ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЕДИНСТВА И ОБОСОБЛЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ ИНДИКАТИВНЫМИ, ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМИ МЕТОДАМИ
Тлишева Н. А.
кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (Россия), 350044, Россия, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, cellula@mail.ru
УДК 338.43
ББК 65.32(2Рос)-131
Цель: изучение причинно-следственных связей и мотивов выбора регулятором в сфере сельского хозяйства (Министерством сельского хозяйства) тех, или иных целевых показателей результативности реализации подпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства, являющейся частью системы мер содействия достижению целевых параметров региональных программ.
Методы: монографический; диалектика; теоретические методы-операции: системного анализа и синтеза; индукции и дедукции; обобщение; абстрагирование; конкретизация; моделирование; мысленный эксперимент; графический.
Результаты и практическая значимость: при сравнении двух главных подпрограмм - Федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства и «Развитие отраслей агропромышленного комплекса», выявлены направления развития системы целевых индикаторов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, касающихся сферы малого и среднего бизнеса, определен вектор ее реализации, связанный с кооперацией. Рекомендации могут быть использованы в процессе коррекции направлений мониторинга и оценки деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Научная новизна: предложение расширять систему индикаторов эффективности реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в ключе происходящих изменений в системе финансовой инфраструктуры поддержки, опираясь на гарантийные операции, детализацию кредитных операций в части освещения результативности работы бизнеса в пределах госзаказа, участия МСП Банка; индиаторы деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В целом, доказана необходимость реализации программ поддержки в соответствии со спецификой концепции развития малого и среднего бизнеса, в отличие от крупного, вне «единой субсидии».
Финансирование. Исследование проведено при финансовой поддержке Отделения гуманитарных и общественных наук Российского фонда фундаментальных исследований (договор № 17-12-23032/17-0Г0Н) и Администрации Краснодарского края (трехстороннее соглашение о поддержке проекта гуманитарного научного исследования № 47.05.01/8-06.3 от 18 августа 2017 г.); тема НИОКТР: «Активизация воспроизводственных процессов в аграрном секторе экономики Юга России».
Ключевые слова: малый и средний бизнес, поддержка, подпрограмма.
THE PROBLEM OF MAINTAINANCE THE UNITY AND SEPARATENESS OF THE ^ CONCEPT OF STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN AGRARIAN SECTOR OF 8 ECONOMY, IMPLEMENTED BY THE INDICATED PROGRAM-TARGET METHODS <
i <o
Tlisheva N. A. |
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the department of monetary circulation and credit, Kuban State Agrarian (5 University named after IT Trubilin (Russia), 350044, Russia, Krasnodar, Kalinina str., 13, cellula@mail.ru ©
Тлишева Н. А.
Objective: to study the causality and motives of the choice of regulator in the field of agriculture (Ministry of agriculture) of those or other target performance indicators of the subprogramme for the support of small and medium enterprises that are part of a system of measures contributing to the achievement of target regional programs.
Methods: monographic; dialectics; theoretical operation methods: systems analysis and synthesis; induction and deduction; generalization; abstraction; concretization; modeling; thought experiment; graphic.
Results and practical significance: when comparing the two main subroutines - Federal financial support program of small and medium enterprises and "Development of agro-industries" identified directions of development of system of target indicators of the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, primary material and food for 2013-2020, concerning the sphere of small and medium-sized businesses, defined the vector of its implementation, which is associated with cooperation. Recommendations can be used in the process of correcting the areas of monitoring and evaluation of activities of small and average business.
Scientific novelty: the proposal to expand the system of indicators of efficiency of realization of the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 in the key of changes in the system of financial support infrastructure, based on guarantee operations, detail credit transactions in terms of demonstration of businesses effectiveness within the state order, the participation of SMEs Bank; indi-etary activities of agricultural consumer cooperatives.
Overall, the necessity of implementation of support programmes in accordance with the specifics of the concept of development of small and medium-sized businesses, unlike large, out of a "common subsidy".
Financing, the Study was conducted with the financial support of the Department of humanitarian and social Sciences of the Russian Foundation for basic research (contract No. 17-12-23032/17-FIRE) and the administration of Krasnodar region (a tripartite agreement on the project support Humanities research No. 47.05.01/8-06.3 of 18 August 2017); the research's topic: "Intensification of reproduction processes in the agricultural sector of Southern Russia".
Key words: small and medium business, support, subprogram.
Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации -основной вектор концепции развития малого бизнеса (рис. 1).
Поддержка малого бизнеса реализуется благодаря финансовой, имущественной, образовательной и информационно-консультационной инфраструктуре, включает поддержку несырьевого экспорта и высокотехнологичных отраслей.
Субъектам малого бизнеса доступны средства федерального бюджета по Государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» (рис. 2, 3).
Финансирование Приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (рисунок 1) [2] в 2018 и 2019 гг. планируется прекратить1. Возобновление роста финансового наполнения Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» ожидается лишь в 2020 г. [4] (рис. 5).
Количество региональных лизинговых компаний, в уставные капиталы которых запланирован взнос акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (рис. 1) для целей реализации уставных целей акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (в первую очередь для развития индивидуального и малого предпринимательства (прежде всего поставщиков крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации) за 2017 год составляет 2 единицы [4].
Сокращение объемов поддержки развития Национальной гарантийной системы вовсе не означает прекращение активного использования механизма предоставления (получения) гарантий в качестве инструмента развития малого бизнеса (таблица 1).
Ожидаемые результаты, целевые индикаторы, планируемые при реализации подпрограммы 2 Государственной программы «Экономическое развитие
1 В предшествующие периоды развития государством создана Национальная гарантийная система, представленная широкой сетью организаций в регионах России. Система гарантийных организаций Краснодарского края, например, представлена Унитарной некоммерческой организацией «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края». В системе инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края находятся: Центр поддержки предпринимательства, Фонд микрофинансирования Краснодарского края (МФО), Агентство по поддержке экспорта товаров - Фонд «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства» [3].
Тлишева Н. А.
Экономическое развитие и инновационная экономика
3
Подпрограмма «Инвестиционный климат»
Создание благоприятных * условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации
Субсидия автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» на финансовое обеспечение содержания помещений и их аренду
^ Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства»
Г
Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства
! 1
Приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
V
Взнос в уставный капитал акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», г. Москва, в целях последующего взноса в уставный капитал российских лизинговых компаний (фирм) в целях реализации механизма лизинга для субъектов малого предпринимательства, реализации мер гарантийной поддержки малого предпринимательства и развития национальной системы гарантийных организаций
Субсидия на обеспечение создания системы «одного окна» оказания услуг и предоставления образовательной поддержки малым предприятиям
Рис. 1. Структура государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»
20 983 856,8
2017 г. 2018 г. 2019 г.
Рис. 2. Объем финансирования Подпрограмм «Инвестиционный климат» и «Развитие малого и среднего предпринимательства»* в 2017-2019 гг. из федерального бюджета (данные на 01.11.2017)
* Финансирование Приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (см. рис. 3) в 2018 и 2019 гг. планируется прекратить, поэтому происходит резкое сокращение финансирования Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в 2017-2019 гг из федерального бюджета
Основное мероприятие «Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства»
Основное мероприятие «Приоритетный проект "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"»
Рис. 4. Система мероприятий Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», финансируемых за счет средств федерального бюджета, 2017 г (данные на 01.11.2017), тыс. руб. [1]
Тлишева Н. А.
с с с
тг
<ч
Ж
п
Ж
а\
-н О
чп 40 чо
сч
с
<4 Ж
с
I
ж т т
I
<ч ж
<4
И
ТГ
чс ж
чс
чэ о' <ч ж ж
<4
с с с
с
^
с
гч
I
2013 г
2014 г
2015 г.
2016 г
2017 г
2018 г
2019 г
2020 г.
Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»
Подпрограмма «Развитие отраслей АПК» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы
Рис. 5. Сравнительный анализ объемов финансирования подпрограмм поддержки, обеспечивающих развитие малого бизнеса, в программах Министерства экономического развития и Министерства сельского хозяйства [4; 5]
и инновационная экономика» - «Развитие малого и среднего предпринимательства»:
• количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации (достигнет, по прогнозу Минэкономразвития, 42 единиц в 2020 году);
• количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы (ежегодно) (планируется создать не менее 576,06 тыс. рабочих мест с учетом 2013 года к 2020 г.);
• объем выданных гарантий и поручительств по кредитам (гарантиям) субъектам малого и среднего предпринимательства и поручительств по программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (объем к концу 2020 года - не менее 519,8 млрд. рублей);
• количество субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет (включительно); к концу 2020 года планируется достижение - 19666 единиц (с учетом 2014 и 2015 годов);
• количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), завершивших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних
предприятий (к концу 2020 года 182,81 тыс. человек (с учетом 2014 и 2015 годов);
• количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченных в реализацию мероприятий (к концу 2020 года 661,08 тыс. единиц (с учетом 2014 и 2015 годов);
Таблица 1. Количество и объем предоставленных гарантий и поручительств «Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - Корпорацией МСП) - координатором поддержки малого и среднего предпринимательства в 2016 г. в ЮФО (источник: [6])
Регион Количество, шт Объем, тыс. руб.
Астраханская область 22 59476
Волгоградская область 50 1101754
г. Севастополь 2 11120
Краснодарский край 125 1040378
Республика Адыгея 8 22400
Республика Калмыкия 19 14470
Республика Крым 6 75633
Ростовская область 85 709430
Тлишева Н. А.
Таблица 2. Финансирование мероприятий Федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2017-2019 гг., тыс. руб. (источник: [1])
Мероприятие 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Основное мероприятие «Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства», всего 7 883 856,8 5 767 864,4 4 278 820,6
в том числе: субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (межбюджетные трансферты) 18 159,6 0,0 0,0
субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства (межбюджетные трансферты) 7 513 983,2 5 767 864,4 4 278 820,6
субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2017 году субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке 351 714,0 0,0 0,0
• годовой объем кредитной поддержки, оказанной субъектам индивидуального и малого предпринимательства с использованием гарантий и поручительств в рамках национальной гарантийной системы, а также кредитов субъектам индивидуального и малого предпринимательства, предоставленных акционерным обществом «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (за 2017 год 82 млрд рублей) [4].
Основное мероприятие подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» - это «Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства» [1], объемы финансового обеспечения ее реализации представлены в таблице 2.
Если в реализации Госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» прослеживается относительная стройность и прозрачность (зримая определенность) причинно-следственных связей в целях, целевых ориентирах и индикаторах, направлениях и объемах финансирования развития малого и среднего бизнеса, то в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы эта прозрачность утеряна.
Обусловлено это, в первую очередь начавшейся коренной (принципиально негативной, с нашей точки зрения) перестройкой системы (рис. 5) государственной поддержки сельского хозяйства, которая, по принципу «единой субсидии» (см. рисунок 6, объясняющий элементный состав правил предоставления субсидий малому бизнесу и иным приоритетным
сферам) объединяет следующие направления финансирования мероприятий, обозначенных регулятором как «приоритетные» (каждое направление деятельности в сельском хозяйстве, с нашей точки зрения, является приоритетным, а не только те, что будут перечислены нами ниже):
1. Обеспечение продовольственной независимости России.
2. Сохранение и развитие традиционных для регионов России форм производства сельскохозяйственной продукции.
3. Страхованием рисков в растениеводстве и животноводстве.
4. Развитие малого и среднего предпринимательства.
Государственная поддержка в сельском хозяйстве, в подавляющем большинстве случаев, адресована всем формам хозяйствования (в качестве одного из исключений можно назвать сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой, где личным подсобным хозяйствам поддержка не полагается). Эффективность ее осуществления измеряется общими индикаторами, в совокупности которых есть лишь несколько тех, что относятся к малому предпринимательству в сельском хозяйстве. Часть из них, содержащаяся в подпрограмме «Развитие отраслей агропромышленного комплекса», приведена в таблице 3.
Отметим особенность Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в отличие от Госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», состоящую в том, что первая направлена на развитие кооперации в сельском хозяйстве.
Тлишева Н. А.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 315 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [7] (ретроспектива)
Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»
«Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»
«Развитие мясного скотоводства»
«Поддержка малых форм хозяйствования»
«Техническая и технологическая модернизация инновационное развитие»
«Обеспечение реализации Программы»
Федеральные целевые программы:
«Социальное развитие села до 2013 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858:
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598;
«Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99;
Г
«Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 922
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» Список изменяющих документов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.07.2013 № 598, от 15.04.2014 № 315, от 19.12.2014 № 1421, от 13.01.2017 № 7, от 31.03.2017 № 396, от 29.07.2017 № 902) [5]
подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» (250000; 0; 0)
подпрограмма «Управление реализацией Государственной программы»
федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года»
федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года»
федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»
федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы»
[ подпрограмма «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса»
подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса»
Г' Л
подпрограмма «Обеспечение общих условий
функционирования отраслей агропромышленного
комплекса» (135000; 135000; 135000)
подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»
V_У
( подпрограмма «Приоритетный проект «Экспорт | продукции агропромышленного комплекса»
Рис. 6. Структура Госпрограммы развития сельского хозяйства
Тлишева Н. А.
^ Государственная программа ^
г \ Подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» (цель - увеличение доходов и снижение издержек малых форм сельскохозяйственных товаропроизводителей через их участие в сельскохозяйственных потребительских кооперативах)
Основное мероприятие «Содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития | , агропромышленного комплекса» 1
> 1
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса
г \ Размер региональной субсидии зависит от доли ьго субъекта РФ в общем количестве К(Ф)Х, включая ИП, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; в общем объеме произведенной К(Ф)Х хозяйствами, включая ИП, а также в общем остатке ссудной задолженности по кредитным договорам, заключенным малыми формами хозяйствования
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ, в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям. В 2017 году предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, источ-^ником финансового обеспечения которого является субсидия, составляет 95 процентов. ^
Рис. 7. Малый и средний аграрный бизнес и его роль в реализации программно-целевого планирования в сельском хозяйстве: современное состояние [5; 8]
Противоречие в составлении программы развития малого и среднего бизнеса мы видим в том, что размер субсидии, направляемой на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, зависит от доли ьго субъекта РФ в общем количестве крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х), включая индивидуальных предпринимателей (ИП), и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; в общем объеме произведенной К(Ф)Х, включая ИП, а также в общем остатке ссудной задолженности по кредитным договорам, заключенным малыми формами хозяйствования, а целевые индикаторы и показатели региональных программ поддержки развития малого и среднего бизнеса образуют совершенно другую систему (см. таблицу 3).
С нашей точки зрения, должна соблюдаться согласованность между факторами, определяющими размер региональной субсидии и системой целевых индикаторов и показателей подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса», наблюдаемых в течение всего периода реализации госпрограммы.
Следует проводить мониторинг общего остатка ссудной задолженности по кредитным договорам, заключенным малыми формами хозяйствования и включить этот показатель в систему индикативных показателей подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса», расширить систему индикаторов в соответствии со спецификой концепции развития малого и среднего бизнеса, в отличие от крупного, с особенностями деятельности организаций инфраструктуры поддержки, сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
• объем обеспеченных гарантиями или поручительствами участников Нацинальной гарантийной системы кредитов, выданных субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки;
• количество и общая сумма договоров и контрактов с заказчиками, которые определяются Правительством Российской Федерации (если данная информация не является коммерческой тайной);
• предоставленые субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП кредиты АО «МСП Банк» (по сумме и по количеству) и т. д. [10].
Тлишева Н. А.
Таблица 3. Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» и их значениях (источник: [5])
Наименование показателя (индикатора)
2013 г.
т
акт
2014 г.
т
акт
2015 г.
т
акт
г
че
0 2
-
0 2
г
х
0 2
г
о\
0 2
Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки, ед*
из них в Краснодарском крае
6718
6176
7057
3741
72
3741
72
3741
72
3741
72
Прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства государственной поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидии, %
10
10
10
10
Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах**, получивших средства государственной поддержки для развития материально-технической базы, ед*
из них в Краснодарском крае
425
574
48
574
48
574
48
574
48
Прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими средства государственной поддержки, %
10
10
10
10
* Противоречие в том, что фактические общие значения целевых индикаторов, достигнутые в 2013-2016 гг., представлены в Госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, а нет их детализации по субъектам федерации.
** На 1.10.2017 в РФ по данным Банка России насчитывалось 1314 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов [9].
Литература:
1. Бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (по состоянию на 01.11.2017) [электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/ perfomance/budget/federal_budget/budj_rosp/# (дата обращения 14.11.2017)
2. Паспорт приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (в редакции от 23 октября 2017г.) [электронный ресурс]. URL: http://corpmsp.ru/upload/ iblock/a3c/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D0%BF% D0%BE%D 1%80%D 1%82%20%D0%BF%D 1%80% D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%20
%D0%98%D0%9C%D0%9F.pdf (дата обращения 07.12.2017).
3. Форма ведения единого реестра организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и состав сведений, содержащихся в таком реестре [электронный ресурс]. URL: https://monitoring. corpmsp.ru/ StartPage/ orgreg. html (дата обращения 07.12.2017).
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 316. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков
Тлишева Н. А.
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Количество и объем предоставленных в 2016 году гарантий и поручительств в разрезе региона присутствия субъекта МСП [электронный ресурс]. URL: http://corpmsp.ru/upload/iЫock/89b/10%20Прил%20 №%209_raрантии%20в%20субъектах%20РФ.pdf (дата обращения 07.12.2017).
7. О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 29 июля 2017 года № 902. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
8. Об утверждении документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, приведенными в приложении № 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 июля 2017 года № 373. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
9. Статистический бюллетень Банка России.№ 10 (293). 2017 [электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/ publ/BBS/Bbs1710r.pdf . (дата обращения: 08.12.2017).
10. Финансовая поддержка. Корпорация МСП [электронный ресурс]. URL: http://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/ (дата обращения 07.12.2017).
References:
1. Budget allocations for federal budget expenditures for 2017 and for the planned period 2018 and 2019 (as of 01.11.2017) [e-resource]. URL: https://www.minfin.ru/ en/perfomance/budget/federal_budget/budj_rosp/# (date of reference 14.11.2017)
2. Passport of the priority project «Small business and support of an individual entrepreneurial initiative» (as amended on 23 October 2017). [e-resource]. URL: http:// corpmsp.ru/upload/iblock/a3c/%D0%9F%D0%B0%D1%
81%D0%BF%D0%BE%D10/o800/oD1%820/o200/oD00/oBF % D1% 80% D0% BE% D0% B5% D0% BA% D1% 82% D0% B0% 20% D0% 98% D0% 9C% D0% 9F.pdf (date of reference 07.12.2017).
3. Form of maintaining a single register of organizations that form the infrastructure for supporting small and medium-sized businesses, and the composition of information contained in such a registry [e-resource]. URL: https:// monitoring.corpmsp.ru/StartPage/orgreg.html (date of reference 07.12.2017).
4. On approval of the state program of the Russian Federation «Economic development and innovative economy: Resolution of the Government of the Russian Federation of 15 April 2014 № 316. Access from the ref.-legal system «ConsulantPlus».
5. On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs for 2013-2020: Decree of the Government of the Russian Federation of 14 July 2012 № 717. Access from the ref.-legal system «ConsulantPlus».
6. The number and volume of guarantees and warranties granted in 2016 by region of the SME entity's presence [e-resource]. URL: http://corpmsp.ru/upload/ iblock/89b/10%20Pril%20№%209_guarantees%20B%20 subjects%20P®.pdf (date of reference 07.12.2017).
7. On Amendments to the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of the Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs for 2013-2020: Resolution of the Government of the Russian Federation № 902 of 29 July 2017. Access from the ref.-legal system «ConsulantPlus».
8. On approval of documents provided for in the Rules for the Granting and Distribution of Subsidies from the Federal Budget to the Budgets of the Subjects of the Russian Federation for Promoting the Achievement of Target Indicators of the Regional Programs for the Development of the Agro-Industrial Complex, given in Appendix № 9 to the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of the Markets of Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs for 2013-2020, approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation of 14 July 2012 № 717 «On the State program of agricultural development and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 «: The Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation dated 27 July 2017 № 373. Access from the ref.-legal system «ConsulantPlus».
9. Statistical bulletin of the Bank of Russia. № 10 (293). 2017 [e - resource]. URL: http://www.cbr.ru/publ/BBS/ Bbs1710r.pdf. (date of reference 08.12.2017).
10. Financial support. SME Corporation [e-resource]. URL: http://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/ (date of reference 07.12.2017).11.