УДК 37+371 +371.62+027.8 (571.52) ОЧУР Надежда Михайловна
Тувинский государственный университет г. Кызыл, Россия
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛ ТУВЫ В 1990-е - НАЧАЛЕ 2000-х ГОДОВ
В статье проанализировано влияние реформ конца XX - начала XXI в. на материально-техническую базу, финансовое положение и книгообеспечение школ Тувы. Автором отмечается, что в начале 1990 -х годов бюджетная система республики оказалась в сложной ситуации. Финансовая зависимость от федерального центра, спад промышленности и сельского хозяйства, углубление экономического кризиса и растущая инфляция негативно сказывались на положении дел школ региона. Анализ литературы и источников, а также цифровых данных показал, что неотъемлемой чертой школ стали увеличение кредиторской задолженности по коммунальным платежам, обветшание зданий и учебных корпусов, задержка заработной платы учителям, неудовлетворительное состояние школьных библиотек, недостаточная обеспеченность компьютерной техникой и учебным оборудованием. В заключение делается вывод о том, что министерство образования республики и администрации образовательных учреждений активно искали пути решения возникших проблем, приводящие к положительным результатам - открытию новых школ, обеспечению учебной и методической литературой, укреплению материально-технической базы, постепенному увеличению финансирования системы образования региона. Однако эти улучшения происходят только в начале 20 00-х годов.
Ключевые слова: реформа образования, материально-техническая база, школьные библиотеки, финансирование системы общего образования, школы Тувы.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 -212-217 Nadezhda M. OCHUR
Tuvan State University Kyzyl, Russia
MATERIAL AND TECHNICAL SUPPLY AND PROCUREMENT OF EDICATIONAL PROCESS OF THE SCHOOLS OF TUVA IN 1990S AND EARLY 2000SCASE
The article analyzes effects of the reforms in the late 20th century and in the early 21th century on the material and technical resources, financial condition and provision by the books of the schools of Tuva. The author notes that early in the 1990s the budget system of the Republic was in a difficult situation. The financial dependence on the Federal center, decline in manufacturing output and agriculture, exacerbation of economic crisis and rising inflation had a negative impact on the situation of the schools of the region. The case studies of the literary and digital sources show that the increase in accounts payable on utility charges, decay of the educational buildings, late payment of wages for the teachers, poor status of the school libraries, insufficient provision by computers and training equipment became an integral feature of the schools. In conclusion, the author draws that neither of the schools were closed in Tuva despite the subsidized status of the republic, agrarian nature of its economy and weak tax administration in 1990s. On the contrary, the new educational buildings were opened in the rural districts and at the out-of-the-way places. The ministry of education of the republic and administrations of the educational institutions intensely looked for the ways to solve the occurred questions. This led to soften a problem severity. The author pointed the positive sides in the development of the schools during the period under review: the supply by educational and methodological literature, strengthening of the material and technical resources, gradual increase of the financing of the local educational system. However, these improvements only happened early in the 2000s.
Keywords: education reform, material-technical base, school libraries, funding for public education, schools of Tuva
Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Тыва в рамках научного проекта №16-11-17001.
Acknowledgement. The study was supported by the Russian Foundation for Humanities and Tyva Republic in the framework of the scientific project №16-11-17001.
В начале 1990-х годов бюджетная система Республики Тыва, как и всей Российской Федерации, оказалась в весьма сложной ситуации. Дотационное положение региона, углубляющийся кризис производства, растущая инфляция и безработица, нехватка денежных средств, недобор налоговых поступлений отрицательно сказывались на проведении стабилизационных финансовых мероприятий. В этих условиях особенно в крайне тяжелом положении оказывались общеобразовательные учреждения республики.
В 1990 г. Министерство просвещения РСФСР подготовило и утвердило нормы финансовых затрат по основным расходным статьям сметы образовательного учреждения (кроме оплаты труда). Но либерализация цен не позволила использовать эти нормы в качестве основы для прямого расчета норматива потребности. В результате «обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях...» было отнесено к компетенции субъектов Рос-
сийской Федерации. За федеральным центром оставалось «финансирование федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных услуг» [1, с. 34].
Учреждения образования не имели возможности проводить самостоятельную бюджетную политику. Нормы расходов по статьям бюджета определялись союзными органами без учета местных особенностей, роль министерства сводилась к техническому расчету бюджета. Была разрушена основа бюджетно-сметного финансирования, его главный принцип - постатейное финансирование и строгое целевое использование бюджетных средств.
На начало 1998-1999 учебного года в Туве функционировали 3 лицея, 3 гимназии, 134 общеобразовательных, 11 основных, 11 начальных, 13 вечерних, 7 специальных школ. В них обучались 67 409 учащихся. В первой смене учились 70% , а во второй - 30% от общего числа обучающихся. В школах не хватало учебных площадей, 28% учреждений образования находились в аварийном состоянии, 90% - не имели канализации и водопровода, 60% - спортивных залов [2].
На слабую материально-техническую базу влияло сокращение бюджетных ассигнований, которые с каждым годом уменьшались. С середины 1990-х годов в результате недополучения денег из федерального бюджета у образовательных учреждений на коммунальные услуги накопилась фактическая задолженность перед предприятиями коммунального хозяйства в объеме более 3,5 млрд руб. [3, с. 92].
В адрес Правительства Российской Федерации и Республики Тыва, Министерства образования России и Тувы поступали многочисленные телеграммы, письма от органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, глав муниципалитетов, профсоюзных организаций. В обращениях говорилось о тяжелом положении, сложившемся в учебных заведениях в связи с тем, что ряд предприятий, оказывающих коммунальные услуги, повсеместно принимали решения об отключении электричества, тепла и водоснабжения в школах.
В Туве кредиторская задолженность учреждений образования начинает активно расти с конца 1990-х годов. На 1 января 1999 г. она составила 175 904 тыс. руб., в том числе по оплате труда - 40 069 тыс. руб., электроэнергии - 4 585 тыс. руб., теплоэнергии - 14 826 тыс. руб., продуктам питания - 12 560 тыс. руб., капитальному ремонту - 13 827 тыс. руб. [4, с. 33]
В это время полностью прекращается финансирование расходов на замену ветхой мебели, учебно-наглядного оборудования, классных досок, моющих средств. Учреждения не обеспечивались спортивным инвентарем, компьютерной и иной техникой. При многолетней и интенсивной эксплуатации электрическая сеть, инженерные коммуникации школ были изношены и требовали капитального ремонта или полной замены. Число школ, имеющих столовую или буфеты, с каждым годом сокращалось. Охват учащихся горячим питанием тоже был минимизирован.
Особенно в тяжелом положении оказались пришкольные интернаты и центры дополнительного образования: мебель и оборудование были физически и морально изношены. В условиях нехватки финансирования и постоянного наличия задолженности по всем статьям имелись факты задержек открытия данных образовательных учреждений после летнего сезона и вынужденного продления работникам их отпусков.
Школы-интернаты временно закрывались из-за отсутствия продуктов питания и топлива. В 1998 г. было принято постановление Правительства РТ «Об оказании адресной помощи малообеспеченным слоям населения республики» [5]. В соответствии с документом предусматривалось выделение целевых средств на покупку одежды и обуви, мягкого и твердого инвентаря для 700 учащихся специальных школ-интернатов. Однако деньги так и не были выделены. Обеспеченность средствами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в конце 1990-х годов составляла менее 40% потребности. По вышеуказанному постановлению предписывалось выделение денег на выплату пособий выпускникам из числа детей в сумме 841 тыс. руб. Средства по данному пункту министерство финансов Тувы не выделило, поэтому выплата пособий производилась вместе с очередным получением ежемесячного пособия.
В конце 1990-х годов резко уменьшилось финансирование строительства учреждений образования в республике. На строительство объектов образования за 1995-1998 гг. было освоено всего 21 205,2 тыс. руб. капитальных вложений, или 31,2% от годового плана 1990-1992 гг. Такое скудное финансирование приводило к быстрой изношенности зданий и учебных корпусов.
Либерализация цен еще больше обострила ситуацию в сфере образования. За счет средств, выделяемых из государственного и местного бюджетов, с трудом удавалось только поддерживать функционирование образовательных учреждений. Только за один год - с 1991 по 1992 г. - объем финансирования образования в целом по стране увеличился в пять раз, в то время как цены выросли в десять и более раз. В результате остались непрофинансированными
питание учащихся, расходы на оплату коммунальных услуг, горюче-смазочных материалов, содержание мастерских и т.д.
Произошли серьезные изменения и в правовом пространстве системы образования. 1 января 1995 г. вступила в действие первая часть, а 1 марта 1996 г. - вторая часть Гражданского кодекса Российской Федерации. Были определены два типа участников гражданского процесса: граждане (физические лица) и юридические лица. Школа была отнесена к юридическому лицу. Вышедшие в 1996 г. изменения и дополнения в Закон «Об образовании» также определили, что образовательное учреждение является юридическим лицом и имеет расчетный счет в банке и иных кредитных организациях (ст. 43) [6]. Но после принятия Закона многие учреждения образования стали «выпадать» из правового пространства страны, так как не приобрели статус юридических лиц.
Ухудшалось социально-экономическое положение работников образования. Скачок цен и растущая инфляция не компенсировались ростом заработной платы. Были прекращены выплаты компенсации в целях обеспечения учителей книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями. Задолженность работникам по данной статье с 1995 до 1998 г. стала составлять до 30 млн руб. [4, с. 35].
Расходы по льготам учителям, работающим в сельской местности, не производились. Районными администрациями были прекращены выплаты «подъемных» денег молодым специалистам, выдача талонов на приобретение угля и дров, по профсоюзной линии перестали обеспечивать учителей санаторно-курортными путевками.
Немалые надежды образовательные учреждения республики возлагали на принятую в 1998 г. «Программу развития образования РТ на 1998-2003 гг.». Однако средства на ее реализацию в 1998 г., как и в 1999 г., не были выделены.
Несмотря на проблемы, имелись и положительные моменты в финансировании системы образования региона. Министерство образования республики совместно с районными и городскими отделами образования изыскивали средства на укрепление учебно-материальной базы школ. Так, на приобретение различного оборудования образовательным учреждениям были выделены: в 1997 г . - 295 тыс. руб., в 1999 г. - 327 тыс. руб., в 2001 г. - 13 073 тыс. руб. [7, с. 63]. Проводилась активная работа по выделению средств на целевые программы. Большая финансовая и материальная помощь была получена на социальную поддержку учащимся, сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и из малообеспеченных семей по федеральным целевым программам «Дети-инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети Севера».
Школы Тувы самостоятельно находили средства для поддержки своей материальной базы. Устраивали благотворительные мероприятия и марафоны, связанные с юбилеем образовательного учреждения, привлекали спонсоров для проведения текущего ремонта и других работ, призывали родителей на субботники. Небольшой доход приносила им организация подсобного хозяйства. Так, в 1998 г. доходы школ от подсобных хозяйств составили 1,7 млн руб. Учащимися были выращены 502 т картофеля, 98 т капусты, 23 т других овощей, варенья запасено 5 т, шиповника - 1 т. [4, с. 36].
С 1999 г. отмечается рост расходов на образование. Их доля возрастает с 3,34% ВВП в 1998 г. до 3,58% ВВП в 2000 г., вернувшись к уровню 1992 г. Начала увеличиваться часть средств, выделяемых на систему образования в составе расходов федерального бюджета [8, с. 25]. Расходы на образование направлялись, в первую очередь, на обеспечение конституционных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность в получении образования.
Региональные власти начали погашать многолетнюю задолженность по оплате труда перед работниками образования. Это позволило снять социальную напряженность в отрасли и приступить к выплате заработной платы по новым повышенным тарифным ставкам.
Начиная с 2000-х годов наблюдается положительная тенденция и по решению кредиторской задолженности образовательных учреждений, в первую очередь по коммунальным платежам.
Нужно отметить, что особенностью периода является то, что в Туве не была закрыта ни одна общеобразовательная школа; наоборот, каждый год вводились в эксплуатацию новые учебные корпуса. Новые школы открывались, прежде всего, в сельской местности, труднодоступных и отдаленных районах.
В конце 1990-х годов происходит резкий приток внебюджетных средств в сферу образования. Объем таких денег стал составлять, по экспертным оценкам, примерно 10-15 % от общего объема средств. Однако большая часть этих денег находилась «в тени», что было обусловлено как низким уровнем управленческой культуры части руководителей школ республики, так и трудностями организации бухгалтерского учета поступающих в школу внебюджетных средств. Кроме того, тенденция переноса тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и
личные, в совокупности с приходящим расслоением общества по уровню доходов вела к угрозе превращения демократической системы образования в сословную, элитарную [3, с. 96].
В Туве основным фондом поступления внебюджетных средств по-прежнему оставались родительские взносы (в 2002 г. - 11 418 тыс. руб.), а также доходы от подсобного хозяйства (в 2002 г. - 3 585 тыс. руб.) [9].
Одним из приоритетных направлений деятельности республиканского министерства образования было обеспечение школ учебной, методической и иной литературой. В рассматриваемый период школьные библиотеки сохранили свою основную функцию по обеспечению учебно-воспитательного процесса книжными изданиями и проведению просветительской работы. Если просветительская работа библиотеками проводилась постоянно, по плану и графику, то с обеспечением школьных библиотек новой литературой возникли некоторые трудности.
В условиях нового хозяйственного механизма комплектование библиотек происходило в зависимости от статуса школы, содержания обучения, наличия специализированных классов и факультативов, а также желания администрации. Их подбор отражал стремление школьной библиотеки содействовать целям реформирования и разностороннему развитию личности ученика. Например, если школа-гимназия № 5 г. Кызыла на 1998 г. выписала 39 названий газет и журналов на сумму 3,5 тыс. руб., то общеобразовательная школа № 7 г. Кызыла вынуждена была выписывать только два издания [10, с. 17].
Пополнение книжного фонда в школах шло медленными темпами. Если в 1995-1996 учебном году библиотеки г. Кызыла и районов получали от 10 до 50 экземпляров для основного фонда, то в 1996-1997 учебном году ими ничего не было получено.
Ассигнования на периодические издания в большинстве школ были предельно ограниченными и составляли в среднем 500-800 руб., поэтому учебный фонд библиотек был очень скромным. Например, в школе-гимназии № 9 г. Кызыла учебный фонд составлял 27 769 экз., основной фонд - 4 873 экз., в Сарыг-Сепской средней школе Каа-Хемского района - соответственно 6 251 и 4 000 [10, с. 18].
Фонд художественной, научно-популярной и справочной литературы также 1990-е годы не удовлетворял запросы учащихся, учителей и родителей. Они были скудными и устаревшими. Во всех школьных библиотеках не хватало учебников родного языка и литературы, произведений тувинских авторов и классиков русской и зарубежной литературы, отсутствовали учебники, отражающие региональный компонент.
Проблемой также стала нехватка помещений для библиотек. Школьные библиотеки находились в неприспособленных маленьких кабинетах или в подсобных помещениях. В них игнорировались санитарно-гигиенические, технические и другие требования хранения, содержания книг, работы с читателями. Из-за скудного финансирования библиотекарями не проводилась работа по ремонту и реставрации книг, не закупалась компьютерная техника, не проводилась санитарная обработка помещения.
Большинство библиотекарей не имели специального образования, и это создавало трудности в деятельности школьных библиотек. Библиотекарями обычно работали совместители или учителя пенсионного возраста. Естественно, такое отношение негативно сказывалось на комплектовании книжного фонда и всего учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.
Главными причинами неудовлетворительной работы школьных библиотек и слабого их обеспечения в 1990-е годы стали ограниченные бюджетные средства и плохое финансирование. Отсутствие к началу учебного года достаточного количества школьных учебников, соответствующих по своему содержанию современным стандартам и программам, вылилось в ежегодную проблему. Например, в 1998 г. на такие цели при потребности 11,5 млн руб. предусмотрено было бюджетом 4,4. млн руб., израсходовано - 408,8 тыс. руб., то есть 9% суммы предусмотренных бюджетных денег [4, с. 20]. За 1996-1998 учебные годы при потребности 14 08,9 тыс. экземпляров централизованно было закуплено лишь 2 479 тыс. экземпляров книг. Обеспеченность образовательных учреждений учебниками по всем школьным предметам составила всего 18-20% [4, с. 20]. Такая ситуация осложнила работу школ к началу 1999-2000 учебного года и требовала срочного решения. В результате образовательные учреждения вынуждены были использовать внебюджетные средства, в первую очередь родительские и спонсорские взносы. Другими словами, школьные библиотеки в тяжелые 1990-е годы были оставлены на «самовыживание».
Улучшение происходит только в начале 2000-х годов. В 2002 г. на издание учебников, методических пособий было израсходовано 19 516 тыс. руб., что на 37% больше, чем в 2000 г. За счет республиканского бюджета были закуплены 273,74 тыс. экз. учебной литературы для сельских школ. В итоге обеспеченность учебниками за счет бюджетных средств в среднем на одного учащегося по республике стала больше, чем по другим субъектам сибирского региона [7, с. 67].
Большое внимание органы управления образованием и администрации школ стали уделять таким вопросам, как помещение, образование работников школьных библиотек, обеспечение сохранности книжного фонда, просветительской работе.
Таким образом, в условиях непрерывных реформ общеобразовательная школа оказалась в трудном положении. Если высшие и средние профессиональные учебные заведения финансировались из федерального бюджета, то школы были оставлены на скудном муници-пально-региональном бюджете. Это негативно отразилось на материально-техническом и книжном обеспечении образовательных учреждений. Замедляется строительство объектов системы образования, увеличивается кредиторская задолженность по коммунальным услугам, устарели и пришли в негодность учебно-наглядное оборудование, мебель, компьютерная техника. Постоянно задерживалась выплата заработной платы учителям, не выплачивались деньги на методическую литературу. Капитальный ремонт школ не производился, инженерные сооружения, электротехническая сеть учреждений образования пришли в негодность. Такое положение дел нередко приводило к таким проблемам, как временное закрытие школ, перевод их на короткий день работы, что отрицательно сказывалось на учебно-воспитательном процессе.
В деятельности школьных библиотек тоже возникли проблемы, связанные с комплектованием книжного фонда, помещением, кадровым составом библиотечных работников. Улучшения по этому направлению происходят только в начале 2000-х годов.
Но, несмотря на трудности, школа как социальный институт работала в эти сложные годы благодаря самоотверженному труду и творческой инициативе педагогов, родителей и местных властей ряда территорий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 29, п. 6.1. - М., 2007. - С. 34.
2. Государственный архив Республики Тыва (ГАРТ). Ф. 784. Оп. 1. Д. 382. Л. 71.
3. Стрелкова О.В. Эволюция системы общего образования Удмуртской Республики в 1991-2000 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. - Ижевск, 2007. - С. 92.
4. Информационно-аналитические материалы Министерства общего и профессионального образования Республики Тыва. 1998-1999 учебный год. - Кызыл, 1999.
5. Постановление Правительства Республики Тыва от 11 сентября 1998 г. № 568 «Об оказании адресной помощи малообеспеченным слоям населения республики».
6. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"» // Российская газета. - 1996. - 23 января.
7. Информационно-аналитические материалы Министерства общего и профессионального образования Республики Тыва. 2002-2003 учебный год. - Кызыл, 2003 . - С. 63.
8. Итоги исполнения бюджета отрасли «Народное образование» за 2000 г. // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 25.
9. Текущий архив Министерства образования и науки Республики Тыва.
10. Ооржак С. Комплектование книжных фондов и их сохранность в школьных библиотеках Тувы // Башкы (Учитель). Научно-популярный и методический журнал. - 1999. - № 3. - С. 17.
REFERENCES
1. Zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob obrazovanii», st. 29, p. 6.1. M., 2007. p. 34. (In Russ).
2. Gosudarstvennyy arkhiv Respubliki Tyva (GA RT) F. 784. Op. 1. D. 382. L. 71. (In Russ).
3. Strelkova O.V. Evolyutsiya sistemy obshchego obrazovaniya Udmurtskoy Respubliki v 1991-2000 gg. [The evolution of the system of General education of the Udmurt Republic in 1991-2000.]: Dis. ... kand. ist. nauk. Izhevsk, 2007. p. 92. (In Russ).
4. Informatsionno-analiticheskie materialy Ministerstva obshchego i professional'nogo obrazovaniya Respubliki Tyva. 1998-1999 uchebnyy god. [Information and analytical materials of the Ministry of General and professional education of the Republic of Tuva. 1998-1999 academic year]. Kyzyl, 1999. (In Russ).
5. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tyva ot 11 sentyabrya 1998 g. №568 «Ob ok azanii adresnoy pomoshchi maloo-bespechennym sloyam naseleniya respubliki». [Resolution of the government of the Republic of Tuva on September 11, 1998 № 568 "On the provision of targeted assistance to poor strata of the population of the Republic."]. (In R uss).
6. Federal'nyy Zakon «O vnesenii izmeneniy i dopolneniy v Zakon Rossiyskoy Federatsii "Ob obrazovanii"». Rossiyskaya gazeta. 1996. 23 yanvarya. (In Russ).
7. Informatsionno-analiticheskie materialy Ministerstva obshchego i professional'nogo obrazovaniya Respubliki Tyva. 2002-2003 uchebnyy god. [Information and analytical materials of the Ministry of General and professional education of the Republic of Tuva. The 2002-2003 academic year]. Kyzyl, 2003 . p. 63. (In Russ).
8. Itogi ispolneniya byudzheta otrasli «Narodnoe obrazovanie» za 2000 g. [The results of the budget execution of the sector "education" in 2000]. Narodnoe obrazovanie. 2001. № 1. p. 25. (In Russ).
9. Tekushchiy arkhiv Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Tyva. (In Russ).
10. Oorzhak S. Komplektovanie knizhnykh fondov i ikh sokhrannost' v shkol'nykh bibliotekakh Tuvy. [Acquisition of the book collections and their safety in school libraries of Tuva]. Bashky (Uchitel'). Nauchno-populyarnyy i metodicheskiy zhurnal. 1999. № 3. p. 17. (In Russ).
Информация об авторе
Очур Надежда Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, Россия [email protected]
Получена: 03.11.2016
Для цитирования статьи: Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса школ Тувы в 1990-е -начале 2000-х годов, Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 1. с. -6/1-212-217.
Сок 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 --6/1 -212217.
Information about the author
Nadezhda M. Ochur, Candidate of Historical
Sciences, Associate Professor, Department of
National History,
Tuvan State University,
Kyzyl, Russia
Received: 03.11.2016
For article citation: Ochur Nadezhda M., Ma-terial'no-tehnicheskoe obespechenie i osnash-henie obrazovatel'nogo processa shkol Tuvy v 1990-e - nachale 2000-h godov [Material and technical supply and procurement of edicational process of the schools of Tuva in 1990s and early 2000s]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 1. Pp. -6/1-212-217.
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 --6/1 -212217. (in Russian)