Научная статья на тему 'МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛОГО БИЗНЕСА / СРЕДНИЙ КЛАСС / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / SMALL BUSINESS / ADVANTAGES OF SMALL BUSINESS / MIDDLE CLASS / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эфендиева Джамиля Сабировна, Султанов Амир Маликович, Алиев Исмаил Алиевич

Цель работы: состоит в анализе малого предпринимательства как фактора, обеспечивающего экономический рост. Метод или методология проведения работы. Проведен теоретический анализ проблем малого предпринимательства и описаны перспективы его развития. Результаты. Сектор малого предпринимательства является основой и одним из важнейших элементов экономики любого общества с рыночной экономикой. Именно в области малого бизнеса человек начинает реализовать и внедрять свои творческие способности, производственно-конструкторский и научный потенциал, так как идеи и разработки малого предпринимательства являются определенным стартом для производства полезных товаров и услуг крупнейших корпораций. Между уровнем развития предпринимательства и уровнем жизни населения существует прямая связь. Чем ниже уровень жизни населения, тем ниже уровень развития малого бизнеса, и, наоборот, чем выше уровень развития малого бизнеса, тем выше уровень жизни. По данным официальной статистики число жителей в России с доходами ниже прожиточного минимума в 2019 г. достигло более 21 млн человек. Это 14,3% от общего числа населения (против 13,9% в 2018 г.). Уровень бедности в стране по-прежнему очень высок. Именно малый бизнес формирует «средний класс» и, таким образом, способствует тому, что тенденция к социальной дифференциации, характеризующей рыночную экономику, ослабевает. Стабильную политическую и экономическую организацию общества формирует именно средний класс. Несмотря на заявления официальных лиц о поддержке малого и среднего предпринимательства и важности развития данного сегмента, пока в нем наблюдается стагнация. Число малых и средних предприятий за год сократилось на 6,1% и 7,3% соответственно. Причина снижения числа малых и средних компаний связана с тем, что у населения уже пятый год снижаются доходы, не произошло улучшения административного , выросла налоговая нагрузка. Бесспорно, что малое и среднее предпринимательство имеет важное значение для экономики государства, и оценка тому, насколько может увеличиться бюджет государства за счет малого предпринимательства, не дана. Для того чтобы предприятия малого бизнеса успешно функционировали, государству необходимо сократить бюрократические барьеры, создать благоприятные условия для развития, вести разумное налогообложение, создать условия для ведения здоровой конкуренции. Подобные примеры встречаются в мировой экономике, и этот опыт стоит применить и в российской экономике. При создании благоприятных условиях для малого предпринимательства доходная часть бюджета страны значительно увеличиться. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применены при формировании государственной политики регулирования малого предпринимательства. Выводы. Исходя из опыта экономически развитых стран в успешном развитии малого бизнеса, напрашивается вывод о том, что для успешного развития бизнеса необходима стабильная, всесторонняя государственная поддержка в различных формах. К таким формам относятся: материально-техническое снабжение, научно-технические и информационно-консультативные центры, система страхования, государственные гарантии, различные льготы, дотации, субсидии, соответствующие нормативные акты и комплексные программы, доступные и понятные системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

The purpose of the work: to analyze small business as a factor that provides economic growth. Method or methodology of the work. The theoretical analysis of small business problems is carried out and the prospects for its development are described. Results. The small business sector is the Foundation and one of the most important elements of the economy of any society with a market economy. It is in the field of small business that a person begins to realize and implement their creative abilities, production and design and scientific potential, since the ideas and developments of small business are a certain start for the production of useful goods and services of major corporations. There is a direct link between the level of business development and the standard of living of the population. The lower the standard of living of the population, the lower the level of small business development, and, conversely, the higher the level of small business development, the higher the standard of living. According to official statistics, the number of residents in Russia with incomes below the subsistence minimum in 2019 reached more than 21 million people. This is 14.3% of the total population (against 13.9% in 2018). the level of poverty in the country is still very high. It is small business that forms the "middle class" and thus contributes to the fact that the trend towards social differentiation that characterizes the market economy is weakening. The stable political and economic organization of society is formed by the middle class. Despite official statements about support for small and medium-sized businesses and the importance of developing this segment, it is still stagnating. The number of small and medium-sized enterprises decreased by 6.1% and 7.3%, respectively, over the year. The reason for the decline in the number of small and medium-sized companies is connected with the fact that the population for the fifth year, revenues declined, did not improve the administrative , increased tax burden. There is no doubt that small and medium-sized businesses are important for the state's economy, and an assessment of how much the state budget can increase at the expense of small businesses is not given. In order for small businesses to function successfully, the state needs to reduce bureaucratic barriers, create favorable conditions for development, conduct reasonable taxation, and create conditions for healthy competition. Similar examples are found in the global economy, and this experience should be applied in the Russian economy as well. With the creation of favorable conditions for small businesses, the revenue part of the country's budget will significantly increase. Scope of the results. The results of the research can be applied in the formation of state policy for regulating small businesses. Conclusions. Based on the experience of economically developed countries in the successful development of small businesses, it can be concluded that for successful business development, stable, comprehensive state support in various forms is necessary. These forms include: logistics, scientific and technical centers, information and consulting centers, insurance systems, state guarantees, various benefits, grants, subsidies, relevant regulations and comprehensive programs, accessible and understandable systems.

Текст научной работы на тему «МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК: 338.22 ЭФЕНДИЕВА ДЖАМИЛЯ САБИРОВНА

старший преподаватель кафедры «Государственного и муниципального управления», Факультета управления ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: efendieva.d.s@mail.ru

СУЛ ТАНОВ АМИР МАЛИКОВИЧ

студент магистратуры 2года обучения кафедры «Государственного и муниципального управления», Факультета управления ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail:Amirchiik@mail.ru

АЛИЕВ ИСМАИЛ АЛИЕВИЧ

студент магистратуры 2года обучения кафедры «Государственного и муниципального управления», Факультета управления ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail:allievismail273@gmail.com

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Цель работы: состоит в анализе малого предпринимательства как фактора, обеспечивающего экономический рост. Метод или методология проведения работы.

Проведен теоретический анализ проблем малого предпринимательства и описаны перспективы его развития. Результаты. Сектор малого предпринимательства является основой и одним из важнейших элементов экономики любого общества с рыночной экономикой. Именно в области малого бизнеса человек начинает реализовать и внедрять свои творческие способности, производственно-конструкторский и научный потенциал, так как идеи и разработки малого предпринимательства являются определенным стартом для производства полезных товаров и услуг крупнейших корпораций. Между уровнем развития предпринимательства и уровнем жизни населения существует прямая связь. Чем ниже уровень жизни населения, тем ниже уровень развития малого бизнеса, и, наоборот, чем выше уровень развития малого бизнеса, тем выше уровень жизни. По данным официальной статистики число жителей в России с доходами ниже прожиточного минимума в 2019 г. достигло более 21 млн человек. Это 14,3% от общего числа населения (против 13,9% в 2018 г.). Уровень бедности в стране по-прежнему очень высок. Именно малый бизнес формирует «средний класс» и, таким образом, способствует тому, что тенденция к социальной дифференциации, характеризующей рыночную экономику, ослабевает. Стабильную политическую и экономическую организацию общества формирует именно средний класс. Несмотря на заявления официальных лиц о поддержке малого и среднего предпринимательства и важности развития данного сегмента, пока в нем наблюдается стагнация. Число малых и средних предприятий за год сократилось на 6,1% и 7,3% соответственно. Причина снижения числа малых и средних компаний связана с тем, что у населения уже пятый год снижаются доходы, не произошло улучшения административного , выросла налоговая нагрузка. Бесспорно, что малое и среднее предпринимательство имеет важное значение для экономики государства, и оценка тому, насколько может увеличиться бюджет государства за счет малого предпринимательства, не дана. Для того чтобы предприятия малого бизнеса успешно функционировали, государству необходимо сократить бюрократические барьеры, создать благоприятные условия для развития, вести разумное налогообложение, создать условия для ведения здоровой конкуренции. Подобные примеры встречаются в мировой экономике, и этот опыт стоит применить и в российской экономике. При создании благоприятных условиях для малого предпринимательства доходная часть бюджета страны значительно увеличиться. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применены при формировании государственной политики регулирования малого предпринимательства. Выводы. Исходя из опыта экономически развитых

стран в успешном развитии малого бизнеса, напрашивается вывод о том, что для успешного развития бизнеса необходима стабильная, всесторонняя государственная поддержка в различных формах. К таким формам относятся: материально-техническое снабжение, научно-технические и информационно-консультативные центры, система страхования, государственные гарантии, различные льготы, дотации, субсидии, соответствующие нормативные акты и комплексные программы, доступные и понятные системы.

Ключевые слова: малое предпринимательство, преимущества малого бизнеса, средний класс, зарубежный опыт.

EFENDIEVA JAMILIA SABIROVNA

senior lecturer of the Department "State and municipal management", Faculty of management

Dagestan state University, e-mail: efendieva.d.s@mail.ru

SULTANOVAMIR MALIKOVICH

master's degree student 2 years of study of the Department "State and municipal management", Faculty of management

Dagestan state University, e-mail:Amirchiik@mail.ru

ALIYEV ISMAIL ALIYEVICH

master's degree student 2 years of study of the Department "State and municipal management", Faculty of management Of the "Dagestan state University", e-mail:allievismail273@gmail.com

SMALL BUSINESS IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Abstract. The purpose of the work: to analyze small business as a factor that provides economic growth. Method or methodology of the work. The theoretical analysis of small business problems is carried out and the prospects for its development are described. Results. The small business sector is the Foundation and one of the most important elements of the economy of any society with a market economy. It is in the field of small business that a person begins to realize and implement their creative abilities, production and design and scientific potential, since the ideas and developments of small business are a certain start for the production of useful goods and services of major corporations. There is a direct link between the level of business development and the standard of living of the population. The lower the standard of living of the population, the lower the level of small business development, and, conversely, the higher the level of small business development, the higher the standard of living. According to official statistics, the number of residents in Russia with incomes below the subsistence minimum in 2019 reached more than 21 million people. This is 14.3% of the total population (against 13.9% in 2018). the level of poverty in the country is still very high. It is small business that forms the "middle class" and thus contributes to the fact that the trend towards social differentiation that characterizes the market economy is weakening. The stable political and economic organization of society is formed by the middle class. Despite official statements about support for small and medium-sized businesses and the importance of developing this segment, it is still stagnating. The number of small and medium-sized enterprises decreased by 6.1% and 7.3%, respectively, over the year. The reason for the decline in the number of small and medium-sized companies is connected with the fact that the population for the fifth year, revenues declined, did not improve the administrative , increased tax burden. There is no doubt that small and medium-sized businesses are important for the state's economy, and an assessment of how much the state budget can increase at the expense of small businesses is not given. In order for small businesses to function successfully, the state needs to reduce bureaucratic barriers, create favorable conditions for development, conduct reasonable taxation, and create conditions for healthy competition. Similar examples are found in the

global economy, and this experience should be applied in the Russian economy as well. With the creation of favorable conditions for small businesses, the revenue part of the country's budget will significantly increase. Scope of the results. The results of the research can be applied in the formation of state policy for regulating small businesses. Conclusions. Based on the experience of economically developed countries in the successful development of small businesses, it can be concluded that for successful business development, stable, comprehensive state support in various forms is necessary. These forms include: logistics, scientific and technical centers, information and consulting centers, insurance systems, state guarantees, various benefits, grants, subsidies, relevant regulations and comprehensive programs, accessible and understandable systems. Keywords: small business, advantages of small business, middle class, foreign experience.

Для стабильного и эффективного функционирования экономической системы государства со всеми ее сложными взаимосвязями важна хорошо отлаженная работа каждой из ее многочисленных подсистем. Сектор малого предпринимательства является основой и одним из важнейших элементов экономики любого общества с рыночной экономикой [2, с. 3]. Именно в области малого бизнеса человек начинает реализовать и внедрять свои творческие способности, производственно-конструкторский и научный потенциал, так как идеи и разработки малого предпринимательства являются определенным стартом для производства полезных товаров и услуг крупнейших корпораций [11].

Малые предприятия прошли путь от натурального хозяйства до рыночной специализации, от мелкой промышленности до международных малых предприятий, от мастерских изобретателей до высокоэффективных венчурных компаний.

Российским законодательством дано определение субъекта малого и среднего предпринимательства в Федеральном законе РФ о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Субъектами малого предпринимательства являются потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые внесены в ЕГРЮЛ, а также физические лица, которые входят в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Субъекты малого или среднего предпринимательства характеризуются такими показателями, как численность персонала предприятия, объем уставного капитала, величина активов и ежегодный оборот, получаемый предприятием [1].

Среди всего многообразия предприятий выделяют микропредприятия, малые и средние предприятия (см. табл.) [1].

Основные критерии определения малого предприятия

Предприятия Критерии

Доходы Численность сотрудников Доля участия других лиц в капитале

Микропредприятия До 120 млн руб. Не более 15 чел. Доля участия гособразований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований) общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме

Малое предприятие До 800 млн руб. Не более 100 чел. Доля участия обычных юридических лиц (в т. ч. иностранных) не более 49% в сумме

Среднее предприятие До 2 млрд руб. 101-250чел. Доля участия юридических лиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена

Выделим основные преимущества малого бизнеса. Развитие малого предпринимательства ведет к естественному увеличению числа собственников и формированию среднего класса, созданию новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания, росту благосостояния различных социальных групп и увеличению доходов граждан. Благодаря своей гибкости и отсутствию бюрократических барьеров малые предприятия способны в короткие сроки разработать и внедрить технические, технологические и организационные новшества, привлечь в трудовой процесс талантливых работников без формального образования и повысить их квалификацию на рабочем месте. Также малые предприятия способствуют ослаблению монополии производителей и созданию благоприятной конкурентной среды [6, с. 33]. Тем самым, значимость развития малого предпринимательства очевидна и заключается в том, что без значительных капиталовложений оно может расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости.

Однако и в текущем периоде перспективы у малого бизнеса не привлекательны, и он претерпевает массу проблем. По-прежнему малый бизнес в России ощущает острую нехватку кадров (результат отсутствия должного бизнес-образования), сложности в оформлении кредитов, необходимых для того, чтобы начать бизнес, поскольку отсутствует имущество, которое может выступать в качестве залога. Также ведение двойного учета, обусловленного различиями в требованиях, предъявляемых бухгалтерским и налоговым законодательством [19]; высокая арендная плата за нежилые помещения; дефицит специализированного оборудования; отсталость производственной инфраструктуры; незначительный сбыт продукции ввиду очень низкого платежеспособного спроса населения [9, с. 409]. Все эти негативные для малого бизнеса моменты затрудняют его развитие, и все усилия уходят на то, чтобы остаться на рынке, вместо того чтобы расширяться.

Между уровнем развития предпринимательства и уровнем жизни населения существует прямая связь. Чем ниже уровень жизни населения, тем ниже уровень развития малого бизнеса, и, наоборот, чем выше уровень развития малого бизнеса, тем выше уровень жизни [4]. По данным официальной статистики, число жителей в России с доходами ниже прожиточного минимума в 2019 г. достигло более 21 млн человек. Это 14,3% от общего числа населения (против 13,9% в 2018 г.) [20]. Уровень бедности в стране по-прежнему очень высок. Именно малый бизнес формирует «средний класс» и, таким образом, способствует тому, что тенденция к социальной дифференциации, характеризующей рыночную экономику, ослабевает [17]. По мнению экспертов, стабильную политическую и экономическую организацию общества формирует именно средний класс.

Россия заметно уступает развитым странам и по показателю численности субъектов малого и среднего предпринимательства. Начиная с 1 августа 2016 г. опираясь на данные, предоставляемые субъектами малого бизнеса (сведения о доходах, среднесписочная численность работников, информация из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей, сведений из других источников), Налоговая служба ведет единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. По состоянию на 10 января 2019 г. в нём было зафиксировано более 6,04 млн организаций - лишь на 0,03% больше, чем годом ранее. К 10 февраля их число увеличилось до 6,058 млн, но это меньше, чем в феврале 2018 г., когда в реестре было 6,059 млн организаций. Положительные темпы годового роста обеспечены исключительно увеличением числа микропредприятий (+0,3% в годовом выражении), констатируют эксперты Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ). Они составляют 95,5% сегмента МСП. Число малых и средних предприятий за год сократилось на 6,1% и 7,3% соответственно. Число занятых в секторе МСП составило 15,87 млн работников [8]. Несмотря на заявления официальных лиц о поддержке малого и среднего предпринимательства, как было отмечено экспертом института Надеждой Каныгиной, пока в этом сегменте прослеживается стагнация. Сокращение числа малых и средних компаний связано с сжатием реального сектора, отмечается первым вице-президентом «Опоры» Владиславом Корочкиным [21]. По его словам, причина снижения числа малых и средних компаний связана с тем, что у населения уже пятый год снижаются доходы, не произошло улучшения административного , выросла налоговая нагрузка.

Существующая система налогообложения РФ такова, что доходная часть бюджета попол-

няется за счет налогов, и при этом не учитываются существующие издержки малого и среднего предпринимательства [13]. Процентное соотношение доли малого и среднего бизнеса в объеме ВВП, по данным Росстата, составляет 21,9% (или более 20 трлн руб.) [14], несмотря на то что в развитых странах этот показатель уже достигает более 60%.

С позиции мирового опыта малое предпринимательство является эффективным направлением развития инновационной деятельности. Для малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сфере деятельности есть как перспективы для развития, так и проблемы. К проблемам относится отсутствие высококвалифицированных кадров в инновационной деятельности, что обусловлено тем, что отсутствует необходимая подготовка кадрового потенциала, наличие которого позволило бы добиться высокотехнологического уклада российской экономики. Другой проблемой является традиционная система России в научно-технической и инвестиционной деятельности, которая действует ещё с постсоветских времен [18].

Анализируя мировой опыт развитых стран, можно увидеть, что в этих странах малому бизнесу отводится большая и важная роль в пополнении государственного бюджета. Так, в США на малый бизнес приходится 54% всех занятых, 45% всех активов и 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях занято свыше 70% населения; в Японии приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. На долю малых предприятий в ВВП США приходится 52%, в странах ЕС -67%, Японии - 55% [7]. С позиции экспертов сегодня самые эффективные программы по поддержки малого и среднего бизнеса задействованы в Германии. Законодательной системой Германии обеспечиваются условия, которые стимулируют инновационный потенциал малого предпринимательства в сфере НИОКР и создают возможности для развития среднего класса. Государство этой страны предоставляет дотации для проведения научных исследований, а также проводит работу по привлечению предпринимателей к процессу разработки научных программа в 96 научно-исследовательских центрах в 34 отраслях промышленности [10]. Такая поддержка государства привела к тому, что доля малого предпринимательства в ВВП Германии достигла 57%, а в общей занятости - 69,3% (20 млн работающих) [12]. Все малые предприятия - это члены общественных организаций: Торгово-промышленной палаты, Палаты квалифицированных ремесел и т. д. Данные институты существенно поддерживают своих членов. Пользуясь обширной сетью представительств по всей стране, предоставляют консультационные услуги, обсуждают, разрабатывают и внедряют программы федерального и муниципального уровней с целью поддержать малое предпринимательство. В Германии начинающим предпринимателям предоставляются особые условия поддержки. Государством выделяется 40% инвестиций, берется на себя риск невозврата средств, в первые два года работы выделяются беспроцентные льготные кредиты. Предприниматели также могут получить кредиты сроком на 20 лет по 5% и освобождаются от возвратных обязательств на 10 лет. Такая политика дает возможность полностью заменить собственный капитал [5].

Высокий уровень развития рыночной экономики зависит от небольшой доли государственной собственности, которая в первую очередь необходима для того, чтобы содержать низкорентабельные, но нужные для общества производства. Эффективное развитие производства в странах с развитой экономикой связано с значительной долей малых и средних предприятий, что придает гибкость и маневренность социально-экономическим процессам [15].

Следует отметить, что правительства зарубежных стран в отношении предприятий малого бизнеса стараются создать максимально благоприятные условия, для того чтобы предприятия успешно функционировали и дальше развивались.

В России малые предприятия, к сожалению, чаще всего занимаются торговлей, а не производством. Это связано с тем, что малым предприятиям, занимающимся производством, сложно выжить без поддержки со стороны государства. И, как результат, технологические производства сокращаются. Также малые предприятия сокращаются из-за увеличения страховых взносов и ставки НДС до 20%. Одновременно это сказалось на объемах наполнения государственного бюджета [16].

По сравнению с развитыми странами в России малое предпринимательство развито слабо, что во многом связано с особенностями российской экономики, прежде всего с гипертрофиро-

ванным развитием добывающих отраслей. В результате малый бизнес в нашей стране преимущественно развивается в сфере торговли и услуг, т. е. российская специфика не очень способствует не только развитию малого бизнеса, но и экономическому росту [15, с. 254]. Российская действительность для малых форм хозяйствования такова: чаще всего они предоставлены сами себе, а выделяемые государством финансовые средства не способствуют радикальному изменению ситуации.

Исходя из опыта экономически развитых стран в успешном развитии малого бизнеса, напрашивается вывод о том, что для успешного развития бизнеса необходима стабильная, всесторонняя государственная поддержка в различных формах. К таким формам относятся: материально-техническое снабжение, научно-технические и информационно-консультативные центры, система страхования, государственные гарантии, различные льготы, дотации, субсидии, соответствующие нормативные акты и комплексные программы, доступные и понятные системы [3].

Бесспорно, что малое и среднее предпринимательство имеет важное значение для экономики государства, и оценка тому, насколько может увеличиться бюджет государства за счет малого предпринимательства, не дана. Для того чтобы предприятия малого бизнеса успешно функционировали, государству необходимо сократить бюрократические барьеры, создать благоприятные условия для развития, вести разумное налогообложение, создать условия для ведения здоровой конкуренции. Подобные примеры встречаются в мировой экономике, и этот опыт стоит применить и в российской экономике. При создании благоприятных условиях для малого предпринимательства доходная часть бюджета страны значительно увеличиться [16, с. 265].

Все сказанное выше требует разработки государственной политики и системы мер государственной поддержки малых форм хозяйствования, как в масштабе страны в целом, так и на уровне местного самоуправления. Государственная политика должна гарантировать присутствие в экономике возможностей, для того чтобы реализовать предпринимательские инициативы; обеспечивать их необходимыми ресурсами; создать атмосферу терпимости в случае коммерческих неудач; поддерживать конкуренцию во всех сферах экономики; отменить все законы, которые противоречат рыночной системе хозяйствования, и перестроить деятельность соответствующих органов государственного управления.

Литература

1. Федеральный закон от 24.07.2007№209-ФЗ (ред.от 02.08.2019) о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2007. Ст. 4. Ст.10.

2. Архипенко, К. Ю. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса России в контексте зарубежного опыта // Экономика. Предпринимательство и право. 2013. № 3(20). С. 4-10.

3. Агеева, О. А., Девянина, А. В. Особенности развития малого бизнеса в России на современном этапе // Экономика : проблемы, решения и перспективы. 2017. № 6. С. 61-66 (64).

4. Басарева, В. Г. Взаимосвязь между уровнем жизни населения и развитием малого бизнеса // Регион : экономика и социология. 2008. № 3. С.168-182.

5. Белоусова, Д. А. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на примере Германии // Экономика. Государство. Общество [Электронный журнал]. 2015. Вып. 23. - URL : http://ego.uapa.ru/ru/issue/2015/04/05/.

6. Брижанина, Т. В. Малый бизнес : суть, преимущества, развитие // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2(331). Вып. 9. С. 32-37.

7. Волкова, А. А. Факторы, влияющие на развитие сферы услуг в современной Российской экономике / Волкова А.А. //Экономическое возрождение России. 2014. № 2(40). С. 146-150.

8. Газета «Коммерсантъ» № 33 от 25.02.2019. Стр. 2 [Электронный ресурс]. - URL : https:komersant.ru/daily/118054.

9. Зарубенко, А. В., Самойленко, К. Г. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России [Электронный научный журнал]. 2016. № 5(8). С. 408-412.

10. Корниенко, К. А., Самсонова, И. А. Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности и возможности его использования в России // Проблемы современной экономики. 2012. № 8.

11. Крутик, А. Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике // Проблемы современной экономики. 2009. № 2.

12. Левина, Е. И. Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 2.

13. Мурыгина, Л. С., Галиулина, Д. Ш. Актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России // EUROPEAN RESEARCH СБОР : сб. статей победителей IX международной научно-практической конференции. 2017. С. 115-117.

14. Мурыгина, Л. С. Теория малого предпринимательства в условиях рыночной экономики [Текст] : монография /Л.С.Мурыгина. - Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. С. 212.

15. Павлов, К. В. Региональные особенности развития российского предпринимательства // Вестник МГТУ. 2008. Т. 11. № 2. С. 254-263.

16. Серба, В. А., Давыденко, А. А. Малый и средний бизнес как перспективный фактор ускорения экономического развития // Современный менеджмент и экономика : проблемы и перспективы развития : сб. трудов национальной научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 258 -266.

17. Теребова, С. В. Малый бизнес как фактор повышения уровня занятости и доходов населения региона // Экономические и социальные перемены : факты, тенденции, прогноз. 2013. № 5(29). С.112-122.

18. Шепелев, Д. Р., Чемоданова, Е. В. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России //Новая наука : опыт, традиции, инновации. 2016. № 5-1(83). С. 268-272.

19. Shepelev, D. R., Khokhlova, E. V. Role of small business in the development of the national economy // 4th International Conference «Economy modernization : new challenges and innovative practice». - Sheffield, UK,

2016. April 24.

20. Чингаев, Я. В России стало больше бедных // Ведомости. 29 июля 2019. - URL : https:// www.vedomosti.ru/.

21. URL : https://www.finanz.ru/novosti/lichnyye-finansy/maly-bisnes-v-rossii-vymiraet-so-skorostyu-6percent-v-god-102 79 784 78.

References:

1. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007№209-FZ (red.ot 02.08.2019) o razvitii malogo i srednego predprini-matel'stva v Rossijskoj Federacii //Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. St. 4. St.10.

2. Arhipenko, K. YU. Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennoj podderzhki malogo biznesa Rossii v kontek-ste zarubezhnogo opyta //Ekonomika. Predprinimatel'stvo i pravo. 2013. № 3(20). S. 4-10.

3. Ageeva, O. A., Devyanina, A. V. Osobennosti razvitiya malogo biznesa v Rossii na sovremennom etape // Ekonomika : problemy, resheniya i perspektivy. 2017. № 6. S. 61-66 (64).

4. Basareva, V. G. Vzaimosvyaz' mezhdu urovnem zhizni naseleniya i razvitiem malogo biznesa // Region : ekonomika i sociologiya. 2008. № 3. S.168-182.

5. Belousova, D. A. Zarubezhnyj opyt gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva na primere Germanii // Ekonomika. Gosudarstvo. Obshchestvo [Elektronnyj zhurnal]. 2015. Vyp. 23. - URL : http://ego. uapa. ru/ru/issue/2015/04/05/.

6. Brizhanina, T. V. Malyj biznes : sut', preimushchestva, razvitie // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 2(331). Vyp. 9. S. 32-37.

7. Volkova, A. A. Faktory, vliyayushchie na razvitie sfery uslug v sovremennoj Rossijskoj ekonomike / Volkova A.A. //Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2014. № 2(40). S. 146-150.

8. Gazeta «Kommersant» № 33 ot 25.02.2019. Str. 2 [Elektronnyj resurs]. - URL : https:komersant.ru/ daily/118054.

9. Zarubenko, A. V., Samojlenko, K. G. Problemy i perspektivy razvitiya malogo predprinimatel'stva v Rossii [Elektronnyj nauchnyj zhurnal]. 2016. № 5(8). S. 408-412.

10. Kornienko, K. A., Samsonova, I. A. Zarubezhnyj opyt gosudarstvennogo regulirovaniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti i vozmozhnosti ego ispol'zovaniya v Rossii //Problemy sovremennoj ekonomiki. 2012. № 8.

11. Krutik, A. B. Problemy i perspektivy razvitiya predprinimatel'stva v rossijskoj ekonomike // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2009. № 2.

12. Levina, E. I. Mekhanizmy gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v zarubezh-nyh stranah // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2009. № 2.

13. Murygina, L. S., Galiulina, D. SH. Aktual'nye problemy razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossii // EUROPEAN RESEARCH SBOR : sb. statej pobeditelej IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii.

2017. S. 115-117.

14. Murygina, L. S. Teoriya malogo predprinimatel'stva v usloviyah rynochnoj ekonomiki [Tekst] : monografi-ya /L.S.Murygina. - CHelyabinsk: Izd-vo ZAO «Biblioteka A. Millera», 2018. S. 212.

15. Pavlov, K. V. Regional'nye osobennosti razvitiya rossijskogo predprinimatel'stva // Vestnik MGTU. 2008. T. 11. № 2. S. 254-263.

16. Serba, V. A., Davydenko, A. A. Malyj i srednij biznes kakperspektivnyj faktor uskoreniya ekonomicheskogo razvitiya //Sovremennyj menedzhment i ekonomika : problemy i perspektivy razvitiya : sb. trudov nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2019. S. 258-266.

17. Terebova, S. V. Malyj biznes kak faktor povysheniya urovnya zanyatosti i dohodov naseleniya regiona // Ekonomicheskie i social'nye peremeny : fakty, tendencii, prognoz. 2013. № 5(29). S.112-122.

18. SHepelev, D. R., CHemodanova, E. V. Problemy i perspektivy razvitiya malogo predprinimatel'stva v Rossii //Novaya nauka : opyt, tradicii, innovacii. 2016. № 5-1(83). S. 268-272.

19. Shepelev, D. R., Khokhlova, E. V. Role of small business in the development of the national economy // 4th International Conference «Economy modernization : new challenges and innovative practice». - Sheffield, UK, 2016. April 24.

20. CHingaev, YA. V Rossii stalo bol'she bednyh // Vedomosti. 29 iyulya 2019. - URL : https:// www.vedomosti.ru/.

21. URL : https://www.finanz.ru/novosti/lichnyye-finansy/maly-bisnes-v-rossii-vymiraet-so-skorostyu-6percent-v-god-102 79 784 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.