© Осипов В.А.,
к.э.н., доцент, заместитель директора филиала по науке,
Российский государственный социальный университет, филиал в г. Обнинске Эл.почта: [email protected]
РЕГИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РОССИИ
Дана оценка современного состояния инвестиционного климата России в сопоставлении с рядом зарубежных стран. Показана важность регионального звена управления инновационными и инвестиционными процессами. Приведены основные направления осуществления мер по улучшению инвестиционного климата субъектов РФ, основанные на анализе наилучших и наихудших практик регионов в этой области. Приведены примеры успешных в данной сфере регионов РФ. Намечены меры по определению и реализации научно-технических приоритетов региона и обеспечению инновационной предпринимательской активности, в том числе финансовому.
Ключевые слова: инновационный
потенциал, инвестиционный климат, иностранные инвестиции, региональная экономика, финансовое обеспечение
Основная проблема, которую необходимо будет решать нашей стране в по-сткризисный период — это повышение
качества развития российской экономики. Речь идёт прежде всего о модернизации производства, создании эффективных, более высокооплачиваемых рабочих мест, росте производительности труда. Всё это требует значительных объёмов инвестирования в развитие отечественной экономики, создания в стране благоприятного инвестиционного климата, прежде всего для частных инвесторов. Выступая на IX Международном инвестиционном форуме «Сочи-2010» 17 сентября 2010 г. с докладом «Инвестиционный климат: цели,
ожидания и результаты», Председатель Правительства РФ В.В. Путин подчеркнул, что «только масштабные частные инвестиции позволят решить стратегические задачи модернизации страны ... Никакие действия государства, никакие бюджетные ресурсы или административные решения не заменят каждодневной кропотливой работы частного бизнеса. Именно его действия шаг за шагом меняют характер экономики, формируют её новое, инновационное лицо» [1].
Однако, несмотря на нарастающее внимание, уделяемое вопросам формирования благоприятного инвестиционного климата в России на самом высоком уровне, пока назвать его благоприятным нельзя. В этом отношении интересна оценка, приведённая в отчёте Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2009 году» и озвученная министром экономического развития РФ Э.С. Набиуллиной на совещании по вопросам инвестиционного климата в России, состоявшемся 2 февраля 2010 г. в Кремле под руководством Президента РФ Д. А. Медведева [2]. Из 183 рассмотренных в отчёте стран Россия занимает 120-е место в целом (112-е в 2008 г.) с очень плохими показателями по ряду критериев (табл. 1).
Как видно из данных таблицы 1, если среди стран БРИК Россия особо не выделяется ни в худшую, ни в лучшую сторону, то по сравнению со своими партнёрами по Единому экономическому пространству (ЕЭП) значительно проигрывает. Так, Казахстан опережает Россию
по восьми факторам из десяти (кроме международных торговых операций и выполнения обязательств по контрактам), а Белоруссия — по семи (кроме получения кредита, защиты интересов инвесторов и уплаты налогов).
Относительно хорошо обстоит дело в России с выполнением обязательств по контрактам (19-е место), хуже всего — с получением разрешения на строительство (182-е место из 183).
Последний параметр может быть наглядно проиллюстрирован таблицей 2.
Как наглядно видно из таблицы 2, относительно небольшое количество процедур и сравнительно короткий срок, а также невысокая стоимость получения разрешения на строительство позволили Ростову-на-Дону с населением 1 050
тыс. чел. привлечь прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на сумму 655 млн долл. США. Наоборот, большое количество процедур, более чем трёхлетний (!) срок их прохождения в Воронеже (население которого — 843 тыс.чел. — примерно сопоставимо с Ростовом-на-Дону) привели к тому, что прямые иностранные инвестиции в этот регион составили всего 104 млндолл.США (в 6,3 раза меньше).
В последнее время усилия федерального правительства по развитию тенденций инновационной переориентации российской экономики существенно активизировались. Однако в условиях России как федеративного государства эти усилия должны быть дополнены и соответствующими усилиями со стороны субъектов РФ. Причём регионы не должны
Таблица 1. Ведение бизнеса в странах БРИК и ЕЭП в сравнении с США
Факторы ведения бизнеса Оценка стран по итогам 2009 г.
Страны БРИК Страны ЕЭП США
Брази- лия Россия Индия Китай Казах- стан Белорус- сия
Простота ведения бизнеса (общая оценка) 129 120 133 89 63 58 4
Открытие бизнеса 126 106 169 151 82 7 8
Получение разрешения на строительство 113 182 175 180 143 44 25
Наём сотрудников 138 109 104 140 38 32 1
Регистрация имущества 120 45 93 32 31 10 4
Получение кредита 87 87 30 61 43 113 4
Защита интересов инвесторов 73 93 41 93 57 109 5
Уплата налогов 150 103 169 130 52 183 61
Международные торговые операции 100 162 94 44 182 129 18
Выполнение обязательств по контрактам 100 19 182 18 34 12 8
Закрытие бизнеса 131 92 138 65 54 74 15
Источник: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentpolicy/doc201002101210
Таблица 2. Рейтинг российских городов по индикатору получения разрешений
на строительство
Город Процедуры (количество) Срок (в днях) Стоимость (в % от ВНД на душу населения) ПИИ в регион (млн долл. США)
Ростов-на-Дону 22 194 272,9 655,0
Казань 23 350 396,1 387,7
Иркутск 26 304 487,4 744,9
Пермь 24 263 1 060,2 434,0
Петрозаводск 28 365 270,3 250,1
Томск 44 233 502,1 1 247,6
Тверь 26 390 826,9 332,3
Санкт-Петербург 29 299 2 116,2 7 467,8
Воронеж 48 1 207 399,1 104,0
Москва 54 704 2 612,8 27 962,7
Источник: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentpolicy/ doc201002101210
ограничиваться ролью ведомых в тандеме с федеральными органами власти, а должны быть способны самостоятельно решать крупномасштабные задачи в области ускорения инновационного развития территорий и его инвестиционного обеспечения.
Трудно не согласиться с мнением главы Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкина, что в сегодняшних условиях большинство регионов могут найти альтернативные источники устойчивого развития, только в полной мере мобилизовав возможности инновационного обеспечения региональной экономики, обеспечив тем самым своим хозяйствующим субъектам необходимую меру конкурентоспособности на отечественных и мировых рынках. Такой тренд хозяйственного развития требует, помимо соответствующего круга полномочий, качественно нового уровня управления в региональном звене российской экономики, в центр которого перемещаются вопросы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, прежде всего в сферу высокотехнологичных отраслей, а также «подкрепление» этих инвестиций соответствующим уровнем конкурентоспособных и практически востребованных рынком инновационных разработок [3, с.52-53].
Несмотря на осознание руководством страны и субъектов РФ безаль-тернативности инновационного пути развития экономики, практическая работа большинства регионов в этом направлении пока малоэффективна. Так, по мнению члена Комитета по инвестиционной политике Торгово-Промышленной Палаты РФ Д.В. Любомудрова, разрабатываемые администрациями субъектов РФ так называемые «Инвестиционные паспорта регионов» зачастую похожи на статистические справки и туристические буклеты и, как правило, не содержат важнейшей для инвесторов информации, в которой в первую очередь заинтересован любой кредитор. В частности, не приводится информация об уже успешно реализован-
ных в регионе проектах, об их фактической рентабельности и доходности вложения в капитал, а ведь собственно главное, что волнует любого инвестора — сколько он может заработать на своих вложениях и какова возможная рентабельность активов [4, с. 13].
Между тем, как показывает международный опыт и российская практика инновационного развития и создания инвестиционного климата, большая область мер в этом вопросе находится на уровне субъектов РФ, а эффективность усилий регионального уровня власти и персонально главы региональной администрации могут иметь решающее значение при выборе прямыми инвесторами места территориальной локализации своих производств и иных инвестиций.
Как показывает практика, зачастую низкое качество информационно-аналитической работы региональных администраций в области формирования и развития инновационно-инвестиционного
потенциала, отсутствие надлежащего научно-методического обеспечения этой работы не позволяет им разрабатывать качественные, жизнеспособные планы привлечения инвестиций и обеспечения инновационного развития.
В этом плане представляет особый интерес «Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации», разработанная общероссийской общественной организацией «Деловая Россия». Эта программа была представлена и единогласно одобрена 25 августа 2010 г. на Экспертном совете по региональной инвестиционной политике при Министерстве регионального развития РФ [5], а осенью 2010 г. её предполагается рассмотреть на Госсовете РФ, который будет посвящён региональному инвестиционному климату.
Разработчиками программы предложены следующие основные направления осуществления мер по улучшению инвестиционного климата субъектов РФ:
1) создание благоприятной для инвестиций административной среды;
2) создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций;
3) формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;
4) стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;
5) налоговое стимулирование инвестиций;
6) формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций;
7) обеспечение поставщиками создаваемых в результате инвестиций производств;
8) кадровое обеспечение инвестиций.
В качестве приложений к программе представлены результаты анализа наилучших и наихудших практик создания инвестиционного климата в субъектах РФ. Так, анализ наилучшей практики привлечения инвестиций и развития бизнеса субъектами РФ позволил разработчикам программы выделить следующие ключевые и наиболее успешные меры улучшения инвестиционного климата:
1) создание готовых промышленных площадок;
2) максимальное сокращение сроков начала бизнеса;
3) благоприятная административная среда;
4) помощь в финансировании инвестиционных проектов;
5) благоприятный налоговый режим;
6) создание индустриальных парков и технопарков.
Анализ худшей практики привлечения инвестиций и развития бизнеса субъектами РФ позволил выделить ключевые и наиболее значительные факторы, ухудшающие инвестиционный климат, которые разработчики программы объединили в две группы.
К факторам, в целом снижающим и подавляющим деловую и инвестиционную активность в регионе, относятся:
1) отсутствие единой стратегии развития региона и, соответственно, инвестиционных приоритетов, поддержанных бизнесом и обществом;
2) низкий уровень сотрудничества администрации региона и бизнеса;
3) отсутствие или плохая история поддержки инвестиционной активности;
4) устранение администрации от решения системных проблем;
5) неразвитая финансовая система, отсутствие значимых участников финансового процесса, узкий выбор финансовых инструментов;
6) правоохранительный разгул и рейдерство;
7) игнорирование среднего и малого бизнеса;
8) клановость местной элиты.
К факторам, препятствующие реализации конкретного инвестиционного проекта, относятся:
1) отсутствие «одного окна»;
2) бессистемность мер поддержки инвестиционных проектов;
3) бюрократия и некомпетентность, низкое информационное освещение порядка и условий выполнения функций государственными службами и монополистами;
4) монополизация рынков, ограничение конкуренции;
5) недоступность земельных ресурсов;
6) недоступность энергоресурсов и услуг производственного характера.
В России есть отдельные регионы, которые уже добились определённых успехов в создании благоприятного инновационно-инвестиционного климата и привлечении инвестиций на свою территорию, в том числе и иностранных. В частности, интересный и продуктивный опыт работы в этом направлении накоплен в Ростовской области [3, с. 64-71], где создана законодательная основа инновационной деятельности (областной закон от 28.11.2006 № 591-ЗС «Об инновационной деятельности в Ростовской области»), на протяжении ряда лет разра-
батываются и реализуются областные целевые программы развития инновационной деятельности, в целях информационной поддержки создан и функционирует инновационный портал Ростовской области в сети «Интернет» [6]. Инновационно-инвестиционный потенциал Ростовской области был широко представлен на X Московском международном салоне инноваций и инвестиций 7-10 сентября 2010 г.
Активно развивает свой инновационно-инвестиционный потенциал и Калужская область. По итогам 2009 года она вошла в тройку лидеров среди субъектов РФ по доле прямых иностранных инвестиций в валовом региональном продукте (ВРП) — 12% наряду с Ненецким автономным округом (13%) и Сахалинской областью (12%), причём отрыв от региона, занимающего четвёртое место — Амурской области — весьма существенный — 7,2 процентных пункта [7].
Ненецкий АО и Сахалин традиционно специализируются на добыче углеводородов, Калужская же область представляет собой желаемый российскими властями пример привлечения денег в несырьевое высокотехнологичное производство. Прежде всего речь идёт о реализации крупных автосборочных проектов на средства Volkswagen, Уо1уо, Реи§ео1;, Скгоеп и Mitsubishi.
В обзоре Международной организации кредиторов, подготовленном накануне IX Международного инвестиционного форума «Сочи-2010», отмечается, что вслед за этими автомобильными концернами в Калужскую область в 2009 году подтянулись иностранные производители различных сопутствующих компонентов машиностроения.
По данным за первый квартал 2010 года, иностранные инвестиции на душу населения составили по Калужской области 350,9 долл. США, при этом по Центральному федеральному округу — 158,8 долл. США, по России в целом —
92,6 долл. США. По этому показателю Калужская область заняла в I квартале
2010 г. второе место в ЦФО и третье — в России (по итогам 2009 года — восьмое).
Прямые иностранные инвестиции на душу населения за этот же период составили по Калужской области
329,6 долл. США, при этом по ЦФО —
42.4 долл. США, по России в целом —
18.5 долл. США. По этому показателю Калужская область заняла в I квартале 2010 г. первое место как в ЦФО (в 2009 году было второе), так и в России (в 2009 году — четвёртое) [8].
Таким образом, Калужская область является одним из лидеров по привлечению российских и иностранных инвестиций в региональную экономику. Это обусловлено как выгодным экономикогеографическим положением области, так и многолетней и эффективной работой областного правительства в данном направлении.
Для всех регионов РФ актуальна проблема крупномасштабного обновления предельно устаревших основных фондов и определения наиболее эффективных направлений развития региона. В связи с этим стоят задачи определения и реализации научно-технических приоритетов региона и обеспечения инновационной предпринимательской активности. Для этого необходимо провести научное исследование инновационного потенциала региона и выявить причины, препятствующие модернизации его экономики. В рамках этого исследования необходимо:
1) проанализировать нормативноправовое обеспечение инновационной деятельности;
2) проанализировать состояние и перспективы развития инфраструктуры инновационного предпринимательства;
3) проанализировать состояние и перспективы развития инфраструктуры услуг для бизнеса;
4) проанализировать состояние и перспективы развития информационного обеспечения инновационной деятельности и системы продвижения технологий;
5) проанализировать состояние и сформулировать предложения по созда-
нию системы подготовки кадров для инновационного предпринимательства;
6) разработать предложения по созданию системы финансово-инвестиционного и социального обеспечения инновационной деятельности.
Для экономической оправданности инновационного развития также необходим благоприятный инвестиционный климат, обеспечивающий спрос на инновации и индустриальную базу их воплощения. В противном случае, даже если России удастся стать одним из лидеров в инновационной сфере, однако при этом не будет улучшен инвестиционный климат, то создаваемые в стране инновации станут интеллектуальным сырьем для развития компаний и экономик других стран, а не ресурсом развития национальной экономики.
Важнейшим условием сбалансированного развития инновационно-инвестиционного потенциала региона является обеспечение его финансовыми ресурсами. Необходимо, в частности, сформулировать предложения по повышению эффективности бюджетного финансирования регионального инновационного развития и его инвестирования в рамках государственно-частного партнёрства. В рамках этого направления региональным властям необходимо сформулировать предложения по:
1) порядку предоставления государственных гарантий субъекта РФ по реализуемым инвестициям;
2) порядку предоставления инвестиционных грантов субъектом РФ;
3) порядку субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым инвесторами;
4) созданию инвестиционного фонда субъекта РФ, разработке механизма формирования его капитала, процедуры участия фонда в финансировании реализуемых в регионе инвестиций;
5) организации взаимодействия субъекта РФ с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестицион-
ными агентствами, специализированными финансовыми учреждениями и организациями с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории субъекта РФ;
6) организации взаимодействия субъекта РФ с российскими и международными институтами развития (Корпорация Развития «ВЭБ», Российский Инвестиционный Фонд, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Всемирный банк, международные инвестиционные и инфраструктурные банки и финансовые учреждения) с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории субъекта РФ;
7) разработке моделей финансирования инвестиционных проектов в субъекте РФ с использованием механизмов государственно-частного партнёрства
Реализация перечисленных в настоящей статье мер будет способствовать всестороннему развитию инновационно-
инвестиционного потенциала регионов РФ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Путин В.В. Выступление на IX Международном инвестиционном форуме «Сочи-2010» 17 сентября 2010 г. / Сайт Председателя Правительства РФ Владимира Путина [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.premier.gov.ru/ visits/ru/12244/events/12248.
2. Инвестиционный климат Российской Федерации. Материалы Минэкономразвития РФ к совещанию у Президента РФ Д. А. Медведева 2 февраля 2010 г. / Сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] Режим доступ: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity sections/investmentpolicy/ ёос201002101210.
3. Нарышкин С. Е. Инновационный потенциал российских регионов и пути его использования как фактора привлечения иностранных инвестиций / С. Е. Нарышкин // Роль субъектов Федерации в формировании инновационной модели
развития экономики России / Отв. ред. Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — С. 52-76.
4. Любомудров Д.В. Как повысить
инновационную эффективность регионов / Д. В. Любомудров // Инновации и инвестиции для модернизации и технологического перевооружения экономики России. Сб. материалов. — М.: ФГУ НИИ
РИНКЦЭ, НП «Инноватика», 2010. — С. 12-15.
5. Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации / Сайт Министерства регионального развития РФ [Элек-
тронный ресурс] Режим доступа:
http://www.minregion.ru/
exp_sovet/631.html.
6. Инновационный портал Ростовской области [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.novadon.ru/ru/.
7. Вислогузов В. Инвесторы предпочитают сырьё и автомобили // Коммерсантъ. — 2010. — 16 сентября. — С. 6.
8. Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области (Калу-гастат) [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.kalugastat.ru/digital/region5/def
ault.aspx.