Научная статья на тему 'Организация и деятельность медико-санитарной службы помощи населению в Чувашском крае в 1917-1941 годы'

Организация и деятельность медико-санитарной службы помощи населению в Чувашском крае в 1917-1941 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
664
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЗДРАВОТДЕЛ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / HEALTH SYSTEM / MEDICAL INSTITUTIONS / HEALTH DEPARTMENT / REORGANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Викторов Олег Николаевич

Рассмотрены основные этапы организации и деятельности медико-санитарной службы помощи населению в Чувашском крае в 1917-1941 гг. Первые изменения в этой сфере произошли вследствие событий осени 1917 г. и прихода к власти большевиков. Решающим этапом стали организационные успехи второй половины 1920-х гг. В связи с этим в 1930-е гг. уже можно говорить о существенных сдвигах в плане качества и масштабов охвата населения системой здравоохранения Чувашии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION AND ACTIVITY OF MEDICAL AND SANITARY SERVICE TO THE POPULATION IN THE CHUVASH REPUBLIC IN 1917-19411

The article deals with the main stages of the organization and activity of medical and sanitary service to the population in the Chuvashia in 1917-1941. The first changes in this sphere occurred among the consequences of the events in autumn of 1917 and the Bolshevik's accession to power. The decisive stage was the organizational success in the second half of 1920s. In connection with this, serious changes in the quality and scales of the population's covering by the health system of Chuvashia can be mentioned in the 1930s.

Текст научной работы на тему «Организация и деятельность медико-санитарной службы помощи населению в Чувашском крае в 1917-1941 годы»

Литература и источники

1. Анисимов Е.В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 720 с.

2. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 1. Оп. 1.

3. ГИА ЧР. Ф. 2. Оп. 1.

4. ГИА ЧР. Ф. 2. Оп. 2.

5. ГИА ЧР. Ф. 3. Оп. 1.

6. ГИА ЧР. Ф. 289. Оп. 1.

7. ГИА ЧР. Ф. 545. Оп. 1.

8. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М.: РГГУ, 2001. 575 с.

9. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Фонд В.Д. Димитриева. Т. 58.

10. НА ЧГИГН. Фонд Н.В. Никольского. Т. 197.

11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. (1649-1825 гг.) (ПСЗ РИ-1). СПб., 1830. Т. 6. № 4012. 1722. 17 мая.

12. ПСЗ РИ-1. Т. 8. № 5333. 1728. 12 сент.

13. ПСЗ РИ-1. Т. 8. № 5496. 1730. 14 янв.

14. ПСЗ РИ-1. Т. 8. № 5518. 1730. 17 марта.

15. ПСЗ РИ-1. Т. 11. № 8664. 1742. 19 нояб.

16. ПСЗ РИ-1. Т. 11. № 8792. 1743. 28 сент.

17. ПСЗ РИ-1. Т. 13. № 9631. 1749. 14 июня.

БАСМАНЦЕВ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ - аспирант кафедры архивоведения и документо-ведения, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (basmantsevd@rambler.ru).

BASMANTSEV DMITRIY VICTOROVICH - post-graduate student of Archives and Documents Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 61 (470.344)”1917/1941 ''(091)

О.Н. ВИКТОРОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В ЧУВАШСКОМ КРАЕ В 1917-1941 ГОДЫ

Ключевые слова: система здравоохранения, медицинские учреждения, здравотдел, реорганизация.

Рассмотрены основные этапы организации и деятельности медико-санитарной службы помощи населению в Чувашском крае в 1917-1941 гг. Первые изменения в этой сфере произошли вследствие событий осени 1917 г. и прихода к власти большевиков. Решающим этапом стали организационные успехи второй половины 1920-х гг.

В связи с этим в 1930-е гг. уже можно говорить о существенных сдвигах в плане качества и масштабов охвата населения системой здравоохранения Чувашии.

O.N. VIKTOROV

THE ORGANIZATION AND ACTIVITY OF MEDICAL AND SANITARY SERVICE TO THE POPULATION IN THE CHUVASH REPUBLIC IN 1917-1941

Key words: health system, medical institutions, health department, reorganization.

The article deals with the main stages of the organization and activity of medical and sanitary service to the population in the Chuvashia in 1917-1941. The first changes in this sphere occurred among the consequences of the events in autumn of 1917 and the Bolshevik's accession to power. The decisive stage was the organizational success in the second half of 1920s. In connection with this, serious changes in the quality and scales of the population's covering by the health system of Chuvashia can be mentioned in the 1930s.

Как показывает мировая практика, главные задачи здравоохранения, сохраняющие актуальность и сегодня, это - предупреждение и лечение болезней. Конечная эффективность организации и деятельности медико-санитарной службы оценивается именно по этому критерию. На формы организации и ведение практической деятельности системы здравоохранения в Чувашии влияло большое количество факторов. В специализированной литературе по

данной проблеме утвердилась традиция рассматривать их в связи с проблемой формирования сети медицинских учреждений [10. С. 6].

Это, прежде всего, демографический фактор, включающий в себя не только фактические данные по текущей ситуации, но и перспективные изменения в ней. Далее следует указать градостроительный фактор, он, в частности, влияет на формирование перспективных систем расселения, а также на развитие экономических связей населения. Большое значение имеют собственно медицинские факторы, они показывают фактическую обеспеченность населения различными видами медицинской помощи, учитывают контингенты больных. Учитывая сложность задач по формированию медико-санитарной службы, следует указать и организационные факторы, экономические и кадровые.

Нельзя забывать и о субъективных факторах, учитывающих особенности конкретно-исторического момента 1917-1918 гг. Это, прежде всего, идеологический фактор. Новое большевистское руководство страны демонстрировало своей реформаторской политикой в области организации медицинской системы стремление зафиксировать идеологическую новизну. Поэтому модернизация тех лет была прямым продолжением всей государственной политики большевиков, отрицавших достижения прежней системы периода царизма. Это было тем более удобно в связи с тем, что данные достижения в регионах, удаленных от центра, действительно были довольно скромными. Медицинское обслуживание, несмотря на продекларированное еще после реформ Александра II равенство сословий, сохраняло разный уровень в зависимости от социального и имущественного положения больных. Кроме идеологической особенности следует также учитывать текущие трудности момента. Среднее Поволжье - регион, охваченный пожаром Гражданской войны, поэтому немедленное налаживание нормальной стабильной работы системы медицинского обслуживания было просто невозможно.

Тем не менее в Чувашии реальная работа по организации медицинской системы началась достаточно рано. На общероссийском уровне начальным толчком к последовавшим событиям в этом направлении можно считать создание Совета врачебных коллегий. Он был создан в январе 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров со статусом «высшего медицинского органа Рабочего и Крестьянского правительства» [1. С. 13]. В его состав вошли не только медики, но и функционеры большевистской партии, что, несомненно, усиливало эффективность решений в тот сложный период. Так, например, руководителем нового органа (председателем Совета) стал А.Н. Винокуров, врач по образованию, еще в конце XIX в. стоявший у истоков российской социал-демократии. Весной 1918 г. правительственные учреждения новой власти начинают процесс переезда из Петрограда в Москву. В числе других в марте 1918 г. в Москву перевезли и Совет врачебных коллегий. В связи с этим в его состав включили новых членов, в том числе будущего первого Народного комиссара здравоохранения Н.А. Семашко.

Новые власти в Чувашском крае откликнулись на происходящие изменения одними из первых. В апреле 1918 г. в составе Чебоксарского и Цивильско-го уездных исполкомов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создаются медико-санитарные отделы. Несколько позже аналогичные отделы появляются в Алатырском уезде (июнь 1918 г.) и Ядринском уезде (декабрь 1918 г.) [11].

В промежутке между этими организационными изменениями в уездах, которые составят в недалеком будущем Чувашскую область, а затем и республику, происходит решающая реорганизация на общегосударственном уровне. В июне 1918 г. на I Всероссийском съезде медико-санитарных отделов в Москве впервые была высказана идея о необходимости создания Народного комиссариа-

та здравоохранения, без участия которого налаживание единой медицинской сети учреждений в стране было просто невозможно. И уже через месяц, в июле 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принимает соответствующее решение в рамках утверждения Конституции РСФСР. 18 июля В.И. Ленин утверждает Положение СНК о новом комиссариате, что означало его формальное открытие.

В течение последующего периода работа медицинских учреждений носила в основном чрезвычайный характер, вызванный трудностями Гражданской войны и наступившей разрухи. В медицинской сфере главной проблемой стала борьба с эпидемиями тифа и холеры. В силу того, что процесс упорядоченной организации новых медицинских органов был далек от завершения, новые власти действовали почти исключительно чрезвычайными мерами. Для борьбы с указанными болезнями создавались особые комиссии, деятельность которых была призвана дать быстрый результат. Первый результат в виде снижения масштабов распространения эпизоотий был реально достигнут только к 1921 г., когда на фронтах Гражданской войны сложился окончательный перевес в пользу большевистской власти и появилась возможность усилить контроль за санитарно-гигиеническим состоянием населения в целом и военнослужащих Красной армии в частности.

В Чувашском крае этот период чрезвычайных мер окончился в связи с новой административной реорганизацией. Уезды с чувашским населением в 1920 г. были изъяты из состава Казанской и Симбирской губерний. В результате 24 июня 1920 г. была образована Чувашская автономная область. С 6 июля новой областью стал руководить областной ревком [16. С. 474]. Как указывают современные исследователи проблемы оформления чувашской государственности, одним из решающих факторов на этом пути стало учреждение Татарской АССР в мае 1920 г., означавшее упразднение Казанской губернии [7. С. 77]. Другой важный фактор произошедших изменений - индивидуальные усилия чувашских лидеров, среди которых в первую очередь выделяют Д.С. Эльменя и С.А. Коричева [6. С. 50]. В состав Чувашской автономной области вошли в полном составе Чебоксарский, Цивильский, Ядринский уезды Казанской губернии, часть Козьмодемьянского уезда той же губернии, а также часть Буинского и Курмышского уездов Симбирской губернии. В ноябре 1920 г. решением Чувашского областного съезда Советов был создан Чувашский областной исполнительный комитет, сменивший действовавший до этого ревком.

Таким образом, дальнейшую работу по организации медицинско-санитар-ной системы в крае возглавил новый единый орган при облисполкоме - областной отдел здравоохранения во главе врачом А.Д. Красновым [2. С. 113]. Обл-здравотдел имел внутреннюю структуру, соответствующую тем конкретным задачам, которые стояли перед медиками в регионе: ликвидация социальных болезней, охрана здоровья детей, борьба с эпидемиями и др. Был намечен план работы медицинских организаций Чувашии на 1920-1926 гг., включавший в себя расширение сети медицинских учреждений, строительство новых больниц и аптек, в том числе специализированных, санаториев [2. С. 118].

Выполнение этого плана столкнулось с новой значительной сложностью. Голод в Поволжье 1921-1922 гг. привел к дезорганизации и временной остановке в дальнейшем развитии медицинской системы. Сейчас масштабы этого бедствия в регионе хорошо известны, поэтому нет нужды повторяться в данном вопросе. Следует лишь заметить, что огромная смертность в регионе привела к тому, что текущая деятельность медицинских учреждений в тот период по существу свелась к дезинфекционным мерам по ликвидации последствий этой смертности.

Несмотря на вышеуказанные препятствия усилия энтузиастов врачебного дела приносили свои плоды. Так, например, в 1920 г. личное стремление зна-

менитого врача К.В. Волкова, создателя еще в дореволюционные годы первой специализированной хирургической больницы в Чувашии, привело к восстановлению в г. Ядрин глазной клиники, существовавшей здесь ранее [9]. В 1922 г. открывается детская больница в Канаше.

Только в 1923 г. определенные сдвиги в борьбе с голодом позволили перейти к продолжению созидательной работы в медицинской сфере. К этому времени Чувашский облздравотдел возглавил врач, выпускник Казанского университета И.К. Лукьянов. Его назначение состоялось в 1921 г. Первые результаты этой работы - это открытие новых больниц в Канаше, Ибресях, Ишаках, клинико-бактериологической лаборатории в Чебоксарах, противотуберкулезного диспансера в Цивильске. В дальнейшем эта работа была продолжена, открываются амбулатории и фельдшерские пункты, санитарногигиенические лаборатории, кожно-венерологический диспансер, Дом санитарного просвещения, малярийная станция и т.д. [2. С. 120].

Успехи в расширении сети медицинских учреждений закреплялись развитием организационных управленческих структур. При Облздравотделе начал действовать Совет врачебной коллегии из 5 врачей, непосредственно знавших положение дел в медицинской сфере в области. Врачей стали активно подключать к управлению подотделами Облздравотдела, деятельность самих подотделов была разграничена и упорядочена, появилась возможность просто увеличить штат сотрудников Облздравотдела.

Следует указать, что более активное привлечение к работе врачей-профессионалов, получивших образование в дореволюционный период, приобрело в середине 1920-х гг. широкое распространение по всей России. Подобной общей чертой времени можно считать расширение сети медицинских учреждений. Эти явления - следствие стабилизации развития медицинской системы в стране, последовавшей за острым периодом идеологической борьбы на предыдущем этапе, одно из продолжений политики нэпа, принесшей пополнение государственного бюджета. Тем не менее, справедливо оценивая достижения этого периода, надо отметить, что потребности общества в России в целом и в Чувашии в частности все еще заметно превосходили те реальные шаги, которые получили свое воплощение. Главная задача - приведение в соответствие с этой потребностью обеспечения населения больничными койками - еще была далека от своего решения. Сравнительно небольшим оставался объем финансирования медицинской сферы. Он существенно увеличился в сравнении с предыдущим военным периодом, однако не позволял привлечь к разрешению проблемы медицинского обслуживания более широкие группы населения. Общая тенденция - финансирование медицины по остаточному принципу в связи с необходимостью решать другие, вызванные временем и властью задачи, сохранялась. Ведущий чувашский исследователь данного вопроса, Г.А. Алексеев приводит, например, данные об увеличении государственного и местного бюджета системы здравоохранения в крае в 1924-1926 гг. на 16-25% [2]. Действительные потребности в финансировании медицины были на порядок выше, на наш взгляд определенные особенности внутренней политики руководства страны создавали ограничения в этом вопросе.

Новый этап в развитии медицинской системы в Чувашии был связан с последующим становлением чувашской государственности. 21 апреля 1925 г. Чувашскую автономную область преобразовали в Чувашскую АССР, что вызвало последующую реорганизацию всех управляющих звеньев в крае. В рамках реорганизации системы управления краем из областной в республиканскую произошло увеличение подведомственной территории. В состав новой республики была включена часть Ульяновской губернии, а именно город Алатырь с приле-

гающей округой [8. С. 37]. В июне того же года в составе правительства автономной республики был создан Народный комиссариат здравоохранения. Его возглавил прежний руководитель Облздравотдела И.К. Лукьянов, прекрасно знавший ситуацию на местах и показавший себя великолепным организатором медико-санитарной службы. Кроме административной работы И.К. Лукьянов всю свою жизнь продолжал занятие медицинской наукой, которая в итоге и перевесила. В 1925 г. его сменяет на этом посту Г.Г. Герасимов. На долгие годы (до 1946 г.) Народный комиссариат здравоохранения стал главным организатором работы по развитию медицинской системы в крае, продолжая наращивать качественный и количественный рост медицинских учреждений Чувашии.

Уже в первые годы после образования республики фиксируются соответствующие позитивные изменения. За период 1923-1926 гг. открывается 5 новых больниц, 2 диспансера, 6 врачебных пунктов, 11 фельдшерских пунктов, 4 лаборатории и 2 аптеки. Главный результат этих мероприятий - существенное снижение уровня смертности.

В процессе стабильного развития медицинской системы определенной формой организационной работы стало проведение периодических съездов и совещаний медицинских работников и руководителей медико-санитарной службы разного уровня. С современной позиции, наверное, можно было бы поставить под сомнение эффективность подобных мероприятий. Однако в условиях начального этапа формирования единой системы медицинских учреждений в стране для медиков была важна любая возможность прямых встреч, обмена опытом и мнениями. Подобные форумы поддерживали централизацию системы организации и управления, доводя единые требования до всех медицинских работников.

Среди подобных мероприятий следует указать периодически проводившиеся в 1920-е гг. всероссийские съезды здравотделов, намечавшие конкретные, наиболее актуальные для текущего момента задачи и проблемы, требовавшие немедленного разрешения по всей стране. В частности, темами для обсуждения на них были снижение заболеваемости инфекционными болезнями, борьба с профессиональными болезнями, снижение общей и детской смертности. Эти съезды проводились под эгидой Наркомздрава РСФСР и исполняли роль инструмента централизованного управления всей медицинской системой России. Это было тем более важно в связи с тем, что до создания общесоюзного наркомата здравоохранения его функции были возложены на Наркомздрав РСФСР.

Подобные форумы местного уровня проводились и в Чувашии. Это, прежде всего, съезды врачей Чувашии, рассматривавшие наболевшие вопросы организации работы системы здравоохранения в регионе. Со временем их сменили съезды здравоохранения Чувашской АССР, проводившиеся по образцу всероссийских.

Проведение подобных массовых заседаний оказалось особенно важным в связи с продолжавшимися реорганизациями территориального состава и системы местного управления в республике в рассматриваемый период. В 1927 г. территория республики перешла от уездной системы к районированию, таким образом, вместо бывших 5 уездов были открыты 17 районов (по первоначальному плану - 20) [4]. Это изменение потребовало, в свою очередь, создания новых местных органов управления - районных исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. В состав всех райисполкомов входили свои райздравотделы, составившие нижнее звено в централизованной системе управления медико-санитарной службы в крае.

Продолжалось наращивание медицинской сети в республике. Все райздравотделы должны был иметь в своем распоряжении центральные район-

ные больницы. В уже имевшихся больницах шло увеличение койко-мест для создания условий по обслуживанию большего количества больных. Кроме того, продолжали создаваться и специализированные клиники. В 1927 г. создается новая глазная клиника в Канаше [12]. Эта работа была продолжена при новом народном комиссаре здравоохранения Чувашской АССР А.В. Чубукове (занимал этот пост в 1928-1931 гг.).

Общим позитивным сдвигам способствовали наступавшие изменения в социально-бытовой и культурной сфере. Показательны, например, успехи в борьбе за ликвидацию безграмотности. Шло общее увеличение количества школ (945 в 1928 г. и 1297 в 1932 г.) и численности обучавшихся в них (с 76 тыс. до 129 тыс. за тот же период). В 1926 г. доля грамотного населения республики среди мужчин составляла 54,2%, среди женщин - 34,4%. В 1933 г. эта доля составила уже 85% как среди мужчин, так и среди женщин [5]. Естественно, что подобные сдвиги не могли не сказаться и на сфере здравоохранения, влияя хотя бы на отношение населения к проблеме охраны своего здоровья, усвоения санитарно-гигиенических норм.

В связи с наращиванием в республике успехов в деле санитарного просвещения следует отметить, что эта работа также проводилась в соответствии с общероссийским направлением, заданным наркоматом здравоохранения. Причем явные успехи, например, в деле борьбы с таким социальным заболеванием, как трахома, позволяют отметить даже своеобразное лидерство врачей Чувашии, добившихся в этом деле эффективных результатов [2. С. 187]. В 1933 г. в Канаше открывается Чувашский трахоматозный институт. Это уже не только и не сколько лечебное, но и научное учреждение. Открытие института стало свидетельством определенного приоритета чувашских врачей в этой важной для всей страны сфере. В том же году в составе наркомздравов союзных республик создаются государственные санитарные инспекции. Через 2 года такая организация возникает и на общегосударственном уровне, это Всесоюзная государственная санитарная инспекция. В связи с этим на местах впервые открываются районные и городские санитарно-эпидемиологические станции.

Наркоматом здравоохранения Чувашии в этот период руководит Д.А. Иванов (занимал этот пост в 1931-1934 гг.). Успехи в развитии экономики края на этом этапе способствовали, в частности, выделению тогда большего количества средств на здравоохранения. Если в период первой пятилетки 1929-1932 гг. для этого было выделено 10 млн 969,5 тыс. руб., то на годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) были уже запланированы средства в размере 15 млн 791,6 тыс. руб. (рост показателя в 1,5 раза).

И это не единственный позитивный показатель тех лет. Значительно увеличились расходы в сфере здравоохранения на душу населения (в 1932 г. - 8 руб., а в 1937 г. - 18 руб., т.е. более чем в 2 раза). Расширилась сеть медицинских учреждений: в 1932 г. в Чувашии насчитывалось 38 больниц, а в 1937 г. - уже 55; коек в лечебных учреждениях в те же годы насчитывалось, соответственно, 1388 и 2159; врачей - 125 и 239; средних медицинских работников (фельдшеров) - 425 и 1660. Это, конечно, приводило к ощутимым успехам в деле повышения качества здоровья жителей республики.

В 1933 г. наркомат здравоохранения Чувашии провел огромную работу по подготовке сплошной диспансеризации населения. Подобная акция в республике, как и во всей стране, проводилась впервые, и ее важность сложно переоценить даже сейчас. Кроме Наркомздрава, как головного учреждения, к работе, естественно, были подключены райздравотделы, а также комитеты общества Красного Креста. Сложность процесса диспансеризации подразумевала широкий охват организационных задач. Так, например, проводились спе-

циальные семинары, на которых врачи и фельдшера, которым предстояло непосредственно участвовать в указанном мероприятии, прошли своеобразное обучение. Каждый из них знал, как должна быть заполнена диспансерная карта по единому образцу. Кандидатуры самих участников диспансеризации рассматривались в райздравотделах и Наркомздраве Чувашии. Назначались конкретные сроки для проведения планового осмотра населения. Диспансеризация предполагала максимально правильную диагностику заболеваний, выявленных у проходящих медицинское обследование жителей республики. Требовалось обязательно обратить внимание на санитарно-гигиенические и бытовые условия жизни семей. Осмотр людей включал в себя и профилактику заболеваний, поэтому участникам мероприятия вменялись в обязанность проведение соответствующих бесед на медико-санитарные темы, раздача указаний о мерах по улучшению санитарного состояния.

По итогам диспансеризации каждому жителю республики предполагалось выдать специальную диспансерную книжку с занесенными в ходе осмотра врачом данными. Данные о состоянии здоровья малолетних детей заносились в диспансерные книжки родителей.

Сама диспансеризация проводилась уже в 1934-1935 гг. при новом народном комиссаре здравоохранения Чувашии М.С. Сергееве, а также его преемнике И.К. Абрамове. Такая значительная работа не могла быть проведена одномоментно, поэтому был составлен определенный график. На первом этапе летом 1934 г. диспансеризации подлежало население Малояльчиковского, Ибресинского, Канашского, Вурнарского, Урмарского, Козловского районов. Второй этап осенью 1934 г. должен был охватить жителей Батыревского, Ши-хирдановского, Шемуршинского, Алатырского, Порецкого районов. На третьем этапе зимой 1935 г. осматривали население Марпосадского, Цивильского, Аликовского, Красночетайского, Татаркасинского, Ядринского районов. Всего в компании по проведению диспансеризации в Чувашской АССР приняли участие 132 врача и 264 средних медицинских работника. В итоге диспансеризация охватила 83,4% жителей Чувашии (более 877 тыс. чел.) [13].

На следующем этапе развития медицинской системы реорганизация происходит на общегосударственном уровне. 20 июля 1936 г. был образован Народный комиссариат здравоохранения СССР. Эта мера была призвана улучшить систему руководства медициной в масштабах огромной страны. Нарком-здрав СССР получил в свое ведение высшие медицинские учебные заведения и медицинские предприятия. Научно-исследовательская работа в области медицины теперь вообще выдвигалась на первый план, и это само по себе являлось доказательством достигнутых успехов. При Наркомздраве СССР учреждался ученый медицинский совет, который должен был возглавить работу в этом направлении.

Не осталась в стороне и Чувашия. В частности, Чувашский трахоматозный институт, добившийся немалых успехов в предыдущий период, был включен в сеть научно-исследовательских институтов РСФСР, получив статус филиала Центрального глазного института имени Гельмгольца [14]. Во второй половине 1930-х гг. для придания большей активности научно-исследовательской работе среди массы врачей, работавших в республике, шире используется такая форма организации, как проведение научных конференций врачей республики [15].

Однако на пути дальнейшего развития системы здравоохранения в республике теперь возникли новые проблемы. Страна вступила в полосу репрессий 1937 г., не миновавших и Чувашию. По ложному обвинению в «буржуазном национализме», «вредительстве» были арестованы специалисты-врачи,

среди них бывший нарком здравоохранения Чувашии И.К. Абрамов, бывший земской врач и опытный специалист Н.И. Степанов, участковый врач-окулист Ф.Е. Тайков и др. Часть врачей спасалась в этой обстановке тем, что покидала пределы республики. Так поступили в те годы директор трахоматозного института К.А. Забугин, профессор Г.А. Гутман. С работы увольняли даже медсестер, оказывавшихся женами «врагов народа». Естественно, что все это мало способствовало дальнейшему качественному росту медицинской системы в Чувашии. Однако данный процесс проходил в рамках общей трагедии 1937 г., охватившей всю страну.

Дальнейшая работа по улучшению медико-санитарной системы республики планировалась в рамках очередного пятилетнего плана на 1938-1942 гг. В частности, предполагалось наращивать санитарно-профилактические мероприятия, улучшать охрану здоровья детей и взрослых. Необходимо было привести в соответствие с потребностями населения сеть санаториев и аптек. Работа в этом направлении продолжалась.

Так, например, по данным 1940 г. (этот год широко отмечался в республике в связи с образованием в 1920 г. Чувашской автономной области), наблюдалось снижение уровня заболеваемости по таким болезням, как туберкулез (в 1,5 раза), малярия (в 3,5 раза), тиф (в 6 раз), дизентерия (в 10 раз), венерические болезни (в 14 раз). Это благоприятно сказывалось на увеличении средней продолжительности жизни населения республики [3. С. 35-36].

Однако дальнейшее поступательное развитие остановила Великая Отечественная война, выдвинувшая перед руководством медицинской системой Чувашии новые задачи и проблемы.

Литература

1. 70 лет советского здравоохранения. 1917-1987 / гл. ред. Е.И. Чазов. М.: Медицина, 1987.

512 с.

2. Алексеев Г.А. Обретение света. История ликвидации трахомы в Чувашии. Чебоксары: ЧГИГН, 2008. 365 с.

3. Алексеев Г.А. Состояние здоровья населения Чувашии. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1970. 122 с.

4. ГИА ЧР. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 451. Л. 2.

5. Иванов Н.И. Народное образование // Чувашская АССР к 40-летию Советской власти. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957. С. 36-64.

6. Минеева Е.К. Наркомнац РСФСР и становление автономии чувашского народа. 19181925 гг. Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2007. 182 с.

7. Минеева Е.К., Ратникова А.Р. Деятельность волисполкомов на территории Чувашии в 1917-1927 гг.: исторический опыт и уроки. Чебоксары: Новое время, 2011. 216 с.

8. Нестеров В.А. Населенные пункты Чувашской АССР. 1917-1981 гг. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1981. 352 с.

9. Ф. 238. Оп. 1. Д. 269. Л. 1-2.

10. Формирование сети амбулаторно-поликлинических, стационарных медицинских учреждений / под ред. В. Машенского. М.: Медицина, 1980. 120 с.

11. ЦГА ЧР. Ф. 7. Оп. 1. Д. 16. Л. 42; Ф. 238. Оп. 1. Д. 133. Л. 18.

12. ЦГА ЧР. Ф. 259. Оп. 1. Д. 96. Л. 11.

13. ЦГА ЧР. Ф. 259. Оп. 1. Д. 705. Л. 102.

14. ЦГА ЧР. Ф. 259. Оп. 1. Д. 1120. Л. 150-151.

15. ЦГА ЧР. Ф. 1748. Оп. 1. Д. 42. Л. 18-20.

16. Чувашия в годы гражданской войны: сборник документов. Чебоксары: Чуваш. науч.-исслед. ин-т, 1960. 615 с.

ВИКТОРОВ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации здравоохранения, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (oleg-viktorov21@rambler.ru).

VIKTOROV OLEG NIKOLAEVICH - candidate of economics sciences, assistant professor of Economics and Organization Health Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.