Научная статья на тему 'МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1048
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУБСИДИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ENTREPRENEURSHIP / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / STATE REGULATION / SUBSIDIES / INVESTMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маковецкий Михаил Юрьевич

В статье исследуются теоретические и практические аспекты становления и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Значимая его роль предопределяется широким набором социальных и экономических функций, которые оно выполняет. Прежде всего, это повышение уровня занятости, создание и поддержка конкурентных рыночных условий для ведения хозяйственной деятельности, устранение социального неравенства и другие. В силу обозначенных обстоятельств развитие малого и среднего бизнеса должно соответствующим образом стимулироваться и поддерживаться со стороны государства. В Российской Федерации уже имеются правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. На федеральном и региональном уровнях управления реализуются соответствующие программы. Вместе с тем сохраняется целый ряд факторов, препятствующих эффективному развитию малого и среднего бизнеса, в том числе относящихся к внешней среде и внутреннему состоянию его субъектов. Для их решения предлагается ряд направлений по совершенствованию государственного регулирования и поддержки малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AS A KEY ELEMENT OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the theoretical and practical aspects of the formation and development of small and mediumsized businesses in the Russian Federation. Its significant role is predetermined by a wide range of social and economic functions that it performs. first, it is an increase in the level of employment, the creation and support of competitive market conditions for economic activity, the elimination of social inequality, and others. due to these circumstances, the development of small and medium-sized businesses should be appropriately stimulated and supported by the state. The Russian Federation already has a legal and organizational framework for State support for small and medium-sized businesses. Relevant programs are being implemented at the federal and regional levels of government. At the same time, there are several factors that hinder the effective development of small and medium-sized businesses, including those related to the external environment and the internal state of its subjects. To solve them, several directions are proposed to improve state regulation and support small businesses.

Текст научной работы на тему «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.36

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Маковецкий Михаил Юрьевич,

канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, e-mail: mmakov@mail.ru, Московский университет им. С. Ю. Витте, г. Москва

В статье исследуются теоретические и практические аспекты становления и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Значимая его роль предопределяется широким набором социальных и экономических функций, которые оно выполняет. Прежде всего, это повышение уровня занятости, создание и поддержка конкурентных рыночных условий для ведения хозяйственной деятельности, устранение социального неравенства и другие. В силу обозначенных обстоятельств развитие малого и среднего бизнеса должно соответствующим образом стимулироваться и поддерживаться со стороны государства. В Российской Федерации уже имеются правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. На федеральном и региональном уровнях управления реализуются соответствующие программы. Вместе с тем сохраняется целый ряд факторов, препятствующих эффективному развитию малого и среднего бизнеса, в том числе относящихся к внешней среде и внутреннему состоянию его субъектов. Для их решения предлагается ряд направлений по совершенствованию государственного регулирования и поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, государственное регулирование, субсидирование, инвестиционная поддержка

SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AS A KEY ELEMENT OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Makovetsky M.Y.,

candidate of economic sciences, associate professor of the department of management,

e-mail: mmakov@mail.ru, Moscow Witte University, Moscow

The article examines the theoretical and practical aspects of the formation and development ofsmall and medium-sized businesses in the Russian Federation. Its significant role is predetermined by a wide range of social and economic functions that it performs. first, it is an increase in the level of employment, the creation and support of competitive market conditions for economic activity, the elimination of social inequality, and others. due to these circumstances, the development of small and medium-sized businesses should be appropriately stimulated and supported by the state. The Russian Federation already has a legal and organizational framework for State support for small and medium-sized businesses. Relevant programs are being implemented at the federal and regional levels of government. At the same time, there are several factors that hinder the effective development of small and medium-sized businesses, including those related to the external environment and the internal state of its subjects. To solve them, several directions are proposed to improve state regulation and support small businesses. Keywords: entrepreneurship, small and medium-sized businesses, state regulation, subsidies, investment support

DOI 10.21777/2587-554X-2020-4-66-74

Введение

Современные экономические системы большинства государств характеризуются структурой, имеющей крайне сложное функциональное устройство, элементами которой выступают разнообразные социальные и экономические отношения, экономические взаимосвязи, организационно-экономические механизмы и формы хозяйственной деятельности. Эффективность функционирования столь масштабных образований зависит от большого количества факторов как внешней, так и внутренней среды экономической системы.

Немаловажным фактором экономического развития является структурное устройство экономической системы, а именно удельный вес элементов хозяйственной деятельности, образующих саму систему. По нашему мнению, экономические системы, выстроенные по принципу разумного сочетания государственных и частных форм хозяйственной деятельности (включая малый, средний и крупный бизнес) позволяют экономической системе функционировать наиболее эффективно и качественно. Поэтому предпринимательство должно являться одним из ключевых инструментов современного развития экономики.

В настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства большинством исследователей признается в качестве ключевого фактора эффективного развития рыночной экономики. Благодаря огромному созидательному потенциалу оно придает экономике необходимую гибкость, активизирует ресурсный потенциал, выступает в качестве инструмента социально-экономического развития, стимулирует потребительский рынок и предпринимательскую инициативу. Это предопределяет значимость полномасштабной поддержки функциональной состоятельности организаций малого и среднего бизнеса со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, что, в свою очередь, предопределяет повышенное внимание к организации и методам финансовой поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства, в особенности со стороны органов государственной власти.

Актуальность указанной проблемы состоит в том, что малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации - это не только необходимый этап в развитии экономической системы нашей страны, но и наиболее существенный элемент в развитии общества в целом, поскольку оно в значительной мере выступает основополагающей частью создания среднего класса, обеспечивающего социально-экономическую стабильность, а также политический баланс и демократическое развитие социума.

1. Место и роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике

Предпринимательство как историческая категория существовало не всегда. Основой предпринимательской деятельности выступает товарное хозяйство (рыночная экономика), развитие которого становится фундаментальной основой для эволюционных процессов предпринимательства, выражающихся в изменении масштабов, форм и сфер его приложения [8]. В наше время предпринимательство является объективным, необходимым феноменом хозяйственной деятельности. Оно прочно укрепилось в сознании людей и имеет в целом позитивное восприятие как ключевой сферы экономики и всей общественной жизни. Кроме того, предпринимательство сегодня занимает особое место в функционировании экономической системы государства, обусловливая необходимость создания надлежащих условий для его дальнейшего развития. В целом можно утверждать, что процесс развития предпринимательства в Российской Федерации произошел в большей степени стихийно и был обусловлен внешними требованиями, но при этом внутреннее состояние экономики и общества также нуждалось в развитии данной сферы экономического функционирования.

Как показывает опыт зарубежных стран, ключевым фактором эффективного развития рыночной экономики выступает малое и среднее предпринимательство (далее - МСП). Благодаря своему огромному созидательному потенциалу оно придает экономике необходимую гибкость, активизирует ресурсный потенциал, выступает в качестве инструмента социально-экономического развития, стимулирует потребительский рынок и предпринимательскую инициативу. Это предопределяет значимость полномасштабной поддержки функциональной состоятельности организаций малого и среднего бизнеса со

стороны органов государственной власти и местного самоуправления, что, в свою очередь, обусловливает повышенное внимание к организации и методам финансовой поддержки, предоставляемой субъектам малого и среднего предпринимательства.

Актуальность, теоретическое и прикладное значение исследования обозначенной выше проблемы состоит в том, что малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации - это не только необходимый этап в развитии экономической системы нашей страны, но и наиболее существенный элемент в развитии общества в целом, поскольку оно в значительной мере выступает основополагающей частью создания среднего класса, обеспечивающего социально-экономическую стабильность в обществе, а также политический баланс и демократическое развитие социума.

Развитие предпринимательства связано еще и с социальным аспектом, затрагивающим вопрос формирования среднего класса в структуре общества государства, что также усиливает значимость развития предпринимательства на территории Российской Федерации. Совершенно справедливо стоит заметить, что на сегодняшний день российское общество является недостаточно готовым к более активному самостоятельному экономическому хозяйствованию, что подтверждается статистическими исследованиями, представленными на рисунке 11.

Рисунок 1 - Готовность граждан Российской Федерации стать предпринимателем

Вероятно, отчасти здесь сказывается негативное влияние так называемых традиционных ценностей, которые обычно противопоставляются «западным ценностям». Применительно к российскому социуму в качестве «традиционных ценностей» чаще всего называют примат духовного над материальным, семейные ценности, религиозные ценности, труд, патриотизм, справедливость, коллективизм и общинность, благотворительность и меценатство и т.д. В этой связи в ряде исследований делается вывод о «тормозящем» эффекте (влиянии) «традиционных ценностей», которые не стимулируют инициативу, предприимчивость, творчество, креативность [1].

В результате у нас пока крайне мала доля граждан, которые воспитались в условиях не конфронтации с западными ценностями, а, наоборот, были ориентированы на включение нашей страны в мировую цивилизацию со всеми ее атрибутами, в том числе стремление к успеху, свободу творчества и предпринимательства и др.

Поэтому развитие МСП, а также совершенствование методов и форм его государственной поддержки следует рассматривать как одно из наиболее приоритетных направлений современного социально-экономического развития нашей страны. В связи с изложенным сегодня имеется настоятельная потребность в комплексном и всестороннем исследовании места и роли малого и среднего бизнеса (предпринимательства) в экономике Российской Федерации, а также особенностей его поддержки со стороны государства.

Становление отечественного предпринимательства, в общем и целом, соответствовало общим тенденциям мирового эволюционного процесса, но в то же время имело ряд особенностей, которые приводили к существенным отличиям отечественного бизнеса от зарубежного. Современные позиции малого бизнеса в российской экономике не сопоставимы с его потенциалом и возможностями, при этом

1 Информационный портал «ФИНАНСЫ^и» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.finansy.ru (дата обращения: 30.10.2020).

существующая в последние годы тенденция государственного содействия его развитию в целом отражает положительную динамику.

Право осуществления предпринимательской деятельности и его юридическая защита закрепляются многими правовыми документами Российской Федерации. Основной закон нашего государства - Конституция Российской Федерации - в статье 34 содержит следующее положение: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»2. В соответствии с указанным положением предпринимательскую деятельность, не нарушающую законы Российской Федерации, может осуществлять любой гражданин нашей страны.

Подобное законодательное утверждение права на предпринимательскую деятельность свидетельствует о высоком уровне юридической поддержки предпринимателей и подтверждает заинтересованность государства в его развитии. В статье 2 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации приводится следующее определение: «Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»3.

К субъектам МСП относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели4.

Основным инструментом систематизации и классификации предпринимательства является численность сотрудников и объемы доходов, в результате чего субъекты МСП делятся на крупные, средние, малые и микропредприятия. Основное сосредоточение субъектов малого предпринимательства характерно для сферы торговли и предоставления услуг населению, а среднее предпринимательство преимущественно функционирует в отраслях с высоким уровнем добавленной стоимости: строительство, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность [6].

Значимым параметром для анализа деятельности субъектов МСП является уровень их инновационной направленности. Как показывает мировой опыт, именно для субъектов МСП свойственна выраженная инновационная составляющая, поскольку они могут более эффективно внедрять достижения НТП. Однако анализ структуры российской экономики свидетельствует о том, что к инновационной деятельности можно отнести не более 2 % малого бизнеса [3].

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, можно утверждать, что несовершенство рыночных отношений предопределяет необходимость целенаправленного государственного вмешательства в процесс развития предпринимательской деятельности и реализации мероприятий, направленных на поддержку субъектов МСП.

2. Направления государственной поддержки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

В последние годы, учитывая высокую значимость малого и среднего предпринимательства для сохранения социальной и экономической стабильности в развитии нашей страны, государство, пожалуй, впервые стало воспринимать его не как проблему, а как полноправного партнера, с которым можно и нужно развивать взаимовыгодное сотрудничество [4].

Роль государства, по нашему мнению, должна сводиться преимущественно к двум основным направлениям. Во-первых, государство как основной субъект и инициатор регуляторной практики на

2 Конституция Российской Федерации с гимном России. - М.: Проспект, 2020. - 64 с.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СПС «Консультант-Плюс».

4 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

рынке должно обеспечивать организацию условий юридической защищенности субъектов предпринимательской деятельности, гарантию сохранения конкуренции на рынке и препятствование монополизму. Во-вторых, от государства требуется организация поддержки предпринимательства, обусловленная нестабильностью российской экономической системы по причине незавершенности процесса ее становления в качестве независимой и гармонично функционирующей системы.

Все еще скромные показатели в развитии и в масштабах деятельности МСП и явное осознание необходимости формирования предпринимательского фланга в экономической системе государства обусловило появление не только параметров высокой юридической защищенности предпринимательской деятельности, но и методов (форм) государственной поддержки субъектов предпринимательства.

Предприятия МСП, ставшие в конце XX века относительно новым, вернее - хорошо забытым старым явлением в экономической жизни нашей страны, на сегодняшний день в целом могут оцениваться как вполне состоявшиеся участники рыночных отношений, несмотря на сохраняющиеся объективные трудности в их развитии и наличие большого числа сдерживающих его факторов. По данным официальной статистики, ежегодно МСП становится все более распространенным форматом ведения предпринимательской деятельности. Малое и среднее предпринимательство в современной Российской Федерации - это около 5,6 миллиона хозяйствующих субъектов, рабочие места для более 18 миллионов граждан. Около 20 % валового внутреннего продукта Российской Федерации, а в некоторых регионах - более 30 % регионального валового продукта, создается именно такими организациями5.

Несмотря на весьма динамичное развитие МСП, оно по-прежнему остается весьма чувствительным по отношению к рыночной нестабильности и экономическим потрясениям. Согласно исследованию информационного агентства «РБК» для современного МСП наиболее актуальными являются следующие проблемы, в наглядной форме представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 - Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса

Учитывая значимость МСП для экономического развития государства, необходимость его поддержки и сохранения положительной динамики роста и развития относится к одной из приоритетных задач в работе органов государственной власти на федеральном и региональном уровне и органов местного самоуправления. В этом контексте усиление регулирующей роли государства является немаловажным аспектом решения обозначенной актуальной проблемы. По нашему мнению, дальнейшая малоактивная позиция нашего государства по налаживанию эффективных форм хозяйствования, к числу которых относится малый бизнес, приведет страну к пессимистическому варианту развития и усугублению проблемы стагнации экономики.

5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») // СПС «КонсультантПлюс».

В Российской Федерации на сегодня в целом сформированы необходимые правовые, организационные и экономические основания государственной поддержки субъектов МСП. Базовый нормативный правовой документ (акт), осуществляющий регулирование и определяющий основы функционирования малого и среднего предпринимательства, - упомянутый выше Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В указанном нормативном правовом акте определены ключевые параметры, связанные с развитием МСП, устанавливаются положения его поддержки.

Помимо формирования и совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей различные аспекты создания и функционирования организаций - субъектов МСП, значимую роль для его развития имели изменения условий и введение новых специальных режимов налогообложения. Положительное влияние на рост количества малых и средних предприятий оказали и некоторые другие меры государственной политики [2].

Реализация положений о поддержке МСП в соответствии с федеральным и региональным законодательством предполагает создание соответствующей инфраструктуры. В состав инфраструктурных объектов, ориентированных на содействие развитию МСП, входят разнообразные центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки, фонды содействия кредитованию, инвестиционные фонды, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры и др.

Субъекты МСП и организации, формирующие инфраструктуру его поддержки, включают в себя следующие виды государственной поддержки: финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также повышение квалификации представителей МСП. Условия и порядок оказания помощи субъектам предпринимательства осуществляются на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации, субъектов, применяемых в целях реализации государственных программ (подпрограмм) поддержки МСП на территории Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Федерации и местное самоуправление могут устанавливать иные или дополнительные формы поддержки субъектов МСП, осуществляемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Одним из наиболее востребованных способов поддержки предпринимателей выступает оказываемая им финансовая поддержка [5]. Финансовая поддержка субъектов МСП может осуществляться в различных формах: посредством предоставления им субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов предпринимательской деятельности. Средства федерального бюджета, выступая основным источником реализации программ финансовой поддержки предпринимательства, ежегодно утверждаются законом о федеральном бюджете и предоставляются фондам поддержки научной и инновационной деятельности, субъектам Федерации в виде субсидиарной поддержки в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Зачастую финансовая поддержка осуществляется в соответствии с целевыми программами на основе конкурсного отбора участников - получателей субсидий. Помимо этого, субъекты Федерации и муниципалитеты могут самостоятельно аккумулировать бюджетные фонды, средства которых могут использоваться на стимулирование развития предпринимательства в регионе.

Формирование отношений между государством и субъектом предпринимательства по вопросам имущественной поддержки должно основываться на принятии во внимание интересов и государства, и бизнеса в общих рамках функционирования экономики. На современном этапе ключевая задача подобного содействия государства предпринимателям заключается в формировании устойчивого развития МСП на территории государства и его укрепления в структуре экономики Российской Федерации. В соответствии со стратегией инновационного развития предусмотрено стимулирование инноваций и поддержка создания новых инновационных компаний [7].

Основой для реализации имущественной поддержки предпринимателей выступает публичная собственность, при этом она может оказываться в разнообразных формах6:

6 Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - URL: http:/www. corpmsp.ru (дата обращения: 25.10.2020).

— безвозмездное предоставление имущества публичной собственности определенного назначения в пользование для субъектов МСП;

— арендное пользование имуществом публичной собственности по льготным ставкам;

— бесплатное предоставление объектов публичной собственности специального назначения во владение, либо применение льготных тарифов или рассрочки платежей;

— реализация имущества публичной собственности или сдача его в аренду по рыночным ставкам вне конкурентных процедур, либо в рамках ограниченных конкурентных процедур: льгота заключается в предоставлении преимущественного доступа к объектам публичной собственности в условиях их ограниченности.

Современные российские предприниматели в процессе своей работы и условиях развития рыночной экономики сталкиваются с различными трудностями, нивелировать которые представляется возможным за счет использования различных информационных ресурсов и доступа к ним. На практике предприниматель в процессе преодоления препятствий в своей работе сталкивается с еще одной трудностью - получение и распространение информации. Одной из особенностей МСП является их неспособность к созданию и долгосрочному использованию качественных маркетинговых программ развития бизнеса, по причине недостаточности средств и высокой стоимости данного ресурса развития. Помимо этого, весьма дорогим является использование рекламных площадок, которые позволяли бы предпринимателю представлять свои продукты и услуги, обеспечивая устойчивое и поступательное развитие их деятельности.

В этой связи одним из наиболее важных факторов ускоренного развития предпринимательства является формирование общедоступных информационных платформ коллективного пользования, которые будут обеспечивать информационное функционирование российского предпринимательства, это позволит обеспечить взаимодействие государства и предпринимателя, предпринимателя и потребителя (аналог китайской платформы CSMEO).

Кроме того, проблема информационного содействия предпринимательству сводится к обширному представлению инструментов реализации информационной поддержки, закрепленных в упомянутом выше Федеральном законе № 209-ФЗ. Этот закон не определяет конкретных действий, направленных на изменение сложившейся ситуации, в результате чего реализация поддержки часто сводится к проведению малоэффективных комплексов мероприятий с существенными затратами денежных ресурсов.

В целом, на наш взгляд, для эффективной реализации и укрепления предпринимательского потенциала в нашей стране информационная поддержка предпринимателей должна включать в себя:

— информацию о реализации государственных программ поддержки субъектов МСП на федеральном и региональном уровнях;

— информацию о количестве субъектов МСП и их классификацию согласно видам экономической деятельности;

— информацию о численности замещенных рабочих мест в субъектах предпринимательской деятельности;

— данные товарооборота, производимого субъектами МСП;

— показатели финансово-экономического состояния субъектов предпринимательства;

— информацию об организациях - организаторах инфраструктурной поддержки предпринимательства в России;

— реестры государственного и муниципального имущества, реализуемого в рамках имущественной поддержки;

— информацию о конкурсах и иных мероприятиях финансовой поддержки предпринимательства;

— иную информацию, способствующую созданию условий и практическому применению в целях развития предпринимательства.

Консультационная поддержка субъектов МСП сводится к содействию органами публичной власти организации процессов информационного взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности с иными субъектами, оказывающими консультационные услуги. Устанавливаются две формы оказания консультационной помощи:

- образование организаций, формирующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, оказывающих консультационное содействие по вопросам эффективной организации предпринимательской деятельности;

- компенсация затрат на консультационную деятельность, оказанную субъектам предпринимательства, имеющих документарное подтверждение.

Важно отметить, что в Федеральном законе № 209-ФЗ, определяющем функционирование данного вида поддержки предпринимательства, устанавливается перечень организаций, которые, образуя инфраструктуру поддержки предпринимательства, могут оказывать консультационную деятельность, о чем уже было сказано выше.

Последним из заявленных видов поддержки является подготовка (переподготовка) и повышение квалификации сотрудников субъекта МСП. Данный вид поддержки можно охарактеризовать как вид образовательной государственной поддержки, который ключевым образом направлен на повышение уровня знаний и навыков предпринимателя как управленца.

Заключение

Роль предпринимательства в экономике показала свою значимость, примером стали современные высокоразвитые экономические системы мира, доля участия бизнеса в которых достаточно велика. Развитие предпринимательства связано еще и с социальным аспектом, затрагивающим вопрос формирования среднего класса в структуре общества государства, что также усиливает значимость развития предпринимательства на территории Российской Федерации.

Совершенно справедливо заметить, что на сегодняшний день российское общество является недостаточно готовым к более активному самостоятельному экономическому хозяйствованию. Во многом сложившуюся ситуацию можно оправдать тем, что современное экономически активное общество пережило переходный этап функционирования экономики, смену государственного строя и другие проблемы, связанные с рождением нового государства.

Усиливает эффект слабость современной экономики, сложная рыночная конъюнктура. Можно сделать предположение, что формирование качественного предпринимательского сектора в структуре экономики Российской Федерации - это вопрос времени, поскольку смена поколений влечет за собой и смену экономического мышления (в структуре граждан, желающих заниматься бизнесом, 60 % - молодежь). При этом немаловажную роль по-прежнему будет играть явная и публично озвучиваемая государственная заинтересованность в предпринимательстве.

Подводя итог всему изложенному выше, можно сделать следующие выводы. Важность МСП для экономики Российской Федерации неоспорима. Предпринимательство - это мощный драйвер любой современной экономической системы, которая стремится к эффективному функционированию, высокой интеграции на международный рынок и собственной стабильности. Для преодоления существующих трудностей в функционировании МСП в Российской Федерации в целом и в отдельных ее субъектах необходима разработка программных мероприятий и комплексов, причем при осуществлении этой деятельности полезно учитывать опыт лидирующих экономик мира, в особенности стран Востока, сумевших убедить население в значимости и функциональной эффективности предпринимательства.

Предпринимательство в Российской Федерации пока весьма молодо, но при этом темпы его современного развития не уступают мировым показателям. Вместе с тем, чтобы добиться эффективного и результативного функционирования предпринимательства, потребуется значительное время, а также государственная заинтересованность, которая должна выражаться в адекватной поддержке, создании и реализации программ развития предпринимательства, формировании достаточных условий для комфортного функционирования МСП.

Немаловажную роль в этом процессе должна сыграть и позитивная трансформация национального мышления. Имеется в виду готовность граждан нашей страны к правовому и эффективному, соответствующему современным рыночным реалиям, ведению бизнеса. В общем и целом, в Российской Федерации на сегодня уже определены основные векторы и сформирован достаточно развитый ком-

плекс инструментов для поддержки предпринимательской деятельности. Однако частая недостаточная эффективность реализации вполне разумных идей и решений происходит по причине недостаточной продуманности мероприятий, включаемых в состав данных направлений.

Список литературы

1. Боркова Е.А., Подкатилина В.А., Завьялова П.Е. Динамика развития малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы // Economic Consultant. - 2019. - № 2 (26). - С. 83-89.

2. Гражданкин В.А. Становление и развитие малого и среднего предпринимательства в России // Экономика. - 2019. - № 2. - С. 182-185.

3. Иванова Е.В., Симонова Н.Ю. Современные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России // Актуальные вопросы развития экономики: материалы международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Ковалева и Б.Г. Хаирова. - Омск, 2016. - С. 58-63.

4. Никитина С.К. История российского предпринимательства. - М.: Экономика, 2001. - 303 с.

5. Полтавский В.А. Малый бизнес как значимый элемент современного экономического развития России // Проблемы и перспективы развития менеджмента в России: материалы V Международной научно-практической конференции. - Омск, 2017. - С. 162-166.

6. Рибокене Е.В., Скурихин В.Н. Инновационные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в отрасли разработки программного обеспечения в Российской Федерации // Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения: материалы XIII Международной научной конференции: в 2 ч. / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. - М., 2017. - С. 183-198.

7. Рудаков Д.В., Доронина Т.В. Влияние традиционных ценностей и национально-психологических особенностей современных россиян на развитие российского менеджмента // Омский научный вестник. - 2015. - № 2 (136). - С. 225-228.

8. Чернявский Д.И. Омск: концептуальные подходы к формированию факторов и условий роста и развития региональной экономики: монография / под общ. ред. Д.И. Чернявского. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. - 240 с.

References

1. Borkova E.A., Podkatilina V.A., Zav'yalova P.E. Dinamika razvitiya malogo i srednego biznesa: problemy i perspektivy // Economic Consultant. - 2019. - № 2 (26). - S. 83-89.

2. Grazhdankin V.A. Stanovlenie i razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii // Ekonomika. -2019. - № 2. - S. 182-185.

3. Ivanova E.V., Simonova N.Yu. Sovremennye problemy razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii // Aktual'nye voprosy razvitiya ekonomiki: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. V.A. Kovaleva i B.G. Hairova. - Omsk, 2016. - S. 58-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Nikitina S.K. Istoriya rossijskogo predprinimatel'stva. - M.: Ekonomika, 2001. - 303 s.

5. Poltavskij V.A. Malyj biznes kak znachimyj element sovremennogo ekonomicheskogo razvitiya Rossii // Problemy i perspektivy razvitiya menedzhmenta v Rossii: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Omsk, 2017. - S. 162-166.

6. Ribokene E.V., Skurihin V.N. Innovacionnye tendencii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v otrasli razrabotki programmnogo obespecheniya v Rossijskoj Federacii // Ekologicheskie i prirodoohrannye problemy sovremennogo obshchestva i puti ih resheniya: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: v 2 ch. / pod red. A.V. Semenova, N.G. Malysheva, Yu.S. Rudenko. - M., 2017. - S. 183-198.

7. Rudakov D.V., Doronina T.V. Vliyanie tradicionnyh cennostej i nacional'no-psihologicheskih osobennostej sovremennyh rossiyan na razvitie rossijskogo menedzhmenta // Omskij nauchnyj vestnik. - 2015. -№ 2 (136). - S. 225-228.

8. Chernyavskij D.I. Omsk: konceptual'nye podhody k formirovaniyu faktorov i uslovij rosta i razvitiya regional'noj ekonomiki: monografiya / pod obshch. red. D.I. Chernyavskogo. - Omsk: Izd-vo OmGTU, 2017. - 240 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.