. A. Normova, L. A. Poroshina, V. V. Boyarskaya / / Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2016. No. 120. pp. 466-477.
4. Normova, T. A. Influence of receivables and payables on the financial position of an agricultural organization / Normova, T. A., Psalom, Ya. G., Burnosova, V. V., Zhdokova, N. K., Solokha, A. A. / / Ekonomika i predprinimatelstvo. 2018. No. 7 (96). pp. 559-564.
5. Method of combating ascospherosis (variants) / Normov D. A., Ovsyannikov D. A., Zabolotnaya I. A., Verbitsky V. V., Normova T. A. Patent for the invention RU 2237404 C2, 10.10.2004. Application No. 2002135255/12 from 25.12.2002.
6. Way of handling the bees / Normov D. A., Ovsyannikov D. A., Pomazanova Yu. N., Oskina A. S., T. A. Normov Patent for invention RUS 2234837 25.12.2002.
7. Discharge armodafinil element of the ozonator /Normov D. A., Andreychuk V. K., Salahov R. S., Dragin V. A., T.A. Normov; the patent for the invention RU 2179151 C2, 10.02.2002. Application no. 2000107683/12 of 28.03.2000.
10.24412/2309-4788-2021-10975
Д.К. Овсянникова - аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации», [email protected],
D.K. Ovsyannikova - Postgraduate Student of the Department of State and Municipal Management, Financial University under the Government of the Russian Federation.
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ WASTE MANAGEMENT DEVELOPMENT MECHANISMS
Аннотация. В данной статье автором рассматриваются существующие механизмы государственной политики в сфере обращения с отходами (далее - СОО). В исследовании проведен анализ существующих механизмов реализации государственной политики в СОО. Автором названы основные механизмы регулирования указанной сферы, которые применяются на текущий момент. Вместе с тем дана оценка эффективности применения указанных механизмов. По итогам проведенного анализа названы основные проблемы их применения, а также предложены направления их развития. Автором обоснована необходимость стимулирования развития рынка вторичных материальных ресурсов как одного из механизмов государственной политики в СОО. Вместе с тем авто-
ром впервые представлена классификация существующих механизмов развития СОО. Представленная классификация позволяет определять группы механизмов, которые необходимо развивать в определенной сфере государственной политики в СОО при возникновении недостатков ее управления.
Abstract. In this article the author examines the existing mechanisms of state policy in the field of waste management. The study analyzes the existing mechanisms for the implementation of state policy in the field of waste management. The author identifies the main mechanisms of regulation of this area, which are currently applied. At the same time an assessment of the effectiveness of the application of these mechanisms is given. Based on the results of the analysis, the main problems of their application are identified, as well as the directions of their development. The author substantiates the need to stimulate the development of the market for secondary material resources as one of the mechanisms of state policy in the field of waste management. At the same time the author for the first time presents a classification of the existing mechanisms for the development of the waste management sphere. The presented classification makes it possible to determine the groups of mechanisms that need to be developed in a certain area of state policy in the field of waste management in the event of deficiencies in its management.
Ключевые слова: сфера обращения с отходами, механизмы развития сферы обращения с отходами, реализация государственной политики в сфере обращения с отходами, вторичные материальные ресурсы.
Keywords: the sphere of waste management, mechanisms for the development of the sphere of waste management, implementation of state policy in the field of waste management, secondary material resources.
Формирование и развитие государственной политики в СОО предполагает обеспечение предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и человека, снижение объемов образования отходов, повышение утилизации отходов, с учетом изъятия из всего объема образуемых отходов полезных фракций, которые могут стать вторичными материалами для последующего их вовлечения в хозяйственный оборот.
Основной ролью государственной политики в СОО является совершенствование механизмов нормативного правового регулирования, а также внедрение механизмов экономического регулирования и стимулирования деятельности по обращению с отходами, создание эффективной системы управления потоками отходов, развитие инфраструктуры по обращению с отходами, а также просвещение и воспитание населения по вопросам обращения с отходами.
Контрольно-надзорный механизм реализации государственной политики в СОО осуществляется через организацию федерального государственного экологического надзора. Указанный надзор осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в результате своей деятельности, посредством принятия различных мер, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 - Деятельность по осуществлению государственного надзора в области обращения с отходами
Кроме того, существует механизм общественной экологической экспертизы (далее также - ОЭЭ). Право граждан и органов местного самоуправления инициировать и право общественных объединений организовать и проводить ОЭЭ закреплено в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и дает право гражданам выдвигать предложения о проведении ОЭЭ и участвовать в ее проведении, а общественным объединениям и некоммерческим организациям — право организовывать и проводить ОЭЭ [1].
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 23.11.1995 №2 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» ОЭЭ это инициатива граждан, общественных организаций и органов местного самоуправления [2]. ОЭЭ проводится общественными организациями, в уставе которых охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, должны быть обязательно названы основным направлением деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) одним из главных принципов государственной политики в области обращения с отходами назван доступ к информации в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации [3]. Вместе с тем проведение реформы в СОО на территории Российской Федерации связано с
определенными трудностями, которые зачастую вызваны недостаточным объемом информации и методических материалов, необходимых для разработки и подготовки региональных программ и их привязке ко всем функционирующим отраслям региона с учетом их объемов и специфики.
Также необходимо отметить, что на официальном сайте в сети Интернет Минприроды России содержится подробная информация о работе министерства в законодательной и нормативной деятельности. Однако на нем практически отсутствует иная информация о фактической ситуации с утилизацией отходов в России, нет новых данных о состоянии СОО, не обнародованы результаты реализации целевых программ и освоения бюджетных и внебюджетных средств по этим программам, а также методах государственного регулирования СОО в других странах мира.
Необходимо отметить, что развитие промышленной переработки отходов, их утилизации и обезвреживания тормозится из-за недостатка информации у участников указанных процессов в части состава отходов, стоимости их переработки, ценности вторичных материалов на рынке вторичных ресурсов, размещения объектов инфраструктуры обращения с отходами на территории страны. В данном случае предлагается введение дополнительных форм федерального статистического учета, расширение уже существующих для получения полноценной информации о текущем состоянии СОО.
Таким образом, можно судить об отсутствии эффективной информационной политики в государственных органах в СОО.
Кроме того, реализация реформы в СОО тормозится проблемой отсутствия профессиональных компетентных кадров в данной сфере. На рынке труда отсутствуют специалисты, которые могли бы участвовать в течении реформы и эффективной и результативной ее реализации.
Реализация государственной политики в СОО должна быть нацелена на усиление механизмов экономического стимулирования в СОО, что послужит дополнительным стимулом всех участников СОО. Кроме того экономическое стимулирование данной сферы гарантирует дополнительные вливания денежных потоков в основном по причине ухода участников рынка из теневого сектора экономики. Разработка конкретных предложений создаст базу для развития системы хозяйственного стимулирования деятельности в области обращения с отходами.
Государственное участие в СОО должно непосредственно регулировать рыночные отношения в этой сфере экономической деятельности. Следует учитывать, что невозможно эффективно решить задачу производства вторичных ресурсов, не уделяя должного внимания внедрению многоуровневой системы сбора, сортировки и хранения отходов. Создание такой системы должно рассматриваться взаимосвязано и комплексно.
Принятие комплексной системы правил должно мотивировать рост спроса потребителя на вторичное материальное сырье. Принимаемые меры позволят сформировать механизм экономического стимулирования привлечения отходов в промышленное производство. Поддержка государства в вопросах более эффективного использования вторичного сырья должна быть направлена на всемерную помощь производителям и способствовать росту заинтересованности бизнеса. Снижение себестоимости продукции и, как следствие, повышение ее рентабельности станет мотивацией для роста способности вторичного сырья конкурировать с первичным.
В действующем законодательстве Российской Федерации не определяется понятие «вторичные отходы», соответственно его трактовка остается неясной для дальнейшего применения. Установка критериев отнесения ценных фракций отходов к категории «вторичное сырье» позволяет успешно реализовывать политику ресурсоэф-фективности, направленную на создание экономики «замкнутого цикла». При этом относить вторичные ресурсы к отходам не является верным по причине несоответствия их характеристик и возникающих правоотношений. Необходимо отметить, что возникновение вторичных ресурсов в процессе производства не является его целью, поэтому на текущий момент для вторичных ресурсов не установлены и не применяются требования по качеству как к планируемой к выпуску продукции.
Для достижения этой цели предлагается стимулирование развития рынка вторичных ВМР как один из механизмов государственной политики в СОО. Для формирования и быстрого развития рынка ВМР предложено развитие и нормативное закрепление правовых аспектов его функционирования, а также стимулирование спроса на продукцию из вторичных материальных ресурсов в проектах с государственным участием.
Формирование самостоятельного законодательства Российской Федерации о вторичных ресурсах, регулирования обращения с ними и стимулирования спроса на продукцию из них послужит первым необходимым шагом для реализации данного предложения.
Следующие вопросы требуют проработки:
- введение понятийного аппарата терминов «вторичные материальные ресурсы», «вторичное сырье», закрепление их статуса;
- создание и введение в эксплуатацию системы учета видов вторичного сырья;
- введение мер экономического стимулирования в сфере обращения с вторичными ресурсами;
- использование вторичных ресурсов в производстве упаковки, строительстве, ЖКХ.
Отдельно стоит отметить требование об использовании вторичных ресурсов в проектах с государственным участием. При формировании государственного или муниципального заказа должна быть предусмотрена возможность прописать в контракте условие об использовании материалов, полученных из ВМР. Такой подход будет способствовать реализации конкретных целевых показателей ресурсосбережения и ресурсоэффективности, которые будут использоваться при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации. Кроме того, такой подход будет необходим при формировании и развитии рынка вторичного сырья на
первом этапе. Стимулирование спроса на перерабатываемую продукцию за счет государственных заказов, вместе с внедрением современных систем управления потоком отходов, повысит эффективность организаций на этом рынке, а также качество получаемого сырья. Кроме того, стоимость продукции из вторичного сырья на 90% меньше, чем из первичного, что положительно скажется на государственном бюджете.
Регулирование рынка ВМР осуществляется в рамках Закона № 89-ФЗ, вторичного сырья - в рамках Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [3, 4]. Такое разграничение позволит определить статус ВМР и конкретный момент перехода вторичного ресурса во вторичное сырье.
Необходимо отметить, что одной из важных задач, которые стоят перед федеральным уровнем власти, является решение вопроса создания и развития инновационной системы, которая позволила бы существенно сократить объемы отходов, утилизируемых с помощью захоронения. Технический и технологический уровень производства - один из основных факторов в процессах ресурсосбережения и, как следствие, сокращения образования отходов. При производстве товаров возможно увеличение объемов выпускаемой продукции, а также использование значительной части отходов, образующихся в процессе ее производства. Создание инновационной системы также позволило бы экономить такие ресурсы как сырье и материалы, которые далее могут превратиться в ВМР.
Внедрение организационного механизма управления СОО должно поддерживаться инструментами экономического стимулирования. Следует отметить, что стимулирующие инструменты управления тесно связаны с административными, регулирующими СОО. Необходимо учитывать, что высокие финансовые риски и негарантированная рентабельность ведения бизнеса в СОО затрудняют привлечение предпринимателей в производственную СОО. В то же время модели региональных операторов имеют значительные преимущества, которые заключаются в том, что позволяют на договорной основе гарантировать инвесторам и предпринимателям фиксированные объемы отходов и их стоимость на долгосрочную перспективу.
По результатам проведенного исследования можно заключить, что в Российской Федерации существует ряд проблем в сфере регулирования, управления и организации деятельности в области ресурсосбережения, промышленной переработки, утилизации и захоронения отходов.
С учетом представленной информации была разработана классификация механизмов развития СОО, отличительной особенностью которой является отнесение отдельных механизмов к одному из семи блоков: нормативно-правовой, контрольно-надзорный, экономический, организационный, кадровый, информационный, научно-инновационный, что представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация механизмов развития сферы обращения с отходами
№ Блок механизмов Механизмы развития сферы обращения с отходами
1 Нормативные правовые Законы федерального, регионального и местного уровней власти Стратегические нормативные правовые акты Программные нормативные правовые акты
2 Контрольно-надзорные Государственный экологический надзор Общественный экологический контроль Государственная экологическая экспертиза Общественная экологическая экспертиза Производственный экологический контроль Контроль исполнения экологического законодательства Контроль со стороны органов исполнительной власти (Росприроднадзор, Рос-технадзор, Счетная палата РФ, Прокуратура РФ и т.д.) Лицензирование деятельности экологических субъектов
3 Экономические Экономическая мотивация раздельного сбора отходов Меры государственной поддержки отечественных производителей оборудования, реализации проектов и внедрение оборудования Государственно-частное партнерство Льготное налогообложение экологического предпринимательства
4 Организационные Информационная платформа для образовательной, просветительской и разъяснительной деятельности с гражданами РФ Навигатор мер поддержки малого и среднего бизнеса в СОО Регламенты межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Государственные информационные системы Государственно-частное партнерство
5 Кадровые Кафедры экологии, экологического мониторинга и прогнозирования, охраны окружающей среды и иные в университетах и институтах Программы повышения квалификации в СОО Программы профессиональной переподготовки СОО
6 Информационные Санитарно-просветительские работы среди населения Пропаганда в средствах массовой информации Всеобщность и непрерывность экологического воспитания и образования
7 Научно-инновационные Учреждение и организация деятельности: -научных исследовательских институтов -отраслевых институтов -научных центров -инновационных кластеров -автономных некоммерческих организаций
Данная классификация позволяет отнести механизмы в отдельные блоки, которые определяют основные направления развития СОО. Предложенная классификация позволит применять группу механизмов в определенной сфере государственной политики в СОО при возникновении недостатков ее управления.
Таким образом, можно заключить, что в Российской Федерации развитие рынка ВМР происходит неэффективно. Стабильное и эффективное развитие рынка ВМР невозможно без развитой системы нормативного правового регулирования данной сферы. Правовой анализ показал, что в Российской Федерации на текущий момент отсутствует нормативное закрепление необходимых условий для развития рынка ВМР. Таким образом, предложен подход дополнения и корректировки механизмов регулирования указанного рынка ВМР, что позволит создать условия для его быстрого развития и будет стимулировать создание условий для финансовых вложений в СОО.
Кроме того были рассмотрены направления развития организационно-экономических механизмов в СОО, а также разработана классификация механизмов развития СОО, отличительной особенностью которой является отнесение отдельных механизмов к одному из семи блоков: нормативно-правовой, контрольно-надзорный, экономический, организационный, кадровый, информационный, научно-инновационный. Данная классификация позволяет определить необходимые для использования механизмы проводимой государственной политики при условии возникновения проблем в развитии какой-либо области СОО.
Источники:
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Текст: эле-ктронный.-URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. -Текст: электронный.-URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Текст: электрон-ный.-URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).
4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. -Текст: электронный.-URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).
References:
1. Russian Federation. The laws. Federal Law of 10.01.2002 № 7-FZ «About environmental protection» [Electronic resource] // Reference and legal system «ConsultantPlus»: Legislation: Version Prof. - Text: electronic.-URL: http://www.consultant.ru/ (date of access: 01.03.2021).
2. Russian Federation. The laws. Federal Law of November 23, 1995 № 174-FZ «About Environmental Expertise» [Electronic resource] // Reference and legal system «ConsultantPlus»: Legislation: Version Prof. - Text: electronic.-URL: http://www.consultant.ru/ (date of access: 01.03.2021).
3. Russian Federation. The laws. Federal Law № 89-FZ of June 24, 1998 «About Production and Consumption Waste». // Reference and legal system «ConsultantPlus»: Legislation: Version Prof. - Text: electronic.-URL: http://www.consultant.ru/ (date of access: 01.03.2021).
4. Russian Federation. The laws. Federal Law № 488-FZ of December 31, 2014 «About Industrial Policy in the Russian Federation». // Reference and legal system «ConsultantPlus»: Legislation: Version Prof. - Text: electronic.-URL: http://www.consultant.ru/ (date of access: 01.03.2021).