УДК 339.138:637.12/14
РЫНОК МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
О. А. Столярова, канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», Россия, е-таИ:есопоту1247@таИ.ги
В связи с негативной тенденцией сокращения поголовья коров и объемов производства молока проблема обеспечения населения молоком и молочными продуктами приобрела большую актуальность в условиях членства России в ВТО.
Целью статьи является раскрытие основных проблем и перспектив функционирования рынка молока и молочной продукции в Пензенской области.
Автором изложены основные причины, сдерживающие развитие молочно-продуктового рынка: сокращение поголовья коров в сельскохозяйственных организациях и личных подсобных хозяйствах населения, высокий уровень износа оборудования, отсутствие эффективных связей между товаропроизводителями сырья и его переработчиками.
Обосновывается идея о том, что механизм поддержки личных подсобных хозяйств населения может быть установлен исходя из средней ставки субсидирования на одну корову, учитывая при этом качество и уровень товарности молока по Поволжскому региону.
Сделан вывод о том, что для увеличения молока-сырья в региональной программе «Развитие молочного скотоводства в Пензенской области на 2014 - 2016 годы» должно больше внимания уделяться мероприятиям, предусматривающим государственную поддержку личных подсобных хозяйств населения по развитию молочного скотоводства.
Ключевые слова: молоко, рынок, молочная продукция, каналы сбыта, конкуренция, ценообразование.
Молочное скотоводство является одной из важнейших подотраслей животноводства, и его развитие имеет важное значение для обеспечения не только продовольственной независимости страны, но и социальной стабильности. Достаточно отметить, что это одна из немногих отраслей сельского хозяйства, приносящих ежедневный доход, и в ней занято более 1 млн. человек. Доля продукции молочного скотоводства в стоимости всей животноводческой продукции превышает 36 %.
Рынок молока и молочных продуктов является одним из стратегических рынков продовольствия. Его развитие тесно взаимосвязано с состоянием сельскохозяйственных организаций - производителей молока, так как сырое молоко является основным ресурсом для производства продукции молочной отрасли и составляет более половины себестоимости конечной продукции.
При вступлении России в ВТО повысились требования к качеству молока и молочной продукции, то есть продукция должна быть конкурентоспособной. Конкурентоспособность продукции можно определить как совокупность потребительских свойств сельскохозяйственной продукции, характеризующих ее отличие от товара конкурента по степени удовлетворения потребителей при сохранении средней рыночной цены [20].
На рынке молока Пензенской области предложение формируется тремя группами субъектов рынка: сельскохозяйственными организациями, хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Все они, отражая общероссийские тенденции, продолжают сокращение численности поголовья крупного рогатого скота на фоне незначительного роста молочной продуктивности.
С 2000 по 2013 гг. производство молока в хозяйствах всех категорий Пензенской области увеличилось на 7,7 % (с 435,9 тыс. т в 2000 г. до 469,6 тыс. т в 2013 г.). Это произошло, главным образом, за счет качественного совершенствования дойного стада, внедрения прогрессивных технологий содержания и кормления животных. Прирост обеспечен на фоне сокращения поголовья скота и ликвидации множества мелких и других неэффективных молочнотоварных ферм. Поголовье крупного рогатого скота сократилось в 1,7 раза, а поголовье коров - в 2,2 раза (табл. 1) [8].
Обеспечение необходимых объемов молочного производства должно осуществляться за счет роста его интенсивности в хозяйствах общественного сектора (при ориентации на возможности личных подсобных хозяйств и применение специальной системы стимулирования производства в индивидуальном секторе).
Показатели развития молочного скотоводства по всем категориям хозяйств
Пензенской области
Год Поголовье крупного рогатого скота, тыс. гол. Производство молока, тыс. т
Всего В том числе коров
2000 345,2 180,8 435,9
2005 316,7 146,8 503,8
2006 318,6 143,9 514,1
2007 323,3 144,4 537,1
2008 320,2 143,0 549,2
2009 297,9 127,5 511,2
2010 292,7 127,9 466,6
2011 287,6 128,4 483,8
2012 286,3 126,1 486,0
2013 199,8 83,4 469,6
За 2013 г. валовой надой молока в хозяйствах всех категорий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в области снизился на 3,4 % и составил 469,6 тыс. т. На промышленную переработку предприятиям молочной отрасли и организациям оптовой торговли поступило 150,6 тыс. т молока, что ниже уровня прошлого года на 0,8 процента. Основными производителями молока по-прежнему остаются хозяйства населения, на долю которых приходится 61,4 % (298,7 тыс. т) (табл. 2).
В условиях развития рыночных отношений появились новые каналы сбыта молока-сырья, ориентированные на рынки, перерабатывающие организации, систему общественного питания.
Поголовье коров на первое января 2014 г. составило 83,4 тыс. гол., или 66,1 % к уровню прошлого года. При этом
в области сохраняется рост молочной продуктивности коров. В 2013 г. от каждой коровы в сельскохозяйственных организациях получено 3734 кг молока против 3724 кг в 2012 г. Несоответствие уровня организации кормовых условий объективным потребностям отрасли привели к снижению молочной продуктивности. Расход кормов в расчете на 1 условную голову крупного рогатого скота в Пензенской области ниже зоотехнических норм. Одной из главных причин низкой продуктивности отрасли молочного скотоводства является недостаточное, несбалансированное кормление животных.
Выпуск цельномолочной продукции в пересчете на молоко в Пензенской области увеличился по сравнению с 2005 г. на 68,3 %, масла сливочного, сыров и сырных продуктов снизился соответственно на 41,2 %, или в 2,1 раза (табл. 3).
Таблица 2
Каналы сбыта молока и молочных продуктов в Пензенской области, тыс. т
Год Реализовано
Всего В том числе
предприятиям и потреби- перерабатывающим предприятиям и по про-
организациям, тельской организациям оптовой торговли, не чим
осуществляющим коопера- наделенным функциями заготовителя, кана-
закупки для госу- ции на рынке через собственные предпри- лам
дарственных нужд ятия торговли и общественного питания, в порядке оплаты труда
2000 139,8 23,0 - 108,2 8,6
2005 133,3 - - 130,8 2,5
2006 151,7 - - 149,0 2,7
2007 164,2 - - 161,2 2,9
2008 171,3 - - 166,8 4,5
2009 160,5 0,2 - 159,5 0,8
2010 147,4 - - 146,4 1.0
2011 154,3 - - 153,2 1,1
2012 151,8 - - 150,6 1,2
2013 150,6 - - 149,8 0,8
Нива Поволжья № 1 (34) февраль 2015 119
Производство отдельных видов молочной продукции в Пензенской области
Показатель 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. т 49,2 64,3 64,1 75,5 82,8
Масло сливочное, тыс. т 5,1 2,5 2,6 2,7 3,0
Сыры и продукты сырные, тыс. т 3,2 1,3 1,0 1,4 1,5
По прогнозу к 2022 г. по объемам производства сливочного масла сохранится пятикратное различие в ЕС и РФ (2352 тыс. т в ЕС и 434 тыс. т в РФ). Удовлетворяя потребности в масле за счет собственного производства, ЕС около 7 % выделяет для экспорта. Россия формирует фонд потребления масла на 23 % за счет импорта. Поэтому сальдо внешней торговли в ЕС составит плюс 120 тыс. т, в России - минус 122 тыс. т [13].
Причинами снижения производства масла сливочного, сыров и сырных продуктов является не только дефицит молока-сырья, но и недостаточное техническое оснащение перерабатывающих предприятий. Новые технологии комплексной переработки, позволяющие полнее использовать молоко-сырье, на многих предприятиях области не могут быть реализованы. Как следствие этого, выработка молочной продукции из 1 т сырья на 20 % меньше, чем в развитых странах. Производственные мощности предприятий молочной промышленности Пензенской области загружены на 55 %.
Объем производства цельномолочной продукции в России и, следовательно, потребления демонстрирует высокую потребительскую активность. В условиях высокого спроса на цельномолочную продукцию ценовая конъюнктура на сырое молоко складывается в пользу сельхозпроизводителей. Рост цены одновременно с ростом потребления повышает экономику молочного животноводства, делает возвратными привлеченные в молочное животноводство кредиты [3].
В условиях высокой конкуренции для сохранения своих позиций на рынке производители стараются постоянно оптимизировать ассортиментный перечень, предлагая покупателям новые продукты, пользующиеся повышенным спросом, совершенствовать упаковку, использовать современные технологии производства, создавать и развивать собственные торговые марки, расширять географию сбыта и продвижение товара в крупные торговые розничные сети.
Поставка молочных продуктов местных товаропроизводителей в крупные торговые сети составляет от 10 до 90 % от общего
объема реализации. Мониторинг присутствия молочных продуктов местных товаропроизводителей на прилавках торговых сетей, расположенных на территории города Пензы и области, показал, что в 2013 г. наблюдалась тенденция по увеличению удельного веса молочной продукции от 3 до 12 %.
Лидерами на региональном рынке из международных и отечественных компаний по-прежнему остаются «Вимм-Билль-Данн», «Danone», «Воронежский МК», холдинг «Юнимилк», из местных производителей -ОАО «Молочный комбинат «Пензенский», ООО «Мечта» г. Сердобска и др. Именно на продукты этих компаний делают ставки крупные торговые сети, находящиеся на территории города Пензы и Пензенской области.
Известно, что основой экономического механизма взаимоотношений партнеров по производству молока и молочной продукции является ценообразование. При этом ценовые эквиваленты складываются крайне неблагоприятно для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Цены сельхозпроизводителей на молоко остаются относительно низкими, розничные же превышают их в 4-5 раз и постоянно растут. В целом по России в 2013 г. средняя закупочная цена на молоко составляла 15,64 руб., в Пензенской области - 15,29 руб.
Рынок молочной продукции в 2013 г. характеризовался увеличением спроса на цельномолочную продукцию и ростом потребительских цен. Так, в 2013 г. в Пензенской области произошел рост потребительских цен на масло сливочное на 3,5 % (на 8,45 руб. за кг), на сыры сычужные твердые и мягкие на 1,4 %% (на 5,52 руб. за кг), на молоко цельное разливное на 2,1 % (на 63 коп. за кг).
В России существует продовольственная инфляция, чему способствуют многие причины. Одна из них - монополизм торговых организаций. [12]
По-прежнему проблемой молочного рынка остаются взаимоотношения производителей продукции с крупными торговыми розничными сетями, которые всевозможными способами завышают свою долю в совокупном доходе от продажи молочной
Баланс ресурсов и использование молока и молочных продуктов в Пензенской области, тыс. т
Показатель 2011г. 2012 г. 2013 г. 2016 г. (прогноз)
Наличие ресурсов
Запас на начало года 16,1 18,7 15,4 39,1
Производство 483,8 486,0 350,2 618,5
Ввоз, включая импорт 24,1 29,7 61,3 38,5
Итого ресурсов 524,0 534,4 426,9 696,1
Направлено на производство 59,5 59,1 45,5 109,5
Потери 0,3 0,3 0,2 0,1
Вывоз, включая экспорт 51,9 63,8 54,5 118,6
Личное потребление 393,6 395,8 229,0 433,6
Запас на конец года 18,7 15,4 14,2 34,3
продукции. Иногда перерабатывающие предприятия, закупающие молоко у товаропроизводителей, не отдают им денежные средства. В принятом Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» четко прописаны сроки оплаты за все виды продукции.
В настоящее время для стабилизации ситуации на внутреннем рынке молока и молочной продукции в России предпринимается комплекс мер, направленных на ограничение ввоза молочной продукции, стимулирование спроса на отечественное молоко, повышение эффективности его производства. Стимулирование и поддержка отечественных сельхозтоваропроизводителей, создание на территории страны новых предприятий, в том числе с участием иностранного капитала, для организации (или увеличения) производства продукции, которая прежде завозилась из-за рубежа, будут способствовать рационализации импорта [12].
В ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы критерий состояния продовольственной безопасности по молоку и молокопродуктам должен составить 90,2 % [6].
По расчетам специалистов [1, 16] и нашим расчетам, самообеспечение молоком и молочными продуктами в Пензенской области находится пока еще на низком уровне (табл. 4).
Из анализа данных таблицы 4 видно, что Пензенская область не обеспечивает внутреннее потребление молока за счет собственного производства. Доля ввоза в общих ресурсах рынка в 2013 г. составила 17,5 %. По прогнозам, не только производ-
ство молока, но и его вывоз (включая экспорт) должны вырасти к 2016 г. в 2 раза по сравнению с уровнем 2013 г.
Региональная программа «Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2014-2020 гг.» направлена на увеличение производства животноводческой продукции. В Пензенской области ведется строительство современных животноводческих комплексов. В 2014 г. в области продолжается реализация крупных инвестиционных проектов инновационного характера.
В настоящее время на территории Пензенской области реализовано 6 инвестиционных проектов по строительству молочных комплексов, рассчитанных на содержание 8800 голов дойного стада. Наиболее крупными из них являются ООО «РАО Наровчатское» (входит в группу компаний «Русмолко»), где в 2010 г. введен молочно-товарный комплекс на 3600 голов дойного стада голштино-фризской породы. Надой на 1 корову превышает 9 т молока в год. ЗАО «Константиново» имеет молочный комплекс на 1600 голов дойного стада, надой на 1 корову в год составляет 6,3 т молока; это предприятие имеет статус племенного хозяйства. Предполагается строительство молочного комплекса «На-ровчат-2» в Наровчатском районе, который по своим параметрам будет отличаться от всех имеющихся в стране молочных ферм. На комплексе будет построен низкопрофильный коровник с кроссвентиляцией для беспривязного содержания. Технологическое решение, разработанное специалистами компании совместно с ведущими мировыми экспертами, предусматривает строительство коровника на 4400 стойло-мест и привязанного к нему индустриального доильного зала «Карусель». Кроме того, на комплексе будут построены мощности для хранения кормов. Объем инве-
Нива Поволжья № 1 (34) февраль 2015 121
стиций составит 2,7 млрд. руб., и ежегодно планируется производить около 40 тыс. т молока.
Ключевым механизмом сохранения устойчивых положительных трендов в развитии животноводства является государственная поддержка, размер которой за последние годы значительно увеличился [19].
Распоряжением Правительства РФ от 24 августа 2013 г. № 1487-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с поддержкой экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ в области животноводства, в сумме 8 млрд. руб., в том числе на поддержку программ по развитию молочного скотоводства - в размере 1,13 млрд. руб. [6]. В областном бюджете заложено на поддержку племенного животноводства в текущем году 6287 тыс. руб. Планируется, что за счет введения нового вида поддержки - субсидирования 30 % расходов на приобретение нового вида оборудования молочного скотоводства -достаточно большое количество предприятий смогут провести у себя модернизацию оборудования.
Для повышения эффективности производства молока в Пензенской области принята и реализуется экономически значимая региональная программа «Развитие молочного скотоводства в Пензенской области на 2014 - 2016 годы». Программой предусмотрено увеличение производства молока за счет роста численности дойного стада и повышения его продуктивности до 4000 кг к 2016 году.
По нашему мнению, в этой программе должно больше внимания уделяться мероприятиям, предусматривающим государственную поддержку личным подсобным хозяйствам населения по развитию молочного скотоводства. Из приказа Министерства сельского хозяйства России от 12 марта 2013 года № 131 следует, что индикатором региональных программ по развитию молочного скотоводства является увеличение производства молока только в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Поэтому для сохранения поголовья, повышения продуктивности коров считаем целесообразным выплачивать субсидии личным подсобным хозяйствам населения. Механизм поддержки ЛПХ может быть установлен исхо-
дя из средней ставки субсидирования на одну корову, учитывая при этом качество и уровень товарности молока по Поволжскому региону. Так, в в Пензенской области в 2013 г. размер субсидий из федерального бюджета в расчете на 1 л реализованного молока хозяйствами всех категорий был равен 0,66 руб. (за молоко высшего сорта -0,80 руб. и первого сорта - 0,53 руб.). При среднегодовом надое молока на 1 корову в хозяйствах населения в 2013 г. 4065 кг субсидии на 1 корову при данной методике составят 2683 руб. в год.
В настоящее время основным источником средств для развития хозяйств населения являются сами ЛПХ, возможности которых ограничены. Коммерческие банки неохотно работают с владельцами ЛПХ из-за незначительных (с точки зрения финансовых структур) объемов запрашиваемых средств и необходимости заполнения большого количества различной документации. Альтернативным источником финансирования может рассматриваться сельскохозяйственная кредитная кооперация [9].
Немаловажной является проблема сбыта продукции. Производители сельскохозяйственной продукции сегодня как никогда нуждаются в налаживании новых альтернативных каналов сбыта своей продукции, обеспечивающих сокращение посреднических звеньев и свободный доступ производителей сельскохозяйственной продукции к конечным потребителям, что увеличит рентабельность производства [15].
Все вышеперечисленные мероприятия, проводимые Правительством России и Министерством сельского хозяйства Пензенской области, должны способствовать обеспечению стабильного развития приоритетных направлений АПК, промышленную безопасность страны и нашего региона в частности, а также укреплению позиций местного товаропроизводителя на рынке Пензенской области. На наш взгляд, необходимо совершенствование законодательной базы использования бюджетных средств для государственных закупок прежде всего у отечественных товаропроизводителей по гарантированным ценам; разработка рекомендаций по регулированию импорта и экспорта продовольствия для развития нормальной ценовой конкуренции на отечественном рынке молока и молочной продукции посредством таможенно-тарифной политики (введением пошлин на импорт продовольствия и т. д.).
Литература
1. Барышников, Н. Г. Прогнозные сценарии развития сельского хозяйства региона / Н. Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин // Экономист. - 2013. -№ 12. - С. 9-15.
2. Будаева, Д. Ц. Организационно-экономические факторы развития молочного животноводства в регионе / Д. Ц. Будаева // Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова. - 2013. - № 2 (31). - С. 91-95.
3. Бушуева, И. Г. Российский рынок молока и молочной продукции / И. Г. Бушуева // Молочная промышленность. - 2013. - № 12. - С. 4-6.
4. Бычков, М. Ф. Оценка формирования и механизмы функционирования молочного подкомплекса / М. Ф. Бычков // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. - 2012. -№ 3. - С. 67-70.
5. Васильченко, М. Я. Трансформация механизма государственной поддержки аграрного сектора в соответствии с требованиями ВТО / М. Я. Васильченко // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. - 2012. - № 6. - С. 66-70.
6. Грудкин, А. А. Направления совершенствования механизмов государственной поддержки молочного скотоводства / А. А. Грудкин, С. Н. Бабенкова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 4. - С. 33-37.
7. Грудкин, А. А. Обеспечить синергический эффект государственной поддержки / А. А. Грудкин, С. Н. Бабенкова // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 12. - С. 15-20.
8. Животноводство Пензенской области: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Пензенской области. - Пенза, 2014. - 119 с.
9. Жичкин, К. А. Сельскохозяйственная кредитная кооперация как фактор развития личных подсобных хозяйств / К. А. Жичкин, Ф. М. Гусейнов, А. В. Есипов // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 2. - С. 28-32.
10. Лабинов, В. В Состояние молочного рынка России: проблемы и способы их нивелирования / В. В. Лабинов // Молочная промышленность. - 2013. - № 4. - С. 5.
11. Лабинов, В. В Молочное животноводство: первый шаг на пути интенсификации отрасли / В. В. Лабинов // Молочная промышленность. - 2013. - № 2. - С. 4-6.
12. Липницкий, Т. Импортозамещение как фактор обеспечения экономического развития аг-ропроизводства / Т. Липницкий // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 3. - С. 63-67.
13. Крылатых, Э. Н. Прогнозные оценки аграрных рынков ЕС и России на период до 2022 года / Э. Н. Крылатых, О. М. Чащарина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 7. - С. 29-36.
14. Проняева, Л. Воспроизводство основного капитала в сельхозорганизациях / Л. Проняева // АПК: экономика, управление. - 2014. -№ 5 - С. 38-46.
15. Рожкова, Д. В. К вопросу о проблемах функционирования молочной промышленности Алтайского края / Д. В. Рожкова // Вестник Алтайского государственного агарного университета. -2014. - № 5 (115). - С. 170-174.
16. Самыгин, Д. Ю. Диагностика развития сельского хозяйства региона: состояние, тенденции, прогноз: монография / Д. Ю. Самыгин, Н. Г. Барышников. - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2014. - 140 с.
17. Столярова, О. А. Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности сельского хозяйства Пензенской области / О. А. Столярова // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 13 (292). - С. 54-62.
18. Столярова, О. А. Основные направления интенсификации и эффективность молочного скотоводства / О. А. Столярова // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 5 (332). - С. 56-63.
19. Судницын, Д. А. Теоретические аспекты механизма государственной поддержки производства молока сельхозтоваропроизводителями / Д. А. Судницын // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2014. - № 6 (116). - С. 160-165.
20. Субаева, А. К. Теоретические подходы к понятию конкурентоспособности АПК /
A. К. Субаева // Вестник Казанского ГАУ. - 2013. - № 4 (30). - С. 33-37.
21. Ушачев, И. Основные направления социально-экономических исследований в аграрном секторе России / И. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 4 - С. 10-14.
22. Шпаков, А. С. Основные факторы продуктивности кормовых культур / А. С. Шпаков,
B. Т. Воловик // Кормопроизводство. - 2012. - № 6. - С. 23.
Нива Поволжья № 1 (34) февраль 2015 123
UDK 339.138:637.12/14
MARKET OF DAIRY PRODUCTS: PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF ITS DEVELOPMENT
O.A. Stolyarova, candidate of economic sciences, assistant professor FSBEE HPT «Penza SAA», Россия, е-таП:есопоту1247@таН.ги
The article touches upon the problem of population supply with dairy products. Because of the negative tendency of the number of cows and milk production, the problem of providing the population with milk and dairy products have gained greater importance in the conditions of Russia's membership in WTO. The article is aimed at revealing major problems and prospects for the functioning of the market of milk and dairy products in Penza region.
The author gives the main reasons for hindering the development of dairy-product market: the reduction in the number of cows in agricultural enterprises and private farms of the population, the high level of depreciation of the equipment, the lack of effective linkages between producers of raw materials and processors.
There is a substantiated idea that mechanism of private farms support can be determined on the account of middle rate of subsidizing per one cow taking into consideration quality and level of marketability of milk in Volga region.
The conclusion was made that for increasing raw milk according to regional program "Development of dairy cattle breeding in Penza region for the period of 2014 - 2016" it is necessary to pay more attention to the measures the measures for the state support of private farms of the population on the development of dairy cattle breeding.
Key words: milk, market, dairy products, marketing channels, competition, price formation.
References:
1. Baryshnikov, N. G. Forecast scenarios for the development of agriculture in the region / H. G. Baryshnikov, D. Yu. Samygin // The Economist. - 2013. No. 12. - P. 9-15.
2. Budayeva, D. Ts. Organizational-economic factors in the development of dairy farming in the region / D.Ts. Budayeva // Vestnik of Buryatsk state agricultural academy in the name of V.R. Philip-pov. - 2013. - № 2 (31). - P. 91-95.
3. Bushuyeva, I.G. the Russian market of milk and dairy products / I. G. Bushuyeva // Molochnaya promyshlennost. - 2013. No. 12. - P. 4-6.
4. Bychkov, M. F. Assessment of formation and functioning of the dairy industry / M. F. Bychkov // Vestnik of Saratov state agrarian university in the name of N. I. Vavilov. - 2012. No. 3. - P. 67-70.
5. Vasil'chenko, M. Ya. The transformation of the mechanism of state support of the agricultural sector in accordance with the requirements of WTO / M Ya. Vasilchenko // Vestnik of Saratov state agrarian university in the name of N. I. Vavilov. - 2012. No. 6. - P. 66-70.
6. Grudkin, A. A. Directions of improvement of mechanisms of state support for dairy cattle-raising / A. A. Grudkin, S. N. Babenkova // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2014. No. 4. - P. 33-37.
7. Grudkin, A. A. Ensure synergistic effect of government support / A. A. Rudkin, S. N. Babenkova // Economics of agriculture of Russia. - 2013. No. 12. - P. 15-20.
8. Animal husbandry of Penza region: statistical collection / Territorial body of Federal State statistics service of Penza region. - Penza, 2014. - 119 p.
9. Zichkin, K. A. Agricultural credit cooperation as a factor of development of private farms / K. A. Zichkin F. M. Guseinov, A. V. Yesipov // Izvestiya of Samara state agricultural academy. - 2013. -No. 2. - P. 28-32.
10. Labinov, V.V. The state of the dairy market in Russia: problems and ways of their leveling / V.V. Labinov // Dairy industry. - 2013. No. 4. - 5 p.
11. Labinov, V.V. Dairy-farming: the first step in the intensification of the industry / V.V. Labinov // Dairy industry. - 2013. No. 2. - P. 4-6.
12. Lipnitsky, T. Import substitution as a factor of economic development of agricultural production / T. Lipnitsky // AIC: Economics, management. - 2014. No. 3. - P. 63-67.
13. Krylatykh, E.N. Projections of agricultural markets in the EU and Russia for the period until 2022 / E. N. Krylatykh, O. M. Chasharina // Economics of agricultural and processing enterprises. -2014. No. 7. - P. 29-36.
14. Pronyayeva, L. Renovation of fixed capital in farm enterprises / L. Pronyayeva // AIC: Economics, management. - 2014. No. 5. - P. 38-46.
15. Rozhkova, D. V. To the question about the problems of the functioning of the dairy industry of Altai region / A. V. Rozhkova // Vestnik of Altai state agrarian university. - 2014. - № 5 (115). - P. 170-174.
16. Samygin, D. Yu. Diagnostics of the development of agriculture in the region: status, trends, and forecast: monograph / A. Yu. Samygin, N. G. Baryshnikov. - M.: SIC INFRA - M, 2014. - 140 p.
17. Stolyarova, O. A. Measures of state support of investment activity of agriculture of Penza region / O. A. Stolyarova // Regional Economics: theory and practice. - 2013. - № 13 (292). - P. 54-62.
18. Stolyarova, O. A. Main trends of intensification and efficiency of dairy-farming / O. A. Stolyarova // Regional Economics: theory and practice. - 2014. - № 5 (332). - P. 56-63.
19. Sudnizin, D. A. Theoretical aspects of the mechanism of state support of milk production by farm producers / A. A. Sudnizin // Vestnik of Altai state agrarian university. - 2014. - № 6 (116). - P. 160-165.
20. Subayeva, A. K. Theoretical approaches to the meaning of competitiveness in APK / A. K. Subayeva // Vestnik of Kazan SAU. - 2013. - № 4 (30). - P. 33-37.
21. Usachev, I. The main directions of socio-economic research in the agricultural sector of Russia / I. Usachev // AIC: Economics, management. - 2014. No. 4 - P. 10-14.
22. Shpakov, A. S. The main factors of productivity of fodder crops / A. S. Shpakov, V. T. Volovik // Kormoproizvodstvo. - 2012. No. 6. - 23 p.
УДК 633.8:631.5(470.40)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА МАСЛИЧНЫХ КУЛЬТУР В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Г. В. Терзова, канд. экон. наук, доцент; О. Н. Суханова, доцент
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», Россия, т. 8(841-2) 62-81-41, e-mail: economy1247@mail.ru
Рассмотрен вопрос о самообеспечении отдельными видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, что является крайне актуальным. Это возможно как с ростом углубленной специализации регионов, так и использованием благоприятных природных и экономических условий. Авторами проанализировано производство масличных культур в стране и регионе, на основе анализа временного ряда дан прогноз урожайности маслосемян подсолнечника и рыжика. Учитывая, что подсолнечник является основной масличной культурой в стране, ставится вопрос о проблемах, связанных с выращиванием монокультуры. Предлагается внедрение в севооборот других масличных культур, в частности рыжика. Незаслуженно забытая масличная культура оказалась в центре внимания международного сообщества, так как масло рыжика может использоваться не только для производства биотоплива, но и в качестве сырья для фармацевтической промышленности, косметологии и других целей. Авторы отмечают, что Россия заинтересована не просто в том, чтобы поставлять сырье в виде масла рыжика на переработку, но и в собственном производстве биотоплива.
Ключевые слова: масличные культуры, посевные площади, урожайность, монокультура, развитие производства.
С развитием рыночных отношений в аграрной сфере экономики изменяется размещение сельскохозяйственного производства. Это происходит как под воздействием углубления специализации регионов, так и под влиянием природных и экономических условий, которые наиболее благоприятны для производства тех или иных видов сельскохозяйственной продукции. Такое изменение также связано с использованием резервов для самообеспечения отдельными видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Проблема стабильного и эффективного производства достаточного количества сельскохозяйственной продукции приобретает все большую актуальность. При этом первоочередная роль отводится выращиванию зерновых и масличных культур, которые
являются основными в растениеводческом аграрном производстве.
Производство семян масличных культур сконцентрировано в ограниченном количестве регионов страны. Разнообразие природно-экономических условий позволяет возделывать широкий набор масличных культур - подсолнечник, сою, рапс, горчицу, лен-кудряш, клещевину и др. При этом рациональное размещение, углубление специализации производства отдельных видов маслосемян является важным фактором повышения эффективности возделывания масличных культур и увеличения объемов производства масложировой продукции.
В 2001-2013 гг. в стране происходил динамичный рост производства семян почти всех видов масличных культур. Их об-
Нива Поволжья № 1 (34) февраль 2015 125