Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания здорового образа жизни у молодёжи'

Педагогические условия воспитания здорового образа жизни у молодёжи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLES / МОЛОДЁЖЬ / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афонюшкин О. С.

В представленной статье раскрываются педагогические условия воспитания здорового образа жизни у молодёжи, рассматриваются теоретико-методологические подходы к воспитанию здорового образа жизни у молодёжи. Охарактеризована роль института образования в формировании ориентаций на здоровый образ жизни. Главные пути решения трудностей сохранения хорошего самочувствия и формирования здорового образа жизни молодёжи в системе высшего образования. Делается акцент на разработку и становление комплексных программ, призванных преодолевать конкретное отчуждение образования от личности молодого человека. Рассматривается понятие и категории здорового образа жизни, охарактеризована суть человека как носителя этого самого здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATION OF HEALTHY LIFESTYLES AMONG YOUNG PEOPLE

The article focuses on pedagogical conditions of education of healthy lifestyles among young people. The author considers theoretical and methodological approaches to the education of healthy lifestyles among young people. The research defines the role of an institute of education in shaping attitudes to a healthy lifestyle. The work shows the main ways of solving difficulties and preserving wellbeing of healthy lifestyles of young people in higher education. A special emphasis is made on development and establishment of comprehensive programs designed to overcome the alienation of specific education on the personality of the young man. The study reveals the contents of the concept and the category of healthy lifestyles and characterizes the basics of the man as a person who is responsible for his own health.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания здорового образа жизни у молодёжи»

11. Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Казенное учреждение Республики Алтай (КУ РА «Госархив СПД РА»). Ф.Р-55; Оп. 27; Д. 604; Л. 3.

12. Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Казенное учреждение Республики Алтай (КУ РА «Госархив СПД РА»). Ф.Р-55; Оп. 27; Д. 493; Л. 57.

13. Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Казенное учреждение Республики Алтай (КУ РА «Госархив СПД РА»). Ф.Р-55; Д. 604; Л. 60.

References

1. Urusmambetova L.A. Reformirovanie sistemy obschego obrazovaniya Kabardino-Balkarskoj Respubliki v konce XX veka (1992 - 2001 gg). Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2015; 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-obschego-obrazovaniya-kabardino-balkarskoy-respubliki-v-kontse-hh-veka-1992-2001-gg

2. Gusel'nikova N.V., Karplyuk P.N. i dr. Sostoyanie i osnovnye tendencii razvitiya sistemy obschego srednego (polnogo) obrazovaniya v Respublike Altaj. Nauka, kul'tura, obrazovanie. 2002; 12: 31 - 40.

3. Temerbekova A.A. Puti realizacii nacional'no-regional'nogo komponenta obrazovaniya. Social'nye processy v Sovremennoj Zapadnoj Sibiri: sbornik nauchnyh statej. Gorno-Altajsk, 2005: 260 - 263.

4. Belikova A.P. Sovremennye tendencii razvitiya regional'nogo obrazovaniya (na primere Respubliki Altaj). Social'nye processy v sovremennoj Zapadnoj Sibiri: sbornik materialov konferencii. Gorno-Altajsk, 2002: 28 - 32.

5. Kypchakov V.K. Problemy regionalizacii obrazovaniya v Respublike Altaj. Regional'no-nacional'nye cennosti istoriko-pedagogicheskogo znaniya i sovremennye innovacionnye processy v obrazovanii Zapadnoj Sibiri: sbornik materialov konferencii. Gorno-Altajsk, 1997: 216 -222.

6. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F. R-55; Op. 27; D. 489; L. 1.

7. Tulinov N.I. Celi vospitaniya i obucheniya v 2000 - 2001 ucheb. godu, puti ih dostizheniya, opredelyaemye nacional'noj doktrinoj obrazovaniya v RF, s uchetom itogov 1999 - 2000 uchebnogo goda: doklad na kollegii Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Altaj. 27.12.2000. Pedagogicheskij vestnik. 2001; 5: 2.

8. Social'no-'ekonomicheskoe razvitie Respubliki Altaj. 1991 - 2011 gg. Sbornik arhivnyh dokumentov. Gorno-Altajsk, 2011; 154.

9. Social'no-'ekonomicheskoe razvitie Respubliki Altaj. 1991 - 2011 gg. Sbornik arhivnyh dokumentov. Gorno-Altajsk, 2011; 162.

10. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F.R-55; Op 27; D. 515; L. 71.

11. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F.R-55; Op. 27; D. 604; L. 3.

12. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F.R-55; Op. 27; D. 493; L. 57.

13. Gosudarstvennyj arhiv social'no-pravovoj dokumentacii Respubliki Altaj. Kazennoe uchrezhdenie Respubliki Altaj (KU RA «Gosarhiv SPD RA»). F.R-55; D. 604; L. 60.

Статья поступила в редакцию 28.09.16

УДК 371.72

Afonyushkin O.S., postgraduate, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Khimki,

Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATION OF HEALTHY LIFESTYLES AMONG YOUNG PEOPLE. The article focuses on pedagogical conditions of education of healthy lifestyles among young people. The author considers theoretical and methodological approaches to the education of healthy lifestyles among young people. The research defines the role of an institute of education in shaping attitudes to a healthy lifestyle. The work shows the main ways of solving difficulties and preserving wellbeing of healthy lifestyles of young people in higher education. A special emphasis is made on development and establishment of comprehensive programs designed to overcome the alienation of specific education on the personality of the young man. The study reveals the contents of the concept and the category of healthy lifestyles and characterizes the basics of the man as a person who is responsible for his own health.

Key words: pedagogical conditions, education, healthy lifestyles, youth.

О.С. Афонюшкин, аспирант каф. культурно-досуговой деятельности, Московский государственный институт

культуры, г. Химки, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МОЛОДЁЖИ

В представленной статье раскрываются педагогические условия воспитания здорового образа жизни у молодёжи, рассматриваются теоретико-методологические подходы к воспитанию здорового образа жизни у молодёжи. Охарактеризована роль института образования в формировании ориентаций на здоровый образ жизни. Главные пути решения трудностей сохранения хорошего самочувствия и формирования здорового образа жизни молодёжи в системе высшего образования. Делается акцент на разработку и становление комплексных программ, призванных преодолевать конкретное отчуждение образования от личности молодого человека. Рассматривается понятие и категории здорового образа жизни, охарактеризована суть человека как носителя этого самого здоровья.

Ключевые слова: педагогические условия, воспитание, здоровый образ жизни, молодёжь.

Рассмотрим сущность понятия «здоровье». Исследуя определение, данное Б.Я. Солоповым, здоровье - «индивидуально нацеленное психоматическое (душевное и телесное) положение, которое выражается в возможности человека нормально удовлетворять ключевые и актуальные потребности». Обращая внимание на высказывание Г.М. Коджаспировой, которая рассматривает здоровье как «естественное положение организма, которое характеризуется его уравновешенным состоянием с находящейся вокруг средой и наличием недоступности всевозможных больных изменений; положение совершенного телесного, душевного и общественного благополучия, присутствие у

личности молодого человека необходимого количества энергии, интереса и настроения для выполнения или же окончания дела» [1, с. 405].

Сама суть здоровья характеризуется на биологическом уровне направленным потенциалом (наследственными возможностями), физическими резервами будничной жизнедеятельности, обычным психо-физиологическим состоянием и социально-направленным возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).

Выделяют три разновидности, здоровья: «индивидуальное здоровье» (человек, личность); «здоровье группы» (семья, ком-

петентная группа, «страта - слой»); «здоровье населения» (попу-ляционное, общественное). Выделяется такой вид здоровья как психолого-социальное, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека.

На сегодняшний день становятся востребованными доктрины применения внутреннего потенциала личности, делающие выбор, прежде всего на психосоматической обусловленности множества болезней и возможности с поддержкой психологических механизмов личности быть здоровым.

Итак, здоровье надлежит понимать не только лишь как положение благополучия личного биологического тела, но и как положение культуры, требующего от человека инициативного присутствия и адекватной внутренней позиции. Здоровье - это сопутствующий элемент намеренного (ответственного и целеустремленного) человеческого существования, при котором средство связано с целью, и данная зависимость такая: чем содержательнее задача, тем безупречнее средство. Отсюда, здоровье это мере продукт культурной жизни человека, результат его духовного становления.

Всё вышесказанное доказывает культурологический подход в осознании самочувствия человека как интегрального состояния всего организма, отражающий степень культуры отношения человека к себе самому и к находящемуся вокруг миру. Культурологический подход к самочувствию человека выделяет вероятность применения для его хранения и улучшения педагогические свойства, создавая представление о самочувствии как о результате вида жизни, который содействует приумножению актуальных сил человека [2, с. 347].

Своеобразным подходом к осознанию здоровья человека возможно назвать аксиологичность, в которой выделяют две тенденции. Первая из них характеризует то пространство, которое здоровьезанимает в системе ценностей индивидума, общественной группы и общества в целом (здоровье как ценность), вторая - уровень понимания самочувствия как значения (ценность здоровья). Значимость аксиологического подхода для педагогики состоит в том, что он разрешает среди гуманистических ценностей отметить ценности педагогические, которые в прогрессивной педагогической науке рассматриваются как общепризнанные меры, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие в роли познавательно-действующей системы, служащей опосредствующим и связывающим звеном между образовавшимся публичным миропониманием в области образования и работой педагога [3, с. 116].

Вполне очевидно, что при рассмотрении понятия «здоровье» требуется весь арсенал знаний гуманитарных наук, включающий в себя целый ряд методологических подходов к здоровью. Поэтому достижение цели и решение задач воспитания здоровья и здорового образа жизни, на наш взгляд обеспечивается интегральным подходом. Интегральность подхода проявляется в том, что трактовка здоровья человека и реализация процесса его воспитания осуществляется с учетом всех знаний о человеке, добытых другими науками, а именно биологией, медициной, педагогикой, философией, социологией, психологией и др. Другими словами, интегральный подход к формированию здоровья обеспечивает сохранение целостности человека, способствует комплексному достижению здоровья всех его форм, определяет способ отбора существующих знаний и умений, которые позволят человеку эффективно сохранять и повышать потенциал здоровья.

Проведённый нами в ходе исследований теоретический анализ проблемы человека как носителя здоровья позволяет вывести важное для нашего исследования положение: человек как биосоциальное существо может управлять формированием своего здоровья (в том числе и биологического) по средствам осознанной, целенаправленной и упорядоченной деятельности.

Определённое место в формировании ориентаций и установок на здоровый образ жизни занимает институт здравоохранения. Л. Волошина указывает, что здравоохранение - это социальный институт, в котором осуществляется социальное взаимодействие между людьми по поводу сохранения и поддержания здоровья населения, детерминированное объективными и субъективными факторами. Ее основными элементами являются больницы, амбулатории, поликлиники, диспансеры, здравпункты и др. [4, с. 71].

В настоящее время медицина перешла от вопросов преимущественно лечения болезней к проблемам поддержания здоровья, стала обращать внимание на основные закономерности жизни, а не только на механизмы развития болезни и наступле-

ния смерти. Таким образом, общество приблизилось к третьей «революции общественного здравоохранения». Первая революция касалась понимания природы инфекционных заболеваний и позволила предотвратить эпидемии, сохранить жизни миллионов людей. Вторая заключалась в разработке терапии хронических, неинфекционных заболеваний. Она помогла значительно увеличить продолжительность жизни и более или менее успешно взять под контроль развитие и прогрессирование сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний нервной системы, онкологической патологии и ряда других неинфекционных заболеваний. Хотя ни одна из революций не закончилась полной победой над недугами, значительные успехи были достигнуты, и теперь основной задачей медицины становится установление и поддержание здоровья как основного ресурса жизни.

Здоровый образ жизни формируется и в семье, и в школе. Под совокупным контролем обязаны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная энергичность, закаливающие процедуры, нервозные нагрузки, психологический климат жилища, в школе и в классе, отношения родителей и молодёжи, педагогов, формы досуга, утехи и интересы. Неверно направленная работа подростков имеет возможность доставить урон здоровью. Вследствии этого большое значение содержит налаживание здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни складывается всеми структурами общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидуумом собственных общественных, психических и физических возможностей.

Воспитание необходимости в верной организации досуга, во всемерном развитии собственного физиологического и духовного потенциала - вот главная задача антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодёжи.

Если проводить сравнительный анализ всех существующих терминов между собой, то видно, что к анализируемому нами определению - «здоровый образ жизни» наиболее близки по смыслу слова здравообразовательный, здравоформирующий, здравотвореческий, здравосозидательный, так как их смысловое содержание отражает определённую деятельность, результатом которой является позитивные изменения в здоровье человека. В таких определениях как здоровьесберегающий, здоровьесо-хранительный, здоровьеподдерживающий на наш взгляд подчеркивается только акт сбережения, сохранения того, что имеется на данный момент. В отношении же здоровья молодёжи в настоящее время актуально не только сохранение и сбережение наличного баланса здоровья, сколько укрепление и наращивание его потенциала. Таким образом, перечисленные понятия можно объединить в две группы: понятия одной группы обозначают деятельность, направленную на развитие имеющегося баланса здоровья (здоровьесберегающий, здоровьесохранительный, здоровьеподдерживающий), другая группа объединяет понятия, отражающие перспективную направленность деятельности, для которой начальный уровень здоровья человека является только исходной точкой, причем не обязательно находящейся на высоком уровне (здоровьеобразовательный, здоровьевоспитующий, здоровьетвореческий, здоровьесозидательный).

Возможно каждый из упомянутых терминов имеет право на существование, однако в контексте нашей темы мы считаем целесообразным и содержательным термин «здоровьевоспиту-ющий». На наш взгляд, в нем содержится суть изучаемого нами явления - воспитание здорового образа жизни.

Воспитание здорового образа жизни это целесообразно и качественно организованный образовательный процесс, ориентированный на систематическое подкрепление последовательных приближений к желательному результату, отражающий совокупность определенного типа поведения личности или группы людей в отношении к составляющим здоровья (здоровья тела, здоровья души, здоровья разума), использующий все формы и достижения жизнедеятельности общества.

Именно потому, что каждый «живет» по-своему, жизнь представляется людям той сферой, где каждый считает себя специалистом, знатоком». Однако при этом человек не утратил ощущения жизненных трудностей, как полагает автор, современное общество приучило человека к мысли, что целью его жизни является «вовсе не его счастье, а служебный долг, служебный успех, деньги, престиж, власть, поэтому для него важно все кроме собственной жизни и искусства жить». Природа же всякой жизни, по мнению И.М. Сеченова, - это сохранение и утверждение, и первая «обязанность» организма быть живым. Отсюда «цель человеческой жизни следует понимать как раскрытие сил и воз-

можностей человека в соответствии с законами его природы» [5, с. 95].

Таким образом, можно заключить, что в постижении «искусства жить», под которым мы понимаем образ жизни в совокупности всех его составляющих важнейшим, на наш взгляд, является воспитание здорового образа жизни. Понятие же «здравовоспи-тующий образ жизни» видится нам адекватным сущности педагогического подхода к здоровью, так как формирование в отношении здоровья - это процесс организации, создания, управления, становления чего-либо, совокупность приёмов, систематическое подкрепление, то есть «инструмент» постижения сущности самого человека как личности и его здоровья как атрибута жизни.

Здоровье является высшей человеческой ценностью. Это главный жизненный фактор работоспособности и гармонического развития подросткового организма. Одновременно сохранять и укреплять свое здоровье умеет совершенно не каждый.

Общеизвестным является тот факт, что для полноценной жизни необходимым является, наряду с крепким телосложением, сила духа, воля, высокий культурно-нравственный уровень, самообладание. Это может быть достигнуто, непосредственно, практической щепетильной работой над самим собой. Только тогда можно говорить о валеологической культуре, когда культура духа, культура тела и культура нравов являются равнозначными понятиями. При сохранении равновесия этого триединства, в человеке происходят изменения, совершенствуются накопленные знания, расширяются возможности, достигается успех в процессе раскрытия своей человеческой природы, в процессе познания самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает её качество.

Здоровый образ жизни не занимает на сегодняшнее время первого места в иерархии необходимостей и ценностей человека в российском обществе. Но в случае, если мы обучим молодёжь

Библиографический список

с самого раннего возраста расценивать, блюсти и закреплять свое здоровье, в случае если мы станем непосредственно на собственном опыте показывать здоровый образ жизни, то только лишь в предоставленном случае надо верить, что будущее поколение станет больше здоровым и развитым не только лишь в личном, умственным, духовным, но и физиологическом направлении.

Согласно нашим исследованиям здорового образа жизни -это осознаваемое в личной надобности систематическое выполнение указанных гигиенических правил закрепления и хранения персонального и общественного здоровья.

Элементами здорового образа жизни выступают: воспитание с раннего возраста здоровых привычек и навыков; неопасная и подходящая для обитания находящаяся вокруг среда, познания о воздействии находящихся вокруг предметов на здоровье; отказ от табакокурения, использования наркотических препаратов, использования спиртных напитков; небольшое, которое соответствует физическим особенностям определенного подростка, питание, актуальная информированность о качестве употребляемых продуктов; на физическом уровне функциональная жизнь при учёте возрастных и физических особенностей организма; соблюдение правил собственной и общественной гигиены, владение способностями предложения первой помощи; закаливание.

Процесс формирования у молодых людей здорового образа жизни требует создание в образовательном учебном заведении здоровьесберегающей образовательной среды при поддержке технологий здоровьесберегающего характера.

Здоровьесберегающая образовательная среда - это верная организация образовательного пространства безусловно на всех уровнях, где высококачественное изучение, становление, образование обучающихся не имеет возможность сопровождаться нанесением вреда их личному самочувствию.

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: МарТ, 2005.

2. Битюцкая Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания. Психологическая наука и образование. 2007; 4: 87 - 93.

3. 42. Быховская И.М. Здоровье как практическая аксиология тела. 2010; 1 (21): 82 - 89.

4. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. Дошкольное воспитание. 2004; 1: 114 - 117.

5. Сеченов И.М. Избранное. Москва, 1997.

References

1. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar'po pedagogike. Moskva: MarT, 2005.

2. Bityuckaya E. V. Trudnaya zhiznennaya situaciya: kriterii kognitivnogo ocenivaniya. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2007; 4: 87 - 93.

3. 42. Byhovskaya I.M. Zdorov'e kak prakticheskaya aksiologiya tela. 2010; 1 (21): 82 - 89.

4. Voloshina L. Organizaciya zdorov'esberegayuschego prostranstva. Doshkol'noe vospitanie. 2004; 1: 114 - 117.

5. Sechenov I.M. Izbrannoe. Moskva, 1997.

Статья поступила в редакцию 30.09.16

УДК 371.72

Voronin I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Directing Theatrical Performances, Oryol State

Institute of Culture (Oryol, Russia), E-mail: [email protected]

SPECIFICITY DIRECTING SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES. The research study discusses the specifics of directing socio-cultural activities. In the process of socio-cultural activities the man seeks for opportunities to realize a great number of needs to feel pleasant emotional states, which would not be related to everyday life. An important element of this process is the direction, determined by the quality and specificity of socio-cultural activities. One of the most important tasks of socio-cultural activities is its impact on the development of creative abilities and inclinations of people. In terms of socio-cultural activities people come into an active contact with the surrounding world, there is a transfer of spiritual and cultural values and tradition, which is saved in succession of generations, and the result is motivated by the creative activity of the person.

Key words: directing specificity, socio-cultural activities.

И.И. Воронин, канд. пед. наук, доц. каф. режиссуры театрализованных представлений Орловского государственного

института культуры, г. Орёл, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА РЕЖИССУРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются специфика режиссуры социально-культурной деятельности. В процессе социально-культурной деятельности человек стремится реализовать как можно большее число потребностей, ощутить приятные эмоциональные состояния, не связанные с повседневностью, пережить возвышенные чувства, оздоровительные эмоции, утонченные впечатления. Важным звеном этого процесса является режиссура определяющая качество и специфику социально-культурной деятельности. Одной из важнейших задач социально-культурной деятельности является ее воздействие на развитие творческих способностей и задатков людей. В условиях социально-культурной деятельности происходит деятельный контакт человека с находящимся вокруг него миром, происходит передача духовно-культурных ценностей, сохраняется преемственность поколений посредством традиций, а в результате мотивируется творческая активность личности.

Ключевые слова: специфика режиссуры, социально-культурная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.