Научная статья на тему 'Современные проблемы правового регулирования трансплантации'

Современные проблемы правового регулирования трансплантации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
414
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / TRANSPLANTATION / ДОНОРСТВО / DONORSHIP / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ДОНОРСТВА И ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА / LEGISLATION IN THE SPHERE OF DONORSHIP AND TRANSPLANTATION OF HUMAN ORGANS AND TISSUES / ПОРЯДОК И СТАНДАРТ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ МЕТОДОМ ТРАНСПЛАНТАЦИИ / ORDER AND STANDARD OF MEDICAL CARE BY A TRANSPLANTATION METHOD / ПРЕЗУМПЦИЯ СОГЛАСИЯ НА ИЗЪЯТИЕ ОРГАНА ПОСЛЕ СМЕРТИ / PRESUMPTION OF AGREEMENT TO TAKING OUT OF THE ORGAN (TISSUE) AFTER DEATH / ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ ТРАНСПЛАНТАЦИОННЫХ УСЛУГ / THE CONTRACT ON RENDERING MEDICAL TRANSPLANT SERVICES / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ОКАЗАНИИ ТРАНСПЛАНТАЦИОННЫХ УСЛУГ / CIVIL RESPONSIBILITY WHEN RENDERING TRANSPLANT SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алсынбаева Э.М.

В статье рассматриваются основные тенденции развития и проблемы практического применения правового регулирования отношений донорства и трансплантации органов и тканей человека, проводится сравнительно правовой анализ специального законодательства Российской Федерации в сфере донорства и трансплантации и новелл Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», выявлены пробелы действующего законодательства и определены необходимые для принятия нормативно-правовые акты. Автором также исследуется правовая природа договоров, заключаемых при оказании трансплантационных услуг. Раскрываются особенности гражданско-правовой ответственности при оказании трансплантационных услуг. Разработаны практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной практики в области трансплантологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTEMPORARY PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF TRANSPLANTATION

The article are considered the basic tendencies of development and problems of practical application of legal regulation of relations of donorship and transplantation of human organs and tissues, presents a comparative-law analysis of the special legislation of the Russian Federation in the sphere of donorship and transplantation and the innovations of Federal Law of November 21, 2011 № 323-FL “On the Fundamental Principles of Health Protection of Citizens of the Russian Federation”, reveals the lacunas in the legislation and determines the normative-law acts necessary for adoption. The author also investigates the legal nature of the contracts signed when rendering transplant services. Features of civil responsibility when rendering transplant services reveal. Practical recommendations about improvement of legal regulation and law-enforcement practice in the field of transplantology are developed.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы правового регулирования трансплантации»

18. Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы : монография. - М.: Инфра-М., Норма, 2014.

19. Безбах В.В., Блей Г., Кнапп В. Советское и иностранное гражданское право. Проблемы взаимодействия и развития / [коллектив авторов] / Под общей ред. В.П. Мозолина. - М.: Наука, 1989.

20. Яковлев В.Ф., Талапина Э.В. Роль публичного и частного права в регулировании экономики // Журнал российского права. 2012. №2.

Э.М. Алсынбаева

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ

В статье рассматриваются основные тенденции развития и проблемы практического применения правового регулирования отношений донорства и трансплантации органов и тканей человека, проводится сравнительно правовой анализ специального законодательства Российской Федерации в сфере донорства и трансплантации и новелл Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», выявлены пробелы действующего законодательства и определены необходимые для принятия нормативно-правовые акты. Автором также исследуется правовая природа договоров, заключаемых при оказании трансплантационных услуг. Раскрываются особенности гражданско-правовой ответственности при оказании трансплантационных услуг. Разработаны практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной практики в области трансплантологии.

Ключевые слова: трансплантация, донорство, законодательство в сфере донорства и трансплантации органов и тканей человека, порядок и стандарт медицинской помощи методом трансплантации, презумпция согласия на изъятие органа после смерти, договор об оказании медицинских трансплантационных услуг, гражданско-правовая ответственность при оказании трансплантационных услуг.

Е.М. Alsynbayeva

THE CONTEMPORARY PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF TRANSPLANTATION

The article are considered the basic tendencies of development and problems of practical application of legal regulation of relations of donorship and transplantation of human organs and tissues, presents a comparative-law analysis of the special legislation of the Russian Federation in the sphere of donorship and transplantation and the innovations of Federal Law of November 21, 2011 № 323-FL "On the Fundamental Principles of Health Protection of Citizens of the Russian Federation", reveals the lacunas in the legislation and determines the normative-law acts necessary for adoption. The author also investigates the legal nature of the contracts signed when rendering transplant services. Features of civil responsibility when rendering transplant services reveal. Practical recommendations about improvement of legal regulation and law-enforcement practice in the field of transplantology are developed.

Key words: transplantation, donorship, legislation in the sphere of donorship and transplantation of human organs and tissues, order and standard of medical care by a transplantation method, presumption of agreement to taking out of the organ (tissue) after death, the contract on rendering medical transplant services, civil responsibility when rendering transplant services.

В юридической литературе выделяется несколько этапов формирования и развития правовой регламентации медицинской деятельности:

- этап первый обусловлен особенностями развития медицинской науки в Х1-ХУП вв.;

- этап второй связан с регулированием медицинской деятельности в период царствования Петра I;

- этап третий характеризуется спецификой правовой регламентации оказания медицинской помощи в Российской империи (XVIII в -1917 г.);

- этап четвертый отражает правовое регулирование оказания медицинской помощи в советский и постсоветский периоды [1, с. 44].

Вместе с тем история развития правового регулирования трансплантологии отражает определенную специфику становления данной области

медицинской науки ввиду того, что трансплантация органов и тканей как метод лечения появилась относительно недавно. Так, первой официально задокументированной операцией по трансплантации является опыт английского ученого Дж. Эвелина в 1662 г. [2, с. 152]. Возникновение российской трансплантологии связано с именем выдающегося русского хирурга В.И. Пирогова, в 1835 г. обобщившего собственный опыт и мысли о будущем трансплантологии в лекции «О пластических операциях вообще, о пластике носа в особенности» [3, с. 98]. Его труды стали отправным пунктом для научной деятельности многих других российских ученых. В то же время нельзя не отметить, что на начальном этапе своего развития трансплантация являлась экспериментальной наукой.

Г* *

Датой для российского медицинского сообщества следует назвать 1857 год, когда был принят Единый врачебный закон, или Врачебный устав. Создание кодифицированного медицинского акта и достижения медицинской науки дали мощный толчок развитию трансплантации в России.

Новый этап развития российской трансплантологии и общего регулирования медицинской деятельности наступил после 1917 г., когда было отменено все законодательство дореволюционного периода, при этом определенные аспекты собственно медицинской деятельности были нормативно регламентированы лишь в 1924 г., с принятием Постановления ВЦИК и СНК от 01 декабря 1924 г. «О профессиональной работе и правах медицинских работников» [4, с. 466].

Стремительное увеличение количества и качества проводимых трансплантологических операций в разных областях медицины требовало совершенствования нормативного регулирования новых правоотношений между реципиентами, медицинскими учреждениями и донорами органов и тканей. Во многом благодаря этому в 1930 годах появились первые нормативные документы, регламентирующие пересадку органов и тканей. В 1935 г. СНК РСФСР принял Постановление «О кацрах доноров» [5]. 15 сентября 1937 г. СНК СССР утвердил Постановление № 274 «О порядке проведения медицинских операций» [6]. 1 декабря 1937 г. была издана Инструкция Наркомздрава СССР об использовании глаз умерших людей для операции пересацки роговицы слепым.

Также следует отметить Постановление СНК СССР № 274 «О порядке проведения медицинских операций». Несмотря на это, сформированнная нормативная база имела ряд существенных недостатков. В Постановлении отсутствовала регламентация вопросов констатации смерти донора, не было указаний о том, кто должен устанавливать такую смерть, не был учтен порядок изъятия органов [7, с. 147]. Разработанное в 1930-е гг. Постановление СНК СССР «О порядке проведения медицинских операций» и Инструкция Наркомздрава СССР об использовании глаз умерших людей для операции пересадки роговицы слепым стали основой для разработки последующих нормативных актов,

регламентирующих трансплантацию органов и тканей: приказа Министерства здравоохранения СССР от 10 февраля 1954 г. «О пересадке трупной роговицы» и приказа министра здравоохранения СССР № 88 от 15 февраля 1954 г. «О широком внедрении в практику окулистов операций пересадки роговицы» [8, с. 213]. В 1962 г. принят приказ министра здравоохранения СССР № 166 от 10 апреля 1962 г. «О мерах улучшения судебно-медицинской экспертизы в СССР» [9, с. 5].

Существенный прорыв в правовом регулировании трансплантации связан с принятием Основ

законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении от 19 декабря 1969 г. Впервые в законодательном акте такого уровня было установлено понятие трансплантации как лечебного вмешательства (ст. 36). В 1972 г. был издан приказ министра здравоохранения № 482 «Об улучшении обеспечения лечебных и профилактических учреждений и клиник трупными тканями, костным мозгом и кровью».

Существенный прорыв в правовом регулирова нии трансплантации связан с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении от 19 декабря 1969 г. Впервые в законодательном акте такого уровня было установлено понятие трансплантации как лечебного вмешательства (ст. 36). В 1972 г. был издан приказ министра здравоохранения № 482 «Об улучшении обеспечения лечебных и профилактических учреждений и клиник трупными тканями, костным мозгом и кровью».

Таким образом, можно утверждать, что в 1972 г. Был полностью сформирован и регламентирован механизм забора и заготовки трупных органов и тканей для проведения операций по трансплантации органов и (или) тканей. Вместе с тем на тот момент сохранились определенные пробелы и недостатки в правовом регулировании пересадки органов и тканей. Только в 1987 г. был издан приказ Минздрава СССР от 17.02.1987 г. № 236 «О дальнейшем развитии клинической трансплантологии в стране», который положил начало формированию современного законодательства [10].

Таким образом, в период с конца XIX до конца XX столетия наблюдается процесс становления трансплантологии как области медицинской науки. В указанный период «трансплантация в основном носила характер медицинского эксперимента» [11, с. 38-44]. Регулирование трансплантации органов и тканей человека в России осуществлялось на основании подзаконных нормативных актов и при полном отсутствии специализированного законодательства .

Лишь с момента официального признания и закрепления в конце XX столетия за трансплантацией роли средства спасения и восстановления здоровья пациентов наблюдается существенный прогресс в формировании единой и эффективной основы правового регулирования этой отрасли медицины.

Результатом развития и совершенствования механизмов правового регулирования трансплантации органов и тканей в России явилась сформированная на сегодняшний день нормативно-правовая база, состоящая из следующих законодательных актов: Конституция РФ [12], Гражданский кодекс РФ [13], Федеральный закон РФ от 21

ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [14], Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [15], Федеральный закон РФ от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и еекомпонентов» [16], Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» [17], Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» [18].

В данных нормативных актах закреплены положения, регламентирующие прижизненное и посмертное донорство, оказание медицинских услуг, связанных с трансплантацией органов и тканей человека, ответственность субъектов отношений, складывающихся в сфере трансплантации органов и тканей человека.

Современный этап развития отношений по оказанию платных медицинских услуг, предполагает, что основой формирования отношений между исполнителем медицинских услуг и пациентом является гражданско-правовой договор. По договору на оказание платной медицинской помощи исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать медицинские услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность) за плату, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ). Медицинская услуга как предмет рассматриваемого договора, обладает определенной спецификой, является профессиональной и ее воздействие направлено на особый объект - здоровье человека, и она представляет собой комплекс мероприятий [19, с. 45]. Объектом договора на оказание платных медицинских услуг выступает комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на излечение больного.

Говоря о правовой характеристике договора об оказании платных медицинских услуг следует отметить, что ст. 423 ГК РФ (п. 3) содержит презумпцию возмездности договоров. При этом, в литературе существует иное мнение, согласно которому медицинские услуги, оплачиваемые плательщиком по закону, признаются бесплатными, а оплаченные по сделке — платными услугами [20, с. 19]. Однако это мнение спорно, так как в обоих случаях речь идет о возмездности оказания медицинских услуг. Так, плательщиками по закону являются страховые компании в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) и госбюджет. Плательщиками по сделке могут быть страховые компании в системе добровольного медицинского страхования (ДМС), работодатели, благотворительные организации, а также сам получатель медицинских услуг. В связи с этим можно согласиться с мнением A.B. Тихомирова о том, что противопоставление платных и бесплатных медицинских услуг невозможно уже потому, что, во-

первых, все они возмездны; во-вторых, одинаковы в правовом понимании [21, с. 65]. Поэтому для договоров об оказании медицинских услуг, независимо от вида плательщика, характерно, что исполнитель за оказанные медицинские услуги получает денежное вознаграждение.

Вопрос о публичности договора платных медицинских услуг является дискуссионным. Согласно ст. 426 ГК, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий его обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности обязана осуществлять в отношении каждого кто к ней обратится.

Согласно разъяснениям, представленным в определении Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г., если стороной публичного договора является коммерческая организация, то она не вправе отказаться от заключения публичного договора, если у неё имеется возможность исполнить свои обязательства, поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения. В случае же уклонения от заключения договора, лицо вправе обратиться в суд с понуждением к его заключению. При этом коммерческая организация, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные убытки [22]. Соответственно, положения ГК РФ ограничивают действие публичного договора деятельностью субъектов, которые являются коммерческими организациями. В этой связи ряд авторов замечают, что «если медицинская организация не является коммерческой, то договор на медицинское обслуживание с такой организацией не будет относиться к числу публичных» [23, с. 47].

Представляется, что с учетом особенностей договора об оказании платных медицинских услуг, его социальную значимость, в законодательстве необходимо установить, что он является публичным вне зависимости от того оказываются медицинские услуги коммерческими или некоммерческими организациями, если иное не предусмотрено действующим законодательством [24, с. 22].

Договор об оказании платных медицинских услуг является консенсуальным и считается таковым с момента заключения и достижения между сторонами соглашения по всем существенным условиям. Данный договор, исходя из своей сущности, не связан с передачей вещи, но обязательства сторон порождаются после обращения пациента за оказанием медицинской помощи к исполнителю и согласия исполнителя ее оказать, таким образом, непосредственные действия исполнителя начинаются уже в рамках заключенного договора [25, с. 29].

Г *

W ®

Учитывая, что основные параметры договора об оказании платных медицинских услуг устанавливаются медицинской организацией, данный договор фактически является договором присоединения, условия которого определены одной из сторон в стандартных формах и могут быть приняты другой стороной только путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ).

Необходимо отметить, что в вопросах определения субъектного состава договора возмездного оказания медицинских услуг, среди ученых отсутствует единство мнений и взглядов, что обусловлено наличием различных видов договоров в медицине [26, с. 155]. В качестве заказчика по договору возмездного оказания медицинских услуг выступают физические лица. При этом, исходя из специфики сферы оказания услуг, он имеет особое название -пациент. Основы здравоохранения под пациентом понимают физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (ст. 2) [14].

Вместе с тем при определении понятия «пациент» важно так же уточнить, что лицо, которому оказываются медицинские услуги, не обязательно должно быть больным. Например, при некоторых косметологических операциях, профилактических осмотрах, стерилизации, вакцинации и др. случаях заболеваний у пациента может и не быть заболеваний.

Действующие Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг выделяют следующих субъектов:

- потребитель - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- заказчик - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя [27]. В.В. Кванина справедливо полагает, что договор на оказание платных медицинских услуг может быть заключен не только непосредственно потенциальным клиентом, но и иным лицом (как физическим, так и юридическим). Например, работодателем, родственниками или благотворительной организацией [28,с. 23]. В этом случае мы можем говорить о том, что данный договор будет являться договором в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ).

Исполнителем платных медицинских услуг, исходя из положений ст. 2 Основ здравоохранения, является медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность [14].

Таким образом, в условиях реформирования системы здравоохранения, различия между частной системой здравоохранения, в которой действуют преимущественно коммерческие организации, и государственной или муниципальной системами, где исполнителями выступают бюджетные учреждения, перестают быть принципиальными.

Право на охрану здоровья относится к числу конституционных социально-экономических прав человека и охватывает определенную область жизни индивида, реализация которого во многом зависит от состояния экономики и ресурсов государства. Конституционное право каждого на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) является одним из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, затрагивающих основы его жизни [12].

Следует отметить, что рассматриваемое право -объективное, а его реализация посредством норм других отраслей права есть субъективное право. Субъектами возникающих правоотношений являются, прежде всего, личность и государство. Важно, что другие субъекты конституционного права - народ и социальные общности не являются субъектами права на охрану здоровья в силу того, что это право реализуется каждым индивидуально и не принадлежит к числу коллективных прав, а общественные объединения рассматриваются как субъекты его обеспечения. Поэтому представляется правильным в контексте рассматриваемого права на охрану здоровья следует исключать понятие общественного здоровья [29, с. 27].

Право на охрану здоровья реализуется путем использования практически всех основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ. Оно представляет собой комплекс правомочий в сфере охраны здоровья человека, включаю-

щий в себя: права граждан в сфере охраны здоровья (ст.ст. 7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции РФ); обязанность государства в лице органов государственной власти России, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (ст.ст. 45, 46, 53, 55 Конституции РФ); установленную законом ответственность государства, юридических и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью человека [30, с. 298].

Кроме того, огромный вклад в правовое обеспечение реализации конституционного права каждого на охрану здоровья в РФ внесен принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [14]. В нормах названного закона замечается раскрытие механизма реализации многих прав в сфере охраны здоровья.

Провозглашение в Конституции РФ позитивных социальных прав обязывает государство обеспечить реализацию этих прав, но эта задача выполнима в меру экономических возможностей государства. В связи с этим, можно выявить ряд серьезных проблем, осложняющих реализацию их прав на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Во-первых, причиной декларативности конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь является переориентация государственных и муниципальных учреждений здравоохранения на работу по оказанию платных медицинских услуг. Содержание правового регулирования в сфере оказания платной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здраво-охранени было предопределено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2002 г. № 115-0 «Об отказе в принятии жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав п. 2 ст. 779 и п. 2 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым включение в механизм правового регулирования отношений, возникающих в связи с оказанием платных медицинских услуг, норм гражданского законодательства не противоречит ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, а напротив, направлено на их обеспечение и создает необходимую правовую основу предоставления гражданам платной медицинской помощи [22]. Поскольку деятельность по оказанию платной медицинской помощи российское законодательство относит к предпринимательской деятельности, осуществляемой под публичным контролем, то, оказывая платные медицинские услуги, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, становятся со-

ставной частью уже частной системы здравоохранения.

Во-вторых, правовое обеспечение реализации конституционного права каждого на охрану здоровья в России направлено на предоставление медицинской помощи в случае утраты физического здоровья. Данное направление является весьма проблемным, поскольку понятием охрана здоровья помимо физического здоровья охватывается еще психическое и социальное благополучие, практически не изученные с правовой точки зрения и на сегодняшний день оставляемые без должного внимания законодателем.

Третья проблема видится в определении критериев доступности медицинских услуг. Провозглашенная в ст. 41 Конституции РФ бесплатная медицинская помощь гражданам в государственных и муниципальных учреждениях, оказываемая за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений, не предусматривает четко прописанный правовой механизм оказания человеку бесплатной медицинской помощи вне его постоянного места жительства в действующем законодательстве.

Кроме того, в большинстве поликлиник прием граждан ведется только при наличии полиса обязательного медицинского страхования. При его отсутствии гражданам предлагают обратиться к врачу на платный прием. Согласно положениям Федерального Закона от 21 ноября 2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь, в том числе оказываемая и в амбулаторных условиях, должна оказываться гражданам бесплатно, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Все это существенно ограничивает для человека доступность медицинской услуги.

Другая проблема, влияющая на реализацию конституционных прав граждан в области охраны здоровья, связана с неоказанием или непредоставлением качественной медицинской помощи. В этой ситуации остро стоит вопрос об обеспечении граждан лекарственными препаратами. Речь идет как об обеспечении граждан медикаментами в условиях стационаров, так и в рамках реализации права льготных категорий граждан на бесплатную медицинскую помощь в виде лекарственного обеспечения. Отсутствие некоторых лекарств в аптеках приводит к тому, что граждане не могут вовремя получить необходимые лекарственные препараты, и вынуждены приобретать их за свой счет. Безусловно, это далеко не весь перечень проблем, связанных с реализацией конституционного права граждан на охрану здоровья.

Таким образом, решение проблем реализации конституционного права граждан на охрану здоро-

вья заключается в создании эффективного правового механизма. Учитывая особую значимость здоровья каждого гражданина, правовое регулирование охраны здоровья должно осуществляется посредством специальной функции государства как одного из основных направлений его деятельности по обеспече-

нию защиты граждан. В этой связи создание единой, непротиворечивой правовой базы, обеспечивающей доступность и качество медицинской помощи посредством трансплантации, является одной из основных задач государства.

Пристатейный библиографический список

1. Жамкова O.E. Правовое регулирование оказания медицинских услуг по законодательству Российской Федерации: Дисс. ...

к.ю.н. - М., 2007.

2. Большая советская энциклопедия в 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1977. Т. 26.

3. Пирогов. В.И. - М.: Молодая гвардия, 1965.

4. Постановление ВЦИК о профессиональной работе и правах медицинских работников от 1 декабря 1924 г. // Становление и раз-

витие здравоохранения в первые годы Советской власти 1917-1924 гг.: Сборник документов и материалов. - М.: Медицина, 1966.

5. Постановление СНК РСФСР от 22 апреля 1935 г. № 331 «О кадрах доноров» // СУ РСФСР. 1935. № 13. Ст. 126.

6. Постановление СНК РСФСР от 15 сентября 1937 г. № 274 «О порядке проведения медицинских операций» // СЗ СССР. 1937. №

62. Ст. 274.

7. Розенталь Р., Соболев В., Сондоре А. Донорство в трансплантации органов. - Рига: Звайгзне, 1987.

8. Сборник организационно-методических материалов по судебно-медицинской экспертизе. М., 1960.

9. Петровский Б.В. Трансплантация органов //Хирургия. 1968. № 5.

10. Приказ Минздрава СССР от 17 февраля 1987 г. № 236 «О дальнейшем развитии клинической трансплантологии в СССР». [Электронный ресурс]. Документ официально не был опубликован. Доступ из справ,- правовой системы «Консультант плюс».

11. Алсынбаева Э.М., Еникеев O.A. Защита прав человека в сфере трансплантации в дореволюционной России // Права человека в системе общечеловеческих ценностей: материалы регион, науч.-практич. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов, по-свящ. Дню прав человека. - Уфа: РИД БашГУ, 2010.

12. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с поел. изм. и доп. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) //Российская газета. 1993. № 237.

13. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Ч. 2 (с поел. изм. и доп. от 21 июля 2014 г. № 222-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

14. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с поел, изм. и доп. от 21 июля 2014 г. № 243-Ф3)// Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

15. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с поел. изм. и доп. от 29 ноября 2007 г. № 279-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст.62.

16. Федеральный закон РФ от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (с поел. изм. и доп. от 04 июня 2014 г. № 150-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 30. Ст. 4176.

17. Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с поел. изм. и доп. от 21 декабря 2013 г. № 363-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

18. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с поел. изм. и доп. от 04 июня 2014 г. № 146-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

19. Пронин И.А. Соотношение понятий «помощь» и «услуга» в медицине: анализ гражданского законодательства // Юридическая наука: история и современность. 2012. № 1.

20. Сироткина A.A. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. - М.: Статут, 2004.

21. Тихомиров A.B. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. - М.: Статут, 2001.

22. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. № 115-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 1. 2003.

23. Шевчук С.С. Договор оказания медицинских услуг. - М.: Изд.АЭФП 2005.

24. Елина Н.К. Медицинская деятельность: виды, правовое регулирование. - Самара: АЛО «Издательство СНЦ РАН». 2010.

25. Малеина М.Н. Гражданско-правовой договор на оказание медицинской помощи // Правоведение. 1989. № 2.

26. Лопатенков Г.Я., Гуляева JI.H. Человек и здравоохранение: правила игры. Пособие для пациентов и их родственников. - СПб.: БХВ Санкт-Петербург. 2001.

27. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 41. Ст. 5628.

28. Кванина В.В. Договор на оказание возмездных медицинских услуг. Учебное пособие. Челябинск, 2002.

29. Сергеев Ю.Д. Медицинское право в современной России: становление, успехи, проблемы, перспективы // Экономика здравоохранения. 2007. №11.

30. Капралова Е.В., Сергеева Е.С. Конституционное право граждан на охрану здоровья: его содержание и законодательное обеспечение // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.