ДИНАМИКА ФОРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1936-1985 гг.)1
ЗВОНАРЕВ Андрей Владимирович, ЛАДНУШКИНА Нина Михайловна, ПАШЕНЦЕВ Дмитрий Алексеевич
Аннотация. В статье раскрывается динамика источников образовательного права в советский период после принятия Конституции СССР 1936 г. Показаны наиболее важные нормативные правовые акты, охарактеризовано их содержание. Сделан вывод о существенной роли формальных источников права данного периода в развитии системы образования.
Annotation. The article reveals the dynamics of sources of educational law in the Soviet period after the adoption of the 1936 Constitution of the USSR. The most important normative legal acts are shown, their content is characterized. A conclusion is made about the essential role of formal sources of law in this period in the development of the education system.
Ключевые слова: образование, образовательное право, источник права, нормативный правовой акт, советский период.
Keywords: education, educational law, source of law, normative legal act, the Soviet period.
Статья продолжает серию публикаций, посвященных развитию источников образовательного права в разные исторические периоды. Как и в ранее опубликованных работах, авторы рассматривают понятие источника права с формально-юридических позиций, фактически отождествляя источник права и форму права2.
Актуальность научного анализа источников образовательного права советского периода определяется, во-первых, нерешенностью соответствующей задачи в историко-правовой науке, во-вторых, продолжающимися дискуссиями об образовательном праве как возможной комплексной отрасли права3, в-третьих, современными проблемами в реформировании системы образования.
Развитие формальных источников образовательного права после 1936 г. определялось
1 Статья подготовлена по итогам выполнения научно-исследовательской работы в рамках государственного задания ГАОУ ВО МГПУ на 2017 г.
2 Ладнушкина Н.М., Звонарев А.В., Пашенцев Д.А. Развитие источников образовательного права в дореволюционной России // Право и образование. 2017. № 6 ; Их же. Развитие формальных источников образовательного права в советский период (1917-1936 гг.) // Юридическая наука. 2017. № 3.
3 Сырых В.М. Образовательное право как отрасль пра-
ва // Отрасли законодательства и отрасли права Российской Федерации / под ред. Р.Л. Хачатурова. М. : Юрлитинформ, 2017.
рядом объективных и субъективных факторов, среди которых отметим следующие:
- к середине 1930-х гг. была преодолена проблема неграмотности населения страны, и на смену этой задаче пришла новая - подготовка грамотных, квалифицированных специалистов для всех сфер народного хозяйства;
- принятие Конституции СССР 1936 г. позволило установить четкую иерархию формальных источников права на основе легального разграничения законов и подзаконных нормативных актов.
В период 1930-х гг. одним из источников права становятся нормативные правовые акты, принятые совместно государственными и партийными органами. В основу появления нового вида нормативных правовых актов была положена идея соединения государственной и партийной власти. Повышается роль ВКП(б) в управлении государством. Руководящее положение коммунистической партии не только фактически, но и юридически было закреплено в Конституции СССР 1936 г.
В ст. 126 Конституция СССР 1936 г. содержалась норма о том, что ВКП(б) является руководящим ядром всех общественных и государственных организаций трудящихся. Такое положение вещей в Основном Законе было закреплено впервые. На практике это означало,
что в законодательном и исполнительном процессах ВКП(б) принимает активное участие. Кроме того, возникает и группа нормативных актов, которые создаются и действуют с помощью коммунистической партии (совместное постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР). Обычно подобные акты регулировали нормы трудового, колхозного и образовательного права, где требовались не только методы принуждения, но и убеждения.
Восстановлению традиций дореволюционного российского высшего образования в СССР способствовало принятие Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой», причиной появления которого было неудовлетворительное состояние подготовки кадров в высшей школе, «в результате чего уровень обучения в ряде высших учебных заведений немногим отличается от уровня средней школы (техникумов)»4.
Среди многочисленных проблем высшего образования в Постановлении выделялись следующие: необеспеченность научно-педагогическими кадрами, лабораториями, кабинетами и библиотеками, многопредметность учебных планов и ежегодное их изменение, существование «бригадно-лабораторного» метода обучения (групповые занятия с малоквалифицированными руководителями подменяют собою установленные лекции), перегруженность студентов другими видами учебной работы в ущерб их самостоятельной работе, отсутствие «стабильных» учебников, чрезмерная дробность и множественность профилей, параллелизм в подготовке кадров одной и той же специальности, многочисленные недостатки в организации приема и в управлении высшими учебными заведениям и т. д.
Постановление устанавливало единые правила поступления в высшие учебные заведения, определяло основные принципы учебной работы, организации учебного времени и критерии оценки знаний студентов. Особое внимание в Постановлении уделялось руководству высшей школой, а также вопросам «твердой сознательной дисциплины в высшей школе». Постановление было подписано Председателем СНК СССР В. Молотовым и Секретарем ЦК ВКП(б) И. Сталиным.
4 Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 года «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» // СЗ СССР. 1936. № 34. Ст. 308.
Принятию данного Постановления предшествовала проведенная централизация руководства высшим образованием. До 1936 г. вузы находились в ведении 34 наркоматов. По Постановлению ЦИК и СНК СССР от 21 мая 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР. Происходит усложнение системы управления образованием в СССР. К 1940 г. народным образованием руководили три органа: детскими учреждениями и общеобразовательными школами - наркомпросы союзных республик, средним техническим образованием - Главное управление трудовых резервов, высшим образованием - Всесоюзный комитет по делам высшей школы (в непосредственном ведении Комитета находились 19 вузов из 817, подчинявшихся 120 наркоматам)5.
В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был упразднен и создано союзно-республиканское Министерство высшего образования СССР, в ведении которого перешли более 300 крупных вузов, в том числе все университеты, технические, сельскохозяйственные, юридические и экономические вузы. В ведении соответствующих министерств остались вузы транспортные, педагогические, медицинские, архитектурные, художественные и физкультурные. На министерство возлагалось и руководство техникумами. В 1953 г. Министерство высшего образования СССР вошло в состав Министерства культуры СССР, но в марте 1954 г. вновь было создано общесоюзное Министерство высшего образования СССР, в декабре преобразованное в союзно-республиканское, а в 1959 г. переименованное в Министерство высшего и среднего специального образования6.
Общесоюзный орган по руководству народным образованием - Министерство просвещения СССР, которое руководило дошкольным воспитанием, общим средним образовани-
7
ем и развитием педагогической науки в стране , было создано 3 августа 1966 г. Наличие множества органов, руководящих различными уровнями образования, способствовало появлению многочисленных подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих сферу образования как на уровне Союза ССР, так и на уровне РСФСР.
5 Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. - декабрь 1991 г. М. : РГГУ, 1994. С. 296.
6 Там же. С. 297-298.
7 Там же. С. 300.
Наряду с законодательством об образовании Союза ССР издавались нормативные правовые акты РСФСР. Основными источниками образовательного права в России в данный период, как и ранее, являются нормативные акты, принятые Народным комиссариатом просвещения РСФСР8. Если до середины 1930-х гг. Народный комиссариат просвещения издавал нормативные акты в форме положений (Положение об инспекторе Инспекции народного просвещения от 20 ноября 1923 г., Положение о Центральной инспекции Народного комиссариата просвещения РСФСР, утвержденное коллегией Наркомпроса 3 августа 1930 г.), постановлений (Постановление Народного комиссариата по просвещению «О контроле над высшими учебными заведениями» от 11 апреля 1919 г., Постановление коллегии Наркомпроса по докладу МОНО9 и содокладу комиссии, обследовавшей МОНО, утвержденное Президиумом коллегии НКП 1 сентября 1925 г.), инструкций (Инструкция, как проводить в жизнь намеченный в декрете план организации дела народного образования от 8 января 1918 г., Инструкция участковой (районной) инспекции соцвоса и политпросвета, утвержденная коллегией Наркомпроса 31 декабря 1927 г., Инструкция инспектору организационно-планового управления НКП, утвержденная замнарком-прос В. Яковлевым 23 июля 1929 г.), распоряжений (Распоряжение Наркомпроса от 11 декабря 1925 г. № 116435 «О подборе ответственных работников ОНО и инспектуры»), циркулярных писем (Циркулярное письмо от 21 февраля 1923 г. № 4746, Письмо НКП от 31 марта 1924 г. «О местной инспекции», Письмо Наркомпроса «Об организации инспекторской работы в районе», опубликованное в сентябре 1930 г.)10, то теперь главной правовой формой становятся приказы (Приказ Народного комиссара просвещения РСФСР от 7 января 1937 г. № 70 «О Главной инспекции при наркоме», Приказ заместителя народного комиссара просвещения РСФСР от 10 февраля 1940 г. № Т-111 «О надзоре за соблюдением закона о всеобуче» и др.11).
8 С 1946 г. Министерство просвещение РСФСР.
9 МОНО - Московский отдел народного образования.
10 История государственного контроля (надзора) в сфере образования в России (ХУШ-ХХ1 вв.) : хрестоматия / под общ. ред. А.В. Звонарева, Н.М. Ладнушкиной. 2-изд. М. : Книгодел : ГАОУ ВО МГПУ, 2017. С. 195-339.
11 История государственного контроля (надзора) в сфере
образования в России ... С. 377, 389.
Если до 1936 г. принималось множество разнообразных источников, имевших разные правовые формы и не укладывающихся в рамки строгой иерархии, то после 1936 г. главную роль в системе источников образовательного права стали играть законы. Именно законы содержали нормы образовательного права, связанные с проведением государственной политики в сфере образования, с организацией системы образования, с гарантиями реализации права на образование. Нормы законов дополнялись и конкретизировались нормами подзаконных нормативных актов. Особенности советской системы прав в этот период определялись тем, что для реализации законодательных норм были необходимы подзаконные акты, без их принятия реализация норм законов в большинстве случаев становилась невозможной.
В послевоенный период появилась возможность больше внимания уделить развитию образования, что повлекло за собой принятие новых нормативных актов в данной сфере.
В 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало новой школьной реформе и ставший важным источником образовательного права12. Этот закон ввел всеобщее обязательное восьмилетнее образование, установил принцип связи обучения с производством. В законе отмечалось, что с 15-16 лет вся молодежь должна включаться в посильный общественно полезный труд, и все ее дальнейшее обучение необходимо связывать с производительным трудом в народном хозяйстве.
Закон установил следующие основные типы учебных заведений, дающих полное среднее образование:
а) школы рабочей и сельской молодежи -вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в одной из отраслей народного хозяйства, получают среднее образование и повышают профессиональную квалификацию;
б) средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением, в которых лица, окончившие
12 Закон СССР от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» // СПС «КонсультантПлюс».
восьмилетнюю школу, получают в течение трех лет среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры;
в) техникумы и другие средние специальные учебные заведения, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают среднее общее и среднее специальное образование.
В целях усиления роли общества и оказания помощи семье в воспитании детей Закон постановил расширить сеть школ-интернатов, а также школ и групп продленного дня. Было установлено, что школы-интернаты организуются по типу восьмилетних школ или средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением.
Закон признал необходимым серьезно улучшить постановку воспитательной работы в школе с тем, чтобы школа прививала учащимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала коммунистическое мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Родине и народу, в духе пролетарского интернационализма. Важнейшей задачей учителей, родителей и общественных организаций в соответствии с Законом являлось дальнейшее улучшение работы по воспитанию навыков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице.
Для профессионально-технического обучения молодежи, идущей на производство после окончания восьмилетней школы, Закон постановил образовать городские и сельские профессионально-технические училища.
Также Закон требовал преобразовать школы фабрично-заводского обучения, ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства трудовых резервов, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичества и другие профессиональные учебные заведения совнархозов и ведомств в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от одного года до трех лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения один - два года.
В высшие учебные заведения было решено принимать на основе характеристик, выдаваемых партийными, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, руководителями промышленных предприятий и правлениями колхозов с тем,
чтобы путем конкурсного отбора зачислять в вузы наиболее достойных, проявивших себя на производстве, подготовленных и способных людей. При зачислении в высшие учебные заведения Закон предоставлял преимущества лицам, имеющим стаж практической работы.
Закон признал необходимым всемерное улучшение и расширение вечернего и заочного образования путем укрепления заочных и вечерних вузов, развития сети вечернего и заочного образования на базе стационарных вузов, организации вечерней и заочной подготовки специалистов непосредственно при крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.
Вслед за принятием этого закона уже в 1959 г. был принял Закон РСФСР с аналогичным названием13. Его основное содержание в целом соответствовало содержанию названного Закона СССР.
В период действия данных законов важное значение в системе нормативного регулирования отношений в образовании играло и подзаконное нормотворчество. Подзаконные акты занимали важное место в системе источников образовательного права данного периода, дополняя и иногда даже корректируя законодательство.
Приведем типичный пример. Как отмечала Г.А. Дорохова, «практика применения Закона 1958 г. показала, однако, что резкий переход от политехнической подготовки к профессиональной в средней школе себя не оправ-дал»14. В связи с этим был принят подзаконный акт - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1964 г. «О внесении частичных изменений в статью 4 Закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР"». Указ установил, что в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах учащиеся получают среднее общее и политехническое образование и трудовое воспитание, а при наличии соответствующих условий - и профессиональную подготовку15.
13 Закон РСФСР от 16 апреля 1959 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР» // СПС «КонсультантПлюс».
14 Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. Теоретические проблемы совершенствования. М. : Наука, 1985. С. 31.
15 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 авгу-
ста 1964 г. «О внесении частичных изменений в статью 4 Закона
"Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР"» // Ведомости
Верховного Совета СССР. 1966. № 12. Ст. 169.
Следует отметить, что изменения в Закон были внесены указом, т. е. подзаконным нормативным актом, что свидетельствует о нечеткости всей иерархии источников образовательного права в данный период.
Рассмотренный выше Закон СССР 1958 г. утратил силу в связи с принятием нового источника права - Закона СССР от 19 июля 1973 г. «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». Основы закрепили право граждан на бесплатное образование всех видов. Как отмечала Г.А. Дорохова, значение этого Закона состояло в том, что он «1) закрепил организацию системы народного образования; 2) определил главные направления ее деятельности»16. Цитируемый автор отмечает, что Основы создали фундамент «федеральной структуры от-
17
раслевого законодательства» .
Основы можно отнести к числу кодифицированных актов, так как они систематизировали и обобщили значительный массив законодательных норм, относившихся к образованию. В то же время эта кодификация была частичной, в Основы вошли только наиболее важные, значимые нормы.
В соответствии с Основами в 1974-1976 гг. были приняты республиканские законы о народном образовании, которые, однако, также не кодифицировали весь правовой материал в сфере управления образованием. По своему содержанию они представляли собой практически полное изложение Основ, с некоторыми дополнениями, связанными с компетенцией республик в сфере управления образованием.
Нормы Основ дополнялись подзаконными нормативными актами, в частности, неоднократно принимавшимися актами Совета Министров СССР.
Подзаконные акты регулировали важные вопросы, связанные с подготовкой педагогических кадров, внешкольным воспитанием и т. д. В качестве примера можно привести следующие подзаконные нормативные акты, имевшие важное практическое значение:
«Об аттестации учителей общеобразовательных школ» от 16 апреля 1974 г. № 27318;
«О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров» от 18 октября 1974 г. № 82519;
«О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием» от 4 октября 1974 г. № 54020;
«О номенклатуре и порядке создания внешкольных учреждений» от 3 сентября 1975 г. № 76721.
Даже простое перечисление названий данных подзаконных актов свидетельствует о высокой значимости подзаконного регулирования в системе образовательных отношений, о важности тех вопросов, которые решались принятием подзаконных нормативных актов.
Подзаконные акты о народном образовании принимались не только на союзном, но также и на республиканском уровне. В качестве примера приведем Приказ Министра просвещения РСФСР от 29 мая 1975 г. «Об аттестации учителей общеобразовательных школ»22, а также Циркулярное письмо Министерства просвещения РСФСР от 23 декабря 1974 г. «О режиме занятий в дошкольных учреждениях РСФСР»23.
Таким образом, иерархия источников образовательного права в данный период выстраивается в виде пирамиды, на вершине которой находятся Конституция СССР и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, а основание составляют многочисленные подзаконные нормативные акты, принимавшиеся различными органами государственной власти, обладавшими соответствующими полномочиями.
16 Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании ... С. 31.
17 Там же. С. 32.
18 Постановление Совета Министров СССР от 16 апреля 1974 г. № 273 «Об аттестации учителей общеобразовательных школ» // СПС «КонсультантПлюс».
19 Постановление Совета Министров СССР от 18 октября 1974 г. № 825 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров» // СПС «КонсультантПлюс».
20 Постановление Совета Министров СССР от 4 октября
1974 г. № 540 «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием» // СПС «КонсультантПлюс».
21 Постановление Совета Министров СССР от 3 сентября
1975 г. № 767 «О номенклатуре и порядке создания внешкольных учреждений» // СПС «КонсультантПлюс».
22 Приказ Министра просвещения РСФСР от 29 мая 1975 г. «Об аттестации учителей общеобразовательных школ» // Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. 1975. № 6.
23 Циркулярное письмо Министерства просвещения РСФСР от 23 декабря 1974 г. «О режиме занятий в дошкольных учреждениях РСФСР» // Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. 1975. № 7.
В системе подзаконных актов можно видеть совместные и отдельные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, акты министерств и ведомств, осуществлявших управление народным образованием.
Ряд подзаконных актов относился к регулированию отношений в системе высшего образования. В их числе можно назвать, в частности, Постановление от 18 июня 1972 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране»24.
В 1985 г. в Основы были внесены существенные изменения, связанные с началом реформирования системы образования в рамках политики перестройки. На основе этих изменений была начата «серьезная структурная и содержательная перестройка системы образования»25. Но это реформирование не получило логического завершения в связи с прекра-
щением существования СССР и началом формирования новой, российской системы права.
Таким образом, в рассматриваемый период для развития системы источников образовательного права были характерны следующие особенности:
1) в отличие от предшествующего периода, система формальных источников права приобрела завершенный характер в связи с появлением и законодательным закреплением четкого критерия отделения законов от подзаконных актов;
2) как законодательное, так и подзаконное регулирование сферы образования осуществлялось на двух уровнях: союзном и республиканском;
3) несмотря на то, что главным источником регулирования отношений в сфере образования выступал закон, основной массив норм содержался в подзаконных нормативных актах.
Библиографический список
1. Закон СССР от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Закон РСФСР от 16 апреля 1959 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1964 г. «О внесении частичных изменений в статью 4 Закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР"» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1966. - № 12. - Ст. 169.
4. Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 года «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» // СЗ СССР. - 1936. - № 34. - Ст. 308.
5. Постановление от 18 июня 1972 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» // Собрание постановлений. - 1972. - № 14. - Ст. 73.
6. Постановление Совета Министров СССР от 16 апреля 1974 г. № 273 «Об аттестации учителей общеобразовательных школ» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Совета Министров СССР от 4 октября 1974 г. № 540 «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием» // СПС «Кон-сультантПлюс».
8. Постановление Совета Министров СССР от 18 октября 1974 г. № 825 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Совета Министров СССР от 3 сентября 1975 г. № 767 «О номенклатуре и порядке создания внешкольных учреждений» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Приказ Министра просвещения РСФСР от 29 мая 1975 г. «Об аттестации учителей общеобразовательных школ» // Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. -1975. - № 6.
24 Постановление от 18 июня 1972 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» // Собрание постановлений. 1972. № 14. Ст. 73.
25 Государственная регламентация образовательной деятельности: вопросы теории и практики правоприменения / под ред. С.И. Феклина. М. : Книгодел, 2017. С. 31.
11. Циркулярное письмо Министерства просвещения РСФСР от 23 декабря 1974 г. «О режиме занятий в дошкольных учреждениях РСФСР» // Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. - 1975. - № 7.
12. Государственная регламентация образовательной деятельности: вопросы теории и практики правоприменения / под ред. С.И. Феклина. - М. : Книгодел, 2017.
13. Дорохова, Г.А. Законодательство о народном образовании. Теоретические проблемы совершенствования. - М. : Наука, 1985.
14. Звонарев, А.В. Развитие формальных источников образовательного права в советский период (1917-1936 гг.) / А.В. Звонарев, Н.М. Ладнушкина, Д.А. Пашенцев // Юридическая наука. -2017. - № 3.
15. История государственного контроля (надзора) в сфере образования в России (XVIII-XXI вв.) : хрестоматия / под общ. ред. А.В. Звонарева, Н.М. Ладнушкиной. - 2-изд. - М. : Книгодел : ГАОУ ВО МГПУ, 2017.
16. Коржихина, Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. - декабрь 1991 г. - М. : РГГУ, 1994.
17. Ладнушкина, Н.М. Развитие источников образовательного права в дореволюционной России / Н.М. Ладнушкина, А.В. Звонарев, Д.А. Пашенцев // Право и образование. - 2017. - № 6.
18. Сырых, В.М. Образовательное право как отрасль права // Отрасли законодательства и отрасли права Российской Федерации / под ред. Р.Л. Хачатурова. - М. : Юрлитинформ, 2017.