ченными от реализа-
ции китайского ширпотреба. Поскольку долговременная работа при таких условиях невозможна, китайские граждане открывают фирмы-однодневки (сроком существования до полугода), потом бросают их и открывают новые и т. д. Российским предприятиям, как и китайским, подобное ведение расчетов грозит налоговыми проверками и последующими санкциями. Вот почему в последнее время количество акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью уменьшилось, а количество частных предпринимателей, работающих в лесном комплексе, увеличилось. У них себестоимость ведения работ ниже, инфраструктура отсутствует, малоценные части древесины бросаются в лесу, что позволяет предпринимателям выживать в сложившихся условиях с предельно низкими ценами на лесопродукцию. Это тоже своего рода планирование, однако масштабы такого планирования принимают угрожающий характер. На этом фоне российские монополисты увеличивают внутренние затраты предприятий: с января 2003 г. выросли железнодорожные тарифы — на 20%, стоимость ГСМ увеличилась на 15%, электричества — в два раза. Также ведутся разговоры об увеличении по-пенной платы. Причем эти разговоры инициируются в основном лесхозами. Конечно, та часть попенной платы, которая попадает непосредственно в лесхоз, незначительна, но государство должно изменить форму управ-
ления лесхозами, а не увеличивать попенную плату. Сейчас предприятия в основном приобретают лес на аукционах и платят при этом 100 р./мЗ, и еще 100 р./мЗ в местную администрацию, итого 200 р. При себестоимости 1 м3 круглого леса, равной примерно 700 р., стоимость древесины составляет 28% себестоимости. Это очень большая цифра, и ее увеличение станет катастрофой. Сейчас, при возросших тарифах, предприятия реализуют лес на уровне себестоимости, а что будет, когда тарифы и стоимость ГСМ увеличатся еще?
Таким образом, только полномасштабный анализ внутренних резервов и комплексное планирование деятельности могут помочь выжить лесопромышленным предприятиям в сложившейся ситуации. На государство, вероятно, в ближайшее время надеяться не стоит, хотя в такой ситуации необходимо скорейшее введение лицензирования внешнеэкономической деятельности, а не лесозаготовительной, как сейчас предлагается. В случае лицензирования лесозаготовительной деятельности те, кто незаконно вырубал лес, будут его вырубать и дальше. Если же они не предоставят все документы для регистрации предприятия в качестве участника ВЭД, то автоматически не смогут реализовать древесину. При этом ряд предприятий, получивших лицензию, будет незначительным, и их деятельность может быть легко проконтролирована налоговой инспекцией.
И. С. ЧЕРНЯК
профессор Иркутского государственного технического университета, заслуженный экономист РФ
И. М. ЩАДОВ
доктор технических наук, профессор Иркутского государственного технического университета
ЛОГИСТИКА И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
За годы реформ в Иркутской области резко снизилась инвестиционная активность, причем спад объема инвестиций намного опережал темпы сокращения объема промышленного производства: за 1990-1997 гг. объем
промышленного производства снизился на 55%, а объем инвестиций — на 80%. Объем инвестиций в основной капитал и их структура по источникам финансирования в Иркутской области отражены в табл. 1.
Таблица 1
Объем инвестиций в основной капитал и их структура по источникам финансирования в Иркутской области
в 1990-1997 гг.*
Инвестиции 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
В основной капитал, всего, млн р. 5,9 4,7 62,4 482,4 1 875,5 5 115,5 6 532,4 5 269,1
В том числе Бюджетные, % Внебюджетные, % 54,9 45,1 35.5 64.5 26,4 73,6 39,2 60,8 30.0 70.0 21.5 78.5 24,4 75,6 21,2 78,8
* В действовавших ценах каждого года.
Общей тенденцией динамики структуры инвестиций в отрасли ТЭК является уменьшение бюджетной составляющей при увеличении внебюджетной части инвестиций: за 1990-1997 гг. доля бюджетных инвестиций сократилась с 54,9 до 21,2%, т. е. более чем в два раза.
В 1996-1998 гг. структура источников инвестиций в основной капитал была достаточно стабильна и устойчива. Собственные средства предприятий и заемные средства составляли более 75%.
С 1995 г. в ТЭК области (кроме угольной отрасли) наблюдаются положительные
изменения в части привлечения инвестиций в основной капитал (табл. 2). В 1996 г. объем инвестиций в электроэнергетику (в сопоставимых ценах) увеличился по сравнению с 1995 г. на 12%. В угольной промышленности рост инвестиций начался с 1996 г. В целом по ТЭК области привлечение инвестиций в основной капитал в 1999 г. можно оценить как «устойчивую нестабильность»: рост объема инвестиций в угольной и газовой отраслях промышленности соответственно на 50 и 10% и сокращение инвестиций в электроэнергетике и нефтепереработке на 30-35%.
Таблица 2
Структура инвестиций в предприятия ТЭК Иркутской области в 1995—1999 гг., млн р./год
Структура инвестиций 1995 1996 1997 1998 1999
1 2 3 4 5 6
Электроэнергетика, всего 395,9 443,3 549,1 590,2 760,0
В том числе
Финансируемые за счет собственных средств предприятий 268,0 435,0 549,1 486,2 610,0
Из них
Прибыли 39,5 39,3 41,6 50,0 80,0
Амортизации 228,5 395,7 507,5 418,2 530,0
Финансируемые за счет привлеченных средств 127,9 8,3 - 122,0 150,0
Из них
Кредитов банка 11,8 1,4 - 119,6 -
Заемных средств других организаций - - - - 25,0
Средств внебюджетных фондов 116,1 6,9 - 2,4 125,0
Нефтеперерабатывающая промышленность, всего 476,1 956,4 130,6 417,6 116,6
В том числе
Финансируемые за счет собственных средств предприятий 470,2 349,4 130,6 99,1 83,6
Из них
Прибыли 351,0 - - 2,7 -
Амортизации 119,2 349,4 130,6 96,4 83,6
Финансируемые за счет привлеченных средств 5,9 607,0 - 318,5 33,0
Из них
Кредитов банка 5,9 - - - -
Заемных средств других организаций - 601,8 - 318,1 33,0
Средств внебюджетных фондов - 5,2 - 0,4 -
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6
Угольная промышленность, всего 201,1 236,6 200,6 169,6 57,2
В том числе
Финансируемые за счет собственных средств предприятий 131,1 236,6 180,5 169,6 57,2
Из них
Прибыли 33,1 126,2 86,2 60,4 33,2
Амортизации 98,1 110,4 94,3 109,2 24,0
Финансируемые за счет привлеченных средств 70,0 - 20,1 - -
Из них
Заемных средств других организаций 70,0 - 20,1 -
Газовая промышленность, всего 86,4 93,0 70,5 40,0
В том числе
Финансируемые за счет собственных средств предприятий - 2,4 - - -
Из них
Амортизации - 2,4 - - -
Финансируемые за счет привлеченных средств - 84,0 93,0 70,5 40,0
Из них
Кредитов банка - - - 3,5 -
Заемных средств других организаций - 84,0 - 67,0 -
Средств от продажи акций - - - - 40,0
Источник: данные отдела программ и инвестиций комитета по экономике администрации Иркутской области.
Иркутская область пребывает в ожидании увеличения инвестиций как отечественных, так и зарубежных. В 2000 г. область оценена как территория с умеренным инвестиционным риском (поднялась с 64-го места на 55е). По инвестиционному кредитному рейтингу за 2000 г. Иркутская область занимает четвертое место после Санкт-Петербурга, Самарской области и Москвы; за десять месяцев объем инвестиций в основной капитал составил 7791,3 млн р. Следует отметить, что рост инвестиций начался с осени 1999 г. Все вложения в основном шли на обновление производства. За три квартала 2000 г. 15 стран вложили в экономику области 82,5 млн дол. Больше всех инвестиций сделал Китай — 22 млн дол.; 19 млн дол. перечислены с Гибралтара, 16 млн дол. — с Виргинских и 14 млн дол. — с Багамских островов. До 2 млн дол. перечислили Югославия, Люксембург, Кипр и Индия.
Зарубежные инвестиции помещались в промышленность, главным образом в цветную металлургию. По сравнению с 1999 г. сократились инвестиции из-за рубежа в топливную, машиностроительную и лесную отрасли. Собственные валютные счета за рубежом и в нашей стране имели более 150 предприятий региона.
В области растет внимание к развитию малых предприятий. Только в первом квартале 2001 г. в малые предприятия перечис-
лено 17 183 р. Рост вложений составил 28% к уровню прошлого года; 33,1%, т. е. 5360 тыс. р., были перечислены малым предприятиям (для сравнения: в 1996 г. — 6935,5 млн р.).
Основные социально-экономические показатели Иркутской области представлены в табл. 3.
Таблица 3
Основные социально-экономические показатели Иркутской области
Показатель Фактический 1999 г. В % к 1998 г. В % к 1997 г.
Объем промышленной продукции, млн р. 72 403,0 110,9 100,1
Инвестиции в основной капитал, млн р. 7 854,3 103,2 91,0
Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 общей площади 216,9 93,8 9,4
Грузооборот предприятий транспорта, млрд т-км 51,7 131,5 94,2
Многие вопросы с инвестициями не разрешены, так как большое количество денег уходит из России за рубеж. Основными направлениями инвестиционной деятельности являются:
— обеспечение роста внутрихозяйственных источников инвестирования;
- расширение государственного инвестирования;
— налаживание выгодного банковского кредитования реального сектора экономики;
— привлечение в качестве инвестиций денежных сбережений населения;
— внедрение финансового лизинга.
Предприятия осуществляют инвестиции в
основном в следующих целях:
— строительство новых производственных зданий и сооружений;
— закупка нового оборудования, техники, технологий;
— дополнительные закупки сырья, материалов, предметов труда;
— строительство жилья и других объектов соцкультбыта.
Для нормальных инвестиций в развитие экономики особое значение имеют налоговые ставки, так как высокие налоги не служат стимулом для инвестиций. За рубежом в целях развития инвестирования применяют специальные налоговые ставки, которые должны создавать условия для инвестирования в мелкие и средние предприятия, способствующие развитию конкуренции. Одной из форм внешнекоммерческой деятельности и привлечения зарубежных инвестиций является создание в Иркутской области совместных предприятий (СП). На 1 января 1996 г. работали 94 совместных предприятия, имеющих иностранных инвесторов из более чем 30 стран мира, в том числе из Китая — 17, США — 14, Украины — 8, Казахстана — 8, Японии — 7 (рис. 1). В СП были заняты 11,5 тыс. человек; за 1996 г. произведено продукции и оказано услуг на 755 млрд р., из них 87% приходится на долю промышленности: 58% на долю лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности, 29% на долю цветной металлургии.
Югославия Прочие
Рис. 1. Доля основных государств-инвесторов в экономике Иркутской области в 1996 г., %
Неудивительно, что инвестиции в Иркутской области в основном поступали в лесозаготовительную и деревообрабатывающую отрасли, так как около 76% территории покрыто лесом (запасы древесины составляют 8,3 млрд м3, или более 11% всей территории России). Таким образом, Иркутская область является крупнейшей лесосырьевой базой страны. Известно, что общие запасы древесины в стране составляют около 81 млрд м3; в Сибирском округе сосредоточены 31,1 млрд м3, в том числе спелых и переспелых лесов —
18,6 млрд м3, из них с преобладанием хвойных древесных пород — 15,3 млрд м3. Спелых лесов, возможных для эксплуатации, — 121,9 млн га, что составляет 48,2% покрытых лесом растительных земель. Горные леса в Сибирском регионе (Забайкалье) поднимаются до высоты 1500— 1950 м над уровнем моря и представлены в основном хвойными деревьями (83% общего объема). На долю лиственных приходится 16% территории и около 1% занято кустарниковыми зарослями.
С июля 2002 г. вступила в силу Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года, которая предусматривает инвестиционный вариант развития экономики области. При реализации этого проекта рост объемов инвестиций в 2002-2005 гг. составит около 30% (в среднем 7% в год), в строительстве — 36%. Валовой региональный продукт будет прирастать в среднем на 5-6% в год (по России прогноз — около 4%). Доходы бюджета составят 30 млрд р. в 2005 г. Реализация инвестиционного варианта развития области создаст предпосылки для роста темпов экономики и постепенного улучшения уровня жизни населения (табл. 4).
Развитие инвестиционной программы после перехода экономики России к рынку в Иркутской области осуществлялось в два этапа. С 1990 по 1997 г. показатель объема инвестиций в основной капитал сократился в 5,4 раза в сопоставимых ценах и составил 4977,0 млн р. С 1997 по 2001 г. появилась тенденция к стабилизации объема инвестиций в основной капитал (табл. 5).
Таблица 4
Инвестиционный вариант развития экономики Иркутской области (темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах, %)
Показатель 2002 2003 2004 2005
Валовой региональный продукт при условии индекса физобъема 106 106 105 104
Промышленность в целом 109 108 107 104
В том числе по отраслям Электроэнергетика 105 107 105 102
Нефтеперерабатывающая 97 100 100 100
Угольная 103 101 105 110
Черная металлургия 108 108 107 105
Цветная металлургия 109 112 110 101
Химическая и нефтехимическая 107 107 110 107
Машиностроение и металлообработка 136 108 108 108
Лесной комплекс 104 106 106 109
Промышленность стройматериалов 106 118 105 107
Легкая промышленность 120 115 115 105
Пищевая, включая мукомольно-крупяную 103 105 104 104
Сельское хозяйство 103 101 101 101
Строительство 105 107 110 110
Транспорт 109 111 110 105
Связь 105 106 101 100
Розничная торговля и общественное питание 103 105 105 106
Доходы консолидированного бюджета, млн р. 22 005 23 600 26 451 29 926
Процент обеспечения социальных норм и финансовых нормативов 89 92 95 97
Необходимый объем инвестиций, млн р. 24 914 34 162 38 739 43 215
Общий объем средств для реализации программы, млн р. 47 341 53 900 61 351 69 000
Источник: Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года // ВосточноСибирская правда. 2002. 24 июля.
Таблица 5
Объем инвестиций в основной капитал по Иркутской области, млрд р. *
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 (оценка)
5 929 4 718 3 835 2 435 2 150 1 839 1 508 1 101 1 064 1 102 1 071 1 098
100 79,6 64,7 41,1 36,3 31,0 25,4 18,6 17,9 18,6 18,1 18,5
* В ценах 1990 г.
Источник: Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года // ВосточноСибирская правда. 2002. 24 июля.
В настоящий период поступление инвестиций в экономику области не позволяет в необходимых объемах обновлять основные фонды, стареющие морально и физически. Многие отрасли подошли к критическому уровню по износу основных фондов, что обусловливает необходимость их масштабного обновления.
В отраслевом разрезе основная доля капиталовложений приходится на промышленность (39%), транспорт и связь (26%) и торговлю (14%). В промышленности наибольшую долю занимают отрасли ТЭК (17% всех
капиталовложений). В основном используются собственные средства предприятий (68% всего финансирования); на долю бюджетных средств приходится 16%; на заемные средства — всего 6%; на средства от выпуска ценных бумаг — около 2%; на средства населения на индивидуальное строительство — около 1% . При этом основными проблемами являются:
- низкий объем инвестиций в основной капитал, который не обеспечивает обновления основных фондов, не позволяет решать вопросы качества и конкурентоспо-
собности и сдерживает дальнейшее развитие экономики;
— низкий уровень инвестиционной инфраструктуры региона;
— слабое использование потенциала внебюджетных источников инвестирования;
— неподготовленность объектов инвестирования;
— низкая квалификация в области инвестиционного проектирования и отсутствие опыта привлечения инвестиций из внебюджетных источников на предприятиях региона.
Цель областной государственной инвестиционной политики — содействие увеличению объема инвестиций в основной капитал к 2005 г. в 3,4 раза в действующих ценах по отношению к уровню 2001 г.
Задача инвестиционной политики — создание механизмов, обеспечивающих формирование и поддержание такого инвестиционного климата на рынке капитала, который удовлетворял бы потребности экономики региона в инвестициях по приоритетным направлениям социально-экономического развития:
— совершенствование региональной нормативно-правовой базы с целью активизации инвестиционной деятельности;
— обеспечение информационной открытости региона, создание информационного обеспечения и поддержка инвестиционной деятельности;
— построение системы продвижения инвестиционных проектов среди потенциальных инвесторов;
— организация взаимодействия органов государственной власти с основными субъектами инвестиционной деятельности;
— повышение инвестиционного и кредитного рейтингов Иркутской области;
— повышение квалификации госслужащих и руководителей высшего и среднего звена предприятий области в сфере бизнес-планирования и привлечения инвестиций из внебюджетных источников;
— организация эффективной государственной поддержки за счет средств областного бюджета и областного государственного имущества при реализации приоритетных инвестиционных проектов и про-
грамм в соответствии с законодательством области.
Стратегия реализации политики — создание необходимых правовых и институциональных условий для налаживания механизмов движения капитала по приоритетным направлениям социально-экономического развития области, формирование принятого в мировой практике подхода к инвестиционному процессу, мобилизация и эффективное использование инвестиционных ресурсов.
Приоритетные направления:
— обеспечение стабильной работы градообразующих предприятий области;
— производство импортозаменяющей продукции в машиностроении, легкой и пищевой промышленности;
— производство экспортоориентированной продукции глубокой степени переработки в лесоперерабатывающей и химической отраслях, цветной металлургии;
— внедрение наукоемких технологий, направленных на улучшение экологии, развитие фармацевтики, энергосбережение, сохранение и развитие ресурсной базы области;
— развитие транспортной инфраструктуры, учитывающее размещение производительных сил на территории области;
— развитие строительного комплекса;
— использование рекреационного потенциала области и развитие индустрии туризма;
— развитие малого бизнеса;
— развитие инвестиционной инфраструктуры;
— решение социальных проблем в области здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры и спорта.
Следует отметить позитивные тенденции развития горнорудных предприятий в Читинской области в конце 1998 г. Цены на минеральное сырье увеличились после ликвидации в 1998 г. «валютного коридора», что позволило в 1999 г. повысить прибыльность большинства предприятий, произвести переоснащение многих производств, погасить долги предыдущих лет и заложить основу для дальнейшего наращивания объемов производства (рис. 2—5).
1 995
34,8
28,5
65,2
71,5
□ Привлеченные средства
□ Собственные средства предприятия
Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования по Читинской области, %
19,1
8,5
7,2
58,3
m
1995
1999
□ Промышленность
□ Транспорт и связь
ШТорговля и общественное питание
□ Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
■ Прочие
Рис. 3. Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по отраслям экономики, %
100- /
90
80-
70-
60
50-
40-
30
20-
10
0
94
64
45
39
42
31
21
24
16
г'
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Рис. 4. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (1990 г. — 100%)
62,5
13,7
22,0
1,8
70.2
6.2
20,4
3,2
1997 1999
□ Кроме жилых зданий и сооружений О Жилища
□ Машины, оборудование, инструмент и инвентарь
■ Прочие
Рис. 5. Технологическая структура инвестиций в основной капитал, %
Итогом работы горнорудного комплекса области явились добыча угля, золота, урана и выпуск молибденовых, вольфрамовых, плавикошпатовых, танбало-ниоби-евых концентратов. Добыча угля угледобывающими предприятиями области в 2000 г. составила 11 млн т, что превысило результаты предыдущего года почти на 10%. Более чем на 700 кг выросла добыча золота по сравнению с 1999 г. Наиболее заметным событием стала добыча молибдена, плавикового шпата, заработала линия по танталу. Все это стало возможным благодаря инвестированию со стороны финансово-промышленных отечественных структур, так как увеличился спрос на указанные виды минерального сырья и сократилась необходимость в использовании резервных запасов. Кроме того, инвестирование в такую финансовоемкую отрасль, как горнорудная промышленность, подразумевает встречное движение со стороны государства и местного самоуправления: предприятиям необходимы льготы по налоговым платежам.
Нельзя не упомянуть о природных ресурсах Бурятии. На ее территории выявлено более 500 месторождений полезных ископаемых, в том числе 300 учтены. Среди выявленных месторождений более 300 месторождений золота, десять — плавикового шпата, по шесть — молибдена и глиноземов, по пять месторождений полиметаллов и урана, четыре — вольфрама, по три месторождения бериллия, хризотил-асбе-ста и графита, одно — олова и т. д. Бурятия по общероссийским запасам полезных ископаемых занимает весомое место: она имеет 48% запасов цинка, 30% — молибдена, 27% — вольфрама, 25% — урана, 24% — свинца, 20% запасов хризотил-асбе-ста, 16% —плавикового шпата.
В Муйском районе выявлены семь рудо-проявлений титана. Прогнозные запасы только самого крупного из них составляют 1559 млн т, что, по оценкам экспертов, позволяет получить полезных компонентов на сумму 1336 млрд дол. (эквивалентно по стоимости
133,6 тыс. т золота). Для сравнения: ресурсный потенциал золота оценивается в 3-4 тыс. т на сумму 30—40 млрд дол.
Структура инвестиций в основной капитал по регионам Сибирского округа представлена на рис. бив табл. 6.
И На душу населения в месяц, р.
Рис. 6. Структура инвестиций в основной капитал по регионам Сибирского округа
Всего, млн. р.
Таблица 6
Структура инвестиций в основной капитал по регионам Сибирского округа
Регион Инвестиции Индекс физического объема
Всего, млн р. На душу населения в месяц, р. Рейтинг регионов на душу населения В % к соответствующему периоду предыдущего года Рейтинг регионов на душу населения
Сибирский федеральный округ 126 550,5 509,9 X - X
Иркутская область 13 494,2 441,2 6 99,8 9
Красноярский край 31 225,0 861,7 2 90,3 12
Алтайский край 7 522,1 237,3 11 94,3 11
Кемеровская область 22 052,0 619,2 3 111,0 6
Новосибирская область 12 086,7 368,4 7 118,3 4
Омская область 8 346,4 324,1 10 132,9 2
Томская область 13 821,7 1 082,1 1 119,0 3
Читинская область 8 968,8 598,2 4 109,5 7
Республика Алтай 864,5 350,4 8 95,5 10
Республика Бурятия 5 176,7 419,2 5 113,7 5
Республика Тува 635,8 170,3 12 191,0 1
Республика Хакасия 2 356,6 338,5 9 100,1 8
В недрах Бурятии присутствует вся таблица Менделеева. Общая стоимость всех подземных богатств по открытым и перспективным месторождениям оценивается более чем в 50 трлн дол. Только в 2000 г. золота добыто 6836 кг. В 2000 г. привлечено в основной капитал инвестиций на сумму 3,7 млрд р.
Заслуживает внимания концепция поддержки инвестиционной деятельности в Иркутске. Для предпринимателей, руководителей предприятий и работников финансово-кредитных институтов издан информационный справочник, содержащий сведения о том, каким образом получить инвестиционный кредит. В городе проведено три тура конкурса инвестиционных программ и проектов на получение бюджетных кредитов и муниципальных гарантий. Источником кредитных ресурсов является фонд развития, который впервые предусмотрен в бюджете с 2001 г. в сумме 25 млн р.
В результате проведенных конкурсов в 2000-2001 гг. поддержку в форме бюджетных средств получили восемь предприятий города на сумму более 30 млн р. По состоянию на 1 января 1999 г. общий объем накопленных инвестиций из-за рубежа в Иркутске составлял 256 млн дол. и 331 млн р. Инвестиции в иностранной валюте в основном поступают в виде кредитов (93% общего объема). Реципиенты таких инвестиций: связь — 8%, электроэнергетика — 27%, машиностроение и металлообработка — 61%. Рублевые инвестиции распределяются следующим образом: 75% общего объема накопленных инвестиций приходится на прямые инвестиции, 23% — на портфельные, 2% — на прочие инвестиции. В промышленности большая доля иностранных инвестиций приходится на деревообрабатывающую и топливную промышленность (по 44% общего объема инвестиций), 11% инвестиций — на предприятия связи. Иностранные инвестиции оказывают положительное влияние на развитие экономики города.
В логистике, которая изучает финансовые потоки, инвестирование промышленности, предпринимательства, стройки и сферы услуг, важное значение имеют ценные
бумаги — складские свидетельства (институт складских свидетельств «вернулся» в гражданское право РФ в 1996 г.).
Складское свидетельство — неэмиссионная ценная бумага, выпущенная складом в бумажной форме, подтверждающая факт нахождения на складе товарно-материальных ценностей. Товарным наполнением складского свидетельства могут быть только товарно-материальные ценности — материальные объекты хозяйственного оборота. Оценка их дается в количественном и качественном виде и стоимостном выражении. Складские свидетельства бывают двух видов — простые и двойные.
Простое складское свидетельство — ценная бумага на предъявителя, составленная в установленной законодательством форме. Свидетельство гарантирует наличие товара на складе. Оно выпускается по-клажедержателем (товарным складом) и передается поклажедержателю, предоставившему товар на хранение на склад.
Двойное складское свидетельство состоит из двух частей: складского свидетельства (часть первая) и залогового свидетельства — варранта (часть вторая), которые при желании могут быть отделены одно от другого.
Простое складское свидетельство является ценной бумагой, оно может передаваться другим лицам и служить средством оформления продажи товара, находящегося на складе, путем простого вручения. Двойное складское свидетельство обслуживает и сопровождает перемещение товара при продаже или передаче в залог. При передаче товара, находящегося на складе у залогодателя складского свидетельства, в первой части двойного складского свидетельства делается соответствующая запись. Покупая двойное складское свидетельство без варранта, покупатель должен знать, что товар обременен залогом, и получение его возможно после расчета с залогодержателем в обмен на варрант.
В настоящее время в стране, с одной стороны, отмечается дефицит финансово-кредитных ресурсов, а с другой — наличие большого количества товарных запасов и долгов предприятий друг перед другом и
перед бюджетами всех уровней. Из-за несвоевременного возврата кредитов объем капвложений в долгосрочные кредиты составляет незначительный удельный вес в общем объеме банковских кредитов. Складские свидетельства как товарные обязательства являются дополнением к денежным обязательствам — векселям.
Совместное применение этих ценных бумаг позволяет мобилизовать больше финансовых ресурсов в коммерческих банках. В отдельно взятом регионе могут быть организованы конкурсные проекты, где в качестве инструмента могут использоваться складские свидетельства и финансовые ресурсы будут перетекать в сферу ссудного капитала и сферу промышленного производства.
Складские свидетельства позволяют ликвидировать неплатежи между предприятиями. По сравнению с векселями складские свидетельства при ликвидации неплатежей имеют преимущества:
— для векселя существует опасность выйти из заранее спланированной схемы и быть востребованным деньгами, к чему бывает не готов плательщик по векселю;
— аваль по векселю стоит дороже, чем страховка имущества на товарном складе;
— передача имущества на хранение не влечет перехода права собственности склада на это имущество, ввиду чего складское свидетельство в отличие от векселя не консолидирует в себе рисков, связанных с
порчей имущества хозяйственной деятельностью организации-хранителя;
— векселя могут быть необеспеченными, тогда как выдача складского свидетельства возможна только при подтверждении реального товара на складе.
Складские свидетельства можно рассматривать также и как способ продажи товарно-материальных ценностей.
Развитие рынка складских свидетельств способно оживить целые пласты новых форм бизнеса. Необходимо создание специализированных профессиональных товарных складов, выдающих складские свидетельства под принимаемые на хранение ценности, и, что очень важно, нормативной базы на федеральном уровне.
Сегодня завершается составление инвестиционного паспорта Сибирского федерального округа, который будет способствовать привлечению в первую очередь иностранного капитала. Среди 20 лучших регионов России по инвестиционному потенциалу в 2001—2002 гг. Иркутская область находилась на 16-м месте; также наша область входит в число регионов, достигших крупных успехов в снижении инвестиционного риска, наряду с Московской, Самарской и Свердловской областями.
Следует выполнить большой комплекс логистических инвестиционных мероприятий, чтобы создать привлекательность для вложения капитала и поднять уровень жизни населения.