УДК 340.1(47+57)" 19" :617
А. А. Полякова
Влияние законодательства СССР на развитие трансплантологии в послевоенный период середины 50 - конца 80-х гг. ХХ в.
В настоящей работе рассмотрены историко-правовые аспекты реформирования медицинского законодательства СССР послевоенного периода, актуализируются базовые нормативно-правовые акты РСФСР и СССР в сфере государственного здравоохранения. Показано приоритетное внимание партийных и государственных органов советской власти к вопросам охраны здоровья населения через издание своевременных правовых актов и уровень их практической реализации. Исследован сложный хронологический этап послевоенного развития советского законодательства в области медицинской деятельности и его влияние на прогресс отечественной высокотехнологичной медицины в области иммунологии, хирургии и клинической трансплантологии.
In this paper, the historical and legal aspects of the reform of the medical legislation of the USSR of the post-war period are considered, the basic legal acts of the RSFSR and the USSR in the sphere of public health are updated. Shows the priority of the party and government organs of the Soviet government towards the health of the population through the publication of timely legal acts and the level of their practical implementation. The complex chronological stage of post-war development of the Soviet legislation in the field of medical activity is investigated and its influence on the progress of the national hightech medicine in the field of immunology, surgery and clinical transplantology.
Ключевые слова: история законодательства, правовые акты, здравоохранение, медицинское право, донорство, клиническая трансплантология.
Key words: the history of the legislation, legal acts, health, medical law, donorship, clinical transplantology.
Начало 50-х гг. XX в. было связано со сменой политического руководства страны, что неизбежно коснулось проблем медицины и здравоохранения. Самым первым и важным правовым документом для развития
© Полякова А. А., 2018
трансплантологии в этот период отечественной истории стал приказ министра здравоохранения СССР № 228 от 6 мая 1959 г. «О расширении работ по консервации и пересадке органов и тканей», который предусматривал организацию специальных лабораторий для изучения консервирования и пересадки тканей в 20 научно-исследовательских институтах переливания крови и институтах травматологии и ортопедии [6, с. 174]. Такая специализированная лаборатория существовала уже с 1947 г. в Ленинграде в Институте переливания крови, где изучались проблемы консервирования и пересадки биоматериалов. Этим приказом впервые в мире создавалась служба по заготовке и консервированию тканей.
Важным документом развития базовых основ здравоохранения был приказ Минздрава СССР № 316 от 20 июня 1959 г. «Об укреплении патоло-гоанатомической службы и повышении её роли в улучшении качества диагностики и лечения больных» [21]. Он был направлен на улучшение лечебно-диагностической работы в здравоохранении путем сравнения клинического и патологоанатомического диагнозов и осуществления научно-практического контроля по прижизненной диагностике патологических процессов. Это способствовало росту квалификации врачей всех специальностей и координации работ по трансплантологии.
Рамки правового поля в деятельности Минздрава СССР отразило Постановление СМ СССР № 1285 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения СССР» [24]. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 58 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» послужило основой для дальнейшей нормативно-правовой деятельности в здравоохранении [14]. Важным директивным документом для будущего развития трансплантологии стало Постановление СМ СССР № 987 «Об улучшении обслуживания населения скорой и неотложной медицинской помощью». Во исполнение этого постановления Минздрав СССР издал приказ № 570 «Об улучшении обслуживания населения скорой и неотложной медицинской помощью» [22], где были установлены конкретные задания Минздравам республик по созданию служб скорой и неотложной помощи. Предусматривалась организация в крупных городах и промышленных центрах радиосвязи между станциями скорой медицинской помощи, санитарными автомобилями и лечебными учреждениями; оснащение автомашин скорой медицинской помощи специальным оборудованием, медикаментами, инструментами, предметами ухода и др.;
оснащение всех станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи необходимыми аппаратурой и инструментами; утверждались положения о подразделениях станций и штатные нормативы персонала.
Через четыре года вышло новое Постановление Совмина СССР № 928 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения СССР», которое значительно расширило обязанности и права Министерства в сферах: развития научных исследований в области медицины и их внедрения в практику; развития медицинского образования и подготовки научных кадров в области медицины; развития медицинской промышленности и улучшения качества её продукции [25]. Еще через четыре года Постановлением СМ СССР № 548 было утверждено другое Положение о Минздраве СССР [26]. В этом документе были расставлены акценты: на обеспечение развития здравоохранения для наиболее полного удовлетворения потребностей населения, народного хозяйства и обороны страны; охрану материнства и детства; строгое соблюдение государственной дисциплины и др. В здравоохранении активно расширялась сеть медицинских учреждений и специализированных служб, скорой и неотложной медицинской помощи, различной диагностической аппаратуры и реанимационных отделений. Росла численность врачей в СССР по годам: 1953 - 280,4 тыс. чел.; 1958 -361,5 тыс. чел.; 1960 - 401,6 тыс. чел.; 1963 - 466 тыс. чел. [29, с. 67].
5 июля 1968 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» [13]. В документе, несмотря на некоторые успехи в развитии здравоохранения в СССР, были отмечены многие недостатки: низкое качество и объем медицинской помощи на селе; отставание в развитии исследований по отдельным направлениям медицинской науки и внедрении научных достижений в практику здравоохранения; недостаточное обеспечение населения медикаментами; неполное использование выделяемых финансовых средств. Была подвергнута серьезной критике и работа Наркомздрава. В постановлении предлагалось исполнительным органам устранить недостатки. Были выделены большие финансовые средства на строительство новых корпусов для медицинских учреждений, поликлиник, стоматологических зубопротезных лабораторий, станций скорой медицинской помощи, многопрофильных больниц и больниц скорой помощи с центрами реанимации, специализированных больниц.
В этот период, когда в мире уже делались пересадки сердца, в России еще не существовало возможности эксплантации донорских органов на работающем сердце. Не было закреплено правовое понятие «смерть мозга».
33
По воспоминаниям академика С.В. Готье, «изъятие органов осуществлялось по спецразрешениям в особом порядке» [8]. Академик Л. А. Бокерия отмечал: «Первую операцию в мире по трансплантации сердца выполнил Кристиан Барнард 3 декабря 1967 года. Таким образом, мы отстали на 20 лет, но это, конечно, не вина хирургов. Не было соответствующего законодательства, современных центров донорства. Поэтому осуществленная В.И. Шумаковым операция по пересадке сердца серьезным образом повлияла на дальнейшее развитие трансплантологии в нашей стране» [1].
19 декабря 1969 г. ВС принял фундаментальный Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» [23]. Охрана здоровья народа признавалась одной из важнейших задач Советского государства. Статья 4 обеспечивала граждан СССР общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощью государственных учреждений здравоохранения. В ст. 5 перечислялись пути осуществления охраны здоровья, важные для развития трансплантологии: плановое развитие сети учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности; развитие специализированной медицинской помощи; научных исследований и использование достижений науки и техники в медицинской практике; подготовка высококвалифицированных научных кадров для медицины и оснащение медицинских учреждений новейшей аппаратурой. Закон на много лет вперед заложил серьезную и перспективную правовую базу эффективного регулирования общественных отношений в здравоохранении.
Важнейшим для развития трансплантологии стало открытие в Москве в 1969 г. первого в мире специализированного клинико-экспериментального центра - НИИ трансплантологии органов и тканей АМН СССР [30]. Институт должен был стать головным в стране, осуществлять координацию и содействовать развитию трансплантологических исследований, проводить работы в области иммунологии, разрабатывать методы консервации органов, методы их пересадки и др. Важным являлось и увеличение финансирования научно-исследовательских работ по созданию искусственного сердца, искусственных клапанов сердца, кардиостимуляторов и т. п.
В этом же году приказом министра здравоохранения СССР № 464 «Об организации в стране центров по пересадке почек» предусматривалось в кратчайшие сроки создать новые центры трансплантологии в Киеве, Баку, Кемерово и Вильнюсе. За период 1965-1970 гг. в СССР было проведено более 150 операций по пересадке почки, к началу 1973 г. количество таких операций составило 363, а к концу 1980 г. количество пересадок почек достигло 3 тысяч.
34
В этот период в решении трансплантологических проблем участвовало около ста институтов страны [6].
В соответствии с Законом СССР от 19 декабря 1969 г., 29 июля 1971 г. был принят Закон РСФСР «О здравоохранении» [12]. Право граждан на охрану здоровья обеспечивалось бесплатной медицинской помощью с использованием последних достижений науки и техники (оборудования), расширением сети лечебных и профилактических учреждений, развитием научных исследований и подготовкой высококвалифицированных научных кадров и врачей.
Очередным важным фактором для развития трансплантологии стал приказ Минздрава СССР № 255 «О работе Всесоюзного центра консервирования и типирования органов», подписанный академиком Б.В. Петровским. Для целей организационного оформления системы трансплантации была утверждена «Временная инструкция для определения биологической смерти и условий, допускающих изъятие почки для трансплантации» [20]. Этот приказ просуществовал более 11 лет и был отменен только в 1988 г.
7 октября 1977 г. ВС СССР принял новую Конституцию (Основной закон) СССР, где в ст. 24 провозглашалось, что в СССР действует и развивается государственная система здравоохранения. Статья 42 провозглашала право граждан на охрану здоровья, которое обеспечивалось: бесплатной квалифицированной медицинской помощью государственных учреждений здравоохранения; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан и др. [4]. Конституция СССР 1977 г. впервые в истории России закрепляла право граждан на охрану их здоровья и гарантировала его осуществление. В СССР была создана экстренная помощь по всем разделам медицины, в том числе и хирургической. Были созданы станции скорой помощи и введено круглосуточное дежурство врачей, т. е. обеспечивалась своевременная доставка больных, ранняя диагностика и экстренное хирургическое вмешательство. Все это формировало базовую основу для развития клинической трансплантологии в России.
О роли Закона 1969 г. «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», сыгравшем важнейшую роль в развитии здравоохранения в нашей стране, старший научный сотрудник РАМН Д. В. Ефремов писал так: «Можно отметить, что благодаря осуществлению мероприятий, так полно и продуманно представленных в Законе от 1969 г., в СССР существенно улучшилось здоровье населения,
снизилась заболеваемость, были ликвидированы ранее широко распространенные болезни, резко сократилась общая и детская смертность и увеличилась продолжительность жизни, что получило признание мирового сообщества» [3, с. 10]. Наряду с неоспоримыми достижениями в системе здравоохранения СССР, с середины 80-х гг. стали проявляться негативные процессы из-за недофинансирования перспективных проектов, невыполнения пятилетних планов, непринятия мер к виновным, падение профессионального уровня и др.
В 1985 г. партийное руководство СССР начало реформы системы управления в стране, которые привели к экономическому и политическому кризису в 1989 г. Эти реформы затронули четкий порядок плановой работы по развитию здравоохранения СССР в целом, а также его специализированные направления работы. Профессор А.Н. Пищита и Н.Г. Гочаров в своей статье отмечали: «В этих условиях Министерство здравоохранения СССР было вынуждено издавать огромное количество подзаконных актов, регламентировавших работу, как отдельных специалистов, так и медицинских учреждений. По данным З. Гладуна, к 1988 году общее число ведомственных подзаконных нормативно-правовых актов в сфере охраны здоровья в СССР достигло пяти тысяч единиц» [27]. Профессор М.Б. Мирский в 1990 г. отмечал, что в работах того периода игнорировались негативные явления, отсутствовал критический анализ событий, подчиненный политическим интересам и прикрывавшийся цитатами из директивных документов [7]. Сбалансированный анализ этих правовых явлений был дан в 2002 г. в работе профессоров В.П. Сальникова и С.Г. Стеценко [28]. Отмечалось, что сторонники недостаточной эффективности госуправления Минздравом СССР видели причину в большом количестве ведомственных нормативно-правовых актов, которые на практике затрудняли работу медицинских подразделений министерства. Противники таких взглядов на существующее положение стремились к более четкой организации медицинской помощи на местах и предотвращению неправомерных действий со стороны чиновников и медицинского персонала в отношении пациентов. Большое количество подзаконных актов дополняло недостаточное количество союзных законов.
В Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР от 19 августа 1982 г. № 773 отмечалось, что сеть стационарных учреждений увеличилась за 19781981 гг. на 243,8 тыс. коек и составила 3384 тыс.; подготовлено свыше 190 тыс. врачей и 508 тыс. человек среднего медицинского персонала; организовано на селе 1240 амбулаторий; создана кардиологическая служба и др.
[10]. Отмечались недостатки в работе медицинских учреждений, в оснащении учреждений современным медицинским оборудованием, в работе министерств и ведомств в реализации планов строительства объектов здравоохранения, в поставках лекарственных препаратов, медицинской техники и продуктов детского питания и многое другое. По факту констатировался срыв выполнения заданий, установленных Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 870 [15]. Это было важным моментом, так как предыдущие пятилетние планы всегда выполнялись.
24 сентября 1982 г. вышел приказ Минздрава СССР № 950 «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» [11]. Приказ состоял из указаний Минздравам республик, руководителям учреждений и партийных органов и включал 29 приложений с планами-заданиями для различных министерств, учреждений и институтов. Распоряжения в приказе были объемными, а их количество (более 180) вызывало вопросы в реальности их выполнения, так как содержали неконкретные обтекаемые формы: повысить требовательность, усилить контроль, обеспечить дальнейшее усиление и совершенствование и т. п.
В 1984 г. Н.А. Маргацкая в своей кандидатской диссертации, ставшей первой крупной отечественной работой по проблеме правового регулирования пересадок, впервые дала определение правового понятия трансплантации: «- это особый вид медицинской услуги, состоящий в проведении операции по пересадке органов и тканей, осуществляемый с согласия реципиента либо его законного представителя медицинским учреждением под контролем государства и влекущий правовые последствия для её участников» [5]. Н.А. Маргацкая детально осветила недостатки существовавшей в то время правовой системы. Трансплантация регламентировалась нормативными актами, уже не отвечавшими уровню достижений медицинской науки. В трансплантологии отсутствовали нормативные акты высшей юридической силы. Гражданско-правовые отношения, правовой статус донора и реципиента, а также гражданско-правовая ответственность медицинского учреждения за нанесение ущерба здоровью затрагивались мало. Впервые в отечественной литературе Н.А. Маргацкая дала и правовое определение донорству: «Донорство - это социально полезная деятельность гражданина (донора), основанная на свободном волеизъявлении, состоящая в предоставлении крови, органов и тканей медицинскому учреждению для лечения реципиента, осуществляемая под строгим контролем государства, с предоставлением донору материальных и иных льгот, влекущая правовые последствия для ее участников» [5].
К 1984 г. в СССР действовало уже 20 трансплантационных центров, где только пересадок почек было произведено четырём тысячам реципиентов. Приказ Минздрава СССР № 236 «О дальнейшем развитии клинической трансплантологии в стране» вводил в действие новую «Инструкцию по констатации смерти в результате полного необратимого прекращения функций головного мозга» и «Методические указания и пояснения по констатации смерти на основании смерти мозга» [9].
Однако 30 сентября 1987 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование» [18]; 10 ноября 1987 г. вышло соответствующее Постановление СМ РСФСР, а 4 января 1988 г. - приказ Минздрава РСФСР № 1 «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование» [19], что привело к торможению развития советской медицины в целом, и соответственно, трансплантологии.
20 июня 1988 г., вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укреплению материально-технической базы здравоохранения в СССР» [16]. Постановление содержало 81 пункт директивных указаний, где партийным и государственным органам предлагалось: обеспечить выполнение комплексных программ «Здоровье»; «создавать с согласия трудовых коллективов за счет их средств центры здоровья и физкультурно-оздоровительные комплексы, в том числе на хозрасчетной основе»; разрешить научным сотрудникам, преподавателям институтов, главным специалистам органов здравоохранения проводить консультации в лечебных учреждениях в объеме до 240 часов в год, не считая эту работу совместительством; разрешить преподавателям, врачам, провизорам, старшим лаборантам, медицинским работникам работу по совместительству в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения и т. п. Во исполнение этого постановления вышел приказ Минздрава СССР № 528 [17], в котором предлагалось республиканским министерствам принять постановление к руководству и исполнению и разработать планы мероприятий по реализации его заданий. 47 приложений к приказу содержали задания подведомственным подразделениям. При анализе таких документов становится ясно, что к тому времени был потерян контроль за исполнением нормативно-правовых актов со стороны исполнительных органов.
Объективная оценка распоряжений этого периода дана в работе Д.В. Егоровой: «Эти документы содержат декларативные, абстрактные, расплывчатые нормы, не направленные на решение жизненно важных задач
38
здравоохранения. В центр внимания правовой политики не попали проблемы поиска новых источников и самой системы финансирования здравоохранения, укрепления первичного звена здравоохранения, борьбы за повышение доверия к медицине, к врачу» [2].
Анализируя объемную правовую информацию по этому периоду, можно отметить, что приказы Минздрава и постановления СМ СССР этого периода с точки зрения понимания специфики проблем первоначально носили глубокий и профессиональный характер. Этим определялась ведущая роль законодательства в развитии медицины, здравоохранения и трансплантологии. Промежуток 1965-1980 гг. был периодом научно-технической революции в СССР и потому он оказал самое сильное влияние на развитие отечественной трансплантологии. В начале 80-х гг. открытое перечисление недостатков на партийных съездах уже показывало неспособность исполнительных органов власти к креативному и быстрому решению поставленных задач, что, в конечном счете, стало одной из причин развала системы управления в здравоохранении. Перестройка здравоохранения, планировавшаяся в СССР во второй половине 1980-х гг., так и не была осуществлена, и проблемы перешли в правовое поле Российской Федерации, как правоприем-ницы СССР.
Список литературы
1. Бокерия Л.А. Наше здравоохранение лучшее в мире // АиФ. - 2014. - № 52.
2. Егорова Д. В. Правовая политика в сфере здравоохранения и правовая охрана здоровья населения в Советском государстве (1917-1991 годы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саранск, 2011. - 26 с.
3. Ефремов Д.В. К вопросу о правовом регулировании здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - М.: Медицина, 2012. - № 6. - С. 7-10.
4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07 октября 1977 года) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1977. - № 41. - Ст. 617.
5. Маргацкая Н.А. Гражданско-правовые проблемы донорства и трансплантации: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1984. - 180 с.
6. Мирский М. Б. История отечественной трансплантологии. - М.: Медицина, 1985. - 242 с.
7. Мирский М. Б. Новые подходы к изучению истории здравоохранения в СССР // Актуальные проблемы теории, истории и практики советского здравоохранения: сб. науч. тр. / под ред. М. Б. Мирского и М. Н. Савельева. - М., 1990.
8. Недогонов В. Для развития трансплантологии важен уровень гуманности общества: интервью с акад. РАМН С.В. Готье // Новая газета. - 24 нояб. 2017 г. -№ 131. - С. 14-15.
9. О дальнейшем развитии клинической трансплантологии в стране: приказ Минздрава СССР от 17 февр. 1987 г. № 236 [Электронный ресурс]. Гарант. - URL: http://base.garant.ru/4177342/ (дата обращения: 16.04.18).
10. О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 авг. 1982 г. № 773 // Свод законов СССР. - Т. 3. - 1990.
11. О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения: приказ Минздрава СССР от 24 сент. 1982 г. № 950 [Электронный ресурс]. Правовая Россия. - URL: http://old.lawru.info/legal2/se6/pravo6394/page9.htm (дата обращения: 21.03.18).
12. О здравоохранении: закон РСФСР от 29 июля 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 1971 г. - № 31. - Ст. 656.
13. О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране: постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 517 от 5 июля 1968 г. // СП СССР. - 1968. - № 13. - Ст. 82.
14. О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР: постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 14 января 1960 г. № 58 // СП СССР. - 1960. - № 3. - Ст. 14.
15. О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения: постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 22 сентября 1977 г. № 870 // Собрание постановлений Совета Министров СССР. - Сент., 1977.
16. О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укреплению материально-технической базы здравоохранения: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1988 г. № 764 [Электронный ресурс]. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_14834.htm (дата обращения: 20.03.18).
17. О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укреплению материально-технической базы здравоохранения в СССР: приказ Минздрава СССР от 5 июля 1988 г. № 528 [Электронный ресурс]. Правовая Россия. - URL: http://old.lawru.info/legal2/se7/pravo7884/index.htm (дата обращения: 21.03.18).
18. О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование: постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. № 1102 [Электронный ресурс]. Кодекс. - URL: http://docs.cntd.ru/document/9055136 (дата обращения: 19.04.18).
19. О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование: приказ Минздрава РСФСР от 4 янв. 1988 г. № 1 [Электронный ресурс]. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_14515.htm (дата обращения: 19.04.18).
20. О работе Всесоюзного центра консервирования и типирования органов: приказ Минздрава СССР от 22 марта 1977 г. № 255 [Электронный ресурс]. Гарант.
- URL: http://base.garant.ru/4177123/ (дата обращения: 14.04.18).
21. Об укреплении патологоанатомической службы и повышении её роли в улучшении качества диагностики и лечения больных: приказ Минздрава СССР № 316 от 20 июня 1959 г. [Электронный ресурс]. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5417.htm (дата обращения: 02.03.18).
22. Об улучшении обслуживания населения скорой и неотложной медицинской помощью: приказ Минздрава СССР от 23 декабря 1961 г. № 570 [Электронный ресурс]. Правовая Россия. - URL: http://lawru.info/dok/1961/12/23/n1192079.htm (дата обращения: 19.03.18).
23. Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении: закон СССР № 4589-7 (принят ВС СССР 19 декабря 1969 г.): сб. законов СССР и указов Президиума ВС СССР. - 1938-1975. - Т. 3. - М., 1975.
- С. 177.
24. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения СССР: постановление СМ СССР № 1285 от 24 ноября 1959 г. // СП СССР. - 1959. - № 19. -Ст. 158.
25. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения СССР: постановление СМ СССР № 928 от 12 ноября 1964 г. // СП СССР. - 1964. - № 24. -Ст. 142.
26. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения СССР: постановление СМ СССР № 548 от 17 июля 1968 г. // Сборник Постановлений СМ СССР. - Июль, 1968 г.
27. Пищита А.Н., Гончаров Н.Г. Эволюция правового регулирования здравоохранения в России. - М.: ЦКБ РАН, 2007 (Люберцы Моск. обл.): ПИК ВИНИТИ. -131 с.
28. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения в советский период // Журн. рос. права. - М.: Норма, 2002. - № 1. -С. 152-161.
29. СССР в цифрах в 1963 году. Краткий статистический сборник. ЦСУ при СМ СССР. - М.: Статистика, 1964. - 224 с.
30. ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова» Минздрава РФ [Электронный ресурс]. Сайт Центра. - URL: http://transpl.ru/ (дата обращения: 03.03.18).