References
1. Bikbauva A.I. Problems of the Theory and Practice of Preparation of Civil Cases for Judicial Proceedings. Magistrate. 2011. №. 3. pp. 14-16.
2. Golmsten A.Kh. Civil Procedure: the Reader under the editorship of M. K. Treushnikov. The Program for Russian Civil Legal Proceedings: the Reduced Legal Proceedings Order. M.: Gorodets, 2005.
3. Zakirova D. I. Preparation of Civil Cases for Judicial Proceedings: thesis. Moscow, 2009.
4. Ivanov of A.A. Internet - interview of the Chairman of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation A.A. Ivanov://http://www .consultant.ru/law/interview/ivanov1/(date of the address: 17.01.2015).
5. On the Modification of the Arbitration Procedural Code of the Russian Federation: feder. law of the Rus. Federation of July 27, 2010 № 228-FZ. Access from ConsultantPlus system.
6. On the Federal Target Program "Development of Judicial System of Russia for 2013 - 2020": Resolution of the Government of the Rus. Federation of December 27, 2012 № 1406. Access from ConsultantPlus system.
7. On Ensuring Access to Information on Activity of the Courts in the Russian Federation: fed. law of the Rus.Federation of 22.12.2008 №. 262-FZ (edition of 21.12.2013). Access from ConsultantPlus system.
8. Osokin G.L. Civil Procedure. General Part: Textbook. 2nd prod., reslave. M.: Norm, 2010.
9. Puchinsky V.K. Civil Procedure of Foreign Countries: the Textbook under the editorship of V. V. Bezbakh. M.: Zertsalo, 2008.
10. Reshetnyak V.I. To a Question of Electronic Justice in Arbitration and Civil Legal Proceedings//the Lawyer. 2011. №. 9. pp. 9-11.
11. Rogozhin S.P. On Some Features of Electronic Justice//the Civilian. 2012. № 2. pp. 17.
12. Yarkov V.V. Civil Procedure: the Textbook for Students of Higher Educational Institutions. the 7th ed., additional M.: Volterskluver, 2009.
Дата поступления: 21.06.2015 Received: 21.06.2015
УДК 340
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТРАНСПЛАНТАЦИОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
АЛСЫНБАЕВА Эльвира Махаматовна
кандидат юридических наук, ассистент кафедры гражданского права Института права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
В статье автором исследуется правовая природа трансплантационной медицинской помощи. Установлено, что в действующем законодательстве отсутствует единый подход к пониманию сущности трансплантации. Трансплантация определяется как разновидность медицинской помощи, включающей в себя оказание медицинских услуг и выполнение медицинских работ, направленных на восстановление здоровья реципиента путем пересадки ему органов или тканей донора. Трансплантация является разновидностью высокотехнологичной медицинской помощи и существует особенность ее правовой регламентации. Правоотношения, возникающие при трансплантации органов и тканей человека, носят смешанный характер. Во-первых, в таких отношениях присутствуют элементы публично-правового регулирования. Во-вторых, содержанием обязанности по оказанию трансплантационной помощи является предоставление медицинских услуг, и такие отношения могут быть гражданско-правовыми.
Ключевые слова: трансплантация, донорство, законодательство, медицинская помощь, презумпция согласия, изъятие органа после смерти, договор об оказании медицинских трансплантационных услуг, гражданско-правовая ответственность.
LEGAL NATURE OF TRANSPL ANT MEDICAL CARE
ALSYNBAYEVA Elvira Makhamatovna
Candidate of Sciences (law), teaching assistant of the chair of Civil Law of the Institute of Law of the FBSEI HPE "Bashkir State University", Ufa, Russia E-mail: [email protected]
In the article, the author investigates the legal nature of transplant medical care. It is established that in the current legislation there is no uniform approach to understanding of essence of transplantation. Transplantation is defined as a kind of the medical care including delivery of medical services and performance of medical works that are directed to recovery of the recipient's health by organs or tissues transplantation. The author defines that transplantation is a kind of hi-tech medical care and there is a feature of its legal regulation. The conclusion is drawn, that legal relationships arising at transplantation, have a mixed character. First, at such relations there are elements of public regulation. Secondly, the core of the obligation to deliver transplant help is providing medical services, and such relations can be civil.
Key words: transplantation, donorship, the legislation in the sphere of donorship and transplantation of human organs and tissues, medical care, presumption of agreement to take out organs (tissue) after death, contract on delivery of medical transplant services, civil responsibility during delivery of transplant services.
Трансплантация, как деятельность, всегда сопровождается сложными по техническому исполнению процедурами медицинского вмешательства и потому является одной из самых высокотехнологичных и многопрофильных областей современной медицинской науки [1, с. 32]. Легальное определение трансплантации отражено в положениях вводной статьи Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (далее - Закон о трансплантации), в соответствии с которой трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством восстановления здоровья и спасения жизни граждан [2]. Представляется, что данное определение неполное, однако оно позволяет выделять в качестве главной составляющей трансплантации исключительно пересадку отдельных органов или тканей от одного человека (донора) другому, нуждающемуся в них.
Следует отметить, что в действующем законодательстве отсутствует единый подход к пониманию сущности трансплантации. В одних нормативно-правовых актах она понимается как разновидность специализированной медицинской помощи [3], в других - как метод ее оказания [4]. То есть, законодатель раскрывает понятие трансплантации через дефиницию «медицинская помощь». Существенным моментом для уяснения природы услуг в сфере трансплантации органов и тканей человека выступает сам характер полезного эффекта, на достижение которого направлены действия медицинской организации.
Исходя из легального определения трансплантации, той полезной целью, на достижение которой направлены услуги по пересадке органов и тканей, является спасение жизни и восстановление здоровья пациента. Однако нельзя забывать, что пересадка предполагает не только замену поврежденного органа или ткани реципиента, но в первую очередь извлечение такого же органа (ткани) из тела донора. Таким образом, при прижизненном донорстве в отношении донора неуместно говорить о восстановлении его здоровья, так как изъятие органа зачастую носит невосполнимый характер. В то же время, согласно ст. 1 Закона о трансплантации, пересадка органов и тканей от живого донора является допустимой только тогда, когда здоровью такого лица по заключению консилиума врачей в связи с пересадкой органа или ткани не будет причинен значительный вред. В данной связи вполне приемлемой видится позиция Ю.В. Данилочкиной, что в медицинских услугах действия направлены на достижение определенного состояния здоровья [5, с. 63].
Кроме того, некоторые ученые справедливо обращают внимание на то, что в рамках осуществления медицинской деятельности и оказания помощи пациентам могут быть оказаны не только медицинские услуги, но и выполнены действия медицинского характера, имеющие овеществленный результат, т. е. медицинские работы [6, с. 26]. К ним, в частности, можно отнести работы по изготовлению искусственных имплантатов, заменяющих поврежденную часть органа или ткани (клапаны сердца, кровотоки), и прочее. При этом лечение пациента осуществляется в результате совокупности отдельных медицинских работ и услуг и иных мероприятий. Такой комплекс мероприятий, направленных на излечение пациента, осуществляется именно в рамках оказания медицинской помощи. Понятие «медицинская помощь», являясь более широким по отношению к понятиям «медицинская работа» и «медицинская услуга», само входит в содержание медицинской деятельности. Следует отметить, что подобный подход положен в основу реформированного отечественного законодательства в области здравоохранения. Так, в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Основы) медицинская помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг [7].
Таким образом, трансплантация выступает разновидностью медицинской помощи, включающей в себя оказание медицинских услуг и выполнение медицинских работ, направленных на восстановление здоровья реципиента путем пересадки ему органов или тканей донора. В составе отношений по трансплантации можно выделить целую группу правоотношений, различных по своему субъектному составу и содержанию: правоотношения между реципиентом и центром трансплантации; донором и реципиентом; донором и центром трансплантации; центром трансплантации и координационным центром органного донорства; родственниками реципиента и центром трансплантации [8, с. 24]. Все эти отношения являются неотъемлемой составляющей трансплантации, которая выступает средством спасения жизни и восстановления здоровья человека, соответственно, отправным моментом, отражающим природу, содержание и сущность данных отношений, выступает непосредственно процесс лечения вместе с результатом, а более точно - лечение методом трансплантации [9, с. 15].
Представляется очевидным, что в основе трансплантации лежит правоотношение, возникающее между медицинским учреждением и пациентом по поводу восстановления его здоровья. Иные отношения, складывающиеся в ходе лечения больного, лишь способствуют его реализации, другими словами, носят вспомогательный характер. Безусловно, природа таких вспомогательных отношений разнородна. Одни, например регламентирующие функционирование системы органов здравоохранения либо обуславливающие взаимодействие координационного центра и центра трансплантации, носят ярко выраженный административно-правовой характер. Другие, возникающие между родственным донором и реципиентом, частноправовой характер.
Так, например, к административным отношениям в сфере охраны здоровья граждан относятся общественные отношения по государственному управлению системой здравоохранения. Руководящими полномочиями в данной области наделены соответствующие должностные лица и государственные органы (главные врачи, департаменты здравоохранения и т. д.) [10, с. 31]. Как справедливо указывает А.Н. Савицкая, «правоотношение возникает из волеизъявления гражданина в форме обращения за помощью в лечебное учреждение, ответного действия другой стороны в форме записи на прием к врачу или госпитализации и т. п.» [11, с. 38]. В данной связи пациент не обладает лишь притязанием материально-правового характера к медицинскому учреждению и праве требовать только исполнения соответствующей обязанности в порядке и способами, установленными гражданским законодательством [12, с. 38].
Следует отметить, что административно-правовой метод регулирования общественных отношений, возникающих при оказании медицинской помощи населению применяется лишь в особых случаях, специально отраженных в законодательстве. Так, статья 20 Основ предусматривает, что оказание медицинской помощи в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, включая госпитализацию, медицинское освидетельствование (диагностику), принудительное лечение, изоляцию возможны и без согласия гражданина, либо его законного представителя. В подобных случаях гражданско-правовые методы воздействия уступают место административно-правовым методам регламентации [10, с. 30]. Однако, следует заметить, что, сам факт наличия обязанности пациента исполнять предписания медицинских учреждений, придерживаться установленному режиму не может служить основанием для признания указанных отношений административно-правовыми. Представленная обязанность исполнять предписания лечащих врачей формируется не из властного акта, а принимается пациентом добровольно, и пациент как равный участник отношений наряду с лечебным учреждением имеет возможность прекратить их по своему усмотрению в любое время, что не характерно для властного метода административно-правового регулирования. К тому же такая обязанность пациента следовать указаниям медицинской организации сочетается с правом гражданина на медицинскую помощь [13, с. 28]. В данной связи справедливой представляется позиция В.И. Новоселова о том, что большая часть отношений, возникающих в данной области, имеет принципиальные отличия от типичных административных отношений, так как возникают они не в рамках осуществления государственной власти, и не с управленческим аппаратом. Кроме того, в них отсутствует признак власти и подчинения [14, с. 58].
В юридической литературе встречается точка зрения, в соответствии с которой гражданско-правовые обязательства, связанные с оказанием медицинской помощи гражданам, встречаются только тогда, когда они возникают между пациентами и частными медицинскими учреждениями или частнопрактикующими врачами, либо между пациентами и государственными или муниципальными медицинскими организациями по поводу предоставления медицинских услуг, не входящих в состав обязательного минимума, гарантированного государством и предоставляемого бесплатно. В иных случаях основными правовыми формами предоставления медицинских услуг гражданам являются правоотношения административного характера [15, с. 12]. Данная позиция спорна, так как согласно положениям статьи 41 Конституции Российской Федерации, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [16, с. 59]. Таким образом, очевидно, отсутствует какое-либо различие в сущности предоставляемой платной и бесплатной медицинской помощи, так как все услуги, оказываемые в рамках ее предоставления, являются возмездными.
В соответствии с другой точкой зрения отношения, возникающие при осуществлении медицинской деятельности должны быть отнесены к сфере права социального обеспечения. В частности, И.Г. Ломакина отмечает, что собственно медицинские услуги необходимо отличать от так называемых социальных медицинских услуг, оказываемых в рамках осуществления государственной соци-
альной политики. В частности, получателями социальных услуг являются категории граждан, указанные в законе. Исполнителями социальных услуг, как правило, выступают государственные или муниципальные организации, входящие в систему учреждений социальной службы. Их медицинская составляющая имеет второстепенный дополнительный характер, связанный с физическими либо возрастными особенностями пациента, которому такие услуги оказываются. Представляется, что отношения подобного характера подпадают под регулирование нормами как права социального обеспечения, так и гражданского права [10, с. 34].
Исследуя предложенные автором признаки социальных медицинских услуг, следует заметить, что они в полной мере не способствуют эффективному разграничению медицинских и медико-социальных услуг. Так, в соответствии со статьей 2 Основ, сама по себе охрана здоровья граждан определяется как система мер экономического, политического, социального, правового, научного, медицинского, в том числе, профилактического (санитарно-противоэпидемического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления психического и физического здоровья каждого человека, предоставления ему медицинской помощи, поддержания его долголетней активной жизни. При этом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья. В данной связи любое медицинское воздействие следует признавать осуществляемым в рамках государственной и социальной политики.
Представляется, что основным критерием для отграничения исследуемых отношений выступает их субъектный состав. Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, под которыми понимается действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [18]. При этом получателем социальных услуг выступает гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, а поставщиком социальных услуг может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Значимым критерием для признания нуждающимся в социальной помощи выступает объективно существующая неспособность гражданина к нормальной жизнедеятельности. Следует отметить, что отношения, возникающие при оказании трансплантационной медицинской помощи, имеют определенные специфические черты, которые, несомненно, отражаются на их правовой сущности.
В первую очередь, как указывалось ранее, трансплантология является разновидностью высокотехнологичной медицинской помощи, что обуславливает некоторую особенность ее правовой регламентации. Так, отдельные вопросы регулирования данной области медицинской деятельности содержатся в приказе Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2014 г. № 930н [19], который отражает волю публичного образования, так как выражается во властном предписании, направленном в адрес учреждения здравоохранения, обязательном для его исполнения. Соответственно, в отношениях по трансплантации органов и тканей человека, бесспорно, присутствуют элементы публично-правового регулирования. Вместе с тем содержанием обязанности по оказанию трансплантационной помощи следует признавать предоставление соответствующей медицинской услуги. Такие отношения в полной мере можно отнести к гражданско-правовым. Так, например, пациент вправе в любое время отказаться от получения соответствующей помощи. Односторонний отказ допускается и со стороны медицинского учреждения - в случае нарушения пациентом правомерных требований лечебного учреждения и режима оказания медицинской помощи. Кроме того, необходимо отметить, что при причинении ущерба здоровью пациента медицинской организацией применяются нормы главы 59 Гражданского кодекса РФ о возмещении вреда.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о сложной природе отношений по трансплантации человеческих органов и тканей. Представляется опрометчивым однозначно относить правоотношения, возникающие при трансплантации органов и тканей человека, к области исключи-
тельно частноправового или публично-правового регулирования. Как справедливо подмечает
H.В. Путило, необходимое поведение субъектов отношений в области охраны здоровья граждан обеспечивается посредством комбинированного воздействия способов и приемов, характерных для гражданского права, административного права и права социального обеспечения [20, с. 15].
Библиографические ссылки
I. Кобяков Д.П. Правовые проблемы трансплантологии: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
2. Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) человека» (с посл. изм. и доп. от 29 ноября 2007 г. № 279-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 62.
3. Постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 44, ст. 6021.
4. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09 октября 2009 г. № 819 н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи методом трансплантации органов» // Рос. газ. 2009. 10 марта.
5. Данилочкина Ю.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на рынке медицинских услуг: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2003.
6. Жамкова О.Е. Правовое регулирование оказания медицинских услуг по законодательству Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 13 июля 2015 г. № 233-Ф3) // Российская газета. 2011. № 263.
8. Степанова Е.Н. Трансплантация органов человека: мировой опыт и Россия (гражданско-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
9. Маргацкая Н.А. Гражданско-правовые проблемы донорства и трансплантации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: МГУ, 1984.
10. Ломакина И.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2006.
11. Савицкая А.Н. Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим врачеванием. Львов: Вища школа, 1982.
12. Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
13. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М.: БЕК, 1995.
14. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов: Саратовский ун-т, 1977.
15. Комзолов А.И. Гражданско-правовое регулирование и защита прав участников медицинских отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.
16. Нагорная С.В. Договор об оказании медицинских услуг: дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2004.
17. Тарасова В.А. Правовой статус граждан в сфере социального обеспечения // Советское государство и право. 1981. № 1.
18. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть 1), ст. 7007.
19. Приказ Минздрава России от 29 декабря 2014 № 930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы» (с посл. изм. и доп. от 27 августа 2015 г. № 598 н) // Российская газета. 2014. № 9.
20. Путило Н.В. Законодательство субъектов РФ о здравоохранении // Современное Российское право. 2003. № 1.
References
1. Kobyakov D.P. Legal Problems of Transplantology, diss. ... cand. civil. sciences, M., 2000.
2. The Law of the Russian Federation of December 22, 1992 No. 4180-1 "On an Organ Transplantation and (or) the Person" (with amendment and No. 279-FZ, additional from November 29, 2007), Sheets of SND and Russian Armed Forces, 1993, No. 2, Art. 62.
3. The Resolution of the Government of the Russian Federation of October 22, 2012 No. 1074 "On the program of the State Guarantees of Free Delivering of Medical Care to Citizens for 2013 and on Planning Period of 2014 and 2015",
Collection of the Legislation of the Russian Federation, 2012, No. 44, Art. 6021.
4. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of October 09, 2009 No. 819 n "On the Statement of the Order of Delivery of Health Care by an Organ Transplantation Method", The Russian newspaper, 2009, No. 222.
5. Danilochkina Yu.V. Legal Regulation of Business Activity in the Market of Medical Services, diss. ... cand. civil. sciences. Samara, 2003.
6. Zhamkova O.E. Legal Regulation of delivering Medical Services in the Legislation of the Russian Federation, diss. ... cand. civil. sciences, M., 2007.
7. The Federal Law of the Russian Federation of November 21, 2011 No. 323-FZ "On bases of Protection of Public Health in the Russian Federation" (with amendment and No. 233-FZ, additional from July 13, 2015), The Russian newspaper, 2011, No. 263.
8. Stepanova E.N. Organ Transplantation of the Person: World Experience and Russia (civil aspect), diss. ... cand. civil. sciences, M., 2004.
9. Margatskaya N.A. Civil Problems of Donorship and Transplantation, abstract diss.... cand. civil. sciences, M.; MGU, 1984.
10. Lomakina I.G. Civil Regulation of the Relations on Delivering Medical Services in the Russian Federation: diss.... cand. civil. sciences. M, 2006.
11. Savitskaya A.N. Compensation of the Damage Caused by an Inadequate Doctoring. Lviv: Vishcha school, 1982.
12. Sirotkina A.A. Contract of Delivering Medical Services: Features of Legal Regulation: diss. ... cand. civil. sciences. M, 2003.
13. Maleina M.N. A person and Medicine in the Modern Law. M.: BEK, 1995.
14. Novocelov V.I. A legal Status of Citizens in Branches of Public Administration. Saratov: Saratov un-t, 1977.
15. Komzolov A.I. Civil Regulation and Protection of the Rights of Participants of Medical Relations, abstract diss. ... cand. civil. sciences. M, 1999.
16. Mountain S.V. Contract of Delivering Medical Services, diss.... cand. civil. sciences, Belgorod, 2004.
17. Tarasova V.A. Legal Status of Citizens in the Sphere of Social Security, The Soviet State and the Law, 1981, No. 1.
18. The Federal Law of December 28, 2013 No. 442-FZ "On the Bases of Social Service of Citizens in the Russian Federation" (with amendment and No. 256-FZ, additional from July 21, 2014), Collection of the Legislation of the Russian Federation, 2013, No. 52 (part 1), Art. 7007.
19. Order of the Russian Ministry of Health of December 29, 2014 No. 930n "On the statement of the Order of the Organization of Delivering Hi-tech Medical Care with Use of Specialized Information System" (with amendment and No. 598 of N, additional from August 27, 2015), Russian newspaper, 2014, No. 9.
20. Putilo N.V. Legislation of Territorial Subjects of the Russian Federation on Health Care, Modern Russian Law, 2003, No. 1.
Дата поступления: 14.05.2015 Received: 14.05.2015
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 343
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
ТАРАСОВ Александр Алексеевич
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Института права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет", г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
ГАБДРАШИТОВА Венера Рауилевна
ассистент кафедры уголовного права и процесса Института права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет", г. Уфа, Россия E-mail: venya_ip@icloud. com
В статье анализируются возможности использования системы дружественного к ребенку правосудия при производстве по уголовному делу. Автор обосновывает вывод о том, что в уголовно-процессуальном законе России уже содержится ряд правовых норм, могущих послужить основой для формирования такой системы: специальный предмет доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, возможность избрания особой меры пресечения, особые основания прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетних, особые правила производства отдельных следственных и иных процессуальных действий, особые основания проведения
90
THE USE OF THE SYSTEM OF CHILD-FRIENDLY JUSTICE DURING CRIMINAL
PROCEEDINGS
TARASOV Alexander Alexeyevich
Doctor of Sciences (law), Professor, Holder of the chair of Criminal Law and Procedure of the Institute of Law of the FBSEIHPE Bashkir State University, Ufa, Russia
E-mail: [email protected]
GABDRASHITOVA Venera Rauilevna
Teaching assistant of the chair of Criminal Law and Procedure of the Institute of Law of the FBSEI HPE Bashkir State University, Ufa, Russia E-mail: venya_ip@icloud. com
The article analyzes the possibilities of the use of child-friendly justice in criminal proceedings. The author justifies the conclusion that the Russian criminal procedure law contains a number of legal standards that could serve as a basis for the formation of such a system: a special item of evidence in criminal cases involving minors, the possibility of choosing a special preventive measure, specific grounds for termination of prosecution against minors, special rules of the conduct of certain investigative and other legal proceedings, special foundation to have a closed court session, a special circle of participants in the proceedings in these cases. All these rules