Научная статья на тему 'Региональная структурно-инвестиционная политика - основа развития национальной экономики (на примере Ростовской области)'

Региональная структурно-инвестиционная политика - основа развития национальной экономики (на примере Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ / ПОЛИТИКА / РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ / ИЗНОС / ЗОНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Т.А.

В статье проведен анализ основных показателей структурно-инвестиционного развития Ростовской области, выявлены факторы, сдерживающие устойчивое экономическое развитие региона, а также обоснованы новые подходы регионального управления структурно-инвестиционным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная структурно-инвестиционная политика - основа развития национальной экономики (на примере Ростовской области)»

региональная структурно-инвестиционная политика - основа развития национальной экономики

(на примере Ростовской области)

т. А. ЩЕРБАКОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, государственного и муниципального управления E-mail: tag_tanya@mail. ru Таганрогский институт управления и экономики

В статье проведен анализ основных показателей структурно-инвестиционного развития Ростовской области, выявлены факторы, сдерживающие устойчивое экономическое развитие региона, а также обоснованы новые подходы регионального управления структурно-инвестиционным процессом.

Ключевые слова: инвестиции, структурно-инвестиционный, политика, регион, промышленность, основные фонды, износ, зона экономического развития.

Одна из основных задач государственного и муниципального управления — оптимизация структуры экономики. Этот процесс можно определить как целенаправленное исправление очевидных диспропорций и дисбалансов, накопленных в экономике и социальной сфере. От качества решения данной задачи определяющим образом зависит будущее страны: ее место в мировой экономике, роль на международной политической арене, уровень и качество жизни населения, снижение или накопление потенциала дальнейшего развития. Сохранение же структурных проблем означает балансирование на грани между стагнацией и деградацией.

Направления структурной перестройки экономики регионов закладываются в инвестиционной, промышленной, структурной, инновационной политике регионов и зависят от преимуществ отраслей местной экономики по сравнению с регионами-конкурентами, от потенциала роста,

мультипликативного эффекта, влияющего на все народное хозяйство региона.

В связи с этим в статье рассмотрена фактическая структура регионального управления структурно-инвестиционным процессом (на примере Ростовской области) и выявлена ее эффективность. При этом структурный элемент рассматривался на примере промышленности.

С позиции поставленной цели автором был проведен анализ инвестиционной политики администрации области за период с 1999 г., статистической и качественной информации, характеризующей инвестиционную, промышленную деятельность на территории региона с 1999 по 2007 г.

Анализ инвестиционной политики администрации Ростовской области. С 1999 по 2009 г. экономическая политика администрации области была направлена на создание условий роста производства на основе привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности [2].

Для этого были внедрены в практику следующие рекомендации: усиление прямого государственного воздействия на инвестиционные процессы, вовлечение в оборот инвестиционной сферы капиталов отечественных и зарубежных инвесторов на основе внедрения эффективных механизмов защиты и гарантий и совершенствования политики, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат в регионе.

В настоящее время утверждена и действует Стратегия развития Ростовской области до 2020 г. Стратегия является ключевым документом, определяющим развитие региона на долгосрочную перспективу. На основе этого документа должна строиться программа социально-экономического развития региона, определяться участие бизнеса в развитии кластеров и формировании промышленных узлов (промышленных зон), развитии точек роста экономики области.

В рамках разработанной стратегии развития области должны быть разработаны стратегии развития каждого муниципального образования. Это позволит более эффективно использовать потенциал территорий, проводить грамотный анализ и маркетинг.

Стратегия привлечения инвестиций в области направлена на создание условий, способствующих качественно улучшить инвестиционный климат региона, и позволяет оценить инвестиционный потенциал области; выявить слабые и сильные стороны развития отраслей донской экономики; положить начало формированию кластерной системы развития экономики; формировать имиджевую политику развития области; определять круг потенциальных российских и зарубежных инвесторов; формировать эффективную инфраструктуру сопровождения инвестиционных проектов.

Направляя анализ от стратегии к инвестиционной политике в области, следует отметить, что в регионе функционирует благоприятное инвестиционное законодательство, инвесторам активно оказывается финансовая и организационная поддержка.

Действительно, Ростовская область в числе первых субъектов Российской Федерации приняла областной закон «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области» в начале 1998 г., что положило начало формированию законодательной базы региона.

Сегодня в области действует прогрессивное инвестиционное законодательство, основу которого составляют следующие законы и нормативно-правовые акты:

— закон Ростовской области от 01.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области»;

— закон Ростовской области от 04.10.2000 № 106-ЗС «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области»;

— постановление администрации Ростовской области от 16.08.2005 № 91 «О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета»;

— постановление администрации Ростовской области от 03.08.2007 № 315 «О порядке формирования инвестиционных проектов, проведения проверки и выдачи заключений об эффективности, о достоверности и об оценке обоснованности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения»;

— постановление администрации Ростовской области от 07.08.2007 № 318 «О внесении изменений в постановление администрации Ростовской области от 20.10.2006 № 420 «О Порядке организации разработки и реализации областных целевых программ и Порядке формирования проекта инвестиционной программы Ростовской области»;

— постановление администрации Ростовской области от 31.03.2009 № 146 «О порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ»;

— постановление администрации Ростовской области от 17.07.2008 № 353 «Об утверждении инвестиционной программы Ростовской области на 2009 год»;

— закон Ростовской области от 03.08.2007 № 745-ЗС «О зонах экономического развития в Ростовской области»;

— закон Ростовской области от 05.05.2004 № 102-ЗС «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области».

Областной закон «Об инвестициях в Ростовской области» разработан и принят для развития инвестиционной деятельности на территории региона и создания режима максимального благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности. Основным преимуществом документа является закрепление всех возможных форм регулирования инвестиционной деятельности и мер государственной поддержки в одном законодательном акте, а также наличие наиболее полного инструментария побудительных механизмов для инвесторов.

Закон регламентирует права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности; формы государственного регулирования инвестиционной деятельности; условия финансирования инвестиций из государственных источников; нефинансовые меры государственного регулирования инвестиционной деятельности; правовое положение Агентства инвестиций и развития Ростовской области; принципы льготного налогообложения; государственные гарантии прав инвесторов.

Инвентаризация норм существующего инвестиционного законодательства области свидетельствует, что закрепленные меры государственного регулирования должны способствовать привлечению инвестиций в регион, увеличению доходной части бюджета вследствие увеличения масштабов экономической деятельности в регионе и муниципальных образованиях.

Стратегическое управление структурно-инвестиционной деятельностью региона получает свою дальнейшую конкретизацию в форме тактического управления этой деятельностью путем формирования инвестиционных программ и портфеля инвестиционных проектов.

В течение последних лет приоритетной для экономического и социального развития области являлась федеральная целевая программа «Юг России». В рамках программы реализовались проекты и мероприятия, имеющие важнейшее значение для развития экономики и социальной сферы Ростовской области.

В социальной сфере основными направлениями являлись поддержка здравоохранения, культуры, развития социального обслуживания населения, строительства и реконструкции инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с программой в области проводились создание магистральных сетей для экспорта нефти и газа через территорию региона, развитие транспортной инфраструктуры, воспроизводство и сохранение биоресурсов бассейна р. Дон и Азовского моря. В области были реализованы и действуют другие региональные целевые программы, направленные на экономическое и социальное развитие.

Основные задачи ежегодно формируемой инвестиционной программы Ростовской области — обеспечение эффективного использования инвестиционных возможностей области, привлечение ресурсов для обеспечения инвестиционного развития, обеспечение проведения инновационных мер для повышения конкурентоспособности предприятий области. Но следует отметить, что программа включает только капитальные объекты долгосрочных целевых программ, финансируемые за счет бюджетных средств, ее формирование не основано на сценарном подходе развития области.

Для повышения эффективности инвестиционного процесса в регионе администрация области привлекла на конкурсной основе профессиональную организацию некоммерческое партнерство «Агентство инвестиционного развития». Оно занимается системным обслуживанием субъектов

инвестиционного рынка на территории области и проводит политику активного маркетинга. В частности, агентство ведет мониторинг инвестиционных намерений российских и зарубежных компаний, готовит предложения профильным инвесторам об участии в наиболее важных и перспективных региональных проектах [1].

Помимо этого для улучшения инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности в регионе внедрен комплекс финансовых и организационных мер.

Поддержка инвестиционной деятельности на территории области осуществляется органами государственной власти в следующих формах:

— разработка, утверждение и реализация межмуниципальных инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, на объекты государственной собственности Ростовской области, финансируемых за счет средств местного бюджета;

— проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— предоставление на конкурсной основе государственных гарантий области по инвестиционным проектам в порядке, установленном федеральным и областным законодательствами;

— размещение на конкурсной основе средств регионального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

— предоставление за счет средств областного бюджета субсидий для возмещения затрат в связи с выполнением работ по созданию объектов внешней инженерной инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов, а также в целях возмещения расходов по уплате % по кредитам коммерческих банков, предоставленным для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, в рамках приоритетных направлений на период действия кредитного договора, но не более пяти лет;

— предоставление льгот по налогам инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов;

— выпуск облигационных займов Ростовской области;

— вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности Ростовской области;

— финансирование за счет областного бюджета образовательных программ подготовки кадров в рамках реализации проектов по организации новых производств;

— передача имущества, являющегося предметом лизинга;

— содействие во включении в федеральные целевые программы социально значимых и наиболее эффективных инвестиционных проектов;

— содействие в получении технической и методической помощи, грантов и кредитных ресурсов международных организаций;

— организация семинаров, конференций по проблемам осуществления инвестиционной деятельности, ярмарок инвестиционных проектов;

— распространение информации о субъектах и объектах инвестиционной деятельности;

— иная финансовая и организационная поддержка в пределах полномочий органов государственной власти Ростовской области.

Кроме того, одним из эффективных инструментов привлечения инвестиций на территорию региона будет являться создание игорной, промышленных и туристско-рекреационных зон. Так, во исполнение Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на территории Ростовской области и Краснодарского края создается игорная зона. Обеспечение ее объектами инженерно-транспортной инфраструктуры будет осуществляться при участии бюджетных средств.

Наличие промышленных зон позволит сформировать комплекс высокоэффективных инновационных производственных мощностей в машиностроении, стройиндустрии, пищевой промышленности, создать дополнительные рабочие места и будет способствовать значительному оживлению экономической деятельности в регионе.

Итак, в соответствии с изложенными фактами управления инвестиционным процессом Ростовскую область можно признать открытой для внешних инвестиций российских регионов. Это подтверждают и такие факты. В сентябре 2004 г. рейтинговый консорциум «Эксперт РА — АК&М» присвоил Ростовской области кредитный рейтинг по национальной шкале А+ со стабильными пер-

спективами. В сентябре 2005 г. прогноз рейтинга повышен. Новая оценка по национальной шкале — А+ с позитивными перспективами.

Рейтинговое агентство Mood's Interfax Rating Agency в 2006 г. присвоило Ростовской области кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне Аа2.ги. Это означает, что регион относится к категории заемщиков с очень высокой кредитоспособностью по отношению к другим эмитентам в стране.

Рейтинговый консорциум «Эксперт РП — АК&М» в 2009 г. подтвердил кредитный рейтинг Ростовской области на уровне А+. Прогноз по рейтингу — «стабильный».

Для обоснования эффективности выявленных факторов управления структурно-инвестиционным развитием региона проведем анализ статистической и качественной информации, характеризующей инвестиционную деятельность на территории Ростовской области за период с 1999 по 2007 г.

Анализ статистической и качественной информации, характеризующей инвестиционную деятельность на территории Ростовской области за период с 1999 по 2007 г. В соответствии с рассмотренной системой статистических показателей проведем анализ инвестиционной деятельности на территории региона, уделяя внимание капиталообра-зующим инвестициям.

Динамика показателей объема и темпа роста инвестиций в основной капитал на территории Ростовской области, регионов Южного федерального округа с 1999 по 2007г. Объем инвестиций в основной капитал на территории Ростовской области за период с 1999 г. по 2007 г. увеличился с 11,1 млрд руб. в 1999 г. до 126,3 млрд руб. в 2007 г. (в ценах соответствующих лет) [3—6].

Динамика индексов физического объема инвестиций в основной капитал (% к предыдущему году) за рассматриваемый период отражает неустойчивость ежегодных темпов роста инвестиций (рис. 1, 2). Так, в 2006 г. (табл. 1) темп роста инвестиций в основной капитал (% к предыдущему году) по области составил 143,8 % (в 2007 г. — 114,3 %).

Динамика понижения индекса физического объема инвестиций в основной капитал в 2007 г. в значительной степени обусловлена высокими темпами привлечения инвестиций в экономику области, достигнутыми в 2006 г. Сказался фактор высокой базы. Действительно, снижение темпов роста инвестиций в основной капитал в определенной степени связано со значительным объемом инвестиций в IV квартале 2006 г. и завершающим этапом строительства магистральных газопроводов

200. 150. 10050-

0

Рис. 1. Динамика индексов физического объема инвестиций в основной капитал в Ростовской области (по полному кругу предприятий и организаций), % к предыдущему году

170

160 155,6

150 140 // \ 152,:

130 120 121,8 / Ш 1

110 105,3 •' 117,4

100

90 102,3

80

70

60

130,4 Л

122,7

1999

2000

2001

85,2

2002

2003

2004

■ - Российская Федерация — ■■ — Южный Федеральный округ

2006 2007 ■Ростовская область

Рис. 2. Сравнительная динамика индексов физического объема инвестиций в основной капитал Российской Федерации, Южного федерального округа, Ростовской области (по полному кругу предприятий и организаций), % к предыдущему году

Объемы инвестиций в основной капитал и индексы по Южному федеральному округу с 1999

в северных районах Ростовской области. Так, удельный вес инвестиций в основной капитал ООО «Мострансгаз» в общем объеме региональных инвестиций в 2006 г. составил около 16 %, в 2007 г. — лишь 3,6 %.

Нужно отметить, что динамика инвестиционной активности других регионов Южного федерального округа также демонстрирует неустойчивый характер инвестиционного процесса. Это объясняется неравномерностью территориального размещения и ввода крупных объектов среди субъектов округа. Тем не менее среди регионов, входящих в Южный федеральный округ, Ростовская область по абсолютным показателям объемов инвестиций в основной капитал за весь период с 1999 по 2007 г. занимает второе место, уступая только Краснодарскому краю (табл. 1, рис. 3, 4).

Показатели индексов физического объема инвестиций в ос-

Таблица 1

физического объема по 2007 г.

85,2

Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Южный федеральный округ, млрд руб. 64,2 134,9 167,6 185,7 212,2 264,3 338,4 453,5 660,1

Индекс физического объема (в сопостави- 121,8 155,6 106,8 97,8 99,8 108,2 114,1 119,0 130,4

мых ценах, % к предыдущему году)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Краснодарский край (млрд руб., 26,2 54,7 63,4 74,7 78,0 96,4 113,9 152,1 224,9

по полному кругу предприятий)

Краснодарский край (в сопоставимых 166,7 156,5 94,6 104,5 91,0 106,7 104,3 115,0 125,8

ценах, % к предыдущему году)

Ставропольский край (млрд руб., 7,1 15,9 16,6 19,5 22,2 24,7 31,7 42,0 55,4

по полному кругу предприятий)

Ставропольский край (в сопоставимых 101,2 171,6 92,1 103,9 100,4 97,5 118,2 119,8 114,4

ценах, % к предыдущему году)

Астраханская область (млрд руб., 5,5 12,4 15,6 13,3 18,0 19,7 21,6 29,4 45,6

по полному кругу предприятий)

Астраханская область (в сопоставимых 105,6 156,2 121,6 78,7 118 97,6 98,2 120,7 134,7

ценах, % к предыдущему году)

Волгоградская область (млрд руб., 5,7 11,5 16,3 19,3 22,2 29,8 42,7 39,6 61,4

по полному кругу предприятий)

Волгоградская область (в сопоставимых 100,5 156,6 138,4 106 101 118,9 128,2 82,3 134,5

ценах, % к предыдущему году)

Ростовская область (млрд руб., 11,1 22,4 28,9 29,0 39,4 52,1 60,1 95,6 126,3

по полному кругу предприятий)

Ростовская область (в сопоставимых 102,3 152,3 112,1 85,2 116,8 115,4 104,8 143,8 114,3

ценах, % к предыдущему году)

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 17

250 000

200 000

150 000

100 000

50 000

224 893, /

152 079,6 /

9 113 6 438^ 916,8/ 95 629 126 259

7 74 655 8 041 39 376 52 124 60 145 * Ф

/54 73 22 361 42 9 049 — *

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

- Краснодарский край

■ Ставропольский край

■ Астраханская область

■Ростовская область Волгоградская область

Рис. 3. Объемы инвестиций в основной капитал среди краев и областей Южного федерального округа (по полному кругу предприятий, в ценах соответствующих лет), млн руб.

Динамика развития источников финансирования инвестиционной деятельности на территории Ростовской области с 1999 по 2007г. Период изменения формы собственности предприятий одновременно сопровождался децентрализацией инвестиционного процесса, характеризующимся поэтапным возрастанием роли собственных средств предприятий, привлеченных, заемных средств и сокращением бюджетного финансирования реального сектора экономики [3—6].

Так, за период с 1999 по 2007 г. преобладающую долю (в среднем 85 %) в общем объеме инвестиций в основной капитал занимают внебюджетные средства (рис. 6). Внебюджетные средства, направляемые на капиталовложения, увеличились с 9,5 млрд руб. в 1999 г.

новной капитал по полному кругу предприятий и организаций области соответственно составили (1998 — 100 %): в 1999 г. — 102,3 %, в 2000 г. — 155,8 %, в 2001 г. — 174,7 %, в 2002 г. — 148,8 %, в 2003 г. — 173,8 %, в 2004 г. — 200,6 %, в 2005 г. — 210,2 %, в 2006 г. — 302,3 %, в 2007 г. — 345,5 % (рис. 5). Данные показатели свидетельствуют о росте объема инвестиций в основной капитал с 1999 по 2007 г. более чем в три раза.

С 1999 по 2004 г. в Ростовской области продолжался процесс изменения формы собственности предприятий. Так, в 1999 г. на долю инвестиций предприятий негосударственной формы собственности приходилось 68 % всех инвестиций. Потом отмечается снижение этих показателей: в 2000 г. — до 55 % и в 2001 г. — до 60 %, что связано с увеличением государственных инвестиций, направленных на реализацию крупных проектов в области. Но в 2002 г. отмечается увеличение данного показателя до 76 %, в 2003 г. — до 80 %, в 2006 г. — до 83,3 % (табл. 2).

Республика Ингушетия Республика Калмыкия Карачаево-Черкесская Республика Республика Адыгея Республика Северная Осетия-Алания Кабардино-Балкарскя Республика Чеченская республика Астраханская область Ставропольский край Республика Дагестан Волгоградская область Ростовская область Краснодарский край

400

]0,8 Ц 0,9 □ 1,4 =11,6 11,9 11,9

Рис. 4. Удельный вес регионов в общем объеме инвестиций в основной капитал Южного федерального округа в 2007 г., %

4,8

6,9

8,4 8,8 □ 9,3

19,1

34,1

10

15

20

25

30

35

40

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Год

Рис. 5. Динамика индексов инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций Ростовской области, % (1998 г. — 100%)

0

0

5

Таблица 2

Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности по полному кругу предприятий и организаций Ростовской области за период с 1999 по 2007 г.

(в процентах к итогу)

показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе по формам собственности:

государственная 32 45,3 40,2 24,3 19,8 22,8 23,1 16,7 22,0

муниципальная 5,4 4,0 5,3 8,2 10,0 6,1 8,2 6,5 8,0

частная 38,0 32,7 36,7 44,3 46,7 53,0 48,2 45,0 49,0

смешанная российская (без иностранного участия) 22,7 13,1 15,3 17,6 15,8 11,2 7,4 20,8 7,2

смешанная с российским и иностранным участием 1,3 4,2 1,8 4,3 5,9 5,8 11,3 7,7 8,0

прочие (общественных объединений, потребительской кооперации, иностранная) 0,6 0,7 0,7 1,3 1,8 1,1 1,8 3,3 5,8

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

□ Внебюджетных средств -всего

□ Бюджетных средств - всего

Рис. 6. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования на территории Ростовской области за период с 1999 по 2007 г. (по полному кругу предприятий), % к итогу

60 50 40 30 20 10 0

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

□ Собственные финансовые средства

□ Привлеченные средства

□ Прочие внебюджетные средства

□ Иностранные инвестиции

Рис. 7. Структура внебюджетных источников финансирования инвестиций в основной капитал на территории Ростовской области за период с 1999 по 2007 г. (по полному кругу предприятий), % к итогу

5 3, 1 56 1 ла о .

2 4 5, 1 49 7 ^ 47 ,3 47 4г ,9 4 3 3

35 \ 1 -з Г 3,2 1,8 34 35 ,6 ,5

5,9 2 , 5 i 1

1 : : : 1 0 ,1 * Б Ш \ и 1 2,9 | 2 ,7 1 в ■-1 м V р К Р 1 * Ей 1 Хх 1 У 3 ь

до 104,2 млрд руб. в 2007 г. в фактически действующих ценах. При этом средняя доля собственных финансовых средств предприятий и организаций в общем объеме внебюджетных средств с 1999 по 2007 г. составила 46 %, заемных средств — 6,4 %, привлеченных средств — 33,2 %, иностранных инвестиций — 2,5 %, средств индивидуальных застройщиков — 11,4 %.

Сравнивая динамику использования таких источников финансирования инвестиций, как собственные средства, привлеченные средства и иностранные инвестиции, необходимо отметить, что в течение почти всего рассматриваемого периода доля собственных средств значительно превышала долю привлеченных в общем объеме внебюджетных средств (рис. 7). Исключение составляют два года. В 2006 г. это обусловлено финансированием реализуемых в области инвестиционных проектов за счет средств предприятий других субъектов Российской Федерации, являющихся вышестоящими организациями (ОАО «Газпром», ФГУП «Концерн «Росэнергоатом», УКС ООО «Мострансгаз»).

Но, за рассматриваемый период постепенно отмечается снижение роли амортизационного фонда и прибыли в инвестиционном процессе, что видно по сокращению доли амортизационных отчислений в общем объеме источников с 26,7 % в 1999 г. до 13,8 % в 2007 г. и по сокращению доли прибыли в общем объеме внебюджетных источников с 24,7 % в 1999 г. до 19,7 % в 2007 г.

Последнее подтверждает устойчивое в целом по стране развитие инвестиционного, финансового рынка, вовлече-

ние в инвестиционный процесс альтернативных источников финансирования. Так, отмечается увеличение доли заемных средств в общем объеме внебюджетных источников с 3,3 % в 1999 г. до 11,9 % в 2007 г., а также рост доли привлеченных средств с 22,5 % в 2002 г. до 34,5 в 2007 г.

В 2007 г. на развитие экономики области из-за рубежа поступило 411,3 млн долл. США и 11 663,5 млн руб. иностранных инвестиций. По ряду факторов (емкий внутренний рынок, квалифицированная рабочая сила, средства производства, геополитическое положение и др.) регион является привлекательным для зарубежных инвесторов. Доля иностранных инвестиций в основной капитал в структуре внебюджетных источников финансирования по полному кругу предприятий увеличилась в 2007 г. на 5,2 процентных пункта по сравнению с 1999 г. (рис. 7).

Иностранные инвестиции на территорию Ростовской области поступали из США, Германии, Люксембурга, Турции, Франции, Швейцарии, Италии, Нидерландов, Кипра, Украины, Казахстана, Лихтенштейна. При этом в 2007 г. доли последних четырех стран в общих объемах иностранных инвестиций являются наиболее существенными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди видов экономической деятельности промышленности наибольший интерес для зарубежных инвесторов традиционно представляют производство машин и оборудования, готовых металлических изделий, транспортных средств и оборудования, пищевых продуктов (включая напитки и табак), металлургическое производство.

Нужно отметить, что доля прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций за весь период не превышает 10 % (по инвестициям, учи-

100% 80% 60% 40% 20% 0%

1999

2001

2003

2005

2007

□ прочие

□ машины, оборудование, инструмент, инвентарь

□ здания (кроме жилых) и сооружения

□ жилища

Рис. 8. Видовая структура инвестиций в основной капитал на территории Ростовской области за период с 1999 по 2007 г. (по полному кругу предприятий), % к итогу

тываемым по данным статистики в иностранной валюте). Исключение составляет 2002 г. А в объемах иностранных инвестиций, учитываемых по данным статистики в рублях, начиная с 2002 г. наблюдается снижение доли прямых инвестиций с 91,1 % в 2002 г. до 36,5 в 2006 г.

Таким образом, объемы привлекаемых иностранных инвестиций в основной капитал за рассматриваемый период незначительны.

Видовая структура инвестиций в основной капитал. В соответствии с данными о видовой структуре инвестиций в основной капитал (рис. 8) преобладающая доля инвестиций была использована на приобретение машин, оборудования, строительство зданий (кроме жилых) и сооружений. Но следует отметить, что, на территории области наблюдается тенденция уменьшения доли инвестиций, направляемой на обновление активной части основного капитала (приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря), с 46,1 % в 2002 г. до 38,2 % в 2006 г. и 40,6 % в 2007 г. (рис. 8) [3—6].

Отраслевая структура инвестиций в основной капитал. С 1999 по 2007 г. отраслевая структура инвестиций определялась следующими тенденциями:

— за период с 2001 по 2003 г. отмечено резкое сокращение объемов инвестиций в основной капитал в промышленности. Так, объем капиталовложений в 2003 г. составил лишь 83 % уровня 2001 г. (в ценах соответствующих лет). Это обусловлено снижением инвестиций в электроэнергетике, топливной промышленности, металлургии;

— за период с 1999 по 2004 г. в инвестировании утрачена роль реального сектора экономики — обрабатывающей промышленности. Объемы

инвестирования в транспорт и связь значительно превышают капитальные вложения в отрасли обрабатывающей промышленности, а с 2003 г. отмечена тенденция резкого инвестиционного развития транспорта и связи;

— за период с 1999 по 2004 г. сокращалась доля инвестиций (в общем объеме инвестиций в основной капитал), направляемых на развитие промышленности области, с 33,3 % в 1999 г. до 20,3 % в 2004 г.;

— заметную роль в оказании содействия привлечению инвестиций в регион, начиная с 2005 г. сыграло местное Агентство инвестиционного развития. Министерством экономики области 15

сентября 2004 года с ним заключен государственный контракт «Об оказании услуг по привлечению инвестиций и развитию инвестиционной деятельности на территории Ростовской области».

Агентство работает с крупными российскими и зарубежными компаниями по реализации инвестиционных проектов в рамках приоритетных направлений развития донской экономики: организация новых для области сборочных промышленных производств, пищевая промышленность, жилищное хозяйство, производство строительных материалов, транспортно-логистическая инфраструктура.

В 2005 г. агентство привлекло более 400 млн долл. инвестиций в экономику области. По результатам 2006 г. оно значительно превзошло установленный контрактом минимум по объему привлекаемых в область инвестиций (350 млн долл.) за счет вложений в строительство завода по производству безалкогольных напитков филиалом ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», а также в сооружение ЗАО «Русская свинина» (группа компаний «ЭС-ТАР») свинокомплекса в Каменском районе.

Кроме того, показателем работы агентства является реализация следующих проектов:

— строительство компанией «Фрито-Лэй», входящей в корпорацию «ПепсиКо», завода для производства чипсов и реализация агропрограммы по выращиванию картофеля;

— строительство ООО «Лента» многофункционального торгового центра;

— строительство ЗАО ГК «Авалон» совместно с компанией «Группа Рейвен» (Великобритания) логистического центра;

— строительство компанией MLP логистического комплекса;

— строительство компанией «Лафарж» цементного завода.

Анализ структуры инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности за период с 2005 по 2007 г. показал, что наибольшие объемы инвестиций были освоены по следующим видам деятельности: транспорт и связь — 28,8 % (средняя доля от общего объема инвестиций), обрабатывающие производства — 17,3 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 12,3 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 7,7 %, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 5,6 %, строительство — 3,7 % соответственно.

В это же время отмечен рост объемов инвестиций в основной капитал в обрабатывающих

производствах с 6 393,7 млн руб. в 2005 г., 10 288,7 млн руб. в 2006 г. до 18 495,3 млн руб. в 2007 г. Это было обусловлено существенным увеличением капитальных вложений:

— в 2006 г. — в металлургию;

— в 2007 г. — в металлургическую отрасль и производство готовых металлических изделий, кокса, нефтепродуктов, транспортных средств и оборудования, машин, прочих неметаллических минеральных продуктов и пищевых продуктов, включая напитки и табак.

Тем не менее с 2005 по 2007 г. роль реального сектора экономики — обрабатывающей промышленности — в инвестировании не была восстановлена. Это подтверждают следующие факты. Степень износа основных фондов на конец года в обрабатывающих производствах промышленности соответственно составляла: в 2005 г. — 46,1 %, в 2006 г. — 44,5 %, в 2007 г. — 43,1 %. Проведенное выборочное обследование инвестиционной активности 267 организаций промышленности показало, что средний возраст машин и оборудования в химическом производстве составляет 20 лет, в производстве транспортных средств и оборудования — 19 лет, электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 15 лет.

Но противоречивость системы стимулирующих факторов демонстрируют и другие основные индикаторы структурно-инвестиционного развития Ростовской области.

Последнее обусловлено тем, что на уровне федеральной власти не были разработаны соответствующие программы развития инвестиционной деятельности в разрезе стратегически важных промышленных объектов. На уровне регионов, муниципалитетов не разрабатывались и не закреплялись нормативно-правовыми документами модели структурно-инвестиционного развития (модели, которые находили бы свое отражение в инвестиционных программах соответствующего уровня), отражающие сценарный подход к обоснованию эффективности управления структурно-инвестиционным процессом.

Стратегическая задача аппарата управления — дальнейшее совершенствование инструментов прогнозирования донской экономики, формирование эффективных инвестиционных программ.

Положительным фактом современной структурно-инвестиционной политики Ростовской области является создание зон экономического развития промышленного типа (при участии средств областного бюджета в создании внешней

инфраструктуры). Предполагается не хаотичное размещение производств, а планомерное развитие территорий, которые нуждаются в привлечении инвестиционных ресурсов.

Принятый в августе 2007 г. областной закон «О зонах экономического развития в Ростовской области» определяет условия и порядок создания зон экономического развития в регионе. Главная цель документа — комплексное решение задач программы социально-экономического развития области, обеспечение экономического развития муниципальных образований, создание условий для развития промышленного производства, туризма и рекреационной деятельности, для производства новых видов продукции, внедрение наиболее прогрессивных технологий и производств.

В ближайшей перспективе планируется развивать на региональном уровне не менее шести промышленных зон (табл. 3, 4) [1, 2].

Наиболее активно разрабатываемыми являются Новоалександровская и Азовская промышленные зоны. Ряд крупных индустриальных компаний

уже выбрали их для размещения своих новых заводов. Осваиваются также Южно-Батайская и Октябрьская, в планах — освоение Красносулин-ской промышленной зоны.

Итак, проведенный анализ структурно-инвестиционного потенциала Ростовской области подтверждает его высокий уровень, наличие сегментов, обладающих возможностями экономического развития. Но сохраняющаяся высокая степень износа основных фондов в промышленности и одновременно тенденция уменьшения доли инвестиций, направляемой на обновление активной части основного капитала, являются основными угрозами устойчивому развитию региона.

В статье выявлена необходимость разработки моделей структурно-инвестиционного развития региона, муниципалитетов. Моделей, которые находили бы свое отражение в инвестиционных программах соответствующего уровня, отражали бы сценарный подход к обоснованию эффективности управления структурно-инвестиционным процессом.

Таблица 3

Промышленные зоны Ростовской области

Наименование Площадь, га Расположение Заполненность резидентами, %

Новоалександровская 70 Азовский район 100

Юго-Восточная Азовская 170 Южная окраина г. Азова «60

Южно-Батайская 567 Граничит с автомагистралью федерального значения «Дон» (М4) и проектируемым «Южным хабом», который станет крупнейшим аэропортом Юга России «10

Заречная н/д На левом берегу р. Дон, напротив центральной части г. Ростова-на-Дону н/д

Красносулинская 600 «Золотой треугольник» Восточного Донбасса, между городами Шахты, Новошахтинск и Красный Сулин н/д

Октябрьская 1 000 Центральная часть Октябрьского района, примыкает к юго-восточной окраине г. Шахты «25

Основные инвестиционные проекты в промышленных зонах Ростовской области

Промышленная зона Инвестиционные проекты

Новоалександровская Первый «якорный» инвестор — «Юнимилк» — строительство молочного комбината

Coca-Cola (завод безалкогольных напитков)

Bail (американская компания Bail Corporation) — строительство завода по выпуску алюминиевой тары для напитков

Другие резиденты: «Астон», «Регата», Ростовский завод шампанских вин)

Юго-Восточная Азовская Завод Frito-Lay (владелец — компания PepsiCo) — завод по производству чипсов

«Биола»

Крупнейший мировой производитель листового стекла AGC Fiat Glass — стекольный завод

Южно-Батайская «Якорный» инвестор — группа компаний «Агроком» — строительство крупного мясокомбината

Октябрьская Компания «Евродон» — проект трех заводов по производству стройматериалов: сендвич-панели, металлоконструкции, горячая оцинковка

Таблица 4

Внедрение промышленных зон обеспечит не только становление экономики, но и позволит гармонично развивать регион в условиях перехода к новой модели конкурентоспособной российской экономики в целом.

Список литературы

1. Официальный сайт Агентства инвестиционного развития Ростовской области. URL: http:// www. ipa-don. га.

2. Официальный сайт администрации Ростовской области. URL: http://www. donland. га.

3. Статистический ежегодник Ростовская область в цифрах 2003: Стат. сб. / Ростовстат. Ростов н/Д, 2004.

4. Статистический ежегодник Ростовская область в цифрах 2005: Стат. сб. / Ростовстат. Ростов н/Д, 2006.

5. Статистический ежегодник Ростовская область в цифрах 2006: Стат. сб. / Ростовстат. Ростов н/Д, 2007.

6. Статистический ежегодник Ростовская область в цифрах 2007: Стат. сб. / Ростовстат. Ростов н/Д, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.