Анализ состояния и перспективы развития регионального молочного подкомплекса
И.А. Пономарченко, к.э.н., Волгоградский ГАУ
Развитие молочного скотоводства, как одной из ведущих подотраслей животноводства, — важнейшая задача в обеспечении продовольственной безопасности страны. Поэтому формирование современной инфраструктуры, маркетинга и логистики является необходимым институциональным условием экономического роста в производстве молока и молочной продукции.
Молоко — один из главных продуктов питания, однако состояние молочного животноводства в России сложное: сокращается поголовье коров, оснащённость ферм недостаточная, новые животноводческие комплексы открываются редко, так как при отсутствии административных льгот инвестиции в такие проекты очень долго окупаются. В целях изменения ситуации к лучшему государством осуществляются специальные программы.
Наибольший уровень производства молока в России был достигнут в 1990 г. и составил 55,7 млн т. Тем не менее существенную долю в структуре всех категорий хозяйств занимали сельскохозяйственные предприятия, которые давали более половины всего производимого молока. Однако в этот период среднегодовые надои молока на одну корову не превышали 2500 кг. В 1990—1995 гг. наблюдалось резкое падение объёмов производства молока, в следующее пятилетие такого обвального сокращения производства уже не отмечалось и темпы снижения были несколько приостановлены [1].
Начиная с 2002 г., и особенно в последние три года, удалось приостановить процесс дестабилизации молочного скотоводства и одновременно добиться роста объёмов производства молока. На протяжении последних восьми лет объёмы производства молока в России находятся на уровне 31—32 млн т в год. За счёт устойчивого роста продуктивности коров в 2010 г. надои
молока на одну корову в сельхозпредприятиях составили 4592 кг.
За годы реформ производство молока переместилось в основном в хозяйства населения (рис. 1). Если в 1992 г. они производили 34,9%, то в 2010 г. — 52,1% молока, что означает фактический переход к натуральному мелкотоварному хозяйству и деконцентрацию отрасли, а также её дезинтенсификацию, так как в личных подворьях применяется, как правило, только ручной труд.
Молочный подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры агропромышленного комплекса Волгоградской области. Его основу, объединяющую взаимосвязанные отрасли, участвующие в процессе производства и обмена конечной продукции, составляет молочное скотоводство.
В 2005 г. во всех категориях хозяйств Волгоградской области валовое производство молока по сравнению с 1992 г. уменьшилось на 536,1 тыс. т, или на 54%, а к 2010 г. сокращение составило 50%. Несмотря на то что объёмы надоя молока увеличились в личных подсобных хозяйствах населения до 436,0 тыс. т, (на 26%), а в К(Ф)Х — в 9 раз, тот спад объёмов производства молока, который был допущен у основных сельхозтоваропроизводителей, не могли перекрыть ни фермеры, ни личные подсобные хозяйства населения [2].
Одновременно уменьшилось производство молока в расчёте на душу населения (в 2010 г. по отношению к 1997 г.) как в Волгоградской области, так и в России в целом [3]. При этом следует отметить, что потребление молока и молокопродуктов на душу населения в последние годы в области растёт, в течение 2010 г. увеличение составило 2,5%.
За последние четыре года в Волгоградской области наметилась тенденция стабилизации и некоторого роста производства молока в среднем на 3% в год. В основном это было достигнуто
Рис. 1 - Структура производства молока в хозяйствах всех категорий в России, 2010 г., %
за счёт повышения молочной продуктивности коров. За 2007—2010 гг. надои молока в области возросли на 400 кг в расчёте на одну корову.
Из-за нехватки сырья для перерабатывающих предприятий дефицит его покрывается импортом (рис. 2), кроме того, происходит отток части сырья от крупных предприятий на вновь организуемые предприятия малой мощности (мини-заводы).
Эти проблемы коснулись и молочной промышленности Волгоградской области. В 2010 г в Волгограде было заготовлено всего 167 тыс. т сырья для переработки на молочных заводах, а 10 лет назад цифра составляла 650—700 тыс. т, то есть в четыре раза упали заготовки.
Резкое сокращение импортных закупок мо-локопродуктов способствует повышению конкурентоспособности и продвижению на рынок отечественной продукции. Уменьшение объёмов сырья приводит к изготовлению более дешёвой продукции вместо трудоёмких продуктов, требующих при производстве больших материальных и финансовых затрат, а также к выработке продукции с длительными сроками реализации. Пройдя путь от фермы до магазина, такая продукция нередко становится недоступной по цене массовому покупателю.
Анализ результатов деятельности молочных заводов за 1997—2010 гг. свидетельствует об изменении не только объёмов, но и ассортимента продукции перерабатывающей промышленности, причём для потребителя последний изменился в лучшую сторону. На 72% (по отношению к 1997—2000 гг.) увеличилось производство срав-
нительно дешёвой цельномолочной продукции, пользующейся большим спросом у населения, и почти в два раза — производство ценного белкового продукта — сыров твёрдых (табл. 1).
Проведённая оценка состояния конкурентной среды на рынке молока и молочных продуктов дала возможность сделать предварительный вывод о достаточно высокой степени монополизации рынков цельномолочной продукции, сыров и сухих молочных продуктов. В среднем за 2010 г. предприятиями молочной промышленности Волгоградской области было реализовано 113 тыс. т цельномолочной продукции, при этом удельный вес трёх доминирующих на рынке предприятий (филиал ОАО «Компания ЮНИМИЛК» «Комбинат молочный «Волгоградский», ОАО «Волжский молсыркомбинат» и ООО «Любимый город») в общем объёме продаж составил 79%. Рынок этого вида продукции характеризуется как высококонцентрированный.
Основными монополистами на рынке сыров жирных выступают: ОАО «Маслодельносыродельный комбинат «Михайловский» и ОАО «Еланский маслосыркомбинат». Их удельный вес в общем объёме продаж в 2010 г. составил 99%, при этом индекс Герфинделя—Гиршма-на равен 3983, что также даёт возможность охарактеризовать рынок как высококонцентрированный.
На рынке кисломолочной продукции за период 1997—2004 гг. в среднем выступало 22 производителя. До 2001 г. этот рынок характеризовался как умеренно концентрированный, но в 2003 г. степень его монополизации значительно
Рис. 2 - Экспорт и импорт молока в Российской Федерации, тыс. т
1. Динамика производства продукции на молокоперерабатывающих предприятиях Волгоградской области
Наименование продукции Год
в среднем за 1997-2000 гг в среднем за 2001-2004 гг. 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Масло животное, тыс. т 3,0 2,3 2,2 1,6 2,17 2,61 1,89 2,2
Цельномолочная продукция, тыс. т 52,8 76,0 90,3 100,4 97,9 89,3 88,6 91,0
Сыр жирный (включая брынзу), тыс. т 3,0 2,4 3,56 3,7 4,87 7,62 8,17 8,6
Консервы молочные, млн у. б. 0,5 1,0 - - - - - -
возросла, и к 2010 г. на данном рынке сложилось два монополиста (из шести предприятий-производителей) — филиал ОАО «Компания ЮНИМИЛК» «Комбинат молочный «Волгоградский» и ОАО «Маслодельно-сыродельный комбинат «Михайловский».
Производством масла животного занимаются не многие предприятия молочной промышленности области, которыми в среднем за анализируемый период реализовано 2,0 тыс. т в год. Уровень концентрации низкий — 39%.
Разрыв между максимальной и минимальной долями поставок молочных продуктов каждым поставщиком в общем объёме товарного ресурса рынка значительный — более 30%, что говорит о неравномерном присутствии на нём хозяйствующих субъектов.
Таким образом, анализ рынка молока и молочных продуктов в области свидетельствует о некотором увеличении его ресурсов за последние четыре года. Сырьевая база рынка в 2010 г. по сравнению с 2005 г. возросла на 10% в основном за счёт повышения продуктивности скота.
Поэтому единственный экономически обоснованный путь дальнейшего роста объёмов закупок и более рационального использования молочного сырья — изменение системы ценообразования на молоко, так как дальнейшее возможное удорожание молочной продукции может привести к значительному снижению покупательского спроса (табл. 2).
Закупочные цены на молоко должны полностью возместить товаропроизводителю весь
объём производственных затрат и обеспечить прибыль для расширенного воспроизводства.
За анализируемый период на волгоградском рынке молока потребительские цены превышали закупочные в три и более раз, наиболее характерным в этом отношении оказался 2007 г., когда превышение составило 3,6 раза (рис. 3). Исключение составляет 2010 г. Закупочные цены на сырое молоко, закупаемое предприятиями молочной промышленности Волгоградской области в 2010 г., демонстрируют положительную динамику. В целом по области за этот год рост закупочных цен на молоко от сельскохозяйственных товаропроизводителей составил от 33 до 44%, от населения — 15—58%, а превышение потребительских цен — 1,8 раза.
В настоящее время, чтобы добиться насыщения рынка качественной и доступной по цене молочной продукцией, недостаточно использовать инструменты саморегулирования рынка. Необходимо усиление государственного регулирования агропромышленного комплекса. С этой целью осуществляется адресная помощь эффективно работающим предприятиям, создаётся система мониторинга цен для обеспечения ценовой поддержки сельхозтоваропроизводителей, осуществляется поддержка отечественного производителя молочной продукции.
Поддержка агропромышленного производства со стороны государства может выражаться в финансировании федеральных и региональных целевых программ развития сельскохозяйственного производства, перерабатывающих пред-
2. Индексы потребительских цен на молоко и молочные продукты, %
Годы Вид продукции
молоко и молочные продукты масло сливочное
Россия Волгоградская область Россия Волгоградская область
2004/2003 112,8 112,3 106,8 104,6
2005/2004 110,5 112,3 108,2 107,7
2006/2005 108,7 109,2 106,8 106,1
2007/2006 130,4 132,6 140,3 145,0
2008/2007 112,2 107,3 110,5 109,8
2009/2008 102,3 104,4 107,9 111,0
2010/2009 112,3 113,7 113,6 117,8
35
30
25
20
15
10
5
0
■ закупочные цены на молоко
потребительские цены на молоко питьевое 2,5-3,2% жирности
2004г. 2005 г. 2006г. 2007г. 2008 г. 2009г.
2010 г.
Рис. 3 - Динамика закупочных и потребительских цен на молоко по Волгоградской области, руб. за 1 литр
приятий, инвестировании программ по техническому перевооружению, развитию племенного животноводства.
Согласно основным целевым индикаторам реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., средний надой на 1 корову должен составлять 4500 кг в год, объём производства молока в России должен достигнуть уровня в 37 млнт, а доля отечественного производства в формировании выпуска молока и молокопродуктов (в пересчёте на молоко) — увеличиться с 79,2% в 2009 г. до 81,1% в 2012 г.
Однако, исходя из данных официальной статистики, можно сделать вывод о том, что производство молока в России в ближайшие годы будет увеличиваться более медленными темпами. Так, в 2009 г. объём производства молока соста-
вил всего 32,6 млн т вместо запланированных 33,0 млн т, а в 2010 г. произошло сокращение по сравнению с предыдущим годом на 2,01% до уровня в 31,9 млн т, что примерно на 8% ниже запланированного объёма.
Анализ современного состояния молочного подкомплекса области позволил выявить ряд недостатков в его формировании и определить меры по их устранению. Это даст возможность в перспективе повысить эффективность функционирования продовольственного рынка области. Литература
1. Животноводство России в 2010 году. Статистический обзор // Экономика сельского хозяйства России. 2011. № 3. С, 91-93.
2. Пономарченко И.А. Оценка состояния и тенденции развития сырьевой базы молочного подкомплекса Волгоградской области // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 1. С. 156—161.
3. Потребление продуктов питания в России в 2000—2010 годах. Статистический обзор // Экономика сельского хозяйства России. 2011. № 5. С. 71-73.