УДК 340.1:617(74+57)" 1917/1939
А. А. Полякова
Медицинское законодательство СССР 1917-1939 гг. как правовая основа становления трансплантологии в стране
В настоящей статье анализируются историко-правовые аспекты формирования медицинского законодательства после распада Российской империи, актуализируются базовые нормативно-правовые акты РСФСР и СССР в сфере государственного здравоохранения. Показано приоритетное внимание советской власти к вопросам охраны здоровья населения через привлечение к работе профессиональных кадров прежнего режима, издание чрезвычайных, своевременных декретов и их бескомпромиссное выполнение. Исследован сложный хронологический этап довоенного развития советского законодательства в области медицинской деятельности для понимания его влияния на становление и развитие передовых направлений медицины в области эпидемиологии, хирургии и трансплантологии.
This article examines the historical and legal aspects of the formation of medical legislation after the collapse of the Russian Empire, the basic legal acts of the RSFSR and the USSR in the sphere of public health are updated. The priority attention of the Soviet authorities to the issues of public health protection through the involvement of professional staff of the former regime is shown, the issuance of emergency, timely decrees and their uncompromising implementation. The complex chronological stage of pre-war development of the Soviet legislation in the field of medical activity is investigated to understand its impact on the formation and development of advanced areas of medicine in the field of epidemiology, surgery and Transplantology.
Ключевые слова: история законодательства, отрасль права, здравоохранение, медицинское право, эпидемии, рождаемость, трансплантология.
Key words: the history of the legislation, area of law, health, medical law, epidemics, fertility, transplantology.
В 1917 г. рухнул государственно-правовой строй Российской империи. В октябре 1917 г. в Петрограде произошло вооруженное восстание и
© Полякова А. А., 2018
высшей властью в стране объявил себя II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов [3]. Реальной и единственной властью на короткий промежуток стал Военно-революционный комитет Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов [20].
Особого и чрезвычайного внимания требовала тяжелейшая врачебно-санитарная обстановка, сложившаяся в России перед революцией [28]. 29 ноября 1917 г. исполком Петросовета реорганизовал свою внутреннюю структуру управления, создав различные отделы, в том числе медико-санитарный и юридический [40]. Главной задачей медико-санитарного отдела, первой организации по управлению здравоохранением в Советской республике, была мобилизация сочувствовавших революции врачей для организации медицинской помощи населению. 2 декабря 1917 г. врачебные коллегии, организованные при наркоматах путей сообщения, внутренних дел, просвещения, социального обеспечения и др., опубликовали совместное «Обращение к медицинскому персоналу республики о борьбе с заболеваемостью, смертностью и антисанитарными условиями жизни широких масс населения», которое стало программным документом для развития здравоохранения в стране. Формирование нового законодательства происходило путем чрезвычайного реагирования на возникающие вызовы. 30 января 1918 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР, подписанного В. Ульяновым (Ленином), был создан единый Совет врачебных коллегий (СВК) как высший медицинский орган страны [5].
Недостаток врачей обусловливался не только их эмиграцией и смертностью, но и саботажем с их стороны. В своей работе М.Е. Абраменко отмечал: «Октябрьскую революцию 1917 г. Пироговское общество встретило обращением к врачам с призывом к саботажу. Не поддержали его три члена правления - И. В. Русаков, З. П. Соловьёв и А. Н. Сысин, разделяющие взгляды большевиков, ставшие впоследствии организаторами советского здравоохранения» [1, с. 9]. 16-19 июня 1918 года в Москве состоялся Всероссийский съезд медико-санитарных отделов Советов, с основной повесткой: «Задачи и организация Народного комиссариата здравоохранения». Съезд обсудил ряд важных для того периода вопросов: «Об организации и задачах советской медицины на местах» (доклад Н.А. Семашко), «Об организации борьбы с эпидемиями в условиях Советской республики», «О страховой медицине» [22]. В докладе руководителя медико-санитарного отдела Московского Совета Н.А. Семашко были обозначены главные приоритеты: бесплатная и общедоступная медицина, устранение межведомственных рамок и объединение медицины, повышение качества медицинской помощи,
43
борьба с социальными болезнями и с детской смертностью и другое [34]. После съезда СВК направил в СНК РСФСР проект декрета о создании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Материалы дореволюционной комиссии Г.Е. Рейна, переданные в СВК Н.Г. Фрейбергом, сыграли существенную роль в разработке медицинского законодательства. Н.Г. Фрейберг был приглашен З.П. Соловьевым для участия в создании Наркомздрава РСФСР [12, с. 47].
10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была утверждена Конституция РСФСР, которая предусматривала организацию Народного комиссариата здравоохранения (гл. 8, ст. 43, п. «т») [19]. 11 июля 1918 г. В.И. Ленин подписал Декрет СНК РСФСР «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения», как высшего государственного органа для руководства всеми отраслями медицины республики, ставшим первым в мире Министерством здравоохранения [6]. Первым наркомом здравоохранения РСФСР был назначен Н.А. Семашко, а его заместителем - З.П. Соловьев [10]. Комиссариат состоял из пяти отделов: военно-санитарного, гражданской медицины (земской и городской), страховой медицины, школьно-санитарного и путей сообщения (железнодорожный, водный и ветеринарный подотделы). При Наркомздраве образовали Ученый медицинский совет (УМС) для разработки научно-практических вопросов. УМС возглавил известный врач-бактериолог Л. А. Тарасевич (ученик И.И. Мечникова). 18 июля 1918 г., Постановлением СНК № 590, было утверждено «Положение о Народном комиссариате здравоохранения», которым определялся круг стоящих перед ним государственных задач: разработка законодательных норм в здравоохранении и контроль за их применением, издание распоряжений и постановлений для медицинских учреждений и граждан, содействие учреждениям республики в выполнении их задач, организация и руководство медицинскими учреждениями, их финансирование и др. Это определяло правовой статус комиссариата в РСФСР и исторически свидетельствовало, что «он является продолжателем таких органов управления российским здравоохранением, как Аптекарский приказ XVI-XVIII вв., Медицинская канцелярия и Медицинская коллегия XVIII-XIX вв., Медицинский департамент при Министерстве внутренних дел XIX - начало XX века» [21, с. 49]. Таким же образом, следует рассматривать и созданный УМС, который был аналогом Медицинского совета при МВД империи, упраздненного НКВД РСФСР. В его состав ввели крупнейших медиков того
времени. Совету пришлось решать те же проблемы что и до революции: эпидемии, питание, реформа медицинского образования, создание новых институтов, судебно-медицинская экспертиза и др.
Быстрому преобразованию всей государственной системы здравоохранения мешали военная интервенция иностранных государств, Гражданская война, эпидемии и голод. Но и медицина была не готова к таким событиям. А.А. Голубев в своей работе эту обстановку оценивал таким образом: «К 1917 году система здравоохранения все еще находилась в зачаточном состоянии. Управление здравоохранением было рассредоточено между десятком различных ведомств, земскими и городскими учреждениями, благотворительными и общественными организациями. Вполне очевидно, что с учетом масштабов Российской империи, скудной инфраструктуры, оторванности многих населенных пунктов от транспортных магистралей, медицина в таких условиях развиваться не могла» [4]. Необходимы были экстренные меры для борьбы с сыпным, брюшным, возвратным тифом, оспой, холерой, чумой, корью, дифтеритом, а также с распространенными социальными болезнями: туберкулезом, венерическими заболеваниями и др. За период с 1918 по 1922 гг. в России переболело только сыпным тифом более 20 млн человек. Например, по данным Госплана СССР сыпным тифом в 1919 г. болело 2119549 чел., в 1920 - 2284452 человека; возвратным тифом в 1922 г. - 1505852 чел.; дизентерией в 1921 г. - 551838 чел.; малярией в 1924 г. - 5865825 чел. [37]. Смертность от эпидемий была чудовищной: более трех миллионов человек [9]. Объективно масштабы эпидемий в стране представлены в статье Б.Б. Прохорова и И.В. Горшковой, где показаны прямые корреляции между заболеваниями и их причинами [30]. Эпидемиям в значимой степени способствовали военные действия, отсутствие питания, медикаментов, достаточного числа больниц и врачей. Декрет о мероприятиях по борьбе с сыпным тифом был издан 28 января 1919 г., а 10 апреля 1919 г. - декреты о мерах борьбы с эпидемиями, об обязательном оспопрививании и др. [7]. Благодаря опыту работы дореволюционных благотворительных диспансеров, при активном участии З.П. Соловьева, уже с 1918 г. организовывались диспансеры для борьбы с туберкулезом. Сеть подобных учреждений стала распространяться и по стране [8]. В октябре 1918 г. Первый съезд бактериологов и эпидемиологов России констатировал необходимость создания в стране института для контроля за сыворотками и вакцинами. Наркомздрав в январе 1919 г. организовал Государственный институт народного здравоохранения (ГИНЗ) им. Пастера во главе с А.Н. Та-расевичем, объединив ряд научно-исследовательских институтов [38].
45
Декреты СНК во главе с В. И. Лениным были конкретны и принимались оперативно. Мощные и быстрые изменения происходили благодаря тесному взаимодействию Председателя СНК с Наркомздравом. В своей работе А.А. Голубев отмечал: «Доверительные отношения, сложившиеся между наркомом здравоохранения Н. А. Семашко и В. И. Лениным, способствовали тому, что СНК практически не вмешивался в деятельность НКЗ, предоставив последнему самостоятельность в принятии решений по широкому кругу вопросов. Подобное «автономное» существование Наркомздрава позволило ему развернуть активную норма - творческую деятельность» [4].
22 декабря 1922 г. на I съезде Советов СССР были приняты «Декларация об образовании СССР» и «Договор об образовании СССР», а 6 июля 1923 г. вторая сессия ЦИК утвердила Конституцию СССР и ввела ее в действие. В разделе втором Договора об образовании СССР, в главе первой «О предметах ведения верховных органов власти СССР», в п.1. «Ведению СССР, в лице верховных органов, подлежат» был включен пункт: «т) установление общих мер в области охраны народного здравия». В главе десятой «О союзных республиках» п. 67 предусматривалось создание республиканских Народных комиссариатов здравоохранения [14].
27 июля 1925 г. постановлением ЦИК и СНК СССР на основе Российской академии наук, бывшей Императорской Санкт-Петербургской академии наук (в её 200-летний юбилей), была образована Академия наук СССР с подчинением Совнаркому СССР. В 1934 г. она была переведена в Москву и к 1941 г. включала в себя 47 институтов [31]. В октябре 1932 г. Государственный институт экспериментальной медицины (до революции - Императорский институт экспериментальной медицины, основанный в 1890 г.) был преобразован во Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ) и в 1934 г. часть института была переведена в Москву, а в Ленинграде остался филиал института [2, с. 164]. Позднее, в Постановлении СНК СССР № 1272 от 15 июля 1936 года работа этого института была подвергнута критике [23]. Отмечалось, что медицинская наука в СССР успешно работает в деле разработки теоретических основ медицины, но в области практики лечения отстает от современных достижений зарубежной медицины. Постановлением менялась структура института и определялись новые направления работы развертыванием клинической базы. 23 декабря 1933 г. постановлением ЦИК и СНК СССР была создана Государственная санитарная инспекция в составе Наркомздравов республик и областных и городских
отделов здравоохранения, а 26 июля 1935 года СНК СССР утвердил положение о Всесоюзной государственной санитарной инспекции (ВГСИ) [33].
Важным шагом в развитии медицинского законодательства стало Постановление СНК СССР № 1649 от 8 сентября 1936 г. «О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров». В целях улучшения профессионализма средних медицинских кадров вместо существовавших медицинских техникумов создавались специализированные учебные заведения: фельдшерские, акушерские школы, школы медицинских сестёр, ясельных сестёр и курсы медицинских лаборантов. И уже на осень 1937 г. был установлен план приема - 158270 человек [25].
Потребность государства в финансировании других важных отраслей промышленности, сельского хозяйства и обороны неизбежно закладывала принцип приоритетности расходования бюджетных средств. Особенно это отразилось на здравоохранении в регионах. С.Г. Сиротина отмечала: «Все проблемы здравоохранения Нижнего Поволжья, финансирование которого шло из центра, упирались в недостаток денежных средств. Часто и капиталовложения не обеспечивались сметами, строительными материалами, рабочей силой. Материально-техническая база здравоохранения с самого начала испытывала немалые материальные трудности. Отсюда и скверно выстроенные здания, слабо оборудованные лечебно-профилактические учреждения, плохо обеспеченные медикаментами и бельем больницы» [35, с. 15]. В работе Е.О. Рыбаковой о здравоохранении Саратовской губернии также отмечалось: «Степень реализации советского законодательства о здравоохранении на региональном уровне значительно отставала от государственного в силу неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановки, недостатка квалифицированных медицинских кадров, малого количества койко-мест, дефицита медикаментов, объективных социально-экономических трудностей (нищета, голод, разруха)» [32].
Система санитарно-эпидемиологических станций (СЭС) и диспансеров остановила катастрофическую смертность населения от эпидемий. Одна из особо опасных инфекций - холера - была ликвидирована в СССР полностью к 1930 г., благодаря первой вакцине от холеры, созданной ещё в конце XIX в. В. А. Хавкиным (учеником И.И. Мечникова) в институте Пастера в Париже [10]. Оспа и чума практически были на исходе к середине 30-х годов. В то же время нехватка квалифицированного врачебного персонала была очень серьезной. Требовалось развитие высшего медицинского образования, проведение международных конференций и практическое использование зарубежного опыта, развертывание научной работы в медицинских
47
институтах. УМС Наркомздрава РСФСР уделял внимание системному развитию многих направлений, в том числе и трансплантологии. В своей работе по истории отечественной трансплантологии профессор М. Б. Мирский писал: «Позднее, в марте 1935 г., расширенное бюро ученого медицинского совета Наркомздрава РСФСР признало операцию по трансплантации трупной роговицы "целесообразной и технически осуществимой"» [16, с. 76].
Особенно важной для развития медицины была подготовка квалифицированных научных кадров. Именно в это время формируется система аспирантуры, вводятся диссертационные исследования и аттестация ученых. По линии Наркомздрава этой работой руководил Х.Г. Раковский, работавший заместителем председателя Научного медицинского совета и начальником Управления научных институтов. Он возглавил работу комиссии по отбору аспирантов. Согласно Постановлению Совнаркома СССР от 13 января 1934 г. «Об ученых степенях и званиях» были введены ученые степени: доктора и кандидата наук и ученые звания: профессора и старшего научного сотрудника. Работу по их присуждению вела Высшая аттестационная комиссия Наркомздрава [39]. 28 августа 1935 г. Наркомздрав утвердил положение об УМС и его состав из 158 деятелей медицины [18].
20 июля 1936 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР № 68/1298 «Об образовании Народного Комиссариата Здравоохранения Союза ССР» был создан объединенный Наркомздрав СССР с передачей в его ведение ВГСИ и с подчинением ему ВИЭМ им. А.М. Горького [24]. Народным комиссаром здравоохранения СССР был назначен Г.Н. Каминский, занимавший до этого назначения посты народного комиссара здравоохранения РСФСР и Главного государственного санитарного инспектора СССР. Позднее, из-за критики проводимых в то время репрессий, Г.Н. Каминский был арестован и в 1938 г. расстрелян. Были репрессированы и его заместители, в том числе Х.Г. Раковский [39]. Такая же судьба постигла и Наркомздравы союзных республик. Например, в Белоруссии, только в 1938 г. было репрессировано 73 работника системы Наркомздрава [1, с. 88].
5 декабря 1936 г. на VIII Чрезвычайном съезде Советов СССР была утверждена новая Конституция [15]. История и этапы её создания исследованы в работе Е.А. Шершневой, где проведено историко-правовое изучение процесса создания Конституции СССР 1936 г. Статья 14, пунктом «т)», указывала, что ведению высших органов власти и органов государственного управления подлежат: «установление основных начал в области просвещения и здравоохранения». Статьей 78, к союзно-республиканским комиссариатам были отнесены народные комиссариаты здравоохранения. Статья
48
120 гарантировала материальное обеспечение гражданам в старости, при болезни и потере трудоспособности, путем социального страхования и бесплатной медицинской помощи [42]. Масштабные изменения в организации здравоохранения и развитии медицинской науки привели ко многим открытиям в трансплантологии. В период становления советской медицины большой вклад в развитие теории и практики отечественной трансплантологии своими глубокими исследованиями внесли многие выдающиеся ученые биологи и врачи экспериментальной хирургии [16; 17]. Эксперименты по трансплантации тканей, желез, сосудов, костей, зубов, органов велись в клиниках многих республик и областей страны. Важным результатом этих исследований для дальнейшего развития трансплантологии стало доказательство жизни отдельных органов и крови человека после его смерти. Тем не менее данные эксперименты проводились за рамками действовавшего законодательства [29]. Поэтому важным явилось Постановление СНК СССР № 1607, дававшее разрешение Наркомздраву использовать отдельные части тел умерших [26]. Через два с половиной месяца Минздрав издал Инструкцию по использованию глаз умерших людей для пересадки роговицы слепым [16, с. 126].
Эволюция правового поля медицины этого периода объективно оценена в работе Д.В. Егоровой: «Конституция РСФСР 1918 г. закрепила статус Наркомздрава РСФСР, что придало ему легитимно-организационные основания на уровне Конституции. Конституция СССР 1924 г. закрепила статус Наркомздравов союзных республик, созданных по аналогии с Наркомздра-вом РСФСР. Структура Наркомздрава СССР, утвержденная Постановлением СНК СССР от 3 октября 1938 г., с функциональной точки зрения оставалась актуальной на протяжении всего существования Советского государства» [11].
Успешные результаты работы в здравоохранении становились очевидными. Число больничных учреждений в стране серьезно увеличилось: в 1913 г. их было 4554, а в 1940 - 13666. Увеличилось число врачей: в 1913 г. их было 19785 чел., а в 1940 - 130378; из них: хирургами работало 11669 чел. [41]. Смертность в 1937 г. была на 40% ниже, чем в Российской империи 1913 г. [13]. Это отразилось на численности населения СССР. Если по данным переписи населения СССР в 1926 г. насчитывалось 147 млн чел., а по данным переписи в 1937 г. - уже 162 млн, то за десять лет население СССР выросло на 15 млн человек [36].
19 марта 1939 г. Постановлением СНК РСФСР были утверждены положение и структура Наркомздрава РСФСР. Важными для развития трансплантологии явились такие обязанности комиссариата: «организует работу по внедрению наиболее эффективных методов распознавания, лечения и предупреждения болезней на основе новейших достижений медицинской науки и техники, организует широкое распространение опыта работы лучших лечебных учреждений» [27]. К 1939 г. обстановка в Европе заставила руководство СССР отказаться от многих мирных проектов и сконцентрироваться на укреплении обороноспособности государства.
Список литературы
1. Абраменко М.Е. Очерки истории здравоохранения Беларуси 1917-1945 гг.: моногр. - Гомель: ГомГМУ, 2013. - 244 с.: ил.
2. Бородулин В.И., Тополянский А.В. Из истории медицины в СССР: Медико-биологический институт. Российское общество историков медицины. Труды по истории медицины. Альманах, Т. 1. - М., 2016. - С. 160-164.
3. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов: сб. док. - М., 1957.
4. Голубев А.А. Правовое регулирование отечественного здравоохранения в 1917-1941 гг.: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - 214 с.
5. О Совете Врачебных коллегий: декрет СНК РСФСР от 30 янв. 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1942. - С. 315.
6. О Народном Комиссариате Здравоохранения: декрет СНК РСФСР от 18 июля 1918 г. (Положение). // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1942. - С. 688-689.
7. Декреты Советской власти. Т. V. 1 апреля - 31 июля 1919 г. - М.: Политиздат, 1971 (605).
8. Диспансер [Электронный ресурс]. Большая Медицинская Энциклопедия. -URL: Шр://бмэ.орг/1Мех.рИр/ДИСПАНСЕР (дата обращения: 02.02.2018).
9. Добрюха А. Как человечеству удалось победить чуму, тиф и оспу // Комсомольская правда. - СПб. - 12 авг. 2016 г.
10. Дубровинский С.Б. О первых организаторах советского здравоохранения. Из воспоминаний старого эпидемиолога / Сумський ют.-арх. журн. - № 14-15. -2011. - С. 53-64.
11. Егорова Д. В. Правовая политика в сфере здравоохранения и правовая охрана здоровья населения в Советском государстве (1917-1991 годы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саранск, 2011. - 26 с.
12. Егорышева И. В., Морозов А. В. Эволюция центральных органов государственного управления здравоохранением в дореволюционной России // Вестн. совр. клинической медицины. - 2016. - Т. 9, вып. 3. - С. 43-48.
50
13. Здравоохранение в СССР. [Электронный ресурс]. Исторические материалы. - URL: http://istmat.info/node/55898 (дата обращения: 24.02.2018).
14. Конституция СССР 1924 года [Электронный ресурс]. - URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-sfsr/1924/red_1924/ (дата обращения: 03.02.18).
15. Конституция СССР 1936 года. [Электронный ресурс]. Сайт Конституции РФ. - URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/ (дата обращения: 08.02.2018).
16. Мирский М. Б. История отечественной трансплантологии. - М.: Медицина, 1985. - 242 с.
17. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие. - М.: ГЕОТАР - Медиа, 2010. - 528 с.
18. Наркомздрав РСФСР. Ученый медицинский совет: сб. постановлений. -1937. - № 1. - С. 5-7.
19. Основной закон (Конституция) РСФСР. Принят V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1942. - С. 671-682.
20. Петроградский Военно-революционный Комитет. - Т. I. - М., 1966. -
С. 41.
21. Пищита А.Н., Гончаров Н.Г. Эволюция правового регулирования здравоохранения в России. - М.: ЦБК РАН, 2007. - 131 с.
22. Постановление I-го Всероссийского съезда медико-санитарных отделов Советов // Известия сов. медицины. - 1918. - № 5-6. - С. 13.
23. О работе Всесоюзного Института Экспериментальной Медицины имени А.М. Горького при СНК Союза ССР: постановление СНК СССР № 1272 от 15 июля 1936 г. // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК № 164 от 16 июля 1936 г.
24. Об образовании Народного Комиссариата Здравоохранения Союза ССР: постановление ЦИК и СНК СССР № 68/1298 от 20 июля 1936 г. // Изв. ЦИК Союза ССР и ВЦИК № 168 от 21 июля 1936 г.
25. О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров: постановление СНК СССР № 1649 от 8 сентября 1936 г. // СЗ СССР. - 1936.
- № 47. - Ст. 401.
26. О порядке проведения медицинских операций: постановление СНК СССР № 1607 от 15 сент. 1937 г. // Собрание законов и распоряжений. - М., 1937, отд. 1. - С. 274.
27. Об утверждении положения и структуры народного комиссариата здравоохранения РСФСР и положения о краевом (областном) отделе здравоохранения: постановление СНК РСФСР № 117 от 19 марта 1939 г. // СП РСФСР. - 1939. - № 6.
- Ст. 16.
28. Пристанскова Н.И. Правовое регулирование врачебно-санитарной деятельности в Российской империи: XIX - начало XX вв.: дис. ... канд. юрид. наук. -СПб., 2007. - 215 с.
29. Пристанскова Н.И., Полякова А.А. Некоторые аспекты истории развития законодательства в сфере трансплантологии в России // Герценовские чт. - 2016. Актуальные проблемы права и гражданско-правового образования: материалы Все-рос. науч.-практ. конф. - СПб., 2016. - С. 180-183.
30. Прохоров Б.Б., Горшкова И.В. Кризисы общественного здоровья в России и СССР в XX веке // Мир России. - 1999. - № 4. - С. 125-137.
31. Российская Академия наук [Электронный ресурс]. Сайт РАН. - URL: http://www.ras.ru/about/history.aspx (дата обращения: 11.02.2018).
32. Рыбакова Е.О. Организационно-правовые основы системы советского здравоохранения: 1917-1936 гг.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2010. - 26 с.
33. Санитарная инспекция [Электронный ресурс]. Большая Медицинская Энциклопедия. - URL: http://бмэ.орг/index.php/САНИТАРНАЯ_ИНСПЕКЦИЯ (дата обращения: 17.02.2018).
34. Семашко Н.А. Избранные произведения. - М.: Гос. изд. мед. лит., 1954. -
С. 134.
35. Сиротина С. Г. Государственная политика развития советского здравоохранения в 1920-е - 1930-е гг. (На материалах Нижнего Поволжья): автореф. дис. . канд. ист. наук. - Саратов, 2006. - 24 с.
36. Служебная переписка СССР. Докладная записка заместителя начальника отдела населения и здравоохранения ЦУНХУ Госплана СССР М.В. Курмана начальнику ЦУНХУ И.А. Кравалю о естественном движении населения в период между переписями 1926 и 1937 гг. 14 марта 1937 года // Голод в СССР 1929-1934. -Т. 3. Лето 1933-1934 гг. - М.: МФД, 2011. - С. 645-647.
37. Справки и отчеты СССР. ЦУНХУ Госплана СССР. Данные о заболеваемости с 1913 по 1935 год. 7 марта 1941 г. Архив РГАЭ. 4372.93.62, л. 107-116.
38. Тарасевич Лев Александрович [Электронный ресурс]. БМЭ. - URL: http://бмэ.орг/index.php/ТАРАСЕВИЧ_Лев_Александрович. (дата обращения: 03.02.2018).
39. Тортика (Лобанова) М. и др. Жизненный путь Христиана Раковского. Европеизм и большевизм: неоконченная дуэль. - М.: Центрполиграф, 2014. - С. 32.
40. ЦГА СПб, Ф. Р-7384, 1917 - 1920. - С. 87.
41. ЦСУ Госплана СССР отдел здравоохранения [Электронный ресурс]. Справочно-статистические материалы по здравоохранению за 1913, 1932, 1937, 1940 годы. (ДСП). - URL: http://istmat.info/node/48621 (дата обращения: 25.02.2018).
42. Шершнева Е.А. Создание Конституции СССР 1936 года: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 27 с.