УДК 340
ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ СОВЕТСКИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Гинзбург Ирина Владимировна,
ст. преподаватель кафедры гражданского права и процесса НОУ ВПО
«Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск
E-mail: [email protected]
FEATURES LEGAL TECHNIQUE OF SOVIET LEGAL ACTS IN
EDUCATION
Irina Ginzburg,
Senior Lecturer, Department of Civil Law and Procedure of Mordovian humanitarian Institute, Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основные направления государственной политики в области нормативного правового регулирования системы образования в СССР. В силу вновь активизировавшейся в Российской Федерации реформы образования, сопровождаемой принятием нормативных правовых актов, исследование юридической техники нормативных правовых в сфере образования советского периода представляется актуальным направлением научных изысканий.
ABSTRACT
In the article the basic directions of state policy in the field of legal regulation of the education system in the USSR . Due to re-energize in the Russian Federation, the reform of education , followed by the adoption of legal acts, study of legal technique regulatory and legal education of the Soviet period seems urgent focus of scientific research.
Ключевые слова: образование, модернизация, государственная политика.
Keywords: education, modernization, public policies.
Не подвергается сомнению, что по способу структурирования и изложения правовой информации в рамках нормативного правового акта можно судить об уровне развития государства и признании в нем прав и свобод граждан. Техника в бытовом употреблении нередко выступает синонимом к слову «умение» и представляет собой совокупность приспособлений
искусственного происхождения, способствующих достижению какой-либо цели. Посредством нормативных правовых актов государство регулирует, охраняет и развивает те или иные общественные отношения, а также способствует удовлетворению как собственных, так и общественных потребностей. Юридическая техника - это совокупность приемов и способов закрепления правовой информации, которая должна быть доступна как для ознакомления, так и для понимания правоприменителей.
Период конца 50-х годов связан с принятием первого системообразующего нормативного акта в сфере образования - Закона СССР от 24 декабря 1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Так, для нормативных актов 20-х - 50-х годов свойственно закрепление именно необходимости в получении образования. Каждый акт представлял собой, по сути, нормативно закрепленную стратегию, сформулированную исходя из государственных приоритетов на определенном историческом отрезке. Именно поэтому акты содержали значительное количество властно-приказных и мотивирующих предписаний, применение которых было рассчитано на определенное количество лет. При этом в их структуре не было ни одного базового нормативного акта, который устанавливал бы основные, относительно «стабильные» положения, регулирующие систему образования, а не совокупность временных стратегических задач.
Нельзя сказать, что Закон СССР от 24 декабря 1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в полной мере стал базовым, однако его действительно можно считать системообразующим и относительно стабильным. Анализируемый документ действовал в течение последующих пятнадцати лет после его принятия и утратил силу с 1 января 1974 года в связи с принятием Закона СССР «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании».
По сути, данный документ символизирует собой начало нового этапа в развитии образовательного законодательства, который сопряжен с изменениями в области государственной политики и является их отражением. Из названия нормативного акта «Об укреплении связи школы с жизнью» сложно выявить его основное предназначение. Так, связь между образованием и остальными сферами общественной жизни - производственными и непроизводственными всегда была актуальной и находила отражение в нормативных актах. Так, например, в свете индустриализации страны в 30-е годы, когда основной акцент в политике был расставлен над созданием и развитием тяжелой промышленности, образование было призвано выполнять функцию обеспечения промышленности кадрами. Однако, на наш взгляд, в Законе СССР от 24 декабря 1958 года и в системе актов, формирующейся на его основании, находит отражение не только эта цель, получившая правовую интерпретацию как «установление тесной связи школы и труда».
С точки зрения юридической техники Закон СССР от 24 декабря 1958 года нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, правовая информация, сосредоточенная в его рамках, содержит нормативные предписания и четко структурирована на разделы и статьи, что сближает Закон с современными нормативными актами. С другой стороны, по-прежнему сохранились эмоционально-побудительные обороты, не несущие иной смысловой нагрузки, свойственные нормативным актам первых лет советской власти.
Закон содержит достаточно объемную преамбулу, по способу изложения информации в ней, не свойственную ни современным международным актам, ни актам внутринационального законодательства. Так, с точки зрения современности, в преамбуле должны быть изложены основные цели принятия соответствующего нормативного акта, а также обстоятельства, способствующие его принятию. В анализируемом документе отмечается, что вопрос укрепления связи школы с жизнью «имеет исключительно важное
значение для успешного решения задач коммунистического строительства». Преамбула к Закону содержит значительное количество торжественных высказываний, ориентированных скорее на мотивацию советских граждан. Например, «...великий основатель Советского государства В.И. Ленин учил, что молодежи необходимо связывать свое учение с трудом, с борьбой за переустройство промышленности и сельского хозяйства, с борьбой за культуру и просвещение народа».
Основным достоинством данного Закона является закрепление в нем основ формирования системы образования, посредством отражения существующих образовательных уровней. Так, Раздел I посвящен среднему образованию (школьному). В соответствии с документом неполное среднее образование стало восьмилетним, и оно стало обязательным для всех граждан. В документе отражены также некоторые требования к данному уровню образования. Среднее образование должно обеспечивать получение знаний, воспитание учащихся в духе гражданственности, любви к труду и нравственности. Отмечается также, что среднее образование должно быть основано на вовлечении обучающихся в общественно полезный труд [1].
К тому же, в Законе перечислены типы учебных заведений, реализующих программы полного среднего образования, т.е. учебные заведения, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, а именно: школы рабочей и сельской молодежи; средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением; техникумы и другие средние специальные учебные заведения. При этом в Законе по-прежнему содержится ряд властных предписаний, имеющий конкретного адресата, например: «в целях создания необходимых условий учащимся вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ Совету Министров СССР установить для успешно обучающихся без отрыва от производства сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю». Однако нельзя не отметить, что обозначенный пример формулировок, используемых в
Законе и ряде иных нормативных актов, принятых в соответствии с ним, делают неоднозначной и саму информацию, которую содержат. А, соответственно, можно спорить относительно их природы. С одной стороны, мы имеем конкретного адресата в лице Совета Министров СССР и возложение на него задачи создания приемлемых условий, т.е. предполагаем, что предписание будет актуальным до тех пор, пока не будет исполнено. С другой стороны, в рамках указанного пункта закреплено правило, в соответствии с которым успешные обучающиеся имеют право на сокращенную рабочую неделю. Т.е. положение рассчитывается на неопределенное количество лиц и многократность применения, что позволяет судить о нем как о правовой норме.
Интересен также ряд юридических конструкций, используемых в документе, например: «признать необходимым серьезно улучшить постановку воспитательной работы в школе с тем, чтобы школа прививала учащимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала коммунистическое мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Родине и народу, в духе пролетарского интернационализма...». Как и в предыдущем примере, в приведенном отрывке наличествует приказ «признать необходимость улучшения.», однако отсутствует конкретный адресат, предполагая, что приказ обращен ко всем участникам образовательных правоотношений. Однако при этом отражаются и основополагающие начала образования, которые в современном действующем законодательстве закреплены в качестве сущностного наполнения принципа гуманистического характера образования, а именно «воспитание учащихся в духе уважения к правам.».
Схема совмещения властно-приказных предписаний, норм права и некоторых ориентиров развития системы образования находит отражение и в других разделах. Раздел II посвящен профессионально-техническому образованию. В статье 12 отмечается, что основной задачей профессионально -технического образования наряду с непосредственной подготовкой рабочих
является «их коммунистическое воспитание, идейная закалка, формирование коммунистического отношения к труду». Раздел III посвящен среднему специальному образованию, а IV - высшему образованию. В структуре исследуемого акта содержатся также заключительные положения, в которых отмечена государственная позиция Верховного Совета СССР относительно преобразований и их влияния на развитие советского общества.
В Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.08.1961 года № 817 «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами» [2] отмечается, что потребность в учительских кадрах стала особенно ощутимой в связи с введением всеобщеобязательного восьмилетнего образования, а также организации школ, совмещающих обучение с трудом. Также, в анализируемом Постановлении отмечается ряд негативных тенденций, связанных с отсутствием компетентных кадров в сфере педагогической деятельности. Интересен тот факт, что для 60-х годов, согласно исследуемому нормативному акту, характерен и обозначен в числе проблем факт отсутствия стремления молодых специалистов, окончивших педагогические учебные заведения, работать по выбранной специальности.
С точки зрения юридической техники Постановление представляет собой также совокупность указаний, направленных на своевременное обеспечение общеобразовательных школ квалифицированными учительскими кадрами. Так, Постановление обязывало Советы Министров союзных республик устранить имеющиеся недостатки в планировании и подготовке педагогических кадров; Министерство высшего и среднего специального образования СССР улучшить руководство педагогическим образованием и т.д.
Правовые акты периода 60-х годов обладают определенной спецификой, напрямую связанной с основными направлениями советской государственной политики. При наличии необходимости в «практическом урегулировании» системы образования, в приведении ее в соответствие реальной жизни, выстраивается необычная структура нормативных актов. Закон СССР от 24
декабря 1958 года выступает в качестве системообразующего. Однако документы, выстраивающие вокруг него систему, можно условно именовать как нормативные правовые акты, т.к. их основное предназначение заключается в возложении обязанностей на органы государственной власти во исполнение общей цели - укрепления связи школы с жизнью. Причем суть этого укрепления рассредоточена по всем принимаемым актам. Так, ряд актов направлен на организацию последующего трудоустройства выпускников, тем самым обеспечивая как их последующую жизнь, так и жизнь всего государства, заинтересованного в квалифицированных работниках. Ряд актов направлен на урегулирование практических «технических» вопросов внутри образовательного учреждения, в рамках образовательного процесса, т.е. на урегулирование организационных, управленческих, трудовых отношений, которые напрямую не связаны с обучением, но обеспечивают его процесс, делают его возможным. Например, большое внимание уделяется работе по должному обеспечению учебного процесса необходимой литературой и учебными пособиями. В пример приведем Постановление Совета министров СССР от 27 августа 1968 года № 652 «О мерах по расширению производства учебно-наглядных пособий и учебного оборудования и улучшению снабжения ими общеобразовательных школ» [3]. Принимаются акты, регулирующие санитарно-эпидемиологическое состояние образовательных учреждений, устанавливающие профессиональные характеристики медицинского персонала, работающего в образовательных учреждениях и т.д. С точки зрения юридической техники все акты, направленные на практическое урегулирование отношений, не связанных с обучением, но обеспечивающих его процесс, имеют одинаковую структуру, не разделенную на главы, статьи, а также содержание, заключающееся в распределении обязанностей в достижение определенных задач.
10 ноября 1966 года ЦК КПСС совместно с Советом министров СССР принимается Постановление № 874 «О мерах дальнейшего улучшения работы
средней общеобразовательной школы» [4]. Данный акт представляется своего рода отчетом о проделанной с момента принятия Закона СССР от 24 декабря 1958 года работе. Структура указанного акта состоит из взаимосвязанных статей, не объединенных в главы. В рамках статьи 1 Постановления отмечается, что советская школа развивается в верном направлении. Необходимо отметить, что концепция развития школы 60-х годов, отраженная в актах образовательного законодательства напоминает современные представления относительно реформирования общего образования. Так, основными задачами школы является «подготовка молодежи к жизни, к сознательному выбору профессии». Можно предположить, что закрепление в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами возможности самостоятельного выбора обучающимися образовательных предметов, исходя из дальнейшей предполагаемой профессиональной траектории, сближает современность с 60-ми годами в части основных направлений развития образования.
Согласно Постановлению школа обязана выполнять воспитательную работу в целях подготовки граждан с высоким чувством советского патриотизма и готовностью к защите социалистической Родины.
Также, Постановлением от 10 ноября 1966 года устанавливается ряд важный условий организации образовательного процесса в школе: преемственность образовательных программ в целях дальнейшего совершенствования школьного образования, и наполняемость классов, которая устанавливается с 1 по 8 классы в количестве 40 учащихся, 9-10(11) классы - 35 учащихся. Однако также как и применительно к Закону СССР от 24 декабря 1958 года, Постановление от 10 ноября 1966 года содержит ряд индивидуальных предписаний с целью возложения ответственности за предстоящую работу на конкретных лиц. Например: «.придавая большое значение эстетическому воспитанию учащихся, поручить Министерству просвещения СССР, Министерству культуры СССР, Комитету по
кинематографии при Совете Министров СССР, Комитету по печати при Совете Министров СССР и творческим союзам разработать мероприятия по улучшению этого дела».
В подтверждение тезиса о том, что большинство актов периода 60-х годов направлены на урегулирование «практических вопрос» проанализируем также Постановление Совета Министров СССР от 9 апреля 1964 г. № 285 «О дальнейшем улучшении высшего и среднего специального заочного и вечернего образования». Структура анализируемого документа идентична Постановлению № 874 «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» и состоит из статей, необъединенных в разделы. При этом Постановление представляет собой ряд конкретных указаний, ориентированных на развитие организационной составляющей образовательного процесса в рамках высших и средних специальных учебных заведений. Так, Совет Министров СССР постановляет обязать Госплан СССР включать в генеральные планы строительства крупных предприятий промышленности, транспорта строительство комплекса учебных, лабораторных и других зданий для заочных и вечерних филиалов; принять меры к укреплению учебно-материальной базы высших и средних специальных заочных и вечерних учебных заведений и т.д. Постановление №285 обязывает Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию к организации с участием Министерства высшего и среднего специального образования СССР систематических учебных передач по радио и телевидению для студентов и учащихся [5].
1 марта 1961 года Советом министров СССР принимается Постановление «Об утверждении Положения о средних специальных учебных заведениях СССР», в последующем основные положения которого находят отражение в Постановлении Совета Министров СССР от 22 января 1969 № 65 с одноименным названием. Рассмотрим с точки зрения юридической техники Постановление №65 от 22 января 1969 года [6].
Постановление состоит из VIII разделов. В разделе I содержатся некоторые принципы среднего специального образования в СССР, а именно бесплатность, равенство при получении образования вне зависимости от расы, национальности и пола; основные задачи, стоящие перед образовательными учреждениями, реализующими соответствующие образовательные программы; ряд положений, имеющих отношение к организационно-управленческой подсистеме системы образования. Также, в Разделе I Постановления закреплен правовой статус средних специальных учебных заведений, т.е. совокупность их прав, обязанностей и ответственности перед советским государством и каждым гражданином в отдельности. При этом впервые нормативно закрепляется возможность образовательных учреждений разрабатывать локальные нормативные акты на основании анализируемого Постановления. Таким образом, не вызывает вопросов, применительно к каким актам типовое положение выступает в качестве стандарта.
Раздел II Постановления № 65 от 22 января 1969 года посвящен правовому статусу учащихся средних специальных заведений. К тому же в рамках анализируемого документа находят отражение вопросы приема в образовательные учреждения, аттестации обучающихся, критерии оценки достижений учащихся, права при распределении на работу после окончании учебного заведения. В разделе III зафиксирован правовой статус преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и администрации средних специальных учебных заведений. В рамках Постановления нашли также отражение вопросы организации учебного процесса в учебных заведениях посредством закрепления основных требований к учебным программам и планам. Устанавливаются основные виды учебных занятий в учебных заведениях, среди которых выделяются уроки; лекции; семинары; лабораторные работы и практические занятия; курсовые и дипломные работы; консультации и контрольные работы; самостоятельные занятия учащихся; контрольные работы.
В Разделе V отражена структура средних специальных учебных заведений, в VI - органы управления образовательным учреждением. Как видно, Постановление от 22 января 1969 № 65 детализирует все подсистемы системы образования, устанавливая основные положения в области организации учебного процесса; виды образовательных учреждений, реализующих программы среднего специального образования, управление в образовательных учреждениях. Раздел VIII регулирует вопросы финансового обеспечения специальных учебных заведений. Раздел VII посвящен общественным организациям, которые могут создаваться на базе средних специальных учебных заведений. Таким образом, в соответствии с Постановлением нормативно закрепляется принцип единоначалия и коллегиальности в сфере управления образовательным учреждением. Отмечается, что учащиеся, преподаватели и иные участники образовательных правоотношений имеют право объединения в организации, деятельность которых направлена на улучшение их обучения, воспитания и культурно-бытового обеспечения.
21 марта 1961 года было принято Постановление Совета министров СССР №251 «Об утверждении Положения о высших учебных заведениях в СССР». В последующем данное Постановление было отменено в связи с принятием Постановления Совмина СССР№ 64 от 22.01.1969 года [7].
Структура Постановления №64 идентична уже отмеченному нами Постановлению «Об утверждении Положения о средних специальных учебных заведениях СССР» и состоит из разделов и статей. Раздел I посвящен общим положениям, а именно принципам построения высшей школы и ее основным задачам. Разделы II-III устанавливают круг прав, обязанностей и ответственность участников образовательных правоотношений (студентов, преподавательского состава, администрации высших учебных заведений), складывающихся в сфере высшего профессионального образования. Раздел IV посвящен организации учебного процесса. Однако по сравнению с
Постановлением «Об утверждении Положения о средних специальных учебных заведениях СССР» анализируемый документ содержит главу, посвященную научно-исследовательской работе в высших учебных заведениях. В рамках обозначенной главы отмечается, что основными задачами научно-исследовательской работы является изучение и обобщение опыта коммунистического строительства; решение наиболее актуальных проблем для народного хозяйства. Предполагалось, что высшие учебные заведения, осуществляя научную деятельность, способствуют развитию народного хозяйства. Именно поэтому научная деятельность осуществлялась в соответствии с тематическим планом, а обязанность его утверждения была возложена на высшие учебные заведения Постановлением.
Раздел VI посвящен правам высших учебных заведений как самостоятельных субъектов образовательной деятельности. Отмечается, что права высшего учебного заведения осуществляются от его имени ректором и проректорами. При этом высшие учебные заведения обладают комплексом прав в области учебной, научно-методической и научно-исследовательской работы, т.е. в рамках собственно образовательных правоотношений. И правами не связанными с обучением, но обеспечивающими его процесс. Так, ВУЗы имеют право определять на основе утвержденных учебных планов перечень изучаемых дисциплин, определять сроки прохождения практики и т.д. К тому же, высшие учебные заведения, согласно Постановлению, имеют право в области капитального строительства и капитального ремонта; а также права в области финансов. Разделы VП-X Постановления посвящены тем же вопросам, имеющим отношение к организации образовательного процесса в рамках высшего учебного заведения, что и в отношении средних специальных учебных заведений.
Можно сделать вывод, что правовая информация, сосредоточенная в рамках типовых положений, ориентирована на организацию работы в конкретном образовательном учреждении, и выступает стандартом для него.
Однако некоторый стандарт по структурированию этой информации существует и в отношении органов государственной власти, разрабатывающих и принимающих данные положения.
Необходимо отметить, что Совет министров выступал не единственным органом государственной власти, принимавшим типовые положения. Так, 26 мая 1970 года Министерством просвещения СССР был принят Приказ № 36 «Об утверждении Типового положения о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи». Структура анализируемого документа заметно отличается от рассмотренных нами постановлений Совмина СССР: отсутствуют разделы и статьи. Однако по содержанию в Приказе можно выделить ряд относительно самостоятельных структурных элементов. Так, ряд статей посвящен специфике соответствующих видов дошкольных учреждений, а также обучающихся - детей дошкольного возраста, страдающих тяжелыми нарушениями речи, недоразвитием фонетической стороны речи (косноязычием) и заиканием [8]. Типовое положение устанавливает типы дошкольных учреждений, реализующих образовательные программы для детей с нарушениями речи, а также совокупность условий, которые необходимо соблюдать при открытии соответствующих образовательных учреждений. Так, дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи открываются в специальных помещениях, отвечающих санитарным нормам, и имеют огороженный, озелененный участок, оборудованный в соответствии с требованиями дошкольной педагогики. Также отмечается длительность пребывания детей в соответствующих образовательных учреждениях и условия формирования групп для детей (наполняемость, специфика работы). В Приказе прописан порядок приема детей в образовательное учреждение; правовой статус участников образовательных учреждений, в том числе специфических, например, медико-педагогической комиссии. Приказ содержит информацию о руководстве образовательным учреждением и о финансовом обеспечении
образовательной деятельности в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.
Также, приведем в пример Письмо Министерство просвещения РСФСР от 19 марта 1971 г. № 114-М «О типовом положении о родительском комитете общеобразовательной школы» [9]. Данный акт уникален, во-первых, в виду выбора предмета регулирования. Так, на родительские комитеты как на органы самоуправления в школе, на настоящий день возложен значительный комплекс прав. При этом правовой статус родительских комитетов закреплен в основном на уровне образовательных учреждений в рамках принятых ими локальных нормативных актов. Типовое положение о родительском комитете состоит из нескольких разделов. В рамках Раздела I устанавливается круг задач родительских комитетов, которые должны были создаваться в каждой школе в целях содействия коммунистическому воспитанию детей. Раздел II содержит положения, посвященные организации и содержанию работы родительских комитетов, устанавливает порядок избрания, состав указанного органа самоуправления, а также функции, которые он обязан реализовывать в процессе своей деятельности. Отмечается, что родительский комитет является связующим звеном, способствующим организационной помощи школе, выраженной в укреплении связи педагогического коллектива с общественностью; привлечении родителей к участию в воспитательной работе и т.д. Раздел III посвящен правам родительских комитетов, в числе которых внесение предложений по внешкольной и внеклассной работе с учащимися, созывать родительские собрания и конференции; организовывать дежурства родителей в школе и в микрорайоне школы и т.д.
Необходимо отметить, что проблема самоуправления в образовательных учреждениях заслуживает внимания и в современности, в связи с отсутствием единого подхода к определению статуса органов самоуправления, организации их деятельности и отсутствие рационального распределения полномочий между различными уровнями управления. В виду общего подхода к организации
общественно-государственной жизни в период 60-70-х годов, которому свойственно установление стандартов и правил, причины принятия типовых положений вполне поддаются аргументации.
Список литературы:
1. Закон СССР от 24.12.1958 «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» // Ведомости ВС СССР. - 1959. - № 1. - Ст. 5.
2. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.08.1961 № 817 «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами» // Свод законов СССР. - Т. 3. - С. 422
3. Постановление Совмина СССР от 27.08.1968 № 652 «О мерах по расширению производства учебно-наглядных пособий и учебного оборудования и улучшению снабжения ими общеобразовательных школ» // СП СССР. - 1968. - № 17. - Ст. 118.
4. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.11.1966 № 874 «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» // СП СССР. - 1966. - № 23. - Ст. 205.
5. Постановление Совмина СССР от 09.04.1964 № 285 «О дальнейшем улучшении высшего и среднего специального заочного и вечернего образования» // СП СССР. - 1964. - № 6. - Ст. 39.
6. Постановление Совмина СССР от 22.01.1969 № 65 «Об утверждении Положения о средних специальных учебных заведениях СССР» // СП СССР. -1969. - № 4. - Ст. 25.
7. Постановление Совмина СССР от 22.01.1969 № 64 «Об утверждении Положения о высших учебных заведениях СССР» // СП СССР. - 1969. - № 4. -Ст. 24.
8. Приказ Минпроса СССР от 26.05.1970 № 36 «Об утверждении Типового положения о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» // СПС «Консультант плюс»
9. Письмо Минпроса РСФСР от 19.03.1971 № 114-М «О Типовом положении о родительском комитете общеобразовательной школы» // Сборник приказов и инструкций Минпроса РСФСР. - № 11. - 1971.