Научная статья на тему 'Развитие сети общеобразовательных учреждений в Республике Алтай в период с 1991 по 2000 год'

Развитие сети общеобразовательных учреждений в Республике Алтай в период с 1991 по 2000 год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / EDUCATIONAL SYSTEM / SCHOOLS / SECONDARY SCHOOLS / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохин И.А.

Статья посвящена развитию сети общеобразовательных школ в Республике Алтай в период с 1991 по 2000 год. Автор в статье проводит анализ статистических данных оказавших влияние на развитие сети школ в РА. Такими показателями, по мнению автора, выступают количество общеобразовательных учреждений в РА, численность учащихся и учителей. Автором предпринята попытка проследить динамику развития сети школ в РА, выявить тенденции характерные для сети общеобразовательных школ в данный период, обосновать причины оказавшие влияние на процесс развития сети школ в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE ALTAI REPUBLIC IN THE PERIOD FROM 1991 TILL 2000

The article is dedicated to development of secondary schools in the Altai Republic in the period from 1991 to 2000. The author analyzes statistical data that influenced the development of schools in the republic. According to the author's opinion these indicators are the number of secondary schools, the number of students and teachers in the Altai Republic. The author attempts to analyze the dynamics of development of the secondary schools in the Altai Republic, to identify trends that are specific to the secondary schools, to justify reasons, which influenced the process of development of the secondary schools in the studied region.

Текст научной работы на тему «Развитие сети общеобразовательных учреждений в Республике Алтай в период с 1991 по 2000 год»

ленность занятий должна ориентироваться не на трансляцию накопленного опыта, а на воспитание индивидуальности, формирование социально значимых качеств человека, его физкультурной компетентности и личностно-профессионального развития.

Акмеологичность качества занятий физической культурой предусматривает усиление гуманитарной составляющей как базового социокультурного механизма воспроизводства духовно-нравственного потенциала физической культуры студентов, повышения ее роли в формировании активного субъекта социокультурных преобразований, а также построения педагогического процесса на принципе диалогичности, с учетом многообразия существующих теорией, методик и взглядов.

Акмеологический формат осмысления проблемы качества физической культуры в вузе позволит более полно задействовать потенциал кафедры физического воспитания. Акмеология процесса повышения качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях связана с совершенствованием образовательных программ, адаптации их к реальным условиям обучения и фактическому уровню физической подготовленности, физической активности, физического здоровья, потребностей, мотивов и интересов студентов.

Элементом акмеологичности является реализация междисциплинарных связей с другими предметами. Вполне эффективны компьютеризированный «паспорт здоровья студента», содержащий характеристику физической подготовленности, и база данных уровня физической активности с учетом факторов состояния здоровья и культурного развития. Они содержат в себе не только усредненные данные о компонентах физической культуры студентов и характере взаимосвязей между компонентами, но и позволяют судить о содержании так называемых идеализированных моделей.

Перспективные пути их использования связаны с составлением индивидуальных характеристик физической подготовленности студентов, которые снабжают преподаватели дополнительными средствами при составлении методической документации, при решении задач оценки эффективности используемых методик и анализе результатов своего труда. Другой путь связан с оценкой индивидуального профиля активности студентов, который дает возможность преподавателям и студентам осуществлять мониторинг, контролировать уровень различных видов активности, их изменение и влияние на состояние физического, психического и социального здоровья.

Следует отметить, что современные информационные и педагогические технологии помогают учить, но они не заменят

солидной образовательной программы и её реализации талантливым педагогом, ставящим долгосрочные и краткосрочные цели в соответствии с развиваемой акмеологической стратегией. В данном случае и использование технических средств, персональной электронно-вычислительной техники должно быть подчинено именно этим целям. Думается, что важным фактором успешности реализации акмеологической стратегии индивидуальной программы организации физкультурного образования студентов является соответствие следующим принципам: направленность на личностно-профессиональное развитие; создание позитивной атмосферы для обучения; условия для достижения студентами успеха; индивидуализация; наличие ин-тегративных связей; соответствие государственному стандарту; последовательность реализации; содержательность учебного материала.

Таким образом, акмеологические аспекты и педагогические направления дают основание для определенного оптимизма относительно повышения качества физической культуры, которая нуждается в адаптации к стремительно меняющимся условиям её функционирования.

Взгляд на проблему с акмеологических позиций порождает интегративную конструкцию физической культуры, что создает предпосылки конвергенции межотраслевых методов управления качеством. Акмеологическая стратегия направленности на повышение качества учебно-воспитательного процесса рассматривается сегодня как генеральная программа действий, целевой установкой которой становится гармонизация телесно-двигательных характеристик и духовных сил студентов.

Важным шагом к качеству является преобразование устаревших и формирование здоровьесберегающих стереотипов проведения досуга, соответствующих современному образу, темпу и качеству жизни.

Процесс акмеологизации физической культуры должен осуществляться в рамках сценарных вариантов, выработанных на основе существующих противоречий развития общества, культуры и цивилизации, имеющих строгую научную основу и реализующих благодаря диалектическому единству законодательных, управленческих и финансовых механизмов.

Акмеологические аспекты повышения качества занятий физической культурой обусловлены сформированностью здо-ровьесберегающей среды, обладающей такими свойствами, как адаптивность и гибкость, динамичность и вариативность, прогностичность и стабильность, инновационность и открытость.

Библиографический список

1. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. Москва: Издательство психолого-социального института. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009.

2. Сайганова Е.Г. Физическая культура и подготовка к государственной гражданской службе: монография. Москва: Издательство РАГС, 2011.

3. Лахтин А.Ю. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2011.

References

1. Derkach A.A., Selezneva E.V. Akmeologicheskaya kul'tura lichnosti: soderzhanie, zakonomernosti, mehanizmy razvitiya. Moskva: Izdatel'stvo psihologo-social'nogo instituta. Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 2009.

2. Sajganova E.G. Fizicheskaya kul'tura i podgotovka k gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo RAGS, 2011.

3. Lahtin A.Yu. Adaptaciya studentov pervogo kursa k obucheniyu v vuze sredstvami fizicheskoj kul'tury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2011.

Статья поступила в редакцию 22.09.16

УДК 371. 14.15.21

Anohin I.A., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: Klosa85@mail.ru

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE ALTAI REPUBLIC IN THE PERIOD FROM 1991 TILL 2000. The

article is dedicated to development of secondary schools in the Altai Republic in the period from 1991 to 2000. The author analyzes statistical data that influenced the development of schools in the republic. According to the author's opinion these indicators are the number of secondary schools, the number of students and teachers in the Altai Republic. The author attempts to analyze the dynamics of development of the secondary schools in the Altai Republic, to identify trends that are specific to the secondary schools, to justify reasons, which influenced the process of development of the secondary schools in the studied region. Key words: education, educational system, schools, secondary schools.

И.А. Анохин, аспирант, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, Е-mail: Klosa85@mail.ru

РАЗВИТИЕ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ В ПЕРИОД С 1991 ПО 2000 ГОД

Статья посвящена развитию сети общеобразовательных школ в Республике Алтай в период с 1991 по 2000 год. Автор в статье проводит анализ статистических данных оказавших влияние на развитие сети школ в РА. Такими показателями, по мнению автора, выступают количество общеобразовательных учреждений в РА, численность учащихся и учителей. Автором предпринята попытка проследить динамику развития сети школ в РА, выявить тенденции характерные для сети общеобразовательных школ в данный период, обосновать причины оказавшие влияние на процесс развития сети школ в регионе.

Ключевые слова: образование, система образования, школа, сеть образовательных учреждений.

Республика Алтай становится независимым субъектом РФ с 1992 года. Вместе с тем Республика Алтай (далее РА) - это своеобразный, уникальный регион со своими специфическими культурными, этническими, историческими, религиозными особенностями развития. С этого времени в регионе начинает появляться собственная политическая система, формируются органы власти и управления. В дальнейшем происходит модернизация образования, направленная на совершенствование и становление самостоятельной системы образования в Республике Алтай. Под системой образования понимается совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием, и подведомственных им учреждений и организаций» [1]. Одной из составляющих системы образования является сеть общеобразовательных учреждений.

С целью изучения вопроса становления и развития системы образования в РА рассмотрим развитие сети общеобразовательных учреждений в период с 1991 по 2000 год в регионе.

В Республике Алтай данный вопрос рассматривали в своих работах Н.В. Гусельникова, П.Н. Карплюк, А.А. Темербекова, А.П. Беликова, В.К. Кыпчаков.

В частности, Н.В. Гусельникова, П.Н. Карплюк рассмотрели общее состояние общего среднего (полного) образования в РА. Учёными были выделены основные тенденции и ключевые проблемы, наблюдавшиеся в сфере школьного образования РА. Причём в контексте проведённого исследования авторы затронули вопрос развития сети общеобразовательных учреждений Республики Алтай в начале 90-х гг. XX в. По мнению исследователей, несмотря на трудности финансового характера в целом по РА, сравнивая показатели 1990 - 1991 учебного года и 1999 - 2000 учебного года, была сохранена общая численность школ к 2000 году, за исключением Ше-балинского района, где произошло сокращение численности учащихся (с 4463 до 2663) и соответственно школ (с 33 до 22) [2, с. 34].

А.А. Темербекова в работе «Пути реализации национально-регионального компонента образования» [3, с. 261] подчёркивает важность изучения региональных проблем, имеющихся в образовании РА, учитывая при этом специфические особенности развития региона (социально-экономические, демографические, природно-климатические.). Здесь же, автором поднята проблема сохранения и развития сети сельских школ в РА. По мнению исследователя, в конце 90-х годов для сельских школ РА было характерно уменьшение численности учащихся, данный процесс был обусловлен миграцией людей из села в город, вызванной трудностями экономического характера. При этом количество школ напрямую зависело от увеличения или уменьшения численности учащихся.

В статье «Современные тенденции развития регионального образования (на примере Республики Алтай)» А.П. Беликова [4, с. 29] рассмотрела основные направления развития школьного образования в РА в период 90-х гг. XX столетия. Наряду с этим, учёная выделила некоторые тенденции, характерные для школьного образования региона. По мнению А.П. Беликовой, в 90-е годы, невзирая на слабое финансирование и организационные трудности в регионе наблюдалось последовательное расширение сети школ и других образовательных учреждений. Данная тенденция была обусловлена появлением новых типов образовательных учреждений, (лицеи и гимназии) ростом численности учащихся в таких заведениях.

В.К. Кыпчаков [5] исследовал региональные проблемы в образовании РА в период 90-х гг. XX в., раскрыл понятие региональной образовательной системы РА под которой понимается структурная взаимосвязь сложившейся сети различного рода учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, осуществляющей на основе самостоятельности переход к реализации принципов непрерывности и последовательности образовательных программ и государственных образовательных стандартов федерального и регионального уровней.

Однако, по мнению В.К. Кыпчакова, существовал ряд проблем региональной системы образования, одной из которых была проблема недостаточного развития сети образовательных учреждений. Так, к примеру, в 18 малых населённых пунктах отсутствовали школы, в 85 селах региона не было детских садов.

Проведённый анализ литературы по данному вопросу показал, что рассматриваемые работы исследуют различные аспекты проблемы. Однако, на наш взгляд, вопрос развития сети требует более комплексного изучения.

В ходе исследования автором данной статьи были изучены архивные дела Комитета образования и науки РА, в последующем Министерства образования и науки РА, в которых приводятся отдельные статистические и фактические данные по сети общеобразовательных учреждений РА. Задействован ряд других фондовых материалов, в которых аргументированно обосновывались причины, повлиявшие на развитие сети школ в регионе, были использованы официальные статистические ежегодники Республики Алтай.

В исследовании за основу принимаются показатели, показывающие динамику развития сети общеобразовательных учреждений в РА с 1991 по 2000 год. Также анализируется разница показателей на начало и конец рассматриваемого периода. Причем за 100% принимаются показатели 1991 года, увеличение или уменьшение рассчитывается от данного числа. Ввиду отсутствия данных по Чемальскому району РА за 1991 - 1992 уч. г. в исследовании в отношении указанного района берутся имеющиеся данные за 1993 год.

Остановимся на таком показателе, как численность школ в

РА.

Анализ развития сети школьных учреждений в Республике Алтай показал, что в регионе было на 1991 год - 191 школа, из них начальных - 58, н/средних - 48, средних - 81, вспомогательных - 1, школ для детей с недостатками умственного и физического развития - 1, вечерних сменных школ - 6, школ интернатов - 1, школ продленного дня и школ с группами продленного дня - 115, реорганизовано начальных в начальные средние - 2, начальные средние в средние - 3, были открыты 2 начальные школы [6].

В тоже время, учитывая статистические показатели за 1999 - 2000 учебный год по школам Республики Алтай, в регионе в указанный хронологический период наблюдалась следующая ситуация: так общее число общеобразовательных школ в Республике Алтай достигло 203 школы, среди которых: началь-ных-50, н/средних - 56, средних - 97, 2 школы для детей с недостатками умственного и физического развития (в т. ч. 1 вспомогательная), вечерних (сменных) школ - 5, школ продлённого дня и школ с группами продленного дня - 76,один лицей, 2 гимназии, 15 школ с углубленным изучением предметов, «вновь открылось 2 школы - школа № 9 в г. Горно-Алтайске и начальная школа в Шебалинском районе» [7, с. 2].

Для построения диаграмм использованы данные из статистических ежегодников Госкомстата Республики Алтай за 1993 г., 1994 г., 1995 г., 1998 г., 2001 г.

■ 1990/1991 Чемальский р-н(1993-1994) ■ 1999/2000

Рис. 1. Количество школ в Республике Алтай в 1990 - 1991 и 1999 - 2000 уч. г.

Исходя из вышеприведенной диаграммы, следует отметить, что в ра сматриваемый период увеличилось количество школ следующих типов: н/средних - на 8 (14%), средних - на 12 (1,5 %), школ для детей с недостатками умственного и физического развития -на1(100 %) .

В целом, количество школ в Республике Алтай увеличилось. Но с1991по 2000 годпроизошло уменьшениеколичества начальных школ - на 8 (14%), вечерних сменных школ на 1 (17%). Вментес тедосталось неизменным количессво гооназоеиеице-ев - 2 и 1 соответственно.

В 1091 г. юа теоато(ниРемпублики Алтай функционировало 16 школ с углубленным изучением предметов. Данный показатель на протяжении периода менялся скачкообразно, достиг максимум а в 1-о5 году -о3шеолы,минимс1оа в 199нгоду -1 О школ. В 1999 году таких школ стало 15, то есть произошло умень-шенитсналззиртсмогоеоказаееон еа 1сдинпце(6ое) п° сспсне-нию с 1991 годом.

Висеге.сбщеекмличе савоеЛщеоЛразовасельсекшкоов республике Алтай в 2000 году (203) по сравнению с 1991 годом увеличилось нс1Вшкол(3%).

Следующим важным критерием развития сети является показатель численности учащихся в школах РА. Данный показатель отражаетрезработаоная даафамлачинленнестс уче-щихся.

В начале рассматриваемого периода общее количество учащихся постепенно увеличивалось с 36765 чел. в 1990 - 1991 учебном году до 40591 чел. в 1997 - 1998 учебном году, далее указанный показатель снизился до 39205 чел. в 1999 - 2000 учебном году. За весь рассматриваемый период количество учащихся выросло на 2440 человек (7%).

С начала рассматриваемого периода количество учащихся в начальных школах увеличивалось с 1505 чел. в 1990 - 1991 учебном году до 3764 чел. в 1995 - 1996 учебном году, далее указанный показатель снизился до 2282 чел. в 1999 - 2000 учебном году. В результате за 1990 - 2000 год количество учащихся возросло на 777 чел. (52 %).

Данный показатель, а именно, численность учащихся в неполных средних школах на протяжении периода менялся волнообразно, достиг максимума в 1997 - 1998 учебном году - 4585 чел., минимума 3948 чел. в 1992-1993 учебном году. В 2000 году число учащихся в неполных средних школах уменьшилось на 180человек (4,5%).

Вместе с тем, количество учащихся в средних школах с 1991 года (31266 чел.) по 2000 учебный год (32749 чел.) возросло на 1483 чел. (5%). Показатель достиг максимума (33544 чел.) в 1998 - 1999 уч.г., минимума (29733 чел.) в 1992 - 1993 уч.г.

В Горно-Алтайске в 1991 - 1992 учебном году произошло снижение количества учащихся по сравнению с предыдущим

10000 9000

¿я- -..<? Jk<5 Jk<5 .,.<? Jk<?

& X .X о/ о/ .X о/ .X о/ о/ о/

** af Ж sf sf J*

{<• .гЛ- л?- «te> -V" .-o

^ У у S *

# ,-f ^ ^ ^ ^ ^ J&

.0" & ^ ^ ^

11990/1991 Чемальский р-н (1993-1994) ■ 1999/2000

Рис. 2. Численность учеников в школах Республики Алтай в 1990 - 1991 и 1999 - 2000 уч. г.

Рис. 3. Численностьучащихсяобщеобразовательныхшколизучающих алтайский я^зык,!^^^ самостоятельный предмет,

на начало учебного года (человек)

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

1 ■ I

■ ■_ I 1 1 1

1 гт гт 1 „

ПИШИ! 1

Р1Р11 II 1 1 '1 '1 "1 ' п 11 1 1 1

^ ^ ^ ¿Г Л? ^ Л? Л

11-4 кл. ■ 5-9 кл. I 10-11 кл. ■ Всего по РА

0

учебным годом. С 1992 по 1999 год наблюдался равномерный рост числа учащихся. В 2000 году зафиксировано незначительное снижение численности школьников. Разница между 1991 годом и 2000 годом соктавил7 19 %,т. е. произошло увелитение численности учащихся на 1400 человек.

Вместе с темнемене етначи мымпокаоаттл ем дояоанентия сети общеобразовательных учреждений в Республики Алтай, отражающим эткокескуюсоутпоБРЮщрю )егиона, се5пуетсчиоеть показатель численности учащихся, изучающих алтайский язык, как самостоятееуный помдмео.

Численность учащихся, изучающих алтайский язык, с 1991 по 2000 год предст9ееен5 5У рис. 3.

Так, исходя из данных по РА, увеличение численности учащихся, изучающих алоомоеийнз71 к,в 2000 годуМптсеУВУению о 1991 годом) отмечалось в таких районах, как: Майминский на 147 чел. (10%), Чомокио-1Уечел. (6,5%),9оБШБбок иро 75чел. (У%), Усть-Коксинский - 108 чел. (3%), Улаганский - 387 чел. (16%), Кош-Агачский -П29 чое.(11%).

В остальных районах Республики Алтай произошло уменьшение рассманривоемогеп окопотеут, я Ту%очексаумн9 1рн чеТ1 (5%), Шебалинском - 1625 чел. (36,5%), Онгудайском - 71 чел. (2%), Усть-Канском - 143 чел. (9%). В целом по Республике Алтай для анализируемой величины до 1994 года была характерна тенденция увеличения. В 1994 - 1995 учебном году наблюдался максимум (12922 чел.). С 1995 по 2000 г рассматриваемая величина изменялась волнообразно.

В общем, за период с 1990 по 2000 год количество человек,

занимающихся алтайским языком как самостоятельным предметом выросло с 8710 чел. в 1991 г. до 10895 чел. в 2000 г., то есть возросло на 2185 чел. (25%).

Ещё одним из существенных показателей, влияющих на развитие сети общеобразовательных учреждений РА был показатель численности учителей в период с1991по 2000 год.

Анализ статистических данных показал, что в Республике Алтай в исследуемый период в общеобразовательных школах региона работало в 1990 - 1991 учебном году 3449 учителей. На протяжении всего изучаемого периода наблюдалась тенденция увеличения общей численности педагогов. В 2000 году данный показатель составил 4277 человек.

Согласно имеющимся статистическим данным в 2000 году был зафиксирован рост на 24 % (828 чел.) по сравнению с данными 1991 г.

Остановимся более подробно на численности учителей в городе Горно-Алтайске и районах Республики Алтай.

В Горно-Алтайске наблюдалась аналогичная общереспубликанской тенденция роста количества учителей. Показатель 1990-1991 учебного года (384 чел.) постепенно возрастал до 1998 - 1999 учебного года (718 чел.), в следующем году произошло небольшое снижение (678 чел). В целом разница между конечной и начальной точкой изучаемого десятилетия составила 294 чел., то есть количество учителей возросло на 77%.

Таким образом, представленные результаты исследования численности учителей по РА показывает представленная ниже диаграмма.

Рис. 4.0бщаяЧисленностьучителей в школах РА 1990/1991 и 1999/2000уч.г.

Также следует отметить, что на процесс развития сети общеобразовательных учреждений РА повлияли причины различного рода и характера.

Одной из главных причин на наш взгляд, являлась сложившаяся демографическая ситуация в регионе обусловленная миграцией населения в 90-е годы XX века.

Согласно постановлению Президиума Верховного Совета РА № 145 «О выезде лиц казахской национальности из Кош-Агачского района в Казахстан» от 29 июля 1992 года за 1991 -1992 гг. из РА на территорию Казахстана отбыло 459 семей с численностью 2068 человек [8, с, 154].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не менее значимым являются и миграционные процессы вызванные прибытием на территорию РА выходцев из стран Ближнего Зарубежья. Согласно данным Госкомстата РА за 1996 год таких лиц насчитывалось 893 человека. Из этих лиц порядка 88 семей были вынужденными переселенцами.

Наибольшее количество мигрантов прибыли из Казахстана 94 чел., Таджикистана - 31 чел., Узбекистана - 32 чел. В общей численности прибывших мигрантов на 1992 год в РА насчитывалось 372 семьи с численностью 1010 чел.

Так с 1992 по 2000 г. в Республику Алтай из Средней Азии (Казахстана, Узбекистана, Таджикистана) прибыло 68767 чел., а убыло 63226 чел.

Прибывшие мигранты расселились большей частью в городе - 101 чел. (50,5%), в районах и сельской местности РА - 99 чел.(49,5%), это было вызвано в большей степени возможностью иметь более достойные условия жизни и труда.

Вместе с тем важен такой показатель как социально-демографический состав прибывших: из 200 человек - 98 мужчин (49%), 102 женщины (51%). Половозрастной состав показал, что детей дошкольного возраста было 12 (6%), а вот число детей школьного возраста 51 чел. (25,5%) [9, с. 162].

На развитие сети общеобразовательных учреждений республики оказывали влияние и прочие негативные факторы, например, высокая сейсмичность, наблюдавшаяся в некоторых районов РА.

Так, в результате землетрясения в 1994 году в Кош-А-гачском районе была разрушена школа в с. Мухор-Тархата, по предписанию СЭС школа являлась больше непригодной для ведения занятий. В полуразрушенном состоянии находились школы в с. Ело, Улаганская средняя школа, школа в с. Иня, школа Горно-Алтайска №2 и многие другие. Средств для их строительства и проведения капитального ремонта не было [10, Л. 71].

Следующей причиной следует считать часто происходившие в регионе пожары, которые нанесли невосполнимые потери. Так только с 1998 по 1999 г. сгорело 3 школы.

С 1996 по 1998 г. общее количество пожаров объектов образования РА было 22, с существенным принесенным ущербом в сумме 307 тыс. руб. [11, Л. 3].

В решении коллегии №20/5 от 10 февраля 1999 г. о неудовлетворительном противопожарном состоянии общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки в РА и мерах по улучшению отмечено, что в 1998 году на объектах образования РА произошло 7 пожаров, с ущербом более 134 тысяч рублей.

В 1998 году был зафиксирован факт поджога Акташской средней школы Улаганского района, ущерб составлял порядка 400 рублей. В этом же году 5 апреля в Усть-Коксинском районе в результате нарушения правил монтажа электрооборудования произошел пожар в Кайтанакской неполной средней школе, в результате полностью выгорело здание, оцененный ущерб составил свыше 4 тыс. руб. 17 мая того же года сгорела Уйменьская средняя школа (площадью 900 м2, ущерб составил 111,5 тыс. руб).

По мнению экспертов, основные причины пожаров состояли в нарушении правил пожарной безопасности и из-за отсутствия необходимого внимания к осуществлению контроля со стороны министерства и районных отделов республики Алтай [11, Л. 3].

На процесс развития сети школ РА повлияли и другие причины в их числе процессы реорганизации, происходившие в ряде школ РА.

В 1997 году была проведена реорганизация некоторых школ в Чемальском районе: начальная школа в с. Аюла была реорганизована в неполную среднюю школу, а неполная средняя школа в с. Анос в среднюю школу [12, Л. 57].

А в 1999 г. закрылась Соузарская начальная школа Усть-Кок-синского района по причине отсутствия детей, были реорганизованы: 2 начальные школы в основные в с. Кош-Агач, в с. Уймень Чойского района из средней школы в основную, в с. Нижняя Тал-да Онгудайского района начальная школа была реорганизована в среднюю [13, Л. 60]

Таким образом, рассматривая показатели по сети общеобразовательных учреждений в РА в период с 1991 по 2000 год следует отметить, что, несмотря на имеющиеся проблемы в школах РА, в целом количество школ возросло со 191 до 203, т. е. на 12 единиц (6%). Аналогичным образом складывалась ситуация с таким показателем как количество учеников и учителей в школах РА. В исследуемый период с 1991 г. по 2000 г. количество учащихся возросло с 36765 чел. до 39205 чел. (на 2440 человек или 7%) и учителей с 3449 чел. в 1991 г. до 4277 чел. в 2000 году, то есть на 828 человек или 24%. Следовательно, в исследуемый период отмечалось увеличение анализируемых показателей и происходило расширение сети школ, что способствовало функционированию и развитию системы образования в регионе.

Исследование показывает, что на развитие сети общеобразовательных учреждений РА влияли различные причины. Среди них можно выделить: реорганизацию школ, изменение демографической ситуации, вызванной миграционными процессами в регионе (миграция сельского населения в город), снижение рождаемости по РА и, как следствие, сокращение числа детей поступающих в систему дошкольного образования и общего среднего образования, сейсмическую активность высокогорных территорий, пожары.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно может быть использовано для дальнейшего детального и комплексного изучения выше рассматриваемого вопроса. Приведённые статистические данные позволят лучше воспринять и увидеть «общую картину» по развитию сети общеобразовательных учреждений РА в период с 1991 по 2000 год (принимая во внимание исследованные показатели).

Библиографический список

1.

5.

6.

9.

10.

Урусмамбетова Л.А. Реформирование системы общего образования Кабардино-Балкарской Республики в конце XX века (1992 -2O0l гг). Научные проблемы гуманитарных исследований. 2015; 1. Available at: http://cyberleninka.ru/artide/n/reformirovanie-sistemy-obschego-obrazovaniya-kabardino-balkarskoy-respubliki-v-kontse-hh-veka-1992-2001-gg

Гусельникова Н.В., Карплюк П.Н. и др. Состояние и основные тенденции развития системы общего среднего (полного) образования в Республике Алтай. Наука, культура, образование. 2002; 12: 31 - 40.

Темербекова А.А. Пути реализации национально-регионального компонента образования. Социальные процессы в Современной Западной Сибири: сборник научных статей. Горно-Алтайск, 2005: 260 - 263.

Беликова А.П. Современные тенденции развития регионального образования (на примере Республики Алтай). Социальные процессы в современной Западной Сибири: сборник материалов конференции. Горно-Алтайск, 2002: 28 - 32.

Кыпчаков В.К. Проблемы регионализации образования в Республике Алтай. Регионально-национальные ценности историко-педа-гогического знания и современные инновационные процессы в образовании Западной Сибири: сборник материалов конференции. Горно-Алтайск, 1997: 216 - 222.

Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Казенное учреждение Республики Алтай (КУ РА «Госархив СПД РА»). Ф. Р-55; Оп. 27; Д. 489; Л. 1.

Тулинов Н.И. Цели воспитания и обучения в 2000 - 2001 учеб. году, пути их достижения, определяемые национальной доктриной образования в РФ, с учётом итогов 1999 - 2000 учебного года: доклад на коллегии Министерства образования и науки Республики Алтай. 27.12.2000. Педагогический вестник. 2001; 5: 2.

Социально-экономическое развитие Республики Алтай. 1991 - 2011 гг. Сборник архивных документов. Горно-Алтайск, 2011; 154. Социально-экономическое развитие Республики Алтай. 1991 - 2011 гг. Сборник архивных документов. Горно-Алтайск, 2011; 162. Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Казенное учреждение Республики Алтай (КУ РА «Госархив СПД РА»). Ф.Р-55; Оп 27; Д. 515; Л. 71.

11. Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Казенное учреждение Республики Алтай (КУ РА «Госархив СПД РА»). Ф.Р-55; Оп. 27; Д. 604; Л. 3.

12. Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Казенное учреждение Республики Алтай (КУ РА «Госархив СПД РА»). Ф.Р-55; Оп. 27; Д. 493; Л. 57.

13. Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Казенное учреждение Республики Алтай (КУ РА «Госархив СПД РА»). Ф.Р-55; Д. 604; Л. 60.

References

1. Urusmambetova L.A. Reformirovanie sistemy obschego obrazovaniya Kabardino-Balkarskoj Respubliki v konce XX veka (1992 - 2001 gg). Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2015; 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-obschego-obrazovaniya-kabardino-balkarskoy-respubliki-v-kontse-hh-veka-1992-2001-gg

2. Gusel'nikova N.V., Karplyuk P.N. i dr. Sostoyanie i osnovnye tendencii razvitiya sistemy obschego srednego (polnogo) obrazovaniya v Respublike Altaj. Nauka, kul'tura, obrazovanie. 2002; 12: 31 - 40.

3. Temerbekova A.A. Puti realizacii nacional'no-regional'nogo komponenta obrazovaniya. Social'nye processy v Sovremennoj Zapadnoj Sibiri: sbornik nauchnyh statej. Gorno-Altajsk, 2005: 260 - 263.

4. Belikova A.P. Sovremennye tendencii razvitiya regional'nogo obrazovaniya (na primere Respubliki Altaj). Social'nye processy v sovremennoj Zapadnoj Sibiri: sbornik materialov konferencii. Gorno-Altajsk, 2002: 28 - 32.

5. Kypchakov V.K. Problemy regionalizacii obrazovaniya v Respublike Altaj. Regional'no-nacional'nye cennosti istoriko-pedagogicheskogo znaniya i sovremennye innovacionnye processy v obrazovanii Zapadnoj Sibiri: sbornik materialov konferencii. Gorno-Altajsk, 1997: 216 -222.

6. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F. R-55; Op. 27; D. 489; L. 1.

7. Tulinov N.I. Celi vospitaniya i obucheniya v 2000 - 2001 ucheb. godu, puti ih dostizheniya, opredelyaemye nacional'noj doktrinoj obrazovaniya v RF, s uchetom itogov 1999 - 2000 uchebnogo goda: doklad na kollegii Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Altaj. 27.12.2000. Pedagogicheskij vestnik. 2001; 5: 2.

8. Social'no-'ekonomicheskoe razvitie Respubliki Altaj. 1991 - 2011 gg. Sbornik arhivnyh dokumentov. Gorno-Altajsk, 2011; 154.

9. Social'no-'ekonomicheskoe razvitie Respubliki Altaj. 1991 - 2011 gg. Sbornik arhivnyh dokumentov. Gorno-Altajsk, 2011; 162.

10. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F.R-55; Op 27; D. 515; L. 71.

11. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F.R-55; Op. 27; D. 604; L. 3.

12. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F.R-55; Op. 27; D. 493; L. 57.

13. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F.R-55; D. 604; L. 60.

Статья поступила в редакцию 28.09.16

УДК 371.72

Afonyushkin O.S., postgraduate, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Khimki,

Russia), E-mail: oleg.afon@gmail.com

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATION OF HEALTHY LIFESTYLES AMONG YOUNG PEOPLE. The article focuses on pedagogical conditions of education of healthy lifestyles among young people. The author considers theoretical and methodological approaches to the education of healthy lifestyles among young people. The research defines the role of an institute of education in shaping attitudes to a healthy lifestyle. The work shows the main ways of solving difficulties and preserving wellbeing of healthy lifestyles of young people in higher education. A special emphasis is made on development and establishment of comprehensive programs designed to overcome the alienation of specific education on the personality of the young man. The study reveals the contents of the concept and the category of healthy lifestyles and characterizes the basics of the man as a person who is responsible for his own health.

Key words: pedagogical conditions, education, healthy lifestyles, youth.

О.С. Афонюшкин, аспирант каф. культурно-досуговой деятельности, Московский государственный институт

культуры, г. Химки, E-mail: oleg.afon@gmail.com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МОЛОДЁЖИ

В представленной статье раскрываются педагогические условия воспитания здорового образа жизни у молодёжи, рассматриваются теоретико-методологические подходы к воспитанию здорового образа жизни у молодёжи. Охарактеризована роль института образования в формировании ориентаций на здоровый образ жизни. Главные пути решения трудностей сохранения хорошего самочувствия и формирования здорового образа жизни молодёжи в системе высшего образования. Делается акцент на разработку и становление комплексных программ, призванных преодолевать конкретное отчуждение образования от личности молодого человека. Рассматривается понятие и категории здорового образа жизни, охарактеризована суть человека как носителя этого самого здоровья.

Ключевые слова: педагогические условия, воспитание, здоровый образ жизни, молодёжь.

Рассмотрим сущность понятия «здоровье». Исследуя определение, данное Б.Я. Солоповым, здоровье - «индивидуально нацеленное психоматическое (душевное и телесное) положение, которое выражается в возможности человека нормально удовлетворять ключевые и актуальные потребности». Обращая внимание на высказывание Г.М. Коджаспировой, которая рассматривает здоровье как «естественное положение организма, которое характеризуется его уравновешенным состоянием с находящейся вокруг средой и наличием недоступности всевозможных больных изменений; положение совершенного телесного, душевного и общественного благополучия, присутствие у

личности молодого человека необходимого количества энергии, интереса и настроения для выполнения или же окончания дела» [1, с. 405].

Сама суть здоровья характеризуется на биологическом уровне направленным потенциалом (наследственными возможностями), физическими резервами будничной жизнедеятельности, обычным психо-физиологическим состоянием и социально-направленным возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).

Выделяют три разновидности, здоровья: «индивидуальное здоровье» (человек, личность); «здоровье группы» (семья, ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.