ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫМ ИНВЕСТИЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ
т. а. Щербакова,
кандидат экономических наук, доцент таганрогский институт управления и экономики
Проблемы управления региональным инвестиционным развитием, улучшения инвестиционного климата и повышения инвестиционной активности как на уровне государства, так и на уровне регионов находятся постоянно в центре внимания общественности.
Объясняется это тем, что благоприятный инвестиционный климат является основанием для обеспечения экономического роста, инновационного развития страны и сокращения бедности [2; 3].
От оптимального использования инвестиционных ресурсов зависит производственно-технологический потенциал страны, его эффективность, отраслевая и воспроизводственная структуры общественного производства.
Для осуществления эффективной структурной политики, обновления основных производственных фондов и инновационного развития объем внутренних инвестиций в ряде регионов недостаточен, постоянно растет потребность привлечения в экономику субъектов Федерации прямых иностранных инвестиций. Однако иностранные инвесторы заинтересованы в формировании в нашей стране инвестиционной политики, характеризующейся последовательностью, прозрачностью и стабильностью, в том числе и в субъектах РФ.
Привлечение внешних источников инвестиций в экономику региона в современных условиях невозможно без активизации усилий региональных властных структур, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и снижение инвестиционного риска в регионе.
Требуется внедрение специальных механизмов, процедур и функций, представляющих собой комплекс организационных действий управленческих структур по продвижению стратегических целей инвестиционного развития региона.
Целью настоящего исследования является рассмотрение существующих механизмов управления инвестиционным развитием и инвестиционной привлекательностью региона, оценка инвестиционного климата, активности Ростовской области, анализ эффективности системы действий администрации рассматриваемого региона.
Так, в научных трудах Самогородской М. И. [6] рассматривается, что работа органов государственной власти по управлению инвестиционной привлекательностью региона должна состоять из комплекса взаимоувязанных, последовательных направлений деятельности:
1) формирование стратегии инвестиционного развития региона.
Действительно, отсутствие инвестиционной стратегии, отказ от планирования инвестиционного развития ведет к разобщенности действий со стороны различных органов власти, возникновению административных барьеров, непрозрачности разрешительных процедур и, как следствие, к снижению уровня инвестиционной привлекательности региона;
2) разработка региональной инвестиционной политики.
Форму реализации инвестиционной стратегии в разрезе наиболее важных аспектов инвестиционной деятельности в регионе на отдельных этапах ее осуществления представляет инвестиционная политика. В отличие от инвестиционной стратегии формирование региональной инвестиционной политики является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей региона.
На практике, в основном региональном законе об инвестиционной деятельности, сформулировано содержание инвестиционной политики
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
77
и перечислены ее основные задачи. Реально же инвестиционная политика, включающая в себя комплекс технологий привлечения инвестиций из государственных и негосударственных источников, обычно отсутствует;
3) разработка и практическое использование механизма управления региональной инвестиционной стратегией.
Целесообразно в большей степени активизировать усилия в совершенствовании институциональной сферы региональных инвестиционных процессов, и в первую очередь — на развитии инвестиционной инфраструктуры;
4) разработка и реализация региональной инвестиционной программы.
Стратегическое управление инвестиционной деятельностью региона получает свою дальнейшую конкретизацию в форме тактического управления этой деятельностью путем формирования региональной инвестиционной программы и портфеля инвестиционных проектов. Инвестиционная программа содержит перечень конкретных мероприятий по реализации приоритетных задач региональной инвестиционной политики с указанием сроков, финансового обеспечения, ответственных исполнителей, прогнозируемых результатов. Основной проблемой при формировании региональной инвестиционной программы является выбор критериев отбора приоритетных инвестиционных проектов. В условиях дотационности региональных бюджетов обычно приоритетными считаются инвестиционные проекты, несущие в себе в первую очередь социальную эффективность, т. е. проекты, реализация которых приводит к увеличению числа рабочих мест, улучшению охраны здоровья людей, решению экологических проблем и пр.
При всей важности решения означенных задач региональная инвестиционная программа должна содержать также проекты, нацеленные на создание экономических точек роста и способствующие развитию экономики региона в стратегической перспективе.
В соответствии с рассмотренной методологией проведем оценку инвестиционного климата, активности Ростовской области [1], проанализируем эффективность системы действий администрации рассматриваемого региона.
Ростовская область — один из крупнейших центров многоотраслевой про-
мышленности, сельского хозяйства, науки и культуры Юга России.
Уникальное географическое положение, мягкий климат, богатая минерально-сырьевая база, развитая транспортная инфраструктура (2 морских и 3 речных порта), высокая обеспеченность трудовыми ресурсами — все это привлекает в регион инвесторов и бизнесменов. Наличие промышленного, сельскохозяйственного и научного потенциалов открывает широкие возможности для развития сотрудничества [5].
Объем инвестиций в основной капитал на территории Ростовской области за 1998—2005 гг. увеличился с 6,8 до 57,7 млрд руб. [7]. По абсолютным показателям объемов привлекаемых инвестиций область занимает второе место среди краев и областей Южного федерального округа, уступая Краснодарскому краю (рис. 1).
Показатели индексов физического объема инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций по Ростовской области соответственно составили (1998 =100 %): в 1999 г. — 102 %, в 2000 — 155,8, в 2001 — 174,7, в 2002 — 148,8, в 2003 — 173,6, в 2004 — 200,3, в 2005 г. — 210,95 %. (рис. 2).
Данные показатели за рассматриваемый период свидетельствуют о росте объема инвестиций в основной капитал более чем в два раза.
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (в процентах к предыдущему году)
120 000
100 000
80 000
60 000
40 000
20 000
96 43 109 97 \У
78 041
63 395 74 65 5
54 7 34 ¿2 12 57 72 4
2236 28 87 6 29049 39376 ф * # * Ф
8,80
-Краснодарский край
-Ростовская область
-Ставропольский край
Волгоградская область -Астраханская область
,40
2002 2003 Год
Рис. 1. Объемы инвестиций в основной капитал среди краев и областей Южного федерального округа (млн руб., по полному кругу предприятий, в ценах текущих лет).
0
о =>х в «
3 к
О |Я М §
>н &
3 ^ к &
и о
3 к к о
220
200
180
160
140
12 0
100
2
200,3
174,7 173,6
155,8 148,8
100 * р- 109/
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Год
Рис. 2. Динамика индексов инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций по Ростовской области
составили: в 2000 г. — 152 %, в 2001 — 112, в 2002 — 85, в 2003 — 117, в 2004 — 115, в 2005 г. — 105 %. (рис. 3).
Из рис. 3 очевидны неустойчивое развитие и тенденции понижения ежегодных темпов роста инвестиций.
Тем не менее начиная с 2003 г. темп роста инвестиций в Ростовской области превышает аналогичный показатель в большинстве регионов Южного федерального округа. В 2005 г. по темпам роста инвестиций в основной капитал (в процентах к предыдущему году) Ростовская область заняла 3 место, уступая соответственно Волгоградской области и Ставропольскому краю.
В 2000—2004 гг. отраслевая структура инвестиций характеризовалась сокращением доли инвестиций, направляемых на развитие промышленности области с 41,3 % от общего объема в 2000 г. до 20,3 % в 2004 г. Сокращение объемов инвестиций в основной капитал в промышленность области в 2000—2004 гг. было обусловлено уменьшением капитальных вложений в подавляющем большинстве отраслей: электроэнергетике, топливной промышленности, угольной промышленности, черной металлургии, пищевой промышленности.
Одновременно отмечалось увеличение доли инвестиций в сферу услуг: жилищное строительство, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, что положительно сказалось на общем объеме привлеченных инвестиций и наращивании темпов инвестиционного развития.
В соответствии с данными о видовой структуре инвестиций в основной капитал (рис. 4), преобладающая доля инвестиций была использована на приобретение машин,
оборудования, инструмента, инвентаря, а так же строительство зданий (кроме жилых) и сооружений.
Но следует отметить, что начиная с 2002 г., на территории Ростовской области наблюдается тенденция уменьшения доли инвестиций, направляемой на обновление активной части основного капитала (приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря) с 46 % в 2002 г. до 39 % в 2005 г.
Рассматривая степень износа основных фондов по отраслям экономики и учитывая уменьшение доли инвестиций, направляемой на обновление активной части основного капитала, следует предвидеть возможные социально-экономические негативные последствия (табл. 3). Приведенные данные анализа инвестиционной деятельности подтверждают, что в целом уровень инвестиционной активности в области достаточно высок и соответствует имеющемуся потенциалу.
Но при формировании долгосрочной стратегии инвестиционного и экономического развития Ростовской области, ежегодных инвестиционных программ необходимо учесть следующее:
• рассматривая степень износа основных фондов по отраслям экономики и учитывая уменьшение доли инвестиций, направляемой на обновление активной части основного капитала, следует предвидеть возможные социально-экономические негативные последствия для области;
• регион нуждается в реализации инвестиционных проектов (реального производства), направленных на создание экономических точек роста и способствующих инновационному развитию экономики региона в стратегической перспективе.
а«!
ю дг
О'КЯ
а к к
т к КМи
К
Эд&
160 140 120 100 80 60 40 20 0
152
112
117
115
85
"ТЩ"
2000
2001
2002
2003
2004
2005 Год
Рис. 3. Динамика индексов инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций на территории Ростовской области (в % к предыдущему году)
Доля, %
100%
80%-
60%
40%
20%
0%
□ Прочие
■ Машины, оборудование, инструмент, инвентарь
■ Здания (кроме жилых) и сооружения
□ Жилища
1998
2000
2002
2004
Год
Рис. 4. Видовая структура инвестиций в основной капитал
Принимая во внимание изложенные факты, Администрация Ростовской области также осознает необходимость в изыскании новых подходов к управлению инвестиционной деятельностью.
Так, в настоящее время разрабатывается Стратегия развития Ростовской области до 2020г.
Стратегия должна стать ключевым документом, определяющим развитие региона на ближайшую перспективу. На основе Стратегии должна строиться программа социально-экономического развития региона, определяться участие бизнеса в развитии кластеров и формировании промышленных узлов (промышленных зон), развитии точек роста экономики области.
В рамках разрабатываемой Стратегии развития Ростовской области должны быть разработаны стратегии развития для каждого муниципального образования. Это позволит более эффективно использовать потенциал территорий, проводить грамотный анализ и маркетинг. При этом Стратегия должна обеспечить переход от приоритетных направлений развития территорий к реальным инвестиционным проектам.
Направляя наш анализ от стратегии к инвестиционной политике Ростовской области, следует отметить, что в области функционирует благоприятное инвестиционное законодательство, инвесторам активно оказывается финансовая и организационная поддержка.
Таблица 3
Основные фонды по отраслям экономики на конец 2004 г. на территории Ростовской области
Фонды По полной учетной стоимости, млн руб. По остаточной балансовой стоимости, млн руб. Степень износа, в процентах
Все основные фонды 649 308 373 816 42,2
В том числе отраслей, производящих товары 161 517 84 813 47,5
Из них:
промышленности 111 000 57 522 48,2
сельского хозяйства (кроме скота) 40 132 20 696 48,4
строительства 7 269 4014 44,8
Отраслей, оказывающих рыночные и нерыночные услуги 487 791 289 003 40,8
Из них:
транспорта 190 671 91 010 52,3
связи 11 100 7 511 32,3
торговли и общественного питания 10 054 7 215 28,2
оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения 5 258 3 255 38,1
заготовок 3 381 1 930 42,9
жилищного хозяйства 166 530 122 673 26,3
коммунального хозяйства 21 304 10 399 51,2
непроизводственных видов бытового обслуживания населения 736 405 45
здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения 14 467 7 732 46,6
образования 26 992 15 023 44,3
культуры и искусства 7 221 3 903 45,9
науки и научного обслуживания 3 806 2 138 43,8
Действительно, Ростовская область в числе первых субъектов Российской Федерации приняла областной Закон «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области» в начале 1998 г., что положило начало формированию инвестиционной законодательной базы региона.
Сегодня в области действует прогрессивное инвестиционное законодательство, основу которого составляют следующие законы и нормативно-правовые акты [4]:
• «Об инвестициях в Ростовской области»;
• «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области»;
• «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области»;
• Постановление Законодательного Собрания РО «Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области»
• «Концепция повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области с использованием механизмов фондового рынка». Областной закон «Об инвестициях в Ростовской области» разработан и принят с целью развития инвестиционной деятельности на территории Ростовской области и создания режима максимального благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности.
Основным преимуществом данного закона является закрепление всех возможных форм регулирования инвестиционной деятельности и мер государственной поддержки в одном законодательном акте, а также наличие наиболее полного инструментария побудительных механизмов для инвесторов в региональном законодательстве. Закон регламентирует:
права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности;
формы государственного регулирования инвестиционной деятельности; условия финансирования инвестиций из государственных источников; нефинансовые меры государственного регулирования инвестиционной деятельности; правовое положение Агентства инвестиций и развития Ростовской области; принципы льготного налогообложения; государственные гарантии прав инвесторов. Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области (на период до 2010 г.) направлена на создание на территории области условий, способствующих качественному улучшению инвестиционного климата региона и позволяет:
оценить инвестиционный потенциал области; выявить слабые и сильные стороны развития отраслей донской экономики; положить начало формированию кластерной системы развития экономики; формировать имиджевую политику развития области;
определять круг потенциальных российских и зарубежных инвесторов; формировать эффективную инфраструктуру сопровождения инвестиционных проектов [5]. Инвентаризация норм существующего инвестиционного законодательства Ростовской области свидетельствует, что закрепленные меры государственного регулирования способствуют привлечению инвестиций в регион, увеличению доходной части бюджета вследствие увеличения масштабов экономической деятельности в регионе и муниципальных образованиях.
Как было отмечено ранее, стратегическое управление инвестиционной деятельностью региона получает свою дальнейшую конкретизацию в форме тактического управления этой деятельностью путем формирования инвестиционных программ и портфеля инвестиционных проектов.
В течение последних лет наиболее приоритетной для экономического и социального развития области являлась федеральная целевая программа «Юг России». В рамках программы реализовались проекты и мероприятия, имеющие важнейшее значение для развития экономики и социальной сферы Ростовской области. В социальной сфере основным направлением являлась поддержка здравоохранения, культуры, развития социального обслуживания населения, строительства и реконструкции инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с программой в области проводились мероприятия по созданию магистральных сетей для экспорта нефти и газа через территорию региона, развитию транспортной инфраструктуры, воспроизводству и сохранению биоресурсов бассейна р. Дон и Азовского моря.
Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 гг.)» направлена на реализацию концепции единой государственной системы управления и передачи данных, обслуживающей органы государственной власти и местного самоуправления, бюджетные и внебюджетные фонды и организации.
В Ростовской области действует ряд областных целевых программ, направленных на экономическое и социальное развитие области: «Социальное
развитие села в Ростовской области до 2008 г.»; «Развитие малого предпринимательства в Ростовской области на 2006—2008 гг.», «Оказание государственной поддержки граждан на приобретение жилья с использованием ипотечного кредитования в Ростовской области на 2006—2010 гг.» и др.
Основные задачи Инвестиционной программы Ростовской области — обеспечение эффективного использования инвестиционных возможностей области, привлечение инвестиционных ресурсов для обеспечения инвестиционного развития, обеспечение проведения инновационных мероприятий для повышения конкурентоспособности предприятий области. Объем финансирования программы из областного бюджета в 2007 г. составил 14 885,6 млн руб.
Для повышения эффективности инвестиционного процесса в регионе Администрация Ростовской области привлекла на конкурсной основе профессиональную организацию — некоммерческое партнерство «Агентство инвестиционного развития» (АИР). Агентство занимается системным обслуживанием субъектов инвестиционного рынка на территории области и проводит политику активного инвестиционного маркетинга. В частности, агентство проводит мониторинг инвестиционных намерений российских и зарубежных компаний, готовит предложения профильным инвесторам об участии в наиболее важных и перспективных региональных проектах. В настоящий момент АИР ведет (на разных этапах) инвестиционные проекты, программы на общую сумму более 230 млн долл. Большинство из этих проектов будет реализовано в ближайшие три года.
Помимо сказанного, в целях улучшения инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности в регионе был принят комплекс финансовых и организационных мер.
Поддержка инвестиционной деятельности на территории Ростовской области осуществляется органами государственной власти Ростовской области в следующих формах:
• разработка, утверждение и реализация межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности Ростовской области, финансируемых за счет средств областного бюджета;
• проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• предоставление на конкурсной основе госу-
дарственных гарантий Ростовской области по инвестиционным проектам в порядке, установленном федеральным законодательством и областным законодательством;
• размещение на конкурсной основе средств областного бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
• предоставление субсидий из областного бюджета на финансирование работ при реализации инвестиционных проектов, на компенсацию выплат процентов по кредитам коммерческих банков;
• предоставление льгот по налогам инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов;
• выпуск облигационных займов Ростовской области;
• вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности Ростовской области;
• финансирование за счет средств областного бюджета образовательных программ по подготовке кадров в рамках реализации проектов по организации новых производств;
• передача имущества, являющегося предметом лизинга;
• содействие во включение в федеральные целевые программы социально значимых и наиболее эффективных инвестиционных проектов;
• содействие в получении технической и методической помощи, грантов и кредитных ресурсов международных организаций;
• организация семинаров, конференций по проблемам осуществления инвестиционной деятельности, ярмарок инвестиционных проектов;
• распространение информации о субъектах и объектах инвестиционной деятельности;
• иная финансовая и организационная поддержка в пределах полномочий органов государственной власти Ростовской области. Кроме того, одним из эффективных инструментов привлечения инвестиций на территорию Ростовской области будет являться создание игорной, промышленных и туристско-рекреационных зон.
Так, во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном
регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на территории Ростовской области и Краснодарского края создается игорная зона. Обеспечение игорной зоны объектами инженерно-транспортной инфраструктуры будет осуществляться при участии бюджетных средств.
Наличие промышленных зон позволит сформировать комплекс высокоэффективных инновационных производственных мощностей в машиностроении, стройиндустрии, пищевой промышленности, создать дополнительные рабочие места и будет способствовать значительному оживлению экономической деятельности в регионе.
Туристско-рекреационная особая экономическая зона (ТРОЭЗ) на территории Азовского побережья и ст. Старочеркасская позволит создать условия для интенсивного развития туризма и удовлетворить растущий спрос потребителей на туристические услуги, повысить качество жизни и занятость населения, обеспечивающего функционирование ТРОЭЗ, а также восстановить и сохранить памятники федерального значения, историко-культурное наследие и национальные традиции донского казачества.
Итак, в соответствии с изложенными фактами, Ростовскую область можно признать одним из самых открытых для внешних инвестиций российских регионов, что также подтверждает эффективность системы действий администрации рассматриваемого региона.
Последнее констатирует следующие факты.
В сентябре 2004 г. Ростовской области рейтинговым консорциумом «Эксперт РА — АК&М» присвоен кредитный рейтинг по национальной шкале
«А+» со стабильными перспективами. В сентябре 2005 г. прогноз рейтинга повышен. Новая оценка по национальной шкале — «А+» с позитивными перспективами.
Рейтинговое агентство Mood's Interfax Rating Agency в 2006 г. присвоило Ростовской области кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне Аа2.ги. Присвоенный рейтинг означает, что Ростовская область относится к категории заемщиков с очень высокой кредитоспособностью по отношению к другим эмитентам в стране [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Богатин Ю. В., Швандар В. А. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
2. Инвестиционный климат в России //Вопросы экономики, 2006, № 5, с. 48—77.
3. Кикери Сунита, Кэньон Т., Палмад Т. Совершенствование инвестиционного климата. Уроки для практиков / Всемирный банк. — М.: «Весь мир», 2007. — 136 с.
4. Официальный сайт Администрации Ростовской области. www. donland. ru.
5. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 28.06.2004 № 402 «О стратегии привлечения инвестиций Ростовской области».
6. Самогородская М. И. Методологические основы стратегического управления региональными инвестиционными процессами // Региональная экономика: теория и практика. 2003. №1. С. 37—44.
7. Статистический сборник «Ростовская область в цифрах» за 2005 г.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.
При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года.
Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90
http:\\www.fin-izdat.ru E-mail: [email protected]