Научная статья на тему 'Развитие регионального рынка молока и молочной продукции'

Развитие регионального рынка молока и молочной продукции Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
961
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / MARKET / ПРОИЗВОДСТВО / MANUFACTURE / МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ / DAIRY PRODUCTS / ПОТРЕБЛЕНИЕ / CONSUMPTION / МАРКЕТИНГ / MARKETING

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Сурай Наталья Михайловна, Язев Григорий Валерьевич, Фасенко Татьяна Евгеньевна

В статье представлен анализ развития рынка молока и молочной продукции в Алтайском крае. Молоко и молочные продукты важнейший компонент в структуре питания населения всех возрастных категорий, имеющий хороший потенциал роста в ближайшей и отдаленной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of dairy products market development on the territory of Altai. Milk and dairy products are one of the most important components of population’s food patterns, which has a huge potential for growth in the very near and distant future.

Текст научной работы на тему «Развитие регионального рынка молока и молочной продукции»

УДК 338.4

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

СУРАЙ НА ТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

кандидат технических наук, доцент, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), 109004, г. Москва, ул. Земляной Вал, д.73, Россия.

ЯЗЕВ ГРИГОРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

кандидат экономических наук, доцент, директор Институт экономики, менеджмента и права. Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), 109004, г. Москва, ул. Земляной Вал, д.73, Россия. E-mail: [email protected]

ФАСЕНКО ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА

кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, Финансовый университет при Правительстве РФ, Барнаульский филиал, 656038, г. Барнаул, просп. Ленина, д. 54, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация, в статье представлен анализ развития рынка молока и молочной продукции в Алтайском крае. Молоко и молочные продукты -важнейший компонент в структуре питания населения всех возрастных категорий, имеющий хороший потенциал роста в ближайшей и отдаленной перспективе.

Ключевые слова: рынок, производство, молочные продукты, потребление, маркетинг.

THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET OF MILK

AND DAIRY PRODUCTS

NATALYA M. SURAY

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Moscow State University of Technologies and Management named After K. G. Razumovskiy (PKU), 109004, Moscow, Zemlyanoy Val, 73, Russia.

GREGORY V. YAZEV

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Director of Institute of

Economics, Management and Law.

Moscow State University of Technologies and Management named After K. G.

Razumovskiy (PKU), 109004, Moscow, Zemlyanoy Val, 73, Russia.

E-mail: [email protected]

TAT'YANA E. FASENKO

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Deputy Director on Scientific Work of Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul branch, 656038, Barnaul, Lenin Avenue, bld. 54, Russia E-mail: [email protected]

Abstract: The article presents the analysis of dairy products market development on the territory of Altai. Milk and dairy products are one of the most important components of population's food patterns, which has a huge potential for growth in the very near and distant future.

Keywords: market, manufacture, dairy products, consumption, marketing.

Возрастающее значение молока как полноценного продукта питания и как сырьевого материала привело к увеличению спроса на него. В результате этого производство молока стало одной из важнейших отраслей сельхозпроизводства. В настоящее время молоко составляет значительную долю в сельскохозяйственном валовом продукте нашей страны.

Рынок молока представляет собой интегрированную систему технологически и экономически взаимосвязанных отраслей молочного животноводства, молочной промышленности, полевого и лугопастбищного кормопроизводства, комбикормовой, микробиологической промышленности, машиностроения для указанных отраслей, а также отраслей производственно-социальной и рыночной инфраструктуры объединенных общей задачей -производством, переработкой и реализацией молока и молочных продуктов в целях удовлетворения потребностей общества с учетом научно обоснованных норм потребления продуктов питания.

Рынок молока и молочных продуктов - важная составная часть продовольственного рынка Российской Федерации. К основным проблемам, сдерживающим развитие молочной отрасли, относятся снижение объемов производства молочного сырья, сезонность производства, низкий удельный вес молочного сырья высшего сорта, недостаток холодильных установок на молочных фермах, а также физический и моральный износ основных фондов молокоперерабатывающих заводов, большая часть которых не соответствует современным требованиям по энергоэффективности и экологии.

Главная особенность рынка молока заключается в специфике сырья -молоко является одним из наиболее ценных пищевых продуктов, содержащим основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы) в наиболее оптимальном для человека соотношении 1:1:1. Специфика заключается в том, что молочная продукция является скоропортящейся и плохо транспортируемой. Эта особенность предполагает быструю первичную переработку молока и доведение молочной продукции до потребителя.

Уровень самообеспеченности населения страны молоком и молочными продуктами по итогам 2016 г. составил около 78,9% по сырому молоку (в 2015 г. - 79,4%); 71,7% - по товарному молоку (в 2015 г. - 72,1%) при пороговом значении, определенном доктриной продовольственной безопасности РФ, -90%. Однако такой высокий показатель достигнут не за счет замещения импорта молочными продуктами отечественного производства, а за счет снижения общего объема потребления молока и молочных продуктов россиянами. Это происходит в результате ухудшения благосостояния населения и снижения покупательной активности доходов. В целом, по России валовой надой молока в 2016 г. составил 30754,2 тыс.тонн, что меньше по сравнению с 2015 г. на 42,7 тыс.тонн. По итогам 2016 г. сохраняется положительная тенденция в производстве молока в сельскохозяйственных организациях (рост на 2%) и крестьянско-фермерских хозяйствах (рост на 6%). Это явилось результатом роста продуктивности коров в данных категориях хозяйств. Сдерживающим фактором развития молочной отрасли остается сокращение производства молока в хозяйствах населения (сокращение на 519,5 тыс. тонн), на долю которых приходится почти половина производства. Отрицательная динамика связана с сокращением численности скота в личных хозяйствах населения.

Приволжский, Центральный и Сибирский федеральные округа производят более 65% молока в России (рисунок 1).

Алтайский край - один из крупнейших в стране производителей молочной продукции, который вносит существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны.

Алтайский край - один из крупнейших в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации производителей молока и молочной продукции, который вносит существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны.

В 2016 г. в Алтайском крае произведено 1400,2 тыс.тонн молока, что составляет 26,2% от общего объема молока, произведенного в Сибирском Федеральном округе, и около 4,6% от общего объема молока, произведенного в

Сиби|

1

5,9%

Рисунок 1 - Структура производства молока по федеральным

округам в 2016 г.

Российской Федерации. По итогам 2016 г. Алтайский край занимает в Сибирском федеральном округе лидирующее положение по производству молока, второе место занимает Красноярский край, третье место -Новосибирская область (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика производства молока в хозяйствах всех категорий по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу за 2014-2016 гг.

Наименование 2014 г. 2015 г. 2016 г.

тыс. в % к в тыс. в % к в тыс. в % к в

тонн итогу расчет е на душу населе ния, кг. тонн итогу расчет е на душу населе ния, кг. тонн итогу расчет е на душу населе ния, кг.

РФ 30791,9 - 215 30781,1 - 215 30754,2 - 210

Сибирский 5398,2 17,5 279,8 5382,8 278,7 5285,2 276

Федеральный

округ, всего

в том числе

Алтайский 1414,9 26,2 591,8 1414,9 26,2 593,3 1400,2 26,5 592

край

Красноярский 724,2 13,4 253,3 730,2 13,6 255,4 732,6 13,9 255,6

край

Новосибирска 672,5 12,5 244,8 659,5 12,3 240,1 666,2 12,6 241,2

я область

Омская 709,4 13,1 358,6 703,1 13,1 355,4 639 12,1 307,3

область

Кемеровская 375,7 7,0 137,9 380,7 7,1 139,7 377 7,1 138,7

область

Основные производители молока в крае - личные подсобные хозяйства населения - 57,4% и сельхозорганизации - 39,6% (рисунок 2). Производство молока в Алтайском крае в 2016 г. по сравнению с 2015 годом снизилось на 1% или на 14,7 тыс.тонн.

1600 14518 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1440

1364

1414,9 1414,9 1400 2

2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

2016 г.

I Производство молока в хозяйствах всех категорий, всего

в сельскохозяйственных организациях

в ЛПХ

в крестьянских (фермерских) хозяйствах и ИП

Рисунок 2 - Производство молока в хозяйствах всех категорий по Алтайскому краю в 2011-2016 гг., тыс.тонн

В 1 квартале 2017 года производство молока во всех категориях хозяйств составило 257,3 тыс. тони, что на 0,9% превышает уровень аналогичного периода 2016 года. Рост производства молока наблюдался как в сельхозорганизациях (на 0,5% по отношению к 1 кварталу 2016 года), так и в крестьянских (фермерских) хозяйствах (в 1,3 раза). В крупных и средних сельхозорганизациях края надой на одну корову вырос на 2,1% по отношению к январю — марту 2016 года и составил 1162 кг. В хозяйствах Зонального и Павловского районов надой на одну корову превысил 1,5 тыс. кг.

В Алтайском крае государственная поддержка

сельхозтоваропроизводителей и сельских территорий из всех уровней бюджетов в 2017 г. составила около 3,7 млрд рублей.

В 2016 г. надой молока на одну корову вырос на 4,8% и составил 4746 кг (рисунок 3). Увеличение продуктивности коров в крае связано как с увеличением доли племенного поголовья, так и с улучшением кормовой базы.

6000 5000

4000 3000 2000 1000 О

2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015 г. 2016г.

Рисунок 3 - Надои молока на одну корову в Алтайском крае и РФ за

период 2011-2016 г., кг.

Поголовье коров в Алтайском крае за период 2010-2016 гг. оставалось примерно на одном уровне. По данному показателю край занимает первое место в Сибирском Федеральном округе и четвертое место по России. Основными проблемами, сдерживающие развитие молочной промышленности в Алтайском крае являются снижение поголовья скота, недостаток сырьевых ресурсов, сезонность производства, девальвация рубля.

Сложное финансовое положение большинства хозяйств, наличие кормовой базы определили состояние дойного стада и его продуктивность.

Отметим, что положительная динамика в молочном скотоводстве обусловлена интенсивной работой сельхозтоваропроизводителей над повышением продуктивности дойного стада. В числе главных слагаемых успеха - смена технологической платформы и формирование сбалансированных рационов для животных.

-Алтаискии край

-РФ

В крае наблюдается сокращение численности дойного стада, но продуктивность коров растет, что позволяет увеличивать валовые надои молока и тем самым перекрывает сокращение количества коров. Экономические санкции позволили молочной промышленности региона нарастить объемы выпуска. Поголовье молочного стада сократилось в Алтайском крае в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 1,7% или на 6 тыс.голов. Уменьшение поголовья коров связано с низкой рентабельностью молочного животноводства (рисунок 4).

13;9 16 8 20 23,1 29,7

190,4 188,1 181,2 190,1 191,7 181,7 178 ■ в крестьянских (фермерских)

Н хозяйствах и ИП

182 181,8 174,1 156,5 147,4 137 133 1 в ЛПХ

■ в сельскохозяйственных

386,3 386,7 375,4 369,7 364,9 352,9 346,9 организациях

■ Поголовье коров в хозяйствах всех

категорий Алтайского края, всего

1 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016

Рисунок 4 - Поголовье молочного стада в хозяйствах Алтайского края в

2010-2016 гг., тыс. голов

В сельскохозяйственных организациях на 1 мая 2017 года по сравнению с соответствующей датой 2016 года поголовье крупного рогатого скота сократилось на 2,7%, из него коров на 2,8%.

География продаж алтайских племенных сельхозживотных в 2017 г. охватила 14 российских регионов и две страны зарубежья. Регионы Сибирского Федерального округа в Алтайском крае преимущественно приобретали племенной скот мясных пород. В 2016 году популярными были галловейская и герефордская породы.

В Алтайском крае рейтинг хозяйств с самыми удойными коровами возглавляет ООО «Алтай» Заринского района (9602 кг. молока), ООО «Агрофирма «Урожай»» Зонального района (9187 кг. молока), ЗАО СХП «Урожайное» Советского района (8440 кг. молока на одну корову), четвертую позицию в крае занимает ООО «Октябрьское» Зонального района (надои составили 7772 кг.), на пятом месте - К(Ф)Х «Золотая осень» Алейского района с показателем 7410 килограммов.

В десятку лучших хозяйств Алтайского края вошли: АО «Учхоз «Пригородное» (г. Барнаул) (продуктивность составила 5320 кг. молока), ФГУП ПЗ «Комсомольское» и СПК «Бурановский» Павловского района, ОАО «Крутишинское» Шелаболихинского района и ОАО «Родинский» Родинского района.

В Российской Федерации потребление молока и молочных продуктов на душу населения в 2016 г. составило 238 кг. Так, в 2016 г. произошло снижение потребления населением молочной продукции в среднем на 1%. В Алтайском

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

крае данный показатель значительно выше (330 кг. в год), однако не достиг медицинской нормы (340 кг.) (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика потребления молока и молокопродуктов на душу населения за 2011-2016 гг., кг_

Наименование Норма потребления 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Российская 320-340 246 249 248 245 239 238

Федерация

Сибирский 320-340 265 264 262 262 251 250,6

Федеральный

округ

Алтайский край 320-340 334 335 335 355 331,1 330

Алтайский край занимает второе место в РФ по потреблению молока и молочных продуктов в расчете на одного жителя региона. Потребление молочной продукции в Алтайском крае за 2013-2016 гг. демонстрировало нестабильность. В целом, по РФ по итогам 2016 г. продолжилось падение потребления. Это происходит из-за падения покупательской способности доходов населения, повышения цен во втором полугодии и увеличения стоимости импорта в результате роста мировых цен.

Развитие сыроделия и маслоделия в наибольшей степени зависит от уровня производства молока-сырья. Более 56,5% молока, заготовленного предприятиями, направляется на выработку сыров; 26,5% - сливочное масло (таблица 4).

Таблица 4 - Наличие и использование мощностей по переработке молока в Алтайском крае, %_

Вид молочной продукции 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Цельномолочная 18,7 17,7 16,7 16 16

продукция

Масло сливочное 22 21,6 27,8 26,5 26,5

Сыры 56 56,2 56,9 56,5 56,5

Сухое цельное молоко 4,3 4,3 3,5 3,2 3

В 2016 году Алтайский край сохранил лидирующее первое место в России по производству сыров и сырных продуктов, сухой молочной сыворотки, а по выпуску сливочного масла превысил уровень прошлого года на 939 тонн, что позволило региону выйти на первое место в России по выпуску данного продукта. По итогам 2016 года индекс промышленного производства молочных продуктов составил 102,2 %. Среди молочных продуктов наибольшую роль в формировании индекса производства играют цельномолочная продукция, сыры и сливочное масло. За 12 месяцев 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство молочных продуктов увеличилось на 2,2% (цельномолочная продукция на 2,9%,

сливочное масло на 5,3%, сыра на 0,4%). Объемы производства основных видов молочной продукции приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Производство основных видов молочной продукции в Алтайском крае 2012-2016 гг., тыс.тонн ____

Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. в % к 2015 г.

Цельномолочная продукция 214,4 211,8 215,5 214,6 220,9 102,9

Масло сливочное 11,2 11,9 16,4 19,1 20,1 105,3

Сыры и сырные продукты 67,2 57,0 72,3 83,1 83,4 100,4

Сухие молочные продукты 21,8 19,1 23 23,3 22,8 97,9

Мороженое и замороженные десерты 13,2 14,0 13,1 13,0 12,4 95,4

Детская молочная продукция (тонн) 1198 1436 1919 2142 2468 115,2

Таким образом, можно сделать выводы о том, что в 2016 г. производство цельномолочной продукции остается выше на 2,9%, масло сливочное - на 5,3%, сыров и сырных продуктов - на 0,4%, детская молочной продукция - на 15,2 %. Производство сливочного масла в Алтайском крае за период 2012-2016 гг. выросло на 79,5% с 11,2 тыс. т до 20,1 тыс. т. Компании Алтайского края производят свыше 6% совокупного объема произведенного сливочного масла в России. За 2016 г. Алтайский край занимает первое место в стране по выпуску сливочного масла. Увеличение объемов производства сливочного масла связано с увеличением производства спрэдов и ростом спроса на них. Доля алтайских производителей в общероссийском объеме производства сыра и сырных продуктов составила 14,6%; 19% - сухой сыворотки; 6,4% - сливочного масла.

Рост производства некоторых видов молочной продукции вызвано использованием при их выработке различных наполнителей растительного происхождения и лучшего использования вторичного сырья.

Рынок сыров - один из самых перспективных и привлекательных на продовольственной площадке страны. Их производством в крае занимается около 50 предприятий, использующих на эти цели более 50% молока, поступающего на переработку. Производство сыров и сырных продуктов в Алтайском крае представлено на рисунке 5.

90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

8310083400

69670

54479

66600б789®7211/4

35100

990

2002 2003 2004

Рисунок 5 - Производство сыров и сырных продуктов в Алтайском крае за период 1990, 2001 - 2016 г., т.

На протяжении 10 лет Алтайский край стабильно занимает первое место в стране по выпуску сыров. Производством сыров и сырных продуктов в крае занято 39 предприятий. В 2016 году объем производства сыра и сырных продуктов в Алтайском крае увеличился на 0,4 % и составил 83,4 тыс. тонн. Это позволяет региону занимать лидирующую позицию в данном сегменте продовольственного рынка страны. Алтайский край занимает первое место в России по объему производства сыров. Произошёл рост производства сыра полутвердого на 7,8%, продуктов сырных на 30,7% при сокращении выпуска сыра твердого на 22,2%. Структура производства сыров и сырных продуктов в РФ и Алтайском крае различается значительно. Более 56,5 % молока, заготовленного предприятиями, направляется на выработку сыров. В крае производят твердые, мягкие, плавленые, рассольные, копченые и другие виды сыров. Почти половина объема произведенных сыров в Алтайском крае составляют твердые и полутвердые сыры.

На существующей технологической базе молочных предприятий Алтайского края перерабатывается около 97 % молочной сыворотки. Это вторичное молочное сырье используется как ресурс для увеличения объемов и расширения ассортимента производимой продукции, а также улучшения экологических показателей. В 2016 году произведено 19 718,1 тонн сухой сыворотки. По сравнению с 2012 годом объем производства сухой сыворотки вырос на 29,8%. По производству сухой сыворотки Алтайский край, как и по другим позициям, держит первое место в РФ и СФО.

По оценкам специалистов, российский рынок молока и кисломолочной продукции сформирован примерно на 90%. Лидеры - компании российского молочного рынка «Вимм-Билль-Данн», «Данон», «Эрманн», «Юнимилк», «Campiña» занимают около 50% рынка. У новых производителей имеется шанс найти свою нишу при наличии профессиональных кадров, солидных рекламных бюджетов и качественной сырьевой базы.

ОАО «Барнаульский молочный завод» вывел на рынок новинку - сыр под торговой маркой Romber premium. Выпускают ее в кубической форме весом 3,5 килограмма на Карагужинском маслосырзаводе. Как и в большинстве сыров премиальной серии, алтайский Romber производят в покрытии на основе латекса. Такая сырная оболочка широко распространена в странах с развитым сыроделием - Франции, Германии, Швейцарии. «Romber - типичный представитель твердых сыров с высокой температурой второго нагревания. У него приятный пряный насыщенный вкус, похожий на вкус сыра «Советский». Для производства сыра отбирают сырье только определенных поставщиков: молоко высокого качества по органолептическим свойствам, кислотности, степени чистоты и бактериальной обсемененности.

Уровень самообеспечения Алтайского края по молоку и молокопродуктам в 2016 г. составил 138%. Регион обладает высокоразвитой перерабатывающей промышленностью. В качестве основных проблем молочной отрасли выявлена непрозрачность мер государственной поддержки, высокий уровень колебания закупочной цены на сырое молоко, а также низкий кадровый потенциал. Значителен вклад Алтайского края в решение проблемы продовольственной безопасности страны. За пределы региона ежегодно вывозится около 70% сыров, более 30% молокопродуктов, 40% животного масла, 45% сухого молока. Поставляемые на инорегиональные рынки качественные и недорогие по сравнению с импортными аналогами продукты питания опосредованно являются социальной помощью населению других субъектов Российской Федерации. Таким образом, развитие молочного скотоводства в Алтайском крае имеет важное значение для обеспечения продуктами питания отечественного производства населения не только региона, но и Сибирского федерального округа и России в целом.

В настоящее время молочная отрасль Алтайского края представлена предприятием по производству молочных продуктов. Среднегодовая мощность молокоперерабатывающих предприятий в 2016 г. составила 2045,4 тысячи тонн и использовалась на 44,2%. В Алтайском крае рентабельность производства молока по предварительным итогам 2016 года сложилась в пределах 25 - 27%.

В настоящее время основными потребителями сырого молока являются компании, занимающиеся переработкой молока и производством молочной продукции, находящиеся в Алтайском крае. При этом производимого в регионе молока не хватает перерабатывающим предприятиям для выполнения планов производства, что приводит к закупкам сырого молока в других регионах России. Сырое молоко импортируется из соседних регионов: Омской, Новосибирской и Кемеровской областей. В 2014 году импорт сырого молока составил 50 тыс.тонн. В связи с сокращением молочного стада в регионе объем импорта сырого молока увеличивается.

Наиболее крупными производителями цельномолочной продукции являются три предприятия, на долю которых в 2016 году приходилось 83,5% выпуска по краю (АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Холод», г. Заринск, ООО «Алтайская буренка», Зональный район). По итогам 2016 г. ООО

«Холод» и ООО «Алтайская буренка» увеличили выпуск продукции относительно 2005 г. соответственно на 10,3% и 4,8%.

Крупными производителями цельномолочной продукции являются также ЗАО «Славгородский молочный комбинат», ООО «Алтайский молочник», Бийский район, ОАО «Тюменцевский маслосырзавод», ЗАО Поспелихинский молочный комбинат», суммарно на их долю приходилось 11,3% объема выпуска по краю. При этом, увеличение выпуска цельномолочной продукции за 2016 г. по сравнению с 2015 г. наблюдалось в ЗАО «Славгородский молочный комбинат» (на 10,1%), ООО «Алтайский молочник» (в 1,8 раза), ОАО «Тюменцевский маслосырзавод» (на 25,4%).

Среди потенциальных и перспективных потребителей можно отметить группу компаний «Данон», которая имеет пять заводов в Сибирском ФО, а также заводы ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» в Омской области. Две эти компании являются крупнейшими на российском рынке, при этом они наращивают объемы производства на территории Сибирского ФО и планируют сохранять положительную тенденцию. Для сотрудничества с такими крупными компаниями необходимы большие объемы производства сырого молока высокого качества, чтобы иметь возможность конкурировать с производителями молока из регионов, где находятся заводы компаний.

Крупные перерабатывающие предприятия Кемеровской, Новосибирской, Омской областей, а также Республики Хакасии и Республики Алтай, могут стать потенциальными потребителями сырого молока, производимого на территории Алтайского края, так как находятся по соседству, что снижает барьеры к сотрудничеству, связанные с перевозкой товаров, до допустимых уровней. Среди наиболее крупных предприятий данных субъектов можно выделить такие предприятия как ОАО «Инмарко» (Омская область), ЗАО «Любинский молочноконсервный комбинат» (Омская область), ОАО «Кузбасконсервмолоко» (Кемеровская область), ОАО «Юргинский гормолзавод» (Кемеровская область), ООО «Маслосыродел» (Новосибирская область), ОАО «Славгородский молочный комбинат» (Республика Алтай), ОАО «Благовещенский комбинат молочных продуктов Республика Алтай), ОАО «Саянмолоко» (Республика Хакасия).

Подавляющая часть потребителей готовой молочной продукции, производимой на территории Алтайского края, находится за его пределами. Большая часть из них приходится на традиционные рынки сбыта продукции -регионы Сибири и Дальнего Востока, часть - на Центральный и Уральский ФО России (например, ГК «Киприно» реализует свою продукцию в Центральном ФО через торговую сеть Ашан, а в Уральском ФО - через российского ритейлера Х5 RetailGroup), часть - на рынки стран ЕС (сыр «Ламбер», производимый на Рубцовском заводе, экспортируется в страны Европы) и США (экспортируется мороженое, производимое компанией «Русский холод»).

Если рассматривать традиционные рынки сбыта для предприятий Алтайского края (Сибирский ФО, Дальневосточный ФО), то наиболее перспективными рынками сбыта по объему потребления готовой молочной продукции являются следующие регионы: Новосибирская область (доля

потребления готовой молочной продукции в общем объеме потребления по России составляет 2,17%), Красноярский край (1,98%), Омская область (1,76%) и Кемеровская область (1,73%). Важно отметить, что данные регионы являются перспективными рынками сбыта для всех видов производимой на территории Алтайского края молочной продукции, так как географическая близость данных регионов к Алтайскому краю позволяет импортировать молочную продукцию на эти территории за допустимые сроки.

Если рассматривать более отдаленные от Алтайского края регионы России, то важно отметить, что подавляющую часть экспорта будет составлять молочная продукция с длительным сроком годности, а именно сливочное масло, сыры, мороженое и сухое молоко, что связано со сроками транспортировки продукции.

Согласно полученным результатам наиболее перспективными рынками для продажи сыров, сливочного масла и мороженого являются Центральный ФО, Уральский ФО, а также Северо-Кавказский ФО.

Так как основную долю молочной продукции Алтайского региона составляют сыры, сливочное масло, мороженое и сухое молоко, то перспективными зарубежными рынками для предприятий Алтайского края являются Саудовская Аравия, Нидерланды, Китай (включая Гонконг), Франция, Германия, Великобритания, Италия, Мексика, Индонезия, Малайзия, Алжир и Нигерия. По стоимостному объему импорта сыров, сливочного масла и сухого молока данные страны являются мировыми лидерами.

В связи с тем, что Казахстан и Китай территориально находятся близко к Алтайскому краю, транспортные издержки на экспорт продукции в эти регионы ниже, чем в большинство регионов России и в другие зарубежные страны. В связи с этим необходим более детальный анализ потенциала рынков данных стран с точки зрения возможности экспорта молочной продукции. Рассмотрим потенциал данных рынков относительно возможности экспорта сыров, сливочного масла и сухого молока.

Небольшой объем внутреннего потребления цельномолочной продукции ориентирует молочную промышленность края на производство молочных продуктов с длительным сроком хранения, на выпуск которых направляется 78% закупаемого сырья. В соответствии с этим по производству цельномолочной продукции Алтайский край имеет темпы производства, аналогичные российским, а уровень выпуска сыров и сливочного масла, по которым сложилась историческая специализация молочной промышленности региона, опережает динамику по стране.

Основной экспорт молочной продукции из Алтайского края приходится на другие регионы России, такие как: Томская область (экспортируются сыр, сметана, молоко и сливки), Сахалинская область (сыр и сливочное масло), Республика Бурятия (сыр и сливочное масло), Приморский край (сыр и сливочное масло), Новосибирская область (все виды молочной продукции), г. Москва (сыр и сливочное масло), Иркутская область (масло сливочное, молоко и сливки в твердых формах), Амурская область (сыр, масло сливочное, молоко и сливки в твердых формах).

Крупными производителями плавленых сыров являются индивидуальный предприниматель В.П. Емелин (торговая марка «Плавыч») и ООО «Любава». Завод плавленых сыров «Плавыч» расширяет ассортимент производимой продукции, выпустив сырный крем Fetachini «Сливочный» и «С зеленью», а также сырный крем сливочный Mascarpone. Кроме этого, разработан и выпущен продукт для детей - нежный сырный крем «Том и Джери» с ароматами клубники и черники. ООО «Рикон» производит сыр для жарки «Сыр-Гриль» под торговой маркой «Зимаречье».

Увеличению объёмов импортозамещающей продукции в крае способствует постоянная работа по расширению ассортиментного перечня продуктов питания, производимых алтайскими товаропроизводителями. ООО «Алтайская Буренка» выпустило новинки в линейке натуральных питьевых йогуртов «Славянский» в удобной ПЭТ-упаковке объемом 400 граммов, ассортимент которых насчитывает 8 вкусовых решений: «Персик», «Черника», «Земляника», «Злаки», «Облепиха», «Лайм-мята», «Банан», «Ананас-апельсин». Начато производство функционального продукта - десертного сливочного масла с наполнителями: облепиха, земляника, мед. ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» организовал производство нового фруктового йогурта «Классический» премиум-класса. ОАО «Модест» разработан эксклюзивный продукт для питания детей - «Морс», основу которого составляет творожная сыворотка, наполнителем служит натуральные соки фруктов и ягод.

Для дальнейшего развития рынка молока и молочной продукции Алтайского края необходимо:

> увеличить производство и товарность молока-сырья, повысить качество и ликвидировать сезонность его производства;

> развитие сельскохозяйственной кооперации с целью обеспечения предприятий сырьевыми ресурсами;

> обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, получаемых при производстве молочных продуктов;

> расширить ассортимент выпускаемой продукции с повышенной пищевой и биологической ценностью за счет применения новых видов упаковочных материалов;

> обеспечить концентрацию производства за счет создания нескольких молокоперерабатывающих заводов мощностью по переработке молока не менее 1,0 тыс. тонн в сутки;

> увеличить долю выпуска молочных продуктов для детского, диетического (лечебного и профилактического) питания, обогащенных витаминами и минеральными веществами, до 45% общего объема производства цельномолочной продукции;

> расширение рынков сбыта готовой продукции, в том числе за счет освоения рынков других стран с использованием возможностей государственных институтов поддержки развития экспорта - Российского экспортного центра и Алтайского краевого центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;

> создать молочные кластеры, ядром которых станут молочные заводы с возможностью переработки молока не менее 1,0 тыс. тонн в сутки.

Необходимо отметить перспективные направления развития фундаментальных исследований, направленных на сохранение продовольственной безопасности страны в области производства молочных продуктов:

> разработка и стандартизация всесторонних методов оценки безопасности и качества молока и молочных продуктов;

> генетические и биохимические исследования биологических структур, применяемых в производстве ферментируемых молочных продуктов;

> развитие методов переработки вторичного белково-углеводного сырья;

> проведение медико-биологических испытаний ингредиентов в молочном производстве для обеспечения гарантий безопасности.

Одной из наиболее эффективных современных форм повышения конкурентоспособности молочной продукции является развитие сельскохозяйственных кластеров за счет проведения организационно-управленческих мероприятий по формированию единой цепочки добавленной стоимости и продвижению готовой продукции. Ключевым направлением организационной работы в сельскохозяйственных кластерах выступает создание мощных современных агрохолдингов на базе предприятий перерабатывающей промышленности - производителей продукции, конкурентоспособной на макрорегиональных рынках. В Алтайском крае имеются условия для создания молочного кластера. Учитывая, что Алтайский край занимает лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе в этой сфере (30% животного масла и до 70% жирных сыров), наиболее логичным видится формирование молочного кластера, включающего в себя производителей молока, предприятия по его переработке, оптовую и розничную торговую сеть. На основе сложившихся тенденций развития агропромышленного комплекса края и наличия крупных производителей молочной продукции основными районами позиционирования молочного кластера могут быть следующие районы (по территориальной близости к крупнейшим переработчикам молочного сырья): г. Рубцовск; Кулундинский район; Благовещенский район; Славгородский район; г. Барнаул; Алейский район; Зональный район. Необходимо отметить, что наличие в Алтайском крае известных брендов молочной продукции, таких, как: «Молочная сказка» (ЗАО «Барнаульский молочный комбинат»), «Коровкино молоко», «Бабушкина крынка» (ОАО «Лакт»), «Алтайская буренка» (Зональный район), «Белый замок» (ООО «Холод», г. Заринск) и др., сыров «Радонежский», «Витязь», «Советский», «Алтайский», «Горный», «Ламбер» и др., является серьезным конкурентным преимуществом будущего молочного кластера края.

Молочная индустрия Алтайского края не только полностью удовлетворяет спрос населения края на большинство видов молочных продуктов, но и обладает экспортным потенциалом. При этом проведение согласованной экономической политики руководством края и страны,

выработка общих мер содействия развитию конкурентной среды, как на региональном, так и на общероссийском рынке молока необходимы для его насыщения продуктами питания первой необходимости отечественного производства, для обеспечения ими населения края и страны в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Молочная отрасль регионов РФ. Алтайский край. Щетинин М.П. Молочная промышленность №5, 2015. С.4-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.