Научная статья на тему 'Советское законодательство о здравоохранении в довоенный период (1917-1941 гг. ): историко-правовой аспект'

Советское законодательство о здравоохранении в довоенный период (1917-1941 гг. ): историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1967
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / НОРМОТВОРЧЕСТВО / ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА / SOVIET HEALTHCARE / LEGISLATION / NORMATIVE-LEGAL ACTS / NORM SETTING AND INTERPRETATION OF THE LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давыдова Татьяна Викторовна

Проведен историко-правовой анализ нормативно-правовых актов в области здравоохранения, принятых в период установления советской власти и до начала Великой Отечественной войны. На основе изучения последних отечественных исследований в области правотворчества советского периода представлена периодизация формирования организационно-правовых основ системы здравоохранения в первые три десятилетия советской власти, обоснована структурированная классификация советского законодательства о здравоохранении довоенного периода, включающая 4 группы нормативно-правовых актов. Прослеживается процесс становления и изменения организационно-правовой структуры институтов здравоохранения, показаны особенности государственно-правовой политики управления здравоохранением. Через систему нормативно-правовых актов, представленных декретами и постановлениями СНК РСФСР и СССР, показана устойчивость принципов организации советского здравоохранения в различных экономических условиях. Выбранный автором хронологический период позволяет наиболее полно проследить характерные тенденции формирования системы советского здравоохранения, выявить основополагающие закономерности правового регулирования здравоохранения, дать объективную оценку процессов, происходивших в отечественном здравоохранении и находивших отражение в законодательстве, показать реальную практику применения отдельных нормативных актов. Проделана работа, связанная с изучением архивных документов, анализом нормативно-правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Давыдова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET LEGISLATION ON HEALTHCARE IN THE PRE-WAR PERIOD (1917-1941): HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Historical and legal analysis of regulatory legal acts in the field of health, taken during the period of the establishment of Soviet power until the beginning of the great Patriotic War is held. Based on the study of recent domestic research in the field of law-making of the Soviet period, the periods of formation of organizational and legal bases of the health care system in the first three decades of Soviet rule are presented, a structured classification of Soviet legislation on healthcare prewar period, including 4 groups of legal acts is justified. The process of formation and change of organizational-legal structure institutes of health is traced, features of state policy health management are shown. Through the system of legal acts submitted by the decrees and the decrees of the Council of people’s Commissars of the RSFSR and the USSR is shown the sustainability principles of the organization of the Soviet health system in various economic conditions. The chosen chronological period in the calendar is traced the characteristic tendencies of formation of the Soviet system of health care, identified fundamental patterns of legal regulation of public health, provided an objective assessment of the processes that occurred in the national health and reflected in the legislation, shown the actual practice of application of certain regulations. Work associated with the study of archival documents, analysis of legal acts is done.

Текст научной работы на тему «Советское законодательство о здравоохранении в довоенный период (1917-1941 гг. ): историко-правовой аспект»

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

УДК 323.225:[323.281:323.282]:614(2):908

СОВЕТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1917-1941 гг.): ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

© Татьяна Викторовна ДАВЫДОВА

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, кандидат исторических наук,

доцент кафедры организации здравоохранения, e-mail: [email protected]

Проведен историко-правовой анализ нормативно-правовых актов в области здравоохранения, принятых в период установления советской власти и до начала Великой Отечественной войны. На основе изучения последних отечественных исследований в области правотворчества советского периода представлена периодизация формирования организационно-правовых основ системы здравоохранения в первые три десятилетия советской власти, обоснована структурированная классификация советского законодательства о здравоохранении довоенного периода, включающая 4 группы нормативно-правовых актов. Прослеживается процесс становления и изменения организационно-правовой структуры институтов здравоохранения, показаны особенности государственно-правовой политики управления здравоохранением. Через систему нормативно--правовых актов, представленных декретами и постановлениями СНК РСФСР и СССР, показана устойчивость принципов организации советского здравоохранения в различных экономических условиях. Выбранный автором хронологический период позволяет наиболее полно проследить характерные тенденции формирования системы советского здравоохранения, выявить основополагающие закономерности правового регулирования здравоохранения, дать объективную оценку процессов, происходивших в отечественном здравоохранении и находивших отражение в законодательстве, показать реальную практику применения отдельных нормативных актов. Проделана работа, связанная с изучением архивных документов, анализом нормативно--правовых актов.

Ключевые слова: советское здравоохранение; законодательство; нормативно-правовые акты; нормотворчество; толкование норм права.

DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-79-85

С 2006 г. в Российской Федерации осуществляется системное реформирование отрасли здравоохранения, главными целями которого являются обеспечение прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, улучшение качества жизни граждан, а также сохранение основных принципов отечественного здравоохранения, сосредоточенных на доступности медицинской помощи населению [1, с. 4]. Современная система российского здравоохранения унаследовала от СССР организационную структуру, а именно больничную и поликлиническую сеть, сеть медицинских институтов, лабораторий и пр. В этой связи важное значение приобретает изучение не только истории советского здравоохранения, но и эволюции его организационно-правового обеспечения в исторической

ретроспективе. Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение, связанное с поиском эффективных способов решения современных проблем в здравоохранении, в частности, разработкой оптимальных моделей организации и управления здравоохранением. По мнению Г.В. Марьян, для успешной работы необходимо наряду с созданием новых совершенствовать уже существующие организационные структуры управления здравоохранением, которые были бы в состоянии эффективно проводить реформу отрасли. При этом следует признать, что реформирование здравоохранения невозможно без совершенствования законодательства, без правового закрепления передовых общественных отношений в данной сфере [2, с. 4].

В контексте ведущихся дискуссий о путях реформирования отечественного здравоохранения на современном этапе важным и полезным представляется анализ процесса становления системы советского здравоохранения и ее организационно-правовых основ в довоенный период с 1917 по 1941 гг. Большинство современных российских исследователей солидарны в том, что данный хронологический период является базовым для становления советской системы здравоохранения. Например, Е.О. Рыбакова считает целесообразным выделять 2 этапа довоенного здравоохранения: 1-й этап (1917-1921 гг.) -этап централизации здравоохранения, которая была осуществлена в период создания РСФСР, когда были заложены организационно-правовые основы деятельности Народного Комиссариата здравоохранения (НКЗ) РСФСР; 2-й этап (1922-1936 гг.) - период, когда модель здравоохранения РСФСР была распространена на всесоюзный уровень после образования СССР [3, с. 12].

По мнению А.А. Голубева, крайней хронологической границей довоенного здравоохранения следует считать 1941 г. - переломный для его истории, когда с началом Великой Отечественной войны здравоохранение подверглось коренному преобразованию, чтобы отвечать требованиям военного времени [4, с. 3].

Анализ законодательства о здравоохранении советского довоенного периода позволяет классифицировать в его системе совокупность нескольких групп нормативно-правовых актов.

Первая группа представляет собой законодательство общеорганизационного значения, включающее нормативно-правовые акты, связанные с созданием центральных органов здравоохранения в первые годы советской власти и с их дальнейшим реформированием. К этой группе относятся Декреты СНК РСФСР «О назначении Коллегии для заведывания Главным военно-санитарным управлением» от 4 декабря 1917 г., «О Совете врачебных коллегий» от 24 декабря 1917 г., «Об упразднении Центрального врачебно-санитарного совета» от 16 февраля 1918 г., «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения РСФСР» от 11 июля 1918 г., «Положение о Народном комиссариате здравоохранения» от 18 июля 1918 г., Конститу-

ция РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1924 г. и 1936 г., Постановления ВЦИК и СНК СССР «Об утверждении Положения о Народном комиссариате здравоохранения РСФСР» от 28 марта 1927 г., «О реорганизации Народного комиссариата здравоохранения РСФСР» от 1 сентября 1935 г., «Об образовании Народного комиссариата здравоохранения Союза ССР» от 20 июля 1936 г., «О положении и структуре Народного комиссариата здравоохранения Союза ССР» от 3 октября 1938 г., «О положении и структуре Народного комиссариата здравоохранения РСФСР» от 19 марта 1939 г., «О порядке назначения, перевода и увольнения заведующих районными, окружными и городскими отделами здравоохранения» от 13 декабря 1939 г., «Об организационной структуре Народного комиссариата здравоохранения СССР» от 11 июля 1940 г. и др.

Указанные акты раскрывают процесс упразднения дореволюционных государственных структур здравоохранения и построения новой системы государственных органов, отвечавших за обеспечение медицинской помощью различных категорий граждан. В первые годы советской власти здравоохранение организовывалось на локальном уровне и в кратчайшие сроки до образования НКЗ РСФСР были определены форма и принципы системы советского здравоохранения. Характерной особенностью Советского государства в период становления политической власти было принятие многочисленных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность центральных государственных органов. Вместе с тем организация государства в целом и отрасль здравоохранения в частности в центре и на местах получила окончательное закрепление в положениях Конституции РСФСР 1918 г. [5, гл. 10-12].

После образования СССР начинается период становления и упрочения созданной системы и апробации ее принципов на различных уровнях (всесоюзном, общероссийском, региональном), что нашло отражение в Конституции СССР 1924 г. По своей сути, она послужила базисом фактического построения системы здравоохранения в союзных республиках по образцу РСФСР.

1920-1930-е гг. характеризуются как период целенаправленной перестройки НКЗ

РСФСР и его управленческих структур. Примечательно, что после ликвидации массовых эпидемий, антисанитарной обстановки в городах и населенных пунктах интерес к работе НКЗ РСФСР у партии и правительства ослабевает. Лишь с середины 1920-х гг. НКЗ РСФСР и подведомственные ему органы и учреждения вновь попадают под пристальное внимание съездов советов и Совета народных комиссаров [4, с. 9].

Нельзя не отметить постепенное упрощение системы здравоохранения в довоенный период: если в 1918 г. в структуре НКЗ РСФСР насчитывалось 30 отделов, то уже в 1920 г. их количество сократилось до 16, в 1928 г. - до 6. Согласно Положению 1927 г., НКЗ РСФСР наделялся новыми полномочиями, среди которых можно выделить: изучение сведений и разработку данных о финансировании здравоохранения по местным бюджетам и выявление рациональных форм регулирования финансовых планов местных органов здравоохранения; сношение по вопросам здравоохранения с органами власти союзных республик, государственными и иными организациями и учреждениями зарубежных стран; установление форм и порядка предоставления отчетности подведомственными НКЗ органами и учреждениями [6, с. 133].

Во 2-й половине 1930-х гг. структура НКЗ снова подверглась изменению. В 1935 г. законодательно был оформлен переход от функциональной к отраслевой модели управления здравоохранением, а в 1939 г. СНК РСФСР утвердил новое положение и структуру НКЗ РСФСР, внедрявшие территориально-отраслевую модель управления взамен чисто отраслевой и обеспечивавшие сокращение расходов на государственный аппарат. Вводилось комплексное регулирование наиболее важных областей медицинского дела в том или ином регионе страны с одним подразделением Наркомата. В 1936 г. был образован НКЗ СССР, но активную деятельность он не успел развернуть. В 1938, 1940, 1941 гг. структура и полномочия НКЗ СССР менялись и уточнялись.

Вторая группа законодательных актов в предлагаемой классификации - санитарное законодательство, включающее нормативно-правовые акты, связанные с созданием системы санитарного надзора и проведением

профилактических мероприятий в различных отраслях санитарии: пищевой (пищевая торговля и общественное питание); промышленной; жилищно-коммунальной; школьной; водного транспорта; железнодорожного транспорта; курортов.

Важно отметить, что в советский период модель здравоохранения изначально строилась как система санитарных мероприятий и соответственно санитарного законодательства, обеспечивающих социальную функцию медицины в условиях голода, эпидемий и разрухи. В первые три года после создания НКЗ РСФСР санитарно-профилактическая деятельность в период сложной эпидемиологической обстановки являлась его ключевой функцией. Это направление получило законодательное закрепление в многочисленных декретах и постановлениях СНК РСФСР, Совета Рабоче-Крестьянской обороны (с 1917 по 1922 гг. СНК принял более 100 декретов, направленных на борьбу с эпидемиями и профилактику заболеваний) и во второй Программе РКП(б), принятой VIII съездом партии в марте 1919 г. Раздел «В области охраны народного здоровья» Программы определял основные задачи политики развития здравоохранения на ближайшие годы. Охрана народного здоровья предусматривала проведение широких санитарных мероприятий не только в тылу, но и на фронтах (недели санитарной очистки помещений, всей сети железных дорог, банные недели, дезинфекция пассажиров на поездах дальнего следования, создание комиссий чистоты на фронтах, санитарно-пропускных пунктов на вокзалах, оздоровление населенных мест, охрана и дезинфекция водных источников, воздуха, почвы), организация общественного питания на научно-гигиенических началах, предупреждение развития и распространения заразных болезней, создание санитарного законодательства, борьба с социальными болезнями, обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной и лекарственной помощи [6, с. 155-156]. Предусматривалось решающее значение профилактики не только в организации медицинской помощи, но и во всей системе устройства труда и быта трудящихся.

Реализуя Программу партии, НКЗ РСФСР проводил активную наступательную политику по преодолению кризиса общест-

венного здоровья. В первый же день своего существования для осуществления экстренных мер по борьбе с холерой НКЗ получил 25 млн руб. , о расходовании которых он отчитывался перед СНК 2 раза в неделю [7, с. 47]. При нем была создана Центральная чрезвычайная комиссия по борьбе с эпидемическими заболеваниями, уделявшая особое внимание ликвидации сыпного тифа. В 1920 г. для больных сыпным тифом было организовано 250 тыс. дополнительных коек, создавались изоляционно-пропускные пункты для борьбы с паразитарными тифами на железнодорожных и водных путях сообщения [8, с. 50].

Для организации санитарно-медицин-ского обслуживания Красной Армии постановлением ВЦИК в октябре 1919 г. был создан специальный комитет помощи раненым и больным красноармейцам. В январе 1920 г. образовано Главное Военно-санитарное управление Рабоче-Крестьянской Красной Армии во главе с З.П. Соловьевым [9, с. 104]. Госпитальная база была приближена к местам боевых действий, была осуществлена мобилизация медицинских работников. Следовательно, в этот период была построена автономная врачебно-санитарная организация - санитарная часть фронта, которая в медицинском и финансово-хозяйственном отношении подчинялась НКЗ.

Деятельность государственных органов в борьбе с эпидемическими заболеваниями характеризуют нормативно-правовые акты того времени - Декреты СНК РСФСР, принятые в 1918-1921 гг.: «О мероприятиях по сыпному тифу» от 28 января 1918 г.; «Об обязательном оспопрививании» от 10 апреля 1919 г.; «О мерах борьбы с эпидемиями» от 10 апреля 1919 г.; «О мероприятиях против холерной эпидемии» от 25 июля 1921 г.; «О мерах борьбы с сыпным и возвратным тифом» от 19 декабря 1921 г. и др.

Параллельно с этой работой проводились массовые общесанитарные мероприятия, о чем свидетельствуют Декреты СНК РСФСР «О снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем» от 10 апреля 1919 г., «Об обеспечении Красной Армии и гражданского населения мылом» от 30 декабря 1919 г., «О санитарно-пропускных пунктах на вокзалах г. Москвы» от

13 мая 1920 г., «Об обеспечении населения Республики банями» от 30 сентября 1920 г., Постановление Совета Обороны «О борьбе с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском фронтах» от 5 ноября 1919 г. и др.

Декретом СНК РСФСР «О санитарной охране жилищ» от 18 июня 1919 г. была учреждена жилищно-санитарная инспекция -новый государственный орган жилищно-санитарного надзора [6, с. 178].

В условиях новой экономической политики в области здравоохранения и санитарного дела деятельность НКЗ РСФСР была направлена на предоставление возможности заниматься коммерческой деятельностью (организация в 1922 г. Госмедторга), временное изменение системы налогообложения с введением общегражданского налога (Декрет ВЦИК РСФСР «Об общегражданском налоге для оказания помощи голодающим и на усиление средств по борьбе с эпидемиями» от 11 февраля 1922 г.), полное государственное финансирование некоторых предприятий и учреждений системы здравоохранения (Резолюция Всероссийской конференции по борьбе с туберкулезом от 10-16 февраля 1922 г.), предоставление возможности вести натуральное хозяйство отдельным предприятиям и учреждениям медицинской отрасли (Декрет СНК РСФСР «Об организации курортного дела» от 13 марта 1923 г.).

В 1920-1930-е гг. органы здравоохранения придерживались проводимой ранее политики по ликвидации санитарных последствий войны, восстановлению, укреплению и развертыванию медицинских учреждений в городе и на селе. В этот период советское санитарное законодательство можно оценивать как фактор, способствовавший прекращению распространения заболеваний на территории СССР [3, с. 20]. Именно нормативно-правовые акты, распространение правовой культуры в области здравоохранения, изменение правового сознания населения послужило формированию грамотного общественного здравоохранения.

Среди основных актов санитарного законодательства 1920-1930-х гг. можно назвать Декреты СНК РСФСР «Об обязательном оспопрививании» от 18 октября 1924 г., «О борьбе с эпидемиями» от 19 августа 1930 г., Постановления СНК РСФСР «О создании запаса сывороток и вакцин на месте» от

14 января 1934 г., «О мероприятиях по борьбе с малярией и предупреждению малярийных заболеваний» от 2 июля 1934 г., «О реорганизации работы научно-исследовательских учреждений в области охраны и гигиены труда» от 14 октября 1934 г., «О мероприятиях по развитию и укреплению дезинфекционного дела» от 16 декабря 1939 г. Декреты СНК РСФСР «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 г., 19 февраля 1927 г., «Об утверждении Положения о санитарных органах Республики» от 8 октября 1927 г., Постановление СНК РСФСР «О санитарном минимуме» от 20 мая 1930 г. и другие заложили прочную основу санитарной организации, установили санитарный характер государственных органов, ввели специализированную санитарную службу и обязали иметь кадры квалифицированных специалистов по санитарному делу.

Таким образом, к 1940 г. в РСФСР функционировала широкая сеть санитарно-эпидемиологических, малярийных станций, бактериологических институтов, лабораторий, дезинфекционных пунктов. В законодательстве регламентировался целый комплекс мероприятий по оздоровлению условий жизни, труда и быта советских граждан, озеленению городов, снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду [4, с. 11].

В рассматриваемый период понятие «санитарное дело» имело более широкую трактовку, включая не только санитарные и противоэпидемические мероприятия, но также охрану материнства и детства, охрану детей и подростков, физическую культуру и санитарное просвещение.

В этой связи третья группа нормативно-правовых актов законодательства о здравоохранении советского довоенного периода включает акты об охране материнства, детства и младенчества. В первые годы советской власти особое внимание уделялось организации детского питания, это направление наряду с другими было объявлено СНК первоочередной задачей [10, л. 7]. Об этом свидетельствуют Постановления СНК РСФСР «Об усилении детского питания» от 14 сентября 1918 г., «О фонде детского питания» от 23 сентября 1918 г., «О бесплатном детском питании» от 17 мая 1919 г., а также одноименные Декреты СНК РСФСР, принятые в 1920-1922 гг. Важно отметить, что во испол-

нении многочисленных актов по организации детского питания принимались отдельные постановления школьно-санитарного отдела НКЗ РФСР. Например, в Постановлении от 30 сентября 1918 г. определено обязательное составление смет на усиление питания детей школьного и дошкольного возраста. Установлено, что в счет смет школьно-санитарный отдел выдает ссуды в размере от 10 до 25 % в зависимости от продовольственной зоны, на которые была разделена территория РСФСР [10, л. 6].

В трудовом праве устанавливались социальные гарантии беременным, кормящим матерям, женщинам, имевшим малолетних детей. В принимавшихся актах фиксировались планы по строительству детских учреждений на различных уровнях (городском и сельском). С 1923 г. устанавливаются постоянные форма и структура учреждений охраны материнства, детства и младенчества: детские консультации, молочные кухни, дома матери и ребенка, дома младенца, детские ясли, детские санатории, пионерские лагеря и др. [3, с. 22].

Особенно важную роль сыграло Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О ясельном обслуживании детей в городах, промышленных центрах, совхозах, МТС и колхозах» от 20 сентября 1932 г. В соответствии с этим постановлением, единая система охраны материнства и младенчества была разделена на две самостоятельные системы. Руководство яслями, детскими консультациями, детскими пищевыми станциями и молочными кухнями было возложено на ясельные управления при НКЗ РСФСР [11, с. 215-220]. Такие акты, как Циркуляр отдела ЦК РКП(б) по работе среди женщин и отдела охраны материнства и младенчества НКЗ РСФСР «Об организации летних сельских яслей» от 11 февраля 1922 г., Постановление СНК РСФСР «Об обязательных взносах промышленных предприятий на содержание детских яслей и детских садов» от 31 октября 1933 г. свидетельствуют о привлечении общественности к софинансирова-нию учреждений охраны материнства и младенчества.

Четвертая группа нормативно-правовых актов по здравоохранению весьма обширна и представлена законодательством об охране здоровья различных категорий населения (рабочих, служащих, сельского населения).

Правовая регламентация в этой области была направлена на установление мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда, реализацию права на бесплатную медицинскую помощь, установление оснований и порядка выдачи больничных листов, расширение сети специализированных медицинских учреждений, обслуживающих преимущественно рабочих конкретных предприятий, проведение профилактических мероприятий, включая диспансеризацию и др.

С 1920-х гг. в связи с интересами развития промышленного производства особое внимание в праве обращалось на охрану здоровья рабочих горной, угольной и металлургической промышленности (Декрет СНК РСФСР «Об организации санитарно-лечеб-ного дела в горной и горнозаводской промышленности» от 11 июля 1921 г., Постановление СНК РСФСР «О медико-санитарном обслуживании рабочих угольной промышленности» от 28 июня 1933 г.).

Законодательные акты, ориентированные на медицинское обслуживание сельского населения, также регулярно принимались в рассматриваемый период. НКЗ РСФСР цир-кулярно определял неотложные лечебно-профилактические мероприятия в колхозах и совхозах. В областных здравотделах выделялись специальные группы, занимавшиеся формированием медицинских отрядов для отправки в деревни, постройки медицинских пунктов, бань, яслей (Постановления СНК РСФСР «Об обеспечении медицинской помощью сельского населения» от 30 июня 1924 г., «О мероприятиях по улучшению лекарственного обеспечения сельских местностей и рабочих поселков» от 3 мая 1927 г. и др.).

Таким образом, анализ нормативно-правовых актов в области здравоохранения довоенного периода показывает, что социальная функция медицины была закреплена и реализована на законодательном и общегосударственном уровне через систему последовательно проводимых санитарных мероприятий, особенно в период 1917-1921 гг. Законодательное закрепление принципов советского здравоохранения и их апробация в нестабильных экономических условиях определили решающее значение первого десятилетия системы здравоохранения РСФСР в ее дальнейшей эволюции. Важно отметить,

что, несмотря на декларируемый во всех документах классовый характер советского здравоохранения, медицинская помощь предоставлялась максимально широким слоям населения.

В рассматриваемый период здравоохранение, как и другие социальные сферы, хотя и финансировалось по остаточному принципу, но все равно развивалось за счет проведения комплекса мероприятий, регламентированных на законодательном уровне и нацеленных на повышение доступности и улучшение качества медицинской помощи населению страны. Оценивая успехи советской власти, принимая во внимание правоприменительную практику и идеологическую составляющую политики государства, можно констатировать, что правительство было заинтересовано в улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки, в охране здоровья граждан и прилагало серьезные усилия для достижения этих целей, в т. ч. используя правовые средства и механизмы.

Кроме насущных первоочередных задач в законодательстве поднимались немаловажные вопросы нормо- и правотворчества, что также является показателем всесторонней работы государственных органов. Так, например, в протоколах заседаний Коллегии НКЗ РСФСР за период с 1918 по 1919 г. есть докладная записка юрисконсульта Комиссариата здравоохранения СКСО (Союза Коммун Северной области), где отмечается, что согласно Положению о НКЗ одной из его функций является нормотворчество в области медико-санитарного дела. В связи с этим издание законов требует особенно тщательной и не допускающей двусмысленного толкования их редакции. Однако юрисконсульт Ажанова констатирует, что неточная редакция законов часто порождает на практике непреодолимые затруднения и толкования, искажающие основную мысль законодателя [12, л. 120]. Декреты и постановления НКЗ разбросаны в целом ряде различных печатных органов, в силу чего необходима их систематизация, а также кодификация и издание сборника законоположений и обязательных постановлений Комздрава [12, л. 121].

Тем не менее, в довоенный период кодификация и систематизация действующего законодательства по здравоохранению не были проведены, и такое положение сохра-

нялось до 1969 г. Государственно-правовое регулирование здравоохранения осуществлялось на основе декретов, постановлений и приказов правительства, программных документов партии.

1. Шилюк Т.С. Административно-правовое регулирование в области здравоохранения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

2. Марьян Г.В. Организационно-правовые вопросы управления здравоохранением России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

3. Рыбакова Е.О. Организационно-правовые основы системы советского здравоохранения (1917-1936 гг.): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

4. Голубев А.А. Правовое регулирование отечественного здравоохранения в 1917-1941 гг.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

5. Берхин И.Б. Первая Советская Конституция (Основной Закон) РСФСР. М., 1988.

6. Становление и развитие здравоохранения в первые годы советской власти (1917-1924 гг.): сборник документов. М., 1966.

7. Ленинские декреты по здравоохранению (1917-1921 гг.) / сост. А.И. Нестеренко. М., 1970.

8. Шевченко Ю.Л. [и др.]. Государственная политика и управление здравоохранением // Здравоохранение России, XX в. / под ред. Ю.П. Лисицына [и др.]. Казань, 2006.

9. Барсуков М.И. Очерки истории здравоохранения СССР (1917-1956 гг.). М., 1957.

10. ЦГА СПб (Центральный государственный архив Санкт-Петербурга). Ф. 2815. Оп. 1. Д. 1.

11. Постановления КПСС и советского правительства по охране здоровья народа / сост. П.И. Калью, Н.Н. Морозов. М., 1958.

12. ЦГА СПб. Ф. 2815. Оп. 1. Д. 15.

1. Shilyuk T.S. Administrativno-pravovoe regulirovanie v oblasti zdravookhraneniya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010.

2. Mar'yan G.V. Organizatsionno-pravovye voprosy upravleniya zdravookhraneniem Rossii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2002.

3. Rybakova E.O. Organizatsionno-pravovye osnovy sistemy sovetskogo zdravookhraneniya (1917-1936 gg.): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010.

4. Golubev A.A. Pravovoe regulirovanie otechestvennogo zdravookhraneniya v 19171941 gg.: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010.

5. Berkhin I.B. Pervaya Sovetskaya Konstitutsiya (Osnovnoy Zakon) RSFSR. M., 1988.

6. Stanovlenie i razvitie zdravookhraneniya v pervye gody sovetskoy vlasti (1917-1924 gg.): sbornik dokumentov. M., 1966.

7. Leninskie dekrety po zdravookhraneniyu (19171921 gg.) / sost. A.I. Nesterenko. M., 1970.

8. Shevchenko Yu.L. [i dr.]. Gosudarstvennaya politika i upravlenie zdravookhraneniem // Zdravookhranenie Rossii, XX v. / pod red. Yu.P. Lisitsyna [i dr.]. Kazan', 2006.

9. Barsukov M.I. Ocherki istorii zdravookhraneniya SSSR (1917-1956 gg.). M., 1957.

10. TsGA SPb (Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Sankt-Peterburga). F. 2815. Op. 1. D. 1.

11. Postanovleniya KPSS i sovetskogo pravitel'stva po okhrane zdorov'ya naroda / sost. P.I. Kal'yu, N.N. Morozov. M., 1958.

12. TsGA SPb. F. 2815. Op. 1. D. 15.

Поступила в редакцию 24.08.2015 г.

UDC 323.225: [323.281:323.282]:614(2): 908

SOVIET LEGISLATION ON HEALTHCARE IN THE PRE-WAR PERIOD (1917-1941): HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Tatyana Viktorovna DAVYDOVA, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor of Healthcare Organization Department, e-mail: [email protected]

Historical and legal analysis of regulatory legal acts in the field of health, taken during the period of the establishment of Soviet power until the beginning of the great Patriotic War is held. Based on the study of recent domestic research in the field of law-making of the Soviet period, the periods of formation of organizational and legal bases of the health care system in the first three decades of Soviet rule are presented, a structured classification of Soviet legislation on healthcare prewar period, including 4 groups of legal acts is justified. The process of formation and change of organizational-legal structure institutes of health is traced, features of state policy health management are shown. Through the system of legal acts submitted by the decrees and the decrees of the Council of people's Commissars of the RSFSR and the USSR is shown the sustain-ability principles of the organization of the Soviet health system in various economic conditions. The chosen chronological period in the calendar is traced the characteristic tendencies of formation of the Soviet system of health care, identified fundamental patterns of legal regulation of public health, provided an objective assessment of the processes that occurred in the national health and reflected in the legislation, shown the actual practice of application of certain regulations. Work associated with the study of archival documents, analysis of legal acts is done.

Key words: soviet healthcare; legislation; normative-legal acts; norm setting and interpretation of the law. DOI: 10.20310/1810-0201 -2015-20-11(151 )-79-85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.