Научная статья на тему 'МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ'

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / ENTREPRENEURSHIP / GOVERNMENT / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Приженникова А.Н.

В условиях рыночной экономики состояние малого и среднего бизнеса приобретает особое значение, поскольку данное явление выступает ключевым фактором развития конкуренции. Малый бизнес играет ведущую роль в создании рабочих мест, так как демонстрирует большую динамичность по сравнению с другими сферами экономики. Роль малого и среднего предпринимательства требует ясного представления о том, какое место данный бизнес занимает в российской экономике и каковы его отличительные особенности. Достоинство малого и среднего предпринимательства проявляется в развитии и формировании системы нормативного правового обеспечения; принятии государственных программных документов, что является инструментом государственного регулирования экономики, обеспечивающего достижение перспективных целей; создании специальных институтов развития. Однако практика демонстрирует значительные проблемы в сфере малого и среднего бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: TOPICAL ISSUE

In a market economy, the state of small and medium-sized businesses is of particular importance, since this phenomenon is a key factor in the development of competition. Small business plays a leading role in creating jobs, as it demonstrates greater dynamism compared to other sectors of the economy. The role of small and medium-sized businesses requires a clear understanding of the place of this business in the Russian economy and its distinctive features. The dignity of small and medium-sized businesses is manifested in the development and formation of the system of normative legal support; adoption of state policy documents, which is an instrument of state regulation of the economy, ensuring the achievement of long-term goals; creation of special development institutions. However, the practice shows significant problems in the field of small and medium-sized businesses

Текст научной работы на тему «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ»

ПРИЖЕННИКОВА А.Н.,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ

E-mail: mail@law-books.ru

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Аннотация. В условиях рыночной экономики состояние малого и среднего бизнеса приобретает особое значение, поскольку данное явление выступает ключевым фактором развития конкуренции. Малый бизнес играет ведущую роль в создании рабочих мест, так как демонстрирует большую динамичность по сравнению с другими сферами экономики.

Роль малого и среднего предпринимательства требует ясного представления о том, какое место данный бизнес занимает в российской экономике и каковы его отличительные особенности. Достоинство малого и среднего предпринимательства проявляется в развитии и формировании системы нормативного правового обеспечения; принятии государственных программных документов, что является инструментом государственного регулирования экономики, обеспечивающего достижение перспективных целей; создании специальных институтов развития. Однако практика демонстрирует значительные проблемы в сфере малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, предпринимательская деятельность, государство, конкуренция.

PRIZHENNIKOVA A.N.,

PhD in Law, associate Professor, associate Professor of the Department of legal regulation economic activity, Financial University under the Government of the Russian Federation

SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA:

TOPICAL ISSUE

Annotation. In a market economy, the state of small and medium-sized businesses is of particular importance, since this phenomenon is a key factor in the development of competition. Small business plays a leading role in creating jobs, as it demonstrates greater dynamism compared to other sectors of the economy.

The role of small and medium-sized businesses requires a clear understanding of the place of this business in the Russian economy and its distinctive features. The dignity of small and medium-sized businesses is manifested in the development and formation of the system of normative legal support; adoption of state policy documents, which is an instrument of state regulation of the economy, ensuring the achievement of long-term goals; creation of special development institutions. However, the practice shows significant problems in the field of small and medium-sized businesses.

Key words: small and medium business, small and medium enterprises, entrepreneurship, government, competition.

Статья 8 Конституции РФ [1] закрепляет субъективное право на свободное осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. Правовое регулирование предпринимательской деятельности направлено на определение места и роли малого и среднего предпринимательства в сфере материального производства и оказания

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

услуг как экономического амортизатора в условиях санкций и ограничений [2, с. 6].

В научной литературе под предпринимательской деятельностью понимают свободную деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Легальный подход понятия малого и среднего предпринимательства раскрывается через систему норм, отраженных в п.

1 ст. 3 и ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [9]. К недостаткам законодательного определения предпринимательской деятельности ученые относят: «отсутствие анализа специфики малых и средних предприятий, определяющих выбор направлений, методов и конкретных форм интеграции малого и среднего предпринимательства» [4, с. 3]; отсутствие признаков инициативности, профессионализма и результативности предпринимательской деятельности.

Признание права на предпринимательскую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права, более того, как содействие и помощь частному бизнесу [10, с. 553 - 557]. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (далее МСП) выражается в следующем: 1) НПА направленные на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки; 3) государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством и предназначена для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

Общепризнанными направлениями формирования благоприятной среды для деятельности субъектов малого бизнеса являются: законодательные и нормативные акты, ставящие сферу малого бизнеса в привилегированное положение, защищающие ее интересы перед крупным бизнесом и перед административным произволом государственных органов; налоговые льготы для разных категорий малого бизнеса, с особым выделением налогообложения начинающих предпринимателей; создание комплексов организаций инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве [7], число малых предприятий (без микропредприятий) на январь - июнь 2018 г. составляет 45 555 единиц. Оборот малых предприятий (без микропредприятий), по предвари-

тельным данным, - 4 361 101 230.0 руб. Число замещенных рабочих мест на малых предприятиях (без микропредприятий) в январе - июне 2018 г. (предварительные данные) составляет 843 169 чел.

Динамика числа субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.04.2019 г. следующая: малые предприятия -27 021; средние - 315 [6].

Таким образом, статистика демонстрирует незначительный рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Так же можно наблюдать негативную динамику числа работников, занятых у работодателей, - субъектов малого и среднего предпринимательства [6].

Зарубежный опыт демонстрирует иные результаты. Одним из показателей, иллюстрирующих интенсивность развития малого бизнеса, является количество предприятий, приходящихся на тысячу жителей. К примеру, во Франции на тысячу жителей приходится 35 малых предприятий; в США - 76. В Италии показатель высокий. Так, например, в регионе Умбрия на тысячу жителей приходится 120 малых предприятий. Основная часть предприятий малого бизнеса этого региона функционирует в сфере услуг (77%), более 12% малых предприятий занимаются производственной деятельностью, 7% - осуществляют строительные работы, 3% - работают в сельском хозяйстве. Все предприятия работают на экспорт. На Европу приходится 61.3% экспортных поставок.

Италия - это страна малых предприятий. Именно малый и средний бизнес стал для экономики Италии своеобразным локомотивом роста, превратился в движущую силу развития страны, в первую очередь в отраслях, которые обладают наибольшим экспортным потенциалом. Малый и средний бизнес отличается гибкой производственной инфраструктурой, высокой способностью к инновационной деятельности, быстротой реакции на изменяющиеся вкусы и предпочтения потребителей. Сегодня малым и средним бизнесом производится более 70% ВВП страны. В результате реформ только в 1998 г. в Италии было создано 12 тыс. малых и средних предприятий, большая часть которых составляли молодежные фирмы. Малые и средние фирмы обеспечивают примерно 30% всех рабочих мест в стране. В настоящее время на базе предприятий малого и среднего бизнеса возникла «третья Италия» - регион страны, охватывающий Центр и Восток. Здесь сконцентрировано наибольшее количество компаний, производящих текстиль, одежду, обувь, мебель, керамику. Кроме того, есть и современные высокоэффективные произ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

водства в таких областях, как механика и машиностроение.

Большинство малых предприятий Италии являются семейными фирмами. 83% итальянских предприятий - это семейные компании с количеством работников менее 50 человек. Следует отметить, что понятие «семейное предприятие» введено в юридическую практику Италии в середине 1970-х годов в целях защиты членов семьи от возможной эксплуатации со стороны главы семейства и адекватного распределения получаемых доходов. Окончательное положение о семейном предприятии было сформулировано в Законе от 22.12.1986 г. № 917. Семейное предприятие не является юридическим лицом, так как в нём формально определяются права и обязанности родственников, главным образом в отношении закреплённых за ними долей и соответственно долей в получаемой прибыли семейного предприятия. Поэтому семейное предприятие не пользуется какими-либо формами поддержки или видами льгот со стороны государства, за исключением налоговых льгот.

Семейное предприятие учреждается его владельцем. Это может быть один человек или несколько членов его семьи (участники), которые на постоянной основе вносят личный трудовой вклад в деятельность данного семейного предприятия. Учредителем семейного предприятия может быть только лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Доля владельца семейного предприятия в его капитале должна составлять не менее 51%, соответственно совокупная доля прочих участников - не более 49%. Участники семейного предприятия имеют право на вознаграждение, соответствующее доходам предприятия, а также на долю в совместно приобретенном имуществе согласно своему личному качественному и количественному вкладу. Все решения, относящиеся к распределению прибыли от деятельности семейного предприятия, увеличению его капитала, чрезвычайному управлению, изменению предмета деятельности и ликвидации семейного предприятия, принимаются большинством его участников. В случае ликвидации семейного предприятия каждый участник имеет право на свою долю, которая может быть возвращена в натуральной форме или в денежном эквиваленте. Семейное предприятие освобождается от уплаты местных налогов, при его регистрации применяется льготная ставка.

Как уже отмечалось выше, итальянская модель развития экономики отличается в первую очередь силой малого и среднего бизнеса. Итальянские малые и средние предприятия

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

чрезвычайно эффективны. Около 70% занятости в стране обеспечивают компании с числом персонала меньше 50 человек, в том числе 30% всех занятых в экономике - это индивидуальные предприниматели, развивающие семейный бизнес. Что же понимают под малым бизнесом? Какие фирмы можно отнести к среднему бизнесу? Следует отметить, что в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса, несмотря на длительную историю развития рыночной экономики. Более того, в большинстве стран с высоким уровнем развития экономики, как правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми. В то же время применяется более детальное деление предприятий по их размерам (микро, малые, средние), при этом, как и в российском законодательстве, наиболее распространенным критерием является численность работников, наряду с которыми применяются и показатели, не контролируемые отечественным законодательством - оценка чистых активов, финансовая независимость собственников предприятия и т.д.

В качестве определяющего критерия отнесения предприятия к малому, среднему или крупному бизнесу в Италии взят показатель -количество работающих на нем работников. В Италии имеет место следующая классификация предприятий:

• микрофирма - численность занятых до 10 человек;

• малое предприятие - численность занятых от 20 до 99 человек;

• среднее предприятие (малое) - численность занятых от 100 до 199 человек;

• среднее предприятие (большое) - численность занятых от 200 до 499 человек;

• крупная фирма - численность занятых более 500 человек.

Большая часть малых предприятий Италии состоит из одного работника; на микрофирмы приходится 60% общего числа занятых и более 40% объема продаж.

Определяющую роль в процессе становления и развития малого бизнеса в Италии играют кредитные кооперативы (кредитные кооперативные банки), осуществляющие финансирование малых и средних предприятий в сельской местности и малых городах. Многие такие предприятия стали успешными не только на национальном рынке, но и вышли на мировые рынки благодаря деловому сотрудничеству с кредитными кооперативными банками. Кооперативные банки - это кооперативные общества, которые предоставляют услуги своим членам. Их цель состоит не в извлечении прибыли, а в осу-

ществлении социально-полезной деятельности. Примечательно отметить при этом, что кредитная кооперативная система Италии имеет более чем вековую историю. Первоначально кредитные кооперативные банки функционировали как сельские банки, цель создания которых заключалась в том, чтобы победить бедность и широко распространенное ростовщичество.

Вне всякого сомнения, большая роль в развитии малого бизнеса в Италии принадлежит государству. Необходимо отметить, что с начала 2000-х годов сотрудничество между государством и частным сектором в Италии получило существенный стимул, в значительной степени благодаря установлению принципа «горизонтальной субсидиарности», установившим, что «государства, регионы, метропольные города, провинции и муниципалитеты будут способствовать реализации автономных инициатив граждан, по отдельности и совместно, для осуществления деятельности, представляющей публичный интерес, на основе принципа субсидиарно-сти».

Таким образом конституционно была установлена обязанность органов публичной власти содействовать различным формам взаимодействия между государственным и частным секторами с целью достижения эффективных результатов и адекватности цены публичных услуг.

В заключение можно сделать следующие выводы. Во-первых, учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется посредством урегулирования нормативных правовых актов, нормы законодательства не всегда согласованы между собой. Так, в соответствии с п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ [3] налоговые агенты должны ежеквартально предоставлять отчет по налогу на доходы физических лиц, что тормозит рост числа субъектов малого предпринимательства. Полагаем, что в отношении малого и среднего предпринимательства необходимо вводить лояльную (щадящую) налоговую политику.

В гл. 48.1 Трудового кодекса РФ [5] отражены особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей субъектов малого предпринимательства. Нормы данной главы регулируют правоотношения только тех субъектов малого бизнеса, которые имеют признаки микропредприятий и внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Во-вторых, проблемным вопросом является взаимодействие субъектов малого и среднего предпринимательства с органами государственной власти и органами местного самоуправления в результате проведения плановых и

внеплановых проверок, которые могут сопровождаться нарушением требований законодательства. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает нормы, оградившие субъекты малого и среднего бизнеса от необоснованных проверок и последующих санкций со стороны государственных органов [8].

Таким образом, для улучшения предпринимательского климата необходимо устранить недостатки правового регулирования, а также неудобства, выражающиеся в высокой административной нагрузке и неэффективности механизмов защиты деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

[2] Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2017. - С. 6.

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

[4] Тихонова Е.А. Интеграционные отношения малого и среднего предпринимательства в условиях развития инновационной экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Н. Новгород, 2008. - С. 3.

[5] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ / /СПС «КонсультантПлюс».

[6] URL: http: https://ofd.nalog.ru/ statistics.html (дата обращения: 30.04.2019).

[7] Федеральная служба государственной статистики. Статистика осуществления закупок. URL: http: // www.gks.ru (дата обращения: 18.12.2018).

[8] Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / / СПС «КонсультантПлюс» .

[9] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

[10] Цит. по: Зеко Л.Ю. Свобода предпринимательства в Российской Федерации. Госу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

дарственно-правовой аспект // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 553 - 557 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://moluch. ru/archive/108/25985/ (дата обращения: 22.12.2018) // Конституционное право зарубежных стран: учеб. для вузов / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. — М.: Норма, 2000.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prin-yata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993).

[2] Leonov E.F. Povyshenie konkurentospos-obnosti malyh i srednih predpriyatij sfery uslug na osnove formirovaniya institucional'nogo pros-transtva: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. - SPb., 2017. - S. 6.

[3] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».

[4] Tihonova E.A. Integracionnye otnosh-eniya malogo i srednego predprinimatel'stva v usloviyah razvitiya innovacionnoj ekonomiki: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. - N. Novgorod, 2008. - S. 3.

[5] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ / /SPS «Konsul'tantPlyus».

[6] URL: http: https://ofd.nalog.ru/statis-tics.html (data obrashcheniya: 30.04.2019).

[7] Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Statistika osushchestvleniya zakupok. URL: http: // www.gks.ru (data obrashcheniya: 18.12.2018).

[8] Federal'nyj zakon ot 26 dekabrya 2008 g. № 294-FZ «O zashchite prav yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushchestv-lenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[9] Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinima-tel'stva v Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[10] Cit. po: Zeko L.Yu. Svoboda predprini-matel'stva v Rossijskoj Federacii. Gosudarstven-no-pravovoj aspekt // Molodoj uchenyj. — 2016. — № 4. — S. 553 - 557 [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: https://moluch.ru/ archive/108/25985/ (data obrashcheniya: 22.12.2018) // Konstitucionnoe pravo zarubezh-nyh stran: ucheb. dlya vuzov / pod obshch. red. M.V. Baglaya, Yu.I. Lejbo i L.M. Entina. — M.: Norma, 2000.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.