Научная статья на тему 'Региональная Поддержка малого и среднего бизнеса в АПК Красноярского края'

Региональная Поддержка малого и среднего бизнеса в АПК Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В АПК / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / BUSINESS IN AIC / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX / SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Э.В., Рожкова А.В., Далисова Н.А.

В развитии АПК страны и отдельных регионов особую роль играет малый и средний бизнес. В статье рассматривается земельный потенциал СФО как ключевой элемент в системе развития сельского хозяйства. На основании данных единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства определено процентное соотношение предприятий малого и среднего бизнеса в экономике региона и доля субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства в структуре ВВП. Представлена динамика развития АПК региона на основе анализа показателей деятельности малого и среднего бизнеса в сфере АПК за последние 17 лет. Представлен материал о состоянии малого и среднего бизнеса в АПК по Красноярскому краю и выявлены проблемы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в АПК региона. Определены основные меры поддержки, направленные на создание благоприятных условий на территории края для развития малого и среднего предпринимательства в сфере агробизнеса. В статье прогнозируется, что реализация мероприятий государственной поддержки будет способствовать росту оборота малых и средних предприятий АПК региона. Выделены приоритетные направления при реализации мер государственной поддержки: развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и оказание прямой финансовой поддержки субъектам предпринимательской деятельности. Определена необходимость комплексного и системного подхода для реализации мер поддержки субъектам малого и среднего агробизнеса региона и предложена целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства», которая включает набор минимально необходимых действий уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и действующих на территории субъекта Российской Федерации и учитывает практический опыт реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства нарегиональном уровне. Внедрение целевой модели поддержки предпринимательства в АПК направлено на повышение уровня доступности мер поддержки для действующих субъектов малого и среднего предпринимательства и граждан, планирующих осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере АПК. Обоснована возможность реализации представленной модели в рамках регионального приоритетного проекта «Улучшение инвестиционного климата Красноярского края». Благодаря гибкости и адаптивности, малые предприятия могут производить сельскохозяйственную продукцию в соответствии с рыночным спросом. Меры поддержки также позволят сельхозпроизводителям повысить качество продукции в соответствии с требованиями зарубежного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанова Э.В., Рожкова А.В., Далисова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN AGRICULTURE OF KRASNOYARSK REGION

In the study land capacity of Siberian Federal District as a key element in the system of development of agriculture is considered. On the basis of the data of unified register of subjects of small and average business the percentage ratio of the enterprises of small and medium business in economy of the region and a share of subjects of small agricultural business in structure of GDP is defined. The dynamics of the development of agrarian and industrial complex of the region on the basis of the analysis of indicators of activity of small and medium business in the sphere of agrarian and industrial complex for previous 17 years is presented. The study presents the material on the state of small and medium businesses in agriculture in Krasnoyarsk Region and identifies the problems hindering the development of small and medium businesses in agriculture in the region. The main support measures aimed to create favorable conditions in the territory of the region for the development of small and medium-sized businesses in the field of agrarian business are given. In the study it is predicted that the realization of actions of the state support will promote growth of a turn of small and medium-sized enterprises of agrarian and industrial complex of the region. Priority directions in the implementation of state support measures are identified: the development of infrastructure to support small and medium businesses and the provision of direct financial support to business entities. The need of integrated and system approach for implementation of measures of support to subjects of small and average agribusiness of the region is defined and the target model "The support of small and average business" which includes a set of minimum necessary actions of authorized bodies of executive power of subjects of the Russian Federation, and also the organizations forming infrastructure of support of subjects of small and average business and operating in the territory of the subject of the Russian Federation is offered and practical experience of implementation of measures of support of subjects ofsmall and average business at the regional level is suggested. Introduction of target model of support of business in agrarian and industrial complex is directed on increase the level of availability of measures of support to the acting subjects of small and average business and citizens planning to carry out business activity in the agrarian and industrial complex sphere is considered. The possibility of implementation of presented model within the framework of regional priority project "The improvement of the investment climate of Krasnoyarsk territory" is substantiated. Due to flexibility and adaptability, small businesses can produce agricultural products according to market demand. Support measures will also allow farmers to improve the quality of products in accordance with the requirements of the foreign market.

Текст научной работы на тему «Региональная Поддержка малого и среднего бизнеса в АПК Красноярского края»

УДК 334.723 Э.В. Степанова, А.В. Рожкова,

НА. Далисова

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В АПК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

E.V. Stepanova, A.V. Rozhkova,

NA. Dalisova

REGIONAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN AGRICULTURE OF KRASNOYARSK REGION

В развитии АПК страны и отдельных регионов особую роль играет малый и средний бизнес. В статье рассматривается земельный потенциал СФО как ключевой элемент в системе развития сельского хозяйства. На основании данных единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства определено процентное соотношение предприятий малого и среднего бизнеса в экономике региона и доля субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства в структуре ВВП. Представлена динамика развития АПК региона на основе анализа показателей деятельности малого и среднего бизнеса в сфере АПК за последние 17 лет. Представлен материал о состоянии малого и среднего бизнеса в АПК по Красноярскому краю и выявлены проблемы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в АПК региона. Определены основные меры поддержки, направленные на создание благоприятных условий на территории края для развития малого и среднего предпринимательства в сфере агробизнеса. В статье прогнозируется, что реализация мероприятий государственной поддержки будет способствовать росту оборота малых и средних предприятий АПК региона. Выделены приоритетные направления при реализации мер государственной поддержки: развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и оказание прямой финансовой поддержки субъектам предпринимательской деятельности. Определена необходимость комплексного и системного подхода для реализации мер поддержки субъектам малого и среднего агробизнеса региона и предложена целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства», которая включает набор минимально необходимых действий уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и действующих на территории субъекта Российской Федерации и учитывает практический опыт реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на

региональном уровне. Внедрение целевой модели поддержки предпринимательства в АПК направлено на повышение уровня доступности мер поддержки для действующих субъектов малого и среднего предпринимательства и граждан, планирующих осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере АПК. Обоснована возможность реализации представленной модели в рамках регионального приоритетного проекта «Улучшение инвестиционного климата Красноярского края». Благодаря гибкости и адаптивности, малые предприятия могут производить сельскохозяйственную продукцию в соответствии с рыночным спросом. Меры поддержки также позволят сельхозпроизводителям повысить качество продукции в соответствии с требованиями зарубежного рынка.

Ключевые слова: предпринимательство в АПК, агропромышленный комплекс, малый и средний бизнес.

In the study land capacity of Siberian Federal District as a key element in the system of development of agriculture is considered. On the basis of the data of unified register of subjects of small and average business the percentage ratio of the enterprises of small and medium business in economy of the region and a share of subjects of small agricultural business in structure of GDP is defined. The dynamics of the development of agrarian and industrial complex of the region on the basis of the analysis of indicators of activity of small and medium business in the sphere of agrarian and industrial complex for previous 17 years is presented. The study presents the material on the state of small and medium businesses in agriculture in Krasnoyarsk Region and identifies the problems hindering the development of small and medium businesses in agriculture in the region. The main support measures aimed to create favorable conditions in the territory of the region for the development of small and medium-sized businesses in the field of agrarian business are given. In the study it is predicted that the realization of actions of the state support will promote growth of a turn of small and medium-sized enterprises of agrarian and industrial complex of the region. Priority directions in the implementation of state support measures are identified: the development of infrastructure to support small and medium businesses and the provision of direct financial support to business entities. The need of integrated and system approach for implementation of measures of support to subjects of small and average agribusiness of the region is defined and the target model "The support of small and average business" which includes a set of minimum necessary actions of authorized bodies of executive power of subjects of the Russian Federation, and also the organizations forming infrastructure of support of subjects of small and average business and operating in the territory of the subject of the Russian Federation is offered and practical experience of implementation of measures of support of subjects of

small and average business at the regional level is suggested. Introduction of target model of support of business in agrarian and industrial complex is directed on increase the level of availability of measures of support to the acting subjects of small and average business and citizens planning to carry out business activity in the agrarian and industrial complex sphere is considered. The possibility of implementation of presented model within the framework of regional priority project "The improvement of the investment climate of Krasnoyarsk territory" is substantiated. Due to flexibility and adaptability, small businesses can produce agricultural products according to market demand. Support measures will also allow farmers to improve the quality of products in accordance with the requirements of the foreign market.

Keywords: business in AIC, agrarian and industrial complex, small and medium business.

Агропромышленный комплекс (далее - АПК) - один из самых крупных межотраслевых комплексов, объединяющий несколько экономических отраслей, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья, а также получение сельскохозяйственной продукции для конечного потребления. В состав АПК входит сельское хозяйство и промышленные отрасли, непосредственно сопряжённые с ним: перевозка, хранение, переработка сельскохозяйственных сырья и продукции и доведение до розничных и оптовых покупателей. Химическая, машиностроительная промышленности также тесно связаны с аграрной сферой.

Анализируя ситуацию современных рыночных условий, можно утверждать, что единая целая экономика предприятий, входящих в состав АПК, отсутствует. Сложность функционирования АПК во многом является причиной возникающих проблем, а также влияет на межотраслевые связи. Эту проблему необходимо устранять, так как АПК является одним из главнейших потребителей продукции других сфер, создаёт большое количество рабочих мест для граждан.

Решением данной проблемы может стать сотрудничество с субъектами предпринимательства. Поскольку именно субъекты предпринимательства, благодаря своей мобильности и манёвренности, быстро и своевременно перестраиваются под новые (или вновь возникшие) рыночные требования, способствуют укреплению существующих связей, функционально возникающих между самыми разными отраслями человеческой деятельности.

Современным субъектам предпринимательства, особенно его малым и средним представителям, уделяется особое значение в созидании процессов стабильного развития экономики регионов.

Становление субъектов малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе представляет собой сложную, системную, комплексную задачу. решение которой зависит от многообразия и сочетания экономических, институциональных, социальных и других факторов и условий.

По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 апреля 2018 года, в Российской Федерации зарегистрировано и действует 6,1 млн предприятий малого и среднего предпринимательства, трудоустройство на которых получили более 16 млн человек, что составляет 25 % от общего числа занятых в экономике. Малые предприятия составляют 4,32 % от общего количества предприятий малого и среднего бизнеса [1].

Доля субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства составляет в целом по России около 20 %, тогда как в структуре ВВП развитых стран - 50 %. При этом его значение в отдельных округах и субъектах России значительно отличается от среднего значения. Территориальное расположение России обусловило создание крупных аграрных предприятий и очень мелких фермерских хозяйств и домашних подворий, в то время как среднее звено, призванное обеспечить взаимосвязь крупного и малого агропромышленного бизнеса, только набирает обороты.

Сегодня федеральные и региональные органы власти и управления уделяют значительное внимание вопросам результативного развития малого и среднего бизнеса, однако их решение осуществляется недостаточно быстро и противоречиво. Зачастую сотрудничество государственной власти и малого и среднего бизнеса осуществляется в части финансирования, планирования, разработки, строительства, модернизации, реконструкции и эксплуатации всевозможных объектов соответствующей инфраструктуры, основанных на разделении рисков между предпринимательством и государством.

Деятельность в области аграрного бизнеса существенно разнится с иными видами предпринимательской деятельности, реализуемых экономическими субъектами с целью получения прибыли [1] (табл.).

Основные показатели деятельности малого и среднего бизнеса

в сфере АПК в 2000-2017 гг. [2].

Сегменты АПК 2000 2005 2010 2012 2013 20141 2015 2016 2017

Сфера снабжения, тыс. штук

Сельскохозяйст-

венная техника (машиностроение) 2284,1 1569,7 1110,3 1022,6 979,6 948,6 912,7 888,4 913,6

В том числе:

государственные 2169,9 1491,2 1054,8 971,5 930,6 901,2 867,1 844 867,9

СМСП 114,2 78,5 55,5 51,1 49,0 47,4 45,6 44,4 45,7

Производственная сфера, млрд руб.

Продукция сельского хозяйства 742,4 1380,9 2587,8 3261,7 3339,2 3687,1 5164,9 5505,7 5654,0

В том числе:

растениеводство 206,2 358,4 619,4 959,4 1118,4 1304,6 1767,2 2010,4 3033,2

Из них сельскохо-

зяйственные орга- 189,0 294,4 485,9 738,1 840,6 974,1 1307,2 1473,8 1437,3

низации

крестьянские (фермерские) хо- 17,2 64,0 133,5 221,3 277,8 330,5 460,0 536,6 577,2

зяйства 2

животноводство 153 341,5 718 938,9 998,9 1264,2 1465,8 1544,2 2620,8

Из них сельскохо-

зяйственные орга- 146,6 321,2 664,1 862,7 915,4 1164,9 1350,8 1416,6 1540,7

низации

Транспортно-логистическая сфера, млн тонн

Всего 7907 9167 7749 8519 8264 8006 7582 7597 6957

Из них коммерческие 2372,1 3208,5 3487,1 4344,7 3553,5 3442,6 3563,5 3510,3 3661,0

В т.ч.:

железнодорожный (погрузка грузов) 1047 1273 1312 1421 1381 1375 1329 1227 1106

автомобильный — всего 5878 6685 5236 5842 5635 5417 5041 5138 4748

В т.ч.:

на коммерческой 1117 1471 1204 1052 845 1138 1361 1423 1451

основе

морской 35 26 37 18 17 16 19 28 19

внутренний водный 3 117 134 102 141 135 119 121 260 303

воздушный 4 (транспортная авиация) 0,8 0,8 1,1 1,2 1,2 1,3 1,2 1,0 1,1

Примечание: 1 - Начиная с итогов за 2014 год данные приведены с учётом Крымского федерального округа; 2 - Включая индивидуальных предпринимателей; 3 - Данные Росавиации; 4 - Включая перевозки судами смешанного (река-море) плавания. Источник: Федеральная служба государственной статистики

Анализ приведённых показателей свидетельствует о достаточно скачкообразном присутствии сектора малого и среднего бизнеса во всех сегментах АПК. Важным направлением развития АПК является импор-тозамещение и использование возможностей с учетом тенденций внешнеполитической конъюнктуры.

Предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие свою деятельность в сфере сельского хозяйства, занимают в АПК РФ определённую нишу. Анализируя ситуацию современных рыночных условий, можно утверждать, что единая целая экономика предприятий, входящих в состав АПК, отсутствует. Сложность функционирования АПК во многом является причиной возникающих проблем:

- финансирование субъектов малого и среднего бизнеса в сфере АПК на начальных этапах производственного процесса (например, уборка урожая), недостаток кредитования в комплексе с низким уровнем добавленной стоимости продукции отрицательно сказываются на их устойчивости в долгосрочной перспективе;

- формирование устойчивого и последовательного доступа к рынкам представляет собой серьёзную проблему для малого бизнеса в области агропромышленного комплекса. Данная проблема усиливается, когда сельхозпроизводители вынуждены реализовывать продукцию в разгар уборки урожая по низким ценам в связи с чрезмерным предложением конкретных товаров на местном рынке;

- неразвитая инфраструктура рынка - еще одна немаловажная проблема выхода на региональный рынок небольших предприятий АПК, так как лишает их возможности реализовать свою продукцию по более высокой цене.

Последующее совершенствование АПК России неразделимо связано с решением назревшей проблемы повышения его экономической и социальной эффективности и результативности, что особенно важно сегодня, когда субъектам аграрного производства приходится искать пути развития организационных форм с целью наиболее оптимального применения ресурсного потенциала. В этих условиях интеграция является первенствующим фактором наращивания социально-экономической результативности агропромышленного производства [3, с. 55].

Сибирский федеральный округ (СФО) рассматривается как один из значимых регионов для сельского хозяйства. СФО имеет земельный потенциал для развития сельского хозяйства. Земельные ресурсы составляют 45,7 млн га сельскохозяйственных угодий, из них 22,4 млн га приходится на пашни, это составляет 23,9 и 19,4 % от земельных угодий всей страны соответственно. В Сибирском федеральном округе расположено 12,8 % основных производственных мощностей сельскохозяйственного назначения. На душу населения в СФО приходится 2,4 га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 1,2 га пашни [4]. Красноярский край занимает

одно из ведущих мест по развитию АПК среди регионов СФО. С 2014 года правительство края разрабатывает и реализует меры поддержки малого и среднего агробизнеса.

В Красноярском крае создана целостная система государственной поддержки. Меры, направленные на создание благоприятных условий для развития предпринимательства на территории края, реализуются в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» государственной программы Красноярского края «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства» [2].

Приоритетными направлениями при реализации мер государственной поддержки, в соответствии с федеральными задачами, являются развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и оказание прямой финансовой поддержки субъектам предпринимательской деятельности. Действующие механизмы поддержки направлены в том числе на устранение факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в крае.

По оценке, за 2017 год количество субъектов малого и среднего предпринимательства в крае составит 123,6 тысяч (-0,7 % к 2016 году), в том числе 368 средних предприятий, 52 708 малых предприятий (включая микропредприятия), 70 855 индивидуальных предпринимателей. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей), составит 224,5 тыс. человек.

В 2016 году Федеральной службой государственной статистики, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», проводилось сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, по итогам 2015 года, отсутствовала статистическая информация о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

В период отсутствия статистических данных произошли изменения в федеральном законодательстве, связанные с уточнением критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 изменены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, суммируемые по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам: микропредприятия - 120 млн рублей; малые предприятия - 800 млн рублей; средние предприятия - 2 млрд рублей. Данные изменения повлекли перераспределение субъектов малого и среднего бизнеса по их категориям, в том числе переход ряда средних предприятий в категорию малых предприятий [5].

Также изменился учет субъектов малого и среднего предпринимательства. С августа 2016 года учет осуществляется на основе сформированного ФНС России единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется на основании сведений, представленных субъектами малого и среднего предпринимательства в ФНС России в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В случае непредставления данных в связи с отсутствием ведения хозяйственной деятельности субъект из реестра исключается. Данные о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства, учтенных в реестре, значительно отличаются от статистических данных (по данным реестра, количество субъектов малого и среднего предпринимательства - 107 тыс., по данным статистики - более 125 тыс.) в меньшую сторону.

В настоящее время в Красноярске действуют механизмы поддержки, способствующие развитию малого и среднего бизнеса АПК:

• Государственные программы: «Развитие инвестиционной деятельности малого и среднего предпринимательства»; «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

• Предоставление субсидий и грантов.

• Обучение и менторство.

• Финансовая помощь. Микрозаймы и поручительства.

В целях стимулирования роста предпринимательской активности, создания новых производств в АПК, содействия самозанятости населения края в прогнозном периоде реализуются мероприятия по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью в сельской местности, в виде грантов и субсидий.

Реализация мероприятий государственной поддержки в прогнозном периоде будет способствовать росту оборота малых и средних предприятий в стоимостном выражении, а также увеличению объема инвестиций в основной капитал малых организаций. Оборот малых и средних организаций (включая микропредприятия) увеличится с 868,3 млрд рублей в 2017 году до 1 018,1 млрд рублей в 2020 году. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий (включая микропредприятия) увеличится с 18,4 млрд рублей в 2017 году до 21,4 млрд рублей к концу 2020 г.

Формирование новой парадигмы развития АПК должно базироваться на существующих моделях социально-экономического развития регионов и страны. В основу модели управления устойчивым развитием АПК должны быть положены принципы государственного регулирования социально-экономических процессов, «сочетания» административ-

ного воздействия и рыночных механизмов, поддержания развития малого предпринимательства и социальной защиты малоимущих слоев местного населения. Комплексная реализация таких принципов, наряду с правильно выбранными инструментами управления, может обеспечить эффективное удовлетворение экономических интересов населения в совокупности с повышением результативности хозяйствующих субъектов аграрного производства.

Целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства» учитывает практический опыт реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне и представляет собой набор минимально необходимых действий уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и действующих на территории субъекта Российской Федерации.

Внедрение целевой модели направлено на формирование в регионах базовой инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также повышение уровня доступности мер поддержки для действующих субъектов малого и среднего предпринимательства и граждан, планирующих осуществлять предпринимательскую деятельность. Реализация целевой модели осуществляется в рамках регионального приоритетного проекта «Улучшение инвестиционного климата Красноярского края».

На сегодняшний день главным стимулом развития АПК страны являются перспективы развития малого и среднего бизнеса. Агропромышленный комплекс - стратегически важный узел, который предполагает развитие малого и среднего бизнеса как одно из приоритетных направлений решения проблемы продовольственной безопасности государства в целом и каждого региона в частности.

Литература

1. Груднева АА. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере АПК // Теоретическая и прикладная экономика. — 2016. - № 4. - С. 27-39. DOI: 10.7256/2409-8647.2016.4.21013. -URL: http: //e-n0tabene.ru/etc/article_21013.html.

2. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/.

3. Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2017 г. № 147-р «Об утверждении целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ и составов рабочих групп по мониторингу их внедрения» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Консультант Плюс».

4. Рудой Е.В., Федяев П.М., Афанасьев Е.В. Основные задачи и пути развития АПК по улучшению продовольственного обеспечения населения Сибирского федерального округа // Вестник ОмГАУ. - 2016. - № 2. - С. 268-273.

5. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства // СПС «Консультант Плюс».

Literatura

1. Grudneva AA. Problemy razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v sfere APK // Teoreticheskaya i prikladnaya ekonomika. - 2016. - № 4. - S. 27-39. DOI: 10.7256/2409-8647.2016.4.21013. - URL: http://e-notabene.ru/etc/article_21013.html.

2. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. - URL: http://www.gks.ru/.

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31 yanvarya 2017 g. № 147-r «Ob utverzhdenii celevyh modelej uproscheniya procedur vedeniya biznesa i povysheniya investicionnoj privlekatel'nosti sub"ektov RF i sostavov rabochih grupp po monitoringu ih vnedreniya» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // SPS «Konsul'tant Plyus».

4. Rudoj E.V., Fedyaev P.M., Afanas'ev E.V. Osnovnye zadachi i puti razvitiya APK po uluchsheniyu prodovol'stvennogo obespecheniya na-seleniya Sibirskogo federal'nogo okruga // Vestnik OmGAU. - 2016. -№ 2. - S. 268-273.

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.04.2016 № 265 «O predel'nyh znacheniyah dohoda, poluchennogo ot osuschestvleniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti, dlya kazhdoj kategorii sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva // SPS «Konsul'tant Plyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.