Научная статья на тему 'Материально-техническое состояние общеобразовательных (дневных) школ в Республике Алтай в период с 1992 по 2000 год'

Материально-техническое состояние общеобразовательных (дневных) школ в Республике Алтай в период с 1992 по 2000 год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / MATERIAL AND TECHNICAL CONDITION / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / MAJOR REPAIR / PROVISION OF AMENITIES / БЛАГОУСТРОЙСТВО ШКОЛ / АВАРИЙНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛ / EMERGENCY CONDITION OF STATE SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохин И. А.

В представленной автором статье на основе архивных источников по данной проблеме, официальных статистических ежегодников Республики Алтай, рассматривается материально-техническое состояние (дневных) общеобразовательных школ в Республике Алтай в период с 1992 по 2000 год. Автор проводит анализ статистических данных, которые повлияли на материально-техническое состояние общеобразовательных учреждений в Республике Алтай. Такими показателями, по мнению автора, являются наличие (отсутствие) в школах канализации, отопления, водопровода, всех видов благоустройства, а также аварийное состояние школьных зданий, необходимость в капитальном ремонте. Автором предпринята попытка проследить динамику развития материально-технического состояния школ в регионе. Проведённый анализ материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в Республике Алтай демонстрирует насколько трудной была обстановка в школах региона в исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIAL AND TECHNICAL CONDITION OF (DAY) GENERAL EDUCATION SCHOOLS IN THE ALTAI REPUBLIC (1992-2000)

The author uses archival sources and official statistical yearbooks of the Altai Republic to analyze material and technical condition of day general education schools in the period from 1992 to 2000. The author analyzes the factors that have affected the material and technical condition of educational institutions in the republic. The author thinks that a sewage system, heating, water supply, emergency condition of buildings, major repair, provision of amenities are the indicators of material and technical condition. The author attempts to observe the dynamics of material and technical condition of the development in the republic. The analysis of educational institutions' technical condition in the Altai Republic demonstrates a low level of the development of schools in the period from 1992 to 2000.

Текст научной работы на тему «Материально-техническое состояние общеобразовательных (дневных) школ в Республике Алтай в период с 1992 по 2000 год»

художников холуйской лаковой миниатюрной живописи, поэтому набор на бакалавриат выпускников среднего профессионального образования более чем целесообразен и оправдан качеством современной подготовки уникальных художников холуйской лаковой миниатюрной живописи.

В этом же году в Высшей школе народных искусств был произведен первый набор бакалавров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Холуйская лаковая миниатюрная живопись», состоящий из выпускников Холуйского художественного училища имени Н.Н. Харламова.

В 2014 году в Высшей школе народных искусств (институте) состоялся первый выпуск бакалавров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по профилю «Холуйская лаковая миниатюрная живопись». Выпускные квалификационные работы были объединены одной общей темой «Холуй», как исторического центра Владимиро-Суздальских земель, а также новой конструктивной формой изделия - пластины, что требовало от студентов найти оригинальное творческое решение заданной тематики, развить идейный замысел, раскрыв заданную тему в новом аспекте решения художественной зада-

Библиографический список

чи, сохраняя и развивая традиции холуйской лаковой миниатюрной живописи, с чем выпускники успешно справились, защитив выпускные квалификационные работы на «отлично».

Выпускники вуза имеют возможность продолжать свою профессиональную деятельность и развивать искусство холуйской лаковой миниатюрной живописи на предприятиях ООО «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры» и ООО «Русская лаковая миниатюра», где осуществляется полный цикл производства лаковой миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше (изготовление полуфабриката, художественная роспись, лакировка, полировка, упаковка) [11, с. 3].

Таким образом, история профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи показала, что есть перспективы развития профессионального образования, заинтересованность общества в высококвалифицированных кадрах, способных сохранять традиции и создавать уникальные творческие произведения. На протяжении ХХ - Х1Х вв. сформировалась уникальная система непрерывного профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи. Развитие профессионального образования в данной области поддерживается наличием художественных династий.

1. Исаев А.А. Промыслы Московской губернии. В 2-х томах. 1876; Т. 2. Гл. 1, табл. 1.

2. Костерин К.В., Кукулиев У.А. Путь советского Холуя. Искусство Холуя. Иваново: Иванов. кн. изд-во, 1959; 63.

3. Кузнецов Д.Е. Модернизация Холуйской художественной фабрики лаковой миниатюрной живописи и развитие инфраструктуры народного художественного промысла. Современная русская лаковая миниатюра: материалы международной конференции 14-16 ноября. Москва. 2013; 95 - 103.

4. Максимович В.Ф. Возрождаем традиционное прикладное искусство России... и очень успешно! Ректор вуза. 2011; № 10: 22 - 27.

5. Некрасова М.А. Сто лет спустя. Взгляд на перспективу. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII-XXI вв. Традиции и современность. Москва: Союз Дизайн, 2013: 589 - 606.

6. Барадулин В.А., Коромыслов Б.И., Максимов Ю.В. [и др.]. Основы художественного ремесла: практ. пособие. Москва: Просвещение, 1979: 320.

7. Петров Е.П. Федоскинская артель живописцев на папье-маше. Москва, 1913: 6.

8. Печкин М.Б. Выпускники - 2005. [Б. м.] Холуйское художественное училище им. Н.Н. Харламова. 2005: 52.

9. Печкин М.Б. История организации Холуйской художественной профтехшколы. Пожарский юбилейный альманах: Иваново: ООО «ИИТ «А-Нриф», 2014: Вып: 844 - 52.

10. Печкин М.Б. Холуйское художественное училище имени Н.Н. Харламова. [Б. м.]: Формула цвета, 2003: 32.

11. Чиркин В.А. ООО «Русская лаковая миниатюра». Современная русская лаковая миниатюра: материалы международной конференции, 14-16 ноября. Москва: 2013: 205.

References

1. Isaev A.A. Promysly Moskovskoj gubernii. V 2-h tomah. 1876; T. 2. Gl. 1, tabl. 1.

2. Kosterin K.V., Kukuliev U.A. Put' sovetskogo Holuya. Iskusstvo Holuya. Ivanovo: Ivanov. kn. izd-vo, 1959; 63.

3. Kuznecov D.E. Modernizaciya Holujskoj hudozhestvennoj fabriki lakovoj miniatyurnoj zhivopisi i razvitie infrastruktury narodnogo hudozhestvennogo promysla. Sovremennaya russkaya lakovaya miniatyura: materialy mezhdunarodnoj konferencii 14-16 noyabrya. Moskva. 2013; 95 - 103.

4. Maksimovich V.F. Vozrozhdaem tradicionnoe prikladnoe iskusstvo Rossii... i ochen' uspeshno! Rektor vuza. 2011; № 10: 22 - 27.

5. Nekrasova M.A. Sto let spustya. Vzglyad na perspektivu. Narodnoe iskusstvo. Russkaya tradicionnaya kul'tura ipravoslavie. XVIII-XXI vv. Tradiciiisovremennost'. Moskva: Soyuz Dizajn, 2013: 589 - 606.

6. Baradulin V.A., Koromyslov B.I., Maksimov Yu.V. [i dr.]. Osnovy hudozhestvennogo remesla: prakt. posobie. Moskva: Prosveschenie, 1979: 320.

7. Petrov E.P. Fedoskinskaya artel'zhivopiscev na pap'e-mashe. Moskva, 1913: 6.

8. Pechkin M.B. Vypuskniki- 2005. [B. m.] Holujskoe hudozhestvennoe uchilische im. N.N. Harlamova. 2005: 52.

9. Pechkin M.B. Istoriya organizacii Holujskoj hudozhestvennoj proftehshkoly. Pozharskij yubilejnyj al'manah: Ivanovo: OOO «IIT «A-Nrif», 2014: Vyp: 844 - 52.

10. Pechkin M.B. Holujskoe hudozhestvennoe uchilische imeniN.N. Harlamova. [B. m.]: Formula cveta, 2003: 32.

11. Chirkin V.A. OOO «Russkaya lakovaya miniatyura». Sovremennaya russkaya lakovaya miniatyura: materialy mezhdunarodnoj konferencii, 14-16 noyabrya. Moskva: 2013: 205.

Статья поступила в редакцию 28.01.17

УДК 371. 6

Anohin I.A., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]

MATERIAL AND TECHNICAL CONDITION OF (DAY) GENERAL EDUCATION SCHOOLS IN THE ALTAI REPUBLIC (19922000). The author uses archival sources and official statistical yearbooks of the Altai Republic to analyze material and technical condition of day general education schools in the period from 1992 to 2000. The author analyzes the factors that have affected the material and technical condition of educational institutions in the republic. The author thinks that a sewage system, heating, water supply, emergency condition of buildings, major repair, provision of amenities are the indicators of material and technical condition. The author attempts to observe the dynamics of material and technical condition of the development in the republic. The analysis of educational institutions' technical condition in the Altai Republic demonstrates a low level of the development of schools in the period from 1992 to 2000.

Key words: school, education, material and technical condition, major repair, provision of amenities, emergency condition of state schools.

И.А. Анохин, аспирант, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск,

E-mail: [email protected]

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ (ДНЕВНЫХ) ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ В ПЕРИОД С 1992 ПО 2000 ГОД

В представленной автором статье на основе архивных источников по данной проблеме, официальных статистических ежегодников Республики Алтай, рассматривается материально-техническое состояние (дневных) общеобразовательных школ в Республике Алтай в период с 1992 по 2000 год. Автор проводит анализ статистических данных, которые повлияли на материально-техническое состояние общеобразовательных учреждений в Республике Алтай. Такими показателями, по мнению автора, являются наличие (отсутствие) в школах канализации, отопления, водопровода, всех видов благоустройства, а также аварийное состояние школьных зданий, необходимость в капитальном ремонте. Автором предпринята попытка проследить динамику развития материально-технического состояния школ в регионе. Проведённый анализ материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в Республике Алтай демонстрирует насколько трудной была обстановка в школах региона в исследуемый период.

Ключевые слова: школа, образование, материально-техническое состояние, капитальный ремонт, благоустройство школ, аварийное состояние школ.

В 90-е годы в Республике Алтай сложилась трудная социально-экономическая ситуация вызванная политическими событиями в РФ. Политические и экономические процессы не могли не отразиться и на отдельных субъектах РФ. Одним из таких регионов являлась Республика Алтай. Напряжённой являлась обстановка и в системе образования республики. Так в образовании РА наблюдались задержки заработной платы педагогическим работникам, недофинансирование системы образования, уменьшение выплат из регионального бюджета [1]. В связи с этим были сложности с материально-техническим обеспечением общеобразовательных учреждений в регионе. Так, к примеру, в школах РА не хватало мебели, книг, учебно-методической литературы, учебного оборудования, кабинетов для проведения уроков, многие из школ Республики требовали к себе пристального внимания из-за скудного материально-технического обеспечения и состояния школьных зданий [1].

Актуальность данного вопроса заключается в том, что от материально-технического состояния школ зависит функционирование и развитие школьного образования, и от того насколько создана полноценная материально-техническая база школ в регионе зависит непосредственно сам учебный процесс, взаимодействие педагогов и учащихся, стабильность и доступность получаемого образования, качество образования.

По нашему мнению, от состояния школ и их готовности к образовательному процессу зависит как полноценное функционирование самого образовательного учреждения, так и доступность, качество предоставляемых образовательных услуг, пребывание учащихся в школах, где имеется всё необходимое для учебной деятельности, всё это существенно облегчает учебный процесс и способствует более продуктивной работе.

С целью исследования вопроса становления и развития системы школьного образования в Республике Алтай в период с 1991 по 2000 годы рассмотрим вопрос, посвященный материально-техническому состоянию общеобразовательных учреждений в Республике Алтай в 90-е гг. XX в.

Проведённый анализ литературы по данному вопросу показал, что на сегодняшний момент в Республике Алтай имеется незначительное количество работ по рассматриваемой теме. Отдельные вопросы, посвященные материально-техническому состоянию школ в Республике Алтай в период 90-х гг. XX в. рассматривают в своих статьях учёные Н.В. Гусельникова, П.Н. Кар-плюк, Л.Н. Аксенова.

В статье «Состояние и основные тенденции развития системы общего среднего (полного) образования в Республике Алтай ученые Н.В. Гусельникова, П.Н. Карплюк рассмотрели развитие общего среднего (полного) образования в регионе. Авторы в своём исследовании отметили, что система общего среднего (полного) образования в Республике Алтай в 90-е годы XX века развивалась в тяжелых социально-экономических условиях, наблюдалась социальная напряжённость в среде педагогических работников, также были частыми задолженности по заработной плате, ученые акцентировали внимание на том, что было характерным уменьшение выделения денежных средств из регионального бюджета Республики Алтай, трудной являлась ситуация с приобретением школьного оборудования и учебно-методической литературы [1].

В контексте данной работы исследователи подчеркнули, что существовал ряд проблем материально-технического обеспечения общеобразовательных учреждений в регионе. К таким проблемам относились организация питания учащихся, оснащение и ремонт школьной мебели, оборудование кабинетов для

проведения занятий по таким предметам как биология, химия, физкультура, информатика. Более того авторы в рамках своей статьи отметили, что особое волнение вызывали процессы ветшания и износа школьных зданий и сооружений образовательных учреждений республики, их учебно-наглядной и материальной базы [1, с. 37].

Учёные Н.В. Гусельникова, П.Н. Карплюк в статье привели статистические материалы, согласно которым число аварийных сельских школ достигало 20%, в капитальном ремонте нуждалось 70 % общеобразовательных учреждений РА, не было водопровода у 70,9 % школ, не имели центрального отопления 76, 4%, отсутствовала канализация у 82,3 % . По мнению авторов вследствие наблюдавшегося ежегодного дефицита бюджетного финансирования сельских школ, происходило ухудшение как материально-технической, так и учебно-методической базы школ, что, в конечном счёте, влияло на качество образования в школах региона [1, а 37].

Л.Н. Аксенова в статье «Образование в Республике Алтай в начале 90-х гг. XX в. рассматривает основные направления развития образования в регионе в 90-е годы XX столетия. Автор в данной работе отмечает, что содержание образования в школах Республики Алтай менялось ввиду принятия нормативно-правового документа Базисного учебного плана общеобразовательной школы (федерального и республиканского), также появлялись и развивались учреждения инновационного типа, внедрялось профильное, вариативное и дифференцированное обучение с углубленным изучением предметов [2].

Здесь же автором поднимается вопрос материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в Республике Алтай. По мнению Л.Н. Аксеновой, для региона был характерен рост числа школьных зданий, которые требовали проведения капитального ремонта [2].

К серьёзной проблеме исследователь относит материально-техническое состояние учреждений образования Республики Алтай в наиболее отдаленных районах Кош-Агачском и Улаганском. Ученая отмечает, что порядка 85% учреждений образования располагалось в специально приспособленных и оборудованных для проведения занятий помещениях, 50% школ функционировали в 2 смены [2, с. 134].

Таким образом, анализ источников по данному вопросу показал, что авторы рассматривают различные аспекты развития школьного образования в Республике Алтай в 90-е гг. XX века, исследуют проблемы материально-технического обеспечения и состояния общеобразовательных учреждений в регионе с учетом реально наблюдавшейся в РА ситуации. Однако, по нашему мнению, вопрос материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в Республике Алтай в 90-е гг. XX века исследован недостаточно и требует дальнейшего рассмотрения.

В ходе исследования автором данной статьи были использованы архивные материалы Комитета образования и науки РА, в последующем Министерства образования и науки РА, в которых приводятся отдельные статистические и фактические данные, свидетельствующие о действительной обстановке, наблюдавшейся с материально-техническом состоянием школ региона в период с 1992 по 2000 год, а также официальные статистические ежегодники Госкомстата Республики Алтай («Республика Алтай в 1993 году», «Республика Алтай в 1994 году», «Республика Алтай в 1995 году», «Республика Алтай в 1998 году», «Республика Алтай в 2001 году».

В нашем исследовании за основу берутся статистические данные, показывающие динамику развития состояния зданий

Рис. 1. Техническое состояние и благоустройство зданий общеобразовательных (дневных) школ в Республике Алтай. 1992-2000 гг.

1-1-1

1997/98 1999/2000

Требующих капитального ремонта Со всеми видами благоустройства Без центрального отопления

1992/93 1993/94

■Число школ всего -В аварийном состоянии ■Без водопровода Без канализации

1995/96

общеобразовательных(дневных) школРеспублики Алтай в период с 1992 по 2000 год. Также анализируется разница показателей на начало и конец рассматриваемогвпеипоаа. Проводится анализ таких показателей, как аварийное состояние школьных зданий, наличие (отсутствие) центрального отопления в школах, канализации в школах, водопровода, необходимость капитального ремонта и наличие всех видов благоустройства в шкслах с 1992 по 2000 год.Попричине отсутствия информации за 1991 год в исследовании за основу берутся данныеза 1992 год.

Остановимся подробно на характеристике общего матери-ально-оехнячеслогосостояния общеобразователезых (дневоых) школ в Республике Алтай с 1992 по 2000 год.

Для сзстаалениягрефака ипсосьзовоныдзпоыннз офсс циальных статистических ежегодников Госкомстата Республики АлтоД(зд199ДГ.,1Я9ег.ы 19НС гя 1098 г., 2031 г.) На реж епри-ведёноомфафпкеотоб^женся^тлновка на.людавшаяся с материально-техническим состоянием школ Республики Алтай в периддс 199Л по 2200 глд, прпнимаяао вниуднпе учитываемые в данном исследовании показатели). График построеннооысовя а нал ззиауезыхр и ссза дов ании лей.

Рассмосрим оакнйзоклоктпяь, казаалисиокнпал иоациив школах РА. К 1992-1993 уч. г. в Республике Алтай 181 школа из 199 не имелаыана2пзсцои,(Я1 % от общего количества школ) к 1993-1994 уч. г. их количество возросло до 196. С 1993-1994 уч. г. до 1999-2000пч. г. данныд покалаяель клехишалоя. Л2000 году количество юкпл бозкаоялиыация уменьыхиось дп"^ ^2(0г^,л2> от общего количества).

Далесоотаннсиохи ниоидд поладаееаскакналииле а во -лах центрального отопления. В 1992-1993 уч. г. центральное ото-плениеьмеиокь в16 шу02нп(8%02 общегокялииевтва), в 183 школах такое отопление отсутствовало (92% от общего количества школ).

На протяжении всего рассматриваемого периода количество школ без центрального отопления уменьшалось. В 1999-2000 уч. г. центрального отопления не было в 156 школах, что составило 76,8 - % от общего количества школ.

Следующим важным показателем является наличие (отсутствие) водопровода в школах региона.

В Республике Алтай в 1992-1993 уч. г. 158 школ из 199 (79%) не имели водопровода. Число школ, в которых отсутствовал водопровод колебалось (менялось) на протяжении 1992 - 1998 годов. Данный показатель уменьшался со 165 школ в 1995 - 1996 уч. г. до 145 школ в 1999 - 2000 уч. г. что составило 76,8 % от общегоколичествашкол.

Следующим достаточно важным показателем является не-обходимостьв капитальномремонтешкол.

В 1992-1993 уч. г. 86 школ (43%) республики нуждались в проведении капитального ремонта. В дальнейшем их количество уменьшалось и достигло минимального значения в 1995-1996 уч. г. (63 школы). В последующие годы наблюдалось увеличение данного показателя: до 106 в 1997-1998 уч. г. и 138 то есть (68% от общего их количества школ) в 1999-2000 уч. г.

Многие районные школы РА в 1998 году нуждались в проведении капитального ремонта: Чибитская, Саратанская, Балы-ктуюльская, Кара-Кудюрская, Язулинская, Улаганская, Часпор-тинская средние школы и ряд других школ.

В то же время в капитальном ремонте нуждались и ряд городских школ, в частности школы №1, №2, № 3, №4, №5, №6, №8,№12[3, Л.1-2].

Далее рассмотрим, что происходило с таким показателем как аварийное состояние школ. В 1992-1993 уч. г. в аварийном состоянии находились 36 школ (18 %). Показатель количества школ, находящихся в аварийном состоянии менялся скачкообразно на протяжении всего изучаемого периода. В 1992-1993 уч. г. в аварийном состоянии находились 36 школ, в 1993-1994 -25, в 1995-1996 - 30, 1997-1998 - 14. К 1999-2000 уч. г. их количество возросло до 41 школы, т.е. 20 % от общего количества общеобразовательных(дневных)школ.

Фонд школьных зданий в большинстве своем являлся устаревшим. Так отдельный возраст некоторых школ Усть-Канского района достигал более 40 лет [4, Л. 61].

Темпы ветшания материальной базы явно опережали темпы строительства и ремонтных работ, ускорялся износ зданий и растущая сменность занятий.

Учебный процесс осуществлялся в школах, признанных аварийными в ряде сел РА (Иогач Турочакского района, Мухор-Тар-хата и Тобелер Кош-Агачского района [5, Л. 62].

В связи с разного рода недоделками не были введены в эксплуатацию строящиеся школы в с. Балыкча Улаганского района и с. Инегень Онгудайского района. С большими недоделками начался учебный год в школе с. Нижняя Талда Онгудайского района. В приспособленных помещениях занимались дети в селах Уймень Чойского района и Кайтанак Усть-Коксинского района [6, Л. 63].

К числу аварийных школ относились: школа-интернат № 1 г. Горно-Алтайска, (с сентября 1993 г здание было признано аварийным), школа-интернат в с. Кош-Агач, (здание данной школы было ветхое, гнилое, фундаменты полуразрушены, стены промерзали, в школе практически нереально было заниматься), школа № 13 г. Горно-Алтайска (не хватало учебной площади для проведения занятий, по этой причине не было начальных классов, в школе не было канализации), школа № 2 г. Горно-Алтайка (развалилась), школа в с. Иогач, (здание деревянное, гнилое 1977 г, находилось в аварийном состоянии). Физический износ здания школы в с. Шартайга составлял 76%, школа не имела ни мастерских, ни спортивного зала, из всех видов благоустройств имелось только центральное отопление. Школа в с. Катанда (физический износ здания составлял 60%, в обычных классных комнатах были размещены мастерская, столовая и спортзал, что не соответствовало ни каким санитарным нормам, отсутствовали все виды благоустройства; в существующей школе учились дети из пяти поселков, в семи приспособленных зданиях, четыре из которых находились в аварийном состоянии) [7, Л. 145-147].

Не менее значимым показателем, влияющим на материально-техническое состояние школ в Республике Алтай был показатель наличия всех видов благоустройства.

В 1992-1994 гг. в республике Алтай все виды благоустройства имели только 5 школ, что составляло 2.51 % от общего количества школ в 1992-1993 уч. г и 2.47 % в 1993-1994 уч.г. К 1995 году количество полностью благоустроенных школ выросло до 12, что составило 5,7 %. Данный показатель оставался неизменным до 1997-1998 учебного года. В 1999-2000 уч. г. уже 26 школ в республике имели все виды благоустройства, то есть показатель возрос от 5 школ (2.51%) в 1992-1993 уч. г. до 26 школ (12.8 % от общего количества школ).

Библиографический список

Таким образом, можно заключить, что в 1999-2000 уч. г. по сравнению с 1992-1993 уч. Г. возросли следующие показатели: количество школ, требующих капитального ремонта на 52 школы (60,4%); количество школ в аварийном состоянии на 5 школ (13,8 %) и количество школ, имеющих все виды благоустройства на 21 школу - то есть произошло увеличение в 5,2 раза.

При этом в конце рассматриваемого периода, по сравнению с его началом упали показатели числа школ, не имеющих: водопровода - на 13 (8,2 %), центрального отопления - на 27 (14,8 %), канализации - на 11 (6%).

Итак, подводя итог вышерассматриваемого вопроса отметим, что в школах региона наблюдались как позитивные, так и негативные явления. К позитивным явлениям можно отнести увеличение количества школ со всеми видами благоустройства, школ в которых появился водопровод, центральное отопление и канализация. К негативным явлениям относилось увеличение количества школ, требующих проведения капитального ремонта, школ, находящихся в аварийном состоянии. На наш взгляд, во многом сложившаяся ситуация в школах Республики Алтай была обусловлена несвоевременным и недостаточным финансированием системы образования в регионе и уменьшением выделения денежных средств как из федерального так и регионального бюджетов [8]. Поэтому, указанное обстоятельство определяло материально-техническое состояние школ в регионе в исследуемый период. Проведённый анализ материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в регионе обозначил имевшиеся трудности с состоянием школ и их эксплуатацией в 90-е гг. XX в. в таком регионе как Республика Алтай.

Теоретическое значение статьи заключается на наш взгляд, в том, что представленные материалы дают более полное представление о материально-техническом состоянии общеобразовательных учреждений в Республике Алтай в период с 1992 по 2000 гг.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что данные результаты исследования могут быть полезны для студентов, ученых, педагогов, научных работников, интересующихся проблемами развития системы образования региона в данный период. Полученные статистические данные будут способствовать более целостному, осмысленному анализу при дальнейшем исследовании и разработке вышеуказанного вопроса.

1. Гусельникова Н.В., Карплюк П.Н. и др. Состояние и основные тенденции развития системы общего среднего (полного) образования в Республике Алтай. Наука, культура, образование. 2002; 12: 31 - 40.

2. Аксенова Л.Н. Образование в республике Алтай в начале 90-х гг. XX в. Природные условия. История и культура Западной Монголии и сопредельных регионов: сборник материалов конференции. Горно-Алтайск, 2007; Т. 1: 131 - 135.

3. Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Казённое учреждение Республики Алтай (КУ РА «Госархив СПД РА»). Ф. Р-55; Оп.27; Д. 598; Л. 1 - 2.

4. Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Казённое учреждение Республики Алтай (КУ РА «Госархив СПД РА»). Ф. Р-55; Оп. 27; Д. 616; Л. 61.

5. Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Казённое учреждение Республики Алтай (КУ РА «Госархив СПД РА»). Ф. Р-55; Д. 604; Л. 62.

6. Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Казённое учреждение Республики Алтай (КУ РА «Госархив СПД РА»). Ф. Р-55; Д. 604; Л. 63.

7. Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Казённое учреждение Республики Алтай (КУ РА «Госархив СПД РА»). Ф. Р-55; Оп. 27; Д. 616; Л. 145 - 147.

8. Гусельникова Н.В., Карплюк П.Н. и др. Состояние и основные тенденции развития системы общего среднего (полного) образования в Республике Алтай. Наука, культура, образование. 2002; 12: 31 - 40.

References

1. Gusel'nikova N.V., Karplyuk P.N. i dr. Sostoyanie i osnovnye tendencii razvitiya sistemy obschego srednego (polnogo) obrazovaniya v Respublike Altaj. Nauka, kul'tura, obrazovanie. 2002; 12: 31 - 40.

2. Aksenova L.N. Obrazovanie v respublike Altaj v nachale 90-h gg. XX v. Prirodnye usloviya. Istoriya i kul'tura Zapadnoj Mongolii i sopredel'nyh regionov: sbornik materialov konferencii. Gorno-Altajsk, 2007; T. 1: 131 - 135.

3. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F. R-55; Op.27; D. 598; L. 1 - 2.

4. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F. R-55; Op. 27; D. 616; L. 61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F. R-55; D. 604; L. 62.

6. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F. R-55; D. 604; L. 63.

7. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F. R-55; Op. 27; D. 616; L. 145 - 147.

8. Gusel'nikova N.V., Karplyuk P.N. i dr. Sostoyanie i osnovnye tendencii razvitiya sistemy obschego srednego (polnogo) obrazovaniya v Respublike Altaj. Nauka, kul'tura, obrazovanie. 2002; 12: 31 - 40.

Статья поступила в редакцию 30.01.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.