Научная статья на тему 'Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка молока и молочной продукции Волгоградской области'

Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка молока и молочной продукции Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
969
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО / ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ / РЫНОК МОЛОКА / ЦЕНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Пономарченко И.А.

В статье анализируются особенности формирования современного механизма функционирования рынка молока и молочной продукции Волгоградской области, показана реализация основных элементов маркетинговых исследований на региональном уровне. Дана оценка состояния конкурентной среды на рынке молока и молочных продуктов области. Проведен анализ экономических показателей производства молока в сельскохозяйственных предприятиях региона. Показана необходимость поддержки молочного скотоводства со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка молока и молочной продукции Волгоградской области»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.43

маркетинговое исследование конъюнктуры рынка молока и молочной продукции волгоградской области

и. а. пономарченко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и финансов E-mail: ponomarchenkoia@mail. ru Волгоградский государственный аграрный университет

В статье анализируются особенности формирования современного механизма функционирования рынка молока и молочной продукции Волгоградской области, показана реализация основных элементов маркетинговых исследований на региональном уровне. Дана оценка состояния конкурентной среды на рынке молока и молочных продуктов области. Проведен анализ экономических показателей производства молока на сельскохозяйственных предприятиях региона. Показана необходимость поддержки молочного скотоводства со стороны государства.

Ключевые слова: молочное скотоводство, производство и реализация молока и молочных продуктов, рынок молока, цена, экономическая эффективность производства молока.

Конечным результатом маркетинговых исследований регионального рынка сельскохозяйственной продукции является формирование информационно-аналитической базы принятия управленческих решений и обоснования региональных программных мероприятий; разработка соответствующих мер воздействия на конъюнктуру рынка в целях устойчивого развития сельских территорий, обеспечения эффективности аграрной политики и продовольственной безопасности региона.

Применение адаптированной технологии маркетинговых исследований регионального рынка молока и молочной продукции направлено на реализацию функций анализа, прогнозирования и управления с отработкой тактических и стратегических планов освоения рынка с использованием средств формирования спроса и стимулирования сбыта, изучения внешней и внутренней маркетинговой среды.

Молочный подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры агропромышленного комплекса Волгоградской области. Его основой, объединяющей взаимосвязанные сектора, участвующие в процессе производства и обмена конечной продукции, является молочное скотоводство [5].

За последние пять лет в Волгоградской области наметилась тенденция стабилизации и некоторого роста производства молока - в среднем на 3 % в год, в основном это было достигнуто за счет повышения молочной продуктивности коров. Надои молока в области за период 2007-2011 гг. выросли на 470 кг в расчете на одну корову.

Ранее основными переработчиками молока и производителями молочной продукции были пред-

зм

250 '

200

150

100

2006

2007

2003

Экспорт

Импорт

200$

Рис. 1. Экспорт и импорт молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) в Российской Федерации в 2006-2009 гг., тыс. т

приятия молочной промышленности. Их ведущая роль сохранилась и сейчас, но на рынке молока еще один участник - сам производитель: в производстве цельномолочной продукции его доля с каждым годом увеличивается, причем продукция реализуется по более низким ценам.

Из-за нехватки сырья для перерабатывающих предприятий дефицит его покрывается импортом, кроме того, происходит отток части сырья от крупных предприятий на вновь организуемые предприятия малой мощности (мини-заводы).

Эти проблемы коснулись и молочной промышленности Волгоградской области. В 2011 г. в Волгограде было заготовлено всего 174 тыс. т сырья для переработки на молочных заводах, а 11 лет назад цифра составляла 650-700 тыс. т, т. е. объемы заготовленного сырья упали в 4 раза.

Удорожание сырья, энергоресурсов, транспортных расходов, неполное использование производственных мощностей ведут к увеличению затрат на производство продукции. Высокая себестоимость

отечественнои продукции делает ее неконкурентоспособной по сравнению с более дешевой импортной. В результате ухудшения финансового состояния молочной промышленности удельный вес убыточных предприятий остается еще достаточно высоким (33 %).

Рост объемов импорта по демпинговым ценам, реализуемого при яркой рекламе и часто по агрессивному сбыту, приводит отечественного производителя к весьма невыгодной ситуации. При условии снижения платежеспособного спроса отечественная продукция с высокой себестоимостью, несмотря на более высокое качество и падение объемов производства, не всегда находит реализацию [2].

Резкое сокращение импортных закупок мо-локопродуктов способствует повышению конкурентоспособности и продвижению на рынок отечественной продукции. Уменьшение объемов сырья приводит к изготовлению более дешевой продукции вместо трудоемких продуктов, требующих больших материальных и финансовых затрат на их производство, а также к выработке продукции с длительными сроками реализации.

Однако без импорта сливочного масла и сухого молока пока не обойтись. Потребности отечественного рынка в сливочном масле на треть обеспечиваются за счет его импортных закупок. Импортное сухое молоко широко используется, особенно в зимнее время, многими перерабатывающими предприятиями в качестве сырья для производства некоторых видов молочной продукции (рис. 1).

Темпы наращивания производства молока не обеспечивают его импортозамещение (табл. 1).

Таблица 1

Импорт и экспорт молока и молочных продуктов в Российской Федерации в 2006-2011 гг., тыс. т

Вид продукции 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2011 к 2006, %

Импорт

Молоко 145,3 130,7 160,2 129,1 426,5 383,8 264,1

Сыр - - - - 421,4 420,9 -

Масло сливочное 165,0 123,5 140,1 125,3 108,8 104,0 63,0

Экспорт

Молоко 47,7 45,8 49,0 51,4 28,8 11,9 24,9

Масло сливочное 2,6 4,1 4,0 4,1 1,6 1,3 50,0

Источник: составлено по данным [3, 4].

120

100

1997

Ежегодное сокращение отечественного производства не могло удовлетворить потребности перерабатывающей промышленности в сырье, а население - в молочных продуктах, поэтому российский рынок молока и молокопродуктов до августа 1998 г. имел тенденцию увеличения доли импорта. Вследствие резкого падения курса рубля к доллару объемы закупок за рубежом начали сокращаться. Так, импорт масла сливочного только в сентябре 1998 г. в сравнении с августом сократился более чем в 7 раз. По сравнению с тем же периодом в 1999 г. импорт сливочного масла уменьшился еще в 2,6 раза, в 2003 г. - в 2 раза, сухого и сгущенного молока - в 2 раза.

За последние годы следует отметить положительную тенденцию роста производства молочной продукции на молокоперерабатывающих предприятиях в Волгоградской области.

Анализ результатов деятельности молочных заводов за период 1997-2011 гг. свидетельствует об изменении не только объемов, но и ассортимента продукции перерабатывающей промышленности, причем для потребителя последний изменился в лучшую сторону. На 72 % увеличилось по сравнению с периодом 1997-2000 гг. производство дешевой цельномолочной продукции, пользующейся большим спросом у населения. Почти в два раза увеличилось производство ценного белкового продукта - сыров твердых.

недоиспользование производственных мощностей приводило к спаду объемов производства молокопродуктов и ухудшению экономического состояния молокоперерабатывающих предприятий до 2004 г. Так, в 2004 г. по сравнению с 1997 г. снизилось на 22 % производство масла животного -с 3,2 до 2,5 тыс. т; производство сыра жирного, включая брынзу, - на 24 %, или на 0,8 тыс. т. Сле-

2000

2006

2009

2'."'11

Рис. 2. Динамика производства продукции на молокоперерабатывающих предприятиях Волгоградской области в 1997-2011 гг, тыс. т: 1 - масло животное; 2 - цельномолочная продукция; 3 - сыр жирный (включая брынзу)

дует отметить как положительную тенденцию рост производства цельномолочной продукции на 43 % в 2004 г. по отношению к 1997 г. (рис. 2).

В сравнении с 1997 г. производство почти всех видов молочной продукции в течение 2003 г. также сокращалось. Исключение составило производство молочных консервов, которое увеличилось в период 1997-2003 гг. в 2 раза.

начиная с 2004 г. наметилась устойчивая тенденция роста объемов производства молока и молочной продукции как в Волгоградской области, так и России в целом [1]. Социальная значимость молочных продуктов должна способствовать росту объемов производства: следует отметить, что потребление молока и молокопродуктов на душу населения за последние годы в области растет, однако в течение 2011 г. увеличение отмечено незначительное - 0,4 % (табл. 2).

Увеличение производства молока в расчете на душу населения отмечается с 2007 г. и в Волгоградской области, и в Российской Федерации в целом [4].

Объемы ввозимого молока и молокопродуктов за последние десять лет возросли более чем в два

Таблица 2

Динамика потребления молока и молокопродуктов на душу населения в Российской Федерации и Волгоградской области в 1997-2011 гг., кг

Регион В среднем за 1997-2001 гг. В среднем за 2002-2006 гг. 2007 2008 2009 2010 2011

Российская Федерация 219 233 246 247 256 262 270,8

Волгоградская область 195 202,2 200,7 202,3 201 201 201,9

Источник: составлено по данным [3, 7].

Ы ООО ООО 10 ООО Б ООО 6 ООО А ООО

г ооо

1

■ Ввоз молочной продукции Вывоз молочной продз/щии

Рис. 3. Ввоз и вывоз молочной продукции Волгоградской области

в 2011 г., т:

1 - масло животное; 2 - сыры жирные (включая брынзу); 3 - консервы молочные; 4 - продукты молочные сухие

раза (за исключением масла животного, ввоз которого на территорию Волгоградской области сократился (по сравнению с 2000 г.) в 2008 г. на 20 %, в 2011 г. - на 62 % (рис. 3). Это подтверждает тот факт, что отечественные предприятия - производители молока и молочной продукции начали активнее действовать на региональных рынках.

Вывоз молочных

во ооо -г

продуктов (в том числе экспорт) из области в другие регионы за этот период также увеличился. Так, вывоз цельномолочной продукции в 2011г. возрос на 36,7тыс. т, или более чем в полтора раза по сравнению с 1999 г. Наибольшие объемы цельномолочной продукции поставляются Волгоградской областью в Южный федеральный округ (рис. 4).

Емкость рынка молока и молочной продукции характеризуется объемом молокопро-дуктов, потребляемых жителями Волгограда

и области в течение года в натуральном и денежном выражении (табл. 3). Таким образом, общая емкость рынка молока и молочной продукции г. Волгограда и области составляет примерно 536тыс. т в год, что соответствует приблизительно 11,8 млрд руб. в год.

Структура емкости рынка молока и молочной продукции в натуральном выражении по сегментам следующая: наибольшие объемы реализации в натуральном выражении отмечаются в сегменте цельномолочной продукции - 85,8 %. Реализация в сегменте нежирной кисломолочной продукции составляет 4,3 % (рис. 5). Это наиболее доступные по цене продукты, приобретаемые всеми категориями населения. Сыры жирные занимают 5,8 %; сухие молочные продукты и масло животное составляют 2,6 и 1,5 % всей потребляемой молочной продукции соответственно. Итак, на одного жителя Волгограда и области приходится 202 кг молока и молокопродуктов в год.

Доминирующие позиции на рынке молока и молочной продукции принадлежат производителям Волгоградской области. Четыре лидирующих предприятия занимают более 2/3 рынка (рис. 6).

ее ооо

70 000

50 000

50 000

-10 ООО

го ооо

20 ООО

10 ООО

1999 Г.

ЮФО

2011 Г.

ПФО

СКФО

Рис. 4. Вывоз цельномолочной продукции из Волгоградской области в другие регионы РФ в 1999 и 2011 г., т: ЦФО - Центральный федеральный округ; ЮФО - Южный федеральный округ; ПФО - Приволжский федеральный округ; СКФО - Северо-Кавказский федеральный округ

Таблица 3

Показатели емкости рынка молока и молочной продукции Волгоградской области в год в натуральном и денежном выражении

Вид продукции Емкость рынка в натуральном выражении, т Емкость рынка в денежном выражении, тыс. руб.

Цельномолочная продукция 459 624 13 361

Масло животное 8 035 1 935 792

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сыры жирные 31 070 7 667 765

Нежирная кисломолочная продукция 23 035 714 085

Продукты молочные сухие 13 928 1 480 546

Итого... 535 692 11 811 549

О 10 20 30 40 50 СО

Рис. 6. Доли рынка производителей молокопродуктов

Волгоградской области, %: 1 - ОАО «Компания ЮНИМИЛК»; 2 - ОАО «Волжский молсыркомбинат»; 3 - ОАО «Еланский маслосыркомбинат»; 4 - ООО «Любимый город»;

5 - МСК «Михайловский»; 6 - ОАО «Октябрьский»;

7 - ОАО «Клетский»; 8 - ОАО «Волгомясомолторг»;

9 - ОАО «Николаевский МК»; 10 - ООО «Янтарь-Н»;

11 - ОАО «Дон-Молоко»; 12 - другие производители

Соотношение рыночных долей лидеров на протяжении пяти лет несколько изменилось (табл. 4). Устойчивый прирост доли рынка можно наблюдать у первого и последнего предприятия, причем их положение относительно друг друга не изменилось.

Источник: составлено по данным [3, 7].

Рис. 5. Структура емкости рынка молока и молочной продукции Волгоградской области в 2011 г., %: 1 - цельномолочная продукция; 2 - масло животное; 3 - сыр жирный; 4 - нежирная кисломолочная продукция; 5 - сухой продукт

Таблица 4

Доли рынка ведущих производителей молокопродуктов в Волгоградской области в 2007-2011 гг., %

Год ОАО «Компания ЮНИМИЛК» ОАО «Волжский молсыркомбинат» ООО «Любимый город» ОАО «Еланский маслосыр-комбинат»

2007 48,8 14,6 8,8 3,2

2008 41,4 17,0 7,8 1,1

2009 47,3 14,8 8,2 3,6

2010 50,4 14,2 7,3 10,4

2011 54,7 13,8 6,9 10,1

Компания ЮНИМИЛК по-прежнему остается лидером среди производителей на рынке молока и молочной продукции.

Такое положение можно объяснить в первую очередь интенсификацией маркетинговой и брендин-говой деятельности ОАО «Компания ЮНИМИЛК» на основе регулярно проводимых маркетинговых исследований. Усиление конкуренции, обусловленное появлением новых участников рынка, побуждает производителей повышать качество выпускаемой продукции и уделять больше внимания вопросам продвижения своих торговых марок.

Для стимулирования развития животноводства, повышения экономической эффективности и заинтересованности сельхозпроизводителей в реализации сырья перерабатывающим предприятиям необходимо использовать систему регулирования закупочных, оптовых и розничных цен с учетом равноправного долевого участия предприятий сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и торговли в общих издержках и прибыли от реализации конечной продукции.

Большое значение при этом имеет государственное регулирование АПК, которое подразумевает целенаправленное воздействие на объекты социально-экономической системы в целях достижения ими желаемого состояния на основе использования различных методов управления. Однако государственное регулирование как элемент экономической политики становится действенным инструментом только в том случае, если четко обоснован механизм воздействия государства на конкретные сферы или объекты в процессе превращения сырья в изготовленный продукт и далее по продуктовой цепочке -к потребителю (покупателю).

В настоящее время Министерством сельского хозяйства РФ совместно с Правительством РФ предложена программа разработки государственной политики стратегического развития агропромышленного комплекса. наиболее сильными сторонами этой программы являются определение верных целей развития, понимание и признание основных направлений государственного регулирования и управления в АПК. Важным представляется и понимание необходимости регулирования продовольственных рынков, а также роли агропромышленного комплекса в обеспечении продовольственной безопасности страны и усилении позиций государства на переговорах по широкому спектру политических и экономических вопросов.

Совершенствование системы регулирования агропромышленного комплекса, ориентированное на восстановление его управляемости, - одна из ключе-

60

ВО

40

30

10

55

51

2?

2009

2010

— К ол ич е ство ■: у бъе кто в, уч аству юш и к в р е ал из аци и региональных п р о г р ам м

—■ — К ол ич е ство ■: у бъе кто в, обеспечивших п р и р ■:■ ст п р о и 1 во детва м о л ■:■ ка

Рис. 7. Реализация экономически значимых региональных программ по развитию молочного скотоводства в Волгоградской области в 2009-2011 гг.

вых задач государства в области аграрной политики, которая подразумевает построение рациональных систем управления, адаптированных к современным условиям хозяйствования и требованиям вновь возникающих изменений, а также охватывающих все или большинство элементов различных сфер АПК.

Возрождение агропромышленного комплекса как единой системы следует начинать не с общих национальных межрегиональных производственных и межтерриториально-производственных структур АПК, а с отдельных подкомплексов, в рамках которых можно будет формировать соответствующую производственную структуру с выходом на конкретные территории и регионы. Такой подход позволит сконцентрировать усилия на одном направлении, которое за счет повышения эффективности одного или нескольких основных секторов поможет создать предпосылки роста эффективности во всей системе регионального агропромышленного производства.

В качестве такого приоритетного направления выступает региональный рынок молока и молочной продукции.

В целях создания условий устойчивого развития отечественного молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока в 2011 г. была продолжена реализация целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы» [6]. Число регионов, участвующих в реализации целевой программы, возросло в 2011 г. до 66 (рис. 7).

В целях развития семейных молочных ферм и переработки молока на кооперативной основе в 2011г. продолжалась реализация программы по развитию пилотных семейных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, в рамках которой создано свыше 3 000 семейных ферм.

Основным фактором роста в рамках реализуе-

66

2011

мых программ является проводимая в молочном скотоводстве модернизация. Всего в 2008-2011 гг. введено 336 новых молочных ферм и комплексов и 784 комплекса модернизировано. Дополнительное производство молока на них за четыре года увеличено на 649,5 тыс. т. При этом доля продукции, производимой по инновационным технологиям, выросла с 0,7 % в 2008 г. до 2 % в 2011 г.

Министерством сельского хозяйства РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и Национальным союзом производителей молока России были приняты меры по стабилизации ситуации на молочном рынке. Было продолжено подписание соглашений сельхозпроизводителей с перерабатывающими предприятиями об установлении закупочных цен на молоко [6].

Центральной фигурой рынка молока и молочной продукции являются производители сырого молока независимо от их форм собственности и хозяйствования. Основные задачи государства при этом видятся в том, чтобы обеспечить:

• контроль за исполнением действующих нормативно-правовых актов и принятием ряда дополнительных законодательных документов, которые определяли бы на ближайшую и более отдаленную перспективу основные мероприятия по развитию молочного скотоводства, а также организационно-экономический механизм их реализации на федеральном, региональном и местном уровнях;

• преимущественно экономические методы государственного регулирования рынка молока с применением «мягких» регулирующих механизмов посредством оптимального сочетания ценовой политики, бюджетной поддержки, льготного налогообложения и кредитования на принципах возмещения кредитного процента; других экономических рычагов, обеспечивающих режим максимального благоприятствования развитию молочного скотоводства, и тем самым создающих эффективную модель организационно-экономического механизма, позволяющую с помощью государства способствовать саморазвитию молочного скотоводства, а в последующем - и других сопряженных с ней секторов сельского хозяйства и АПК в целом;

• объединение производителей молока на ин-тегративной и кластерной основе в целях согласования и координации своих действий, выработки единой структурной, ценовой и сбытовой политики, реального участия в фор-

мировании государственной политики, лоббированию экономических интересов в органах федеральной и региональной законодательной и исполнительной власти; • эффективное использование существующей рыночной инфраструктуры и сформировать недостающие ее элементы в целях более полной реализации потенциальных возможностей повышения эффективности молочного скотоводства каждого производящего хозяйства, а также региона в целом.

Перспективная модель функционирования российского рынка молока и молочной продукции как сложной и динамично развивающейся системы должна стать относительно динамически устойчивой. Важным моментом для выбора основных направлений и мер государственного регулирования рынка молока является определение целевой установки в развитии производства, рынка молока и молочной продукции, нахождения их рациональных количественных и качественных параметров на каждый конкретный период с помощью реализации целевых программ разного уровня.

Кроме того, государственное регулирование рынка молока и молочной продукции должно носить упреждающий характер, происходить в тесной увязке с регулированием сопряженных с производством молока секторов, сочетать федеральные, региональные подходы и представлять собой единую систему.

Всем этим требованиям во многом отвечает Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Государственная программа), в которой получили дальнейшее развитие направления приоритетного национального проекта «Развитие АПК», она является главным инструментом реализации государственной аграрной политики [6].

Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также финансовое, ресурсное обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых в ней мероприятий, целевые индикаторы, показатели их результативности и прогноз развития сельского хозяйства. Она призвана создать не только необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве и на сельских территориях, но и содействовать реализации всего комплекса целей социаль-

но-экономического развития страны до 2012 г. Ее главными целями на пятилетний период являются:

1) устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

2) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе обеспечения финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных секторов сельского хозяйства;

3) сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

За четырехлетний период реализации Государственной программы Минсельхозом России ежегодно разрабатывался сетевой график, в соответствии с которым была сформирована необходимая нормативная правовая база, со всеми субъектами Федерации заключены соглашения, устанавливающие объемы поддержки сельского хозяйства из федерального бюджета и обязательства субъектов Федерации по выполнению мероприятий и достижению результативных показателей государственной программы, приняты соглашения по взаимодействию и реализации ее целей и задач с 51 союзом (ассоциациями), ОАО «Россельхозбанк», Сбербанком России, ОАО «Росагролизинг» и Россельхозакадемией, а также по созданию объединений товаропроизводителей АПК в рамках Таможенного союза.

Важнейшее место в Государственной программе отводится мероприятиям по формированию племенной базы в целях увеличения продуктивности животных, включающим в себя меры по увеличению производства высококачественной племен-

12

10

2003 2009 2010 2011

Рис. 8. Удельный вес племенного крупного рогатого скота в общем поголовье, %

ной продукции и стимулированию селекционной работы. В соответствии с целевым индикатором -Государственной программой - доля племенного скота в общем поголовье должна вырасти с 7,8 % на начало 2008 г. до 13,1 % к 2012 г., что будет полностью соответствовать оптимальному соотношению в структуре скотоводства. В 2011 г. удельный вес племенного скота в общем поголовье достиг 12,5 % при плане 12,0 %. Прирост реализации племенного скота в 2011 г. составил 11,3 % при плане 15 % (рис. 8).

Развитие племенной базы является главным направлением проведения модернизации в животноводстве (рис. 9). Крупный рогатый скот в 2011 г. был поставлен в 33 региона, что способствовало дальнейшему обновлению породного состава в них. В Волгоградскую область в том же году было поставлено всего около 150 голов племенного крупного рогатого скота. Для сравнения: в Краснодарский и Ставропольский края было поставлено за то же время более 1 500 голов КРС.

ОАО «Росагролизинг» было установлено задание по поставке племенного скота в количестве 30 тыс. голов, фактически поставлено 56,1 тыс. голов. ОАО «Росагролизинг» перевыполнило план по поставкам оборудования для животноводства в 2 раза.

Несмотря на увеличение объемов господдержки за счет федерального бюджета, индикатор по наращиванию производства молока не выполняется, что свидетельствует о необходимости увеличения размеров бюджетного финансирования и совершенствования механизма распределения по регионам средств на поддержку молочного скотоводства.

Проведенное исследование рынка молокопро-дуктов в области позволило выявить ряд недостатков в его формировании и определить следующий

механизм регулирования рынка молока и молочной продукции:

1) разработать систему мер по повышению эффективности производства молока в рамках отдельного хозяйства региона;

2) обеспечить гарантированное финансирование производства мо-

1 200

1 ООО

800

600

400

200

2008

2005

2010

2011

Лоюловье плелинныл коров

Реализация племенного молодняка крупного рогатого скота молочного нзграалевия ■ Импорт племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направлении

Рис. 9. Эффективность государственной поддержки племенного молочного скотоводства в Волгоградской области в 2008-2011 гг., тыс. голов

лока при строгом контроле использования средств, предусмотренных и выделенных в полном объеме от запланированных финансовых вложений из бюджета, руководствуясь тем, что молоко - это один из основных стратегических ресурсов, обеспечивающих продовольственную безопасность государства;

3) ежегодно предусматривать бюджетом объем финансирования деятельности маркетинговых информационных систем (для каждого отдельного региона) с тем, чтобы можно было осуществлять грамотную ценовую политику на рынке молока;

4) создать условия для привлечения инвесторов в производство, особенно тех, кто имеет контрольные пакеты акций перерабатывающих предприятий (регулирование должно касаться всех сфер производства АПК);

5) систематизировать и дополнить необходимыми законами и нормативными документами правовую базу, обеспечивающую ответственность руководителей предприятий и учреждений за выполнение законодательных актов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка молока и молочной продукции.

Следует еще раз отметить, что государственное регулирование рынка молока и молочной продукции в целях создания нормальных, не деформированных рыночных отношений, должно сочетаться с принципом саморегулирования аграрного рынка.

В настоящее время о деформациях экономических отношений субъектов рынка молока и молочной продукции свидетельствует наглядная схема распреде-

ления стоимости. Так, производители сырого молока (особенно это касается крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения, которые удерживают лидерство по удельному весу произведенного молока в общем балансе региона) в силу отсутствия господдержки не сумели освоить методы кооперации для совместной реализации отдельных функций, чтобы избежать ценового произвола частников из посреднической сферы.

Таким образом, регулирование рынка молока и молочной продукции на практике должно проходить под государственным контролем в сочетании с действием механизма саморегулирования, основанного на принципах интеграции и при горизонтальной интеграции - кластеризации.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алейник С. Н. Обеспечить устойчивый рост продуктивности молочного стада // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 3. С. 10-16.

2.Бычков М. Ф.,ПономарченкоИ. А., ОлейникО. С. Оценка формирования и механизмы функционирования молочного подкомплекса (на примере Волгоградской области) // Вестник Саратовского госагроунивер-ситета им. Н. И. Вавилова. 2012. № 3. С. 67-69.

3. Волгоградская область в цифрах 2011: крат. стат. сб. Волгоград: Волгоградстат, 2012.

4. Животноводство России в 2010 году: стат. обзор // Экономика сельского хозяйства России. 2011. № 3. С. 91-93.

5. Пономарченко И. А. Комплексное исследование регионального рынка молока и молочной продукции (на примере Волгоградской области): монография. Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2012.

6. Скрынник Е. Б. Стратегия развития животноводства в России // Экономика сельского хозяйства России. 2011. № 5. С. 19-23.

7. Волгоградская область - 2010: стат. сб. Волгоград: Волгоградстат, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.