достигается благодаря выявлению разнообразия заданий и выбору наиболее рациональных из них;
- анализ результатов прошлых олимпиад. Рассматривается вопрос о том, в какой мере задачи предыдущих олимпиад были решены, а комплексные анализ и синтез выявляют недостатки, а также ранее не открытые новые способы решения задач;
- принцип непрерывности знания. Это не только постоянное накопление знаний участниками олимпиад, но и их активное использование во всем образовательном процессе;
- принцип непрерывности приобретения знаний. Он предполагает целенаправленную подготовку студентов, начиная с первого года обучения, мыслить творчески, самостоятельно, развивать свою интуицию.
Таким образом, вышеупомянутые принципы вместе с практическим обучением, с учетом психологических и методических особенностей, составляют в целом методическую систему формирования способности обучающихся к инновационной деятельности в условиях олимпийской среды, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Список использованной литературы:
1. Пучков Н.П., Попов А.И. Олимпиадная среда как фактор обеспечения качества подготовки специалистов [Текст] -Санкт-Петербург, 2007 г. - 213 с.
2. Пучков Н.П., Попов А.И. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.П. Пучков, А.И. Попов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 180 с.
3. Хасанова М.Л. Повышение качества практической подготовки специалистов путем использования алгоритмических методов обучения / М.Л. Хасанова, Л.Н. Аксенова, В.В. Руднев // Современная высшая школа: инновационный аспект.- 2016. — № 3 — С. 121-126.
5. Аксенова Л.Н. Модель общепрофессиональной подготовки студентов, способствующая развитию компетенции профессионального общения / Л.Н. Аксенова, М.Л. Хасанова В.В. Руднев // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2015. — № 4.— С. 32-40.
© Руднев В В., Аксенова Л.Н., Хасанова М.Л., 2017
УДК 378.046.4
А.В. Трутанова
Магистрант НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация E-mail: [email protected] М.А. Нуреева Магистрант НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация E-mail: [email protected] В.А. Исаева
Магистрант НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация E-mail: [email protected] А.М. Хамидулин Магистрант НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ
Аннотация
Цель статьи состоит в рассмотрении роли дистанционных технологий в обучении взрослых. Учитываются
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
особенности взрослой аудитории слушателей. Рассматривается понятие «андрагогика». Используемые методы: анализ, синтез. В роли дистанционных технологий приведены в пример и исследованы: электронная платформа Moodle, а также программное обеспечение Skype. Выявлены преимущества их использования.
Ключевые слова
Дистанционные технологии, обучение взрослых, андрагогика, высшая школа, повышение квалификации,
взрослый, компетентностный подход, самообразование.
В условиях непрерывного образования актуальной проблемой становится обучение взрослых, поскольку данная категория слушателей имеет значительные отличия от основной массы студентов. А постоянное обновление знаний и повышение квалификации - необходимое условие в трудовой деятельности любого специалиста, вот почему тема о возможностях использования дистанционны технологий в образовании взрослых так важна для рассмотрения.
Вопросами обучения взрослых занимались такие ученые как Т.Ю. Базаров, С.И. Змеев, С.Г. Вершловский. Анализ современной литературы показывает необходимость обновления форм и методов обучения взрослых с акцентом на самообразование. Потому что в настоящее время активно распространяется компетентностный подход, целью которого является умение выпускников применять на практике приобретенные ими знания, умения.
Повышение компетентности взрослого человека основывается на: уже имеющемся опыте в какой-либо предметной области; осуществлении самоанализа и самооценки своей профессиональной деятельности, собственном профессиональном мнении и отстаивании своих позиций.
Отметим особенности взрослого человека. Первая - это его возраст. С одной стороны, в отличие от молодежи, взрослый человек более мотивирован на обучение, с другой - возникает множество препятствий в освоении им образовательной программы. Взрослый человек ограничен во времени основной работой, имеет собственные жизненные установки и взгляды, у него могут возникнуть трудности с принятием какой-либо позиции в науке, поскольку он не может не привлекать собственный опыт.
Андрагогика - наука, раскрывающая специфические закономерности освоения знаний, умений и навыков взрослым человеком, решает эти проблемы, учитывая психологические и социальные аспекты [1, с. 731].
Выделим требования к системе образования взрослого человека: образовательные услуги должны быть многообразными и соответствовать потребностям личности; обучение должно быть открытым и доступным; гибкая система переориентации содержания, методов и форм обучения для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях и удовлетворения индивидуальных запросов личности [1, с. 732].
Данным современным требованиям полностью отвечают электронные платформы, посредством которых образование можно получить на удаленном расстоянии от непосредственного местонахождения вуза. Для того, чтобы воспользоваться электронной средой и выполнить необходимое задание достаточно иметь доступ в Интернет с любого устройства: компьютер, планшет, ноутбук, смартфон. Электронные системы делают образование открытым и доступным для всех категорий граждан.
Большинство высших образовательных учреждений использует Moodle, так как эта среда проста в использовании, не требует дополнительных затрат и предоставляет множество необходимых для получения дистанционного образования инструментов. Как мы уже указывали выше, взрослый человек не располагает большим количеством времени на выполнение заданий и посещение очных занятий. Moodle обеспечивает им получение качественного образования практически без очного присутствия.
Moodle предлагает следующие инструменты:
- глоссарий;
- эссе;
-вебинар;
- тесты;
- форум;
- чат;
- вики;
- блог [2, с. 76].
Отметим, что роль преподавателя-андрагога смещается в сторону советчика или наставника. Взрослая аудитория слушателей свободно может написать личное сообщение преподавателю в данной системе.
Moodle помогает максимально оптимизировать образовательный процесс для студентов старшего возраста.
Если же слушатель, все же не может посетить очное занятие, то ему предоставляется возможность использования Skype. Это удобное бесплатное программное обеспечение для текстовой, голосовой и видеосвязи.
Skype обеспечивает взаимосвязь с ведущими специалистами в режиме реального времени, позволяет обмениваться опытом, что является немаловажным фактором для взрослой аудитории.
Таким образом, использование дистанционных технологий в современной образовательной системе для взрослых, является важным элементом, который способствует повышению качества образования посредством предоставления множества необходимых инструментов для выполнения заданий.
Список использованной литературы:
1.Возгова З. В. Андрагогические особенности профессиональной подготовки в процессе непрерывного п овышения квалификации научно-педагогических работников // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-3. - С. 730-734.
2. Копылова А. В. Реализация андрагогического подхода в системе повышения квалификации педагогов//Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - №11. - С. 75-79.
© Трутанова А.В., Нуреева М.А., Исаева В.А., Хамидулин А.М., 2017
УДК 37.02
Хамидулин А.М.
магистр НГПУ им. К. Минина, преподаватель Нижегородской духовной семинарии
г. Н. Новгород, РФ e-mail: [email protected] Трутанова А.В.
магистр НГПУ им. К. Минина г. Н. Новгород, РФ e-mail: [email protected] Исаева В.А.
магистр НГПУ им. К. Минина г. Н. Новгород, РФ e-mail: [email protected] Нуреева М.А.
магистр НГПУ им. К. Минина г. Н. Новгород, РФ e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Аннотация
В данной статье определяется категория взрослости и зрелости, анализируется психологические особенности взрослых обучающихся, которые связываются с спецификой бытования взрослых в сфере