ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Экономическая политика
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО ПОДКОМПЛЕКСА РОССИИ Ольга Анатольевна СТОЛЯРОВА3', Юлия Владимировна СТОЛЯРОВА"
а кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории и экономики АПК, Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, Пенза, Российская Федерация [email protected]
ь аспирантка кафедры организации и информатизации производства,
Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, Пенза, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 20.10.2015 Принята в доработанном виде 01.12.2015 Одобрена 20.01.2016
УДК 637.12/14(470) JEL: G18, Q1, Q13, Q18
Ключевые слова: молочное скотоводство, государственная поддержка, основные направления, эффективность, предприятия
Аннотация
Предмет. Необходимость обеспечения продовольственной безопасности выдвигает в число важнейших задач развитие производства отечественных молочных продуктов питания. Цели и задачи. Раскрытие основных проблем низкой эффективности молочного подкомплекса, перспектив устойчивого его развития в Российской Федерации и усиление государственной поддержки молочного скотоводства. На основе анализа современного состояния молочного подкомплекса Российской Федерации раскрыть перспективы развития молочного скотоводства.
Методология. В работе используется монографический и абстрактно-логический методы анализа.
Результаты. Проведен анализ современного состояния молочного подкомплекса в Российской Федерации, который показал, что происходит снижение поголовья коров и производство молока-сырья практически во всех субъектах Российской Федерации. По мнению авторов, для повышения эффективности производства молока должны быть приняты и реализовываться экономически значимые программы на федеральном и региональном уровнях по развитию молочного скотоводства. Для сохранения поголовья, повышения продуктивности коров целесообразно выплачивать субсидии личным подсобным хозяйствам. Механизм поддержки личных подсобных хозяйств может быть установлен исходя из средней ставки субсидирования на одну корову, учитывая при этом качество и уровень товарности молока в том или ином регионе. Молочное скотоводство должно быть инвестиционно-привлекательным, а для этого во всех субъектах Российской Федерации должны строиться молочные комплексы индустриального типа. На таких молочных комплексах создаются условия для первичной обработки молока, что повышает качество молока-сырья.
Выводы. Сделан вывод о том, что необходимо в рамках государственной поддержки снизить объемы импорта молочной продукции в пересчете на молоко. По расчетам авторов, размеры финансирования из государственного бюджета в связи с повышение цен и тарифов должны составлять 100-105 млрд руб. Государственная поддержка молочного скотоводства осуществляется через субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам. В сложившихся экономических условиях (снижение темпов кредитования) главной задачей является совершенствование финансово-кредитного механизма.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Для обеспечения продовольственной безопасности и независимости страны необходимо развивать отечественное сельское хозяйство. Отечественное производство должно усилить конкурентные позиции на региональном и федеральном продовольственном рынках. В настоящее время на рынке молока и молочной продукции наибольший удельный вес занимают импортные продукты. Процесс импортозамещения возможен лишь при одном варианте развития - расширении производства [1, 2].
В современных условиях для развития рынка молока и молочной продукции необходимо, на наш
взгляд, принять меры по обеспечению выполнения Доктрины продовольственной безопасности России. Удельный вес отечественной животноводческой продукции пока остается ниже значений, определенных Доктриной
продовольственной безопасности: по молоку -77,4% против 90%, по мясу - 82,3% против 85% [3].
Анализ развития молочного скотоводства России с 1990 по 2014 г. свидетельствует, что поголовье коров в хозяйствах всех категорий страны за анализируемый период сократилось с 20 556,9 до 3 439,6 тыс. гол., или в 6 раз (табл. 1).
Анализируя поголовье коров в разрезе федеральных округов, можно отметить негативную тенденцию в молочном скотоводстве Центрального федерального округа, доля молочного стада которого сократилась в 5,7 раза. Соответственно, удельный вес поголовья коров в общероссийском объеме уменьшился с 23,9% в 1990 г. до 13,8% в 2013 г., а в 2014 г. он составил 24,7%.
Сокращение поголовья коров происходило и в ряде субъектов Российской Федерации (табл. 2). Так, в 2014 г. по сравнению с 1990 г. поголовье коров в Липецкой области сократилось в 7,5 раза, в Пензенской - в 8 раз, в Тамбовской области произошло резкое снижение поголовья коров - в 24,9 раза. Магаданская область и Чукотский автономный округ остались без поголовья коров.
Основными производителями молока-сырья в России являются сельскохозяйственные организации. Эта организационно-правовая форма имеет в среднем до 900 коров на одно хозяйство.
Для достижения поставленных подпрограммой «Развитие молочного скотоводства»1 задач по увеличению валового производства молока в 2020 г. до 38,2 млн. т, росту потребления молока и молочных продуктов на душу населения (в пересчете на молоко) с 247 до 259 кг и повышению товарности молока с 60 до 64% необходимо обеспечить повышение
конкурентоспособности отечественных
производителей молока на основе обновления материально-технической базы, внедрения современных ресурсосберегающих технологий [4, 5].
За последние годы (с началом работы национального проекта «Развитие АПК») в ряде регионов России построены и вступили в эксплуатацию современные молочные комплексы индустриального типа. В них механизированы и автоматизированы трудоемкие процессы доения коров, раздачи кормов, удаления навоза, что значительно снижает трудоемкость производства продукции скотоводства. На таких молочных комплексах созданы условия для первичной обработки молока, что повышает качество молока-сырья и его можно транспортировать на большие расстояния молокоперерабатывающим
1 О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.
предприятиям для углубленной переработки и выпуска различных видов конечной продукции.
На крупных молочных комплексах имеется возможность содержать крупную лабораторию для осуществления контроля за качеством молока, а также обеспечивать на высоком уровне селекционно-племенную работу. Качество молока можно повысить за счет:
— соблюдения санитарно-гигиенических требований, правил мойки и дезинфекции доильных установок, инвентаря;
— грамотно организованной первичной переработки молока с соблюдением всех технологических требований;
— соблюдения требований транспортировки молока (наличие специализированного транспорта) и т.д.
При реализации молока по технологической цепи: производство - переработка - потребление важное значение имеет правильно организованная сбытовая сеть с имеющимся специализированным транспортом, холодильными установками и другими условиями, что также влияет на качество молока-сырья.
Исследования показывают, что с 2000 г. наибольшее развитие молочное скотоводство получило в малых формах хозяйствования, особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах. В личных подсобных хозяйствах населения поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров, имеет тенденцию к сокращению.
Наибольший удельный вес в общероссийском объеме производства молока занимает Приволжский федеральный округ - 30,7%. Доля Центрального федерального округа в общероссийском объеме производства молока в стране в 2014 г. составляет 17,5%, в то время как в 1990 г. она составляла 26%. Наименьший удельный вес в производстве молока приходится на Дальневосточный федеральный округ - 1,8% (табл. 3).
В ряде субъектов Российской Федерации произошло значительное сокращение
производства молока (табл. 4). Так, в хозяйствах всех категорий оно значительно сократилось в Камчатском крае - в 4,2 раза, в Магаданской области - в 10,5 раза, в Сахалинской области - в 5,3 раза.
В перечисленных субъектах Российской Федерации производство молока сокращается из года в год. На наш взгляд, для того чтобы улучшить положение в молочном скотоводстве, необходимо для хозяйств всех категорий увеличить государственную поддержку для этой отрасли в целях повышения эффективности производства продукции животноводства. Для повышения эффективности производства молока должны быть приняты и реализовываться экономически значимые программы на федеральном и региональном уровне по развитию молочного скотоводства. Перспективы развития молочного скотоводства должны четко согласовываться с возможностями кормовой базы. Потребность в кормах в сельскохозяйственных организациях удовлетворяется в основном за счет полевого кормопроизводства. Основным направлением обеспечения молочного скота кормами является совершенствование структуры посевных площадей кормовых культур, увеличение удельного веса многолетних трав, повышение уровня интенсивности кормопроизводства2.
В сельскохозяйственных организациях удельный вес поголовья коров в 2014 г. составляет 40,3% от их общего поголовья в целом по России, в личных подсобных хозяйствах населения - 47%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей - 12,7% (табл. 5).
Поголовье коров уменьшилось в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей, а также в личных подсобных хозяйствах населения соответственно в 2,2 и 2,6 раза. По нашему мнению, для сохранения поголовья, повышения продуктивности коров считаем целесообразным выплачивать субсидии личным подсобным хозяйствам населения. Механизм поддержки личных подсобных хозяйств может быть установлен исходя из средней ставки субсидирования на одну корову, учитывая при этом качество и уровень товарности молока в том или ином регионе. Ведь государственная поддержка за счет средств федерального бюджета оказывается юридическим лицам и гражданам, которые признаны на основании Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями. Владельцы личных
2 Столярова О.А. Отечественное молочное скотоводство в условиях членства Российской Федерации в ВТО: проблемы и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 19. С. 55-64.
подсобных хозяйств ограничены в денежных средствах, поэтому из инновационных проектов они могут осуществлять только малозатратные, энергосберегающие и быстро окупаемые [6].
В России производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) в 2014 г. по сравнению с 2011 г. увеличилось на 5,4% (табл. 6). Рост производства сливочного масла и пасты масляной на 15,4% связан с увеличением производства пасты масляной.
Новые технологии комплексной переработки, позволяющие полнее использовать молоко-сырье, на многих предприятиях не могут быть реализованы. Как следствие этого выработка молочной продукции из 1 т сырья на 20% меньше, чем в развитых странах [7]. Производственные мощности предприятий молочной
промышленности в регионах страны загружены на 55-60%. В 2014 г. доля импортной продукции на российском рынке сливочного масла составила 33% в натуральном выражении.
Недостаточные объемы производства молока в России вызывают необходимость завозить часть молочной продукции из-за рубежа. Объемы импорта в Россию молочной продукции в пересчете на молоко выросли за последний год, и в 2013-2014 гг. его удельный вес составил 35%, в том числе доля молочной продукции из Республики Беларусь составила около 16%.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.08.2010 № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания», годовые нормы потребления на человека составляют: молоко и молочные продукты в пересчете на молоко - 320-340 кг, масло животное - 4 кг, сметана - 4 кг [8].
Для повышения эффективности молочного скотоводства необходимо осуществить комплекс мер государственной поддержки,
соответствующий ситуации в отрасли, и функционированию ее в условиях членства России в ВТО, по обеспечению качества и безопасности молока и молочной продукции, обеспечения рынка молока и молочной продукции в требуемых объемах продуктами отечественного производства. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на государственную поддержку развития молочного
скотоводства. Так, например, объем субсидии на 1 л (кг) реализованного товарного молока в 2015 г. составит 9 290 млн руб. Федеральным бюджетом ассигнуются средства на поддержку племенного животноводства в 2015 г. - 4 445 млн руб., на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства -10 млрд руб. [9].
Государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, предусмотрен комплекс мер по развитию молочного скотоводства. Для увеличения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, создания условий для воспроизводства стада, совершенствования технологии содержания и кормления коров, повышения их продуктивности, организации повышения квалификации кадров необходимо повысить уровень финансирования из федерального бюджета. Если же бюджетное финансирование останется на прежнем уровне (около 30 млрд руб./год), то объем производства молока, по нашим расчетам, сократится на 3-5%. Целевой индикатор по производству молока в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития АПК на 2013-2020 гг. предусматривает рост производства молока до 38 млн т3 [9].
Основная составляющая всех государственных программ, которая призвана привести в итоге к увеличению объема производства молока и ускоренному развитию молочно-продуктового подкомплекса - инновационно-инвестиционная модернизация отрасли [10]. Так, например, в Пензенской области реализовано
6 инвестиционных проектов по строительству молочных комплексов, рассчитанных на содержание 8 800 гол. дойного стада. Наиболее крупными из них являются ООО «РАО Наровчатское» (входит в группу компаний «Русмолоко»), где в 2010 г. введен молочнотоварный комплекс на 3 600 гол. дойного стада голштино-фризской породы; ЗАО
«Константиново» имеет молочный комплекс на 1 600 гол. дойного стада, надой на 1 корову в год
3 О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.
составляет 6,3 т молока, это предприятие имеет статус племенного хозяйства. Предполагается строительство молочного комплекса «Наровчат-2» в Наровчатском районе.
Важным этапом обеспечения молочного скотоводства высококвалифицированными
кадрами является систематическая их переподготовка. Образование в сфере сельского хозяйства, например, в Германии, делится на профессиональное и академическое.
Профессиональное образование организовано по принципу двойной системы. Практическое обучение осуществляется на частном сельскохозяйственном предприятии, которое признано государством учебным. Большое внимание уделяется концепции «обучение в течение всей жизни». Для поддержания высокой квалификации работники участвуют в различных теоретических и практических семинарах на протяжении всей профессиональной деятельности. Представители некоторых специальностей обязаны посещать семинары по закону, а ряд сельскохозяйственных предприятий сами их организуют для своих работников, чтобы идти в ногу с достижениями науки и техники. Большое влияние на научно-образовательный комплекс России оказывают глобализационные процессы, в соответствии с которыми российское образование должно соответствовать повышению качества и компетентности специалистов в соответствии с нормативными требованиями ВТО и введенными санкциями Евросоюза и США [11].
Мы поддерживаем мнение ученых [12-15] о том, что государственная поддержка важна, оказывает влияние на состояние экономической устойчивости. По нашему мнению, на федеральном уровне необходимо усилить государственную поддержку для развития молочного скотоводства, которое осуществляется по четырем подпрограммам («Развитие молочного скотоводства», «Поддержка малых форм хозяйствования», «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства», «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»), предусмотреть доступ личных подсобных хозяйств населения, занимающихся производством товарного молока, к субсидиям, направленным на развитие молочного скотоводства.
Среди мер поддержки домашних хозяйств большое значение имеют льготные сельскохозяйственные кредиты, создание специализированных обслуживающих структур [16].
В отличие от быстроокупаемых отраслей животноводства (птицеводство и свиноводство) молочное животноводство более капиталоемкое, следовательно, требует более длительного периода для восстановления производства [17].
Целесообразно рассмотреть возможность отмены налога на добавленную стоимость на комбикорма, витамины, белковые добавки, незаменимые аминокислоты и другие ингридиенты, используемые в приготовлении кормов для животных [18].
В 2015 г. введен новый механизм инвестиционной поддержки - компенсация прямых понесенных затрат. Он предусматривает возмещение инвестору после завершения строительства объектов 20% затрат. При этом сохраняется возможность использования субсидированных кредитов [19].
Постановлением Правительства Российской Федерации4 устанавливаются правила
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение сельскохозяйственными
товаропроизводителями части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Субсидии на компенсацию части прямых понесенных затрат предоставляются на строительство
животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм). Определено, что доля средств федерального бюджета на возмещение части прямых понесенных затрат в общем объеме прямых понесенных затрат составляет для всех объектов (за исключением селекционно-генетических центров молочного направления) 20% сметной стоимости объекта, а для объектов, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа - 25% сметной стоимости; для селекционно-
генетических центров молочного направления возмещение составляет 30% сметной стоимости, а для объектов, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа - 35% сметной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации5 от 28.07.2015 № 766 для молочного скотоводства введены новые направления кредитования с субсидированием части процентных ставок, что также даст возможность субсидирования пролонгированных кредитов на срок до одного года.
В 2015 г. на основе распоряжения Правительства Российской Федерации6 выделялись субсидии в регионы на возмещение части процентной ставки по кредитам на развитие молочного скотоводства. Эти субсидии предоставлялись в рамках подпрограммы «Развитие молочного
скотоводства».
Вступление России в ВТО требует дальнейшего смещения акцента от политики субсидий к повышению доходности сельскохозяйственного товаропроизводителя через меры по улучшению инвестиционной привлекательности
сельскохозяйственного бизнеса, повышению эффективности производства через создание конкурентоспособного продукта [20].
Таким образом, развитие молочного скотоводства должно строиться на базе роста производства кормов, улучшения их качества, на основе рационального использования земли, роста урожайности фуражных и кормовых культур, совершенствования структуры посевных площадей, внедрения рациональных севооборотов, инновационно-инвестиционной модернизаци
о т р а с л и , а т а к же о б е с п е ч е ни я высококвалифицированными кадрами, усиления государственной поддержки.
4 Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса»: постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 624.
5 О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»: постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 766.
6 О распределении в 2015 году субсидий субъектам Федерации на переработку продукции растениеводства и животноводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.08.2015 № 1586-р.
Таблица 1
Динамика поголовья коров в федеральных округах России за 1990-2014 гг., тыс. гол. (%)
Федеральный округ 1990 2000 2011 2012 2013 2014 2014 к 1990, %
Центральный 4 921,9 (23,9) 2 679,2 (21) 1 240,9 (13,8) 1 210 (13,6) 1 191 (13,8) 849,6 (24,7) 17,3
Северо-Западный 1 308, 3 (6,4) 650,6 (5,1) 335,5 (3,7) 321,7 (3,6) 310,1 (3,6) 247,6 (7,2) 18,9
Южный 2 040,7 (9,9) 1 996,2 (15,7) 1 238 (13,8) 1 273,3 (14,3) 1 243 (14,4) 247,6 (7,2) 12,1
Северо-Кавказский 1 012 (4,9) 323,9 (2,5) 1 096,9 (12,2) 1 123,8 (12,7) 1 121,7 (13) 157,4 (4,6) 15,6
Приволжский 5 452,5 (26,5) 3 804,3 (29.8) 2 510,7 (27,9) 2 434,9 (27,4) 2 325,5 (26,9) 1 079 (31,4) 19,8
Уральский 1 448,1 (7) 146,4 (1,1) 498,7 (5,5) 482,6 (5,4) 463,7 (5,4) 200,5 (5,8) 13,9
Сибирский 3 748,3 (18,2) 2 842,9 (22) 1 871 (20,8) 1 840 (20,7) 1 801,8 (20,8) 601,9 (17,5) 16,1
Дальневосточный 625,1 (3) 299,1 (2,3) 196,4 (2,2) 196,7 (2,2) 188 (2,2) 51,5 (1,5) 8,2
Российская Федерация, всего, тыс. гол. 20 556,9 12 742,6 8 988 8 883 8 661 3 439,6 16,7
Источник: составлено авторами по данным Росстата
Таблица 2
Динамика поголовья коров во всех категориях хозяйств в ряде субъектов РФ в 1990 -2014 гг., тыс. гол.
Субъект РФ 1990 2000 2012 2013 2014 2014 к 1990,% 2014 к 2000,% 2014 к 2013,%
Ивановская область 154,4 84,1 32,6 30,9 22,8 14,7 27,1 73,8
Костромская область 141 84,2 29,7 27,4 19 13,5 22,6 69,3
Липецкая область 250,8 141,1 52,2 50,1 33,3 13,3 23,6 66,5
Орловская область 234,3 117,3 52,8 46,8 26,7 11,4 22,8 57,1
Тамбовская область 301,8 133,2 48,1 48,5 12,1 4 9,1 24,9
Пензенская область 306,2 180,8 101,8 83,5 37,9 12,4 21 45,4
Тверская область 364,5 185,6 68,1 56,2 36,3 10 19,6 64,6
Тульская область 250,8 134,6 42,2 38,6 24,9 9,9 18,5 64,5
Архангельская область, всего 141,8 62,4 24,2 23,1 14,4 10,2 23,1 62,3
В том числе Ненецкий 3,6 1,9 0,7 0,7 0,7 19,4 36,8 100
автономный округ
Новгородская область 137 54,4 21,6 20,4 12,1 8,8 22,2 59,3
Псковская область 230,9 120,3 49,4 44,4 30,3 13,1 25,2 68,2
Ямало-Ненецкий автономный 3,1 1 0,5 0,5 0,5 16,1 50 100
округ
Камчатский край 21,4 5,7 4,3 4,2 2,3 10,7 40,4 54,8
Магаданская область 16,3 4 1,7 1,8 - - - -
Еврейская автономная область 40,2 10,6 5,4 4,5 0,5 1,2 4,7 11,1
Чукотский автономный округ 1,7 0,1 0,02 0,01 - - - -
Российская Федерация, всего 20 556,9 12 742,6 8 883 8 661 3 439,6 16,7 27 39,7
Источник: составлено авторами по данным Росстата
Таблица 3
Динамика производства молока в хозяйствах всех категорий в 1990-2014 гг., тыс. т (%)
Федеральный округ 1990 2000 2011 2012 2013 2014 2014 к 1990
Центральный 14 529,6 (26) 7 553,3 (23) 5 708 (18) 5 784,1 (18) 5 494 (18) 5 393,4 (17,5) -9 136,2 (37,1)
Северо-Западный 4 141 (7,4) 2 185,7 (6,8) 17 046 (5,5) ? 7 ON —' ON 1 684,6 (5,5) 1 708,7 (5,5) -2 432,3 (41,3)
Южный 5 359,1 (9,6) 2 945,3 (9,1) 3 280,5 (10,4) 3 374,4 (10,6) 3 304,5 (10,8) 3 280,2 (10,7) -2 078,9 (61,2)
Северо-Кавказский 2 323,8 (4,2) 1 395,9 (4,3) 2 493,5 (7,9) 2 639,5 (8,3) 2 676,2 (8,7) 2 725,8 (8,8) 402 (117)
Приволжский 14 467,7 (26) 9 642,5 (29,9) 10 022,6 (31,7) 10 024,6 (31,5) 9 481,3 (31,1) 9 467,3 (30,7) -5 000,4 (65,4)
Уральский 3 888,8 (7) 2 293,4 (9,1) 2 086,6 (6,6) 2 077,9 (6,5) 2 023,9 (6,6) 1 998,3 (6,5) -1 890,5 (51,4)
Сибирский 9 433,9 (16,5) 5 575,1 (17,9) 5 725,9 (18,1) 5 582,8 (17,5) 5 299,2 (17,3) 5 389,3 (17,5) -4 044,6 (57,1)
Дальневосточный 1 571,4 (2,8) 667,8 (2,1) 582,5 (1,8) 571,8 (1,8) 565,2 (1,8) 536,4 (1,8) -1 035 (34,1)
Российская Федерация, всего 55 715 32 259 31 646 31 831 30 528 30 790 -24 925 (55,3)
Источник: составлено авторами по данным Росстата
Таблица 4
Динамика производства молока в хозяйствах всех категорий в 1990 - 2014 гг., тыс. т
Субъект РФ 1990 2000 2011 2012 2013 2014 2014 к 1990, % 2014 к 2013, %
Орловская область 754,4 338 228,1 229,3 214,7 191,6 25,4 89,2
Тамбовская область 802 313,7 221 221,1 221,6 223,8 27,9 101
Пензенская область 875,2 435,9 483,8 411 350,2 326,7 37,3 93,3
Тверская область 881,3 484 270,5 250,8 223,2 212,6 24,1 95,2
Тульская область 711,4 342,5 202 192,9 173,1 176,7 24,8 102
Республика Коми 207 105,9 62,4 61,7 57,3 56,6 27,3 98,8
Ненецкий автономный округ 11,5 6 3,3 3,2 3,1 3,2 27,8 103,2
Калининградская область 546,1 218,7 143,3 148,6 148,8 156,2 28,6 104,9
Новгородская область 348,2 150,9 100,8 97,8 87,9 82,2 23,6 93,5
Ямало-Ненецкий автономный округ 8,7 2,8 1,9 2,1 2 2,1 24,1 105
Камчатский край 73,7 14,7 16,4 17 17,2 17,5 23,7 101,7
Магаданская область 62 5,8 5,8 5,9 5,9 5,9 9,5 100
Сахалинская область 145,1 39,4 25,9 25,9 26,2 27,6 19 105,3
Еврейская автономный округ 104,6 29,1 24,5 19,9 14,3 11,5 11 80,4
Чукотский автономный округ 6,8 0 0,1 0 0,03 - - -
Российская Федерация, всего 55 715 32 259 31 646 31 831 30 528 30 790 55,3 100,9
Источник: составлено авторами по данным Росстата
Таблица 5
Структура распределения коров по категориям хозяйств в России в 2012-2014 гг., тыс. гол. (%)
Показатель 2012 2013 2014 2014 к 2012, %
Сельхозорганизации 3 640 3 542,3 1386,2 38,1
(41) (40,9) (40,3)
Хозяйства населения 4 263,9 4 096,6 1 616,6 37,9
(48) (47,3) (47)
Крестьянские (фермерские) хозяйства и 979 1 022 436,8 44,6
индивидуальные предприниматели (11,2) (11,8) (12,7)
Всего... 8 883 8 661 3 439,6 38,7
(100) (100) (100)
Источник: составлено авторами по данным Росстата
Таблица 6
Динамика производства продукции молокоперерабатывающими предприятиями России в 2011-2014 гг., тыс. т
Продукция 2011 2012 2013 2014 2014 к 2011, %
Цельномолочная продукция 10 578 11 254 11 155 11 144 105,4
Сухое обезжиренное молоко 56,5 57 58,8 84 148,7
Сухое цельное молоко 33,8 32,6 28 28 82,8
Сливочное масло и пасты 218 215,8 224 251,6 115,4
масляные
Сыры и сырные продукты 425,4 445,5 428,6 493,9 116,1
Источник: составлено авторами по данным Росстата
Список литературы
1. Милосердов В., Борхунов Н., Родионова О. Импортозамещение, продовольственная независимость и аграрная политика // АПК: экономика, управление. 2015. № 3. С. 3-11.
2. Романенко И.А. Продовольственная независимость региональных агропродовольственных систем России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 2. С. 58-60.
3. Ушачев И. Проблемы национальной и коллективной продовольственной безопасности в условиях глобализации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 7. С. 5-10.
4. Грудкин А.А. Направления совершенствования механизмов государственной поддержки молочного скотоводства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 4. С.33-37.
5. Грудкин А., Грудкина М. Обеспечить эффективную реализацию подпрограммы развития молочного скотоводства // АПК: экономика, управление. 2015. № 2. С. 69-73.
6. Янина Т.Ф., Ананьев М.А. Проблемы использования ресурсного потенциала ЛПХ в системе продовольственного обеспечения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 5. С. 50-54.
7. Столярова О.А. Рынок молока и молочной продукции // Нива Поволжья. 2015. № 1. С. 118-125.
8. Филобокова Л., Уланова И. Оценка конкурентоспособности организаций молочно-перерабатывающих производств // АПК: экономика, управление. 2015. № 6. С. 46-52.
9. Горбунов Г. Отечественным производителям молока помощь государства необходима // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 3. С. 12-16.
10. Рябчикова Н.Н. Эффективность региональной политики развития молочнопродуктового подкомплекса и ключевые проблемы ее реформирования // Вестник Казанского ГАУ. 2015. № 1. С. 37-44.
11. Нечаев В. Проблемы аграрного образования в России // АПК: экономика, управление. 2015. № 3. С. 26-32.
12. Барышников Н.Г., Самыгин Д.Ю. Управление платежеспособностью в сельском хозяйстве: экономико-статистический аспект (на примере Пензенской области) // Вопросы статистики. 2015. № 1. С. 65-76.
13. Родионова О.А. Экономическая устойчивость в контексте выполнения программно-целевых показателей развития сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 8. С. 7-11.
14. Сиптиц С.О. Особенности проблем импортозамещения в АПК и пути их решения в современных условиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 2. С.55-58.
15. Ушачев И. Стратегические подходы к развитию АПК России в контексте межгосударственной интеграции // АПК: экономика, управление. 2015. № 1. С. 3-16.
16. Садыков Р. Роль личных подсобных хозяйств в формировании продовольственного рынка региона // АПК: экономика, управление. 2015. № 6. С. 53-60.
17. Хайрулин А. Пути импортозамещения продовольственных товаров сельхозпроизводителями России // АПК: экономика, управление. 2015. № 4. С. 3-8.
18. Липницкий Т. Продовольственная безопасность России: эмбарго - плюсы и минусы // АПК: экономика, управление. 2015. № 7. С. 50-55.
19. Беспахотный Г.В. Механизмы государственного финансирования инвестиционного развития сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 8. С. 2-6.
20. Мазлоев В.З., Озерова М.Г. Экономический механизм аграрного сектора в условиях членства России в ВТО // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 7. С. 11-16.
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
MILK PRODUCTION SEGMENT OF RUSSIA:
THE CURRENT CONDITION AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Ol'ga A. STOLYAROVAa\ Yuliya V. STOLYAROVAb
Economic Policy
a Penza State Agricultural Academy, Penza, Russian Federation [email protected]
b Penza State Agricultural Academy, Penza, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 20 October 2015 Received in revised form 1 December 2015 Accepted 20 January 2016
JEL classification: G18, Q1, Q13, Q18
Keywords: dairy cattle breeding, State aid, principal areas, efficiency, milk processing plants
Abstract
Importance Whereas the country should ensure its food security, dairy production becomes one of the priority objectives.
Objectives The research reveals what causes low efficiency of the milk production segment. It also mentions prospects for its sustainable development in the Russian Federation and the need to strengthen the State aid to dairy cattle breeding.
Methods The research is based on monographic, abstraction and logic methods of analysis. Results We reviewed the current condition of the milk production segment in the Russian Federation. The State should implement economically viable milk cattle breeding programs at the federal and regional levels so to make milk production more efficient. Milk cattle breeding should bring some investment opportunities. For this, each constituent entity of the Russian Federation should create its milk production segments as a real industry.
Conclusions and Relevance We conclude that it is necessary to import less dairy products linking it with milk production volumes. In our opinion, considering an increase in prices and tariffs, budgetary spending should amount to RUB 100-105 bn. The State supports dairy cattle breeding by subsidizing interest rates on loans obtained. In the current economic circumstances, it becomes a primary goal to improve the financial and lending mechanism.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Miloserdov V., Borkhunov N., Rodionova O. [Import substitution, food sovereignty and agricultural policies]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2015, no. 3, pp. 3-11. (In Russ.)
2. Romanenko I.A. [Food sovereignty of Russia's regional agrifood systems]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2015, no. 2, pp. 58-60. (In Russ.)
3. Ushachev I. [Problems of national and community food security in the context of globalization].
Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2015, no. 7, pp. 5-10. (In Russ.)
4. Grudkin A.A. [Areas for improving the mechanisms for the State aid to dairy cattle breeding]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2014, no. 4, pp. 33-37. (In Russ.)
5. Grudkin A., Grudkina M. [Ensuring the effective implementation of the dairy cattle breeding development subprogram]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2015, no. 2, pp. 69-73. (In Russ.)
6. Yanina T.F., Anan'ev M.A. [Issues of using resources of household plots as part of the food provision system]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2015, no. 5, pp. 50-54. (In Russ.)
7. Stolyarova O.A. [The milk and dairy market]. Niva Povolzhya, 2015, no. 1, pp. 118-125. (In Russ.)
8. Filobokova L., Ulanova I. [Evaluation of milk processing enterprises' competitiveness]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2015, no. 6, pp. 46-52. (In Russ.)
9. Gorbunov G. [Domestic milk producers need the State aid]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economy of Russia's Agriculture, 2013, no. 3, pp. 12-16. (In Russ.)
10. Ryabchikova N.N. [The efficiency of regional policies for the dairy production segment development and key aspects of its reform]. Vestnik Kazanskogo GAU = Vestnik of Kazan State Agrarian University, 2015, no. 1, pp. 37-44. (In Russ.)
11. Nechaev V. [Issues of agricultural education in Russia]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2015, no. 3, pp. 26-32. (In Russ.)
12. Baryshnikov N.G., Samygin D.Yu. [Solvency management in agriculture: economic and statistical perspectives. Evidence from the Penza oblast]. Voprosy Statistiki, 2015, no. 1, pp. 65-76. (In Russ.)
13. Rodionova O.A. [Economic sustainability and compliance with target indicators of the agricultural development programs]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2015, no. 8, pp. 7-11. (In Russ.)
14. Siptits S.O. [Specifics of import substitution issues in the AIC and their solutions in the current circumstances]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2015, no. 2, pp. 55-58. (In Russ.)
15. Ushachev I. [Strategic approaches to the AIC development in Russia in terms of intergovernmental integration]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2015, no. 1, pp. 3-16. (In Russ.)
16. Sadykov R. [The role of individual household plots in the formation of the region's food market]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2015, no. 6, pp. 53-60. (In Russ.)
17. Khairulin A. [The Russian agricultural producers' methods for substituting imported food products]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2015, no. 4, pp. 3-8. (In Russ.)
18. Lipnitskii T. [Food security of Russia: pros and cons of embargo]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2015, no. 7, pp. 50-55. (In Russ.)
19. Bespakhotnyi G.V. [Mechanisms for the State finance of the investment development of agriculture].
Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2015, no. 8, pp. 2-6. (In Russ.)
20. Mazloev VZ., Ozerova M.G. [The economic mechanism of the agricultural sector and Russia's membership
to the WTO]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2015, no. 7, pp. 11-16. (In Russ.)