Научная статья на тему 'Создание благоприятного инвестиционного климата -приоритетная задача региональных органов власти'

Создание благоприятного инвестиционного климата -приоритетная задача региональных органов власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1538
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИИ / СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕГИОНАХ ЦФО / ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеев В. В.

В статье освещаются актуальные проблемы формирования инвестиционного кли-мата в регионах Центрального федерального округа. Показано значение инвестицион-ного климата для социально-экономического развития региона в посткризисный пе-риод. Приводятся интересные данные фактологические и статистические, отражаю-щие состояние инвестиционного климата в Орловской, Тульской, Калужской и некото-рых других областях ЦФО. Предлагаются пути оптимизации взаимодействия власти и бизнеса в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание благоприятного инвестиционного климата -приоритетная задача региональных органов власти»

УДК [330.322:332.1](470.3)

МОИСЕЕВ В.В. Создание благоприятного

инвестиционного климата -приоритетная задача региональных органов власти

В статье освещаются актуальные проблемы формирования инвестиционного климата в регионах Центрального федерального округа. Показано значение инвестиционного климата для социально-экономического развития региона в посткризисный период. Приводятся интересные данные - фактологические и статистические, отражающие состояние инвестиционного климата в Орловской, Тульской, Калужской и некоторых других областях ЦФО. Предлагаются пути оптимизации взаимодействия власти и бизнеса в данной сфере.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиции, состояние инвестиционного климата в регионах ЦФО, пути оптимизации.

Большинство исследователей рассматривают инвестиционный климат как совокупность экономических, политических, финансовых условий, оказывающих влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам.

Значение инвестиционного климата для социально-экономического развития региона трудно переоценить. Достаточно сказать, что при благоприятном климате в регион поступают всё новые и новые финансовые ресурсы как отечественного, так и иностранного происхождения. И чем больше денег поступает в регион, тем больше возможностей у местных властей для комплексного социально-экономического развития. «И если мы хотим не говорить и рассуждать о модернизации, а к ней приступить, - отмечал президент Д.А. Медведев, - то центральное звено успешной модернизации - это кардинальное улучшение инвестиционного климата.

Модернизация практически требует сотен миллиардов долларов прямых инвестиций. И чтобы эти миллиарды долларов пришли, нужен не такой инвестиционный климат, который у нас есть»1.

Президента поддержал премьер-министр: «Нужен масштабный рост инвестиций. Наша цель - создание за 20 лет не менее 25 млн. рабочих мест нового качества с достойным уровнем оплаты за интересную работу. Размещение нового производства в России должно быть более выгодным, чем в других странах». Мы будем добиваться, пообещал кандидат в Президенты РФ В.В. Путин, создания условий для роста инвестиций минимум до уровня 25 процентов к ВВП к середине десятилетия против сегодняшних 20 про-центов2.

Значение инвестиционного климата понимают как федеральные, так и региональные власти. Так, в Курской области разработана «Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2020 года», которая одобрена Курской областной Думой и прошла слушания в

Министерстве регионального развития РФ. Большое внимание в Стратегии уделено вопросам улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций. В Липецкой области для организации работы по привлечению потенциальных инвесторов в экономику муниципальных образований подготовлен перечень из 100 объектов муниципальной собственности для привлечения инвестиций через механизм ГЧП. В Рязанской области разработана и реализуется Концепция «Механизм создания условий привлечения инвестиций в коммунальный комплекс».

В Тульской области принят ряд законов «О внесении изменений в Закон Тульской области «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области» и др., которые устанавливают налоговые льготы для хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность,

В соответствии с региональным законодательством в целях реализации инвестиционных проектов в бюджете Тульской области предусматриваются инвестиции в форме капитальных вложений с объемом в 300 млн. рублей ежегодно3.

Необходимо заметить, что в настоящее время основная роль региональных органов власти заключается в активизации инвестиционной деятельности в отраслях промышленности, а именно тех ее частей, в которых накоплен наиболее ценный потенциал и имеются наилучшие перспективы создания конкурентоспособной продукции, а также стимулирования притока капитала в сферу материального производства. Так, во Владимирской области имеет место снижение ставок по налогу на имущество на 50% в части, зачисляемой в областной бюджет, для организаций легкой и текстильной промышленности. Полученные таким образом средства должны быть инвестированы в производство. Организациям Владимирской области, работающим в таких отраслях, как машиностроение, цветная металлургия, химическая, легкая, стекольная, деревообрабатывающая, пищевая промышленность,

предоставляются льготы по налогам в зависимости от объема привлекаемых иностранных инвестиций и срока окупаемости проектов.

В Орловской области принят ряд законов, стимулирующих инвестиционную активность бизнесменов. Среди них: Закон Орловской области № 969-ОЗ от 06.10.2009 г. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области», Закон Орловской области № 364-ОЗ от 25.10.2003 г. «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 8.11.2010 г.), Закон Орловской области № 1130-ОЗ от 8.11.2010 г. «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области» и др.4

Однако в целом дела по привлечению инвесторов на Орловщину оставляют желать лучшего. Этот факт признает и сам губернатор Орловской области А.П. Козлов. «Наша беда в том, что мы не можем использовать свои возможности и продвинуть собственную продукцию, - признался губернатор. - Конечно, мы в чуть менее выгодном положении, чем некоторые наши соседи, из-за того, что расположены дальше от Москвы. Но, с другой стороны, через Орловскую область проходят важные транспортные пути. Надо этим пользоваться»5.

Еще в 2010 году А.П. Козлов призвал руководителей на местах превратить районные администрации в штабы по привлечению инвестиций. Муниципальные образования, согласно рекомендации, разработали инвестиционные паспорта своих территорий. Правительство Орловской области утвердило долгосрочную целевую программу развития инвестиционной деятельности. Она призвана помочь региону догнать по уровню привлекательности соседей по ЦФО. Пока Орловщину относят к аутсайдерам «инвестиционной гонки».

Однако, несмотря на усилия, в рейтинге инвестиционного климата, составляемом агентством «Эксперт», по итогам последних двух лет Орловщина ниже соседей

по ЦФО. По инвестиционному потенциалу она лишь на 63-м месте в стране. Вместе с Тамбовской, Ивановской и Костромской областями входит в число 15 регионов, имеющих рейтинг «3В2»: «незначительный потенциал - умеренный риск». Большинство территорий Центральной России имеют рейтинг «3В1»: «пониженный потенциал - умеренный риск». Лидерами же считаются Белгородская область, обладающая средним потенциалом, а также Воронежская и Липецкая области, чей рейтинг оценен как «пониженный потенциал - минимальный риск».

Около года ушло на разработку программы развития инвестиционной деятельности. Ее главная задача - повысить привлекательность региона и избавиться от имиджа негостеприимной для бизнеса территории. Ради этого в прошлом году уже переписали региональное законодательство, предусмотрев для инвесторов льготы и преференции.

Но рейтинг складывается не только из степени административного риска. В нем учитываются потребительский и трудовой потенциал, природные и туристические ресурсы, наличие производственных площадок и инфраструктуры. Со многими факторами на Орловщине не все благополучно. Например, по уровню использования туристического ресурса область занимает лишь 60-е место в стране. Потребительский потенциал в 2010 году упал до рекордно низкой 67-й позиции, а производственный - с 59-й до 65-й. Единственный показатель, по которому Орлов-щина вошла в двадцатку лучших, - обеспеченность инфраструктурой.

В поисках передового опыта орловские делегации разъехались по стране, и в итоге в программе появились идеи, которые с успехом были внедрены в Белгородской, Тульской, Калужской областях и даже в Татарстане, куда ездил губернатор. «Это весьма развитая республика, но оказалось, что у нас много общих проблем, которые планируем решать сообща, - сообщил коллегам Александр Козлов. - Опыт создания индустриальных парков позаимствуем у калужан. Зачем совершать ненужные ошибки, когда соседи уже наработали базу, в

том числе нормативную? Сейчас мы у них чему-то научимся. А через несколько лет, возможно, уже они будут приезжать к нам за опытом»6.

Мировая практика и накопленный российский опыт показывают невозможность привлечения широкого спектра иностранных производственных инвестиций для модернизации экономики и решения проблем в социальной сфере в условиях неблагоприятного инвестиционного климата. Однако многочисленные опросы потенциальных российских и иностранных инвесторов показывают низкий уровень инвестиционного климата в нашей стране, особенно - некомфортность административной, регуляторной и контрольной среды для бизнеса. Следовательно, еще не везде принимаются действенные меры по созданию и улучшению инвестиционного климата. Об этом свидетельствуют и другие факты, в том числе многомиллиардный (в долларах США) отток капитала. Так, в 2008 г. из России, по данным Центробанка, было выведено $129,9 млрд., в 2009 г. - $133 млрд., а в 2011 г., по подсчетам Центробанка, -$73,6 млрд.7. Таким образом, только за последние четыре года (2008-2011 гг.) Россия недосчиталась более 8,7 триллиона рублей, что сопоставимо с доходной частью годового бюджета Российской Федерации. В то же время частные инвестиции в Россию в последние годы снижаются. По данным журнала «Эксперт», в 2011 г. они не превысили 12,5 млрд. долларов8.

Более того, как показывает международный опыт, в долгосрочной перспективе неблагоприятный инвестиционный климат, порождающий отсутствие или невозможность создания собственной индустриальной базы, приводит к перетеканию интеллектуального потенциала в инвестиционно благоприятные места. По некоторым данным, за последние десять лет из России в поисках лучшей доли уехало свыше 1 200 000 ученых и специалистов, значительная их часть успешно трудится в иностранных компаниях. По признанию американского миллиардера Билла Гейтса, в его компьютерной империи почти четверть всех разработчиков - выходцы из

России. Нобелевскими лауреатами по физике за 2010 год стали ученые - бывшие россияне Андрей Гейм, подданный Нидерландов, и Константин Новоселов из Великобритании за создание графена, уникального углеродного материала.

Дмитрий Медведев подверг критике ситуацию с инвестиционным климатом в России. На совещании в Магнитогорске президент назвал инвестиционный климат «очень плохим». По мнению Президента РФ, российской экономике мешает развиваться коррупция. «Результат очевиден -деньги бегут из нашей экономики».

Бизнесмены сетуют: коррупция в России растет год от года, и вместе с этим увеличиваются так называемые «откаты», которые требуют от них российские чиновники. Если в 2000 г. требовалось «откатить» в среднем 5-10% от суммы госзаказа, то спустя пять лет процент возрос до 30, а в 2011 г. «откат» порой достигал 70%. Эти вопиющие цифры подтвердил начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России генерал-майор полиции Денис Сугробов. «Это правда, - говорится в его интервью еженедельнику «Аргументы и факты. - И средний размер взятки существенно увеличился: за 10 месяцев текущего (2011. - Авт.) года он составляет 236 тыс. руб. по преступлениям, выявленным всеми правоохранительными органами РФ. Риски для чиновников возросли, и они не хотят размениваться по мелочам»9.

Растущая коррупция снижает инвестиционную привлекательность нашей страны в целом и её регионов в отдельности. Как показывают регулярные международные обзоры и рейтинги, Россия находится в группе стран, непривлекательных с точки зрения инвестиционного климата. Западные аналитики в мировом рейтинге по лёгкости ведения бизнеса определили Россию на 120-е место!10 На рейтинг повлияли не только многочисленные проверки и коррупция чиновников, но и рейдерство, продажность судов, слабая защищенность собственности и другие негативные факторы.

Помимо худших показателей по сравнению с развитыми государствами Россия проигрывает и конкурентам на миро-

вом рынке прямых инвестиций - Китаю, Индии, Бразилии. Сравнение показывает, что на текущий момент по такому ключевому фактору инвестиционного климата, как уровень налоговой нагрузки, Россия явно проигрывает даже Казахстану. Если в бывшей братской республике НДС составляет не более 12%, то в России он в полтора раза выше (18%), НДФЛ в Казахстане взимается в размере 10% от доходов, а у нас - 13%. Налог на прибыль организаций в России выше на 5%. Кроме того, доступность финансирования, инфраструктуры, административная среда в сочетании с дешевой рабочей силой более благоприятны для инвестиций в Казахстане по сравнению с Россией.

Последние опросы показывают, что среди причин, мешающих развитию бизнеса в России и ее регионах, предприниматели на первое место ставят действия чиновников и несовершенство законодательной базы. О какой защите предпринимателей может идти речь, если предприятия малого и среднего бизнеса ежегодно проверяются надзорными органами до 20 000 000 раз? Большинство этих проверок квалифицируются как внеплановые, а мы все хорошо знаем, что стоит за внеплановыми проверками11.

Поэтому обеспечение конкурентоспособности российской юрисдикции требует системных мер для принципиального улучшения инвестиционного климата, для повышения инвестиционной привлекательности регионов.

Еще в начале 2010 г. бизнес-сообщество предлагало решать проблему системно -создавать в субъектах Федерации специальные программы улучшения инвестиционного климата, перекладывая часть административной нагрузки с предпринимателей на чиновников. Спустя некоторое время стало известно, что объединения предпринимателей «Деловая Россия» и «ОПОРА России» по просьбе Правительства РФ будут вести в регионах мониторинг нарушений прав предпринимателей и докладывать руководству страны. Они также будут готовить предложения по устранению причин и условий нарушения прав предпринимателей и представлять их в Кабинет министров.

Курировать работу органов власти по улучшению инвестиционного климата, снижению административных барьеров, оперативному и эффективному рассмотрению обращений российских и иностранных инвесторов поручено вице-премьеру Игорю Шувалову. По его оценке, основная цель распоряжения, подписанного Председателем Правительства, - улучшить инвестиционный климат в России. Сейчас разработан ряд соответствующих законов, некоторые уже приняты. Но этого недостаточно. Необходимо оперативно реагировать на жалобы предпринимателей. Теперь создан единый канал получения обращений иностранных и российских граждан с жалобами на действия должностных лиц в регионах и те сложности, с которыми сталкиваются предприниматели. «Это шаг в правильном направлении, - комментирует распоряжение Кабинета министров председатель экспертного совета „Деловой России" Антон Данилов-Данильян. -Сейчас формируется новый диалог между властью и предпринимателями. Правительство должно реагировать на запросы бизнеса. Ведь чтобы проводить модернизацию, нужен благоприятный климат»12.

На этом фоне весьма положительным является политический и организаторский опыт администрации Калужской области по улучшению инвестиционного климата и привлечению в регион отечественных и зарубежных инвесторов. Как показывает анализ, по результатам привлечения инвестиций в регионы ЦФО Калужская область сегодня лидирует. Доминирующую роль в привлечении инвестиций сыграл благоприятный инвестиционный климат, партнерские отношения власти и бизнеса. Установление и развитие партнерских отношений проходило в рамках диалога власти и бизнеса, в том числе в процессе экономических форумов, которые организуются в регионе регулярно начиная с 2004 года.

Ежегодно форум собирает сотни делегатов, среди которых представители крупных российских компаний и транснациональных корпораций, представители зарубежных дипломатических миссий, руководители ведущих предприятий Калужской

области, лидеры банковского сообщества, руководители инвестиционных компаний и фондов. Так, в работе четвертого Калужского инвестиционного форума (май 2007 г.) приняли участие около шестисот представителей российского и зарубежного бизнеса, инвестиционных компаний и фондов, банков, а также руководители исполнительной и законодательной власти региона, территориальных органов федеральных структур исполнительной власти, главы муниципальных образований13.

На пленарном заседании с докладом «Привлечение инвестиций - приоритетное направление деятельности правительства области» выступил губернатор Анатолий Артамонов. Он отметил, что в области создан благоприятный инвестиционный климат, есть правовая база для надежного ведения бизнеса и защиты капитала. Кроме того, разработана стратегия формирования индустриальных парков для размещения новых производств.

В администрации Калужской области разработаны и реализуются программы поддержки малого и среднего бизнеса. Так, общий объем средств из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в 2009 году, составил 148 млн. рублей, в 2010 году только в первом полугодии было привлечено 130 млн. рублей. «Мы постоянно работаем над созданием максимально благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, - утверждает министр конкурентной политики и тарифов Калужской области Николай Владимиров, - поскольку считаем, что ввиду своей гибкости и способности к быстрому обновлению именно малый и средний бизнес составляет конкуренцию крупным компаниям, прежде всего в сфере производства товаров промышленного назначения». По словам министра, большое внимание администрация Калужской области уделяет поддержке инновационных, экспортно ориентированных проектов предпринимателей. Комплекс мер этой области направлен на снижение издержек, связанных с сертификацией продукции, с патентованием, государственной регистрацией, реали-

зацией инновационных проектов, - на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий на компенсацию части затрат в этом направлении. «Мы считаем, что обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Калужской области и предпринимательского сообщества -это необходимое условие для развития бизнеса в регионе», - заявил в одном из интервью министр конкурентной политики и тарифов Калужской области Николай Владимиров14.

На форуме состоялась презентация проектов строительства в Калуге автозаводов ООО «Фольксваген Рус» и ЗАО «Вольво Восток». Их руководители высоко оценили инвестиционные возможности региона и опыт своей работы на калужской земле. Они особо отметили конструктивный подход власти в решении многих возникающих у инвесторов вопросов. Участники пленарного заседания познакомились с проектом строительства французской компанией «Ла-фарж» в Ферзиковском районе цементного завода с разработкой Борщевского комплексного месторождения. Сумма инвестиций - 230 миллионов евро.

С 2006 г в области началась работа по формированию инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, что позволило заинтересовать в размещении своих производств на территории Калужской области крупные автомобильные концерны: Volkswagen, Volvo, Peugeot Citroen и Mitsubishi, участвующие в формировании кластера по производству автомобилей и автокомпонентов. Среди других крупных инвесторов - Samsung , Nestle, L'Oreal, John Deere, SAB Miller, НЛМК. Программы и планы по формированию инфраструктуры индустриальных парков и технопарков проходили апробацию в ходе их обсуждения на очередных инвестиционных форумах. Так, на состоявшемся 15 мая 2008 г. в Калуге Пятом инвестиционном форуме губернатором Калужской области было отмечено, что благодаря проведенной в этом направлении работе в регионе сложился «режим наибольшего благоприятствования бизнесу, а низкие инвестиционные риски позволили привлечь в региональную экономику

многие крупные российские и зарубежные компании».

Формирование благоприятного инвестиционного климата, консолидация деятельности органов власти и делового сообщества в развитии бизнеса, продвижении продукции калужских предприятий на отечественные и зарубежные рынки - вот основные задачи, которые решались на Шестом инвестиционном форуме, проходившем в 2009 г. На форуме отмечалось, что по темпам роста инвестиций в основной капитал в прошлом году область заняла первое место, увеличив их приток в 5 раз. В область пришли такие гиганты, как SAB Miller (объем инвестиций 300 млн. долл.), Stora Enso Packaging (100 млн. долл.), Nestle Purina PetCare (16 млн. евро), Volkswagen AG + поставщики (426 млн. евро), Lafarge (200 млн. евро), Volvo Truck (92 млн. евро), Samsung Electronics (237 млн. евро), PSA Peugeot Citroen (300 млн. евро). Они, несомненно, меняют облик города, заставляя людей и мыслить, и двигаться иначе15.

В целях укрепления взаимодействия с бизнесом администрация Калужской области выделяет компаниям удобные площадки под строительство предприятий, помогает бизнесменам в создании современной инфраструктуры и т.д. Так, на берегу Оки рядом с автодорогой Калуга -Москва был выделен земельный участок под строительство индустриального парка «Калуга-Юг» площадью 136 гектаров. В новой промышленной зоне совместными усилиями местной власти и бизнеса уже создана инфраструктура: подведены электричество, водопровод, канализация, планируется подведение газа. Это позволяет бизнесу реализовывать практически любые промышленные проекты. Органы власти гарантировали, что инвестор сам сможет выбрать в индустриальном парке участок необходимой площади, его зарезервируют и одновременно подпишут соглашение о намерениях с компанией, претендующей на строительство предприятия в этой промышленной зоне. При этом областные и городские власти гарантировали и другие преференции для инвесторов, например, льготное налогообложение, квалифицированные кадры, помощь

в поиске партнеров, полное сопровождение инвестиционного проекта и т.д.

Важно отметить, что план парка «Калуга-Юг» с самого начала предусматривал не только возведение промышленных предприятий, но и строительство объектов социальной сферы. На его территории разместятся зоны отдыха и спортивные залы, бизнес-центр, гостиница, ресторан.

Для составления рейтинга российских регионов экспертами была разработана оригинальная методика, основанная на сочетании статистического и экспертного подходов. По финансовым показателям потенциалу в России лидируют Москва, Ханты-Мансийский АО, Красноярский край, Самарская и Московская области. Их доли в финансовом потенциале России составляют соответственно 13,92%; 7,31%; 6,76%; 4,09% и 4,08%. Рейтинг регионов ЦФО по инвестициям в основной капитал16

Результаты приведенной оценки инвестиционной привлекательности регионов России вызвали значительный интерес у региональных властей, экспертов, отечественных и зарубежных инвесторов.

Политическое руководство страны поставило перед региональными властями задачу - принять все меры для улуч-

шения инвестиционной среды, создания условий для инвестиций в экономику и социальную сферу республик, краев и областей. Так, в Бюджетном послании Президента РФ на 2011-2013 гг. ставится задача: «в ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров. Одновременно необходимо разработать и реализовать на практике конкретные механизмы внедрения и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. В то же время поддержка инноваций не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждая государственная программа должна соответствовать требованиям к созданию инновационной среды, включая развитие человеческого капитала, формирование государственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционного климата»17.

На обеспечение условий инновационного развития экономики, говорится далее в Бюджетном послании, должна быть нацелена и налоговая политика государства. Кроме того, президент потребовал «повысить эффективность использования государственных инвестиций». По его мнению, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства18.

Эти и другие первоочередные задачи, поставленные главой государства, необходимо будет решать региональным органам власти и управления. От того, как они

Центральный федеральный округ Объем инвестиций, млн. руб. Рейтинг Процент роста объема инвестиций Рейтинг

Белгородская область 11935,1 26 110,9 16

Брянская область 3397,8 62 119,1 9

Владимирская область 4934,7 52 94,7 32

Воронежская область 11067,8 29 96,6 31

Ивановская область 2969,2 66 60,2 74

Калужская область 7576,4 41 83,6 48

Костромская область 2092,9 71 114,1 12

Курская область 7138,4 45 74,1 62

Липецкая область 12347,6 25 87,7 45

Московская область 41747,6 8 73,9 63

Орловская область 2666,4 68 82,1 51

Рязанская область 4221,0 57 98,6 29

Смоленская область 4929,2 53 116,5 11

Тамбовская область 5085,8 50 107,1 19

Тверская область 11459,1 28 118,1 10

Тульская область 9165,1 35 131,9 7

Ярославская область 6240,4 47 87,0 46

г Москва 92430,1 2 72,5 65

смогут улучшить инвестиционный климат, организовать взаимодействие власти и бизнеса, привлечь в регионы иностранный и отечественный капиталы, во многом будет зависеть развитие региональной экономики и социальной сферы.

Во исполнение решений главы государства в регионах ЦФО были разработаны специальные планы и программы, приняты нормативно-правовые акты, направленные на расширение взаимодействия власти и бизнеса, улучшение инвестиционного климата регионов. Так, администрация Тульской области разработала и утвердила 8 июля 2011 г. специальным постановлением долгосрочную программу (до 2015 г.) по созданию благоприятных условий для инвестирования денег бизнеса в экономику региона. Программа называется «Улучшение инвестиционного климата в Тульской области на период 2011-2015 годов». В постановлении о введении программы в действие говорилось, что она разработана в «целях создания благоприятных условий для привлечения инвесторов в реальный сектор экономики». Реализация Программы позволит улучшить инвестиционный климат в области, что, в свою очередь, обеспечит привлечение дополнительных инвестиций, создание новых рабочих мест, рост производства товаров (работ, услуг), увеличение доходной части консолидированного бюджета Тульской области и достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития.

Таким образом, факты свидетельствуют, что региональная власть принимает действенные меры по улучшению инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности своих областей. «Нужно создавать условия для прихода бизне-са»19 - такую задачу поставил новый губернатор Тульской области В.С. Груздев перед областным правительством, сформированным осенью 2011 года. В составе нового правительства Тульской области по инициативе губернатора (в прошлом удачного бизнесмена, миллиардера) В.С.Груздева было образовано специальное министерство инвестиционной политики, государственно-частного партнерства и вне-

шних экономических связей во главе с министром А.А. Спиридоновым20. Его главная задача - привлекать отечественные и зарубежные инвестиции в регион.

Регионы Центрального федерального округа не отличаются высоким инвестиционным потенциалом. Исключение составляют г. Москва и Московская область. Москва занимает первое место среди российских регионов по уровню инвестиционного потенциала в силу преимуществ столичного положения, а Московская область - третье место благодаря непосредственной близости к столице.

Регионы ЦФО с самым низким инвестиционным потенциалом - Орловская, Тамбовская, Ивановская, Костромская области. Причинами низких значений инвестиционного потенциала в данных регионах являются низкие уровни институционального, природно-ресурсного, производственного и потребительского потенциалов.

Анализ показывает, что как в целом на территории России, так и в ЦФО сохраняется высокая концентрация инвестиций по ряду регионов. Неравномерное размещение инвестиций по экономически развитым регионам является характерной чертой поступления капитала в ЦФО. Распределение инвестиций по регионам ЦФО по-прежнему характеризуется сохранением лидирующих позиций Москвы и Московской области.

Как правило, во многих регионах ЦФО существует ряд преград на пути привлечения инвестиций: низкая эффективность использования имеющегося экономического потенциала региона и государственной собственности; высокие административные барьеры; значительная доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков регионов; трудности на пути финансовых потоков и проблема неплатежей; отсутствие эффективного механизма ускоренного привлечения и размещения инвестиций. Следовательно, основная задача инвестиционной политики регионов ЦФО должна заключаться в создании условий для эффективных вложений в его экономику на принципах: доброжелательности во взаимоотношениях с инвесторами; сбалансированности пуб-

личных и частных интересов; информационной открытости для всех инвесторов; ясности и простоты инвестиционного процесса; неизменности принимаемых решений и своевременного и четкого выполнения своих обязательств по поддержке и стимулированию инвесторов.

1 Инициативы Дмитрия Медведева по модернизации и инвестклимату//Российская газета. 2011. 31 марта.

2 Владимир Путин. Программа 2012-2018. Итоги десятилетия и предстоящие вызовы// Портал Putin2012.ru. Код доступа: http:// putin2012.ru/program/1/

3 Сайт «Региональное законодательство». Код доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=911964

4 Сайт Инвестиционное представление Орловской области. Код доступа: http:// invest.orel-region.ru/index.php?raz=zakon

5 Поправить имидж//Регионы успешно используют наработанный в ЦФО опыт для повышения инвестиционной привлекательнос-ти//Российская газета, 2011, 17 мая.

6 Поправить имидж//Регионы успешно используют наработанный в ЦФО опыт для повышения инвестиционной привлекательнос-ти//Российская газета. 2011. 17 мая.

7 Свои люди - сочтемся//Крестьянская Русь. 2011. № 47.

8 Поправить имидж//Регионы успешно используют наработанный в ЦФО опыт для повышения инвестиционной привлекательнос-ти//Российская газета. 2011. 17 мая.

9 Где конец «откатов»? Сколько чиновников поймали за «распил» бюджетов// Аргументы и факты. 2011. № 49.

10 Обратная связь//Аргументы и факты. 2011. № 48.

11 Проблемы экономической безопасности предпринимательства обсуждены на заседании Правления ТПП РФ // Бизнес-портал «Регион 64», 2008, 27 июня. Код доступа: http:/ /region64.ru/ofnews/2008/6/6060?p=32.

12 Титов Д. «Кто нам мешает, тот нам поможет», или Как создать благоприятный инвестиционный климат в регионах//Сайт газеты «Экономика и жизнь». Код доступа: http:// www.eg-online.ru/article/

13 В Калуге прошел IV инвестиционный форум // ИА REGNUM. Код доступа. http:// regnum.ru/news/829322.html

14 Взаимодействие власти и предпринимательского сообщества - необходимое условие развития бизнеса//Бюллетень Администрации Калужской области. Код доступа: http:/ /competitionblog.livejournal.com/18067.html (01.07.2011 г.)

15 Капитал страны - журнал об инвестиционных возможностях России//http://kapital-rus.ru/articles/article/35180/

16 Источник: данные Росстата за I квартал 2010 г.

17 Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах // Официальный сайт Президента РФ Д.А. Медведева. Код доступа: http:/ /www.kremlin.ru/news/8192.

18 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 «Мы очень мало строим»//Московский комсомолец в Туле. 2011. 30 ноября-7декабря.

20 Официальный сайт губернатора Тульской области В.С. Груздева // http://www.gruzdev.ru/ presscenter/press-release/2011/12/08/press-release 950.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.