4. Belovolova S.P., Matveev D.E., Belovolov V.A. Obogaschenie vospitatel'noj raboty 'etnokul'turnym komponentom kak odno iz uslovij formirovaniya 'etnicheskoj tolerantnosti kursantov v voennom institute. Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. 2014; 4 (16): 44 - 52.
5. Nurgaleev V.S., Belovolov V.A., Lubochnikov P.G. Psihologicheskij analiz ponyatiya «'ekstremal'naya deyatel'nost'». Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. 2014;1(13): 55-60.
6. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. Moskva: Mysl', 1991.
7. Dragomirov M.I. Izbrannye trudy. Voprosy vospitaniya i obucheniya vojsk. Moskva, 1956.
8. Nurgaleev V.S., Belovolov V.A., Lubochnikov P.G. Postroenie bezopasnogo psihologicheskogo prostranstva lichnosti studenta v vuze kak psihologicheskoe yavlenie. Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. 2014; 3 (15): 95 - 99.
9. Platonov K.K. Lichnostnyj podhod kak princip psihologii. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. Moskva, Nauka, 1969.
10. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.
11. Lepin P.V., Belovolova S.P., Belovolov V.A. Razvitie metodologicheskoj refleksii pedagoga-issledovatelya. Voprosy obrazovaniya. 2008; 1: 52.
12. Slastenin V.A., Lepin P.V., Belovolov V.A., Belovolova S.P. Metodologicheskaya refleksiya v pedagogicheskom issledovanii. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2002; 4: 28.
Статья отправлена в редакцию 11.07.16
УДК 37.014.5
Anohin I.A., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF EDUCATIONAL POLICY IN THE ALTAI REPUBLIC IN 1990s. The article covers a question of analyzing the formation of educational policy in the Altai Republic in 1990s. The author differentiates periods of formation and development of the educational policy. The author also analyzes legal documents in the sphere of education that influenced the development of school education in the Altai Republic. These documents include: "The program of public education development in the Altai Republic in the 1990s"; "The concept of national schools in the Altai Republic"; "The Law of education in the 1999s" and other documents. In conclusion, the author proves the importance of the search for strategies and tactics to provide modernization and improvement of the school education in the studied region.
Key words: modernization of educational system, regional educational policy, school, education contents, regulatory framework.
И.А. Анохин, аспирант, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, Е-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА
В статье предпринята попытка рассмотрения региональной образовательной политики в период 90-х гг. XX в, выделены периоды её формирования и развития. Автор проводит анализ принятых нормативно-правовых документов в сфере образования, повлиявших на развитие школьного образования в Республике Алтай в вышеотмеченный период, среди них «Программа развития народного образования Республики Алтай на переходный период», «Концепция национальных школ Республики Алтай», закон «Об образовании» 1999 года и ряд других документов. В заключении автором приводятся доводы, в которых он обосновывает значимость поиска стратегии и тактики в области образовательной политики региона для модернизации и улучшения школьного образования.
Ключевые слова: модернизация, система образования, региональная образовательная политика, школа, содержание образования, нормативно-правовая база
От проводимой государством политики в области образования во многом зависит развитие образования в нашей стране и в его конкретном регионе. Благодаря исследованию региональной образовательной политики определяются перспективные направления развития и модернизации системы образования, формируется образовательный вектор, выделяются основные ориентиры и механизмы для придания целостности и стабильности российскому образованию. Поэтому исследование образовательной политики является актуальным.
Ключевым понятием данной статьи выступает «образовательная политика». В настоящее время существуют различные трактовки такого определения. Для нашего исследования наиболее приемлемой является формулировка, предложенная О.Н. Смолиным, который под образовательной политикой понимает «определённый комплекс мер государства, целью которых является создание экономических, институциональных и духовно-идеологических условий для осуществления основных функций системы образования, включая воспроизводство кадрового потенциала общества и воспитание граждан государства в соответствии с принятой системой ценностей» [1, с. 9].
С целью изучения вопроса становления региональной образовательной политики Республики Алтай (далее также: РА) в период 90-х гг. XX столетия рассмотрим степень её изученности.
Так, на сегодняшний момент нами выявлено небольшое количество научных работ, посвящённых проблеме образовательной политики в различных регионах России. Наиболее исследованными являются такие субъекты РФ как Удмуртская Республика, Республика Тыва, Республика Татарстан.
В статье Н.М. Очур [2] выделяются ключевые этапы и особенности проводившейся образовательной политики, анализируются нормативно-правовые документы и программы, принятые в
Республике Тыва, направленные на развитие и совершенствование образования в регионе.
В работе И.Ю. Даниловой [3] рассматривается содержание понятия региональной образовательной политики, приводятся различные точки зрения ученых на трактовку данного термина, автор в качестве иллюстративного примера развития образования приводит образовательную модель Республики Татарстан, здесь же анализируются принятые нормативно-правовые документы, направленные на развитие образования в Республике Татарстан.
В диссертации под названием «Эволюция системы общего образования Удмуртской Республики в 1991 - 2000 гг.» О.В. Стрелкова [4] акцентирует внимание на формировании образовательной политики в Удмуртии в 1991 - 2000 гг., выделяет главные особенности её развития, проводит анализ нормативно-правовых документов, закона УР «О народном образовании» принятого в 1995 году, Программы стабилизации и развития народного образования УР в переходный период на 1991 - 1995 гг., Программы развития народного образования УР на 1995 -2000 гг.
Рассмотрим степень разработанности вышеотмеченного вопроса в Республике Алтай.
А.П. Беликова [5] в своих исследованиях рассматривала развитие школьного образования в Республике Алтай в 90-е гг., охарактеризовала некоторые тенденции развития общего образования в Республике Алтай, дала анализ Концепции национальных школ Республики Алтай.
В научных трудах В.К. Кыпчакова [6] рассмотрена и выявлена сущность регионализации образования в Республике Алтай, показан анализ имеющихся проблем в системе образования региона в 90-е гг. XX в, раскрывается значимость изменения со-
держания образования в школе, развития опытно-экспериментальной работы, направленной на обновление содержания в образовании и реализацию Концепции национальных школ РА.
Проблемы реализации Концепции национальных школ РА, роль национально-регионального компонента в учебном процессе, языковые вопросы в школах РА, и ряд других тем были затронуты в работах Е.П. Кандараковой По мнению автора, «через содержание Концепции осуществлялась государственная политика РА в области образования» [7, с. 115].
Вопросы создания органов государственной власти, органов управления системой образования в РА, основные направления преобразований, направленных на развитие образования в отмеченный период и принятие законодательных инициатив, программных документов, нацеленных на стабилизацию обстановки в данной сфере осветила Л.Н. Аксенова [8].
Таким образом, исходя из анализа имеющихся научных работ, можно отметить, что авторы рассматривают различные вопросы в области школьного образования РА, выделяют ключевые проблемы региональной системы образования, проводят анализ нормативно-правовых документов, повлиявших на развитие школьного образования. Однако, вопрос становления образовательной политики в Республике Алтай исследован недостаточно и требует дальнейшей разработки.
В связи с переходом субъектов Российской Федерации в более независимое правовое состояние меняется и роль субъектов в проведении самостоятельной образовательной политики. В этом отношении изменился и политико-правовой статус Республики Алтай. С 1992 года регион становится независимым субъектом РФ с присущими ему особенностями культурного, экономического, исторического развития. В Республике Алтай происходят модернизационные процессы в области образования, направленные на развитие и придание стабильности республиканской системе образования. В Российской Федерации был принят закон «Об образовании» 1992 года, определивший полномочия РФ и субъектов РФ, создавший возможность создания собственных законов в регионах. Как следствие в 1999 г. был принят закон «Об образовании в Республике Алтай». В нем впервые появилось новое понятие регионализация.
Под «регионализацией образования» в РА понимался конкретный процесс, направленный на формирование единого образовательного пространства, создание и модернизацию единой целостной системы образования исходя из местных культурных, национально-этнических, исторических условий жизни» [9]. Введение регионализации во многом способствовало позитивным изменениям которые выражались в принятии собственных законов в области образования и расширении демократических прав по развитию и проведению самостоятельной политики в образовании исходя из социокультурных, этнических, исторических особенностей развития региона. В начале 90-х гг. XX века в РА стала формироваться собственная образовательная политика. Так, в рамках её проведения в Республике Алтай можно выделить 3 периода раскрывающих некоторые особенности такой политики в сфере общего образования.
Первый период охватывает 1991 - 1993 годы. В это время стали разрабатываться различные нормативно-правовые документы в сфере общего образования, начала формироваться местная система органов власти и управления, в том числе в сфере образования Республики Алтай. Появились официальные органы власти - Эл-Курултай, Правительство РА. В сфере образования появился Комитет науки и образования, муниципальные органы управления образованием (отделы, управления администраций районов и г. Горно-Алтайска) [10].
В начале 90-х гг. XX в. в Республике Алтай начинают приниматься нормативно-правовые документы, направленные на развитие образования в регионе. В 1992 году вышла «Программа развития народного образования на переходный период РА» (далее Программа). Программа была нацелена на развитие и стабилизацию обстановки в сфере образования, в частности в системе школьного образования [11]. Она учитывала социально-экономические, этнические, культурные особенности развития региона. В Программе были отмечены проблемы, имеющиеся на различных ступенях образования, отражена реальная ситуация в области образования и показаны процессы модернизации направленные на улучшение содержания образования, его гуманизацию и демократизацию.
Программа учитывала развитие начального, неполного среднего и среднего образования. В документе предложены пути и конкретные меры по развитию образования в Республике
Алтай. В Программе были обоснованы конкретные действия с учетом изменившихся экономических отношений. Ввиду появления рынка, произошла переориентация содержания школьного образования, призванная содействовать формированию компетенций школьников, их адаптации и социализации.
Была предложена классификация типов школ, говорилось о национальных школах Республики Алтай, об их типах, национальном составе учащихся таких школ, показывались особенности их развития.
В нормативно-правовом документе одними из главных идей являлись: существенное изменение методов в образовании, обновление программ, создание полноценной учебно-методической базы для осуществления образовательного процесса. В этой связи планировалось разработать учебники с национально-региональным компонентом и ввести новые предметы. Предполагалось создать банк идей и новых технологий в образовании, разработать новые воспитательные методики и подходы.
Таким образом, Программа явилась тем главным документом, который заложил основу для совершенствования школьного образования и способствовал региональному развитию образования в Республике Алтай.
После программы появился ещё один нормативно-правовой документ - Концепция национальных школ РА, утвержденная в 1993 году. Концепция была нацелена на реализацию и развитие системы школьного образования. Основными идеями Концепции национальных школ являлись развитие культуры, приобщение к получению знаний, уважение традиций и этнических особенностей жителей многонациональной республики. Концепция национальных школ должна была способствовать духовному возрождению, повышению культурного и образовательного потенциала будущих школьников, обеспечить реализацию национально-регионального компонента. Под этим понималось «создание открытого гражданского общества с сохранением национальной самобытности алтайцев, казахов, русских и других национальностей, обеспечение духовно-нравственного и общекультурного возрождения и развития народов республики, создание реальной системы для трансляции родной культуры новым поколениям и для общения родной культуры с другими культурами в республике, в России и за её пределами» [12, с. 6].
В целях реализации Концепции национальных школ стали появляться национальные школы, в центре внимания которых находились проблемы межкультурной коммуникации, обучение на родном языке, поддержание традиций и мировоззрения конкретных культур: русской, алтайской, казахской. Национальные школы в РА выступали как особенный тип школ со своим языком обучения и присущими такой школе традициями и культурными ценностями. Именно в такого рода школах язык выступает носителем духовного наследия народа, этнической принадлежности, его истории, культуры.
3 марта 1993 года издаётся закон о языках народов, проживающих на территории Республики Алтай [13]. Закон выступал гарантом свободы общения между народами. Утверждался равный характер языков независимо от национальности, происхождения, религии, места жительства. Закон подчеркивал языковое равенство, принципы уважения и терпимости к языкам других народов проживающих в Республике Алтай.
Таким образом, вышеуказанный период в развитии образовательной политики в РА характеризовался такими явлениями, как создание и появление новых органов власти и управления в регионе, развитием самостоятельной системы образования, разработкой и внедрением в практику нормативно-правовых документов в области образования, которые в переходный период Республики Алтай, отражали национально-региональные, культурно-этнические особенности и подчеркивали независимость в проведении самостоятельной образовательной политики.
Второй период охватывает 1994 - 1996 годы. В 1994 году был введён Базисный учебный план общеобразовательной школы который стал регулятором, позволившим самим учреждениям внедрять и вести разработку собственных учебных планов, безусловно считаясь с местными условиями и этническими особенностями населения проживающего в РА. Основной целью введения республиканского базисного учебного плана являлось распределение соответствующим образом учебной нагрузки для учащихся школ Республики в зависимости от их умственных и психолого-физических возможностей обучения.
В связи с появлением Базисного учебного плана многие школы Республики Алтай стали опираться в своей деятельности на разработанный документ, что во многом способствовало по-
явлению новых учебных предметов регионального компонента таких как: «История Горного Алтая» (8 - 11 кл), «Национальные традиции народов Горного Алтая» (1 - 11 кл), «Основы современной экономики» (9 - 11кл).
Данный период ознаменовался такими особенностями своего развития как появление экспериментальных площадок и совершенствование содержания образования. Как было отмечено выше создавались модели национальных школ: русская, алтайская, казахская.
Эксперименты проводились в следующих школах РА. В городе Горно-Алтайске экспериментальная работа проходила в школе № 4, где шла реализация модели русской национальной школы, экспериментальная площадка была создана также на базе школы села Теленгит-Сортогой, где шла апробация модели «развитие личности учащихся в условиях казахско-алтайской школы», а в с. Жана-Аул реализовывалась программа «Воспитание гражданина России в условиях казахской национальной школы», в селе Яконур внедрялась алтайская модель национальной школы [14].
Создание таких школ способствовало развитию языка, внедрению предметов, отражающих историю и культуру конкретного народа. В дальнейшем с переводом многих школ на родной язык обучения были внесены коррективы в учебные планы по изучению алтайского, казахского и русского языков. Для алтайских детей владеющих родным языком предусматривалось по мере их взросления и освоения программы на начальной ступени образования постепенное сокращение часов на изучение алтайского языка по ходу их перехода на старшие ступени обучения. В то же время на изучение русского языка делался упор в сторону увеличения часов на его изучение по ступеням обучения.
Кроме того стало внедряться дифференцированное обучение с углубленным изучением некоторых предметов, вводилось профильное обучение. Стали развиваться и появившиеся в начале 90-х годов учреждения инновационного типа: гимназии, лицеи. Вместе с тем нельзя не отметить и роль национально-регионального компонента. Появляются такие предметы как история Горного Алтая, национальная культура народов Горного Алтая, алтайский язык. В целом велась комплексная работа по обновлению содержания образования, вариативности и индивидуализации образования, что подтверждается многочисленными архивными и аналитическими данными имеющимися в Республике Алтай.
Отмеченный период в образовательной политике РА мы можем охарактеризовать как период, в который был принят ключевой документ: «Базисный учебный план РА», на основе которого осуществлялось совершенствование содержания образования, определялись основные направления развития школьного образования, развивался национально-региональный компонент и проводились эксперименты в школах РА.
И третий период охватывает 1997 - 1999 годы. Этот период знаменовал собой становление собственной законодательной базы и определение стратегически важных ориентиров в развития региональной образовательной политики, основанной на Конституции РА и законе «Об Образовании» в РА.
7 июня 1997 года в Республике Алтай была принята Конституция РА.
В ст. 4 Конституции РА говорилось следующее: «Республика Алтай, исходя из целостности Российской Федерации и равноправия ее субъектов, основывается на своей государственности
как естественном, необходимом и законном условии, обеспечивающем ее самостоятельность и всю полноту государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай, мирную жизнь народов республики, сохранение и развитие культурных и духовных ценностей [15].
Конституция РА закрепила независимость в осуществлении полномочий закрепленных за РА, установила основные права и свободы человека и гражданина.
В области образования ст. 44 Конституции РА гласила: что каждый гражданин имеет право на образование, выбор образовательного учреждения [15].
Гарантировалась бесплатность и общедоступность основного общего образования, среднего полного общего образования. Получение основного общего образования считалось обязательным.
В осуществлении реализации образовательной политики и принятии важных правовых документов Республика Алтай вправе самостоятельно реализовывать программы, утвержденные высшими законодательными органами власти, учитывая при этом этнические, культурные, демографические и в целом национально-региональные особенности развития и проживания населения.
Таким образом, Конституция РА выступила своего рода гарантом независимости, стала тем базисом, который регулировал отношения в обществе, наделял определенными правами и обязанностями, гарантировал бесплатность и доступность различных видов образования в частности основного общего образования.
А 3 июня 1999 года был официально принят закон «Об образовании» в Республике Алтай. Данный закон основывался на Конституции РФ и Конституции РА и реализовывал основные задачи закона «Об образовании» в РФ. Ст. 1 закона «Об образовании» провозглашала: «Область образования в Республике Алтай является приоритетной, как основное положение государственной политики Республики Алтай по сохранению и развитию системы образования в интересах формирования творческой личности и как решающего социального гаранта прогресса всего общества» [16].
Принятый в 1999 году закон «Об образовании в Республике Алтай» учитывал культурно-этнические, национальные, особенности развития региона и был направлен на развитие и регулирование государственных отношений в области образования.
Таким образом, становление региональной образовательной политики в Республике Алтай осуществлялось в трех хронологических периодах, в каждом из которых решались вполне конкретные задачи.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что данные материалы будут полезны как историкам, так и педагогам, исследующим исторические процессы развития и становления образовательной политики в регионе.
Кроме того образовательная политика, проводимая в регионе в 90-е годы XX в., неотрывна от истории региона, его культуры, традиций. Региональные образовательные процессы практически ориентируют на духовное единство и сотрудничество учёных, историков, педагогов. Но для более детального и комплексного исследования местной образовательной политики и выбора тактики и стратегий внутреннего развития сферы общего образования будет полезно осмыслить прошедшие процессы в образовательной политике РА.
Библиографический список
1. Смолин О.Н. Методология разработки системы российского образовательного законодательства: проблемы и перспективы. Педагогика. 2015; 7: 3 - 23.
2. Очур Н.М. Формирование региональной образовательной политики в Республике Тыва в 1991-2008 годах. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012; 4. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-regionalnoy-obrazovatelnoy-politiki-v-respublike-tyva-v-1991-2008-gg
3. Данилова И.Ю. Региональная образовательная политика в постсоветский период. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009: 3. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-obrazovatelnaya-politika-v-postsovetskiy-period
4. Стрелкова О.В. Эволюция системы общего образования Удмуртской Республики в 1991 - 2000 гг. Диссертация ... кандидата исторических наук. Ижевск, 2007: 65 - 85.
5. Беликова А.П. Современные тенденции развития регионального образования (на примере Республики Алтай). Социальные процессы в современной Западной Сибири: сборник материалов конференции. Горно-Алтайск, 2002: 28 - 32.
6. Кыпчаков В.К. Проблемы регионализации образования в Республике Алтай. Регионально-национальные ценности историко-педа-гогического знания и современные инновационные процессы в образовании Западной Сибири: сборник материалов конференции. Горно-Алтайск, 1997: 216 - 222.
7. Кандаракова Е.П. Проблемы реализации концепции национально-регионального компонента в системе образования Республики Алтай. Наука и образование. 1998; 2: 115 - 117.
8. Аксенова Л.Н. Образование в республике Алтай в начале 90-х гг. XX в. Природные условия. История и культура Западной Монголии и сопредельных регионов: сборник материалов конференции. Горно-Алтайск, 2007; Т. 1: 131 - 135.
9. Об образовании в Республике Алтай. Закон Республики Алтай от 3 июня 1999 года № 12-50. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/802008902
10. Аксенова Л.Н. Образование в республике Алтай в начале 90-х гг. XX в. Природные условия. История и культура Западной Монголии и сопредельных регионов: сборник материалов конференции. Горно-Алтайск, 2007; Т.1: 131 - 135.
11. Концепция национальных школ и Программа развития народного образования Республики Алтай на переходный период. Горно-Алтайск: Комитет образования РА, 1992.
12. Концепция национальных школ Республики Алтай. Горно-Алтайск: Комитет образования РА, 1993.
13. О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай. Закон Республики Алтай от 3 марта 1993 года № 9-6. Available at: http://docs.cntd.ru/document/802008526
14. Н.В. Гусельникова, П.Н. Карплюк и др. Состояние и основные тенденции развития системы общего среднего (полного) образования в Республике Алтай. Наука, культура, образование. 2002; 12: 31 - 40.
15. Конституция Республики Алтай от 7 июня 1997 года. Available at: http://constitution.garant.ru/region/cons_altai/
16. Об образовании в Республике Алтай. Закон Республики Алтай от 3 июня 1999 года № 12-50. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/802008902
References
1. Cmolin O.N. Metodologiya razrabotki sistemy rossijskogo obrazovatel'nogo zakonodatel'stva: problemy i perspektivy. Pedagogika. 2015; 7: 3 - 23.
2. Ochur N.M. Formirovanie regional'noj obrazovatel'noj politiki v Respublike Tyva v 1991-2008 godah. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2012; 4. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-regionalnoy-obrazovatelnoy-politiki-v-respublike-tyva-v-1991-2008-gg
3. Danilova I.Yu. Regional'naya obrazovatel'naya politika v postsovetskij period. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2009: 3. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-obrazovatelnaya-politika-v-postsovetskiy-period
4. Strelkova O.V. 'Evolyuciya sistemy obschego obrazovaniya UdmurtskojRespubliki v 1991 - 2000 gg. Dissertaciya ... kandidata istoricheskih nauk. Izhevsk, 2007: 65 - 85.
5. Belikova A.P. Sovremennye tendencii razvitiya regional'nogo obrazovaniya (na primere Respubliki Altaj). Social'nye processy vsovremennoj Zapadnoj Sibiri: sbornik materialov konferencii. Gorno-Altajsk, 2002: 28 - 32.
6. Kypchakov V.K. Problemy regionalizacii obrazovaniya v Respublike Altaj. Regional'no-nacional'nye cennosti istoriko-pedagogicheskogo znaniya i sovremennye innovacionnye processy v obrazovanii Zapadnoj Sibiri: sbornik materialov konferencii. Gorno-Altajsk, 1997: 216 -222.
7. Kandarakova E.P. Problemy realizacii koncepcii nacional'no-regional'nogo komponenta v sisteme obrazovaniya Respubliki Altaj. Nauka i obrazovanie. 1998; 2: 115 - 117.
8. Aksenova L.N. Obrazovanie v respublike Altaj v nachale 90-h gg. XX v. Prirodnye usloviya. Istoriya ikul'tura ZapadnojMongoliiisopredel'nyh regionov: sbornik materialov konferencii. Gorno-Altajsk, 2007; T. 1: 131 - 135.
9. Ob obrazovaniivRespublikeAltaj. Zakon RespublikiAltaj ot 3 iyunya 1999 goda № 12-50. Available at: http://docs.cntd.ru/document/802008902
10. Aksenova L.N. Obrazovanie v respublike Altaj v nachale 90-h gg. XX v. Prirodnye usloviya. Istoriya ikul'tura Zapadnoj Mongolii isopredel'nyh regionov: sbornik materialov konferencii. Gorno-Altajsk, 2007; T.1: 131 - 135.
11. Koncepciya nacional'nyh shkol i Programma razvitiya narodnogo obrazovaniya Respubliki Altaj na perehodnyj period. Gorno-Altajsk: Komitet obrazovaniya RA, 1992.
12. Koncepciya nacional'nyh shkol Respubliki Altaj. Gorno-Altajsk: Komitet obrazovaniya RA, 1993.
13. O yazykah narodov, prozhivayuschih na territorii Respubliki Altaj. Zakon Respubliki Altaj ot 3 marta 1993 goda № 9-6. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/802008526
14. N.V. Gusel'nikova, P.N. Karplyuk i dr. Sostoyanie i osnovnye tendencii razvitiya sistemy obschego srednego (polnogo) obrazovaniya v Respublike Altaj. Nauka, kul'tura, obrazovanie. 2002; 12: 31 - 40.
15. Konstituciya Respubliki Altaj ot 7 iyunya 1997 goda. Available at: http://constitution.garant.ru/region/cons_altai/
16. Ob obrazovanii v Respublike Altaj. Zakon RespublikiAltaj ot 3 iyunya 1999 goda № 12-50. Available at: http://docs.cntd.ru/document/802008902
Статья поступила в редакцию 22.07.16
УДК 379.8
Heckmann N.A., postgraduate, Department of Sociocultural Work, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP POTENTIAL IN PARTICIPANTS OF A ROLE-PLAY YOUTH MOVEMENT: THE PEDAGOGICAL APPROACH. The research represents a situation of sociocultural sphere in modern Russia by a variety of informal youth movements, among which a special place is occupied by a movement of fans of role-plays that develop for more than a dozen years, mostly in urban areas. This movement is represented by different types, is run and organized by leaders chosen from its participants. There is a pedagogical problem: how can a researcher of relationships in the play team during experimental observation of the situation in the role-play affect the processes of formation and development of leadership qualities of the individuals; or is the formation of leaders only a spontaneous process? The author proposes a program of training games, consisting of three blocks, and aimed at developing the leadership potential of team fans of role-playing games of the active action.
Key words: leadership, informal groups of young people, fans of role-playing games, formation of leadership qualities.
Н.А. Гекман, аспирант Алтайского государственного института культуры, Барнаул, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ РОЛЕВОГО ИГРОВОГО ДВИЖЕНИЯ МОЛОДЁЖИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Социально-культурная сфера России в современной ситуации представлена множеством разнообразных неформальных молодёжных движений, среди которых особое место занимает движение любителей ролевых игр, развивающееся уже не один десяток лет преимущественно в городских условиях. Это движение имеет свои разновидности, возглавляется и организуется лидерами, выдвигающимися из среды участников. Возникает педагогическая проблема: насколько можно воздействовать исследователю взаимоотношений в игровой группе в экспериментальной ситуации включенного наблюдения за ее игрой, на формирование и развитие лидерских качеств отдельных участников группы; или формирование лидеров это только стихийный процесс? Автором предлагается программа тренинговых игр, состоящая из трёх блоков, и направленная на развитие лидерского потенциала участников команд любителей ролевых игр активного действия.
Ключевые слова: лидерство, неформальные объединения молодежи, любители ролевых игр, формирование лидерских качеств.