МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х
выпускника. Ежегодное обновление содержания высшего профессионального образования, технологий обучения и формы организации учебного процесса позволят эффективно добиться целей образовательного процесса у студентов.
Творческое развитие студентов - специфическое направление, то и проработка дидактических материалов должна осуществляться с учетом особенностей деятельности студентов-педагогов, чтобы правильно организовать аудиторную и самостоятельную подготовку обучающихся. При разработке дидактических материалов используют привычные для педагогики методы, но они не всегда позволяют достигнуть конечной цели. К разработке дидактических материалов нужно подходить также творчески, соединяя разные методы и подходы, искать наиболее продуктивные варианты их сочетаний.
Эффективность разработанных дидактических материалов заключается, прежде всего, в повышении самостоятельности и мотивации деятельности студентов.
Задачей учреждения профессионального образования является развитие интеллектуального потенциала обучаемого при работе с дидактическими материалами, оно предполагает формирование стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке информации [1, с. 132].
На данный момент, можно утверждать, что наука постепенно движется в направлении творческого развития, появляются новые формы и возможности для разработки и реализации дидактических материалов в деятельность студентов-педагогов, с целью формирования у будущих выпускников нужных компетенций для дальнейшего продолжения деятельности в сфере образования.
Список использованной литературы 1. Хуторской А. В Современная дидактика : учеб.для вузов / Хуторской А. В. - СПб. : Питер, 2001. - 544 с.
© Исаева В.А., Нуреева М.А., Трутанова А.В., Хамидулин А.М., 2017
УДК 378.1
Исаева В. А.
магистрант,
факультет управления и социально-технических сервисов
НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация
Нуреева М. А. магистрант,
факультет управления и социально-технических сервисов
НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация
Хамидулин А. М. магистрант,
факультет управления и социально-технических сервисов
НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация
МАСТЕР-КЛАСС КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Аннотация
В связи с переходом на новую систему образования, появляются и внедряются новые технологии обучения. Мастер-класс как технология обучения отлично подходит для развития творческого потенциала
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
у обучающихся. Для в ведения в сферу образования и передачи опыта новому поколению, мастер-класс отлично подходит для выполнения этих задач в процессе обучения и образования.
Ключевые слова
Мастер-класс, технологии обучения, творческий потенциал, развитие творческого потенциала, передача
творческого опыта.
Российское современное образование переходит на новый уровень изменения в системе профессионального обучения. Традиционные методы обучения сменяются на инновационные, и осуществляется переход от старого стандарта к новому усовершенствованному государственному стандарту. Во многих учебных организациях преподаватели переходят на такую форму обучения как мастер-класс. Мастер-класс, как современная форма методической работы, становится одной из продуктивных форм распространения собственного педагогического опыта.
Данное понятие часто используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании [2]. Мастер-класс - это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи творческого опыта обучения и воспитания, так как центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Данная технология способна побудить к решению многих педагогических проблем творческим подходом.
Итак, мастер-класс - это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики [1]:
• вызов традиционной педагогике;
• личность учителя с новым мышлением;
• не сообщение новых знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия;
• плюрализм мнений.
Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер- класса, а именно: новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; создание условий для включения всех в активную деятельность; постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса; формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание [1].
Особое внимание при подготовке мастер-класса нужно уделить на то, что в технологии его проведения главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные и творческие способы работ - одна из главнейших задач для мастера. Положительным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, саморазвитию, раскрытию творческого потенциала. Это достаточно технологически сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению [2].
Следует полагать, что на сегодняшний день в педагогическую науку постепенно вводится форма обучения «мастер-класс» как технологию современного обучения в среду образования. Мастер-класс -технология обучения еще не совершенная, но она развивается в верном направлении и в ближайшем будущем будет все чаще использоваться российскими педагогами для раскрытия творческого потенциала у обучающихся, под средством передачи своего опыта.
Список использованной литературы
1. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. - 2005.
2. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. -М. :АПКиППРО, 2006. - 168 с.
© Исаева В.А., Нуреева М.А., Хамидулин А.М., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Карамутдинова А.Р. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ХИМИИ В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Аннотация
Оценено общеобразовательное значение для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ истории возникновения, становления и развития химической науки в методологическом, культурологическом и аксиологическом отношениях.
Ключевые слова История химии в школе, методология, культурология, аксиология
Проектирование, реализация и совершенствование историко-методологического содержания предметной подготовки учащихся средних общеобразовательных школ по естественно-математическим дисциплинам, в том числе и по химии, является одной из актуальных задач системы непрерывного образования учащейся молодежи [1].
В реализации требований дидактического принципа историчности обучения школьников химии можно выделить три направления: 1) методологическое, ориентированное на формирование у учащихся знаний об основных закономерностях возникновения, становления и развития химической науки и методах научного познания химической действительности [2]; 2) культурологическое, направленное на развитие у учащейся молодежи общей культуры учебной и научной деятельности [3]; 3) аксиологическое, связанное с формированием у старшеклассников социально значимых ориентиров и убеждений на примере жизнедеятельности и научной деятельности выдающихся ученых - химиков и физиков [4].
При формировании у старшеклассников средних общеобразовательных школ системы предметного историко - методологического знания по химии учитель выделяет перед ними такие темы, как зарождение, становление и развитие химической науки, обнаружение химических объектов, процессов и явлений, возникновение, становление и развитие химических понятий, открытие экспериментальных законов химии, зарождение, становление и развитие химических теорий вещества и реакций, возникновение, становление и развитие отдельных областей химического знания о природной и технологической действительности, эволюция химической картины мира и её основные структурные элементы [5].
Методологическое направление реализации требований дидактического принципа историчности обучения старшеклассников химии получает дополнительное обогащение при освоении учащимися таких тем, как этапы становления методов научного познания в области химических исследований и развитие представлений о его принципах и закономерностях, взаимосвязь и взаимовлияние химии, математики, физики и биологии в ходе их исторического развития, взаимосвязь химии и технологий, влияние открытий в области химии на развитие естественно - математических наук, техники и технологий.
Культурологическое направление достижения уровня требований принципа историчности обучения учащихся средней общеобразовательной школы химии реализуется при изучении школьниками таких тем, как роль химии как науки в цепочке научных революций, в научно - техническом прогрессе общества, влияние уровня развития производительных сил общества и особенностей социально - политической атмосферы в стране на процесс и результативность научных исследований в области химии, роль химической науки в развитии культуры человеческой цивилизации.