УДК - 347.1
DOI: 10.18384/2310-6794-2017-3-99-114
правовое регулирование трансплантации органного донорства в россии и зарубежных странах (компаративный анализ)
Козьякова НС.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению гражданско-правовых аспектов трансплантации донорских органов. Рассматриваются отличия «презумпции согласия» от «испрошенного согласия» и их значение при спасении жизни человека. Особое внимание уделяется анализу мировых нормативно-правовых актов в связи с необходимостью обобщения опыта действующего российского законодательства в сфере трансплантологии и его дальнейшего развития. Автором делаются предложения по разработке конкретных изменений и дополнений в законодательстве РФ, регулирующем пересадку человеческих органов.
Ключевые слова: трансплантация, органное донорство, презумпция согласия, законодательство западных стран, пересадка детских органов.
LEGAL REGULATIoN of oRGAN DoNATIoN TRANsPLANTATIoN
in russia and foreign countries (comparative analysis)
N. Kozyakova
Moscow Region State University
10А, Radio ul, Moscow, 105005, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to consideration of the civil law aspects of organ transplantation. Discusses the differences between the "presumption of consent" and "consent" and requested their value in saving human life. Particular attention is paid to the analysis of the world of normative-legal acts in connection with the necessity of learning the existing Russian legislation in the field of transplantation and its further development. The author makes proposals on the development of specific changes and amendments to the legislation of the Russian Federation regulating the transplantation of human organs.
Keywords: transplantation, organ donation, the presumption of consent, legislation of Western countries, the transplantation of children's organs.
В современной сфере здравоохранения в России правовое регулирование отношений привлекает пристальное внимание разного уровня должностных лиц, а не только врачей или юристов. Это неудивительно, т. к. по данным Федеральной
© Козьякова Н.С., 2017.
службы государственной статистики смертность среди трудоспособного населения в 2016 г. составила 459 440 чел., или 537,9 случая на 100 тыс. населения. Из них умерших 364 727 мужчин (показатель 821,1) и 94 713 женщин (показатель смертности - 231,0). В пересчёте на 100 тыс. человек в России смертей в два раз больше, чем в Европе или США [21]. Данные статистические показатели ставят проблему совершенствования нормативно-правовой базы охраны здоровья на уровень проблем национальной безопасности.
Одной из самых высокотехнологичных отраслей современной медицины является трансплантология. Данная отрасль медицины занимается проблемами трансплантации органов (сердца, лёгких, печени, почек) и возможными перспективами создания искусственных органов. На международной арене этот раздел медицины является своеобразной «визитной карточкой», т. к. по нему составляется представление о состоянии и уровне медицины в стране в целом. Правовое регулирование трансплантологии является сложной и до конца не решённой проблемой, занимающейся соблюдением гражданских прав живых доноров, а также родственников умерших, у которых производится изъятие органов для трансплантации. В нашей стране это происходит в условиях катастрофической нехватки донорских органов, при этом неизбежно затрагиваются духовные, религиозные и этические ценности общества.
В современной российской трансплантологии слабо решённой проблемой является правовое регулирование органного донорства [13; 20]. Наиболее остро она проявляется в изъятии орга-
нов у умерших доноров для дальнейшей трансплантации нуждающимся в них реципиентам. Это вопрос также остро стоит во всём мире, где требуется не менее 1 млн донорских органов [3, с. 18], но до недавнего времени эта потребность удовлетворялась не более, чем на 5-6% [30, с. 5]. Из этого можно сделать вывод, что ежедневно в мире продолжают умирать сотни людей, жизнь которых могла быть спасена путём замены больного органа на здоровый донорский. Это может быть парный орган - почка, часть печени -который берётся у живого донора-родственника, или непарный - почки, печень, сердце, лёгкие, поджелудочная железа, донорство которого осуществляется при помощи трупной трансплантации [22, с. 35].
Современный мировой удельный вес трансплантации органов от живого родственника реципиенту незначителен. Например, в России в 2016 г. он составлял 21,4% от общего числа трансплантаций почки, а в 2015 г. -20,1% [2, с. 15].
Главным источником донорских органов являются умершие от инсультов или черепно-мозговых травм.
Целью данной статьи являются проведение сравнительного исследования зарубежного и отечественного опыта правового регулирования пересадки органов человека и выявление пробелов в российском законодательстве, регулирующем трансплантологию.
Для начала обратимся к опыту Украины. В 1999 г. Верховная рада отменила «презумпцию согласия» и заменила её на «испрошенное согласие» и тем самым практически уничтожила трансплантологию в стране. До недавнего времени на Украине делались
только единичные операции по пересадке органов, пригодных для трансплантации, т. к. население отказывалось от дачи согласия на их изъятие и его было невозможно истребовать [5, с. 107, 108]. Изменили ситуацию только недавнее принятие в 2016 г. закона № 2386 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» [15] и дальнейшее принятие альтернативного закона № 2386-1, который носит незначительные отличия в виде фразы «Об охране здоровья» в заголовке и содержит изменение некоторых терминов. Но данные изменения носят критический характер, т. к., например, изменено определение термина «смерть мозга», оно не эквивалентно понятию «смерть человека», положения размыты, нет чётких юридических и медицинских критериев, и, как следствие, может возникнуть опасность для изъятия органов у живого человека. Он содержит и спорный тезис о платном принципе применения трансплантации костного мозга, что противоречит ст. 21 Конвенции о правах человека и биомедицине, согласно которой «тело человека и его части как таковые не должны быть источником получения финансовой выгоды» [8].
Отметим, что, по мнению известного российского трансплантолога А.Г. Долбина, «возможный донор со смертью мозга требует особенно тщательного внимания. Необходима гарантия восстановления после трансплантации систем его жизненного обеспечения - почек, печени, лёгких, поджелудочной железы или сердца. Это возможно только в ситуации проведения высокопрофессиональной ре-
анимации. Но при этом медицинский персонал к донору имеет часто неоднозначное отношение: с одной стороны, он воспринимается как определённая личность, но с другой - считается мёртвым. В подобной ситуации может возникнуть дилемма у медицинских сестёр и врачей. Здесь необходимо чётко осознавать: в ситуации, когда наступила смерть мозга, пациент мёртв» [6, с. 9].
Автором критикуется и термин «донор-труп», который в медицинской практике используется при состояния обозначения смерти головного мозга для подобного донора. А.Г. Долбин предлагает другое понятие, которое используется в англо-американской литературе: «труп, в котором поддерживается жизнь», т. е. «life supported cadaver» [6, с. 9]. Следовательно, для трансплантологии ведущее значение имеет законодательное закрепление критериев, которые констатируют смерть человеческого мозга. В связи с вышеизложенным мы полагаем, что в данной отрасли медицины особенно необходима серьёзная законодательная база для регулирования возникающих правовых вопросов.
В настоящее время в медицинской практике существует ряд направлений, характеризующихся существенными отличиями как по вопросам правового регулирования, так и по отношению к другим направлениям. В первую очередь это органное донорство, имеющее обособленную от других базу нормативных актов и регулирующее деятельность по трансплантации органов и тканей в отличие от других хирургических вмешательств, например аортокоронарное шунтирование. Прижизненным органным донорством
является добровольное жертвование собственного органа в пользу конкретного лица; под посмертным органным донорством понимается изъятие органа (-ов) у человека после его смерти в пользу неизлечимо больного, не являющегося родственником реципиенту.
Вмешательство в сферу охраняемых прав и свобод одновременно двух людей - донора и реципиента - ставит перед обществом значительное количество правовых, социальных и этических проблем не только в России, но и за рубежом. Главным звеном здесь является донор, несмотря на то, что он не нуждается в оказании медицинской помощи, т. к. риск возникновения осложнений после изъятия почки, сегмента поджелудочной железы или печени незначителен, но реален.
Первые успешные операции по трансплантации органов, изъятых у умерших, стали производится в 1960 гг. ХХ в. Чаще всего это были операции по трансплантации почки, но уже в 1963 г. была выполнена первая трансплантация лёгкого, а в 1967 - печени. В этом же году была произведена первая в мире трансплантация сердца, которую осуществил южно-африканский хирург Кристиан Барнард.
В подавляющем большинстве стран сегодня преимущественно трупные органы используются при пересадках кишечника, печени, почек и поджелудочной железы. За исключением случаев пересадок по принципу домино, когда сердце для пересадки берётся у донора, который в дальнейшем становится реципиентом блока «сердце-лёгкие», законная пересадка сердца возможна только реципиенту от трупного донора. Внедрение в клиническую практику современных им-
мунодепрессантов, препятствующих отторжению «чужих» органов, в особенности циклоспорина, сегодня также сделало возможным эффективное и широкое использовании в трансплантологии трупных органов.
По нашему мнению, в рамках данной статьи необходимо обратиться к анализу законодательства западных стран для полного освещения правового регулирования врачебной деятельности в данной области медицины. Согласно общепринятому подходу, обобщение, анализ и синтез общественных явлений позволяют делать соответствующие выводы с последующим использованием знаний для разработки предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства РФ в области трансплантологии.
В 1932 г. Гражданским кодексом Италии была запрещена пересадка яичек, и это стало первой попыткой законодательного закрепления норм права, регулирующего трансплантацию органов от живых доноров. Прецедентом стал факт продажи собственного яичка богатому пациенту нуждающимся молодым человеком. Законы, регламентирующие прижизненное органное донорство, в дальнейшем были приняты в Чехословакии - 1966 г., Дании, Италии - 1967 г. В 1970-х гг. к ним присоединились Венгрия (1972 г.), Болгария (1973 г.), Коста-Рика (1974 г.) и Аргентина (1977 г.) [38, р. 230]. Но данные нормативные акты не охватывали всего многообразия существующих проблем трансплантологии того времени и были далеки от совершенства.
Следующие обстоятельства определяют специфику трансплантации с использованием органов живых доноров:
1. В процесс пересадки органа вовлекаются два пациента: донор и реципиент.
2. Если для донора отсутствует любой возможный лечебный эффект.
«При трансплантации органов от живых доноров впервые врачи за всю историю медицины столкнулись с ситуацией, когда необходимо оперировать совершенно здорового человека и при этом удалять для пересадки неповрежденный орган» [2, с. 22].
Все эти обстоятельства перед законодателями всех развитых стран поставили вопросы по разрешению наиболее важных проблем, которые касаются условий правомерности органного донорства при жизни человека. Это - допустимость неродственных трансплантаций; возможное использование для трансплантации органов недееспособных, куда, по всей видимости, должны входить не только умственно неполноценные люди, но и несовершеннолетние; установление меры допустимого для донора вреда здоровью; определение круга лиц, которым запрещено быть донором своих органов и которые могут ими быть; правовое закрепление необходимого объёма информации, которая должна быть предоставлена до операции как донору, так и реципиенту и разработка юридически безупречных форм согласия сторон на донорство органа.
Законодательно закрепляются в ст. 9 «Дополнительного протокола о трансплантации органов и тканей человеческого происхождения к Конвенции о защите прав и достоинства человеческих существ в связи с использованием достижений биологии и медицины» [27] два основных условия правомерности трансплантации с ис-
пользованием доноров живых органов. Следует также отметить, что они безоговорочно признаются юрисдик-циями всех развитых стран. Это следующие положения:
1-е условие: Изъятие у живого донора органа или ткани с целью дальнейшей их трансплантации может производиться только в случаях отсутствия соответствующих органов или тканей, которые изымаются у умершего лица.
2-е условие: Проведение подобного эффективного лечения альтернативными методами невозможно.
Но остаётся далеко не однозначным вопрос - кому запрещено быть донором своих органов, а кто имеет на это право. Подавляющее большинство стран сегодня придерживается разработанных Всемирной организации Здравоохранения «Руководящих принципов, регламентирующих трансплантацию органов человека» [41, р. 393; 6, с. 11] на 44-й сессии в 1991 г. Согласно третьему из данных принципов: «Предпочтительно для пересадки органы брать у умерших. Взрослые живые доноры должны иметь генетическую связь с реципиентами и на данных случаях возможно осуществление безвозмездной передачи собственных органов. Исключениями являются только случаи пересадки костного мозга и иных возможных регенеративных тканей» [41, р. 393].
Из данного положения можно сделать вывод, что в законодательстве большинства стран донор и реципиент обязательно должны быть генетически связаны.
В качестве исключения из правил можно привести Иран - государство, в котором закон допускает неродственные пересадки органов [32, р. 310]. По-
мимо Ирана в мире есть другие примеры неродственных трансплантаций. В 1998 г. в Израиле араб стал донором почки для еврея, а его жена, в свою очередь, стала донором почки для жены араба, т. к. другого способа достигнуть совместимости пересаженных органов не было [37, 1644].
История трансплантологии знает факты и различных видов органного донорства при жизни. Это священники с монахинями по благословению папы римского в Италии, добровольцы-заключенные в США, а также Германия, где с целью популяризации данной процедуры в 1996 г. хирург добровольно отдал свою почку анонимному реципиенту. Со стороны Министерства здравоохранения Баварии он был подвергнут критике за свой поступок, который был воспринят в качестве пропаганды практики, чреватой в дальнейшем угрозой коммерциализации [34, р. 72].
Таким образом, юрисдикции разных стран по-разному определяют круг родственников, которые имеют право и могут быть донорами для своих близких [39].
Согласно британскому «Акту о трансплантации органов человека» от 1989 г., таковыми могут являться лишь «родители, дети, тёти, дяди, двоюродные братья и сестры, племянники и племянницы» [36, р. 35]. Генетическая связь здесь определяется «степенью разведения» родственной крови: 1/2 и 1/4. Потенциальными донорами бабушки, дедушки и внуки по данному закону быть не могут.
В Индии в 1994 г. был издан «Федеральный Акт о трансплантации органов человека», который в качестве возможных доноров включает супру-
жеские пары в круг близких родственников и определяет их как лиц, генетически связанных друг с другом [40, р. 38]. В Гонконге близкими родственниками считаются только такие супружеские пары, которые прожили после заключения брака не менее 3-х лет [35, р. 408].
В мировой перспективе неродственные пересадки должны получить значительно большее развитие, т. к. это огромный резерв необходимых донорских органов, а благодаря их катастрофической нехватке возможности современной трансплантологии резко ограничены.
Допустимыми считаются и «парные пересадки», при которых имеются 2 пары «донор - реципиент». Несмотря на то, что пара родственная, по результатам иммунологических и геноти-пических тестов орган не может быть успешно пересажен родственнику, но может послужить для трансплантации реципиенту другой пары. Эта трансплантация легальная [37, р. 1644], но не родственная, как в случае обмена почками между еврейской и арабской семьями.
Наиболее спорным в теории правоотношений, которые возникают при трансплантации органов, является вопрос об объекте правоотношения «донор - реципиент», в первую очередь он касается факта наличия или отсутствия вещного права при жизни в отношении тела человека. Его можно сформулировать следующим образом: человек - собственник своего тела?
Одни авторы полагают, что необходимо признать право собственности человека на тело в целом, а также и на любой орган [31, р. 693-731]. Другие такую необходимость категори-
чески отрицают в связи с опасностью коммерциализации и, как следствие, вытекающего из него криминала [33, р. 805]. По мнению А.В. Майфата и А.Б. Лисаченко, «наши правоотношения относительно собственного тела не вещны по своей сути. Право на владение, пользование и распоряжение собственным телом как единым целым является самостоятельным правом, которое не имеет вещной природы. Это право естественное и дано нам в силу рождения. По всей видимости, такое право необходимо относить к нематериальным благам (ст. 150 ГК РФ)» [12, с. 8, 9; 4].
Что касается правового статуса отдельно взятых органов, то здесь также существуют различные мнения.
По мнению одних исследователей, органы являются частью организма, т. к. их образование происходит в результате естественного биологического процесса. Их нельзя признать вещами и объектами гражданских правоотношений, т. к. для этого не требуется приложения труда [1, с. 216; 11, с. 69-75].
Л.О. Красавчикова полагает, что органы человека - это личные неимущественными блага, которые после изъятия утрачивают индивидуально-личностную определённость [10, с. 15-19].
Существует мнение, согласно которому в случае изъятия из человеческого организма органов их необходимо признать вещами, которые имеют ограниченный оборот [14, с. 84, 85; 23, с. 24; 24, с. 109], и, следовательно, их можно воспринимать в качестве объектов гражданских правоотношений. Эта точка зрения в настоящее время господствующая, и её разделяют все
ведущие специалисты, занимающееся вопросами правоотношений в сфере трансплантологии: М.Н. Малеина, В.П. Сальников, С.Г. Стеценко и т. д. [16, с. 87; 19, с. 43, 44; 23, с. 115, 116].
Ст. 62 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» устанавливает уголовную ответственность за куплю-продажу органов человека, но ни один нормативный акт не запрещает их дарения [7].
Таким образом, ткани и органы человека могут выступать в качестве объектов сделок и в целом объектами гражданско-правовых отношений.
Высокая опасность коммерциализации органного донорства в России является препятствием для внедрения в клиническую практику неродственных пересадок. Согласно пятому принципу «Руководящих принципов, регламентирующих трансплантацию органов человека»: «Тело человека и его части не могут быть предметом торговых сделок. Поэтому должно быть запрещено давать или получать оплату (включая любую иную компенсацию или вознаграждение) за органы» [41, р. 394]. Таким образом, купля-продажа человеческих органов строго запрещена международным законодательством.
Императивный метод торговли человеческими органами в рамках законодательств отдельных государств определяется независимо, включая все возможные санкции за его нарушение. Но согласно данному принципу возможна оплата необходимых расходов, связанных с изъятием и сохранением органа и предоставлением его для дальнейшей трансплантации.
В СССР и в ранней постсоветской России только отдельные нормы пра-
ва регулировали трансплантацию органов. Но, по сути, это были только разрозненные подзаконные акты, часто противоречащие друг другу и, как следствие, не охватывающие всего круга проблем, стоящих перед трансплантологией.
Правовую базу трансплантологии в нашей стране на сегодняшний день составляют следующие высшие законодательные акты:
1. Конституция Российской Федерации ст. 41: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» [9].
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [4].
3. Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», введённый в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 22.12.92 № 4181-1 [7], дополнения, внесённые 22.06.2000 Федеральным законом «О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» с изменениями от 23 мая 2016 г. и др. [25].
4.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан [27]. В ст. 46 и 47 закреплены общие принципы констатации смерти и изъятия органов и (или) тканей для трансплантации.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О погребении и похоронном деле» [26].
Законодательные акты высшей юридической силы не только закрепляют положения, которые касаются общих проблем трансплантации, прижизненного и посмертного органного донорства, но и утверждают степень ответственности медицинского персо-
нала учреждений здравоохранения.
Законодательство России по трансплантации содержит положения об ответственности учреждения здравоохранения и его персонала. Сюда также входят условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, перечень разрешенных для трансплантации органов человека и ограничение количества ЛПУ, которые имеют право на производство пересадок органов. Особо здесь выделяется запрет на куплю-продажу человеческих органов.
Преамбула Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» в июне 2000 г. Федеральным законом № 91-ФЗ закрепила следующее положение: «Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки» [7].
Российское законодательство по трансплантации постепенно корре-лируется в соответствии с международными нормами, а в первую очередь - с «Руководящими принципами, регламентирующими трансплантацию органов человека», которые были разработаны в 1991 г. ВОЗ и впоследствии рекомендованы для применения национальными законодательствами во всех странах мира [41, р. 393, 394].
Перечень человеческих органов, которые разрешены для трансплантации, закрепляется в ст. 2 закона РФ «О трансплантации органов и (или)
тканей человека». Согласно данной статье, в качестве объектов трансплантации служат «... сердце, лёгкие, почки, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется с Российской Академией медицинских наук» [7]. А приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.08.93 № 189 «О дальнейшем развитии и совершенствовании транс-плантологической помощи населению Российской Федерации» утвердил для необходимого изъятия: сердце, лёгкие (комплекс сердце-лёгкие), почку (-и), печень, селезёнку, поджелудочную железу и 12-ти перстную кишку (приложение 6 к приказу МЗ РФ) [18].
Но данный закон не содержал никаких возможных перспектив развития трансплантологии в РФ, а также пересадок иных органов, кроме тех, которые были указаны в перечне МЗ и РАМН.
Ст. 4 закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» законодательно закрепляет важные положения, касающиеся ограничения количества лечебных учреждений, которые имеют право производства трансплантологических операций:
1. Забор и заготовка человеческих органов разрешаются только в государственных лечебных учреждениях.
2. Трансплантация органов осуществляется только в специализированных лечебных учреждениях, и данный перечень должен утверждаться в МЗ РФ совместно с РАМН [7].
Согласно приказу Минздрава РФ от 17.07.17 № 404н/1, забор, заготовку и трансплантацию человеческих органов разрешается проводить в 126 медицинских учреждениях (39 - федеральных, 86 - областных и краевых
и одном муниципальном) [17]. Это государственные учреждения здравоохранения и, несмотря на то, что ряд ведущих специалистов полагает, что «. учитывая наличие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, наделённых своими правами и обязанностями, необходимо предусмотреть разработку механизма получения официального разрешения на проведение пересадок негосударственными лечебными учреждениями» [19, с. 107, 108], на наш взгляд, это совершенно недопустимо.
В области негосударственной медицины трасплантология не имеет права существования в связи с высокой опасностью криминализации, которая в конечном итоге примет непредсказуемый масштаб благодаря множественным уступкам. Как следствие, случится вытеснение государственной трансплантологии, а в качестве негативных последствий произойдёт слияние негосударственных учреждений в возможные международные акционерные общества, под видом которых на российских рынок здравоохранения войдут преступные транснациональные группировки. Кроме того, это один из самых простых путей проникновения в Россию запрещённой международной террористической организации ИГИЛ.
Категорически запрещена также купля-продажа человеческих органов в соответствии со ст. 150 ГК [4], а насильственное принуждение к согласию на трансплантацию, согласно ст. 120 УК РФ, влечёт лишение свободы на срок до четырёх лет [28]. Это соответствует законодательству и международным нормам всех стран: в 1994 г. последней страной, которая от-
казалась от санкционирования купли-продажи органов, была Индия.
Как уже отмечалось выше, в мире существует острая нехватка донорских органов, и современное российское общество не является исключением из этого. Возможным выходом из данной ситуации в перспективе может стать создание искусственных органов, но подобная проблема находится не в сфере медицины, а, скорее, в сфере клеточных технологий, и о спасении человеческой жизни подобным образом вопрос пока не стоит. Таким образом, без посмертного донорства трансплантология на данный момент существовать не может. Неоднократно ставились вопросы и о создании в России единой базы доноров, когда любой достигший совершеннолетия человек может выразить своё согласие быть донором после смерти или отказаться от этого, после чего он будет вноситься в специальный реестр. Помимо реестра, на наш взгляд, необходимо также создание единого координирующего центра по трансплантации органов. Но существует ещё и нерешённая проблема, касающаяся детского донорства, которая приобретает большую остроту в связи с запретом несовершеннолетним быть донорами. Органы взрослых доноров за небольшим исключением не подходят детским реципиентам, и дети, нуждающиеся в трансплантации, вынуждены ждать необходимой помощи из-за рубежа, в то время как любой орган имеет критический срок сохранения, а в мире введён мораторий на запрет пересадки сердца иностранцам.
Трансплантология как ни одна отрасль современной медицины сегодня находится в сильной зависимости от регулирующего её законодательства. В
первую очередь это вызвано необходимостью изъятия для пересадки органа у мёртвого или живого донора. Но, по неверному мнению большинства граждан, это приравнивается к бесцеремонному, а иногда и кощунственному вторжению в личную жизни. Выражается это в том, что люди, лишившиеся близких, часто не хотят даже слышать об эксплантации органа у их родственника, несмотря на то, что это может спасти в ряде случаев жизни нескольких людей. Как следствие этого возникают конфликты, в результате которых к врачам-трансплантологам приклеивается имидж «потрошителей в белых халатах» или «врачей-убийц». Не исключена и опасность в будущем восприятия трансплантологии в качестве немецкого или австрийского неофашизма. Исходя из этого, необходимо признать, что правовое регулирование трансплантологии в нашей стране должно иметь твёрдый базис и регламентацию, основанную на нормативных актах, которые должны безупречно отвечать следующим требованиям [29]:
- соответствие духовным, религиозным и морально-этическим ценностям российского общества;
- строгое соблюдение гражданских прав родственников «потенциальных доноров» - умерших, а также живых доноров;
- обеспечение возможности изъятия необходимого количества донорских органов при непременной защите при этом интересов реципиентов - огромного количества больных, когда консервативная терапия только на некоторое время облегчает их страдания и без трансплантации спасти их жизнь невозможно;
- способствование развитию трансплантологии в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волож З.Л. Право на кровь // Вестник советской юстиции. 1928. № 7. С. 215-216.
2. Готье С.В., Мойсюк Я.Г., Хомяков С.М. Донорство и трансплантация органов в Российской Федерации в 2014 году (VII сообщение регистра Российского транспланто-логического общества) // Вестник трансплантологии искусственных органов. 2015. Т. XVII. № 2. С. 7-22.
3. Готье С.В., Хомяков С.М. Донорство и трансплантация органов в Российской Федерации в 2016 году (IX сообщение регистра Российского трансплантологического общества) // Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2017. № 19 (2). С. 6-26.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. 560 с.
5. Деонтология в медицине: в 2 т. / под ред. Б.В. Петровского. Т. 2. М., 1988. 413 с.
6. Долбин А. Г. Морально-этические и юридические положения трансплантологии в России // Трансплантология / под ред. В.И. Шумакова. М.: Медицина, 1995. С. 9-20.
7. Закон Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1 (ред. от 23.05.2016) «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс] // сКонсультант-Плюс: правочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_4692 (дата обращения: 30.09.2017).
8. Конвенция о защите прав человека и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (принята Комитетом Министров Совета Европы 19.11.1996) [Электронный ресурс] // TEXTARCHIVE.RU: [сайт]. URL: http:// textarchive.ru/c-1825502.html (дата обращения: 30.09.2017).
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 27.09.2017).
10. Красавчикова Л.О. Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации: дис. ... док. юрид. наук. Екатеринбург, 1994. 425 с.
11. Красновский Г.Н. Биоэтические и уголовно-правовые проблемы в законе Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Государство и право. 1993. № 12. С. 69-75.
12. Майфат А.В., Лисаченко А.Б. Тело человека, его отдельные части как объекты правового воздействия (некоторые предложения для обсуждения) // Юридический мир. 2002. №2. С. 4-15.
13. Малеина М.Н. Личные несущественные права граждан: понятие, осуществление, защита: дис. ... док. юрид. наук. М., 1997. 237 с.
14. Маргацкая Н.А. Гражданско-правовые вопросы трансплантации и донорства // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1980. № 2. С. 83-89.
15. Проект закона Украины от 16.07.2015 № 2386а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» [Электронный ресурс] // Законодательство Украины: [сайт]. URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/JH1UA68I.htm (дата обращения: 30.09.2017).
16. Пояснительный доклад к дополнительному протоколу о трансплантации органов и тканей человеческого происхождения к Конвенции о защите прав и достоинства человеческих существ в связи с использованием достижений биологии и медицины
(одобрен Кабинетом Министров Совета Европы) [Электронный ресурс] // Университет Миннесоты. Библиотека по правам человека: [сайт]. URL: http://humanrts.umn. edu/russian/euro/Rz37.html (дата обращения: 30.09.2017).
17. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук от 11.07.2017 №404Н/1 «О внесении изменений в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и трансплантации органов и (или) тканей человека, учреждённый Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук от 04.07.2015 №307Н/4» [Электронный ресурс] // Контур.норматив: [сайт] URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&do cumentId=297865 (дата обращения: 30.09.2017).
18. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.1993 № 189 «О дальнейшем развитии и совершенствовании трансплантологической помощи населению Российской Федерации» (с изм. на 20.04.2001) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901714285 (дата обращения: 30.09.2017).
19. Сагатович В.А. Быть или не быть - вот в чём вопрос // Трансплантология. 2002. Т. 3. № 1. С. 107-108.
20. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Трансплантация органов и тканей человека: проблемы правового регулирования. СПб: Фонд «Университет», 2000. 140 с.
21. Статистика рождаемости и смертности в России с начала 2016 г. [Электронный ресурс] // Достоверно News: [сайт]. URL: http://dos-news.com/lenta_novostei/statistika-rozhdaemosti-i-smertnosti-v-rossii-s-nachala-2016-goda.html (дата обращения: 30.09.2017).
22. Степанова Е.Н. Трансплантация органов человека: мировой опыт и Россия (гражданско-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 228 с.
23. Стеценко С.Г. Право и медицина: проблема соотношения. М.: Международный университет, 2002. 248 с.
24. Суховерхий В.Л. Гражданско-правовое регулирование отношений по здравоохранению // Советское государство и право. 1975. № 6. С. 105-109.
25. Федеральный закон от 20.06.2000 № 91-ФЗ «О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»» [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт]. URL: http://base.garant.ru/12119923 (дата обращения: 30.09.2017).
26. Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. от 19.12.2016 от 01.01.2017) «О погребении и похоронном деле» [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8919 (дата обращения: 30.09.2017).
27. Федеральный закон от 22. 06.1993 №5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт] URL: https://rg.ru/1993/08/19/osnovy-zdorovya-dok.html (дата обращения: 30.09.2017).
28. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_10699 (дата обращения: 27.09.2017).
29. Шевчук С.С. О некоторых проблемах совершенствования законодательства в сфере здравоохранения // Современное право. 2002. №1. С. 21-24.
30. Шумаков В.И., Тоневицкий А.Г. Иммунологические и физиологические проблемы ксенотрансплантации / отв. ред. Б.В. Петровский. М.: Наука, 2000. 142 с.
31. Boulir W. Sperm, splenes and other valuables: The need to recognize property rights in human body parts // Hofstra Law Review. 1995. Vol. 23. № 3. Р. 693-731.
32. Daar A. Reimbursement, "Reworded Gifting", Financial Incentives and Commercialism in Living Organ Donation // Collins G., Dubernard J., Land W., Persijn G., eds. Procurement, Preservation and Allocation of Vascularized Organs. Kluwer, Dordrecht, 1997. P. 310-316.
33. Gerike P.A. Human Biological Material: A Proprietary interest of Part of Monistic Being // 17 OHIO N.U.L. Rev. 1991. Р. 805.
34. German Transplant Surgeon Donates His Kidney // Lancet. 1996. Vol. 348. Р. 72.
35. Hong Kong Human Organ Transplant Bill // Hong Kong. 1992. Vol. 52. Р. 399-408.
36. Human Organ Transplant Act // United Kingdom. 1989. P 12-35.
37. Israeli Kidney Swap Unites Jews and Muslims // Lancet. 1998. Vol. 351. P. 351-1644.
38. Price D. Legal and Ethnical Aspects of Organ Transplantation. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 487 p.
39. Rapoport F. The Case for a Living Emmotionally Related International Kidney Donor Exchange Registry // Transplantation Proceedings. 1986. Vol. 18. No. 2. P. 45.
40. The (Federal) Transplantation of Human Organs Act // India. 1994. No. 42. Р. 38-50.
41. World Health Organization, 15.03.1991 № A 44/11 // International Digest of Health Legislation. 1991. Vol. 42. 3. Р. 393-394.
REFERENCES
1. Volozh Z.L. [The Right to Blood]. In: Vestnik sovetskoi yustitsii [Bulletin of Soviet Justice],
1928, no. 7, pp. 215-216.
2. Got'e S.V., Moisyuk Ya.G., Khomyakov S.M. [Donation and Organ Transplantation in the
Russian Federation in 2014 (the Seventh Message Register of the Russian Transplant Society)]. In: Vestnik transplantologii iskusstvennykh organov [Bulletin of Transplantology of Artificial Organs], 2015, vol. XVII, no. 2, pp. 7-22.
3. Got'e S.V., Khomyakov S.M. [Donation and Organ Transplantation in the Russian Federation
in 2016. (the Ninth Message Register of the Russian Transplant Society]. In: Vestnik transplantologii iskusstvennykh organov [Bulletin of Transplantology and Artificial Organs], 2017, no. 19 (2), pp. 6-26.
4. [The Civil Code of the Russian Federation. P. 1, 2]. Moscow, NORMA-INFRA Publ., 1998.
560 p.
5. Petrovsky B.V., ed. Deontologiya v meditsine. T. 2 [Deontology in Medicine. Vol. 2]. Moscow,
1988. 413 p.
6. Dolbin A.G. [Ethical and Legal Guidelines for Transplantation in Russia]. In: Shumakov V.I.,
ed. Transplantologiya [Transplantation]. Moscow, Medicine Publ., 1995, pp. 9-20.
7. [The Law of the Russian Federation dated 22.12.1992 no. 4180-1 (ed. by 23.05.2016) "About
transplantation of bodies and (or) tissues"] In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_4692 (accessed: 30.09.2017).
8. [Convention for the Protection of Human Rights and Human Dignity in Application of the
Developments in Biology and Medicine Adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 11.1996]. In: TEXTARCHIVE.RU. Available at: http://textarchive. ru/c-1825502.html (accessed: 30.09.2017).
9. [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, Amended Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution
of the Russian Federation dated 30.12.2008 no. 6-FKZ, dated 30.12.2008 no. 7-FKZ, dated 05.02.2014 no. 2-FKZ, dated 21.07.2014 no. 11-FCL)]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (accessed: 27.09.2017).
10. Krasavchikova L.O. Ponyatiye i sistema lichnykh neimushchestvennykh prav grazhdan (fizicheskikh lits) v grazhdanskom prave Rossiyskoy Federatsii: dis. ... dok. yurid. nauk [The Concept and System of the Private Non-Property Rights of Citizens (Physical Persons) In Civil Law of the Russian Federation: D. Thesis in Law]. Yekaterinburg, 1994. 425 p.
11. Krasnovskii G.N. [Bioethics and Criminal Legal Problems in the Law of the Russian Federation "On Transplantation of Bodies and (or) Tissues"]. In: Gosudarstvo i pravo [State and Law], 1993, no. 12, pp. 69-75.
12. Maifat A.V., Lisachenko A.B. [The Human Body, its Individual Parts as Objects of Legal Action (Some Suggestions for Discussion)]. In: Yuridicheskii mir [The legal world], 2002, no. 2, pp. 4-15.
13. Maleina M.N. Lichnyye nesushchestvennyye prava grazhdan: ponyatiye, osushchestvleniye, zashchita: dis. ... dok. yurid. nauk [Personal Immaterial Rights of Citizens: Concept, Implementation, Protection: D. Thesis in Law]. Moscow, 1997. 237 p.
14. Margatskaya N.A. [Civil Legal Issues of Transplantation and Organ Donation]. Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 11. Pravo [Bulletin of Moscow University. Series 11. Right], 1980, no. 2, pp. 83-89.
15. [The Draft Law of Ukraine dated 16.07.2015 no. 2386a «On Amendments to Some Legislative Acts of Ukraine on Transplantation of Organs and Other Anatomic Human Materials"]. In: Zakonodatel'stvo Ukrainy [The Legislation of Ukraine]. Available at: http://search.ligaza-kon.ua/l_doc2.nsf/link1/JH1UA68I.htm (accessed: 30.09.2017).
16. [The Explanatory Report on the Supplementary Protocol on Transplantation of Organs and Tissues of Human Origin to the Convention on the Protection of Human Rights and Dignity in Connection with the Application of the Developments in Biology and Medicine. Approved by the Cabinet of Ministers of the Council of Europe]. In: Universitet Minnesoty. Bibliotekapopravam cheloveka [University of Minnesota. Human Rights Library]. Available at: http://humanrts.umn.edu/russian/euro/Rz37.html (accessed: 30.09.2017).
17. [The Decree of the Ministry of Health Care of the Russian Federation and the Russian Academy of Sciences dated 07.11.2017 no. 404H/1 "On Amendments to the List of Health Care Institutions Engaged in Sampling and Transplantation of Organs and (or) Human Tissues Established by the Ministry of Health Care of the Russian Federation and the Russian Academy of Sciences dated 04.07.2015 no. 307H/4"]. In: Kontur.normativ. Available at: https:// normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=297865 (accessed: 30.09.2017).
18. [The Decree of the Ministry of Health Care of the Russian Federation dated 10.08.1993 no. 189 "On Further Development and Improvement of Transplantation Care of the Population of the Russian Federation" (with amendments of 20.04.2001)]. In: Elektronnyi fond pravovoi i normativ no-tekhnicheskoi dokumentatsii [Electronic Fund of Legal and Normative-Technical Documentation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901714285 (accessed: 30.09.2017).
19. Sagatovich V.A. [To Be or Not to Be - That Is the Question]. In: Transplantologiya [Transplantology], 2002, Vol. 3, no. 1, pp. 107-108.
20. Sal'nikov V.P., Stetsenko S.G. Transplantatsiya organov i tkaney cheloveka: problemy pravovogo regulirovaniya [Transplantation of Human Organs and Tissues: Problems of Legal Regulation]. St. Petersburg, Foundation "University" Publ., 2000. 140 p.
21 [Statistics of Birth and Mortality in Russia Since the Beginning of 2016]. In: Dostoverno News. Available at: http://dos-news.com/lenta_novostei/statistika-rozhdaemosti-i-smert-nosti-v-rossii-s-nachala-2016-goda.html (accessed: 30.09.2017).
22. Stepanova E.N. Transplantatsiya organov cheloveka: mirovoy opyt i Rossiya (grazhdansko-pravovoy aspekt): dis. ... kand. yurid. nauk [Transplantation of Human Organs: World Experience and Russia (Legal Aspect): PhD thesis in Law]. Moscow, 2004. 228 p.
23. Stetsenko S.G. Pravo i meditsina: problema sootnosheniya [Law and Medicine: the Problem of Relationship]. Moscow, International University. Publ., 2002. 248 p.
24. Sukhoverkhii V.L. [Civil Law Regulations of Health Care Relationships]. In: Sovetskoe gosu-darstvo ipravo [The Soviet State and Law], 1975, no. 6, pp. 105-109.
25. [Federal Law dated 20.06.2000 no. 91-FZ "On Modification And Additions in the Law of the Russian Federation "About transplantation of bodies and (or) tissues"]. In: Garant. Available at: http://base.garant.ru/12119923 (accessed: 30.09.2017).
26. [Federal Law dated 12.01.1996 no. 8-FZ (ed. from 03.07.2016) (Rev. from 19.12.2016 enforced on 01.01.2017) "On Burial and Funeral Business" )]. In: Konsul'tantPlyus: Spravoch-nayapravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8919 (accessed: 30.09.2017).
27. [Federal Law dated 22.06.1993 no. 5487-1 "Fundamentals of Legislation of the Russian Federation about Health Protection of Citizens"]. In: Rossiiskaya gazeta. Available at: https:// rg.ru/1993/08/19/osnovy-zdorovya-dok.html (accessed: 30.09.2017).
28. [Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 no. 63-FZ (as amended on 29.07.2017) (Revised and amended, enforced on 26.08.2017)] In: Konsul'tantPlyus: Sprav-ochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (accessed: 27.09.2017).
29. Shevchuk S.S. [On Some Problems of Improving Health Care Legislation]. In: Sovremennoe pravo [The Modern Law], 2002, no. 1, pp. 21-24.
30. Shumakov V.I., Tonevitskii A.G. Immunologicheskiye i fiziologicheskiye problemy ksenotrans-plantatsii [Immunological and Physiological Problems of Xenotransplantation]. Moscow, Nauka Publ., 2000. 142 p.
31. Boulir W. Sperm, splenes and other valuables: The need to recognize property rights in human body parts // In: Hofstra Law Review. 1995, vol. 23, no 3, pp. 693-731.
32. Daar A. Reimbursement, "Reworded Gifting", Financial Incentives and Commercialism in Living Organ Donation. In: ..., eds Procurement, Preservation and Allocation of Vascularized Organs. Kluwer, Dordrecht, 1997, pp. 310-316.
33. Gerike P.A. Human Biological Material: A Proprietary interest of Part of Monistic Being. In: 17 OHIO N.U.L. Rev, 1991, pp. 805.
34. German Transplant Surgeon Donates His Kidney. In: Lancet, 1996, vol. 348, pp. 72.
35. Hong Kong Human Organ Transplant Bill. In: Hong Kong, 1992, vol. 52, pp. 399-408.
36. Human Organ Transplant Act. United Kingdom, 1989, pp. 12-35.
37. Israeli Kidney Swap Unites Jews and Muslims. In: Lancet, 1998, vol. 351, pp. 351-1644.
38. Price D. Legal and Ethnical Aspects of Organ Transplantation. Cambridge, Cambridge University Press,2000. 487 p.
39. Rapoport F. The Case for a Living Emmotionally Related International Kidney Donor Exchange Registry. In: Transplantation Proceedings, 1986, vol. 18, no. 2, pp. 45.
40. The (Federal) Transplantation of Human Organs Act. In: India, 1994, no. 42, pp. 38-50.
41. World Health Organization, 15.03.1991 A 44/11. In: International Digest of Health Legislation, 1991, vol. 42, no. 3, pp. 393-394.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Козьякова Наталия Сергеевна - кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и права Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Natalia S. Kozyakova - PhD in Political Sciences, associate professor at the Department of Political Science and Law of the Institute of History and Philology, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Козьякова Н.С. Правовое регулирование трансплантации органного донорства в России и зарубежных странах (компаративный анализ) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2017. № 3. С .99-114
БОТ: 10.18384/2310-6794-2017-3-99-114
FOR CITATION
Kozyakova N.S. Legal Regulation of Donnated Organ Transplantation in Russia and Foreign Countries (Comparative Analysis). In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2017, no. 3, pp. 99-114 DOI: 10.18384/2310-6794-2017-3-99-114