Научная статья на тему 'Роль международно-правовых норм в формировании законодательства, регулирующего вопросы трансплантации и донорства в России и за рубежом'

Роль международно-правовых норм в формировании законодательства, регулирующего вопросы трансплантации и донорства в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1139
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LEGISLATION / DONATION OF ORGANS / TRANSPLANTATION / DONOR / ORGAN / INFORMED CONSENT / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДОНОРСТВО ОРГАНОВ / ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ДОНОР / ОРГАН / ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлова Анастасия Алексеевна

В статье исследуются актуальные проблемы, связанные с формированием законодательства, регулирующего вопросы трансплантации и донорства в России и за рубежом. Особое внимание уделяется вопросу получения согласия на посмертное изъятие органов в национальном законодательстве различных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козлова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNATIONAL AND LEGAL NORMS RELATED TO THE FORMATION OF LEGISLATION REGULATION ISSUES TRANSPLANTATION AND DONATION IN RUSSIA AND ABROAD

The article deals with the topical issues related to the formation of legislation regulating transplantation and donation in Russia and abroad. Special attention is paid to the problem of consent to post-mortem removal of organs in the national legislation different countries.

Текст научной работы на тему «Роль международно-правовых норм в формировании законодательства, регулирующего вопросы трансплантации и донорства в России и за рубежом»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫ Е ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 341.1/8 ББК 67.412.1

© 2017 г. А. А. Козлова,

адъюнкт Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

E-mail: [email protected]

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В ФОРМИРОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ ТРАНСПЛАНТАЦИИ И ДОНОРСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

В статье исследуются актуальные проблемы, связанные с формированием законодательства, регулирующего вопросы трансплантации и донорства в России и за рубежом. Особое внимание уделяется вопросу получения согласия на посмертное изъятие органов в национальном законодательстве различных государств.

Ключевые слова: законодательство, донорство органов, трансплантация, донор, орган, информированное согласие.

A. A. Kozlova - Adjunct, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

named after V. Ya. Kikot.

THE ROLE OF INTERNATIONAL AND LEGAL NORMS RELATED TO THE FORMATION OF LEGISLATION

REGULATION ISSUES TRANSPLANTATION AND DONATION IN RUSSIAAND ABROAD

The article deals with the topical issues related to the formation of legislation regulating transplantation and donation in Russia and abroad. Special attention is paid to the problem of consent to post-mortem removal of organs in the national legislation different countries.

Key words: legislation, donation of organs, transplantation, donor, organ, the informed consent.

Трансплантация органов и тканей человека за последние 50 лет стала одним из успешных видов медицинской практики в мире. В настоящее время трансплантология решает не только задачи спасения жизни, но и возвращает к социальной активности членов общества. Пациенты с пересаженными органами работают, создают семьи, у них рождаются здоровые дети. И потребность в донорских органах с каждым годом растет. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), в 2015 году благодаря 27 397 донорам было пересажено 119 873 органов, что на 1,65 % больше, чем годом ранее. Чаще всего в мире пересаживали почки (79 984) и печень (26 151). Однако, как признают специалисты, это лишь 10 % от необходимого количества подобных операций [1].

Международно-правовые основы регулирования данного вопроса, а также его национальное закрепление не отвечают современным требованиям. Всемирная ассамблея здравоохранения 21 мая 2010 года приняла резолюцию WHA63.22 «Трансплантация органов и тканей человека», утвердившую обновленный вариант Руководящих принципов ВОЗ [2],

согласно которым для проведения трансплантации клетки, ткани и органы могут быть изъяты из тел умерших, если получено согласие в форме, требуемой законом, и нет оснований полагать, что умершее лицо возражало против такого изъятия (руководящий принцип 1). Этот рекомендательный акт был положен в основу законодательства зарубежных государств в области трансплантологии.

Проблема реализации права пациента на информированное добровольное согласие по поводу медицинского вмешательства занимает одно из центральных мест во внутригосударственном праве, регулирующем вопросы трансплантации органов человека. Законодатель на национальном уровне закрепляет не-испрошенное согласие, иногда называемое презумпцией согласия (opting (or contracting) out), и испрошенное согласие, то есть презумпцию несогласия (opting in).

Презумпция согласия

В государствах, где действует презумпция согласия, разрешено изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (и в ряде стран - для анатомического изучения либо в научных целях) в случае, если умер-

ший при жизни не выразил своего возражения против изъятия органа, которое должно быть зафиксировано в официальном документе или реестре.

Такие нормы действуют в Австрии, Израиле, Бельгии, Испании, Хорватии и в ряде других государств. Например, в Израиле используется так называемая «карточка Ади», и каждый, кто подписывается под ней, удостоверяет свое согласие на пересадку органов после смерти [3]. В Хорватии, Швеции, Норвегии требуется обязательное разрешение семьи на трансплантацию. Нормы, предполагающие согласование медицинской манипуляции с семьей или иной общиной, принимаются государствами в рамках так называемого «принципа семейной автономии» [4, с. 60].

Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 года № 28-3 «О трансплантации органов и тканей человека» закрепляет право граждан на выражение несогласия на забор органов для трансплантации, а также порядок реализации данного права (ст. 10-1). В целях контроля за использованием органов и тканей закреплено создание Единого регистра трансплантации (ст. 10-2) [5]. Также необходимо отметить, что Беларусь с 2011 года занимает первое место среди стран - участниц СНГ по количеству трансплантаций органов и тканей. В 2015 году было проведено 47 операций на 1 миллион населения. Среди трансплантаций, проведенных в 2015 году, лидируют операции по пересадке почек - 333 (286 - в 2014 году) и печени - 72 (68) [6]. При этом наша страна имеет достаточно низкие показатели - 10 случаев на 1 миллион населения. Кроме того, сегодня в Российской Федерации 50 % составляет прижизненное родственное донорство [7].

В России с 1992 года действует презумпция согласия, которая нашла свое закрепление в Законе от 22 декабря 1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В ст. 8 данного закона закреплено, что «изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту» [8]. Вместе с тем ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавлива-

ет, что решающее значение для трансплантологии имеет волеизъявление человека о достойном отношении к его телу после смерти, выраженное устно в присутствии свидетелей или письменно, в том числе о согласии и несогласии на изъятие органов [9]. Анализ указанных статей позволяет сделать вывод о том, что их положения раскрывают один и тот же вопрос о правомерности посмертного изъятия органов.

Данная проблема неоднократно становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, в результате дорожно-транспортного происшествия в г. Москве скончалась студентка Алина Саблина. Узнав из заключения судмедэксперта, что у девушки изъяли для трансплантации некоторые органы, ее мать обратилась в судебные органы, требуя взыскать с больницы компенсацию морального вреда. Суды отказали в удовлетворении исковых требований, после чего заявительница обратилась в Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ, ссылаясь на определение от 4 декабря 2003 года № 459-О, подтвердил законность изъятия органов для трансплантации после смерти человека без согласия его родственников и указал, что ст. 8 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» не может быть неясной или неопределенной, а следовательно, рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан. При этом суд подчеркнул, что если известно об отрицательном отношении к трансплантации умершего его близких родственников или законных представителей, то данную процедуру проводить нельзя. Судебный орган констатировал, что существо требований заявителей фактически сводится к необходимости перехода от действующей в России модели презумпции согласия на изъятие органов человека после его смерти к системе испрошенного согласия. Суд также обратил внимание на то, что избранная российским законодателем система презумпции согласия основана на общепризнанных принципах и нормах международного права, о чем свидетельствуют Руководящие принципы по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов, опубликованные в 2010 году, а также Дополнительный протокол к Конвенции о защите человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей чело-

веческого происхождения (ETS 2002 N° 186) от 24 января 2002 года [10].

В обоснование своих доводов по делу А. Саб-линой заявители ссылались также на позицию Европейского суда по правам человека, выраженную им в постановлениях от 24 июня 2014 года «Петрова против Латвийской Республики» (Petrova v. Latvia, жалоба № 4605/05) и от 13 января 2015 года «Элберте (Elberte) против Латвийской Республики», указывая на то обстоятельство, что эти дела являются схожими по фактическим обстоятельствам, и, согласно выводу суда, в ситуации заявителей (связанной с изъятием без их извещения и согласия для трансплантации органов погибших членов семьи) имело место нарушение запрета жестокого и унижающего достоинство обращения, а также права на частную и семейную жизнь (ст. 3, 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS 5 от 4 ноября 1950 года).

По делу «Петрова против Латвийско Рес-пулики» от 24 июня 2014 года Европейский суд по правам человека признал, что вмешательство в право на уважение личной жизни не предусмотрено законом, как того требует ст. 8 Европейской конвенции, поскольку нормы латвийского законодательства, формально предоставляя близким родственникам умершего право возражать против изъятия его органов, не были сформулированы достаточно конкретно, чтобы защитить лицо от произвола. Указанные нормы не обеспечивали надлежащего информирования родственников умершего о трансплантации его органов, чтобы они могли возразить против этого, равно как и не запрещали изъятия органов без получения согласия на это у родственников, если умерший при жизни не выразил свою волю. Заявительница, формально имея право возражать против изъятия органов ее сына, не была проинформирована о том, как и когда она может реализовать данное право, не говоря уже о том, чтобы получить надлежащие объяснения.

В дальнейшем в Закон Латвийской Республики «О защите тела скончавшегося человека и использовании человеческих органов и тканей в медицине» от 1 ноября 1995 года были внесены изменения, направленные на более четкое определение понятия согласия, в том числе со стороны близких родственников. Так, в ст. 11 закона устанавливается, что «изъ-

ятие органов и тканей тела у скончавшегося человека для последующей трансплантации допускается в случаях, если в реестре жителей Латвийской Республики отсутствуют сведения об отказе скончавшегося человека от посмертного использования органов или тканей или о его согласии на это использование, а ближайшие родственники скончавшегося до начала трансплантации не сообщили медицинскому учреждению в письменной форме о его возражениях против посмертного использования органов и тканей его тела, выраженных им при жизни. Изъятие органов и тканей у скончавшегося ребенка для последующей трансплантации запрещается, если один из его родителей или его законный представитель не дал на это письменного согласия» [11].

В начале 2016 года дело А. Саблиной было передано на рассмотрение Европейского суда по правам человека.

Презумпция несогласия

В США, ФРГ, Великобритании, Канаде, Корее, Новой Зеландии, Румынии, Украине, Японии, Австралии и других странах действует презумпция несогласия, которая означает, что при жизни лицо явно заявляло о своем согласии на изъятие органов либо член его семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший не оставил подобного заявления. Доктрина испрошенного согласия предполагает определенное документальное подтверждение согласия. В США отметка о согласии на донорство органов делается в документе, подтверждающем личность. Эта информация всем доступна, никто не делает из нее тайны для окружающих. В Португалии, Франции, Польше и других странах ведутся регистры лиц, не желающих быть донорами.

Каждая донорская модель позволяет достичь различных результатов по количеству доноров органов. Но в целом имеющиеся показатели демонстрируют, что закрепление в национальном законодательстве презумпции согласия дает возможность существенно увеличить количество доноров.

Так, Германия, где применяется презумпция несогласия, значительно отстает по показателям посмертного донорства: в 2015 году 10,6 изъятий на 1 миллион человек. При этом Германия является одной из самых передовых стран в области медицины. В Нидерландах они составляют 15,7. В странах же, в которых используется презумпция согласия, ука-

занные показатели значительно выше: в Хорватии - 37,6, Бельгии - 28, Австрии - 22,9 [12]. В 2015 году Испания с 1 851 донором и 4 769 пересаженными органами 24-й год подряд подтверждает свое мировое лидерство - 40,2 донора на миллион населения [13].

В настоящее время Министерством здравоохранения РФ разработан и внесен в Правительство РФ проект федерального закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации» [14], предусмат-

ривающего создание федерального регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов человека. В случае принятия федерального закона в стране появится единая база доноров и нуждающихся в донорстве. Человек, достигший совершеннолетия, получит возможность обратиться в лечебное учреждение (или к нотариусу) и заявить о своем желании стать донором после смерти или о нежелании быть донором.

Литература

1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). URL: http://www.who.int/transplanta-tion/ru/

2. Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов от 2010 года. URL: http://www.who.int/ transplantation/ru/

3. Израильтяне при жизни завещают свои органы на пересадку. URL: https://rg.ru/2016/05/ 05/kak-kartochka-donora-stala-atributom-grazh-danskoj-pozicii-v-izraile.html

4. Салагай О. О. Трансплантация органов и тканей человека в международно-правовом и сравнительно-правовом аспектах // Рос. юстиция. 2010. № 7.

5. О трансплантации органов и тканей человека: закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. № 28-3. URL: http://pravo.newsby.org/ belarus/zakon0/z107.htm

6. Количество трансплантаций органов в Беларуси за 10 лет увеличилось более чем в 55 раз. URL: http://naviny.by/rubrics/society/2016/05/12

7. Минздрав: только треть от необходимых операций по трансплантации органов проводится в Российской Федерации. URL: http:// tass.ru/obschestvo/3239058

8. О трансплантации органов и (или) тканей человека: Закон Рос. Федерации от 22 дек. 1992 г. № 4180-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 26. Ст. 2738.

9. О погребении и похоронном деле: Фе-дер. закон Рос. Федерации от 12 янв. 1996 г. № 8-ФЗ // Вед. Федер. Собрания Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст. 33.

10. О трансплантации органов и (или) тканей человека: определение Конституционного Суда Рос. Федерации об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны

Bibliography

1. World Health Organization. URL: http:// www.who.int/transplantation/ru/

2. WHO Guiding principles on human cell, tissue and organ transplantation, 2010. URL: http:// www.who.int/transplantation/ru/

3. Israelites during the lifetime of donating their organs for transplant. URL: https://rg.ru/2016/05/ 05/kak-kartochka-donora-stala-atributom-grazh-danskoj-pozicii-v-izraile.html

4. Salagay O. O. The transplantation of human organs and tissues in international law and comparative legal aspects // Russian justice. 2010. № 7.

5. On the transplantation of human organs and tissues: Law of the Republic of Belarus of 4 March, 1997 № 28-Z URL: http://pravo.newsby.org/be-larus/zakon0/z107.htm

6. The number of organ transplants in Belarus has increased over 10 years, more than 55 times. URL: http://naviny.by/rubrics/society/2016/05/12

7. Ministry of Health: only a third of the needed organ transplants carried out in the Russian Federation. URL: http://tass.ru/obschestvo/3239058

8. On transplantation of organs and (or) human tissue: Law of the Russian Federation of 22 December, 1992 № 4180-1 // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2000. № 26.

9. On the burial and funeral business: Federal Law of the Russian Federation of 12 January, 1996 № 8-FL // Bulletin of the Federal Assembly of the Russian Federation. 1996. № 3.

10. On transplantation of organs and (or) human tissue: Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation to refuse to accept for consideration complaints from citizens Biryukova Tatyana, Sa-blina Elena Vladimirovna and Sablina Nellie Stepanov-na of their constitutional rights by Article 8 of the Law of the Russian Federation of 2 October, 2016. URL: http://www.consultant.ru/document/

11. On the protection of the deceased person's body, and the use of human organs and tissues in

на нарушение их конституционных прав ст. 8 Закона Рос. Федерации от 10.02.2016. URL: http://www.consultant.ru/document/

11. О защите тела скончавшегося человека и использовании человеческих органов и тканей в медицине: Закон Латвийской Республики от 1 нояб. 1995 г. URL: http://www.pravo. lv/kdks_z.html

12. Данные по странам, входящим в «Ев-ротрансплант». URL: http://www.eurotransplant. org/cms/

13. Испания в 24-й раз стала мировым лидером в трансплантации органов. URL: https:// ria.ru/world/20160823/1475066026.html

14. О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации: проект фе-дер. закона Рос. Федерации URL: https://www. rosminzdrav.ru

medicine: Law of the Republic of Latvia of 1 November, 1995. URL: http://www.pravo.lv/kdks_ z.html

12. Data of the countries included in the «Eu-rotransplant». URL: http://www.eurotransplant.org/ cms/

13. Spain in the 24-th time became the world leader in organ transplantation. URL: https://ria.ru/ world/20160823/1475066026.html

14. On the donation of organs, parts of human organs and transplantation: Draft Federal Law. URL: https://www.rosminzdrav.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.