Научная статья на тему 'М. Ф. Фон Таубе и его геополитические прозрения'

М. Ф. Фон Таубе и его геополитические прозрения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНАРХИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / MONARCHY MOVEMENT / М.Ф. ФОН ТАУБЕ / M.F. FON TAUBE / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / "ВЕЛИКОВЛАДЫЧЕСТВО" ("МИРО-МОГУЩЕСТВО") / ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ / GREAT POWERS / СВЕРХДЕРЖАВА / SUPERPOWER / Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ / КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ / CULTURAL-HISTORICAL TYPES (ACCORDING TO N.J. DANILEVSKY) / БОРЬБА "СУШИ" И "МОРЯ" / STRUGGLE BETWEEN SEA AND LAND / МАТЕРИКОВАЯ "МИРОДЕРЖАВА" / К.А. ЧХЕИДЗЕ / K.A. CHKHEIDZE / "ГОСУДАРСТВА-МАТЕРИКИ" / "VELIKOVLADYCHESTVO" (WORLD DOMINATION) / CONTINENTAL "MYRODERZHAVA" / "STATES-CONTINENTS"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рябцев Владимир Николаевич

Статья посвящена крупному ученому-гуманитарию и оригинальному мыслителю дореволюционной России М.Ф. фон Таубе, ныне практически забытому. Предметом анализа являются его геополитические взгляды. Рассматривается главный труд М.Ф. фон Таубе “Образование великодержавных единиц”, в котором он выступил не только как выдающийся теоретик геополитики, но и тонкий прогностик, предсказавший многие процессы, произошедшие в стране и мире за порогом “Второй (великой) Русской Смуты”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.F. fon Taube and his Geopolitical Visions

This article is devoted to the outstanding scientist in the field of Humanities and exceptionally original thinker of prerevolutionary Russia M.F. von Taube, who is practically forgotten nowadays. The subject of the analysis is his geopolitical views. Under consideration is the major M.F. von Taube’s work “The Formation of the Superpower Entities”, in which he comes out as a prominent geopolitical theoretician and a subtle prognostic, who foresaw many processes that took place both in the country and in the World after “The Second Russian Time of Troubles”.

Текст научной работы на тему «М. Ф. Фон Таубе и его геополитические прозрения»

ЛЮДИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ

УДК 32.001

М.Ф. фон Таубе и его геополитические прозрения

В.Н. Рябцев

Долгие десятилетия исследователи проходили мимо фигуры отечественного мыслителя и ученого, математика, философа, публициста и общественного деятеля барона Михаил Фердинан-дович фон Таубе (1855-1924). Упоминания о нем мы не находим ни в одном учебнике или крупой монографии по истории геополитической мысли в России*. Дело, видимо, не только в том, что это был человек право-консервативных убеждений. Среди разработчиков геополитической доктрины русского монархизма достаточно известны такие яркие имена, как выдающийся русский мыслитель и философ Л.А. Тихомиров (1852-1923) с его работами "Нечто о внешних задачах" (1895), "Китай, Россия и Европа" (1900) и, безусловно, трактатом "Монархическая государственность" (1905) [2], в котором особо выделяется раздел "Исторические судьбы нации", или малоизвестный ныне геополитик, дипломат и публицист Ю.С. Карцов (1857 - 1931) [3]. Однако на фоне таких "титанов" мысли геополитическое наследие М.Ф. фон Таубе выглядит гораздо солиднее и глубже.

Очевидно, есть какие-то более веские, глубинные причины неприятия этой фигуры,

* Едва ли не первая публикация, в которой осмысливается его вклад в развитие геополитической мысли, принадлежит нашему украинскому коллеге [1].

Рябцев Владимир Николаевич - кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и прикладной политологии Южного федерального университета, заведующий лабораторией геополитических проблем Черноморско-Кавказского региона Северо-Кавказского научного центра высшей школы ЮФУ, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, e-mail: v_ryabtsev@mail.ru, т.: 8(8632)643522.

как "февралистами" в 1917 большевиками, которые смели этих самых "февралистов" в Гражданскую войну, так и нынешними российскими либерал-демократами. Видимо, "воцерковление" потомка тевтонских рыцарей в истинно русской культуре, его истая народность, воплощенная в стихотворении "Черносотенец" не давали и не дают им всем покоя: Кто верой стойко православен; В ком нет сомнений ни на миг, Что русский Царь самодержавен, Неограничен и велик, -Тот черносотенец** природный, Тот предан родине навек, В том - дух исконный, дух народный; Тот сердцем русский человек [5]. Так кем же был на самом деле М.Ф. фон Таубе? Скупые сведения о М.Ф. фон Таубе, доступные российскому читателю [5, 6] и часть его научного наследия, которым мы располагали [7, 8] дают, тем не менее, возможность выстроить его биографию и право

** Наиболее емкое определение понятия "черносотенец" было дано в поэтическом посвящении III Всероссийскому съезду Русских людей в Киеве, состоявшемуся 1—7 октября 1906 г. Оно было подписано некими "харьковскими обывателями" и звучало так: "Кто молитву творя /Чтит народ и Царя, / В ком ни сердце, ни ум не шатается, / Кто под градом клевет / Русь спасает об бед, — / Черносотенцем тот называется!" [4].

Vladimir Ryabtsev - PhD in Philosophy, Associate Professor, Head of the Laboratory of Geopolitical Problems of the Black Sea - Caucasus Region of the North Caucasus Scientific Centre of the Higher School at the Southern Federal University, 140, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: v_ryabtsev@mail.ru, tel. +7(862)643522.

характеризовать его как блестящего концептуалиста, рядом с которым трудно кого-то поставить?

По своему образованию М.Ф. фон Тау-бе был инженером-путейцем. Пойдя некогда по стопам отца, в 1882 г. он окончил Институт путей сообщения, где некоторое время затем преподавал математику. В полный голос заявил о себе в начале ХХ века, став одним из крупных теоретиков неославянофильства. Его перу принадлежит целый ряд работ, в которых нашла свое отражение проблема самобытности русской общественной мысли, а именно: "Несколько слов о Хомякове и его научно-философской школе" (1905), "Ложь Запада и творчество Востока по славянофильскому учению" (1906), "Дуализм Запада и триединство Востока" (1910), "Триединство, как основа соборности и духовности" (1910), "Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан, затворник Вышенский" (1912) и др. Но в большей мере в те годы М.Ф. фон Таубе прославился как философ и логик, написав и издав ряд популярных в свое время работ, среди которых: "Свод основных законов мышления. Логика. Психология Металогика" (1909), "Современный спиритизм" (1909), "Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства" (1912). Всего же им опубликовано более трех десятков книг и брошюр. Не чужд был М.Ф. фон Таубе, кстати, и поэтического творчества. Не считаясь со временем, он вел также активную просветительскую деятельность (например, неоднократно выступал с докладами в "Христианском содружестве учащейся молодежи").

Достаточно активно М.Ф. фон Таубе проявил себя как публицист. Он много печатался в различных изданиях монархической направленности (в журналах "Мирный труд" и "Прямой путь", в газетах "Русское знамя", "Голос русского народа" и др.). Нередко пользовался псевдонимом "М. Вашутин". Многое для понимания общественно-политических воззрений М.Ф. фон Таубе дает сборник его газетных публикаций "К возрождению славяно-русского самосознания", вышедший в свет в 1911 г. При этом М.Ф. фон Таубе принимал самое деятельное участие в мо-

нархическом движении тех лет: участвовал в нескольких Всероссийских съездах Русских людей, работал в Союзе русского народа (СРН). В 1906 г. он стал кандидатом в члены Главного Совета РСН, а в 1912 г. вошел в его состав, став председателем печатного органа СРН. К 1912 г. М.Ф. фон Таубе -уже один из самых заметных деятелей патриотического движения в России, прежде всего, как представитель СРН. В мае 1912 г. на V Всероссийском съезде Русских людей он избирается председателем программного отдела, которому было поручено разработать и вынести на всенародное обсуждение вопрос о развитии и проведении в жизнь доктринальных положений СРН и ряда других монархических организаций. Помимо СРН, М.Ф. фон Таубе принимал активное участие в работе другой влиятельной организации монархистов - Русского Собрания (РС)*. В марте 1913 г. он избирается членом Совета РС и в этом качестве остается вплоть до 1916 г.

В бурном 1917 г. М.Ф. фон Таубе оставался в России и пытался продолжить свою работу в прежнем режиме и с той же интенсивностью. Но ситуация в стране была уже другой - не очень благоприятствовавшей монархистам... После Октября 1917 г. М.Ф. фон Таубе на свой страх и риск организовывает религиозно-философские чтения при храме святителя Исидора Юрьевского в Петрограде. В годы Гражданской войны на его долю и долю членов его семьи выпали тяжелые испытания. Из имеющихся у нас, ранее упомянутых источников, известно, что в 1919 г. М.Ф. фон Таубе читал также лекции в братстве Св. Софии и вел занятия в ряде богословских кружков. В последние годы жизни организовал кружок православной интеллигенции, который собирался раз в две недели в него дома. Некоторое время "детище" М.Ф. фон Таубе продолжало существовать даже после его кончины, но в 1928 г. кружок

* Речь идет о широкой организации русских националистов, созданной в Санкт-Петербурге в ноябре-декабре 1900 г. усилиям ряда писателей и публицистов (В.Л. Величко, М.В. Волконского, Н.А. Энгельгардта и др.) для "противодействия опасной для русского национального дела космополитичности высших слоев общества". Со временем РС сформировало немало своих отделений в крупных городах России. Задумывалось, что "Союз русского народа" должен был стать массовой опорой РС в стране. Формально РС просуществовало до революции 1917 г., но заметной активности в те годы уже не проявляло [9].

был разгромлен чекистами, что для ряда членов его семьи обернулось самыми печальными последствиями.

В свете наших научных интересов в биографии М.Ф. фон Таубе следует особо выделить 1906 год. Это было время, которое ознаменовалось его тесным сотрудничеством с издававшимся в Харькове, научно-литературным и общественным журналом патриотической ориентации журналом "Мирный труд"*. Редактором его был известный в то время ученый-историк, публицист и общественный деятель монархической ориентации (одно время членом Государственной думы III созыва) АС. Вязигин (1867-1919) [11]. Именно в том году в журнале увидела свет блистательная работа М.Ф. фон Таубе (по сути, мини-трактат) "Образование великодержавных единиц", напечатанная в двух номерах "Мирного труда" [7]. Появление этой работы вроде бы никак не было предопределено предыдущими исследованиями и исканиями автора, и выход в свет "Образования великодержавных единиц" был подобен одиночному выстрелу... Но выстрелу не из мелкокалиберной винтовки, а настоящему залпу из мощного орудия. В основу его геополитической прозорливости легли высокий уровень автора, его глубокое знание предмета, о котором он писал, четкая оценка сложившейся на тот момент международно-политической конъюнктуры и блистательная способность в ней ориентироваться.

И даже тот ограниченный объем работы М.Ф. фон Таубе (только первый номер журнала "Мирный труд" за 1906 г. и частичный доступ - к репринтному изданию текста в 2012 г. [8]), которым мы располагали в ходе исследовния, свидетельствует о глубокой геополитической прозорливости этого мыслителя.

В своей работе автор писал, например: ".нам кажется небесполезным попытаться разрешить вопрос, в чем нужно искать силу, проявляющуюся в народных массах для завоевания всемирного преобладания, и на какой

* Объединял представителей образованного слоя национально мысливших русских людей, в основном монархистов. В качестве идеологической основы журнала была принята программа "умеренного национализма", как ее сформулировал сам редактор — проф. А.С. Вязигин (см. его "Манифест созидательного национализма", 1906 г.). Главной целью, по его мнению, было не допустить утраты русским народом своей культур-цивилизационной самобытности [10].

почве могут возникать мировые державные народы и племена" [8, с. 5]. Говоря о "притязаниях того или иного племени на исключительное владычество всем миром, которое должно-де составлять общую всеединицу", он ввел такое понятие, как "великовлады-чество", или "миро-могущество" [8, с. 3]. По сути, на языке своего времени М.Ф. фон Таубе занимался вопросами геополитической таксономии, в частности идентификацией политических "организмов", которые на языке современной науки подпадают под характеристику "великие державы" и "сверхдержава". Им явно овладевала мысль, что следует принять за "единицу" исторического процесса: народность, группу народов, объединенных в государство, или более объемную и сложную систему? Отталкиваясь от концепции культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского [12], к которому М.Ф. Таубе относился весьма почтительно, он пришел к выводу, что, оказывается, есть и "более сложные исторические тела, которые по составности племени и территории, а равно и по политическому значению своему, шире и объемнее, могущественнее народо-государства (читай: NationState, если говорить на современном языке. -В.Р.)". "Подобная особь как бы сверхнародна и сверхгосударственна", - пишет в этой связи М.Ф. Таубе и далее уточняет: "Эта историческая сверхличность должна обладать всеми свойствами собирательной единицы, прообразом которой служит семья и патриархальное государство, и образовывать, так сказать, семью народов и племен - союзное государство или союз государств. Оно займет промежуточное место между государством и организованным всечеловечеством" [8, с. 5-6].

Повторимся: по сути, используя термин "великодержава", он говорит о том, что сегодня называется сверхдержавой. Его геополитическую прозорливость подтверждает тот факт, что он пытается выделить стадии политико-географического развития великодержав, которые, как он пишет, "в их окончательном достижении обратятся в настоящие миродер-жавы в точном смысле этого слова". Стадий этих у М.Ф. фон Таубе было три [13, с. 186].

Не обошел своим вниманием М.Ф. фон Таубе и популярный в геополитике спор о том, что сильнее: "теллурократия" (сухопутная мощь, контроль над земельными пространствами) или "талассократия" (морская мощь, контроль над океаническими простран-

ствами). По его мнению, все великие державы, не контролировавшие океанские просторы (именно океанские, а не морские или береговые), как правило, погибали. Это произошло некогда с Древним Римом, Испанией, Голландией и Францией. Эта же участь ждет и Англию [13, с. 186-187]. Но, с другой стороны, замечает М.Ф.фон Таубе: "Передовой народ всегда зарождается у берегов рек, морей и океанов, и сила такого народа начинает возрастать, когда сплотит занимаемое им побережье и земельное пространство, окаймленное со всех сторон морями". Поэтому, как полагал М.Ф. фон Таубе, "страны богатоземельные получают все более и более преобладающее значение" [13, с. 190]. Развитие же судоходства, по его мнению, привело к тому, что роль морских пространств как защитников страны уменьшилась, а "стойкость и крепость значительных земельных пространств с общею воинской повинностью увеличилась. Морская военная сила Англии, как исключительная, пала, сухопутные границы оберегаются труднее. Искусственные земельные сухопутные границы также могут потерять значение в силе их защиты при быстром развитии технической стороны нападения, например, при развитии воздухоплавательных снарядов. С развитием подводного судостроения произойдет на воде то же, что в средние века произошло с замками при изобретении пороха. Одни естественные приморские побережья делаются верными, прочно защищенными границами. Материки внутри себя объединяются, и окажется, в конце концов, столько держав, сколько материков, причем самый большой из них будет и самым сильным" [13, с. 191].

Вывод, который делает М.Ф. фон Таубе, таков: "..одни только материковые державы в состоянии будут водворить внутри себя мир., а внешние столкновения между материками будут невозможны, вследствие естественной нейтрализации морей и неприступности океанских берегов". И еще один логический ход автора: "На вопрос, где сила, на воде или материке, легко нам верится, что сила на суше, и суша, т.е. мощь земли - единственная непобедимая крепость" [Там же].

Помимо этого, М.Ф. фон Таубе предстает и как чуткий прогностик, предложивший в начале ХХ в. интереснейшие сценарии геополитического будущего мира. Так, он пророчески замечал, что первый всесветный ми-родержавой станет будущий всеамериканский

"государство-материк". В этом плане, вследствие расчлененности владений и отсутствия контроля над центром Евразии ("Сердцевиной Земли"), он не видел перспектив у Британской империи. Рано или поздно, полагал М.Ф. фон Таубе, она сойдет с арены "исторического действия": "Неоспоримо, что береговые, полуостровные и островные державы сошли и сходят с поприща исторического действия. Типичным представителем острова, как миро-державства, является Великобритания" [Там же]. Но и у амбициозной, набирающей силу Германии, по его мнению, также нет шансов стать "всесветной миродержавой" (прежде всего, в силу незначительности ее территориальных владений).

В конце концов, полагал М.Ф. фон Тау-бе, на планете образуются лишь три материковые "миродержавы" ("мировладычества"): 1) тройная Евразия, состоящая из Европы, Азии и Африки, 2) двойная Америка (в составе Северной и Южной Америки) и, как это ни странно, 3) единичная Австралия. "Непредставленность" в этом сценарии азиатских государств обусловлена тем, что в тот период времени политическая наука Запада вообще не признавала за ними политического будущего и, уж тем более, не считала их претендентами на ведущие роли в мировых делах. Так что здесь М.Ф. фон Таубе не был оригинален. Важнее, однако, другой момент - вопрос о том, кто и как мог конкурировать в Евразии с Россией? Как писал сам Михаил Ферди-нандович: "Кому суждено объединить евроазиатский материк, - сильному цивилизацией и культурой и богатому средствами западному романо-германскому миру, или богатому народонаселением и обширными, довольно округленными пространствами варварскому южному азиатскому миру, или же северному, христианскому по преимуществу, среднему греко-славянскому миру Восточного просвещения? Вопрос этот мы оставим открытым. Но то, что сильная борьба из-за преобладания существует уже и теперь, это несомненно" [13, с. 191].

Отвечая на вопрос, кто же может бросить-таки вызов России в сложившихся на тот момент условиях, М.Ф. фон Таубе отвечал: только Германия. Но вытеснить отсюда "всеславянство", во главе которого стоит "собирательная и соборная Русь с Москвой в сердцевине", или, как он еще говорил, "святую Всерусь со своим духовным могу-

ществом широкого охвата и высокого настроения", - задача для немцев непосильная. В этом пункте своих рассуждений М.Ф. фон Таубе явно вступал в противоречие с теми теоретиками и политиками на его исторической родине, которые (например, пангерманисты с начала 1890-х гг.) истово ратовали как раз за иной "сценарий" развития ситуации в Евразии, вплоть до знаменитого плана П. Рорбаха по расчленению России и геополитическому обустройству "пространства на Востоке" (т.е.: фрагментации Российской империи на несколько "малых" государств и квазигосударственных образований типа "Между-Европы" в лице балтийских стран или "Доно-Кавказского Союза" в лице альянса казаков и горцев Северного Кавказа) [14] было еще далеко. Но лидеры Пангерманистского союза, являвшегося главным вдохновителем империалистической политики кайзеровской Германии в тот период времени, не скрывали, что "слишком большая Россия" - это конкурент растущего немецкого колосса и явная угроза для реализации далеко идущих планов Берлина, провозгласившего в пику британцам свою Weltpolitik. Вполне понятно, что за всем этим стояло плохо скрываемое желание военно-промышленных кругов Германии как можно быстрее перейти к колонизации "жизненного пространства на Востоке", богатом ресурсами и рабочей силой. Как справедливо замечают некоторые исследователи, у печально знаменитого плана нацистов "Ост" были свои предшественники [15].

Однако М.Ф. фон Таубе думал по-другому. В Евразии, полагал он, вообще формируется нечто новое, а именно: некий "славяно-монгольский тип", или, как он говорил, "цельная миродержава трехосновного свойства", обладающая не сравнимым ни с кем духовным могуществом. Но Германию все же М.Ф. фон Таубе и подобные ему теоретики не забывали. В пику пангерманистам они предлагали выгодный немцам альянс. Например, два года спустя после выхода работы М.Ф. фон Таубе и, кстати, задолго до идеи "континентального блока" К. Хау-хосфера, устами верного и истового имперца Ю.С. Карцова было заявлено, что единственно (и даже абсолютно) выгодным для Германии вариантом было бы образование континентальной системы европейских государств. Как он писал: "Создать организацию континентальной самообороны - в этом и заключается

ее великая историческая миссия". И далее: "Соглашение между Россией и Германией есть первый шаг к образованию континентальной системы. Подобное соглашение (обратим внимание на этот тезис! - В.Р.) перевернуло бы вверх дном существующее отношение политических сил. Неудивительно, что со стороны встревоженных интересов (т.е.: прежде всего, позиции официального Лондона. - В.Р.) делаются попытки предотвратить это сближение". И еще один важный концептуальный момент: "К русско-германскому союзу прочие континентальные державы, волей-неволей должны будут присоединиться. В результате образуется конфедерация государств европейского континента. Цель этой конфедерации -уничтожение английской морской гегемонии и провозглашение принципов международного равноправия и равноправия держав на море" [3, с. 45]. Какая глубина и точность анализа, а - главное - прозорливость русского ума!?

Следуя устоявшейся в те годы традиции (особенно четко представленной в интеллектуально-научном движении "Встречь Солнцу!"), в своей работе М.Ф. Таубе не забыл упомянуть о необходимости дальнейшего территориального расширения Российской Империи. По его мнению, морские и сухопутные границы державы пока не достаточно прочны, их необходимо обеспечить океаническими рубежами, причем сразу по трем геостратегическим направлениям: на западном - вплоть до Атлантики с ее теплым течением Гольфстрим, на юге - до Индийского океана и на востоке - с выходом к Тихому океану (где, как писал М.Ф. фон Таубе, наши границы и так уже близки к естественным границам "Великого Русского океана", но их все же следует закрепить) [13, с. 195-196].

Вот такое интересное чтение, заставляющее о многом думать, прежде всего, о том, на каком высоком уровне работали тогда отечественные специалисты и как мы порой небрежно относимся к их теоретическому наследию.

Идеи и прозрения М.Ф. фон Таубе спустя двадцать лет нашли свое продолжение и развитие в работах евразийца К.А. Чхеидзе (ученика и соратника великого П.Н. Савицкого). В 1917 г. вышла в свет его очень интересная и всецело геополитическая работа "Лига Наций и государства-материки", в которой автор не только предвосхитил концепцию панрегионов классика немецкой мысли К. Хаусхофера, но и, анализируя два базовых

принципа в системе международных отношений - координацию и субординацию, вышел практически на ту же, что и у М.Ф. фон Таубе, проблематику. На современном языке это можно было бы назвать разворотом геополитической науки к изучению таксонов, занимающих промежуточное положение между "глобальным" и "национальным" (в смысле нации-государства). На языке же К.А. Чхеидзе это звучало так: «объединение наций в "государства-материки", или "миры"». По мнению автора, во-первых, медленно, но верно такого рода объединения государств занимают место самих государств, координацию которых и пытаются обеспечить организации типа Лиги Наций. Во-вторых, по субординационному принципу строятся (или, по крайней мере, должны выстраиваться) как раз отношения внутри каждого из таких "миров", областью же действия координационного принципа оказывается как раз сфера соприкосновения "государств-материков" (макрорегиональ-ных "единиц", как сказали бы мы сегодня). В-третьих, "в процессах образования государств-материков с новой убедительностью выступает правильность теоретических положений о культурно-исторических типах (как мы видим, и здесь - в опоре на концепцию Н.Я. Данилевского - М.Ф. фон Таубе и К.А. Чхеидзе солидарны друг с другом. -В.Р.); в этих процессах намечается совпадение месторазвития и единства исторической судьбы; сочетание этих моментов и создает новые культурно-исторические типы" [16].

Удивительное совпадение в ходе геополитической мысли, в исканиях того и другого мыслителей мы находим также в тезисе К.А. Чхеидзе, согласно которому Британской империи - не место в перечне великих" государств-материков", Повторяя, по сути, то же самое, о чем в 1906 г. писал М.Ф. фон Таубе, он заключал: «Великобританская империя - оригинальнейшее явление. В мировой истории трудно найти что-либо подобное истории развития ее могущества. И в будущих веках едва ли подобное повторится. Нужны были исключительные совпадения исключительных условий, чтобы вызвать ее к жизни: сильный флот, открытие новых материков, свободный мощный финансовый капитал - проложили путь британскому вели-кодержавию. Однако в новейшей стадии мирового развития перед ней встают неожиданные трудности. Отдельные части мира интегриру-

ются в "государства-материки". Между тем не существует "особого мира", отмеченного существенным единством исторической судьбы, который отвечал бы Британской Империи. Поэтому Британская Империя не является "государством-материком"» [16 ]. Этим пассажем - практически "приговором Лондону") -К.А. Чхеидзе завершает свою работу.

В связи со сказанным, напрашивается вопрос: что же это за "тюрьма народов" была такая (как Российскую империю, начиная с "февралистов" в 1917-м..., называли прежде и все еще называют иные "доброхоты", особенно из лагеря либерал-демократов), если в ней таких высот образованности и интеллектуально-научной культуры достигали люди, подобные немцу по своему происхождению М.Ф. фон Таубе и/или этническому грузину К.А. Чхеидзе!? Ведь оба они, используя дореволюционную терминологию, - были инородцами, но на каком высочайшем уровне они работали, сколь патриотичны были и что в итоге дали своей стране и Миру!? И вошли эти люди в анналы истории, именно российской геополитической мысли, прославив, каждый их них, в конечном счете, Россию, а не свою историческую родину. Это ли не пример подлинного патриотизма для нас, живущих в условиях нынешнего безвременья и изрядно притупившихся чувств родине?! В этом смысле Михаил Фердинан-дович фон Таубе стоит в первом ряду того списка отечественных специалистов в области геополитики, кто требует к себе внимательного отношения, а его работа "Образование великодержавных единиц" - нового и самого глубокого прочтения, в том числе и в контексте тех новых, непростых международных реалий, которыми столкнулась наша страна уже за порогом ХХ века.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Омельянчук И.В. Внешнеполитические проблемы в идеологии черносотенных партий в Российской империи. 8 ноября 2004 г. // Русская линия. Православное информационное агентство. [Электронный ресурс]. URL: http://rusk.ru/ st.php?idar=102666.

2. См.: Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: Облиздат; Алир, 1998 (особенно Часть IV, раздел 7).

3. См.: Карцов Ю.С. В чем заключаются внешние задачи России (Теория внешней политики вообще и в применении к России). СПб.: Тип. "Санкт-Петерб. Ведомостей", 1908. 48 с.

4. См.: Черная сотня (черносотенцы) // Национальная историческая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://interpretive.ru/dictionary/961/ wörld/chernaja-sotnja-chemosotency

5. Цит по: Таубе, Михаил Фердинандович (1855— 1924) // Geologist to Geologist [Электронный ресурс]. URL: http://www.g-to-g.com/?version=rus&m odule=5&id=5913

6. См.: Степанов А. Таубе, бар. Михаил Фердинандович // Святая Русь: Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм / Гл. ред., сост. О.А. Платонов; сост. А.Д. Степанов. М.: Изд-во "Энциклопедия русской цивилизации", 2003; Настоящий инженер-путеец и его достойные дети [Электронный ресурс]. URL: http://korenev.org/ index.php/en/2011-ö4-ö7-13-55-37/2ö11-ö4-ö7-14-16-28/106-2011-12-03-21-16-49.

7. См.: Таубе М.Ф. фон. Образование великодержавных единиц // Мирный труд. 1906. № 2. С. 52-71; Там же. 1906. № 3. С. 181-198.

8. См.: Таубе М.Ф. фон. Образование великодержавных единиц. СПб.: Книга по требованию, 2012. 46 с.

9. См.: Степанов С.А. Черная сотня России (1905 -1914 гг.). М.: Росвузнаука, 1992. 330 с. С. 33-35,

89, 91 и др. URL: http://www.politnauka.org/library/ mpimo/chh.php.

10. См. об этом подробнее: Степанов А. "Мирный труд"... // Черная сотня. Историческая энциклопедия: 1900-1917 гг. / Сост. А.Д. Степанов, А.А. Иванов; отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008. 640 с.

11. См. подробно: Каплин А., Степанов А. "Только вера дает силу жить..". Профессор Андрей Сергеевич Вязигин. 17 ноября 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: http://rusk.ru/st.php?idar=103874

12. См.: Данилевский Н.Я. [1869] Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с. С. 91-113.

13. Таубе М.Ф. фон. Образование великодержавных единиц // Мирный труд. 1906. № 3. С. 181-198.

14. См.: Rorbach P. Unser Kriegsziel im Osten und die russishe Revolution. Weimar, 1917. S. 4, 8-9, 9, 13, 18, 28-29.

15. См. Бутаков Я. За что воевали в Первой мировой? У гитлеровского плана "Ост" были свои предтечи [Электронный ресурс]. URL: http://www. stoletie.ru/territorija_istorii/za_chto_voevali_v_per-voj_mirovoj_2010-05-24.htm

16. Чхеидзе К.А. [1927] Лига Наций и государства-материки [Электронный ресурс].

16 января 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.