Научная статья на тему 'Структурно-инвестиционная политика как важнейший ресурс регионального развития'

Структурно-инвестиционная политика как важнейший ресурс регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структурно-инвестиционная политика региона / Человеческий капитал / Инвестиционный потенциал региона / инвестиционная привлекательность региона / инвестиционная программа / structure and investment policy in the region / human capital / investment potential of the region / investment attractiveness of the region / investment program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Геннадий Ильич

Рассматриваются узловые проблемы отраслевой и территориальной структуры производства и их отражение в инвестиционных политиках регионов. Показано, что сложившаяся структура народного хозяйства утяжелена и требует нового вектора инвестиционной политики. Перевод российской экономики на инновационный тип развития предполагает вложение средств в организационно-управленческие и технико-технологические инновации. Раскрывается содержание инвестиционной привлекательности регионов и конкурентных преимуществ как основы преодоления структурно-инвестиционных диспропорций регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The key problems of sectoral and territorial structure of production and their reflection in the investment policies of the regions. It is shown that the current structure of the economy weighted and requires a new vector of investment policy. Translation of the russian economy to an innovative type of development requires investment in organizational, management and technical and technological innovation. The contents of the investment attractiveness of regions and competitive advantages a basis for overcoming the structural and investment disproportion areas.

Текст научной работы на тему «Структурно-инвестиционная политика как важнейший ресурс регионального развития»

УДК 332.1+330.322

СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС

РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

© 2011 г. Г.И. Иванов

Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, ippk_economy@mail.ru

The Institute for Retraining and Increase in the Qualification of the Instructors of the Humanitarian and Social Sciences of Southern Federal University, Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006, ippk_economy@mail.ru

Рассматриваются узловые проблемы отраслевой и территориальной структуры производства и их отражение в инвестиционных политиках регионов. Показано, что сложившаяся структура народного хозяйства утяжелена и требует нового вектора инвестиционной политики. Перевод российской экономики на инновационный тип развития предполагает вложение средств в организационно-управленческие и технико-технологические инновации. Раскрывается содержание инвестиционной привлекательности регионов и конкурентных преимуществ как основы преодоления структурно-инвестиционных диспропорций регионов.

Ключевые слова: структурно-инвестиционная политика региона, человеческий капитал, инвестиционный потенциал региона, инвестиционная привлекательность региона, инвестиционная программа.

The key problems of sectoral and territorial structure ofproduction and their reflection in the investment policies of the regions. It is shown that the current structure of the economy weighted and requires a new vector of investment policy. Translation of the russian economy to an innovative type of development requires investment in organizational, management and technical and technological innovation. The contents of the investment attractiveness of regions and competitive advantages a basis for overcoming the structural and investment disproportion areas.

Keywords: structure and investment policy in the region, human capital, investment potential of the region, investment attractiveness of the region, investment program.

Сложившаяся сегодня структура народного хозяйства в России отличается крайней отсталостью, утяжелен-ностью с креном в топливные и сырьевые отрасли. Сырьевая ориентация экономики обусловлена свертыванием рынка многих видов отечественной продукции, утратой значительной части научно-технического потенциала. В этих условиях структурные процессы в регионах страны во многом зависят от их специализации, и от разной степени спада в производствах и отраслях. Они различаются по глубине, масштабности и направленности. Изменения структуры пропорции в экономике регионов происходят по следующим направлениям:

- псевдоструктурные изменения, которые связаны с установлением соответствия между отдельными элементами хозяйства, обусловленные разной степенью сокращения производства, и которые в меньшей степени затрагивают структуры основных фондов;

- структурные изменения под воздействием некрупных инвестиций в отдельных предприятиях в связи с освоением новой продукции: модернизации нефтеперераба-

тывающих заводов для увеличения выпуска высококачественных марок бензина;

- создание сети заводов и цехов по производству прохладительных напитков, сборочных предприятий по выпуску электронной бытовой техники из импортных компонентов;

- структурные изменения, связанные с крупными инвестициями в топливно-сырьевой спектр нефтедобывающих регионов;

- структурные изменения, обусловленные развитием финансовой инфраструктуры, расширением сферы обслуживания складского хозяйства [1].

Рассмотренные тенденции структурных изменений в экономике регионов имеют важное значение для выбора инвестиционной стратегии и структурно-инвестиционных политик.

Инвестиционная политика является составной частью социально-экономической, проводимой государством, регионами, предприятиями в виде установления структуры, масштабов инвестиций, направлений их использования, источников финансирования с уче-

том необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

На всех уровнях хозяйствования ее можно также трактовать как совокупность инвестиционных решений по поводу эффективного использования всех видов инвестиционных ресурсов (собственных и привлеченных) в соответствии с поставленной целью социально-экономического развития.

Она находит свое отражение в инвестиционных проектах и программах государства, регионов, отраслей и предприятий, которые нуждаются в гармонизации.

Оценивая современное состояние экономики России, необходимо выделить структурный аспект инвестиционной политики в разрезе региональных экономик.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что без качественных структурных сдвигов в российской экономике не представляется возможным преодолеть техническую деградацию производства и обеспечить экономическую безопасность страны. Решение данной проблемы видится на пути создания инновационной экономики.

В разрабатываемых и реализуемых региональных программах социально-экономического развития сегодня очень скромное место отводится модернизации отраслевой и территориальной структуры производства, что находит свое отражение в их инвестиционных политиках. В большинстве регионов России рост объемов инвестиций сопровождается весьма медленным обновлением материально-технической базы отраслей и незначительным ростом удельного веса инновационной продукции в общем объеме ее реализации. В частности, в Ростовской области доля продукции, подвергшаяся значительным технологическим изменениям и вновь внедренная, в общем объеме промышленных товаров, выпускаемых предприятиями, не превышает 0,5 %, а продукция, подвергшаяся усовершенствованию, составила всего 0,2 % [2]. Следовательно, структуру экономики Ростовской области сегодня вряд ли можно признать прогрессивной. Об этом свидетельствует также то, что доля инвестиционно активных предприятий среди 7 тыс. промышленных предприятий области не превышает одного процента.

В современных условиях структурно-инвестиционная политика регионов должна быть направлена на постоянное повышение качества экономического роста за счет создания и эффективного использования долгосрочных конкурентных преимуществ.

Взятый Правительством России стратегический курс по переводу народного хозяйства на инвестиционный тип развития предполагает создание передовой, конкурентной структуры экономики, основы которой закладываются в инвестиционной сфере. Поэтому стержнем инвестиционных политик всех субъектов хозяйствования должно стать создание мощного интегрированного инновационного потенциала для постиндустриальной модернизации российской экономики. В этой связи необходим пересмотр существующих методологических и методических подходов к оценке инвестиционного потенциала регионов и его структуры. Прежде всего это касается оценки экономического роста в регионах, в которых до настоящего

времени не находит отражение изменение его качества. В результате создается искаженное представление о реальных позитивных сдвигах в экономике регионов и в структуре их инвестиционного потенциала.

Одним из наиболее значимых конкурентных преимуществ регионов является их инвестиционная привлекательность. Последняя имеет довольно сложную структуру. Она представлена совокупностью факторов, характеризующих инвестиционную емкость, соответствующий потенциал территории и мультипликационный инвестиционный риск.

Проводимая по регионам ежегодная комплексная оценка их инвестиционной привлекательности позволяет выявить наиболее слабые места в региональной системе воспроизводства и разработать соответствующие меры по их преодолению. Это дает основание считать, что оценка инвестиционной привлекательности регионов должна быть положена в основу выбора их стратегии и определения приоритетов структурно-инвестиционных политик.

При разработке структурно-инвестиционной политики региона необходимо руководствоваться тем, что внутренняя структура инвестиций по объектам вложений средств наиболее полно раскрывает их содержание как экономической категории.

В рамках расширительной трактовки классификационной структуры инвестиций к ним относят: реальные инвестиции, которые следует считать капиталооб-разующими; финансовые (акции, облигации, долговые обязательства и другие ценные бумаги). Однако для разработки структурно-инвестиционной политики региона данной классификации недостаточно. Необходима более детальная, которая включает инвестиции в человеческий капитал (в развитие человека, в прирост его производственной силы) и интеллектуальный капитал (лицензии, патенты, ноу-хау, сложные программные продукты и т.д.).

Отсутствие глубокой научно обоснованной инвестиционной концепции создает значительные трудности не только в теории, но и в практике, а также в оценке результатов. Как справедливо подчеркивают отдельные исследователи, сегодня не созданы подходы к инвестиционной политике, которая могла бы системно задействовать структурные компоненты инвестиций: нет сводной информации по финансовым (портфельным) инвестициям; отсутствует законодательное обеспечение и информация, которые обслуживали бы систему инвестиций в интеллектуальный, человеческий и другие формы капитала, они даже не обозначены в законодательстве [3].

Отмеченные недостатки в обосновании компонентов человеческого капитала были привнесены в разработку модели уровня подготовки и востребованности компетенций выпускников ЮФУ. В частности, при классификации компетенций к некогнитивным качествам выпускников были отнесены организационные навыки, умение организовать сотрудников в работе и другие, которые являются важнейшей составляющей когнитивных (профессиональных) качеств в предпринимательской деятельности [4].

Перевод российской экономики на инновационный тип развития предполагает выделение в региональных

инвестициях следующих структурных компонентов: вложение средств в технико-технологические инновации; вложение средств в организационно-управленческие инновации. Решающая роль в развитии данных процессов принадлежит человеческому капиталу. Именно он задает инновационную направленность всей региональной системе посредством формирования прогрессивной структуры основных фондов, внедрения новых технологий, совершенствования организации производства и управления. Это обеспечивает расширение и качественное улучшение кластерных сетей региона, особенно в сопряженных производствах, а также инновационные сдвиги в ведущих отраслях.

Важнейшей особенностью человеческого капитала является то, что профессиональные знания и навыки работников, как его базовые составляющие, можно накапливать даже без дополнительных инвестиций. Отдельные исследователи подчеркивают, что в экономически развитых странах уже сформировался человеческий потенциал, который способен решать сложные инновационные задачи и является основным фактором их экономического роста [5, с. 62].

В региональных программах социально-экономического развития за последние годы стало больше внимания уделяться инновационной составляющей. В частности, в стратегии социально-экономического развития Ростовской области в качестве перспективных целей и задач были выделены следующие:

- инфраструктурное развитие территории (транспорт-но-логистической, энергетической инфраструктуры);

- развитие эффективных кластеров (отраслевых, межотраслевых), а также внедрение новых инструментов экономического развития;

- повышение качества бизнес-среды;

- развитие новых секторов экономики (сектор образовательных услуг и инновационных технологий, туристический кластер);

- повышение капитализации человеческих ресурсов;

- обеспечение сбалансированности рынка труда в регионе и приведение системы профобразования в соответствие с его запросами;

- улучшение уровня жизни, повышение инфраструктурной обеспеченности и др. [6, с. 63].

Несмотря на верно определенный стратегический курс, а также создание пяти промышленных парков, ощутимых структурных сдвигов в экономике Ростовской области не наблюдается. Основная причина сложившейся ситуации заключается в том, что за годы перестроечных реформ в Ростовской области существенно деформирована отраслевая, территориальная структура регионального производства. Опасными проявлениями структурной деградации экономики области стало угнетенное состояние научно-технической и инновационной деятельности, отсталость промышленности и прежде всего перерабатывающих отраслей АПК. Во многом этому способствовало распыление инвестиционных ресурсов по мелким предприятиям и разрыв технологических цепочек.

Принимая это во внимание, администрация Ростовской области предприняла ряд новаторских шагов по формированию структуры регионального производства и

налаживанию новых хозяйственных связей. Вектором структурно-инвестиционной политики области стало создание кластеров и выстраивание новых технологических цепочек как внутри отраслей, так и между ними.

В инвестиционном потенциале промышленности Ростовской области были выделены такие кластеры, как: сборочное производство для международных автомобильных компаний; производство пива и безалкогольных напитков; легкая промышленность и строительство. В инвестиционном потенциале АПК были выделены зерновой, мясной, молочный и плодоовощной кластеры.

Наряду с объективными факторами на формирование структурно-инвестиционной политики регионов большое влияние оказывают субъективные факторы. Оно выражается в преобладании монопольного начала в установлении приоритетов и направлений регионального развития, определении объемов и структуры финансирования инвестиционных проектов и др., которое исходит от администрации регионов. Нередки случаи, когда местные администрации трансформировались в структуры для лоббирования интересов отдельных крупных корпораций в ущерб интересам регионов и проживающего в них населения. Тем самым нарушается принцип добросовестности конкуренции, широкое распространение получает коррумпированность чиновников, не соблюдается законность, происходит отступление от такого важнейшего принципа, как социальная справедливость и социальная ответственность бизнеса. Отмеченные недостатки и перекосы негативно отражаются на принятии адекватных инвестиционных решений, выборе приоритетов и направлений структурно-инвестиционных политик в регионах.

Наиболее трудной задачей в формировании структурно-инвестиционных политик регионов остается обеспечение согласованности интересов всех хозяйствующих звеньев на данной территории и эффективное использование долгосрочных конкурентных преимуществ. Причем последние важны не только с позиций роста доходности, но и обеспечения финансовой устойчивости регионов, их самодостаточности и экономической безопасности.

В региональных инвестиционных программах весьма слабо прослеживается связь между интересами федерального центра и регионов по финансированию приоритетных направлений развития территорий. Как правило, она сводится к расчету региональной эффективности, которая включает финансовую эффективность программ с учетом их влияния на предприятия регионов, социальную и экологическую обстановку в регионе, доходы и расходы регионального бюджета. Однако дополнительный мультипликационный эффект (экономический, социальный, экологический) в смежных отраслях народного хозяйства учитывается только в рамках данного региона. Тем самым искусственно занижается инвестиционная привлекательность региональных проектов и программ. Не принимается также во внимание возможность альтернативных вариантов вложения финансовых ресурсов. Отмеченные недостатки негативно сказываются на конкурсном отборе региональных инвестиционных проектов и программ. В этой связи важное значение приобретает составление свободного финансового баланса террито-

рий, что открывает возможности концентрировать и координировать финансовые ресурсы всех хозяйствующих субъектов: федеральных, региональных и муниципальных бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий и населения.

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет повысить эффективность реализации структурно-инвестиционной политики за счет концентрации финансовых ресурсов на наиболее важных направлениях модернизации регионального развития, гармонизации интересов территорий, производителей, потребителей и населения.

Весьма важным аспектом в разработке региональных структурно-инвестиционных политик является обоснование приоритетных отраслей и объектов для инвестирования. Интересен в этом отношении опыт Ростовской области (таблица) [7]. Оценка и выбор приоритетных отраслей и сфер для инвестирования здесь осуществляется на основе Постановления законодательного собрания Ростовской области от 28.06.2004 г. Система оценок приводится с использованием следующих критериев: инвестиционная эффективность отрасли; бюджетная эффективность; инвестиционный

Выделение приоритетных отраслей и сфер для инвестирования вносит определенные изменения в региональную структурно-инвестиционную политику. По оценке экспертов к 2015 г. в Ростовской области вокруг приоритетных отраслей могут быть сформированы мощные кластеры, которые способны стать точками роста.

Формирование кластеров (группы взаимосвязанных отраслей) на территории субъектов РФ создает условия для их устойчивого роста к повышению конкурентоспособности. Однако кластеры должны создаваться не только в материальной, но и в социальной, научно-образовательной сферах.

К сожалению, в инвестиционных политиках большинства регионов страны, в том числе Ростовской области, эти сферы не выделены в качестве приоритетных, не говоря уже о создании в них кластеров. Не случайно при исследовании причин, сдерживающих развитие инновационной деятельности в Ростовской области, были выявлены следующие:

- недостаточная административная поддержка инновационной деятельности в регионе;

престиж отрасли; потребительский потенциал; ресурсный потенциал [6].

Показатель инвестиционной эффективности рассчитывается как отношение прироста добавленной стоимости или объема производства в отрасли к величине капитальных вложений. Бюджетная эффективность определяется по величине налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Инвестиционный престиж отрасли характеризуется ее значимостью в системе регионального разделения труда и степенью капитализации в сравнении с другими отраслями.

Потребительский потенциал характеризуется объемом совокупного спроса на продукцию предприятий отрасли. Ресурсный потенциал отражает состояние основных фондов, степень их износа, уровень загрузки производственных мощностей, научно-технический и экспортный потенциалы, кадровую обеспеченность, доступность сырья.

На основе единичных показателей рассчитывается агрегированный, комплексный показатель инвестиционной привлекательности отраслей и сфер.

По данной методике в Ростовской области были выделены следующие приоритетные отрасли и сферы (таблица) [7].

- сохраняющиеся трудности прохождения административных барьеров при отборе и реализации инновационных проектов;

- институциональная разобщенность администрации, образовательной, научной и производственной сфер в организации инновационной деятельности;

- невосприимчивость предприятий к освоению инвестиций в инновационной сфере;

- отсутствие рынка инновационной продукции;

- отсутствие заинтересованности бизнеса в освоении выпуска инновационной продукции;

- слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность инновационной деятельности и др.

Социальная и инновационная направленности российской экономики объективно обусловливают необходимость выделения социального и научно-образовательного кластера в качестве ведущих в структурно- региональных инвестиционных политиках.

Для преодоления отмеченных недостатков предстоит сконцентрировать усилия и ресурсы админист-

Приоритетные отрасли и сферы инвестирования Ростовской области (2006 - 2011 гг.)

Развитие отрасли, сектора 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Зерновой кластер + + + +

Мясной кластер + + + + +

Молочный кластер + + + + +

Плодоовощной кластер + + + + + +

Кластер по производству пива и безалкогольных напитков + + + + + +

Кластер в легкой промышленности + + + + + +

Бизнес-инфраструктура + + + + + +

Строительство жилья + + + + + +

Транспортно-логистическая инфраструктура + + + + +

Туризм + +

рации субъектов РФ, Правительства РФ, международных организаций по созданию кластерной сети инновационно-технологических отраслей в регионах, задействуя потенциал фундаментальных отраслевых научно-исследовательских институтов, вузов, крупных корпораций, предприятий, малого, среднего бизнеса и некоммерческих организаций.

Первым шагом в этом направлении должна стать разработка инновационной стратегии постиндустриальной реструктуризации российской экономики. Центральное место в ней должно отводиться такому звену, как «фундаментальная наука и образование -прикладная наука - крупный инновационный бизнес -средний и мелкий инновационный бизнес».

Вторым шагом может стать разработка национальной инвестиционно-инновационной программы на основе согласования интересов государства и регионов. В ней также должно быть определено место крупного, среднего и малого бизнеса российских регионов и иностранного капитала. При разработке механизмов реализации данной программы приоритет следует отдать созданию рынка инновационной продукции. Кроме того, необходимо учитывать этапность регионального инвестиционного процесса [8].

В рамках реализации инвестиционно-инновационной программы следует предусмотреть широкое развитие франчайзинга, т.е. смешанной формы крупного и мелкого предпринимательства. Развертывающаяся сегодня в России модернизация экономики, несомненно, внесет оживление в инвестиционную деятельность регионов.

Поступила в редакцию

Литература

1. Региональная структурно-инвестиционная политика /

B.Ю. Наливайский [и др.]. Ростов н/Д, 2002. С. 4.

2. Современное состояние и проблемы развития экономики Ростовской области / Г.И. Иванов [и др.]. Ростов н/Д,

2006. С. 222.

3. Проблемы становления и развития рыночных отношений в экономике: сб. науч. ст. Ростов н/Д, 2003. С. 300.

4. Мониторинг трудоустройства выпускников Южного федерального университета 2006 - 2007 гг. и оценка соответствия профиля их места работы полученной в вузе специальности и квалификации: отчет по проекту. Ростов н/Д,

2007. С. 28.

5. Трегулова Н.Г. Инвестиции в человеческий капитал как основа организации производства // Рубикон. 2007. № 45.

C. 62 - 63.

6. Постановление Законодательного собрания Ростовской области от 28.06.2004 г. № 402 «О стратегии привлечения инвестиций Ростовской области». Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Инвестиционная деятельность в Ростовской области в 2010 году. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2011 - 2013 гг. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=97598 (дата обращения: 29.10.2010).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. ОгоевА.У. Этапность осуществления регионального инвестиционного процесса // Вестник Чувашского университета. 2010. № 1. С. 21.

_29 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.