ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2009. № 4
А.А. Голубев, аспирант кафедры истории государства и права
юридического факультета МГУ*
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ РСФСР
В ОКТЯБРЕ 1917 — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1918 г.
Статья посвящена анализу процесса реорганизации органов государственной власти, управлявших сферой здравоохранения, в первые месяцы после Октябрьской революции. Также в ней детально рассматривается процедура организации Народного комиссариата здравоохранения, сопровождавшаяся финансовыми злоупотреблениями ряда медицинских чиновников и борьбой между ними.
Ключевые слова: Народный комиссариат здравоохранения; Совет врачебных коллегий; здравоохранение; Центральный врачебно-санитарный совет; медико-санитарный отдел; Н.А. Семашко; И.С. Вегер; М.Г. Вечеслов.
The article is devoted to the reorganization of governmental agencies responsible for health care in the first months after the October Revolution. Procedure of People's Commissariat of Public Health's creation is also described in details. The article also concerns with facts offinancial abuses of some health care officials and struggle between them.
Keywords: People's Commissariat of Public Health; Council of medical boards; health care; Central medical council; medical department; N.A. Semashko; I.S. Veger; M.G. Vecheslov.
РСФСР стала первой в мире страной, где был образован специальный орган государственной власти, к компетенции которого относились исключительно вопросы охраны здоровья населения. Этому событию предшествовала значительная работа в области реформирования государственного механизма. До октября 1917 г. управление сферой здравоохранения входило в предметы ведения более десятка ведомств и общественных организаций, для координации работы которых 16 июня 1917 г. постановлением Временного правительства был учрежден Центральный врачебно-санитарный совет1 (но разрешить поставленную перед ним задачу он так и не успел).
Сразу же после революции начался слом старого и образование нового государственного аппарата. Уже 26 октября 1917 г. Военно-революционный комитет Петроградского совдепа создал медико-санитарный отдел и предоставил его руководителю М.И. Барсукову право немедленно
* andrew5551985@mail.ru
1 Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. 1917. № 183. Ст. 1037.
реорганизовать санитарное дело в республике2. Но в одночасье сделать это было невозможно, поэтому началась хаотичная работа в данном направлении. Так, приказом по Комиссариату внутренних дел, опубликованным 8 декабря 1917 г.3 в газете временного рабочего и крестьянского правительства, управзднялись управление главного врачебного инспектора комиссариата, должности главного врачебного инспектора и двух его помощников, а вместо них учреждалось управление медицинской частью Комиссариата внутренних дел, заведование которым на правах товарища Народного Комиссара осуществлял комитет в составе трех членов-врачей (И.С. Вегера, А.Н. Винокурова, С.И. Мицкевича)4. Работа комитета протекала в сложнейших условиях, в первую очередь из-за саботажа чиновников.
Реформирование коснулось и других органов отраслевой компетенции. Например, в Наркомюст был направлен комиссар врачебной части5, а постановлением Наркома юстиции И.З. Штейнберга от 12 января 1918 г. при данном наркомате была учреждена медицинская коллегия в составе врачей Чехова, Студенцова, Головчинского и Вечеслова6. Больничное и санаторно-курортное лечение несовершеннолетних, находившихся на попечении государства, перешло в ведение Наркомата государственного призрения. Уже 3 декабря 1917 г. приказом по Министерству государственного призрения упразднялась должность инспектора по медицинской части, а его полномочия возлагались на коллегию врачей (А.Е. Артеменко, М.И. Барсуков, Н.Д. Королев)7. Чуть позже при Наркомате государственного призрения были образованы коллегия по охране материнства и младенчества, отдел призрения несовершеннолетних, обвинявшихся в деяниях общественно-опасного характера, а также создана коллегия призрения несовершеннолетних в составе заведующих названных отдела и коллегии и заведующего приютами общего характера8. Вопросами оказания медицинской помощи учащимся образовательных учреждений и надзора за их физическим воспитанием занимался отдел школьной санитарии и гигиены Народного комиссариата просвещения, куда 6 (19) января 1918 г. правительственным комиссаром была назначе-
2 См.: Спектров А.С. К истории создания государственного аппарата советского здравоохранения // Советское здравоохранение. 1947. № 7. С. 42.
3 Здесь и далее при указании дат нормативных актов используются даты, зафиксированные в Собрании узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (далее — СУ) либо в архивных материалах. Даты, взятые из цитируемых работ, приводятся в точности, как они указаны авторами.
4 СУ. 1918. № 6. Ст. 99.
5 Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. А482. Оп. 1. Д. 28.Л. 18.
6 СУ. 1918. № 15. Ст. 222. По всей видимости, в приказе допущена опечатка: фамилия врача звучит не «Головчинский», а «Головинский».
7 50 лет советского здравоохранения. 1918 г. // Советское здравоохранение. 1967. № 1.
С. 56.
8 Подробнее см.: СУ. 1918. № 11. Ст. 165; № 13. Ст. 193; № 16. Ст. 228; № 19. Ст. 287; № 22. Ст. 321.
на врач В.М. Бонч-Бруевич9. Учебно-медицинские учреждения также передавались в ведение Наркомпроса.
Свои органы управления здравоохранением возникли в рамках Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). При правлениях казенных и частных железных дорог и управлениях постройки этих дорог создавались врачебно-санитарные советы в составе участкового врача и фельдшеров участка10. А при самом НКПС образовывался Центральный медико-санитарный совет, заведовали которым врачи Головинский, Ве-чеслов и Барсуков11. Страховая медицина находилась в ведении Наркомата труда, военная медицина — в ведении Главного военно-санитарного управления12. Реформированию подверглась и медицинская часть военно-морского флота13.
Понимая, что в условиях непростой экономической ситуации, наладить дело оказания медицинской помощи населению можно только объединив усилия различных ведомств, представители медицинских коллегий проявили инициативу и на организационном заседании 28 декабря (10 января 1918 г.) 1917 г. решили образовать при СНК Совет врачебных коллегий (далее — СВК) как высший медицинский орган в Российской республике. 7 (20) января 1918 г. они выработали проект декрета о СВК, который рассматривался в СНК 23 января, а 24 (6 февраля) января был подписан В.И. Лениным14. Как отмечалось в декрете, СВК «является высшим медицинским органом рабочего и крестьянского правительства». Представителю СВК было дано право присутствовать на заседаниях СНК при решении врачеб-но-санитарных вопросов с правом совещательного голоса15. Вслед за этим Декретом СНК от 16 февраля 1918 г. был упразднен Центральный врачеб-но-санитарный совет, в котором видную роль играли земские и городские врачи, а вместо него при СВК учреждался в качестве совещательного органа врачебно-санитарный совет из представителей от Советов рабочих и солдатских депутатов и органов городского и земского самоуправления16.
Примечательно, что центр, пытаясь выстроить систему из реорганизованных и вновь образованных ведомств, действовал совершенно авто-
9 Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 587.
10 СУ. 1918. № 8. Ст. 117.
11 ГАРФ. Ф. А482. Оп. 1. Д. 28. Л. 1, 7.
12 СУ. 1918. № 5. Ст. 84; № 9. Ст. 125; № 18. Ст. 277; № 22. Ст. 324.
13 Подробнее см.: Шестов В.И. Деятельность управления санитарной части флота в системе Наркомздрава в первые годы советской власти // Советское здравоохранение. 1967. № 4. С. 49—51
14 См.: Масальская А.С., Нестеренко А.И., Черненко Е.К. Ленинские декреты по здравоохранению / Под ред. Ю.А. Ахапкина. М., 1980. С. 424, 425. А.С. Спектров отмечал, что первое заседание членов врачебных коллегий состоялось 22 декабря 1917 г., на котором было принято решение об образовании Временного совета врачебных коллегий (Спектров А.С. Указ. соч. С. 44).
15 СУ. 1918. № 20. Ст. 310.
16 Там же. № 25. Ст. 343.
номно, и в ряде регионов даже не знали о принимавшихся решениях. Об этом свидетельствует, например, письмо в СНК от 24 марта 1918 г. из Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В нем сообщается, что на Урале с 1 марта 1918 г. функционирует областной комитет здравоохранения как совершенно самостоятельный отдел областного Совета, объединяя все виды медицины (земской, городской, военной (красноармейской), железнодорожной, фабрично-заводской, аптечной и т.д.) и имея соответствующие отделы. В письме говорилось, что комитет установил контакты с местными органами, но не наладил до сих пор связь с центром, и авторы письма просили сообщить адрес Народного комиссариата здравоохранения17. Но таковой еще предстояло создать, поэтому Уральскому областному отделу здравоохранения 21 июня 1918 г. за № 591 ответили, что по всем вопросам необходимо обращаться в СВК18.
Несмотря на проведенную реорганизацию государственного аппарата и образование СВК, вопрос о создании единого органа, который объединял бы всю медицинскую часть различных ведомств, неминуемо должен был встать на повестке дня Советского правительства. Требовалась концентрация ресурсов, введение жесткой системы управления для оперативного распределения медицинского персонала по регионам страны и участкам работы, реализации плана снабжения различных медицинских учреждений лекарствами, предметами санитарии и гигиены. Примечательно, что сразу же после революции медико-санитарным отделом Петроградского военно-революционного комитета были подготовлены и представлены в СНК проекты положения о комитете народного здравия и постановления о составе данного комитета19. Правительство отнеслось к этой инициативе настороженно, не без основания опасаясь, что решать судьбу здравоохранения без учета мнения практикующих врачей было опасно. Поэтому СНК 18 ноября (1 декабря) 1917 г. предложил созвать для обсуждения проекта положения врачей-большевиков и левых эсеров Москвы и Петрограда, а по возможности, и других городов. 20 ноября (2 декабря) 1917 г. после вторичного рассмотрения вопроса о комитете народного здравия было решено, что в случае невозможности созвать съезд врачей, данный комитет создать также не представляется возможным. В дальнейшем вопрос об образовании Народного комиссариата здравоохранения был поднят в СВК, состав которого после переезда в Москву пополнился новыми членами. Среди них был и Н.А. Семашко, ратовавший за объединение руководства всем медицинским делом в одном органе власти. 2 и 3 апреля 1918 г. в СВК обсуждалось предложение об образовании Народного комиссариата здравоохранения, а 6 апреля 1918 г.
17 ГАРФ. Ф. А482. Оп. 1. Д. 2. Л. 8.
18 Там же. Л. 15.
19 См.: Масальская А.С., Нестеренко А.И., Черненко Е.К. Указ. соч. С. 429.
7 ВМУ, право, № 4
97
с докладом о создании Наркомздрава выступил З.П. Соловьев. Члены совета высказались за назначение комиссии по разработке данного вопроса20.
Сообщение о необходимости образовании Наркомздрава было озвучено и на I Всероссийском съезде медико-санитарных отделов совдепов, проходившем в июне 1918 г. в Москве и, как отмечается в литературе, одобрившем большинством голосов идею создания Народного комиссариата здравоохранения21.
26 июня 1918 г. СВК направил на заключение в отдел законодательных предположений СНК проект декрета о Наркомздраве и объяснительную записку к нему, в которой указывалось, что «в настоящее время, как показал съезд медико-санитарных отделов совдепов, почва для создания Комиссариата здравоохранения уже имеется» и «необходимость центрального медицинского органа... диктуется самой жизнью»22. Но при этом авторы проекта и объяснительной записки отмечали, что «полное объединение медико-санитарного дела в Комиссариате здравоохранения, хотя крайне желательно и рационально, в настоящее время. неосуществимо, так как встречается противодействие со стороны некоторых комиссариатов, проявляющих центробежные тенденции и стремящихся сохранить самостоятельность». Поэтому они предлагали, чтобы учреждения, осуществлявшие управление здравоохранением, не влившиеся в комиссариат, все-таки подлежали «контролю последнего как высшего руководящего и направляющего медицинского органа»23. Нежелание руководителей ряда комиссариатов отдавать медицинскую часть из своего ведения в Наркомздрав понятно. На здравоохранение большевикам приходилось выделять значительные денежные ресурсы, продовольствие, промышленные товары, а в условиях нараставшего экономического кризиса чиновники различных ведомств не хотели «упускать из своих рук» эти доходные статьи.
28 июня 1918 г. СНК рассмотрел полученные от СВК документы, назначил обсуждение декрета об образовании Наркомздрава на 1 июля и поручил СВК «предварительно снестись с ЦИК и комиссариатом внутренних дел, финансов и юстиции»24 по этому вопросу. СВК во исполнение решения СНК 29 июня разослал в наркоматы внутренних дел, просвещения, социального обеспечения, путей сообщения, морской, военный, труда и ЦИК проект декрета и уведомил о дате его рассмотрения в СНК25. Однако к 1 июля ответы от заинтересованных государственных
20 См.: Министры здравоохранения. Очерки истории здравоохранения в России в XX веке. М., 1999. С. 26, 27.
21 См.: Министры здравоохранения. Очерки истории здравоохранения в России в XX веке. С. 28; Масальская А.С., Нестеренко А.И., Черненко Е.К. Указ. соч. С. 429.
22 ГАРФ. Ф. А482. Оп. 1. Д. 2. Л. 16.
23 Там же. Л. 11—14.
24 Там же. Л. 16.
25 Там же. Л. 28.
органов еще не поступили, и СНК перенес рассмотрение вопроса на 3 июля. Вместе с тем СНК получил особое мнение членов СВК докторов И. С. Вегера и М.Г. Вечеслова. В литературе не уделяется внимания анализу этого документа, а врачи «рисуются» как противники линии правительства на объединение советской медицины. На наш взгляд, стоит все же обратиться к рассмотрению фактов, указанных Вегером и Вечесло-вым, не доверять которым оснований нет. Врачи сообщают, что З.П. Соловьев, ответственный за созыв комиссии по разработке проекта декрета о Наркомздраве, всячески затягивал начало ее работы, и только жалоба в СНК заставила его исполнить свою обязанность. Комиссия открылась непосредственно перед Всероссийским съездом представителей медико-санитарных отделов совдепов и рассмотрела «два проекта — голые схемы организации комиссариата. Требование некоторых членов Совета о том, чтобы размножить проекты и раздать членам Совета для предварительного ознакомления, было отклонено Советом»26. После прочтения обеих «схем» Совет принял решение ограничить время выступления ораторов по проектам пятью минутами. Меньшинство, возражавшее против такого решения, в знак протеста покинуло заседание. Все это говорит о том, что ряд лиц были абсолютно не заинтересованы в детальном обсуждении и надлежащей проработке проекта.
Не лучше обстояло дело и на указанном съезде. СВК доклад по вопросу об организации Наркомздрава не представлял. «Были два доклада: один — члена Совета Соловьева, другой — Первухина. В прениях по этим докладам выступило 15 ораторов. Все ораторы дали резко отрицательную характеристику доклада доктора Соловьева и никто ни единым словом не поддержал доклад д-ра Первухина»27. В своем докладе Первухин рассказал об организации Петроградского комиссариата здравоохранения, представив ее как образцовую, однако петроградские делегаты внесли ряд фактических поправок, указывавших, что описанное докладчиком организационное благополучие Петроградского комиссариата далеко не соответствует действительности и потому не может служить примером. После этого оба проекта были сданы в специальную комиссию, выработавшую на их основе третий проект, который и был принят съездом, правда, без обсуждения. В этой связи примечателен состав съезда. Вместо 700—800 представителей со всей страны на него явились только 68 человек, причем в момент голосования проекта в зале было всего 38 делегатов28, а в голосовании
26 Там же. Л. 21—22.
27 Е.П. Первухин возглавил созданный в марте 1918 г. Комиссариат здравоохранения Петроградской трудовой коммуны (с мая 1918 г. — Комиссариат здравоохранения союза коммун Северной области). Подробнее о Е.П. Первухине и его деятельности см.: Леонов И.Т., Базанов В.А. Комиссар здравоохранения Петроградской коммуны Е.П. Первухин // Советское здравоохранение. 1968. № 2. С. 69—71.
28 В документе, адресованном И.С. Вегером Совету врачебных коллегий, указано, что в голосовании участвовало 39 человек (ГАРФ. Ф. А482. Оп. 1. Д. 2. Л. 24).
участвовали все 12 членов СВК, хотя съезд предоставил право голоса только пятерым из них. Часть президиума, руководившего съездом, протестуя против хаотичности и неясности постановки вопросов, вышла из состава последнего. Воздержались при голосовании проекта 13 человек. В результате всех приложенных «усилий» проект удалось принять. Описанные обстоятельства однозначно свидетельствуют о том, что говорить о легитимности самой процедуры одобрения проекта декрета не приходится. Фактически за него высказались лишь инициаторы создания Наркомздрава и их сторонники. Но, как утверждают Вегер и Вечеслов, в СНК был внесен отнюдь не одобренный съездом проект, а новый документ, представленный в СВК уже после съезда.
Видимо, причина той поспешности, с какой разрабатывался и утверждался проект декрета об образовании Наркомздрава, кроется в том, что ряд лиц, игравших не последнюю роль в СВК, всерьез опасались за свою судьбу и стремились возглавить вновь созданное независимое ведомство и выйти из-под контроля руководства своих народных комиссариатов. Косвенно такой вывод можно сделать из сведений, сообщенных Вегером о многочисленных злоупотреблениях, имевших место в СВК. (Стоит отметить, что Вегер возглавлял Центральную венерическую комиссию, сформированную 22 апреля 1918 г. врачебной коллегией управления медицинской части НКВД.) Но руководитель управления Соловьев всячески препятствовал работе комиссии. Он отказывался предоставить ей необходимое помещение, ссылаясь на отсутствие комнат, хотя в одной из комнат управления член СВК Багоцкий просто поселил своего друга — совершенно постороннего человека. Долго Соловьев не утверждал смету комиссии. Не улучшилась ситуация и после перехода комиссии в ведение СВК. «Угла и там не отводили. Хотя помещений в этом доме в распоряжении Совета масса, а два члена Совета, Барсуков и Багоцкий, занимали без всякого права и бесплатно целую большую квартиру в 6—7 комнат,
29
но для комиссии одной комнаты не находилось» .
Существовали и более серьезные обвинения. Вегеру стало известно о нецелевом расходовании и хищении крупной суммы денег в Главном военно-санитарном управлении. Для проверки этого факта была создана ревизионная комиссия, но к делу она не приступала. Троцкий как нарком по военным делам, получив сообщение об этом от Вегера, постановил немедленно назначить новую ревизионную комиссию, включив в ее состав самого Вегера, а также представителей из военного ведомства и государственного контроля. По результатам проверки ревизионная комиссия подготовила постановление о привлечении членов СВК к ответственности, и каково же было удивление Вегера, когда он узнал о назначении
29 Журнал заседаний Центральной комиссии по борьбе с венерическими болезнями в России от 01 августа 1918 г. Доклад И.С. Вегера «О катастрофическом положении комиссии» (ГАРФ. Ф. А482. Оп. 19. Д. 1. Л. 4, 5).
некоторых из них в коллегию учрежденного Народного комиссариата
30
здравоохранения .
Возвращаясь к хронологии событий, предшествовавших образованию Наркомздрава, отметим, что 1 июля СНК решил пригласить Вегера и Вечеслова, чтобы заслушать их пояснения по проекту декрета. Следующее заседание СНК по данному вопросу состоялось 8 июля, но оно окончилось безрезультатно. Видимо, власти опасались негативной реакции медицинской общественности, которая не участвовала в разработке проекта декрета о Наркомздраве. Поэтому В.Д. Бонч-Бруевичу было поручено принять срочные меры к опубликованию проекта декрета и объяснительной записки к нему в Известиях ВЦИК, что он и сделал 9 июля 1918 г31. Поэтому заседание СНК переносилось на 12 июля и опять на него приглашались два врача, направивших особое мнение по проекту декрета о Наркомздраве.
Вопрос об образовании Наркомздрава был решен иначе. V Всероссийский съезд Советов принял 10 июля 1918 г. Конституцию РСФСР, где п. «т» ст. 43 предусматривалось образование Народного комиссариата здравоохранения. Еще до введения конституции в действие 11 июля 1918 г. декрет об учреждении Наркомздрава был утвержден Советом народных комиссаров32. Анализ данного документа показывает, что Народному комиссариату здравоохранения поручалось руководство всеми медико-санитарными учреждениями страны в целях объединения всего медицинского и санитарного дела РСФСР (ст. 1); ему передавались все дела и средства СВК, а также поручалось в недельный срок представить в СНК подробные правила о комиссариате, его центральных и местных учреждениях и правила о передаче ему медицинских управлений из всех комиссариатов (ст. 4). Исполняющим должность наркома был назначен Н.А. Семашко, его замом Соловьев, в коллегию наркомата вошли Дауге, Голубков, Бонч-Бруевич, Первухин, Винокуров (впредь до утверждения их ВЦИКом). Примечательно, что первоначально на должность наркома здравоохранения намечался Винокуров33, входивший в СНК с правом совещательного голоса как представитель СВК, но возникший финансовый скандал, по-видимому, заставил остановиться на кандидатуре Н.А. Семашко. Принятый декрет в корне отличается от окончательного проекта, поступившего в СНК 26 июня 1918 г. В декрет не вошли положения о полномочиях Наркомздрава, о комиссиях, об ученом медицинском совете и пр. Скорее всего, в тот момент СНК не был заинтересован в детальной разработке декрета и предложил учрежденному Наркомату
30 Там же. Л. 7.
31 50 лет советского здравоохранения. 1918 г. // Советское здравоохранение. 1967. № 2. С. 62.
32 ГАРФ. Ф. А482. Оп. 1. Д. 2. Л. 4.
33 Министры здравоохранения. Очерки истории здравоохранения в России в XX веке. С. 28.
7 *
101
самому выработать необходимые нормы, определяющие его структуру, статус и направления деятельности. Да и с официальным опубликованием декрета никто не спешил. Напечатан он был лишь в № 173 Известий ВЦИК от 14 августа 1918 г.34 В СУ этот, безусловно, важный декрет вообще включен не был, поэтому для руководителей ряда ведомств сам факт образования Наркомздрава оставался некоторое время неизвестен.
18 июля 1918 г. Семашко во исполнение решения СНК внес в него проект положения о Наркомздраве. Свой проект представил и СВК. После постатейного обсуждения обоих документов и внесения в них поправок СНК утвердил положение о Народном комиссариате здравоохранения, составленное на базе проекта Семашко35, которое было опубликовано не только в Известиях ВЦИК 21 июля 1918 г., но и в СУ36.
В соответствии с положением Наркомздрав объявлялся центральным медицинским органом, руководящим всем медико-санитарным делом РСФСР. Наркомат был наделен правом законодательной инициативы, правом издания общеобязательных распоряжений и постановлений по предметам своего ведения, а также наблюдения и контроля за их применением. Кроме того, на Наркомздрав возлагались функции по организации и заведыванию центральными медико-санитарными учреждениями, объединению и согласованию медико-санитарной деятельности местных органов власти, содействию медицинским учреждениям в решении их задач и финансовому контролю за ними. Примечательно, что перечень вопросов, отнесенных к ведению Наркомздрава, практически дословно совпадает с перечнем, указанным в последнем проекте декрета о нем. Комиссариат состоял из 5 отделов (военно-санитарного, гражданской медицины, страховой медицины, школьно-санитарного, путей сообщения), т.е. вопрос об объединении ведомственной медицины в рамках одного органа был решен. Медицинские управления отдельных комиссариатов должны были передать все имущество, дела и кредиты Наркомзд-раву. На местах при местных советах образовывались медико-санитарные отделы, также объединявшие руководство всем медицинским делом на подведомственной им территории. Кроме того, при Наркомздраве учреждалась коллегия и Ученый медицинский совет, а для упрочнения связей центра и мест должны были периодически созываться съезды медико-санитарных отделов.
Подводя итог, следует сказать, что большевики проделали огромную работу по реформированию государственного механизма управления сферой здравоохранения, доставшегося им от Временного правительства. На первоначальном этапе были упразднены некоторые ведомства и общественные организации, в другие были назначены комиссары. Не имея опоры
34 5 0 лет советского здравоохранения. 1918 г. С. 64.
35 См.: Масальская А.С., Нестеренко А.И., Черненко Е.К. Указ. соч. С. 430—431.
36 СУ. 1918. № 52. Ст. 590.
на широкие круги медиков и не владея ситуацией, новые власти не пошли сразу на создание Наркомздрава как единого медико-санитарного органа, несмотря на имевшиеся проекты. Однако необходимость в нем существовала, и ее никто не отрицал. В качестве «пробного» органа был образован СВК, но его эффективность оказалась крайне слабой. Наблюдалось отсутствие взаимопонимания между различными его членами, периодически возникали сложности в выработке и проведении единообразной государственной политики, так как представители ряда органов власти отстаивали ведомственные, а в некоторых случаях и личные интересы. Поэтому образование Наркомздрава было шагом, безусловно, прогрессивным и необходимым, оказавшим положительное влияние на улучшение медицинского дела в стране. Наличие единого органа позволило максимально эффективно распределять имевшиеся скудные ресурсы, что было особенно важно в условиях разворачивавшейся гражданской войны и захлестнувших РСФСР эпидемий холеры и тифа. Но сама процедура образования комиссариата, если верить словам Вегера, ярко свидетельствует о полном отсутствии демократических начал и представляет собой скорее «заговор» группы лиц, заинтересованных в получении мест в новом органе власти, нежели объективно выраженную волю медицинской общественности и руководства различных наркоматов. Все это привело к тому, что Наркомздрав 18 июля 1918 г. был создан только на бумаге, а фактическая консолидация всей медицинской части, правовое оформление отношений с другими ведомствами и определение правового статуса отделов наркомата затянулось на несколько месяцев. Сказались и эскалация гражданской войны, и нежелание ряда наркоматов, в особенности военного, отдать решение медицинских вопросов Наркомздраву.
Список литературы
1. Государственный архив Российской Федерации.
2. Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 587.
3. Леонов И.Т., Базанов В.А. Комиссар здравоохранения Петроградской Коммуны Е.П. Первухин // Советское здравоохранение. 1968. № 2.
4. Масальская А.С., Нестеренко А.И., Черненко Е.К. Ленинские декреты по здравоохранению / Под ред. Ю.А. Ахапкина. М., 1980.
5. .Министры здравоохранения. Очерки истории здравоохранения в России в XX веке. М., 1999.
6. 50 лет советского здравоохранения. 1918 г. // Советское здравоохранение. 1967. № 1.
7. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. 1917. № 183. Ст. 1037.
8. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918.
Поступила в редакцию 19.05.09