УДК 338.222
JEL M29
DOI 10.26425/1816-4277-2020-2-126-133
Иванов Игорь Николаевич
д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: ivan ov-igor-n ik@mail. ru
Лукьянова Татьяна Викторовна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: lukyanovat@inbox.ru
Орлова Любовь Васильевна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-8725-9976 e-mail: lorlo@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Аннотация. Рассмотрены основные черты малого и среднего бизнеса и условия его функционирования в России. Отмечено значительное отставание Российской Федерации в части развития данной сферы предпринимательства от передовых в экономическом отношении стран. Освещены отраслевая структура отечественного малого и среднего бизнеса, его вклад в экономику страны. Проанализированы основные проблемы, тормозящие его развитие в России. Выявлены, в частности, нехватка кредитно-финансовых ресурсов, несовершенство системы налогообложения, чрезмерное администрирование, завышенные обязательные страховые платежи, неготовность значительной части менеджмента к ведению предпринимательской деятельности. Перечислены основные мероприятия, проводимые государством по поддержке малого и среднего бизнеса, отмечены непоследовательность и недостаточность этих мероприятий. В качестве магистрального пути государственной поддержки малого и среднего бизнеса предложено формирование благоприятных условий для его ведения, включающих дальнейшее совершенствование налогового законодательства в данной сфере, облегчение его доступа к кредитам, устранение излишних нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, обучение и повышение квалификации менеджмента.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, микропредприятие, предпринимательство, экономическая политика, государственная поддержка, налоговая система.
Цитирование: Иванов И.Н., Лукьянова Т.В., Орлова Л.В. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России//Вестник университета. 2020. № 2. С. 126-133.
Ivanov Igor
Doctor of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia
e-mail: ivan ov-igor-n ik@mail. ru
Lukyanova Tatiana
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: lukyanovat@inbox.ru
Orlova Lyubov
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-8725-9976 e-mail: lorlo@mail.ru
PROBLEMS AND PROSPECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA
Abstract. The main features of small and medium-sized businesses and the conditions for their functioning in Russia have been considered. A significant lag of the Russian Federation in terms of the development of small and medium-sized businesses from economically advanced countries has been noted. The sectoral structure of domestic small and medium-sized businesses, its contribution to the country's economy have been highlighted. The main problems hindering the development of small and medium-sized businesses in Russia have been analysed. In particular, a shortage of credit and financial resources, an imperfection of the taxation system, excessive business administration, overpriced compulsory insurance payments, a lack of readiness of a significant part of small and medium-sized businesses management to conduct business, have been revealed. The main activities carried out by the state to support small and medium-sized businesses have been enumerated, inconsistency and insufficiency of these activities have been enumerated. As the main way of state support for small and medium-sized businesses, it has been proposed to create favorable conditions for conducting its activity, including further improvement of tax legislation in this field, facilitating their access to loans, eliminating unnecessary regulatory, administrative and organizational barriers, training and advanced training for management.
Keywords: small and medium business, microenterprise, entrepreneurship, economic policy, state support, tax system.
For citation: Ivanov I.N., Lukyanova T.V., Orlova L.V. (2020) Problems and prospects of small and medium businesses in Russia. Vestnik universiteta. I. 2, pp. 126-133. DOI 10.26425/1816-4277-2020-2-126-133
© Иванов И.Н., Лукьянова Т.В., Орлова Л.В., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
Современный этап экономического развития России поставил новые задачи перед органами государственного управления. Активная экономическая политика должна обеспечивать устойчивый экономический рост и конкурентоспособность российских товаров на мировых рынках. В ряду актуальных в экономической сфере задач стоит задача ускоренного развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). Развитие малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для экономики и является ее неотъемлемой частью, фундаментальной составляющей ее функционирования, это мощный рычаг для решения комплекса экономических, социальных и политических проблем [7]. Малый бизнес - база рыночных отношений, он способен быстро реагировать на любые изменения экономических условий в стране. Предприятия малого бизнеса учитывают индивидуальные особенности потребителей, способны подстраиваться под их вкусы и предпочтения, так как в большинстве своем они специализированы. Средний бизнес создает дополнительные рабочие места, производит новые товары, способствует здоровой конкуренции, а также оказывает заметное влияние на темпы экономического роста и структуру валового внутреннего продукта.
В России действует Федеральный закон № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего бизнеса...», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории [2]. Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке. Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством Российской Федерации (далее - РФ). Актуальное постановление действует с 1 августа 2016 г. Сведения обо всех индивидуальных предпринимателях и организациях, относящихся в данной категории, собраны в специальном реестре [12].
Количество малых и средних предприятий в России по состоянию на 10 мая 2018 г. составило 6 170 963 ед. Из них юридических лиц - 2 917 371 (в том числе микропредприятий - 2 661 202, малых предприятий -23 6495, и средних предприятий - 19 674), индивидуальных предпринимателей - 3 253 592 (в том числе соответственно 3 225 786, 27460 и 346 предприятий).
Самые свежие данные: по состоянию на 10 августа 2019 г. количество субъектов МСП составило 5 836 910. Из них юридических лиц - 2 460 399 (в том числе микропредприятий - 2 245 164, малых предприятий - 198 865, средних - 16 379), индивидуальных предпринимателей - 3 376 511 (в том числе соответственно 3 349 145, 27 054 и 312 предприятий). При этом субъекты МСП неоднородно распределены по территории России (рис. 1).
Центральный Приволжский Северо-Западный Южный
Сибирский ~|
Уральский Дальневосточный ~|
Северокавказский |
I I I I I I
0 5 10 15 20 25 30
Доля предприятий малого и среднего бизнеса от их общего числа, %
Источник: [15]
Рис. 1. Распределение предприятий малого и среднего бизнеса по федеральным административным округам за 2018 г.
Как следует из рисунка 1, наибольшее количество субъектов МСП находится в Центральном федеральном округе (30 %), наименьшее - в Северокавказском (3 %). Отраслевая структура МСБ представлена, соответственно, на рисунках 2 и 3.
р
к о
©
Сельское хозяйство Добыча полезных ископаемых Образование, красота, культура, спорт, досуг Операции с недвижимым имуществом Транспорт и связь Обрабатывающие производства Общественное питание и гостиницы Торговля, ремонт Высокотехнологическое производство Строительство, ремонт и отделка
Источник: [15]
10 15
Доля малых предприятий от их общего числа, %
20
25
Рис. 2. Отраслевая структура малого бизнеса
0
5
Сельское хозяйство ]
Образование, красота, культура, спорт, досуг |
Операции с недвижимым имуществом
Транспорт и связь ~
ь
^ _
^ Обрабатывающие производства
О _
Общественное питание и гостиницы ]
Торговля, ремонт Высокотехнологическое производство ~ Строительство, ремонт и отделка
I I I I I I
0 5 10 15 20 25 30
Доля средних предприятий от их общего числа, %
Источник: [15]
Рис. 3. Отраслевая структура среднего бизнеса
На сегодняшний день основное количество субъектов малого предпринимательства функционируют в сфере общепита и торговли. Что касается высокотехнологичных производств, то здесь их количество незначительно. Средний бизнес в основном сосредоточен в обрабатывающих производствах, таких как легкая и пищевая промышленность, машиностроение, медицинская и химическая промышленность, черная и цветная металлургия, а также торговля.
Суммарная доля налоговых поступлений от субъектов МСП в 2018 г. составила 23 %, крупных - 77 %.
В 2018 г. количество компаний малого и среднего бизнеса выросло на 0,03 %, правда, исключительно в результате увеличения числа микропредприятий (+0,3 % в годовом выражении). К микропредприятиям относят компании с годовым доходом не более 120 млн руб. и среднесписочной численностью сотрудников до 15 чел. Такие предприятия составляют 95,5 % сегмента МСП. Число малых и средних предприятий при этом за год сократилось на 6,1 % и 7,3 % соответственно. Число занятых в МСП на 10 января 2019 г. составило 15,87 млн чел.; за год оно сократилось на 233 тыс. чел. (на 1,5 %); за февраль 2019 г. оно сократилось еще на 30 тыс. чел. [9]. Отстает Россия и по вкладу МСП в экономику страны. Этот показатель в России составил: в 2014 г. - 19 %;
в 2015 г. - 19,9 %; в 2016 г. - 21,6 %; в 2017 г. - 21,9 %. Вице-премьер Правительства РФ Антон Силуанов говорил о том, что в 2019 г. этот вклад составит уже 23 %. Для сравнения, данный показатель в развитых странах составляет: Великобритания - 51 %; Германия - 53 %; Финляндия - 60 %; Нидерланды - 63 %.
Президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному собранию в марте 2019 г. говорил, что к 2025 г. вклад малого и среднего бизнеса в валовой внутренний продукт страны должен приблизиться к 40 %, при этом число занятых в МСП должно увеличиться с 19 млн чел. (по расчетам в 2019 г.) до 25 млн чел. (в соответствии с майским указами Президента). Министр экономического развития РФ М. Орешкин уточнял, что нацпро-ект по развитию МСП предусматривает рост вклада этого сектора в экономику до 32,5 % к 2024 г. Доведение доли МСП в экономике страны до трети потребует структурных изменений сектора: «Речь идет об увеличении доли средних предприятий, акселерации субъектов, относящихся к категориям «микро» и «малые». Такая задача требует создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и перепрофилирования существующих мер поддержки» [16]. В целом состояние малого и среднего предпринимательства в РФ нельзя признать благополучным.
По данным Центробанка легальный малый или средний бизнес в марте 2019 г. вели 2,9 % россиян старше 18 лет. В среднем по России насчитывается всего 27,6 активного предприятия МСП на 1 000 человек, что, как уже отмечалось, ниже европейского, китайского и среднемирового показателей. «Занятость в легальном сегменте МСП в России уже многие годы сокращается», - отмечает директор Института социополитики ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Л. Овчарова [9]. Бытует мнение, что такая ситуация - прямое следствие низкой склонности россиян начинать собственное дело, объясняемой особенностями национального характера. Однако занятие малым или средним бизнесом в России нельзя назвать рациональным поведением человека - это преодоление огромного количества рисков, которых намного меньше в крупных государственных и частных компаниях, и дело не в психологии, а в среде, которую создает государство [5].
Нельзя сказать, что государство не уделяет никакого внимания сектору МСП. Для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены упрощенная налоговая система, упрощенная форма бухгалтерского учета, участие в госзакупках (15 %), государственные гарантии, надзорные каникулы, защита от избыточных проверок и др. [8]. Дополнительно предлагается упростить налоговую отчетность при внедрении контрольно-кассовой техники, расширить доступ к льготному финансированию, пересмотреть уголовную ответственность по «предпринимательским» статьям, популяризировать малый и средний бизнес.
Вместе с тем, описанное выше положение малого и среднего бизнеса в России свидетельствует о том, что комплекс мер государственной поддержки недостаточно эффективен.
Главной проблемой, тормозящей развитие малого и среднего предпринимательства, является нехватка кредитно-финансовых ресурсов [6]. Субъекты МСП по сравнению с крупными корпорациями считаются менее надежными в отношении своих обязательств по кредитам. В связи с этим около 50 % мировых МСП не имеют доступа к кредитам. Для сравнения, в развивающихся странах эта цифра достигает 70 %. Похожая картина имеет место и в России, несмотря на существенные государственные мероприятия по поддержке бизнеса [13]. Условия, выдвигаемые отечественными банками, представляют собой порой непреодолимые препятствия для получения предприятиями малого и среднего бизнеса кредитов. Средняя ставка по кредиту колеблется от 9 % до 19 % годовых [11]. В своем большинстве банки предпочитают финансировать крупные компании, опасаясь, что у предпринимателей малого и среднего бизнеса будет отсутствовать надежная гарантия исполнения своих обязательств и залоговое обеспечение кредита, так как большинство предпринимателей этого сектора не рискует отдавать под залог свое личное имущество. С другой стороны, и сами бизнесмены не спешат порой брать кредиты, потому что их смущают высокие проценты, высокие налоги и высокая стоимость аренды, непредсказуемое будущее, и, как следствие, неуверенность в возможности вернуть кредит. Кроме того, предпринимателю нужно продемонстрировать банку стабильный оборот своего предприятия, его высокие инвестиционные возможности, в то время как он вынужден, как правило, скрывать истинный размер своего дохода, ибо после оплаты всех полагающихся налогов, у него остается лишь 5-10 % прибыли.
Другая проблема - несовершенство налогообложения малого и среднего бизнеса. Из двух основных функций налогообложения - фискальной и стимулирующей - государство, главным образом, реализует фискальную. К сожалению, существующие налоговые режимы не торопятся учесть различные особенности
издержек малого бизнеса. Ведь основным источником инвестирования у индивидуальных предпринимателей являются собственные средства, так как в условиях сложившийся политической и экономической ситуации привлечение каких-либо заемных средств затруднено. Несмотря на то, что большая часть налоговых поступлений от бизнеса приходится на крупные предприятия, нагрузка (по отношению к прибыли) на малые и средние предприятия выше. В 2019 г. увеличилась ставка НДС до 20 % и некоторым организациям пришлось вносить изменения в заключенные ранее договоры. Высокая налоговая нагрузка не позволяет малым и средним предприятиям развиваться, стимулирует их не к росту, а к дроблению и выдавливает их в теневой сектор. Повышение страховых взносов в 2013 г. повлекло за собой уход с рынка большого количества предпринимателей. В 2016 г. правительство решило увеличить единый налог на вмененный доход до 15 %, что привело к тому, что многие предприятия либо закрыли свой бизнес, либо перешли на другие системы налогообложения. В итоге государство вместо увеличения поступлений в бюджет от налогов получило увеличение теневого сектора. Высокая платежная нагрузка привела к тому, что субъектам малого бизнеса становится всё сложнее накопить средства для развития своей производственной базы.
Тормозят развитие МСП различного рода административные барьеры, представляющие собой ограничения, касающиеся, например, качества товаров, условий их производства и реализации. Соблюдать данные правила должны все участники рыночных отношений, они же должны оплачивать различные нормативно-бюрократические процедуры. Примерами таких барьеров могут быть: регистрация новой фирмы, аренда помещения, получение лицензии или сертификации, материальных ценностей в кредит, получение различных льгот на ведение своей деятельности, либо это могут быть санкции, которые назначены фирме за невыполнение каких-либо правил, установленных законом.
В настоящее время количество административных барьеров снижается, но ситуация по-прежнему нестабильна и отнимает много сил и времени у предпринимателей. Часто затраты на преодоление различных административных барьеров превышают у некоторых предприятий малого бизнеса их расходы на ведение бизнеса.
Существенно напрягают субъекты малого и среднего бизнеса обязательные страховые взносы - платежи, которые, в частности, индивидуальные предприниматели платят за свое медицинское страхование и для формирования своей будущей пенсии. Их обязаны платить все предприниматели вне зависимости от того, приносит бизнес доход или нет. В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 г., 29 354 руб. за расчетный период 2019 г., 32 448 руб. за расчетный период 2020 г.; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 г. (29 354 руб. за расчетный период 2019 г., 32 448 руб. за расчетный период 2020 г.) плюс 1,0 % суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период [3].
Увеличится число проверок, так как теперь индивидуальных предпринимателей смогут проверять кроме налоговых инспекций еще Фонд социального страхования и Пенсионный фонд России, что выглядит немного странным, так как государство заявляло о стремлении снизить вмешательство в деятельность малого бизнеса. Две названные выше структуры так же, как и налоговые смогут замораживать банковские операции по счетам, в досудебном порядке регулировать взыскание платежей и осуществлять другие действия, уполномоченные налоговым органом.
Существенной проблемой малого и среднего бизнеса является человеческий фактор. Многие руководители малых предприятий не имеют опыта ведения бизнеса, его переориентации, эффективного управления людьми, знаний по ведению бухгалтерского учета. Все эти причины чаще всего приводят к банкротству. Играет важную роль и то, что руководители не могут найти квалифицированных работников. На сегодняшний день число компаний, которые испытывают сложности с подбором персонала, постоянно увеличивается. Это неудивительно, так как высококвалифицированный специалист отдаст предпочтение работе в крупной компании, которая сможет предложить более высокую зарплату.
Кроме этого, часто имеет место недостаточная финансовая грамотность руководителей, в первую очередь малых и микропредприятий. Например, государство ввело упрощенные формы сертификации и лицензирования, систему скидок на рекламу, различные льготы для участия на выставках, бесплатные юридические консультации, налоговые каникулы, но большинство предпринимателей об этом ничего не знают.
Все перечисленное выше приводит к тому, что инвестировать в малый и средний бизнес с каждым годом становится все меньше желающих. Существенной поддержки от местных властей субъекты МСП не находят. Региональные руководители отдают предпочтение крупному бизнесу как главному налогоплательщику, способствующему, кроме того, благоустройству территории и т. п.
В плане осуществления мер поддержки МСП со стороны государства в настоящее время делается следующее:
- в 2019 г. выделяется банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 г. и последующие 20202021 гг. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб. Банки, которые внесены в специальный список, имеют право выдавать кредит под 6,5 % фирмам, которые участвуют в программе импортозамещения, применяют инновационные технологии, создают и обслуживают оборудование для нефтегазовой отрасли;
- на конкурсной основе предлагается осуществлять субсидирование для закупки оборудования, расширения производства или на открытие перспективного дела. Чаще всего субсидию получают те фирмы, деятельность которых приоритетна для региона (производство промышленных товаров, станков, машин, и оборудования, сельскохозяйственной продукции). Это может быть сумма от 10 до 300 млн руб., которая зависит от региона и предназначения. Субсидия может выдаваться на оплату лизинговых платежей, погашение кредита, открытие филиала с созданием дополнительных рабочих мест и т. д.;
- бесплатное участие в выставках и ярмарках - предприятия могут бесплатно размещать свою продукцию на специальных торговых площадках, что позволяет сэкономить на рекламе и продать часть своей продукции;
- бесплатные консультации - консультативная господдержка оказывается на базе центров занятости, подразделений Федеральной налоговой службы, фондов по развитию бизнеса. Специалисты отвечают на вопросы по налогообложению, бухгалтерскому учету, планированию деятельности, рассказывают про возможности получения других видов государственной помощи;
- аренда помещений и земли - начинающий предприниматель может брать в аренду по льготным ценам офис для работы или земельный участок у государства на выгодных условиях. Например, в Москве до 1 июля 2019 г. действовала минимальная арендная ставка на здания в размере 3,5 тыс. руб. за один квадратный метр;
- создание специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса: упрощенной системы налогообложения 6 % от дохода либо 15 % от прибыли, чтобы уменьшить налоговое бремя и упростить отчетность; единый налог на вмененный доход (ЕНВД) 15 %, не зависящий от результатов финансово-хозяйственной деятельности, то есть рассчитывается на основании предполагаемого дохода; патентная система налогообложения 6 %; единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) 6 % для организаций, являющимися производителями сельскохозяйственных товаров;
- продление надзорных каникул. Основной задачей надзорных каникул является освобождение начинающих предпринимателей от плановых проверок со стороны пожарной инспекции, СЭС, Роспотребнадзора в первые несколько лет [4; 10; 11; 14].
Однако, несмотря на принимаемые государством меры по поддержке малого и среднего бизнеса, сегодняшнее его состояние говорит о том, что этих мер, как уже отмечалось, недостаточно. Дальнейшее совершенствование системы государственной поддержки предприятий МСП должно идти, по нашему мнению, в направлении формирования более благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса.
Для этого, в первую очередь, необходимо:
- дальнейшее совершенствование системы налогообложения малого и среднего бизнеса. Смещение акцента налоговой политики в отношении МСП с фискальной на стимулирующую функцию. Пересмотр налоговых льгот в части уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, снижение налоговых ставок, расширение практики предоставления налоговых каникул (освобождение от налогов на определенный период времени);
- дальнейшее облегчение доступа субъектов МСП к кредитам (в том числе льготным). Облегчение участия в поставках продукции для государственных нужд в инвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджета развития РФ [1];
- устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, связанных с производством, реализацией и качеством продукции, упрощение процедуры регистрации, сокращение числа проверяющих органов и проверок, а также количества лицензируемых видов деятельности и продукции;
- обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов малого и среднего бизнеса с целью формирования у них современных экономических, производственных и управленческих компетенций.
Россия имеет огромный потенциал развития сектора малого и среднего бизнеса. Последовательная работа государства в этом направлении позволит осуществить качественные преобразования предпринимательской среды и повысить эффективность функционирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (ред. от 15.11.2017) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_172109/ (дата обращения: 12.12.2019).
2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_521144/ (дата обращения: 16.12.2019).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.11.2019) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334304/ (дата обращения: 03.12.2019).
4. Андрианова, Т. С. Механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 140-144.
5. Воротников, Д. С., Рожкова, Н. К. Малый и средний бизнес в России: проблемы и пути развития // Вестник университета. - 2016. - № 10. - С. 26-33.
6. Иванова, Т. Б., Вишневский, В. С. Малый и средний бизнес: ограничения развития и инструменты их преодоления // Проблемы и перспективы экономического развития регионов: сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции. - Грозный, 27.04.2017. - С. 53-58.
7. Ольховская, Н. С., Куимов, В. В. Роль и место малого и среднего бизнеса в современной экономике // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - № 10. - С. 155-156.
8. Силуянова, К. В., Носков, В. А. Программа правительства РФ по поддержке малого и среднего бизнеса // Российская наука: актуальные исследования и разработки. - Самара, 10.06.2016. - С. 130-134.
9. Николаева, Д. Малый бизнес ушел в микромир. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ doc/3894279 (дата обращения: 19.12.2019).
10. Официальный сайт мэра Москвы: Льготные ставки аренды помещений для малого бизнеса [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.mos.ru/news/item/49167073/ (дата обращения: 30.12.2019).
11. Программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса, стимулирование кредитования субъектов МСП. Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://corpmsp.ru/bankam/programma_stimulir/ (дата обращения: 23.12.2019).
12. Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Сбербанк России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/credits/psk (дата обращения: 01.01.2019).
13. Рувинский, В. Почему малый бизнес не растет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/ articles (дата обращения: 09.12.2019).
14. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_ fts/8165848/ (дата обращения: 31.12.2019).
15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2018/mal-pred18.pdf (дата обращения: 07.12.2019).
16. Фейнберг, А. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике. РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7 (дата обращения: 06.12.2019).
References
1. Postanovlenie pravitel'stva RF ot 11.12.2014 No. 1352 (red. ot 15.11.2017) "Ob osobennostyakh uchastiya sub''ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits" [Decree of the Government of the Russian Federation dated on December 11, 2014, No 1352 (last edition 15.11.2017) "On the peculiarities of the participation ofsmall and medium-sized enterprises in the procurement of goods, works, services to similar types of legal entities'']. SPS «Konsul'tantPlyus» [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172109/ (accessed 12.12.2019).
2. Federal'nyi zakon "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii" ot 24.07.2007 No. 209-FZ (red. ot 27.12.2018) [Federal Law "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" dated on July 24, 2007No. 209-FZ (last edition 27.12.2018)], legal reference system "Consultant plus". Available at: http://www.consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_521144/ (accessed 16.12.2019).
3. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. Konsul'tant Plyus (red. ot 29.09.2019) (s izm. i dop., vstup. v silu 01.11.2019). [Tax Code of the Russian Federation (last edition 29.09.2019) (as amended and supplemented; entered into force 01.11.2019)], legal reference system "Consultant plus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334304/ (accessed 03.12.2019).
4. Andrianova T. S. Mekhanizmy gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego biznesa [Mechanisms of state support for small and medium-sized businesses]. Obrazovaniye i nauka bez granits: sotsial'no-gumanitarnye nauki [Education and science without borders: social sciences]. 2015, no. 1, pp. 140-144.
5. Vorotnikov D. S., Rozhkova N. K. Malyi i srednii biznes v Rossii: problemy i puti razvitiya [Small and medium business in Russia: problems and ways of development]. Vestnik Universiteta, 2016, no. 10, pp. 26-33.
6. Ivanova T. B., Vishnevskiy V S. Malyi i srednii biznes: ogranicheniya razvitiya i instrumenty ikh preodoleniya [Small and medium-sized businesses: development constraints and tools to overcome them]. Problemy i perspektivy ekonomicheskogo razvitiya regionov: sb. st. Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Problems and prospects of economic development of regions: Sat. Art. All-Russian scientific and practical conference]. Groznyi, 27.04.2017, pp. 53-58.
7. Ol'khovskaya N. S., Kuimov V V Rol' i mesto malogo i srednego biznesa v sovremennoi ekonomike [The role and place of small and medium-sized businesses in the modern economy]. Aktual'nye problemy aviatsii i kosmonavtiki [Actual problems of aviation and cosmonautics], 2014, no. 10, pp. 155-156.
8. Siluyanova K. V, Noskov V. A. Programma pravitel'stva RF po podderzhke malogo i srednego biznesa [The program of the Government of the Russian Federation to support small and medium-sized businesses]. Rossiiskaya nauka: aktual'nye issledovaniya i razrabotki [Russian Science: Actual research and development]. Samara, 10.06. 2016, pp. 130-134.
9. Nikolaeva D. Malyi biznes ushel v mikromir. [Small business went into the microworld]. Available at: https://www.kommersant. ru/doc/3894279 (accessed 19.12.2019).
10. Ofitsial'nyi sait mera Moskvy [The official website of the Mayor of Moscow]. Available at: https://www.mos.ru/news/ item/49167073/ (accessed 30.12.2019).
11. Programmy l'gotnogo kreditovaniya malogo i srednego biznesa, stimulirovanie kreditovaniya sub''ktov MSP. Federal'naya korporatsiya po razvitiyu malogo i srednego predprinimatel'stva (Korporatsiya MSP). [Concessional lending programs for small and medium-sized businesses, stimulating lending to SMEs. Federal Corporation for the Development of Small and Medium Enterprises" (SME Corporation)]. Available at: https://corpmsp.ru/bankam/programma_stimulir/(accessed 23.12.2019).
12. Programma stimulirovaniya kreditovaniya sub''ektov malogo i srednego predprinimatel'stva. Sberbank Rossii [A program to stimulate lending to small and medium-sized enterprises. Sberbank of Russia]. Available at: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/ credits/psk (accessed 01.01.2019).
13. Ruvinskii V. Pochemu malyj biznes ne rastet [^hy small business is not growing]. Available at: https://www.vedomosti.ru/ opinion/ (accessed 09.12.2019).
14. Federal'naya nalogovaya sluzhba [Federal Tax Service]. Available at: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/8165848/ (accessed 31.12.2019).
15. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2018/mal-pred18.pdf (accessed 07.12.2019).
16. Feinberg A. Rosstat vpervye raskryl dolyu malogo i srednego biznesa v ekonomike. RosBiznesKonsalting [Rosstat for the first time revealed the share of small and medium-sized businesses in the economy]. Available at: https://www.rbc.ru/econom-ics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7 (accessed 06.12.2019).