Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере развития малого и среднего бизнеса'

Государственная политика в сфере развития малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2205
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / PUBLIC POLICY / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / ENTREPRENEURSHIP / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цинченко Галина Михайловна, Орлова Инна Степановна

Цель. Проанализирована государственная политика в сфере развития малого и среднего бизнеса на основе исследования состояния развития малого и среднего предпринимательства в России; направлений политики Российской Федерации в сфере развития малого и среднего бизнеса; законодательного регулирования государственной политики Российской Федерации в сфере в сфере развития малого и среднего бизнес; мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Методы. Исследование проведено на основе комплекса общенаучных методов, таких как обобщение и систематизация теоретических данных на основе изучения работ различных авторов, анализа, синтеза, обобщения, сравнения, системно-функционального и комплексного подхода, с использованием анализа официальной статистики и нормативных федеральных и региональных правовых актов. Результаты. Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в нем уточнены и систематизированы понятия и подходы в отношении государственной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса, которые в отечественной науке еще недостаточно исследованы. Проведенный анализ позволит разработать актуальное видение выявленных проблем и поспособствует совершенствованию государственной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса. Проанализированные материалы помогут оптимизировать деятельность органов государственной власти регионов Российской Федерации, субъектов малого и среднего бизнеса в сфере развития этого экономически важного направления. Научная новизна заключается в исследовании государственной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса как важного звена развития экономики в России и ее регионах в условиях нестабильной экономической ситуации с целью преодолению последствий современного кризиса. Выявлена недостаточная рациональность государственных программ развития малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровне: современные меры поддержки недостаточно эффективны, многие показатели свидетельствуют о негативных явлениях в сфере малого и среднего бизнеса. Существуют проблемы, связанные с недостаточно эффективной организацией банковского кредитования, информированностью о мерах поддержки, отсутствием залогового обеспечения и др., что не позволяет воспользоваться такими мерами, как предоставление субсидий, грантов и т. и.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цинченко Галина Михайловна, Орлова Инна Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE SPHERE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT

Purpose. Public policy in the sphere of development of small and medium business on the basis of research on development of small and medium entrepreneurship in Russia; directions of policy of the Russian Federation in the sphere of development of small and medium-sized business; legal regulation of state policy of the Russian Federation in the sphere of in the sphere of development of small and medium business; the measures of state support of small and medium business are analysed. Methods. The research is based on a set of general scientific methods, such as generalization and systematization of theoretical data based on the study of the research papers of various authors, analysis, synthesis, generalization, comparison, system-functional and integrated approach, using the analysis of official statistics and regulatory Federal and regional legal acts. Results. The theoretical and practical significance of the research is that it clarifies and systematizes the concepts and approaches to public policy in the development of small and medium-sized businesses, which have not yet been sufficiently studied in Russian science. The analysis will allow us to develop an up-to-date vision of the identified problems and contribute to the improvement of state policy in the field of small and medium-sized business development. The analyzed materials will help optimize the activities of public authorities in the regions of the Russian Federation and small and medium-sized businesses in the development of this economically important area. Scientific novelty. Scientific novelty consists in the study of public policy in the field of small and medium-sized business development as an important link in the development of the economy in Russia and its regions in an unstable economic situation in order to overcome the consequences of the current crisis. Insufficient rationality of state programs for the development of small and medium-sized businesses at the Federal and regional levels has been identified: modern support measures are not effective enough, and many indicators indicate negative phenomena in the sphere of small and medium-sized businesses. There are problems associated with insufficiently effective organization of Bank lending, awareness of support measures, lack of collateral, etc., which does not allow you to take advantage of such measures as the provision of subsidies, grants, etc.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере развития малого и среднего бизнеса»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

УДК: 338.242.4 ББК: 65.290.31-18

DOI: 10.22394/2304-3369-2020-3-181-195

ГРНТИ: 82.33.13 Код ВАК: 23.00.02, 08.00.05

Г.М. Цинченко

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург, Россия

И.С. Орлова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ:

Цель. Проанализирована государственная политика в сфере развития малого и среднего бизнеса на основе исследования состояния развития малого и среднего предпринимательства в России; направлений политики Российской Федерации в сфере развития малого и среднего бизнеса; законодательного регулирования государственной политики Российской Федерации в сфере в сфере развития малого и среднего бизнес; мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Методы. Исследование проведено на основе комплекса общенаучных методов, таких как обобщение и систематизация теоретических данных на основе изучения работ различных авторов, анализа, синтеза, обобщения, сравнения, системно-функционального и комплексного подхода, с использованием анализа официальной статистики и нормативных федеральных и региональных правовых актов.

Результаты. Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в нем уточнены и систематизированы понятия и подходы в отношении государственной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса, которые в отечественной науке еще недостаточно исследованы. Проведенный анализ позволит разработать актуальное видение выявленных проблем и поспособствует совершенствованию государственной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса. Проанализированные материалы помогут оптимизировать деятельность органов государственной власти регионов Российской Федерации, субъектов малого и среднего бизнеса в сфере развития этого экономически важного направления.

Научная новизна заключается в исследовании государственной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса как важного звена развития экономики в России и ее регионах в условиях нестабильной экономической ситуации с целью преодолению последствий современного кризиса. о Выявлена недостаточная рациональность государственных программ развития малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровне: современные меры поддержки недостаточно и эффективны, многие показатели свидетельствуют о негативных явлениях в сфере малого и сред- ^ него бизнеса. Существуют проблемы, связанные с недостаточно эффективной организацией бан- о ковского кредитования, информированностью о мерах поддержки, отсутствием залогового обес- ^ печения и др., что не позволяет воспользоваться такими мерами, как предоставление субсидий, ^

грантов и т. п.

ф

I

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Галина Михайловна Цинченко, кандидат социологических наук, доцент, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

199178, Россия, г. Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43, sziu@ranepa.ru

Инна Степановна Орлова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

199178, Россия, г. Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43, sziu@ranepa.ru

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Цинченко Г.М., Орлова И.С. Государственная политика в сфере развития малого и среднего бизнеса // Вопросы управления. 2020. № 3 (64). С. 181-195.

Данная статья посвящена государственной политике в сфере развития малого и среднего бизнеса как звена развития экономики в России и ее регионах в условиях нестабильной экономической ситуации. Малые и средние предприятия в условиях нестабильной экономической ситуации способны решать важнейшие задачи, такие как создание рабочих мест, качественное улучшение сервиса в сфере услуг, увеличение объемов производства, обслуживание потребителей крупной промышленности, удовлетворение нужд потребителей в разнообразной продукции и услугах. Актуальность исследования эффективности мер поддержки в целях развития малого и среднего предпринимательства в России имеет важное практическое значение для развития экономики в России и ее регионах. Проблема повышения эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России обусловлена тем, что на данный момент, несмотря на мероприятия по государственной поддержке малого и среднего бизнеса, показатели предпринимательской активности свидетельствует о недостаточном уровне качественных характеристик предпринимательства в России.

Введение

Малые предприятия гораздо мобильнее и быстрее приспосабливаются к изменению конъюнктуры рынка, «шокам» в экономике, инновационная деятельность часто осуществляется именно на уровне малого предпринимательства. Такие предприятия отличаются большей гибкостью, маневренностью, новаторством. Кроме того, для государства субъекты малого предпринимательства - серьез-

ный источник налоговых поступлений. В настоящее время малые и средние предприятия лишь частично выполняют свою социальную функцию, предприниматели не строят планов по выходу на новые рынки, не расширяют свой бизнес, в большей степени ориентируясь на поддержание приемлемого уровня дохода предпринимателя-собственника, чем на создание новых рабочих мест, рыночную экспансию или инновационное развитие. В разных регионах России сохраняются диспропорции и неравномерное развитие предпринимательства.

Теоретическую основу работы составляют труды отечественных исследователей, посвященные проблемам государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: В. Е. Лапина, В. Н. Елкина, А. В. Артемов, А. С. Голиков, Л. Л. Гишкаева, Ю. С. Сергеева, К. А. Туманянц, Е. Д. Синицы-на, Л. А. Белова, М. В. Аликаева, Л. О. Асланова, Т. Ю. Баженова, А. В. Григорьева, Н. В. Быкова. С точки зрения управленческого аспекта, государственная политика развития малого и среднего предпринимательства в России изучена недостаточно. Можно выделить труды Г. И. Шибиченко, С. В. Теребова, И. А. Проскурина и др. Данные работы изучают отдельные аспекты и проблемы управления в сфере развития малого и среднего предпринимательства в России, но не дают системного представления по теме исследования.

Состояние, динамика, проблемы развития малого и среднего бизнеса в РФ

Для оценки состояния, динамики развития малого и среднего бизнеса обратимся к официальной статистике федеральных служб; дан-

ным, содержащимся в стратегиях развития, утвержденных Правительством РФ.

По состоянию на конец 2019 г. Федеральная налоговая служба показывает наличие в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства 6 141283 субъектов с количеством работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, 15 781512, из них:

1) индивидуальных предпринимателей -3 385 786 с количеством работников 2 393 947 человек, в то время как юридических лиц -2 755 497, но с количеством работников -13 387 565 человек;

2) малых предприятий (не считая микропредприятия, которые составляют 5 874 543 из 6 141 283 с количеством работников 7461 179) - 27 021 с количеством работников 726 835 человек [1].

Стоит особо отметить, что малые предприятия, как и средние, представляют незначительную долю по сравнению с микропредприятиями. То есть малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации - это, в первую очередь, микробизнес (95,5 процента общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства), а число средних предприятий крайне невелико (рис. 1).

Можно сопоставить количество субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от федеральных округов (ФО) (рис. 2).

То есть больше всего субъектов зарегистрировано в Центральном федеральном округе (31 %). Второе место по количеству субъектов занимает Приволжский округ, но он отстает от

Центрального на 13 % (18 %). Три округа находятся в пределах 11-12%, меньше всего зарегистрировано субъектов - в Уральском (8 %), Дальневосточном (5 %) и Северо-Кавказском (3 %) федеральных округах.

Как полагают экономисты, необходимо учитывать, что на неравное распределение хозяйствующих субъектов по территориям влияет отраслевая специализация экономик регионов и округов. Так, небольшое количество предприятий малого предпринимательства в Уральском федеральном округе объясняется наличием отраслевой структуры экономики округа, в которой зафиксировано около 20 % производства России алюминия, металлургии, нефтегазовой промышленность и т. д. [2, с. 190].

В тоже время, в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года указано, что в отдельных моногородах и муниципалитетах, находящихся далеко от административных центров, предпринимательская деятельность сдерживается из-за низкой платежеспособности населения, спроса, неразвитостью бизнес-инфраструктуры [3].

6 000 000 5 000 000 4000 000 3 000 000 2 000 000 1000 000

5 874 543

~ 248 085 - -

Малые предприятия

18 655

Микропредприятия

Средние предприятия

Рисунок 1 - Количество субъектов малого и среднего предпринимательства и отдельно микропредприятий на конец 2019 г.

□ Центральный ФО - 1909 919

□ Северо-Западный ФО - 722 901

□ Южный ФО - 715 798

□ Северо-Кавказский ФО - 203 838

□ Приволжский ФО - 1094 853

□ Уральский ФО - 525 480

□ Сибирский ФО - 649 796

□ Дальневосточный ФО - 318 698

Рисунок 2 - Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в федеральных округах на конец 2019 г.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.07.2014 № 709 [4] перечень моногородов утверждается Правительством РФ. Для признания муниципалитета монопрофильным он должен одновременно: быть городским округом или городским поселением (за определенным исключением); в нем должно постоянно проживать 3 тыс. человек; при осуществлении одного основного вида деятельности или производственно-технологического процесса численность работников в течение 5 лет должны составлять 20 % среднесписочного количества работников, осуществляющих деятельность в этом в округе или поселении организаций; одна из организаций должна осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и (или) производству/переработке промышленной продукции. В настоящее время больше 60 % представителей малого и среднего предпринимательства ведут свой бизнес в сфере строительства, сельского хозяйства, оказания услуг бытового назначения, информационных технологии. Малые предприятия работают чаще всего в торговле и предоставляют услуги населению. Средние предприятия больше всего представлены в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, как в сферах с более высокой добавленной стоимостью [5].

По данным Федеральной налоговой службы десятку наиболее «популярных» видов экономической деятельности согласно общероссийскому классификатору (ОКВЭД) представляют следующие виды: строительство жилых и нежилых зданий (15%), деятельность автомобильного грузового транспорта (12 %), торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (12%), предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (10%), деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (10 %), торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (9 %), торговля оптовая неспециализированная (9 %), аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (8 %), деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов пи-

тания (8 %), аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (7 %) [6, с. 9].

Многие предприниматели сочетают сразу несколько видов деятельности. Если рассматривать динамику изменения количества субъектов малого и среднего предпринимательства за последние годы, можно увидеть некоторое увеличение малых предприятий, однако, при этом, снижение количества средних. Можно сделать вывод о том, что количество субъектов малого бизнеса (без микропредприятий), как и средних предприятий (несмотря на некоторый рост в 2015-2017 гг.), уменьшается, микропредприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей (а не юридических лиц) - напротив, растет. Что касается юридическихлиц, наиболее распространённой организационно-правовой формой при создании малых предприятий - юридических лиц является общество с ограниченной ответственностью (ООО), которое может быть учреждено одним лицом [7].

Отдельно выделим в составе индивидуальных предпринимателей малые предприятия. Получается, что в качестве малых предприятий число индивидуальных предпринимателей снижается, как и задействованных ими работников. Как полагают ученые, причины роста малых предприятий (за счет микропредприятий, которые стали выделяться наряду со средними с 2008 г.) и снижения средних могли быть вызваны тем, что средние предприятия образуются из малых, у которых нет в настоящее время стимулов из-за потери различных льгот по налогообложению, по административным льготам, потерь государственной поддержки и т. д. Поэтому малые предприятия делятся на несколько новых, но не переходят в средний бизнес [2, с. 193]. Кроме того, на показатели статистики влияют особенности статистического учета, например, фирма в течение трех лет считается малой, даже если она превысила лимит по численности или выручке.

С точки зрения специализации, субъекты, занимающиеся сегодня, в основном, строительством, сельским хозяйством, информационными технологиями, бытовыми услугами, торговлей, транспортными услугами, по сути, придерживаются тех же видов деятельности,

что и в 2010-2015 гг. Например, по исследованию Ю. С. Пиньковецкой [8, с. 10], в эти годы среди наибольшего количества субъектов малого и среднего предпринимательства преобладали такие виды деятельности, как сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, образование, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг. Большее количество юридических лиц по сравнению с индивидуальными предпринимателями было обнаружено в строительстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, обрабатывающих производствах, здравоохранении. При этом отмечалось сокращение малых предприятий в сфере сельского хозяйства в связи с финансовыми проблемами, а также их вытеснением крупными организациями. Сегодня сельское хозяйство также не входит в число «популярных» видов деятельности. То есть, в целом, существенного структурного сдвига за последние десять лет также не наблюдается. Что касается того эффекта, который в настоящее время производят субъекты малого и среднего предпринимательства в России, то он невелик. Данные субъекты формируют лишь около 20 % национального валового продукта, что, как минимум, в два раза ниже мирового, тогда как в Европе они обеспечивают около 67 % рабочих мест и 58 % добавленной стоимости в экономике [7, с. 15].

Как следует из Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года:

1) на малые и средние предприятия приходится только 5-6 % общего объема основных средств и 6-7 % объема инвестиций в основной капитал в целом по стране;

2) производительность труда на малых и средних предприятиях в РФ отстает от уровня развитых стран (США, Япония, страны Европейского союза) по оценке Министерства экономического развития РФ в 2-3 раза;

3) доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта РФ - около 6 %, тогда как в развитых странах - 25-35 %, в Южной Корее - около 40 %, в Китае - более 50 %;

4) в России только 4,7 % граждан трудоспособного возраста являются начинающими

предпринимателями, в то время как в Китае -15,5 %, США - 13,8 %, в Бразилии - 17,2 %.

При этом, Стратегией отмечается рост уровня неформальной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства, что связано, в первую очередь, со сложными процедурами регулирования, административным давлением, высоким уровнем финансовой нагрузки. Возникает и вопрос доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам для целей развития бизнеса, т. к. по данным Центрального банка РФ доля малых и средних предприятий в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 16,9 % при среднемировом уровне в 23 %.

Исходя из научных исследований, в качестве основных проблем малого и среднего бизнеса сегодня можно назвать следующие:

1) проблема финансирования и кредитования стартового капитала (по экспертным оценкам, всего лишь 30 % из предпринимателей, имеющих потребность в кредите, получают его, при этом по высокой процентной ставке [9, с. 67]; проблему также составляют рискованное положение малых предприятий, отсутствие кредитных историй у них; отсутствие надежного заемщика, недостаточная ресурсная база, также банки не устраивает непрозрачность малого бизнеса);

2) слабое развитие системы инфраструктуры поддержки самоорганизации малого и среднего бизнеса;

3) недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей, нехватка опыта, знаний и культуры рыночных отношений;

4) небольшая технологическая оснащенность при наличии инновационных возможностей [10, с. 153];

5) проблемы правового характера (в т. ч. несовершенство законодательства) [11, с. 83];

6) большие налоги, ограничение количества сотрудников; невозможность открытия филиалов, запрет на определенные виды деятельности. Все это препятствует расширению малого предпринимательства [9, с. 68].

Иногда проблемы, кроме классификации по сферам (кредитная, налоговая, образовательная, политическая и др.) классифициру-

ются на внешние и внутренние. К внешним проблемам относятся: непостоянство и жесткий характер налогового законодательства; преграды в получении кредитов и их высокие процентные ставки; присутствие монополии крупных организаций на рынке сбыта; недостаток соответствующей государственной поддержки бизнеса; кризисные условия в отдельных областях производства. К внутренним проблемам субъектов малого и среднего предпринимательства можно отнести: недостаток финансовых ресурсов; значительные затраты на налоги и сборы; отсутствие у руководителей организаций знаний в области экономики; низкая конкурентоспособность; наличие значительных постоянных расходов, сокращающих размер прибыли; малоэффективная маркетинговая стратегия; отсутствие квалификации у рабочего персонала; несовершенная система менеджмента; неразумное финансовое управление [12, с. 290].

В итоге, на сегодняшний день. малое и среднее предпринимательство в России - это, в первую очередь, микробизнес. Распространение малого и среднего бизнеса по территории государства неравномерно, что объясняется отраслевой специализацией экономик регионов и округов, низким платежеспособным спросом, слабым уровнем развития бизнес-инфраструктуры в отдельных районах и др. Отрасли, где роль малых и средних предприятий выражена в наибольшей степени - это торговля, сфера бытовых услуг, строительство, деятельность автомобильного транспорта, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. И существенного структурного сдвига за последние десять лет не наблюдается.

Статистика показывает, что количество субъектов малого бизнеса (без микропредприятий), как и средних предприятий уменьшается, но микропредприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей - напротив, растет. Производительность труда на малых и средних предприятиях в РФ отстает от уровня развитых стран в 2-3 раза. С одной стороны, в качестве причин роста микропредприятий рассматриваются особенности статистического учета, меры государственной поддержки; с другой - проблемами, не позволяющими ма-

лому и среднему бизнесу развиваться, являются проблемы финансирования и кредитования, недостаточное развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, недостаточная экономическая и юридическая грамотность малых предпринимателей, небольшая технологическая оснащенность, высокое налоговое бремя, несовершенная система менеджмента, кризисные условия в отдельных областях производства и т. д.

Задачи, направления, мероприятия

государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ

Длительное время в истории России развитию малого предпринимательства не уделялось должного внимания. Еще с советских времен особый акцент делался на крупные государственные предприятия, индустриальные гиганты, способные обеспечить продукцией всю страну. В 1990-е гг. начали развиваться небольшие частные предприятия, которые подвергались негативному влиянию криминала и коррумпированных госслужащих. В 2000-е гг. развитие малого предпринимательства сдерживалось административными барьерами. В настоящее время малому и среднему бизнесу нужна государственная поддержка, несмотря на то, что отношение государства к малому и среднему бизнесу в последние годы меняется в лучшую сторону.

В 90-е годы появились условия для развития частного малого бизнеса, что привело к появлению большого количества ИЧП (индивидуальных частных предприятий). В этот период на все виды бизнеса оказывалось сильное давление со стороны коррумпированных чиновников, представителей силовых структур, криминала, что негативно влияло на тенденции развития малого и среднего бизнеса. В начале 2000-х гг. различные административные препоны сдерживали рост малого предпринимательства. Несмотря на то, что в последние годы государство изменило отношение к представителям малого и среднего предпринимательства в лучшую сторону, им необходима государственная поддержка, особенно в сегодняшней ситуации кризиса, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19. В случае отсутствия или недостаточной государственной помощи многие на-

правления малого и среднего бизнеса будут вынуждены прекратить свою деятельность.

В настоящее время Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определяет основы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. В п. 5 ст. 3 этого закона дано определение поддержки данных субъектов как деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки, осуществляемой в

целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с соответствующими программами и подпрограммами, а также деятельности Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает различные виды поддержки субъектов малого предпринимательства, которые должны позволить предпринимателям получить консультацию специалиста; привлечь инвестиции на инновационный проект; получить кредит в банке, не имея достаточного обеспечения; сократить расходы на этапе становления и т. д. (табл. 1).

Таблица 1 - Виды мер государственной поддержки

Виды Характеристика

Финансовая За счет средств соответствующих бюджетов (РФ, субъектов, муниципальных) путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, гарантий по обязательствам субъектов предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Имуще ств енная Осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, оборудования, транспортных средств, инвентаря и др. на возмездной основе, безвозмездной или на льготных условиях согласно государственных и муниципальных программ для использования по целевому назначению

Консультационная поддержка Выражается в создании организаций, образующих инфраструктуру поддержки и оказывающих консультационные услуги и обеспечении деятельности таких организаций. Также компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства на оплату консультационных услуг

Поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность Например, как указано в ст. 2 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» органы государственной власти и местного самоуправления оказывают поддержку фермерским хозяйствам, например, путем формирования экономической и социальной инфраструктур

Поддержка в области образования Создание условий для подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства или их дополнительного профессионального образования; учебно-методическая и научно-методическая помощь субъектам

Поддержка внешнеэкономической деятельности Сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства; содействие в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров и т. п.

Поддержка в области инноваций и промышленного производства Создание технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечение деятельности таких организаций; содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т. п.; создание условий для привлечения субъектов к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства; акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов

Информационная В виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и т. п.

Поддержка ремесленничества Создание палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности; финансовая, имущественная, консультационная, информационная поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области ремесленной деятельности

В числе используемых мер поддержки в рассматриваемой сфере сегодня в научной литературе отмечаются: субсидии; гранты; возможность обучаться безвозмездно или со скидкой; лизинговые программы, предусматривающие значительные льготы; льготное или бесплатное правовое консультирование; возможность выкупа муниципальной недвижимости; поддержка рекламы; участие в ярмарочных и выставочных мероприятиях, направленных на поддержку малого бизнеса и т. д. [13, с. 319].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом, однако, в законе (ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ) устанавливается перечень субъектов, которым не предоставляется государственная поддержка (инвестиционные фонды; ломбарды; кредитные и страховые организации, за исключением потребительских кооперативов; негосударственные пенсионные фонды и др.). В иных федеральных законах, а также подзаконных актах устанавливаются конкретные условия реализации мер поддержки.

Например, сейчас действует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который устанавливает объем и предельное значение цены закупок у субъектов малого предпринимательства (ст. 30). Принят и Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и многие другие, на основе которых реализуются те или иные меры поддержки. В концепциях, стратегиях развития в настоящее время большое внимание уделяется мероприятиям, направленным на развитие малого и среднего бизнеса. Например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. указывает на следующие меры содействия:

1) расширение системы микрокредитования;

2) упрощение доступа малых предприятий к покупке и аренде недвижимости;

3) развитие инфраструктуры поддержки в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков;

4) ужесточение санкций для сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок, признание недействительными их результатов при грубых нарушениях в ходе проведения проверок;

5) сокращение контрольных и надзорных мероприятий в отношении малого бизнеса, снижение издержек для бизнеса, связанных с ними;

6) значительное сокращение внепроцессу-альных проверок от лица правоохранительных органов.

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года [14] также предполагается создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки, регулярная разработка и реализация программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование спроса на продукцию малых предприятий в рамках закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и др.

К Стратегии прилагается «дорожная карта» - план мероприятий с указанием срока исполнения, наименования ответственного ведомства и конкретных целевых показателей. В числе запланированных мероприятий: создание единого образовательного портала для субъектов малого и среднего предпринимательства; создание системы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность; организационное обеспечение проведения Года предпринимательства в 2018 году; обеспечение финансирования мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях и др. Сроки реализации мероприятий «дорожной карты» были установлены на 2016-2018 гг., и сейчас уже можно увидеть многие из них в действии. Например, существуют нормативные правовые акты о монопрофильных муниципальных образованиях для развития субъектов предпринимательства, которым оказывается поддержка.

Стратегия позволяет скоординировать действия органов власти всех уровней, предста-

вителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки. Предполагается, что в качестве результатов реализации запланированных мероприятий должно стать снижение административной нагрузки на предприятия, повышение доступности финансирования малого предпринимательства и многое другое, а в целом - увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, стабильное развитие данного сектора.

В целом, все государственные мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства можно разделить на прямые и косвенные. Так, например, косвенный характер имеют налоговые каникулы, создание бизнес-инкубаторов и реализаций иных проектов, где партнерами государства при их реализации выступают различные организации: инвестиционные фонды, бизнес-школы, финансово-кредитные учреждения и т. п. Прямыми могут быть гранты для начинающих предпринимателей, субсидии на предпринимательство и др.

К направлениям государственной политики по развитию малого и среднего бизнеса можно отнести и особенности налогообложения, а не только конкретные меры поддержки. Например, Налоговый кодекс РФ содержит условия применения упрощенной системы налогообложения (гл. 26.2), которая может применяться малыми и микропредприятиями с соблюдением определенных условий по выбору и т. д.

В итоге, на сегодняшний день политика государства направлена на создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса, оказание содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), увеличение количества данных субъектов и т. п. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определяет основы государственной политики, в том числе разнообразные меры поддержки (финансовые, образовательные, информационные, имущественные и др.). В числе непосредственных мер поддержки: оформление субсидий; получение грантов; получение консультаций в сфере юриспруденции и бухгалтерии и т. д. Все мероприятия по развитию пред-

принимательства можно разделить на прямые и косвенные.

Приняты и иные законы, подзаконные акты с конкретными условиями реализации мер поддержки. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. указывает на такие меры содействия, как развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков; расширение системы микрокредитования и т. д. В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года установлены также мероприятия, направленные на поддержку и развитие малых и средних предприятий. Стратегия позволяет скоординировать действия органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки.

Так, Закон Санкт-Петербурга от 17.04.2008 № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» [15] устанавливает формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге; порядок разработки, а не только реализации государственных программ (подпрограмм) Санкт-Петербурга; содержит нормы о предоставлении и содержании информации о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Областной закон Ленинградской области от 30.04.2009 № 36-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства на террито-рииЛенинградской области» [16] неразграничивает полномочия, а содержит только указания на деятельность координационных или совещательных органов в сфере развития малого и среднего предпринимательства; положения о поддержке в целом (а особо - финансовой, информационной) и поддержке ремесленной деятельности. То есть, практические примеры показывают разное содержание законов субъектов РФ. В каждом из них, как представляет-

ся, обращается большее внимание на ту сферу, в которой есть проблема регулирования.

В программе Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554 «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» [17] в связи с проблемами снижения количества малых и средних предприятий, преобладания в структуре предприятий оптовой и розничной торговли, субъектов, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой, строительных предприятий и т. п. выделяются мероприятия, связанные с субсидированием, причем во многих аспектах (в виде имущественного взноса на осуществление уставной деятельности; субсидирование части арендных платежей для субъектов, осуществляющих деятельность в области легкой промышленности; субсидии начинающим субъектам в области легкой промышленности; субсидии социальному предпринимательству; субсидирование затрат в сфере ремесленничества и т. д.).

В регионах проводится своя политика поддержки малого и среднего предпринимательства сообразно отдельным аспектам развития конкретного субъекта РФ, проблемам региона, собственным взглядам на пути их решения. В федеральном законодательстве определены основы государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе предусмотрены разнообразные меры поддержки: финансовые, образовательные, информационные и пр. (получение субсидий и грантов; консультаций в сфере юриспруденции и бухгалтерии и т. д.). Приняты акты с конкретными условиями реализации данных мер. Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков; расширению системы микрокредитования и т. д.

Законодательство субъектов РФ в сфере развитии малого и среднего предпринимательства показывает, что в разных субъектах приняты соответствующие законы, однако их содержание различается: одни сосредоточены на разграничении полномочий между органами власти, создании специальных коорди-

национных или совещательных органов, другие - на отдельных видах поддержки, их реализации и т. д. В каждом обращается особое внимание на ту сферу, в которой есть проблема регулирования или особая потребность субъекта. Таким образом, в каждом регионе проводится своя политика поддержки малого и среднего предпринимательства, сообразно отдельным аспектам развития конкретного субъекта РФ, проблемам региона, собственным взглядам на пути их решения.

Заключение

Употребление в законодательном определении субъектов малого и среднего предпринимательства терминов «предприятие», «хозяйствующий субъект» некорректно, поэтому предлагаем сформулировать определение следующим образом: субъекты малого и среднего предпринимательства - юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, установленным настоящим Федеральным законом, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Условия отнесения субъектов к той или иной категории включают в себя критерии предельного значения среднесписочной численности работников, уровня дохода, дополнительные критерии для определенных субъектов. От них зависит государственная поддержка, налогообложение, кредитование. Малый и средний бизнес играет важную роль в формировании рабочих мест; повышении доходов населения; малый бизнес является определяющим в структуре производимого валового внутреннего продукта многих государств. Малый и средний бизнес выполняет не только экономические, но и социальные, инновационные, организационные и личностные функции. Статистика показывает, что количество субъектов малого бизнеса (без микропредприятий), как и средних предприятий, уменьшается, но микропредприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей, -напротив, растет. Производительность труда на малых и средних предприятиях в РФ отстает от уровня развитых стран в 2-3 раза. С одной стороны, в качестве причин роста микропредприятий рассматриваются особенности статистического учета, меры поддерж-

ки, с другой - проблемами, не позволяющими малому и среднему бизнесу развиваться, являются проблемы финансирования и кредитования, недостаточное развитие инфраструктуры поддержки, недостаточная экономическая и юридическая грамотность предпринимателей, технологические проблемы, высокое налоговое бремя и т. д. Важную роль играют социальные проекты, которые осуществляют компании, как драйверы их развития, так как они повышают социальный капитал бизнес-организации, гармонизируют отношения внутри трудовых коллективов и во внешней среде, что способствует решению ряда проблем, росту популярности компаний и укреплению связей с местным сообществами и органами власти [18, с. 58].

Особенностью развития малого и среднего бизнеса в ряде регионов является большое количество сельских населенных пунктов с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой; высокие расходы на логистику; отсутствие возможностей у предпринимателей сделать крупный заказ у производителя вместо того, чтобы производить закупки по высокой цене на ближайшем рынке; низкий кадровый потенциал региона в сельской местности, где население стабильно сокращается (а развитие бизнеса сосредотачивается только в городских округах); низкий уровень платежеспособного населения. В федеральном законодательстве определены основы государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе предусмотрены разнообразные

меры поддержки: финансовые, образовательные, информационные и др. (получение субсидий и грантов; консультаций в сфере юриспруденции и бухгалтерии и т. д.). Приняты акты с конкретными условиями реализации данных мер. Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков; расширению системы микрокредитования и т. д. Сохранение целостности экономического пространства Российской Федерации, экономический рост и социальное развитие требуют целевых мер поддержки этих регионов как важного объекта государственной региональной политики [19, с. 73].

На основании исследования законодательства субъектов РФ в сфере развития малого и среднего предпринимательства, оказалось, что в разных субъектах приняты соответствующие законы, однако их содержание различается: одни сосредоточены на разграничении полномочий между органами власти, создании специальных координационных или совещательных органов, другие - на отдельных видах поддержки, их реализации и т. д. В каждом обращается особое внимание на ту сферу, в которой есть проблема регулирования или особая потребность субъекта. Таким образом, в каждом регионе проводится своя политика поддержки малого и среднего предпринимательства, сообразно отдельным аспектам развития конкретного субъекта РФ, проблемам региона, собственным взглядам на пути решения проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Статистика. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на конец 2019 // Федеральная налоговая служба. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 15.01.2020).

2. Теребова С.В. Состояние и особенности развития малого бизнеса в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2017. № 1. С. 178-199.

3. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Россий-

ской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.01.2020).

4. О критерияхотнесениямуниципальныхоб-разований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-эконо-

мического положения: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 № 709 // СПС КонсультантПлюс. URL: http://ww w.consultantru/ (дата обращения: 19.01.2020).

5. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы // М.: Министерство экономического развития, 2017.

6. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Статистический сборник. М.: Рос-стат, 2017.

7. Аликаева М.В., Асланова Л.О., Баженова Т.Ю. Стратегическое развитие малого бизнеса и формы поддержки индивидуального предпринимательства: монография. Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018.

8. Пиньковецкая Ю.С. Отраслевая структура малого и среднего предпринимательства в России // НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2017. № 3. С. 3-13.

9. Волкова В.В., Валькович О. Н. Проблемы становления малого бизнеса в России // Вестник современных исследований. 2018. № 6-2. С. 66-68.

10. Епифанова Т.В. Критерии определения малого и среднего предпринимательства // Новые технологии. 2011. № 4. С. 149-153.

11. Голиков А.С. Проблемы финансового развития малого бизнеса РФ на современном этапе // Экономика и управление. 2018. С. 82-85.

12. Аминчиков В.В., Белова Л.А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Эпомен, 2018. № 15. С. 288-293.

13. Шибиченко Г.И. Особенности государ-

ственной поддержки малого бизнеса в РФ // Вестник Академии знаний. 2018. № 6. С. 318-320.

14. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018 г.) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.01.2020).

15. О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 17.04.2008 № 194-32 (ред. от

25.03.2019) // СПС КонсультантПлюс. URL: ht tp://www.consultant.ru/ (дата обращения:

19.01.2020).

16. О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области: Закон Санкт-Петербурга от 30.04.2009 № 36-оз (ред. от 26.07.2016) // СПС Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.01.2020).

17. Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге: Государственная программа Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554 (ред. от 06.02.2019) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.01.2020).

18. Рыбаков В.А. Инвестиции в социальный капитал как современное направление в Российском бизнесе//Общество: политика,экономика, право. 2020. № 4 (81). С. 54-58.

19. Бухвальд Е.М., Валентей С.Д., Одинцова А.В. Экономические проблемы федерализма, региональной политики и местного самоуправления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 1. С. 51-82.

STATE POLICY IN THE SPHERE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT

G.M. Tsinchenko I.S. Orlova

Russian Presidential Academy of National Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration, Economy and Public Administration,

Saint Petersburg, Russia Saint Petersburg, Russia

ABSTRACT:

Purpose. Public policy in the sphere of development of small and medium business on the basis of research on development of small and medium entrepreneurship in Russia; directions of policy of the Russian Fed-

eration in the sphere of development of small and medium-sized business; legal regulation of state policy of the Russian Federation in the sphere of in the sphere of development of small and medium business; the measures of state support of small and medium business are analysed.

Methods. The research is based on a set of general scientific methods, such as generalization and sys-tematization of theoretical data based on the study of the research papers of various authors, analysis, synthesis, generalization, comparison, system-functional and integrated approach, using the analysis of official statistics and regulatory Federal and regional legal acts.

Results. The theoretical and practical significance of the research is that it clarifies and systematizes the concepts and approaches to public policy in the development of small and medium-sized businesses, which have not yet been sufficiently studied in Russian science. The analysis will allow us to develop an up-to-date vision of the identified problems and contribute to the improvement of state policy in the field of small and medium-sized business development. The analyzed materials will help optimize the activities of public authorities in the regions of the Russian Federation and small and medium-sized businesses in the development of this economically important area.

Scientific novelty. Scientific novelty consists in the study of public policy in the field of small and medium-sized business development as an important link in the development of the economy in Russia and its regions in an unstable economic situation in order to overcome the consequences of the current crisis. Insufficient rationality of state programs for the development of small and medium-sized businesses at the Federal and regional levels has been identified: modern support measures are not effective enough, and many indicators indicate negative phenomena in the sphere of small and medium-sized businesses. There are problems associated with insufficiently effective organization of Bank lending, awareness of support measures, lack of collateral, etc., which does not allow you to take advantage of such measures as the provision of subsidies, grants, etc.

KEYWORDS: public policy, small and medium-sized businesses, entrepreneurship, state support. AUTHORS' INFORMATION:

Galina M. Tsinchenko, Cand. Sci. (Sociological), Associate Professor, North-Western Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 57/43, Sredniy Ave. V.O., Saint Petersburg, 199178, Russia, sziu@ranepa.ru

Inna S. Orlova, Cand. Sci. (Pedagogical), Associate Professor, North-Western Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 57/43, Sredniy Ave. V.O., Saint Petersburg, 199178, Russia, sziu@ranepa.ru

FOR CITATION: Tsinchenko G.M., Orlova I.S. State policy in the sphere of small and medium-sized business development // Management issues. 2020. № 3 (64). P. 181-195.

REFERENCES

1. Statistics. Unified register of small and medium-sized businesses as of the end of 2019 // Federal tax service.. URL: https://ofd.nalog.ru /statistics.html (date of reference: 15.01.2020). [Statistika. Edinyy reestr sub'ektov malogo i sred-nego predprinimatel'stva po sostoyaniyu na konets 2019 // Federal'naya nalogovaya sluzhba. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (data obra-shcheniya: 15.01.2020).] - (In Rus.)

3. On the approval of the strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030: Order of the Government of the Russian Federation of June 2, 2016 No. 1083-r // RLS Consultant-Plus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference: 29.01.2020). [Ob utverzhdenii Strate-gii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v

Pp. 178-199. [Terebova S.V. Sostoyanie i osobennosti razvitiya malogo biznesa v Rossii // Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz, 2017. № 1. S. 178-199.] - (In Rus.)

2. Terebova S.V. State and features of small business development in Russia // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2017. No. 1.

Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda: Ras-poryazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 02.06.2016 № 1083-r // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 29.01.2020).] - (InRus.)

4. About the criteria of reference of municipalities of the Russian Federation to non-diversified (single-industry towns) and categories of non-diversified municipal entities of the Russian Federation (mono industry towns) depending on the risk of deterioration of their socio-economic status: the decree of the Government of the Russian Federation dated 29 July, 2014, No. 709 // RLS Consultant-Plus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference: 19.01.2020). [O kriteriyakh otnese-niya munitsipal'nykh obrazovaniy Rossiyskoy Fede-ratsii k monoprofil'nym (monogorodam) i kategori-yakh monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovaniy Rossiyskoy Federatsii (monogorodov) v zavisimosti ot riskov ukhudsheniya ikh sotsial'no-ekonomiche-skogo polozheniya: Postanovlenie Pravitel'stva Ros-siyskoy Federatsii ot 29.07.2014 № 709 // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 19.01.2020).] - (InRus.)

5. Report on the results achieved to improve the business environment, develop small and medium-sized businesses, and support individual business initiatives // Moscow: Ministry of Economic Development, 2017. [Doklad o dostignutykh rezul'tatakh po uluchsheniyu usloviy vedeniya predprinima-tel'skoy deyatel'nosti, razvitiyu malogo i srednego biznesa i podderzhke individual'noy predprinima-tel'skoy initsiativy // M.: Ministerstvo ekonomich-eskogo razvitiya, 2017.] - (In Rus.)

6. Small and medium-sized businesses in Russia. 2017: Statistics digest. Moscow: Rosstat, 2017. [Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii. 2017: Statisticheskiy sbornik. M.: Rosstat, 2017.] -(InRus.)

7. Alikayeva M.V., Aslanova L.O., Bazheno-va T.Yu. Strategic development of small business and forms of support for individual entrepreneur-ship: monograph. Nizhny Novgorod: Professional science, 2018. [Alikaeva M.V., Aslanova L.O., Bazhe-nova T.Yu. Strategicheskoe razvitie malogo biznesa i formy podderzhki individual'nogo predprinima-tel'stva: monografiya. Nizhniy Novgorod: Profes-sional'naya nauka, 2018.] - (In Rus.)

8. Pinkovetskaya Yu. S. Branch structure of small and medium-sized businesses in Russia // ITMO University. Series: Economics and environmental management, 2017. No. 3. Pp. 3-13. [Pin'kovetska-ya Yu.S. Otraslevaya struktura malogo i srednego

predprinimatel'stva v Rossii // NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. 2017. №3. S. 3-13.] - (InRus.)

9. Volkova V.V., Valkovich O.N. Problems ofsmall business development in Russia // Bulletin of modern research. 2018. No. 6-2. Pp. 66-68. [Volkova VV., Val'kovich O.N. Problemy stanovleniya malogo biz-nesa v Rossii // Vestnik sovremennykh issledovaniy. 2018. № 6-2. S. 66-68.] - (In Rus.)

10. Epifanova T.V. Criteria for determining small and medium-sized businesses // New technology. 2011. No. 4. Pp. 149-153. [Epifanova T.V. Krite-rii opredeleniya malogo i srednego predprinimatel'-stva // Novye tekhnologii. 2011. № 4. S. 149-153.] -(InRus.)

11. Golikov A.S. Problems of financial development of small business in the Russian Federation at the present stage // Economics and management. 2018. Pp. 82-85. [Golikov A.S. Problemy finansovo-go razvitiya malogo biznesa RF na sovremennom etape // Ekonomika i upravlenie. 2018. S. 82-85.] -(InRus.)

12. AlenchikovV. V., Belova, L. A. Problems of development of small business in Russia // Epomen, 2018, No. 15, Pp. 288-293. [Aminchikov VV., Belova L.A. Problemy razvitiya malogo biznesa v Rossii // Epomen, 2018. № 15. S. 288-293.] - (In Rus.)

13. Shibichenko G.I. Features of state support for small businesses in the Russian Federation // Bulletin of the Academy of knowledge. 2018. No. 6. Pp. 318-320. [Shibichenko G.I. Osobennosti gosu-darstvennoy podderzhki malogo biznesa v RF // Vestnik Akademii znaniy. 2018. № 6. S. 318-320.] -(InRus.)

14. Approval of the strategy for the development ofsmall and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation of June 02, 2016 No. 1083-r (ed. from 30.03.2018) // RLS Con-sultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference: 18.01.2020). [Ob utverzhdenii Strate-gii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda: Ras-poryazhenie Pravitel'stva RF ot 02.06.2016 № 1083-r (red. ot 30.03.2018 g.) // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 18.01.2020).] - (InRus.)

15. On the development of small and medium-sized businesses in Saint Petersburg: The Law of Saint Petersburg from April 17, 2008 No. 19432 (ed. from 25.03.2019). // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference: 19.01.2020). [O razvitii malogo i srednego predpri-

nimatel'stva v Sankt-Peterburge: Zakon Sankt-Peter-burga ot 17.04.2008 № 194-32 (red. ot 25.03.2019) // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant .ru/ (data obrashcheniya: 19.01.2020).] - (InRus.)

16. On the development of small and medium-sized businesses in the Leningrad region: The Law of St. Petersburg from April 30, 2009 No. 36-oz (ed. from 26.07.2016) // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference: 19.01.2020). [O razvitii malogo i srednego predpri-nimatel'stva na territorii Leningradskoy oblasti: Za-kon Sankt-Peterburga ot 30.04.2009 № 36-oz (red. ot 26.07.2016) // SPS Konsul'tantPlyus. URL: ht tp: //www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 19.01.2020).] - (InRus.)

17. Development of entrepreneurship and consumer market in Saint Petersburg: National Program of Saint Petersburg from June 30, 2014 No. 554 (ed. from February 6, 2019) // RLS Consul-tantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference: 19.01.2020). [Razvitie predprinimatel'-stva i potrebitel'skogo rynka v Sankt-Peterburge:

Gosudarstvennaya programma Sankt-Peterburga ot 30.06.2014 № 554 (red. ot 06.02.2019) // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 19.01.2020).] - (InRus.)

18. Rybakov V.A. Investment in social capital as a modern direction in Russian business // Society: Politics, Economics, Law. 2020. No. 4 (81). Pp. 54-58. [Rybakov V.A. Investitsii v sotsial'nyy kapital kak so-vremennoe napravlenie v Rossiyskom biznese // Ob-shchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2020. № 4 (81). S. 54-58.] - (InRus.)

19. Bukhvald E.M., Valentey S.D., Odintsova A.V. Economic problems of federalism, regional policy and local self-government // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2020. No. 1. Pp. 51-82. [Bukhval'd E.M., Va-lentey S.D., Odintsova A.V. Ekonomicheskie prob-lemy federalizma, regional'noy politiki i mestnogo samoupravleniya // Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk. 2020. № 1. S. 51-82.] -(InRus.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.