6. Arhiv Minusinskogo kraevedcheskogo muzeja im. N.M. Mart'janova. OF № 6711.
7. Arhiv Minusinskogo kraevedcheskogo muzeja im. N.M. Mart'janova. F. 1. Op. 4, D. 174. L. 35.
8. Arhiv Minusinskogo kraevedcheskogo muzeja im. N.M. Mart'janova. VF № 421, 422.
9. Arhiv Minusinskogo kraevedcheskogo muzeja im. N.M. Mart'janova. F.1. Op. 4. D. 363.
10. Minusinskij kraevedcheskij muzej // Enisejskij jenciklopedicheskij slovar'. - Krasnojarsk, 1998. - S. 392-393.
Киселева Екатерина Леонидовна - аспирант ТувГУ, кафедра Отечественной истории, г. Кызыл, ул. Ленина 5, кафедра Отечественной истории, E-mail: Katrin_4ik@inbox.ru
Kiselyova Ekaterina - Graduate student of TUVGU, department of National history, Kyzyl, Lenin St. 5, department of National history, E-mail: Katrin_4ik@inbox.ru
УДК 37(09) (571.52) +930.1(09):37
ШКОЛЫ ТУВЫ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА
Очур Н.М.
Тувинский государственный университет, Кызыл
SCHOOLS OF TUVA AT THE BOUNDARY OF THE XX-XXI CENTURIES.
THE QUESTION OF HISTORIOGRAPHY
Ochur N.M.
Tuvan State University, Kyzyl
Статья рассматривает изучение вопроса общего образования в конце XX - начале XXI вв. в отечественной историографии. Представлена степень изученности темы в исторических и педагогических исследованиях, в которых раскрываются вопросы развития российского образования в рассматриваемый период с различных точек зрения: философской, социологической, экономической, нормативно-правовой.
Ключевые слова: образование, реформа, школа, Тува, модернизация, историография проблемы.
Article considers studying of a question of the general education at the end of XX - the beginning of the XXI centuries in a national historiography. Degree of study of a subject in historical and pedagogical researches where questions of development of Russian education during the considered period from various points of view reveal is presented: philosophical, sociological, economic, standard and legal.
Key words: education, reform, school, Tuva, modernization, problem of historiography.
В условиях демократизации сфер российской общественной жизни большое значение имеет переосмысление и анализ исторического прошлого нашей страны. История развития государства неотъемлема от истории развития образования. Образование не является замкнутой системой. Любые проблемы, которые переживает общество, сказываются на образовании. Осуществляемая ныне модернизация образования предполагает не только инновации, но и активное внедрение наработанного положительного опыта, поэтому воспроизведение исторической, политической и социальной картины развития системы общего образования Российской Федерации и Республики Тыва вызывает огромный научный и практический интерес.
Вопросы школьного образования в рассматриваемый период стали волновать ученых разных областей: историков, педагогов, философов, социологов, экономистов, юристов и т.д. Соответственно, исследования раскрывают самые разные стороны данной проблемы: нормативно-правовая база системы образования, формирование и развитие негосударственного сектора образования, состояние и тенденции развития образовательной сферы в условиях рынка, развитие региональных и муниципальных систем образования, вопросы воспитания и обучения молодежи в новых условиях. Выявленные работы систематизированы и обобщены по направлениям.
К исследованиям, раскрывающим методологические и теоретические проблемы образования в России, относятся работы Л.Ф. Колесникова, В.Н. Турченко, Л.Г. Борисовой, Г.Б. Корнетова, Б.С. Гер-шунского [1]. В них обозначены новые подходы в методологии исследования проблемы, дается анализ тенденциям и причинам кризиса в образовании, указываются принципы и пути построения новой образовательной системы в России.
В 1990-е гг. вышли в свет работы историко-педагогического характера. Это монографии В.Г. Пряниковой и З.И. Равкина, Е.В. Ткаченко, А.Л. Михащенко [2], в которых раскрываются этапы развития современной российской школы, негативные и положительные тенденции каждого периода реформирования школы. Но в них отсутствует глубокий анализ, преобладает обзорное освещение проблем. Основное внимание уделяется педагогическому опыту и педагогической мысли. Проблемы функционирования школы остаются нераскрытыми.
Проблемам российского образования конца XX в. посвящены исторические исследования Г.Е. Козловской, А.Н. Позднякова, А.А.Терентьева [3], содержащие характеристику всех этапов развития советской школы, особенно подробно раскрываются события в сфере образовании конца XX в.
Анализу состояния отечественного образования 1990-х гг., путей его дальнейшего развития, роли образования в укреплении российского государства, предложениям по решению назревших проблем образования и его дальнейшей модернизации посвящены работы А.М. Новикова, В.И. Жукова, К.К. Колина [4].
Особо следует выделить работы Э. Днепрова [5], одного из главных идеологов радикального реформирования системы образования. Будучи министром образования Российской Федерации в 1991-1992 гг., он многое сделал для реализации этих идей на практике. Автор дает комплексную характеристику образовательной политике России последнего десятилетия XX в., раскрывает предпосылки кризисных явлений в системе образования, содержание, периодизацию и причины неудачи образовательной реформы. К сожалению, его работы носят субъективный характер, что снижает научность и объективность исследований.
Проблемы содержания школьного образования нашли отражение в книге А.Г. Каспржака и М.В. Левита «Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен» и монографии В.С. Леднева «Содержание образования: сущность, структура, перспективы» [6]. Авторы рассмотрели эволюцию учебных планов отечественной школы, проследили приоритеты государственной образовательной политики и содержание российского образования в 90-х гг. XX в.
Изучению социальных и экономических последствий школьной реформы начала 1990-х гг. посвящены работы Ф.Г. Зиятдиновой, В.И. Ерошина, Е.Н. Подшибякиной [7]. Учительским забастовкам в 1990-х гг. посвящены статьи А.М. Кацвы и И.А. Преловской [8].
В конце XX - начале XXI в. появляются книги, в которых проблемы системы образования рассматриваются с юридической и управленческой позиции [9]. Так, ученый, депутат Государственной Думы и член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации О.Н. Смолин анализирует образовательную политику 1990-х гг. в России. Его исследования содержат большое количество документальных материалов: стенограммы выступлений политических деятелей на заседаниях Государственной Думы, выдержки из программ политических партий, проекты законов об образовании [10].
Таким образом, российские ученые в своих исследованиях дают глубокую и всестороннюю оценку процессам, происходящим в области образования, предлагают разные пути их решения, объясняют необходимость осуществления реформ. Недостатком работ является субъективное видение проблемы, отсутствие должного анализа и оценки общего хода реформ в сфере образования, авторы стремятся аргументировать только собственные выводы.
Особый интерес вызывают работы региональных исследователей. Изучением состояния школьного дела успешно занимались историки Иркутской области - Л.П. Меньшиков, В.Н., Казарин, Ю.Л. Ведерников, С.М. Алексеев [11].
Красноярские исследователи - Н.В. Ворошилова, А.А. Нихочина рассматривают отдельные стороны развития системы общего образования, в частности, проблемы сельской школы, вопросы реализации государственной политики в отношении детей [12].
В.В. Стародубцев в своей работе рассматривает проблему становления и развития народного образования в Восточной Сибири в 1980-е гг., указывает причины кризиса народного образования, анализирует вопросы совершенствования подготовки, повышения квалификации педагогических кадров, состояние учебно-материальной базы школ [13].
Историко-педагогические стороны системы образования Бурятии отражены в трудах Г.Ц. Молонова, Н.К. Елаева, С.Д. Намсараева [14].
Проблемы общего образования рассматриваемого периода, основанные на региональном материале, стали предметом диссертаций историков Е.Н. Валиевой и А.В. Толстикова [15].
Что касается тувинских исследователей, то следует отметить монографию доктора исторических наук Н.А. Сердобова [16] «Народное образование в Туве», в которой прослеживается история возникновения и развития образования, в том числе национальной школы, за годы советского строительства. Автор показывает тесную взаимосвязь решения социально-экономических и политических задач партии и правительства с развитием системы образования в Туве, негативно оценивает роль прежнего духовного образования и показывает преимущества советской школы. Большое внимание в исследовании отводится этапам развития народного образования и раскрытию вопроса подготовки педагогических кадров.
Тема народного образования и ее дальнейшего развития в Туве была продолжена в работе Г.С. Сабирзянова «Партийное руководство народным образованием в Советской Туве (1944-1967 гг.)» [17].
В 1982 г. вышла монография Ю.Л. Аранчына «Исторический путь тувинского народа к социализму» [18]. Автор рассматривает социально-экономическое развитие дореволюционной Тувы, ее административную структуру и хозяйственные вопросы, национально-освободительную борьбу тувинского народа, создание Тувинской Народной Республики, вхождение ТНР в состав СССР и дальнейшее ее развитие. Автором затронуты такие важные вопросы, как введение национальной письменности, борьба за всеобщую неграмотность и положительные сдвиги в развитии советской школы.
При изучении вопросов развития системы образования следует обратиться к коллективному труду «История Тувы» [19], где отражены перемены, произошедшие в политической, социально-экономической и культурной жизни республики в советский период. Авторы обратили свое внимание на такие вопросы как трудности развития культурного строительства, создание национальной письменности, развитие школьной системы образования и подготовка специалистов для Тувы в учебных заведениях СССР.
Перечисленные исследования содержат богатейший фактический материал, в них развитие образования Тувы показано в динамике. Авторы монографий показывают руководящую роль партии и правительства в развитии народного образования советской Тувы. Надо отметить, что в работах, эволюция системы образования республики рассмотрена односторонне, только в положительном ракурсе, в них отсутствует критика государственной образовательной политики. И к тому же данные исследования на сегодняшний день по оценкам и подходам являются устаревшими и к рассматриваемому периоду они не относятся.
В 2003 г. вышла книга «Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди» Л.П. и К.Б. Салчак [20]. В ней собран богатый материал по истории становления и развития педагогического образования. Интересны в работе сведения о первых школах и учителях Тувы. Также авторами были затронуты вопросы о создании первого высшего учебного заведения, о его роли в подготовке педагогических кадров для молодой республики. Однако представленные в работе материалы носят очерковый характер и многие вопросы о деятельности образовательных учреждений в постсоветский период в ней затрагиваются вскользь.
Преемственность народной педагогики и современной педагогической мысли прослеживается в коллективном труде «Этнопедагогика тувинского народа» [21].
В 2010 г. вышла монография Р.Ш. Харунова «Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике (1921-1944 гг.)» [22]. Однако, автор раскрывает проблему формирования интеллигенции в условиях народно-демократического строительства, не затрагивая вопросы школьного образования советского и постсоветского периодов.
О роли аспирантуры по специальности 07.00.02 - Отечественная история в подготовке высококвалифицированных историков в Тувинском государственном университете, о проблемах подготовки научных кадров посвящена статья доктора исторических наук, профессора З.Ю. Доржу [23].
В середине 2000-х гг. защищены кандидатские диссертации, написанные в плане отечественной истории тувинских ученых В.Ч. Монгуш и А.К. Сат, посвященные проблемам национального образования [24]. Предметом их исследования стали отдельные аспекты образовательной сферы Тувы в разные исторические периоды. Данным работам свойственна большая теоретическая и методологическая самостоятельность, многоплановость поднимаемых вопросов, использование различных ранее неопубликованных архивных материалов, аргументированные выводы и рекомендации.
В 2013 г. была защищена кандидатская диссертация Н.М. Очур, в которой рассмотрены вопросы истории развития общего образования в республике в сложные 1990-е гг. [25].
В рассматриваемый период на страницах республиканских газет «Тувинская правда» и «Шын» выходило большое количество интересных и актуальных статей руководителей образовательной сферы, ветеранов педагогического труда, работников образования, научного сообщества, посвященных образовательной политике в Туве и нерешенным проблемам некоторых школ республики.
В научно-популярном и методическом журнале «Башкы» (Учитель), учредителем которого является Министерство образования и науки Республики Тыва, представлено немало материалов, пропагандировавших передовой педагогический опыт учителей и деятельность лучших образовательных учреждений республики.
Обзор литературы по истории школьного образования Тувы позволяет сделать вывод о том, что опубликовано немало материалов по этой теме. Но они носят эпизодический характер, многие вопросы требуют переоценки с точки зрения современной науки. Обобщение и анализ некоторых проблем, с привлечением широкого круга источников, позволяют создать отвечающее современным требованиям цельное исследование по истории развития школьного образования в Туве современного периода.
Таким образом, историографический обзор рассматриваемой темы говорит о наличии значительного количества научных исследований, как на федеральном, так и на региональном уровне. Имеющиеся работы, как правило, рассматривали систему школьного образования не в комплексе, а отражали ее отдельные аспекты и определенные этапы развития. В то же время отдельные направления реформирования российского образования требуют дальнейшего изучения и уточнения. Вопросы модернизации системы общего образования регионов последнего десятилетия XX в. и начала XXI в. остаются неразработанными.
Библиографический список
1. Колесников, Л.Ф., Турченко, В.Н., Борисова, Л.Г. Эффективность образования. - М., 1991; Корнетов, Г.Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода. - М., 1993; Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI в. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. - М., 1998.
2. Пряникова, В.Г., Равкина, З.И. История образования педагогической мысли. - М., 1995; Ткаченко, Е.В. Реформа образования в Российской Федерации. - Екатеринбург, 1994; Михащенко, А.Л. История общего образования в России: XX в. -Курган, 2000.
3. Козловская, Г.Е. Российское образование на рубеже веков. - М., 2001; Поздняков, А.Н. Реформирование системы общего образования России в середине 1980-1990-х гг. - Саратов, 1999; Терентьев, А.А. Российская школа: становление, развитие, перспективы: социально-философские проблемы. - Н.Новгород, 1997.
4. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. - М., 2000; Жуков, В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития. - М., 1998; Колин, К.К. Вызовы XXI века и проблемы образования. -М, 2000.
5. Днепров, Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994; Он же. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». - М., 1996; Он же. Современная школьная реформа в России. - М., 1998; Он же. Образование и политика. Т.1, 2. - М., 2006.
6. Каспржак, А. Г., Левит, М. Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. - М., 1994; Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.
7. Зиятдинова, Ф.Г. Социальные проблемы образования. - М., 1999; Ерошин, В.И. Современная экономическая ситуация в образовании // Педагогика. 1996. - №5. - С. 55-59; Подшибякина Е.Н. Экономика системы образования России в условиях кризиса. - СПб., 1999.
8. Кацва, А.М. Социально-трудовые отношения и забастовочное движение трудящихся в переходный период // Социальный конфликт. - 1998. - №1. - С. 42-48; Преловская, И. Педагоги России готовы к забастовке, но еще есть надежда ее предупредить.// Известия. - 1992. - 9 мая.
9. Некрасов, В.А. Оптимизация системы управления образованием на региональном уровне: Проблемы и пути их решения. - Орел, 1998; Дзаганова, Е.Н. Оптимизация управлением образования на муниципальном уровне. - М., 1998; Коркина, Н.И. Принципы и механизмы совершенствования управлением общим образованием: Региональный аспект. - Курган, 2001.
10. Смолин, О.Н. Образование. Революция. Закон. Новейшая революция в России: Опыт политико-ситуационного анализа. Три трагедии российской демократии: Систематизированный сборник. - М., 1999; Он же. Знание - свобода. Российская государственная образовательная политика и федеральное законодательство 90-х гг.: Систематизированный сборник. - М., 1999.
11. Меньшиков, Л.П. Народное образование в Иркутской области в 1937-1997 гг. - Иркутск, 1997; Казарин, В.Н. Образование, наука и интеллигенция в Восточной Сибири (вторая половина 40-х гг. - середина 60-х гг. XX в.). - Иркутск, 1998; Он же. Педагогическая и научная интеллигенция Восточной Сибири: формирование, облик, деятельность: вторая половина 40-х
- середина 60-х гг. XX в.: Дисс. ...д-ра ист. наук. - Иркутск, 1998; Ведерников, Ю.Л. Общее среднее образование в Сибири: проблемы и решения (1966-1980 гг.). - Иркутск, 2001; Алексеев, С.М. Система образования Иркутской области (1917-1956 гг): опыт, проблемы, решения: Дисс. ... канд. ист. наук. - Иркутск, 2003.
12. Ворошилова, Н.В. Развитие общего образования в Красноярском крае в 1990-2000 гг. // Красноярский край - 70 лет исторического пути: материалы V краеведческих чтений / Управление культуры администрации Красноярского края, гос. универсальная научная б-ка Кр. кр, ред. В.И.Федорова, Т.Л. Савельева. - Красноярск, 2005.- С.111-114; Нихочина, А.А. Формирование и реализация государственной политики в отношении детей на территории Красноярского края в 1991 - 2004 гг.
- Красноярск, 2006.
13. Стародубцев, В.В. Школа: время выбора (опыт и проблемы развития общеобразовательных школ Восточной Сибири в 80-е гг.). - Красноярск, 1992.
14. Молонов, Г.Ц., Санжиев, Н.Ж. О системе образования Бурятии на рубеже веков. - Улан-Удэ, 2001 ; Елаев, Н.К. На пути к системе непрерывного педагогического образования в Бурятии. - Улан-Удэ, 2002; Намсараев, С.Д., Молонов, Г.Ц. Воспитание. Обучение. Образование. - Улан-Удэ, 2002.
15. Валиева, Е.Н. Общеобразовательная школа Западной Сибири: 1984-1996 гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -Новосибирск, 2005. - 26 с.; Толстиков, А.В. Школьное образование Восточной Сибири в 1985-2000 гг. (на материалах Иркутской области и Красноярского края): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Иркутск, 2009. - 24 с.
16. Сердобов, Н.А. Народное образование в Туве. - Кызыл, 1953.
17. Сабирзянов, Г.С. Партийное руководство народным образованием в Советской Туве (1944-1967 гг.). - Кызыл, 1967.
18. Аранчын, Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. - Новосибирск: Наука, 1982.
19. История Тувы. Т. 2. - Новосибирск: Наука, 2007.
20. Салчак, Л.П., Салчак, К.Б. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. - Кызыл, 2003.
21. Волков, Г.Н, Салчак, К.Б., Шаалы, А.С. Этнопедагогика тувинского народа. - Кызыл, 2009.
22. Харунов, Р.Ш.Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике (1921-1944 гг.). - Абакан, 2009.
23. Доржу, З.Ю. О подготовке историков высшей квалификации в Тувинском государственном университете. //Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. Выпуск 1. - Кызыл, 2014. - С. 19-25.
24. Монгуш, В.Ч. История образования в Тувинской Народной Республике (1921-1944 гг.): Автореф. ... дис. .канд. ист. наук. - М., 2006. - 26 с.; Сат, А.К. Формирование и развитие кадрового потенциала Тувы (1921-2004 гг.). Автореф. ... дис. канд. ист. наук.- Абакан, 2006. - 26 с.
25. Очур, Н.М. История развития общего образования в Республике Тыва в условиях трансформации российского общества (1991-2010 гг.) Автореф. ... дисс. канд. ист. наук. - Иркутск, 2013. - 22 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Kolesnikov, L.F. Turchenko, V.N., Borisova, L.G. Ratio efficaciam ex institutione. - M., 1991; Cornets, G.B. Incrementum processus in contextu historico et paedagogica civilizational accessus. - M., 1993; Gershunsky, B.S. Institutione philosophiae XXI. In quaerere de usuordinantur conceptus educationis. - M., 1998.
2. Pryanikova, V.G., Ravkin, Z.I. Historia educational cogitatio. - M., 1995, Tkachenko E.V. Educatio reformationem in Russian Foederatio. - Ekaterinburg, 1994, Mihaschenko, AL De disciplina in Russia saeculi XX. - Kurgan, 2000.
3. Kozlovskaya, G.E. Rossijskoe obrazovanie na rubezhe vekov. - M., 2001; Pozdnyakov, AN. Reformirovanie sistemy obshhego obrazovaniya Rossii v seredine 1980-1990-kh gg. - Saratov, 1999; Terent'ev, А.А. Rossijskaya shkola: stanovlenie, razvitie, perspektivy: sotsial'no-filosofskie problemy. - N.Novgorod, 1997.
4. Novikov, AM. Rossijskoe obrazovanie v novoj ehpokhe. Paradoksy naslediya, vektory razvitiya. - M., 2000; ZHukov, V.I. Rossijskoe obrazovanie: perspektivy i problemy razvitiya. - M., 1998; Kolin, K.K. Vyzovy XXI veka i problemy obrazovaniya. - M, 2000.
5. Dneprov, EH.D. CHetvertaya shkol'naya reforma v Rossii. - M., 1994; On zhe. SHkol'naya reforma mezhdu «vchera» i «zavtra». - M., 1996; On zhe. Sovremennaya shkol'naya reforma v Rossii. - M., 1998; On zhe. Obrazovanie i politika. T.1, 2. - M., 2006.
6. Kasprzhak, А. G., Levit, M. B. Bazisnyj uchebnyj plan i rossijskoe obrazovanie v ehpokhu peremen. - M., 1994; Lednev, V. S. Soderzhanie obrazovaniya: sushhnost', struktura, perspektivy. - M., 1991
7. Ziyatdinova, F.G. Sotsial'nye problemy obrazovaniya. - M., 1999; Eroshin, V.I. Sovremennaya ehkonomicheskaya situatsiya v obrazovanii // Pedagogika. 1996. - №5. - S. - 55-59; Podshibyakina E.N. EHkonomika sistemy obrazovaniya Rossii v usloviyakh krizisa. - SPb., 1999.
8. Katsva, A.M. Sotsial'no-trudovye otnosheniya i zabastovochnoe dvizhenie trudyashhikhsya v perekhodnyj period // Sotsial'nyj konflikt. - 1998. - №1. - S. 42-48; Prelovskaya, I. Pedagogi Rossii gotovy k zabastovke, no eshhe est' nadezhda ee predupredit'.// Izvestiya. - 1992. - 9 maya.
9. Nekrasov, V.A. Optimizatsiya sistemy upravleniya obrazovaniem na regional'nom urovne: Problemy i puti ikh resheniya. -Orel, 1998; Dzaganova, E.N. Optimizatsiya upravleniem obrazovaniya na munitsipal'nom urovne. - M., 1998; Korkina, N.I. Printsipy i mekhanizmy sovershenstvovaniya upravleniem obshhim obrazovaniem: Regional'nyj aspekt. - Kurgan, 2001.
10. Smolin, O.N. Obrazovanie. Revolyutsiya. Zakon. Novejshaya revolyutsiya v Rossii: Opyt politiko-situatsionnogo analiza. Tri tragedii rossijskoj demokratii: Sistematizirovannyj sbornik. - M., 1999; On zhe. Znanie - svoboda. Rossijskaya gosudarstvennaya obrazovatel'naya politika i federal'noe zakonodatel'stvo 90-kh gg.: Sistematizirovannyj sbornik. - M., 1999.
11. Men'shikov, L.P. Narodnoe obrazovanie v Irkutskoj oblasti v 1937-1997 gg. - Irkutsk, 1997; Kazarin, V.N. Obrazovanie, nauka i intelligentsiya v Vostochnoj Sibiri (vtoraya polovina 40-kh gg. - seredina 60-kh gg. XX v.). - Irkutsk, 1998; On zhe. Pedagogicheskaya i nauchnaya intelligentsiya Vostochnoj Sibiri: formirovanie, oblik, deyatel'nost': vtoraya polovina 40-kh - seredina 60-kh gg. XX v.: Diss. ...d-ra ist. nauk. - Irkutsk, 1998; Vedernikov, YU.L. Obshhee srednee obrazovanie v Sibiri: problemy i resheniya (1966-1980 gg.). - Irkutsk, 2001; Alekseev, S.M. Sistema obrazovaniya Irkutskoj oblasti (1917-1956 gg): opyt, problemy, resheniya: Diss. ... kand. ist. nauk. - Irkutsk, 2003.
12. Voroshilova, N.V. Razvitie obshhego obrazovaniya v Krasnoyarskom krae v 1990-2000 gg. // Krasnoyarskij kraj - 70 let istoricheskogo puti: materialy V kraevedcheskikh chtenij / Upravlenie kul'tury administratsii Krasnoyarskogo kraya, gos. universal'naya nauchnaya b-ka Kr. kr, red. V.I.Fedorova, T.L. Savel'eva. - Krasnoyarsk, 2005.- S.111-114; Nikhochina, A.A. Formirovanie i realizatsiya gosudarstvennoj politiki v otnoshenii detej na territorii Krasnoyarskogo kraya v 1991 - 2004 gg. - Krasnoyarsk, 2006.
13. Starodubtsev, V.V. SHkola: vremya vybora (opyt i problemy razvitiya obshheobrazovatel'nykh shkol Vostochnoj Sibiri v 80e gg.). - Krasnoyarsk, 1992.
14. Molonov, G.TS., Sanzhiev, N.ZH. O sisteme obrazovaniya Buryatii na rubezhe vekov. - Ulan-Udeh, 2001; Elaev, N.K. Na puti k sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya v Buryatii. - Ulan-Udeh, 2002; Namsaraev, S.D., Molonov, G.TS. Vospitanie. Obuchenie. Obrazovanie. - Ulan-Udeh, 2002.
15. Valieva, E.N. Obshheobrazovatel'naya shkola Zapadnoj Sibiri: 1984-1996 gg.: Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. -Novosibirsk, 2005. - 26 s.; Tolstikov, A.V. SHkol'noe obrazovanie Vostochnoj Sibiri v 1985-2000 gg. (na materialakh Irkutskoj oblasti i Krasnoyarskogo kraya): Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Irkutsk, 2009. - 24 s.
16. Serdobov, N.A. Narodnoe obrazovanie v Tuve. - Kyzyl, 1953.
17. Sabirzyanov, G.S. Partijnoe rukovodstvo narodnym obrazovaniem v Sovetskoj Tuve (1944-1967 gg.). - Kyzyl, 1967.
18. Aranchyn, YU.L. Istoricheskij put' tuvinskogo naroda k sotsializmu. - Novosibirsk, 1982.
19. Istoriya Tuvy. T. 2. - Novosibirsk, 2007.
20. Salchak, L.P., Salchak, K.B. Pedagogicheskoe obrazovanie v Tuve: Nauchnaya mysl'. Istoriya. Lyudi. - Kyzyl, 2003.
21. Volkov, G.N, Salchak, K.B., SHaaly, A.S. EHtnopedagogika tuvinskogo naroda. - Kyzyl, 2009.
22. KHarunov, R.SH.Formirovanie intelligentsii v Tuvinskoj Narodnoj Respublike (1921-1944 gg.). - Abakan, 2009.
23. Dorzhu, Z.JU. O podgotovke istorikov vysshej kvalifikacii v Tuvinskom gosudarstvennom universitete. //Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'nye i gumanitarnye nauki. Vypusk 1. - Kyzyl, 2014. - S. 19-25.
24. Mongush, V.CH. Istoriya obrazovaniya v Tuvinskoj Narodnoj Respublike (1921-1944 gg.): Avtoref. ... dis. .kand. ist. nauk. - M., 2006. - 26 s.; Sat, A.K. Formirovanie i razvitie kadrovogo potentsiala Tuvy (1921-2004 gg.). Avtoref. ... dis. kand. ist. nauk.-Abakan, 2006. - 26 s.
25. Ochur, N.M. Istoriya razvitiya obshhego obrazovaniya v Respublike Tyva v usloviyakh transformatsii rossijskogo obshhestva (1991-2010 gg.) Avtoref. ... diss. kand. ist. Nauk. - Irkutsk, 2013, - 22 s.
Очур Надежда Михайловна - кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной
истории Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: n.ochur@ mail.ru
Ochur Nadezhda - candidate of historical sciences, associate professor of National history of the Tuva
state university, Kyzyl, E-mail: n.ochur@mail.ru УДК 342(571.52)