Научная статья на тему 'Воспитательная работа школ Тувы в условиях трансформации российского общества'

Воспитательная работа школ Тувы в условиях трансформации российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЫ ТУВЫ / ВОСПИТАНИЕ / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КРИЗИС ОБЩЕСТВА / TUVA SCHOOLS / EDUCATION / EDUCATIONAL REFORMS / CRISIS IF SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очур Надежда Михайловна

Анализируется воспитательная работа школ Тувы в условиях трансформации общества. Отмечено, что обновление процесса воспитания в образовательных учреждениях республики проходило на основе традиций и обычаев, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта внедрением новых форм внеучебной работы. Указаны негативные стороны в деятельности общеобразовательных учреждений по воспитанию молодого поколения в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the educational work in Tuva schools in the conditions of transformation of society. It is noted that the updating of the educational process in the educational institutions of the Republic was based on the traditions and customs, national and regional features, the achievements of the modern experience, the implementation of the new forms of extracurricular work. The negative aspects in the activities of educational institutions in education of younger generation in this period are described.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа школ Тувы в условиях трансформации российского общества»

исторические науки и археология

The history of establishment of the Stalingrad (Volgograd) TV in the middle of 1950-1960s

The article deals with the first decades of establishment of the regional broadcasting by the example of the Stalingrad (Volgograd) region. The difficulties and achievements in the process of TV centre building, programme schedule, viewers' feedback are described. The role of state and party organs in the organization of local broadcasting is emphasized in the article.

Key words: TV history, USSR, Stalingrad, Volgograd, TV programme schedule.

(Статья поступила в редакцию 21.10.2016)

н.м. очур

(Кызыл)

воспитательная работа школ тувы в условиях трансформации российского общества*

Анализируется воспитательная работа школ Тувы в условиях трансформации общества. Отмечено, что обновление процесса воспитания в образовательных учреждениях республики проходило на основе традиций и обычаев, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта внедрением новых форм внеучебной работы. Указаны негативные стороны в деятельности общеобразовательных учреждений по воспитанию молодого поколения в рассматриваемый период.

Ключевые слова: школы Тувы, воспитание, реформы образования, кризис общества.

С воспитательной работой в общеобразовательных учреждениях в 1990-е гг. сложилось тупиковое положение. «Перестройка» и распад СССР привели к смене общественных идеалов и моральных ценностей, отказу от существовавших ранее партийных задач по вос-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Тыва в рамках научного проекта №16-11-17001.

О Очур Н.М., 2017

питанию молодого поколения. В стране стали распадаться детские и молодежные общественные организации, из-за отсутствия финансирования здания детских центров, клубов и спортивных школ закрывались или передавались коммерческим структурам.

В первую очередь трансформация общества больно отразилась на молодых людях. Наметилась тенденция нарастания среди подростков и молодежи таких негативных явлений, как потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение алкоголя и преступности. Отрицательное влияние на детей оказывали также некоторые средства массовой информации и зарубежные фильмы. Новая государственная структура взамен старого ничего не могла предложить, в стране отсутствовала единая концепция гражданско-патриотического и духовного воспитания. В результате к середине 1990-х гг. в системе воспитания российской школы сложилась крайне сложная ситуация.

В условиях создания демократического государства, преодоления кризисных явлений в обществе возрастала роль школы, ее воспитательной функции. Школа на основе народной педагогики, традиций духовности и толерантности могла правильно организовать гражданско-правовое и нравственное воспитание.

Впервые перспективы гражданско-правового образования были определены решением коллегии Министерства образования РФ «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» (1994) и конкретизированы в информационных письмах «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации» (1995), «О повышении правовой культуры и образовании учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса» (1995) [5, с. 69].

Перечисленные нормативные документы, определяя гражданско-правовое образование как одно из основных направлений развития гуманитарного образования, предусматривали введение в школах интегрированных курсов, проведение внеклассных мероприятий, обладающих значительным воспитательным потенциалом.

В рассматриваемый период основными направлениями работы школ Тувы в области воспитания стали нравственно-правовое, валео-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

логическое, экологическое воспитание, дальнейшее развитие института классного руководства и школьного самоуправления, изменение форм и методов внешкольных мероприятий, реализация традиций народной педагогики.

В первую очередь администрации школ и отделы народного образования стали уделять большое внимание работе с родителями. Тувинская семья всегда была многодетной, и забота о ребенке была главной ее функцией. Но падение нравственных ценностей, рост внебрачной рождаемости и числа «отказных» детей, материальные трудности в неблагополучных и малообеспеченных семьях, снижение самооценки взрослых, особенно мужского населения, негативно сказались и на семейных отношениях. в республике стала наблюдаться тенденция роста социального сиротства и числа детей безработных родителей. Так, в 1998 г. 60% от числа зарегистрированных безработных воспитывали несовершеннолетних детей, в каждой безработной семье было 3-4 ребенка. Увеличивалось количество семей, лишенных родительских прав. Таковых на учете состояло в 1996 г. 173, в 1997 г. 284, в 1998 г. 355 [3, с. 25]. В особенно трудном положении находились несовершеннолетние дети. Подростки из таких семей не могли составить конкуренцию своим сверстникам по уровню профессиональной и интеллектуальной подготовки, у них были ограниченные материальные возможности для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения, в результате они становились угрозой для общества.

В 2009 г. за совершение преступлений и правонарушений на учете состояли 945 несовершеннолетних, из них каждый второй (473) воспитывался в неполной семье, 84 не имели родителей, 25 проживали в детских домах и школах-интернатах [4, с. 3].

Педагогов волновала ситуация с ранними абортами у девочек, употреблением несовершеннолетними алкоголя, наркотических веществ. Проблема осложнялась тем, что приобрести наркотики в республике в то время было легко. Сама природа Тувы создала благоприятные условия для произрастания конопли. Миграция молодежи из кожуунов (районов) в столицу, безработица в сельской местности способствовали быстрому распространению наркотиков, росту преступности [9, с.105].

В данных условиях образовательным учреждениям принадлежало центральное место в первичной профилактике. По инициативе министерства образования республики

в 2001 г. был создан Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» («Развитие»). Основными направлениями деятельности Центра стали предупреждение различных видов дезадаптации и отклоняющегося поведения среди подростков, консультирование семей, оказавшихся в трудном психологическом положении, а также методическая помощь образовательным учреждениям по вопросам профилактики наркомании, алкоголя и суицида среди школьников.

одной из причин роста подростковых правонарушений стала слабая работа детских внешкольных учреждений по привлечению учащихся. Проверки показали некачественную организацию учебно-воспитательного процесса в данных образовательных учреждениях, отсутствие учебных планов у педагогов, привлечение неспециалистов для работы с детьми. основной проблемой, сдерживающей развитие системы дополнительного образования в республике, по-прежнему оставалось сокращение бюджетного финансирования. Для проведения мероприятий различного уровня привлекались внебюджетные средства, в первую очередь деньги родителей и спонсоров. Многие учреждения требовали капитального ремонта, расширения учебных помещений или обеспечения техническим и учебным инвентарем.

Несмотря на эти и другие проблемы, учреждения дополнительного образования активно выполняют свою функцию по привлечению детей во внеурочную деятельность. С каждым годом увеличивается количество школьников, занимающихся в детских образовательных учреждениях. Так, в 1990 г. в республике насчитывалось 18 внешкольных учреждений с охватом 7444 детей [1], в 1994 г. - 32 внешкольных учреждения, и в них занимались 8357 человек [2]. В 2003 г. система дополнительного образования детей включала 15 центров, 4 дома творчества, 6 клубов, 3 станции, 18 спортивных школ [6, с. 35].

В школах республики активно реализовы-вались различные федеральные и республиканские программы воспитания молодежи. Среди них нужно отметить республиканскую целевую программу «Патриотическое воспитание граждан Республики Тыва на 2003-2005 гг.» [7]. Она была направлена на консолидацию государственных и общественных институтов в формировании социально активной личности гражданина и патриота малой родины как части большой страны. В рамках реализации данной программы в Туве была продолжена

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

работа по развитию детского общественного и волонтерского движения. На начало 2002/03 уч. года в республике действовали около 107 детских общественных организаций и объединений с охватом 6678 детей [6, с. 32]. Но самой крупной на сегодняшний день считается детская общественная организация «Салгал» («Поколение»). Она была создана в 2002 г. с целью объединения детей для общественно полезной деятельности и помощи подросткам в самореализации. Сегодня детская организация включает в себя 21657 человек и работает по нескольким направлениям, среди которых «Школа лидера», «Школа здоровья», «Школа вестей», «Древо памяти» [8].

В целях воспитания патриотизма и гражданственности школьников в образовательных учреждениях республики стало традицией проведение мероприятия «Я - гражданин Российской Федерации (вручение паспортов молодым гражданам России)», ежегодными стали конкурсы «Музей и школа», «Салют, Победа!», «Моя Тува» и т. д.

Многолетнее отчуждение человека от своих национальных корней и традиций привело к ослаблению духовности населения, утрате многими этническими группами родного языка, культу материальных ценностей, формированию неблагоприятной общественной среды. Этому разрушению должна была противостоять народная педагогика. Благодаря ей школьники изучают историю родного края и фольклор, семейные традиции и обычаи, осуществляется развитие духовности и национального самосознания, воспитание уважения к старшим, морально-нравственных качеств. Также формирование этнорегиональных ценностей происходит посредством реализации таких мероприятий, как «Шагаа» (тувинский Новый год), Наадым (праздник животноводов), «Рождество», «Масленица», сбор этнографических и краеведческих материалов для школьных музеев. В учреждениях образования большое внимание уделяется проведению мероприятий, способствующих обеспечению общественно-политической стабильности, укреплению дружбы и единства многонационального народа. Это праздники День единства и согласия, День Победы, День России, День Республики Тува. Постоянно ведется работа по ознакомлению учащихся, педагогов и родителей с государственными символами. Во всех образовательных учреждениях оформлены стенды и уголки о государственной символике России и Тувы, проводятся классные часы, конкурсы, викторины.

Школы активно сотрудничают с разными общественными институтами. Это Национальная лига женщин Тувы, волонтеры партии «Единая России», Совет ветеранов г. Кызыла, фонд ветеранов «Боевое братство». Неоценимый вклад в дело воспитания детей и подростков вносят газеты «Центр Азии» и «Сылдыс-чыгаш» («Звездочка»).

Активность и самостоятельность детей формируются в процессе воспитания и самовоспитания. В школах республики созданы представительные органы или школьные советы. Интересен опыт ученических советов лицея .№15, школы-гимназии №2 5 г. Кызыла, Бай-Хаакской и Туранской (№2) школ. Также важную роль в воспитании школьников играют совместные дела учащихся, родителей и учителей.

Вместе с тем нужно отметить, что в воспитательной работе образовательных учреждений имеются недостатки. Слабо ведется сотрудничество с социальными учреждениями и общественными организациями. Многие мероприятия методически не обеспечены, ориентированы на молодежную публику, не привлекаются младшие и средние возрастные группы учащихся. Имеют место плохое материально-техническое оснащение школ, отсутствие туристического снаряжения, музыкальных инструментов и аппаратуры.

Обновление процесса воспитания в образовательных учреждениях Тувы проходило на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включало формирование разнообразных воспитательных систем, методов повышения эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, устанавливался и поддерживался баланс государственного, семейного и общественного воспитания.

Список литературы

1. Государственный архив Республики Тыва (ГА РТ). Ф. 289. Оп. 1. Д. 913. Л. 9.

2. ГА РТ. Ф. 289. Оп. 1. Д. 966. Л. 110.

3. Информационно-аналитические материалы Министерства общего и профессионального образования Республики Тыва. Кызыл, 1999.

4. Материалы пресс-службы МВД РТ. Кызыл, 2009.

5. Основные итоги, проблемы и пути развития российского образования. М., 1996.

6. О состоянии системы непрерывного общего и начального профессионального образования в 2003/04 учебном году и об основных направлени-

известия вгпу

ях развития образования на 2004/05 учебный год: Аналит. докл. М-ва общ. и проф. образования Республики Тыва. Кызыл, 2004.

7. Постановление Правительства Республики Тыва от 20 сентября 2002 г. №703 «Патриотическое воспитание граждан Республики Тыва на 20032005 гг.» (любое изд.).

8. Текущий архив Министерства образования и науки РТ. Доклад министра образования и науки Республики Тыва П.А. Морозова перед участниками августовского совещания работников образования. Кызыл, 2010.

9. Хурен-оол С.Х. Формирование и реализация семейной политики в Республике Тыва в 90-е гг. XX в. - начале XXI в.: автореф. дис. ...

канд. ист. наук: 07.00.02. Кемерово, 2011.

* * *

1. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tyva (GA RT). F. 289. Op. 1. D. 913. L. 9.

2. GA RT. F. 289. Op. 1. D. 966. L. 110.

3. Informacionno-analiticheskie materialy Mini-sterstva obshhego i professional'nogo obrazovanija Respubliki Tyva. Kyzyl, 1999.

4. Materialy press-sluzhby MVD RT. Kyzyl, 2009.

5. Osnovnye itogi, problemy i puti razvitija rossijskogo obrazovanija. M., 1996.

6. O sostojanii sistemy nepreryvnogo obshhego i nachal'nogo professional'nogo obrazovanija v 2003/04 uchebnom godu i ob osnovnyh napravlenijah razvitija obrazovanija na 2004/05 uchebnyj god: Analit. dokl. M-va obshh. i prof. obrazovanija Respubliki Tyva. Kyzyl, 2004.

7. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tyva ot 20 sentjabrja 2002 g. №»703 «Patrioticheskoe vospitanie

grazhdan Respubliki Tyva na 2003-2005 gg.» (ljuboe izd.).

8. Tekushhij arhiv Ministerstva obrazovanija i nauki RT. Doklad ministra obrazovanija i nauki Respubliki Tyva P.A. Morozova pered uchastnikami avgustovskogo soveshhanija rabotnikov obrazovanija. Kyzyl, 2010.

9. Huren-ool S.H. Formirovanie i realizacija semejnoj politiki v Respublike Tyva v 90-e gg. XX v. -nachale XXI v.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk: 07.00.02. Kemerovo, 2011.

Educational work in Tuva schools in the conditions of transformation of Russian society

The article deals with the educational work in Tuva schools in the conditions of transformation of society. It is noted that the updating ofthe educational process in the educational institutions of the Republic was based on the traditions and customs, national and regional features, the achievements of the modern experience, the implementation of the new forms of extracurricular work. The negative aspects in the activities of educational institutions in education of younger generation in this period are described.

Key words: Tuva schools, education, educational reforms, crisis if society.

(Статья поступила в редакцию 19.10.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.