Научная статья на тему 'Теория и практика управления региональным инвестиционным развитием'

Теория и практика управления региональным инвестиционным развитием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Т.А.

В статье «Теория и практика управления региональным инвестиционным развитием» раскрыты актуальность проблем управления инвестиционным развитием регионов, улучшением инвестиционного климата и повышением инвестиционной активности. С целью формирования методологических подходов к исследованию и управлению региональными инвестиционными процессами, автором рассмотрены, уже предложенные экономической наукой, специальные механизмы, процедуры и функции, представляющие собой комплекс организационных действий управленческих структур по продвижению стратегических целей инвестиционного развития региона. На основе рассмотренных теоретических взглядов к управлению, проведен практический анализ и выявлена эффективность системы действий администрации Ростовской области, посредствам оценки инвестиционного климата, инвестиционной активности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика управления региональным инвестиционным развитием»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫМ ИНВЕСТИЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ

т. а. Щербакова,

кандидат экономических наук, доцент таганрогский институт управления и экономики

Проблемы управления региональным инвестиционным развитием, улучшения инвестиционного климата и повышения инвестиционной активности как на уровне государства, так и на уровне регионов находятся постоянно в центре внимания общественности.

Объясняется это тем, что благоприятный инвестиционный климат является основанием для обеспечения экономического роста, инновационного развития страны и сокращения бедности [2; 3].

От оптимального использования инвестиционных ресурсов зависит производственно-технологический потенциал страны, его эффективность, отраслевая и воспроизводственная структуры общественного производства.

Для осуществления эффективной структурной политики, обновления основных производственных фондов и инновационного развития объем внутренних инвестиций в ряде регионов недостаточен, постоянно растет потребность привлечения в экономику субъектов Федерации прямых иностранных инвестиций. Однако иностранные инвесторы заинтересованы в формировании в нашей стране инвестиционной политики, характеризующейся последовательностью, прозрачностью и стабильностью, в том числе и в субъектах РФ.

Привлечение внешних источников инвестиций в экономику региона в современных условиях невозможно без активизации усилий региональных властных структур, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и снижение инвестиционного риска в регионе.

Требуется внедрение специальных механизмов, процедур и функций, представляющих собой комплекс организационных действий управленческих структур по продвижению стратегических целей инвестиционного развития региона.

Целью настоящего исследования является рассмотрение существующих механизмов управления инвестиционным развитием и инвестиционной привлекательностью региона, оценка инвестиционного климата, активности Ростовской области, анализ эффективности системы действий администрации рассматриваемого региона.

Так, в научных трудах Самогородской М. И. [6] рассматривается, что работа органов государственной власти по управлению инвестиционной привлекательностью региона должна состоять из комплекса взаимоувязанных, последовательных направлений деятельности:

1) формирование стратегии инвестиционного развития региона.

Действительно, отсутствие инвестиционной стратегии, отказ от планирования инвестиционного развития ведет к разобщенности действий со стороны различных органов власти, возникновению административных барьеров, непрозрачности разрешительных процедур и, как следствие, к снижению уровня инвестиционной привлекательности региона;

2) разработка региональной инвестиционной политики.

Форму реализации инвестиционной стратегии в разрезе наиболее важных аспектов инвестиционной деятельности в регионе на отдельных этапах ее осуществления представляет инвестиционная политика. В отличие от инвестиционной стратегии формирование региональной инвестиционной политики является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей региона.

На практике, в основном региональном законе об инвестиционной деятельности, сформулировано содержание инвестиционной политики

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

77

и перечислены ее основные задачи. Реально же инвестиционная политика, включающая в себя комплекс технологий привлечения инвестиций из государственных и негосударственных источников, обычно отсутствует;

3) разработка и практическое использование механизма управления региональной инвестиционной стратегией.

Целесообразно в большей степени активизировать усилия в совершенствовании институциональной сферы региональных инвестиционных процессов, и в первую очередь — на развитии инвестиционной инфраструктуры;

4) разработка и реализация региональной инвестиционной программы.

Стратегическое управление инвестиционной деятельностью региона получает свою дальнейшую конкретизацию в форме тактического управления этой деятельностью путем формирования региональной инвестиционной программы и портфеля инвестиционных проектов. Инвестиционная программа содержит перечень конкретных мероприятий по реализации приоритетных задач региональной инвестиционной политики с указанием сроков, финансового обеспечения, ответственных исполнителей, прогнозируемых результатов. Основной проблемой при формировании региональной инвестиционной программы является выбор критериев отбора приоритетных инвестиционных проектов. В условиях дотационности региональных бюджетов обычно приоритетными считаются инвестиционные проекты, несущие в себе в первую очередь социальную эффективность, т. е. проекты, реализация которых приводит к увеличению числа рабочих мест, улучшению охраны здоровья людей, решению экологических проблем и пр.

При всей важности решения означенных задач региональная инвестиционная программа должна содержать также проекты, нацеленные на создание экономических точек роста и способствующие развитию экономики региона в стратегической перспективе.

В соответствии с рассмотренной методологией проведем оценку инвестиционного климата, активности Ростовской области [1], проанализируем эффективность системы действий администрации рассматриваемого региона.

Ростовская область — один из крупнейших центров многоотраслевой про-

мышленности, сельского хозяйства, науки и культуры Юга России.

Уникальное географическое положение, мягкий климат, богатая минерально-сырьевая база, развитая транспортная инфраструктура (2 морских и 3 речных порта), высокая обеспеченность трудовыми ресурсами — все это привлекает в регион инвесторов и бизнесменов. Наличие промышленного, сельскохозяйственного и научного потенциалов открывает широкие возможности для развития сотрудничества [5].

Объем инвестиций в основной капитал на территории Ростовской области за 1998—2005 гг. увеличился с 6,8 до 57,7 млрд руб. [7]. По абсолютным показателям объемов привлекаемых инвестиций область занимает второе место среди краев и областей Южного федерального округа, уступая Краснодарскому краю (рис. 1).

Показатели индексов физического объема инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций по Ростовской области соответственно составили (1998 =100 %): в 1999 г. — 102 %, в 2000 — 155,8, в 2001 — 174,7, в 2002 — 148,8, в 2003 — 173,6, в 2004 — 200,3, в 2005 г. — 210,95 %. (рис. 2).

Данные показатели за рассматриваемый период свидетельствуют о росте объема инвестиций в основной капитал более чем в два раза.

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (в процентах к предыдущему году)

120 000

100 000

80 000

60 000

40 000

20 000

96 43 109 97 \У

78 041

63 395 74 65 5

54 7 34 ¿2 12 57 72 4

2236 28 87 6 29049 39376 ф * # * Ф

8,80

-Краснодарский край

-Ростовская область

-Ставропольский край

Волгоградская область -Астраханская область

,40

2002 2003 Год

Рис. 1. Объемы инвестиций в основной капитал среди краев и областей Южного федерального округа (млн руб., по полному кругу предприятий, в ценах текущих лет).

0

о =>х в «

3 к

О |Я М §

>н &

3 ^ к &

и о

3 к к о

220

200

180

160

140

12 0

100

2

200,3

174,7 173,6

155,8 148,8

100 * р- 109/

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Год

Рис. 2. Динамика индексов инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций по Ростовской области

составили: в 2000 г. — 152 %, в 2001 — 112, в 2002 — 85, в 2003 — 117, в 2004 — 115, в 2005 г. — 105 %. (рис. 3).

Из рис. 3 очевидны неустойчивое развитие и тенденции понижения ежегодных темпов роста инвестиций.

Тем не менее начиная с 2003 г. темп роста инвестиций в Ростовской области превышает аналогичный показатель в большинстве регионов Южного федерального округа. В 2005 г. по темпам роста инвестиций в основной капитал (в процентах к предыдущему году) Ростовская область заняла 3 место, уступая соответственно Волгоградской области и Ставропольскому краю.

В 2000—2004 гг. отраслевая структура инвестиций характеризовалась сокращением доли инвестиций, направляемых на развитие промышленности области с 41,3 % от общего объема в 2000 г. до 20,3 % в 2004 г. Сокращение объемов инвестиций в основной капитал в промышленность области в 2000—2004 гг. было обусловлено уменьшением капитальных вложений в подавляющем большинстве отраслей: электроэнергетике, топливной промышленности, угольной промышленности, черной металлургии, пищевой промышленности.

Одновременно отмечалось увеличение доли инвестиций в сферу услуг: жилищное строительство, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, что положительно сказалось на общем объеме привлеченных инвестиций и наращивании темпов инвестиционного развития.

В соответствии с данными о видовой структуре инвестиций в основной капитал (рис. 4), преобладающая доля инвестиций была использована на приобретение машин,

оборудования, инструмента, инвентаря, а так же строительство зданий (кроме жилых) и сооружений.

Но следует отметить, что начиная с 2002 г., на территории Ростовской области наблюдается тенденция уменьшения доли инвестиций, направляемой на обновление активной части основного капитала (приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря) с 46 % в 2002 г. до 39 % в 2005 г.

Рассматривая степень износа основных фондов по отраслям экономики и учитывая уменьшение доли инвестиций, направляемой на обновление активной части основного капитала, следует предвидеть возможные социально-экономические негативные последствия (табл. 3). Приведенные данные анализа инвестиционной деятельности подтверждают, что в целом уровень инвестиционной активности в области достаточно высок и соответствует имеющемуся потенциалу.

Но при формировании долгосрочной стратегии инвестиционного и экономического развития Ростовской области, ежегодных инвестиционных программ необходимо учесть следующее:

• рассматривая степень износа основных фондов по отраслям экономики и учитывая уменьшение доли инвестиций, направляемой на обновление активной части основного капитала, следует предвидеть возможные социально-экономические негативные последствия для области;

• регион нуждается в реализации инвестиционных проектов (реального производства), направленных на создание экономических точек роста и способствующих инновационному развитию экономики региона в стратегической перспективе.

а«!

ю дг

О'КЯ

а к к

т к КМи

К

Эд&

160 140 120 100 80 60 40 20 0

152

112

117

115

85

"ТЩ"

2000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2001

2002

2003

2004

2005 Год

Рис. 3. Динамика индексов инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций на территории Ростовской области (в % к предыдущему году)

Доля, %

100%

80%-

60%

40%

20%

0%

□ Прочие

■ Машины, оборудование, инструмент, инвентарь

■ Здания (кроме жилых) и сооружения

□ Жилища

1998

2000

2002

2004

Год

Рис. 4. Видовая структура инвестиций в основной капитал

Принимая во внимание изложенные факты, Администрация Ростовской области также осознает необходимость в изыскании новых подходов к управлению инвестиционной деятельностью.

Так, в настоящее время разрабатывается Стратегия развития Ростовской области до 2020г.

Стратегия должна стать ключевым документом, определяющим развитие региона на ближайшую перспективу. На основе Стратегии должна строиться программа социально-экономического развития региона, определяться участие бизнеса в развитии кластеров и формировании промышленных узлов (промышленных зон), развитии точек роста экономики области.

В рамках разрабатываемой Стратегии развития Ростовской области должны быть разработаны стратегии развития для каждого муниципального образования. Это позволит более эффективно использовать потенциал территорий, проводить грамотный анализ и маркетинг. При этом Стратегия должна обеспечить переход от приоритетных направлений развития территорий к реальным инвестиционным проектам.

Направляя наш анализ от стратегии к инвестиционной политике Ростовской области, следует отметить, что в области функционирует благоприятное инвестиционное законодательство, инвесторам активно оказывается финансовая и организационная поддержка.

Таблица 3

Основные фонды по отраслям экономики на конец 2004 г. на территории Ростовской области

Фонды По полной учетной стоимости, млн руб. По остаточной балансовой стоимости, млн руб. Степень износа, в процентах

Все основные фонды 649 308 373 816 42,2

В том числе отраслей, производящих товары 161 517 84 813 47,5

Из них:

промышленности 111 000 57 522 48,2

сельского хозяйства (кроме скота) 40 132 20 696 48,4

строительства 7 269 4014 44,8

Отраслей, оказывающих рыночные и нерыночные услуги 487 791 289 003 40,8

Из них:

транспорта 190 671 91 010 52,3

связи 11 100 7 511 32,3

торговли и общественного питания 10 054 7 215 28,2

оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения 5 258 3 255 38,1

заготовок 3 381 1 930 42,9

жилищного хозяйства 166 530 122 673 26,3

коммунального хозяйства 21 304 10 399 51,2

непроизводственных видов бытового обслуживания населения 736 405 45

здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения 14 467 7 732 46,6

образования 26 992 15 023 44,3

культуры и искусства 7 221 3 903 45,9

науки и научного обслуживания 3 806 2 138 43,8

Действительно, Ростовская область в числе первых субъектов Российской Федерации приняла областной Закон «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области» в начале 1998 г., что положило начало формированию инвестиционной законодательной базы региона.

Сегодня в области действует прогрессивное инвестиционное законодательство, основу которого составляют следующие законы и нормативно-правовые акты [4]:

• «Об инвестициях в Ростовской области»;

• «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области»;

• «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области»;

• Постановление Законодательного Собрания РО «Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области»

• «Концепция повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области с использованием механизмов фондового рынка». Областной закон «Об инвестициях в Ростовской области» разработан и принят с целью развития инвестиционной деятельности на территории Ростовской области и создания режима максимального благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности.

Основным преимуществом данного закона является закрепление всех возможных форм регулирования инвестиционной деятельности и мер государственной поддержки в одном законодательном акте, а также наличие наиболее полного инструментария побудительных механизмов для инвесторов в региональном законодательстве. Закон регламентирует:

права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности;

формы государственного регулирования инвестиционной деятельности; условия финансирования инвестиций из государственных источников; нефинансовые меры государственного регулирования инвестиционной деятельности; правовое положение Агентства инвестиций и развития Ростовской области; принципы льготного налогообложения; государственные гарантии прав инвесторов. Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области (на период до 2010 г.) направлена на создание на территории области условий, способствующих качественному улучшению инвестиционного климата региона и позволяет:

оценить инвестиционный потенциал области; выявить слабые и сильные стороны развития отраслей донской экономики; положить начало формированию кластерной системы развития экономики; формировать имиджевую политику развития области;

определять круг потенциальных российских и зарубежных инвесторов; формировать эффективную инфраструктуру сопровождения инвестиционных проектов [5]. Инвентаризация норм существующего инвестиционного законодательства Ростовской области свидетельствует, что закрепленные меры государственного регулирования способствуют привлечению инвестиций в регион, увеличению доходной части бюджета вследствие увеличения масштабов экономической деятельности в регионе и муниципальных образованиях.

Как было отмечено ранее, стратегическое управление инвестиционной деятельностью региона получает свою дальнейшую конкретизацию в форме тактического управления этой деятельностью путем формирования инвестиционных программ и портфеля инвестиционных проектов.

В течение последних лет наиболее приоритетной для экономического и социального развития области являлась федеральная целевая программа «Юг России». В рамках программы реализовались проекты и мероприятия, имеющие важнейшее значение для развития экономики и социальной сферы Ростовской области. В социальной сфере основным направлением являлась поддержка здравоохранения, культуры, развития социального обслуживания населения, строительства и реконструкции инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с программой в области проводились мероприятия по созданию магистральных сетей для экспорта нефти и газа через территорию региона, развитию транспортной инфраструктуры, воспроизводству и сохранению биоресурсов бассейна р. Дон и Азовского моря.

Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 гг.)» направлена на реализацию концепции единой государственной системы управления и передачи данных, обслуживающей органы государственной власти и местного самоуправления, бюджетные и внебюджетные фонды и организации.

В Ростовской области действует ряд областных целевых программ, направленных на экономическое и социальное развитие области: «Социальное

развитие села в Ростовской области до 2008 г.»; «Развитие малого предпринимательства в Ростовской области на 2006—2008 гг.», «Оказание государственной поддержки граждан на приобретение жилья с использованием ипотечного кредитования в Ростовской области на 2006—2010 гг.» и др.

Основные задачи Инвестиционной программы Ростовской области — обеспечение эффективного использования инвестиционных возможностей области, привлечение инвестиционных ресурсов для обеспечения инвестиционного развития, обеспечение проведения инновационных мероприятий для повышения конкурентоспособности предприятий области. Объем финансирования программы из областного бюджета в 2007 г. составил 14 885,6 млн руб.

Для повышения эффективности инвестиционного процесса в регионе Администрация Ростовской области привлекла на конкурсной основе профессиональную организацию — некоммерческое партнерство «Агентство инвестиционного развития» (АИР). Агентство занимается системным обслуживанием субъектов инвестиционного рынка на территории области и проводит политику активного инвестиционного маркетинга. В частности, агентство проводит мониторинг инвестиционных намерений российских и зарубежных компаний, готовит предложения профильным инвесторам об участии в наиболее важных и перспективных региональных проектах. В настоящий момент АИР ведет (на разных этапах) инвестиционные проекты, программы на общую сумму более 230 млн долл. Большинство из этих проектов будет реализовано в ближайшие три года.

Помимо сказанного, в целях улучшения инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности в регионе был принят комплекс финансовых и организационных мер.

Поддержка инвестиционной деятельности на территории Ростовской области осуществляется органами государственной власти Ростовской области в следующих формах:

• разработка, утверждение и реализация межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности Ростовской области, финансируемых за счет средств областного бюджета;

• проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• предоставление на конкурсной основе госу-

дарственных гарантий Ростовской области по инвестиционным проектам в порядке, установленном федеральным законодательством и областным законодательством;

• размещение на конкурсной основе средств областного бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

• предоставление субсидий из областного бюджета на финансирование работ при реализации инвестиционных проектов, на компенсацию выплат процентов по кредитам коммерческих банков;

• предоставление льгот по налогам инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов;

• выпуск облигационных займов Ростовской области;

• вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности Ростовской области;

• финансирование за счет средств областного бюджета образовательных программ по подготовке кадров в рамках реализации проектов по организации новых производств;

• передача имущества, являющегося предметом лизинга;

• содействие во включение в федеральные целевые программы социально значимых и наиболее эффективных инвестиционных проектов;

• содействие в получении технической и методической помощи, грантов и кредитных ресурсов международных организаций;

• организация семинаров, конференций по проблемам осуществления инвестиционной деятельности, ярмарок инвестиционных проектов;

• распространение информации о субъектах и объектах инвестиционной деятельности;

• иная финансовая и организационная поддержка в пределах полномочий органов государственной власти Ростовской области. Кроме того, одним из эффективных инструментов привлечения инвестиций на территорию Ростовской области будет являться создание игорной, промышленных и туристско-рекреационных зон.

Так, во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном

регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на территории Ростовской области и Краснодарского края создается игорная зона. Обеспечение игорной зоны объектами инженерно-транспортной инфраструктуры будет осуществляться при участии бюджетных средств.

Наличие промышленных зон позволит сформировать комплекс высокоэффективных инновационных производственных мощностей в машиностроении, стройиндустрии, пищевой промышленности, создать дополнительные рабочие места и будет способствовать значительному оживлению экономической деятельности в регионе.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона (ТРОЭЗ) на территории Азовского побережья и ст. Старочеркасская позволит создать условия для интенсивного развития туризма и удовлетворить растущий спрос потребителей на туристические услуги, повысить качество жизни и занятость населения, обеспечивающего функционирование ТРОЭЗ, а также восстановить и сохранить памятники федерального значения, историко-культурное наследие и национальные традиции донского казачества.

Итак, в соответствии с изложенными фактами, Ростовскую область можно признать одним из самых открытых для внешних инвестиций российских регионов, что также подтверждает эффективность системы действий администрации рассматриваемого региона.

Последнее констатирует следующие факты.

В сентябре 2004 г. Ростовской области рейтинговым консорциумом «Эксперт РА — АК&М» присвоен кредитный рейтинг по национальной шкале

«А+» со стабильными перспективами. В сентябре 2005 г. прогноз рейтинга повышен. Новая оценка по национальной шкале — «А+» с позитивными перспективами.

Рейтинговое агентство Mood's Interfax Rating Agency в 2006 г. присвоило Ростовской области кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне Аа2.ги. Присвоенный рейтинг означает, что Ростовская область относится к категории заемщиков с очень высокой кредитоспособностью по отношению к другим эмитентам в стране [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатин Ю. В., Швандар В. А. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. Инвестиционный климат в России //Вопросы экономики, 2006, № 5, с. 48—77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кикери Сунита, Кэньон Т., Палмад Т. Совершенствование инвестиционного климата. Уроки для практиков / Всемирный банк. — М.: «Весь мир», 2007. — 136 с.

4. Официальный сайт Администрации Ростовской области. www. donland. ru.

5. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 28.06.2004 № 402 «О стратегии привлечения инвестиций Ростовской области».

6. Самогородская М. И. Методологические основы стратегического управления региональными инвестиционными процессами // Региональная экономика: теория и практика. 2003. №1. С. 37—44.

7. Статистический сборник «Ростовская область в цифрах» за 2005 г.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90

http:\\www.fin-izdat.ru E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.