Научная статья на тему 'Оснащение образовательного процесса'

Оснащение образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
192
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПЛОЩАДИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДАНИЙ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОБЩЕЖИТИЯМИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / LEARNING FACILITIES / TECHNICAL STATE OF BUILDINGS / AVAILABILITY OF DORMITORIES / PUBLIC CATERING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

На основании результатов федерального статистического наблюдения представлены данные о состоянии материально-технической базы образовательных учреждений. Приведены показатели технического состояния зданий, использования площадей, обеспеченности обучающихся сетью общественного питания и общежитиями, оснащения образовательных учреждений ИКТ-оборудованием и доступом к Интернету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of federal statistical monitoring results, data on state of educational institutions facilities are presented. Key figures concerning technical state of buildings, space utilization, availability of the public catering network and dormitories for students, provision of educational institutions with information and communication technology equipment and Internet access are given.

Текст научной работы на тему «Оснащение образовательного процесса»

Статья поступила в редакцию в июле 2012 г. оснащение образовательного процесса1

Аннотация На основании результатов федерального статистического наблюдения представлены данные о состоянии материально-технической базы образовательных учреждений. Приведены показатели технического состояния зданий, использования площадей, обеспеченности обучающихся сетью общественного питания и общежитиями, оснащения образовательных учреждений ИКТ-оборудованием и доступом к Интернету. Ключевые слова: образовательные учреждения, учебные площади, техническое состояние зданий, обеспеченность общежитиями, организация общественного питания, информационнокоммуникационные технологии. Качество образования зависит не только от процесса воспитания и преподавания, но и от материально-технической базы образовательных учреждений: от состояния зданий и сооружений, обеспеченности площадями, учебными пособиями и учебниками, современным оборудованием и т. п. Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является приведение инфраструктуры образовательных учреждений к уровню, соответствующему современным стандартам. Реализация приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», региональных проектов модернизации систем общего образования позволила существенно обновить инфраструктуру системы образования. Улучшилось обеспечение образовательных учреждений современным информационно-технологическим оборудованием. В 2010 г. в среднем на одного обучающегося в дошкольных и государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) приходилось 5-6 кв. м учебных площадей, в образовательных учреждениях профессионального образования — 8-9 кв. м (рис. 1). Обеспеченность учащихся образовательных учреждений персональными компьютерами, используемыми в учебных целях, составила от 7 компьютеров в расчете на 100 обучающихся 1 Материал подготовлен специалистами Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ: заведующей отделом статистики образования О. К. Озеровой, старшими научными сотрудниками И. Ю. Забатуриной, В. И. Кузнецовой и Г. Г. Ковалевой.

184

Оснащение образовательного процесса

ш

Рис. 1

Учебная площадь в расчете на одного обучающегося в образовательных учреждениях, 2010 г. (на конец года)

10

8

6

4

2

0

Кв. м. 8,3 7,7 8,8

-

5,8 5,0

Дошкольные

образовательные

учреждения*

Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)**

Образовательные учреждения начального профессионального образования ***

Образовательные учреждения среднего профессионального образования ***

Образовательные учреждения высшего профессионального образования ***

* Площадь групповых помещений в расчете на одного ребенка.

** На начало 2010/2011 учебного года.

*** Учебная площадь учебно-лабораторных зданий. В расчете использована приведенная численность студентов (чп), определяемая по формуле: чп = чд + 0,25чв + 0,10чз, где чд — численность студентов очной формы обучения, чв — очно-заочной (вечерней), чз — заочной.

Рис. 2 Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях,

в расчете на 100 учащихся образовательных учреждений, 2010 г. (на конец года)

Единиц

(сменных) начал ьного среднего высшего

общеобразовательных профессионального профессионального профессионального

учреждений)* образования образования** образования**

* На начало 2010/2011 учебного года. Показатели обеспеченности учащихся общеобразовательных учреждений персональными компьютерами в составе локальных вычислительных сетей и с доступом к Интернету рассчитаны исходя из общего числа компьютеров (как используемых, так и не используемых в учебных целях).

** В расчете использована приведенная численность студентов (чп), определяемая по формуле: чп = чд + + 0,25чв + 0,10чз, где чд — численность студентов очной формы обучения, чв — очно-заочной (вечерней), чз — заочной.

185

Статистика и социология образования

в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) до 17,7 компьютера в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В том числе с доступом к Интернету — от 4,6 до 13,8 компьютеров соответственно (рис. 2).

Дошкольное и общее образование

По состоянию на конец 2010 г. общая площадь всех помещений дошкольных образовательных учреждений составила 58,5 млн кв. м, из них около 1% — арендованная площадь (рис. 3).

Рис. 3 Доля арендованной площади в общей площади помещений дошкольных образовательных учреждений (на конец года)

городского типа

о 2007 ■ 2009 □ 2010

Пятой части (22,4%) дошкольных образовательных учреждений требовался капитальный ремонт, чуть более 1% дошкольных образовательных учреждений находилось в аварийном состоянии. Не все дошкольные образовательные учреждения имели все виды благоустройства (отопление, водоснабжение и канализацию). По состоянию на конец 2010 г. только 87,5% учреждений были полностью благоустроены (в 2007 г. — 83,7%), а в сельской местности — лишь 75,1% (табл. 1).

Таблица 1 Техническое состояние и благоустройство зданий

дошкольных образовательных учреждений (на конец года)

2001 г. 2004 г. 2007 г. * 2009 г. * 2010 г. *

Всего

Дошкольные учреждения:

требующие капитального ремонта 16 392 14 281 13 806 12 348 10 335

в процентах от общего числа учреждений 33,3 30,6 29,7 26,6 22,4

186

Оснащение образовательного процесса

ш

2001 г. 2004 г. 2007 г. * 2009 г. * 2010 г. *

находящиеся в аварийном состоянии 626 444 971 716 527

в процентах от общего числа учреждений 1,3 1,0 2,1 1,5 1,1

имеющие все виды благоустройства 39 991 38 139 38 912 40 177 40 408

в процентах от общего числа учреждений 81,2 81,7 83,7 86,5 87,5

Города и поселки городского типа

Дошкольные учреждения:

требующие капитального ремонта 8142 7220 6892 6170 5197

в процентах от общего числа учреждений 29,6 27,3 26,1 23,1 19,5

находящиеся в аварийном состоянии 223 210 402 283 259

в процентах от общего числа учреждений 0,8 0,8 1,5 1,1 1,0

имеющие все виды благоустройства 26 134 25 165 25 217 25 810 25 791

в процентах от общего числа учреждений 95,0 95,1 95,5 96,5 96,6

Сельская местность

Дошкольные учреждения:

требующие капитального ремонта 8250 7061 6914 6178 5138

в процентах от общего числа учреждений 37,9 34,9 34,5 31,3 26,4

находящиеся в аварийном состоянии 403 234 569 433 268

в процентах от общего числа учреждений 1,9 1,2 2,8 2,2 1,4

187

Статистика и социология образования

2001 г. 2004 г. 2007 г. * 2009 г. * 2010 г. *

имеющие все виды благоустройства 13 857 12 974 13 695 14 367 14 617

в процентах от общего числа учреждений 63,7 64,2 68,3 72,9 75,1

* Включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

В системе общего образования по состоянию на начало 2010/2011 учебного года учебная площадь государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) составила 57,6 млн кв. м, негосударственных — 0,5 млн кв. м.

Среди государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) 19% требовали капитального ремонта, и в таких учреждениях обучались почти 20% школьников. Около 2% учреждений находилось в аварийном состоянии, и школьники, обучавшиеся в них, составляли почти 2% общей численности учащихся школ. По сравнению с началом 2001/2002 учебного года доля таких учреждений и соответственно численность обучающихся в них значительно снизились, тем не менее такое явление, как дети, обучающиеся в школах, находящихся в аварийном состоянии, все еще присутствует в системе общего образования (табл. 2).

Таблица 2 Техническое состояние зданий

государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) (на начало учебного года)

2001/ 2002 2005/ 2006 2007/ 2008 2009/ 2010 2010/ 2011

Всего

число общеобразовательных учреждений*:

требующих капитального ремонта, тыс. 23,7 20,6 16,9 12,5 10,0

в процентах от общего числа учреждений 37,0 35,2 29,6 22,6 19,0

находящихся в аварийном состоянии, тыс. 3,3 1,8 1,1 1,0 0,8

в процентах от общего числа учреждений 5,1 3,1 2,0 1,8 1,6

численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях:

требующих капитального ремонта, тыс.человек 8045,3 6025,5 4595,8 3170,2 2576,9

188

Оснащение образовательного процесса

2001/ 2002 2005/ 2006 2007/ 2008 2009/ 2010 2010/ 2011

в процентах от общей численности обучающихся 42,9 41,1 34,6 23,9 19,5

находящихся в аварийном состоянии, тыс. человек 1003,7 435,7 250,8 239,5 206,1

в процентах от общей численности обучающихся 5,4 3,0 1,9 1,8 1,6

Города и поселки городского типа

число общеобразовательных учреждений*:

требующих капитального ремонта, тыс. 8,0 7,3 5,8 4,6 3,7

в процентах от общего числа учреждений 40,4 38,8 32,0 24,3 20,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

находящихся в аварийном состоянии, тыс. 0,8 0,4 0,2 0,2 0,2

в процентах от общего числа учреждений 4,2 2,0 1,1 1,2 1,0

численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях:

требующих капитального ремонта, тыс. человек 5260,8 3980,6 2992,9 2086,8 1705,7

в процентах от общей численности обучающихся 40,5 39,3 32,4 22,2 18,0

находящихся в аварийном состоянии, тыс. человек 546,3 194,5 96,0 108,8 89,4

в процентах от общей численности обучающихся 4,2 1,9 1,0 1,2 0,9

Сельская местность

число общеобразовательных учреждений*:

требующих капитального ремонта, тыс. 15,8 13,3 11,1 7,9 6,3

в процентах от общего числа учреждений 35,5 33,4 28,4 21,8 18,4

находящихся в аварийном состоянии, тыс. 2,4 1,4 0,9 0,7 0,6

в процентах от общего числа учреждений 5,5 3,6 2,4 2,1 1,9

189

Статистика и социология образования

2001/ 2002 2005/ 2006 2007/ 2008 2009/ 2010 2010/ 2011

численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях:

требующих капитального ремонта, тыс. человек 2784,5 2045,0 1602,9 1083,4 871,3

в процентах от общей численности обучающихся 48,3 45,3 39,6 28,1 23,3

находящихся в аварийном состоянии, тыс. человек 457,4 241,2 154,8 130,7 116,7

в процентах от общей численности обучающихся 7,9 5,3 3,8 3,4 3,1

* Начиная с 2007/2008 учебного года — включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

По состоянию на начало 2010/2011 учебного года все виды благоустройства имели 73,4% государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), в них обучались 90,1% школьников. Однако если городские общеобразовательные учреждения практически все благоустроены (96,2%), и обучались в них 96,7% всех школьников, то в сельской местности лишь 61,0% школ имели все виды благоустройства, а доля обучающихся в них составила 73,5% (табл. 3).

Таблица 3 Благоустройство зданий государственных

и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) (на начало учебного года)

2001/ 2002 2005/ 2006 2007/ 2008 2009/ 2010 2010/ 2011

Всего

Общеобразовательные учреждения*, имеющие:

все виды благоустройства, тыс. 33,2 34,0 36,1 38,2 38,8

в процентах от общего числа учреждений 51,8 58,0 63,2 69,4 73,4

водопровод, тыс. 44,6 44,1 44,3 45,3 42,6

в процентах от общего числа учреждений 69,6 75,3 77,7 82,2 80,7

центральное отопление, тыс. 49,5 46,8 47,0 47,3 44,9

190

Оснащение образовательного процесса

2001/ 2002 2005/ 2006 2007/ 2008 2009/ 2010 2010/ 2011

в процентах от общего числа учреждений 77,3 79,8 82,4 86,0 85,0

канализацию, тыс. 36,0 36,9 38,5 40,7 40,1

в процентах от общего числа учреждений 56,2 63,0 67,4 73,9 75,9

численность обучающихся в об-щеобразователь-ных учреждениях, имеющих все виды благоустройства, тыс. человек 15 260,9 11924,4 11399,0 11583,9 11935,1

В процентах от общей численности обучающихся 81,4 81,4 85,7 87,4 90,1

Города и поселки городского типа

Общеобразовательные учреждения*, имеющие:

все виды благоустройства, тыс. 17,6 17,4 17,1 17,9 17,8

в процентах от общего числа учреждений 89,4 92,5 94,1 95,0 96,2

водопровод, тыс. 19,0 18,3 17,8 18,6 18,2

в процентах от общего числа учреждений 96,3 97,9 98,0 98,5 97,9

центральное отопление, тыс. 18,9 18,3 17,8 18,6 18,2

в процентах от общего числа учреждений 95,8 97,4 98,0 98,4 98,1

канализацию, тыс. 18,1 17,8 17,4 18,2 18,0

в процентах от общего числа учреждений 92,0 94,6 95,6 96,7 96,8

численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеющих все виды благоустройства, тыс. человек 12 257,7 9458,7 8910,3 8941,3 9184,5

В процентах от общей численности обучающихся 94,4 93,3 96,4 95,1 96,7

191

Статистика и социология образования

2001/ 2002 2005/ 2006 2007/ 2008 2009/ 2010 2010/ 2011

Сельская местность

Общеобразовательные учреждения*, имеющие:

все виды благоустройства, тыс. 15,5 16,7 18,9 20,3 20,9

в процентах от общего числа учреждений 35,1 41,8 48,7 56,0 61,0

водопровод, тыс. 25,6 25,7 26,5 26,7 24,5

в процентах от общего числа учреждений 57,7 64,6 68,2 73,8 71,3

центральное отопление, тыс. 30,6 28,5 29,2 28,8 26,7

в процентах от общего числа учреждений 69,1 71,6 75,1 79,5 77,9

канализацию, тыс. 17,9 19,2 21,1 22,5 22,1

в процентах от общего числа учреждений 40,4 48,1 54,2 62,1 64,5

численность обучающихся в об-щеобразователь-ных учреждениях, имеющих все виды благоустройства, тыс.человек 3003,2 2465,7 2488,6 2642,7 2750,6

В процентах от общей численности обучающихся 52,1 54,6 61,4 68,6 73,5

* Начиная с 2007/2008 учебного года — включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

Обеспечение обучающихся здоровым питанием в целях сохранения и укрепления их здоровья является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. На начало 2010/2011 учебного года 8% государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) не имели столовой и (или) буфета, в том числе в сельской местности — 11,3%. Горячим питанием были охвачены 76,9% школьников. Этот показатель с каждым годом растет, тем не менее четверть детей в городских школах до сих пор не пользуются горячим питанием, несколько меньше таких учащихся в сельских школах — 18,3% (табл. 4).

192

Оснащение образовательного процесса

ш

Таблица 4 Обеспеченность обучающихся в государственных

и муниципальных общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) сетью общественного питания (на начало учебного года)

2001/ 2002 2005/ 2006 2007/ 2008 2009/ 2010 2010/ 2011

Всего

число общеобразовательных учреждений*, имеющих столовую и (или) буфет 50 580 49 491 49 009 49 393 48 617

В процентах от общего числа учреждений 79,0 84,4 85,9 89,7 92,0

численность обучающихся, пользующихся горячим питанием, тыс. человек 11 300,3 9923,6 9710,7 9998,6 10 175,5

В процентах от общей численности обучающихся 60,3 67,8 73,0 75,4 76,9

Города и поселки городского типа

число общеобразовательных учреждений*, имеющих столовую и (или) буфет 18 890 18 317 17 721 18 440 18 204

В процентах от общего числа учреждений 95,8 97,5 97,4 97,8 98,1

численность обучающихся, пользующихся горячим питанием, тыс. человек 7273,1 6483,6 6495,0 6891,9 7118,7

В процентах от общей численности обучающихся 56,0 64,0 70,2 73,3 74,9

Сельская местность

число общеобразовательных учреждений*, имеющих столовую и (или) буфет 31690 31 174 31288 30 953 30 413

193

Статистика и социология образования

2001/ 2002 2005/ 2006 2007/ 2008 2009/ 2010 2010/ 2011

В процентах от общего числа учреждений 71,5 78,2 80,5 85,5 88,7

численность обучающихся, пользующихся горячим питанием, тыс. человек 4027,2 3440,0 3215,8 3106,7 3056,9

В процентах от общей численности обучающихся 69,8 76,2 79,4 80,7 81,7

* Начиная с 2007/2008 учебного года — включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

Школьная библиотека в современных условиях не только обеспечивает текущий учебный процесс, но и является ресурсной базой обновления образования. Если на начало 2001/2002 учебного года общеобразовательных учреждений, имеющих библиотеки, было 97,1%, то к началу 2010/2011 учебного года их доля сократилась до 93,9%. Причем в большей степени сокращение происходит за счет сельских школ (табл. 5).

Таблица 5 Обеспеченность государственных

и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) библиотеками (на начало учебного года)

2001/ 2002 2005/ 2006 2007/ 2008 2009/ 2010 2010/ 2011

Всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

число общеобразовательных учреждений*, имеющих библиотеки 62 196 56 843 54 122 51487 49 646

В процентах от общего числа учреждений 97,1 96,9 94,8 93,5 93,9

Книжный фонд, млн экземпляров 1143,6 790,6 1321,4 675,8 824,6

В том числе школьные учебники, млн экземпляров 463,0 321,5 622,7 275,4 301,4

Города и поселки городского типа

число общеобразовательных учреждений*, имеющих библиотеки 19 385 18 551 18 005 18 567 18 306

194

Оснащение образовательного процесса

2001/ 2002 2005/ 2006 2007/ 2008 2009/ 2010 2010/ 2011

В процентах от общего числа учреждений 98,3 98,7 99,0 98,4 98,7

Книжный фонд, млн экземпляров 778,9 504,5 1025,1 404,7 545,2

В том числе школьные учебники, млн экземпляров 314,9 220,9 510,7 188,1 215,9

Сельская местность

число общеобразовательных учреждений*, имеющих библиотеки 42 811 38 292 36 117 32 920 31340

В процентах от общего числа учреждений 96,6 96,1 92,9 91,0 91,4

Книжный фонд, млн экземпляров 364,6 286,1 296,3 271,1 279,3

В том числе школьные учебники, млн экземпляров 148,1 100,6 112,0 87,3 85,4

*Начиная с 2007/2008 учебного года — включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

Развитая школьная инфраструктура предполагает наличие в образовательном учреждении объектов для занятий физической культурой и спортом. На начало 2010/2011 учебного года только в 80,5% государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) функционировали физкультурные залы, в 2,4% имелся бассейн. На селе почти 27% школ не имели физкультурных залов. За последние 10 лет этот показатель несколько улучшился: на начало 2001/2002 учебного года таких школ было почти 40% (табл. 6).

Таблица 6 Обеспеченность государственных

и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) спортивными сооружениями (на начало учебного года)

2001/ 2002 2005/ 2006 2007/ 2008 2009/ 2010* 2010/ 2011*

Всего

число общеобразовательных учреждений, имеющих:

физкультурный зал 44 898 44 284 43 464 43 448 42 567

195

Статистика и социология образования

2001/ 2002 2005/ 2006 2007/ 2008 2009/ 2010* 2010/ 2011*

в процентах от общего числа учреждений 70,1 75,5 76,2 78,9 80,5

бассейн 1226 1270 1216 1286 1277

в процентах от общего числа учреждений 1,9 2,2 2,1 2,3 2,4

Города и поселки городского типа

число общеобразовательных учреждений, имеющих:

физкультурный зал 18 188 17 614 17 145 17 686 17 498

в процентах от общего числа учреждений 92,2 93,7 94,2 93,8 94,3

бассейн 1070 1082 1037 1069 1072

в процентах от общего числа учреждений 5,4 5,8 5,7 5,7 5,8

Сельская местность

число общеобразовательных учреждений, имеющих:

физкультурный зал 26 710 26 670 26 319 25 762 25 069

в процентах от общего числа учреждений 60,3 66,9 67,7 71,2 73,1

бассейн 156 188 179 217 205

в процентах от общего числа учреждений 0,4 0,5 0,5 0,6 0,6

* Включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

Одним из важнейших направлений совершенствования образования является информатизация как основа построения образовательного пространства, способствующая обеспечению широкого доступа к различным образовательным ресурсам.

Компьютеры активно используются в дошкольном образовании. На конец 2010 г. 76,4% дошкольных образовательных учреждений применяли персональные компьютеры, в том числе около 9% — доступные для использования детьми. Компьютеры с доступом к Интернету имели 38,5% дошкольных образовательных учреждений (рис. 4).

Обеспеченность компьютерами школьников выросла за 4 года почти в 2 раза: на начало 2007/2008 учебного года на 100 обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) приходилось 4,0 компьютера, используемых

196

Оснащение образовательного процесса

ш

Рис. 4 Дошкольные образовательные учреждения,

использующие персональные компьютеры и Интернет, 2010 г.* (на конец года; в процентах от общего числа учреждений)

100 -|% 90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 0

93,1

8,8 12,°

4,4

56,5

54,9

37,1

12,7

Персональные Персональные Интернет Адрес электронной

компьютеры компьютеры, почты

доступные для использования детьми

в Всего S Города и поселки городского типа □ Сельская местность

* Включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

Рис. 5 Число персональных компьютеров, используемых

в учебных целях, в расчете на 100 учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)* (на начало учебного года)

Всего Города и поселки Сельская

городского типа местность

□ 2007/2008 S 2009/2010 ® 2010/2011

* Включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

197

Статистика и социология образования

Рис. 6 Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), имеющие доступ к Интернету (на начало учебного года; в процентах от общего числа учреждений)

100 % 88,8 90,7 92,8

80 60 40 -20 0 Щ| 11 (

Всего

96,5 98,3 98,9

Города и поселки городского типа

□ 2007/2008 Н2009/2010 02010/2011

85,2 86,7 89,5

Сельская местность

* Включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

в учебных целях, на начало 2009/2010 учебного года — 6,2, на начало 2010/2011 учебного года — 6,9 (рис. 5.).

К Интернету на начало 2010/2011 учебного года были подключены 92,8% государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений): выход во Всемирную паутину имели 98,9% городских школ и 89,5% сельских школ (рис. 6).

Начальное, среднее и высшее профессиональное образование

На конец 2010 г. общая площадь учебно-лабораторных зданий образовательных учреждений начального профессионального образования составила 19,2 млн кв. м. Около 2% площадей учебно-лабораторных зданий и 1% площадей общежитий находятся в аренде у образовательных учреждений начального профессионального образования (рис. 7).

Рис. 7. Доля арендованной площади в площади

зданий образовательных учреждений начального профессионального образования (на конец года)

1.4

2.6

2008

2.2

2009

1.7

0.8

2010

0.4

□ Общая площадь ■ Учебно-лабораторные здания □ Здания общежитий

□ Жилые дома, оздоровительные учреждения, спортивные сооружения, столовые, дошкольные учреждения и другие хозяйственные здания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

198

Оснащение образовательного процесса

Доля образовательных учреждений начального профессионального образования, имеющих общежития, невысока. На конец 2010 г. общежития имели 61,3% учреждений (табл. 7). При этом под проживание обучающихся были заняты менее половины общего числа мест в общежитиях.

Таблица 7 Обеспеченность обучающихся

в образовательных учреждениях начального профессионального образования общежитиями

(на конец года)

2008 2009 2010

число образовательных учреждений начального профессионального образования, имеющих общежития 1696 1568 1445

В процентах от общего числа учреждений 59,3 59,0 61,3

число мест в общежитиях 360 432 323 486 288903

Из них занято под проживание обучающихся 175148 156647 132738

численность обучающихся, проживающих на частных квартирах, человек 61 194 56 888 50 442

Увеличивается доля образовательных учреждений, имеющих предприятия общественного питания. На конец 2010 г. столовую и (или) буфет имели 88,2% образовательных учреждений начального профессионального образования против 80,3% в 2008 г. (табл. 8).

Таблица 8 Обеспеченность обучающихся в образовательных

учреждениях начального профессионального образованиясетью общественного питания

(на конец года)

2008 2009 2010

число образовательных учреждений начального профессионального образования, имеющих предприятия общественного питания (столовую, буфет) 2296 2286 2079

В процентах от общего числа учреждений 80,3 86,0 88,2

численность обучающихся, пользующихся горячим питанием, тыс. человек 743,8 650,4 554,1

199

Статистика и социология образования

Площадь учебно-лабораторных зданий образовательных учреждений среднего профессионального образования на конец 2010 г. составила 21,5 млн кв. м, в том числе государственных и муниципальных учреждений — 20,8 млн кв. м, негосударственных — 0,7 млн кв. м. Доля арендованной площади в общей площади учебно-лабораторных зданий в целом невелика и составляет 5,9% (табл. 9). Однако этот показатель значительно различается в государственных и негосударственных учреждениях: если в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования арендованные площади составляют лишь 3,9% общей площади учебно-лабораторных зданий, то в негосударственных — почти две трети (64%).

Таблица 9 Площадь зданий образовательных учреждений

среднего профессионального образования (на конец года)

Общая площадь, тыс. кв. м Из нее арендованная

тыс. кв. м в процентах от общей площади

2009 2010 2009 2010 2009 2010

Всего

Общая площадь 30 245,4 31037,8 1804,4 1399,6 6,0 4,5

Площадь учебно-лабораторных зданий 20 853,0 21456,1 1628,3 1255,8 7,8 5,9

Учебная площадь 12 040,4 12 318,8 1178,0 949,7 9,8 7,7

Площадь общежитий 7372,5 7465,4 134,8 103,3 1,8 1,4

Площадь прочих зданий 2019,9 2116,2 41,4 40,5 2,1 1,9

Государственные и муниципальные учреждения

Общая площадь 29491,6 30 274,2 1355,3 943,6 4,6 3,1

Площадь учебно-лабораторных зданий 20 192,8 20769,4 1199,4 816,4 5,9 3,9

Учебная площадь 11571,9 11823,9 856,4 612,4 7,4 5,2

Площадь общежитий 7297,4 7411,5 126,5 102,3 1,7 1,4

Площадь прочих зданий 2001,4 2093,4 29,5 24,9 1,5 1,2

200

Оснащение образовательного процесса

Общая площадь, тыс. кв. м Из нее арендованная

тыс. кв. м в процентах от общей площади

2009 2010 2009 2010 2009 2010

Негосударственные учреждения

Общая площадь 753,8 763,5 449,1 456,1 59,6 59,7

Площадь учебно-лабораторных зданий 660,2 686,7 428,9 439,4 65,0 64,0

Учебная площадь 468,5 494,9 321,7 337,3 68,7 68,2

Площадь общежитий 75,1 53,9 8,3 1,1 11,1 2,0

Площадь прочих зданий 18,4 22,9 12,0 15,6 64,8 68,3

На конец 2010 г. около 12% площадей учебно-лабораторных зданий образовательных учреждений среднего профессионального образования представляли собой помещения, требующие капитального ремонта, а около 1% площадей находилось в аварийном состоянии. В общежитиях 18,2% площадей требовало капитального ремонта и 1,4% площадей находилось в аварийном состоянии. В основном это помещения государственных и муниципальных учреждений. В негосударственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования капитальный ремонт требовался менее чем 1% площадей учебно-лабораторных зданий (табл. 10). Причина, видимо, состоит в том, что большинство учебных площадей негосударственных образовательных учреждений являются арендованными.

Таблица 10 Техническое состояние зданий образовательных учреждений

среднего профессионального образования (на конец года)

Площадь, требующая капитального ремонта Площадь, находящаяся в аварийном состоянии

тыс. кв. м в процентах от общей площади тыс. кв. м в процентах от общей площади

2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010

Всего

Общая площадь 3785,5 4075,7 12,5 13,1 307,8 312,8 1,0 1,0

Площадь учебно-лабораторных зданий 2393,9 2521,6 11,5 11,8 134,6 142,4 0,6 0,7

Учебная площадь 1403,6 1528,0 11,7 12,4 77,9 87,7 0,6 0,7

Площадь общежитий 1211,2 1359,4 16,4 18,2 111,5 105,1 1,5 1,4

201

Статистика и социология образования

Площадь, требующая капитального ремонта Площадь, находящаяся в аварийном состоянии

тыс. кв. м в процентах от общей площади тыс. кв. м в процентах от общей площади

2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010

Площадь прочих зданий 180,4 194,8 8,9 9,2 61,7 65,2 3,1 3,1

Государственные и муниципальные учреждения

Общая площадь 3781,3 4073,5 12,8 13,5 306,7 312,8 1,0 1,0

Площадь учебно-лабораторных зданий 2389,8 2519,6 11,8 12,1 133,5 142,4 0,7 0,7

Учебная площадь 1400,6 1526,6 12,1 12,9 77,3 87,7 0,7 0,7

Площадь общежитий 1211,0 1359,1 16,6 18,3 111,5 105,1 1,5 1,4

Площадь прочих зданий 180,4 194,8 9,0 9,3 61,7 65,2 3,1 3,1

Негосударственные учреждения

Общая площадь 4,2 2,2 0,6 0,3 1,1 - 0,1 -

Площадь учебно-лабораторных зданий 4,0 2,0 0,6 0,3 1,1 - 0,2 -

Учебная площадь 3,0 1,4 0,6 0,3 0,6 - 0,1 -

Площадь общежитий 0,2 0,2 0,3 0,4 - - - -

Площадь прочих зданий - - - - - - - -

Вопрос доступности общежитий для учащейся молодежи в настоящее время стоит остро. Из общей численности нуждающихся в общежитиях студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в общежитиях на конец 2010 г. проживали 87,6% (табл. 11). На одного студента, проживающего в общежитии, приходилось 9,1 кв. м жилой площади (рис. 8).

Таблица 11 Обеспеченность студентов образовательных учреждений

среднего профессионального образования общежитиями (на конец года)

Всего Государственные и муниципальные учреждения Негосударственные учреждения

2009 2010 2009 2010 2009 2010

Численность студентов, нуждающихся в общежитиях, тыс. человек 380,0 369,5 376,1 367,0 3,9 2,5

Из них проживают в общежитиях,% 86,6 87,6 86,6 87,7 82,1 74,9

202

Оснащение образовательного процесса

ш

Всего Государственные и муниципальные учреждения Негосударственные учреждения

2009 2010 2009 2010 2009 2010

В том числе в общежитиях, арендуемых у сторонних организаций,% 2,9 2,8 2,8 2,7 13,4 15,6

Рис. 8 Жилая площадь общежитий образовательных

учреждений среднего профессионального образования в расчете на одного студента (на конец года)

и муниципальные учреждения

учреждения

Средние нормативы обеспеченности услугами сети общественного питания для студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования — 200 мест на 1000 обучающихся очной формы обучения. Обеспеченность студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования услугами сети общественного питания составила на конец 2010 г. 99,1%, на конец 2009 г. — 90,6% (табл. 12).

Таблица 12 Обеспеченность студентов государственных

и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования сетью общественного питания (на конец года)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009 2010

число посадочных мест в организациях общественного питания образовательных учреждений среднего профессионального образования 249377 263178

В процентах от числа мест по норме 90,6 99,1

203

Статистика и социология образования

Площадь учебно-лабораторных зданий образовательных учреждений высшего профессионального образования на конец 2010 г. составила 49,6 млн кв. м, в том числе государственных и муниципальных учреждений — 44,6 млн кв. м, негосударственных — 5,0 млн кв. м. Доля арендованной площади в общей площади учебно-лабораторных зданий составила 16,0%, причем в государственных и муниципальных учреждениях — 11,6%, а в негосударственных — более половины (54,4%) (табл. 13).

Таблица 13 Площадь зданий образовательных учреждений

высшего профессионального образования (на конец года)

Общая площадь, тыс. кв. м Из нее арендованная

тыс. кв. м в процентах от общей площади

2009 2010 2009 2010 2009 2010

Всего

Общая площадь 66 538,2 67 270,1 12 617,9 8150,4 19,0 12,1

Площадь учебнолабораторных зданий 49 205,7 49 624,5 12 183,1 7927,8 24,8 16,0

Учебная площадь 32 058,6 32 076,4 10 034,8 6440,5 31,3 20,1

Площадь, предназначенная для научно-исследовательских подразделений 1065,7 1150,2 47,7 32,7 4,5 2,8

Площадь общежитий 13 502,6 13 799,0 296,5 160,2 2,2 1,2

Площадь прочих зданий 3829,9 3846,6 138,4 62,5 3,6 1,6

Государственные и муниципальные учреждения

Общая площадь 61 132,8 62 025,8 9001,6 5339,3 14,7 8,6

Площадь учебно-лабораторных зданий 44 052,0 44 582,3 8693,8 5184,5 19,7 11,6

Учебная площадь 28 081,4 28 187,5 7270,2 4296,0 25,9 15,2

204

Оснащение образовательного процесса

Общая площадь, тыс. кв. м Из нее арендованная

тыс. кв. м в процентах от общей площади

2009 2010 2009 2010 2009 2010

Площадь, предназначенная для научно-ис-следовательских подразделений 1035,3 1113,3 28,1 14,8 2,7 1,3

Площадь общежитий 13 357,2 13 658,0 227,9 115,2 1,7 0,8

Площадь прочих зданий 3723,7 3785,4 79,9 39,7 2,1 1,0

Негосударственные учреждения

Общая площадь 5405,4 5244,3 3616,3 2811,1 66,9 53,6

Площадь учебно-лабораторных зданий 5153,7 5042,2 3489,2 2743,3 67,7 54,4

Учебная площадь 3977,1 3888,9 2764,6 2144,5 69,5 55,1

Площадь, предназначенная для научно-исследовательских подразделений 30,4 37,0 19,7 17,9 64,8 48,4

Площадь общежитий 145,4 141,0 68,6 45,0 47,2 31,9

Площадь прочих зданий 106,2 61,2 58,5 22,8 55,1 37,3

Около 8% площадей учебно-лабораторных зданий образовательных учреждений высшего профессионального образования на конец 2010 г. требовало капитального ремонта, а около 1% площадей находилось в аварийном состоянии. В общежитиях площади, требующие капитального ремонта, составляли 16,0%, находящиеся в аварийном состоянии — 1,1%. В основном это площади государственных и муниципальных учреждений (табл. 14).

205

Статистика и социология образования

Таблица 14 Техническое состояние зданий образовательных учреждений

высшего профессионального образования (на конец года)

Площадь, требующая капитального ремонта Площадь, находящаяся в аварийном состоянии

тыс. кв. м в процентах от общей площади тыс. кв. м в процентах от общей площади

2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010

Всего

Общая площадь 6143,3 6319,1 9,2 9,4 456,9 396,1 0,7 0,6

Площадь учебно-лабораторных зданий 3748,7 3929,6 7,6 7,9 273,5 226,5 0,6 0,5

Учебная площадь 2398,9 2568,4 7,5 8,0 208,8 146,2 0,7 0,5

Площадь общежитий 2183,3 2202,8 16,2 16,0 163,8 151,5 1,2 1,1

Площадь прочих зданий 211,3 186,7 5,5 4,9 19,6 18,1 0,5 0,5

Государственные и муниципальные учреждения

Общая площадь 6124,0 6292,9 10,0 10,1 456,1 394,8 0,7 0,6

Площадь учебно-лабораторных зданий 3729,4 3906,1 8,5 8,8 272,7 225,2 0,6 0,5

Учебная площадь 2389,5 2550,3 8,5 9,0 208,7 145,2 0,7 0,5

Площадь общежитий 2183,3 2201,3 16,3 16,1 163,8 151,5 1,2 1,1

Площадь прочих зданий 211,3 185,6 5,7 4,9 19,6 18,1 0,5 0,5

Негосударственные учреждения

Общая площадь 19,3 26,2 0,4 0,5 0,8 1,3 0,0 0,0

Площадь учебно-лабораторных зданий 19,3 23,5 0,4 0,5 0,8 1,3 0,0 0,0

Учебная площадь 9,4 18,1 0,2 0,5 0,1 1,1 0,0 0,0

Площадь общежитий - 1,5 - 1,1 - - - -

Площадь прочих зданий - 1,1 - 1,8 - - - -

Из общей численности нуждающихся в общежитиях студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в общежитиях на конец 2010 г. проживали 86,7% (табл. 15). На одного студента, проживающего в общежитии, приходилось 7,8 кв. м жилой площади. По сравнению с 2009 г. этот показатель значительно увеличился по негосударственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, достигнув 9,4 кв. м жилой площади на одного студента (рис. 9).

206

Оснащение образовательного процесса

Таблица 15 Обеспеченность студентов образовательных

учреждений высшего профессионального образования общежитиями (на конец года)

Всего Государственные и муниципальные учреждения Негосудар- ственные учреждения

2009 2010 2009 2010 2009 2010

численность студентов, нуждающихся в общежитиях, тыс. человек 947,8 932,8 935,9 923,3 11,9 9,4

Из них проживают в общежитиях,% 85,8 86,7 85,8 86,8 84,0 79,6

В том числе в общежитиях, арендуемых у сторонних организаций,% 1,6 1,8 1,2 1,5 31,4 27,4

Рис. 9 Жилая площадь общежитий образовательных

учреждений высшего профессионального образования в расчете на одного студента (на конец года)

Кв. м

и муниципальные учреждения

учреждения

Обеспеченность студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования услугами сети общественного питания составила на конец 2010 г. 54,7% против 48,9% в 2009 г. (табл. 16).

207

Статистика и социология образования

Таблица 16 Обеспеченность студентов

государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования сетью общественного питания (на конец года)

2009 2010

число посадочных мест в организациях общественного питания образовательных учреждений высшего профессионального образования 304 674 316335

В процентах от числа мест по норме 48,9 54,7

Особое внимание в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования уделяется оснащению образовательного процесса компьютерной техникой, информационными и техническими средствами обучения (персональными компьютерами, интерактивными досками, принтерами, сканерами, проекторами и т. п.) и внедрению информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс и управление образовательным учреждением.

Более двух третей персональных компьютеров, имеющихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, использовалось на конец 2010 г. в учебных целях. Половина всех персональных компьютеров включена в локальные вычислительные сети, чуть более трети имеют доступ к Интернету, около 10% были приобретены в 2010 г. Из распределения компьютеров, используемых в учебных целях, по местам локализации видно, что две трети компьютеров (65,7%) находятся в кабинетах информатики (табл. 17).

На конец 2010 г. на 100 обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования приходилось 8 компьютеров, используемых в учебных целях, в 2007 г. — 5,6 (рис. 10).

Рис. 10 Число персональных компьютеров, используемых

в учебных целях, в расчете на 100 учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования (на конец года)

□ 2007 В 2008 02009 02010

208

209

Таблица 17

Наличие персональных компьютеров в образовательных учреждениях начального профессионального образования (на конец года)

Всего В том числе используемые в учебных целях

всего из них в кабинетах информатики

2007 2008 2009 2010 2007 2008 2009 2010 2007 2008 2009 2010

Тысячи единиц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Персональные компьютеры 85,9 93,2 94,0 88,3 59,9 63,3 63,6 60,0 46,9 46,1 44,5 39,4

Из них:

в составе локальных вычислительных сетей 41,4 44,4 46,3 44,2 32,9 34,4 35,4 33,3 28,8 29,2 29,2 26,7

с доступом к Интернету 16,9 23,5 28,3 32,7 11,7 15,9 19,0 22,1 9,8 12,8 14,6 16,1

приобретены в отчетном году 13,7 14,7 9,9 8,6 10,0 10,3 7,0 6,1 6,8 6,4 4,2 3,5

В процентах к итогу

Персональные компьютеры 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Из них:

в составе локальных вычислительных сетей 48,2 47,7 49,3 50,0 54,8 54,4 55,6 55,5 61,3 63,4 65,8 67,7

с доступом к Интернету 19,7 25,2 30,1 37,0 19,5 25,2 29,8 36,9 20,9 27,8 32,9 40,9

приобретены в отчетном году 16,0 15,7 10,5 9,8 16,7 16,2 11,0 10,2 14,4 13,9 9,4 8,9

Оснащение образовательного процесса

Статистика и социология образования

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования из общего числа персональных компьютеров в учебных целях на конец 2010 г. использовалось 71,9%. Включены в локальные вычислительные сети более 70% персональных компьютеров, около 60% имели доступ к Интернету. 8,1% общего числа персональных компьютеров было приобретено в 2010 г. (табл. 18).

Таблица 18 Наличие персональных компьютеров в образовательных

учреждениях среднего профессионального образования* (на конец года)

Тыс. единиц В процентах к итогу

всего в том числе используемые в учебных целях всего в том числе используемые в учебных целях

2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010

Всего

Персональные компьютеры 282,6 301,1 202,8 216,5 100 100 100 100

Из них:

в составе локальных вычислительных сетей 192,5 216,6 151,7 168,2 68,1 71,9 74,8 77,7

с доступом к Интернету 153,4 180,2 116,9 135,8 54,3 59,8 57,6 62,7

приобретены в отчетном году 28,2 24,5 21,2 18,1 10,0 8,1 10,5 8,4

Государственные и муниципальные учреждения

Персональные компьютеры 268,5 288,4 193,2 206,4 100 100 100 100

Из них:

в составе локальных вычислительных сетей 183,7 206,2 144,4 159,6 68,4 71,5 74,7 77,3

с доступом к Интернету 145,3 171,0 110,4 128,4 54,1 59,3 57,1 62,2

приобретены в отчетном году 27,4 23,7 20,6 17,4 10,2 8,2 10,7 8,4

Негосударственные учреждения

Персональные компьютеры 14,1 12,7 9,6 10,1 100 100 100 100

Из них:

в составе локальных вычислительных сетей 8,8 10,4 7,3 8,6 62,7 81,4 75,8 85,3

с доступом к Интернету 8,1 9,2 6,5 7,4 57,6 72,1 68,1 73,8

приобретены в отчетном году 0,8 0,8 0,6 0,7 5,5 6,7 6,5 6,8

* Включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

210

Оснащение образовательного процесса

Обеспеченность студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования техническими средствами обучения повысилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. по всем группам используемых технических средств (рис. 11). Обеспеченность персональными компьютерами составила на конец 2010 г. 13,5 компьютера, используемого в учебных целях, в расчете на 100 студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, на конец 2009 г. их было 12,8 (рис. 12).

Рис. 11 Наличие проекторов, интерактивных досок,

принтеров, сканеров в образовательных учреждениях среднего профессионального образования* (на конец года)

80-| Тыс. ед.

60 -

40 -

20 -

16,2

0

Проекторы

76,0

Интерактивные доски Принтеры Сканеры

и 2009 в 2010

* Включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

Рис. 12 Число персональных компьютеров,

используемых в учебных целях, в расчете на 100 студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования* (на конец года)

Единицы

16 -|

14

12 -

10 -8 -

6

4

2

0

Персональные компьютеры — всего

10,5

Персональные компьютеры Персональные компьютеры,

в составе локальных с доступом к Интернету

вычислител ьных сетей

из 2009 в 2010

* Включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

211

Статистика и социология образования

Самыми распространенными каналами доступа к Интернету, имеющимися в распоряжении образовательных учреждений среднего профессионального образования, являются цифровая абонентская линия и модемное подключение через коммутируемую телефонную линию. Их использовали на конец 2010 г. соответственно 49,6% и 40,7% образовательных учреждений среднего профессионального образования. Беспроводную связь использовали только 17,1% учреждений (рис. 13).

Рис. 13 Распределение образовательных учреждений

среднего профессионального образования по виду подключения к Интернету (на конец года; в процентах от общего числа учреждений)

через линия связь

коммутируемую

телефонную линию IH2009 0 2010

Внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс характеризуется использованием специальных программных средств. Большинство образовательных учреждений среднего профессионального образования (83%) на конец 2010 г. имели обучающие компьютерные программы по отдельным предметам или темам, 79% — электронные версии справочников, энциклопедий, словарей и т. п., 76% — программы для решения организационных, управленческих и экономических задач, 73% — программы компьютерного тестирования. Профессиональные пакеты программ по специальностям имели 62% учреждений (рис. 14).

212

Оснащение образовательного процесса

ш

Рис. 14 Использование специальных программных

средств в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (на конец года; в процентах от общего числа учреждений)

Обучающие компьютерные программы поотдельным предметам или темам Профессиональные пакеты программ по специальностям

Программы компьютерного тестирования

Электронные версии справочников, энциклопедий, словарей и т.п. Электронные версии учебных пособий поотдельным предметам или темам

Электронные библиотечные системы

Программы для решения организационных, управленческих и экономических задач

Другие программныесредства

83

ЕЗ 2009

I 2010

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования на конец 2010 г. из общего числа персональных компьютеров в учебных целях использовались около 70%. Включены в локальные вычислительные сети более 80% компьютеров, три четверти имели доступ к Интернету (табл. 19).

Таблица 19 Наличие персональных компьютеров в образовательных

учреждениях высшего профессионального образования* (на конец года)

Тыс. единиц В процентах к итогу

всего в том числе используемые в учебных целях всего в том числе используемые в учебных целях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010

Всего

Персональные компьютеры 908,8 926,2 626,2 643,3 100 100 100 100

Из них:

в составе локальных вычислительных сетей 721,2 750,4 520,5 548,0 79,4 81,0 83,1 85,2

с доступом к Интернету 670,1 694,0 488,0 504,2 73,7 74,9 77,9 78,4

приобретены в отчетном году 80,6 72,9 52,6 46,3 8,9 7,9 8,4 7,2

213

Статистика и социология образования

Тыс. единиц В процентах к итогу

всего в том числе используемые в учебных целях всего в том числе используемые в учебных целях

2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010

Государственные и муниципальные учреждения

Персональные компьютеры 818,2 837,0 563,8 580,9 100 100 100 100

Из них:

в составе локальных вычислительных сетей 641,9 669,5 463,5 490,3 78,5 80,0 82,2 84,4

с доступом к Интернету 598,7 620,9 437,1 452,6 73,2 74,2 77,5 77,9

приобретены в отчетном году 72,6 65,3 46,9 40,9 8,9 7,8 8,3 7,0

Негосударственные учреждения

Персональные компьютеры 90,6 89,2 62,4 62,4 100 100 100 100

Из них:

в составе локальных вычислительных сетей 79,3 80,9 57,0 57,7 87,5 90,7 91,3 92,5

с доступом к Интернету 71,4 73,2 50,9 51,6 78,8 82,1 81,5 82,7

приобретены в отчетном году 8,0 7,6 5,7 5,4 8,9 8,6 9,2 8,7

* Включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

В 2010 г. выросла по сравнению с 2009 г. обеспеченность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования техническими средствами обучения (рис. 15).

Растет обеспеченность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования компьютерами: на конец 2010 г. на 100 студентов приходилось 17,7 компьютера, используемых в учебных целях, на конец 2009 г. — 16,2 (рис. 16).

В распоряжении образовательных учреждений высшего профессионального образования на конец 2010 г. были такие каналы доступа к Интернету, как цифровая абонентская линия (ее использовали чуть более 40% учреждений), беспроводная связь (32,1%). четверть образовательных учреждений высшего профессионального образования использовали модемное подключение через коммутируемую связь. Большинство (79,8%) учреждений использовали другие кабельные связи (рис. 17).

На конец 2010 г. 89,2% образовательных учреждений высшего профессионального образования имели обучающие компьютерные программы по отдельным предметам или темам, 92,1% — программы компьютерного тестирования,

214

Оснащение образовательного процесса

Рис. 15 Наличие проекторов, интерактивных досок,

принтеров, сканеров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования* * (на конец года)

260 и

240 -220 200 180 -160 -140 120 -100 80 60 40 20 0

Тыс. ед.

Проекторы

257,6

5,1 6,0

236,1

59,6

Интерактивные доски Принтеры Сканеры

0 2009 0 2010

* Включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

Рис. 16 Число персональных компьютеров,

используемых в учебных целях, в расчете на 100 студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (на конец года)

Единицы

20 и 18 -

16 -

14 -

12 10 -8 6 4 2

0

Персональные компьютеры — всего

15,0

Персональные компьютеры в составе локальных вычислительных сетей

13,8

Персональные компьютеры, с доступом к Интернету

02009 @2010

* Включая обособленные структурные подразделения (филиалы).

215

Статистика и социология образования

Рис. 17 Распределение образовательных учреждений

высшего профессионального образования по виду подключения к Интернету (на конец года; в процентах от общего числа учреждений)

коммутируемую телефонную линию

□ 2009 0 2010

связь

Рис. 18 Использование специальных программных

средств в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (на конец года; в процентах от общего числа учреждений)

Обучающие компьютерные программы по отдельным предметам или темам

Профессиональные пакеты программ по специальностям

Программы компьютерного тестирования

Электронные версии справочников, энциклопедии, словарей и т.п.

Электронные версии учебных пособий по отдельным предметам или темам

Электронные библиотечные системы

Программы для решения организационных, управленческих и экономических задач

Специальные программные средства для научных исследований

Другие программные средства

ЕЗ 2009 В 2010

89,3% — электронные версии справочников, энциклопедий, словарей и т. п. Профессиональные пакеты программ по специальностям имели 77,4% учреждений, а более половины учреждений — специальные программные средства для научных исследований (рис. 18).

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.