Научная статья на тему 'Использование зарубежного опыта для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских регионов'

Использование зарубежного опыта для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3746
747
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ИННОВАЦИИ / КЛАСТЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седаш Т. Н., Бирюков А. В.

В статье проанализирован зарубежный опыт повышения конкурентоспособности региональной экономики на примере США и Китая, рассмотрены кластерные стратегии, используемые в европейских странах. Предложены меры совершенствования государственной политики России, направленной на повышение инвестиционной привлекательности регионов и сфер экономики, улучшение инвестиционного климата страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование зарубежного опыта для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских регионов»

Зарубежный опыт

Удк 332.14

использование зарубежного опыта для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских регионов*

Т. Н. СЕДАШ, кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиций и инноваций E-mail: t_sedash@mail. ru А. В. БИРЮКОВ, студент факультета менеджмента E-mail: andrejbirukoff@inbox. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье проанализирован зарубежный опыт повышения конкурентоспособности региональной экономики на примере США и Китая, рассмотрены кластерные стратегии, используемые в европейских странах. Предложены меры совершенствования государственной политики России, направленной на повышение инвестиционной привлекательности регионов и сфер экономики, улучшение инвестиционного климата страны.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, инновации, кластерные стратегии, конкурентоспособность

Вступление России в ВТО и создание Таможенного союза неизбежно приведет к усилению конкуренции и необходимости разработки государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности регионов

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации на 2013 г.

и сфер экономики, улучшение инвестиционного климата страны в целом. В 2013 г. в рейтинге стран с непривлекательным инвестиционным климатом Doing business, подготовленным Всемирным банком, Россия заняла 112-е место из 185 [7].

В настоящее время во всем мире важную роль в повышении инвестиционного климата играет развитие инновационного потенциала регионов.

стимулирование инноваций как фактор повышения конкурентоспособности экономики. Анализ зарубежного опыта. Проанализируем зарубежный опыт повышения конкурентоспособности экономики и инвестиционной привлекательности страны за счет стимулирования инноваций и возможности его применения в России. Для рассмотрения возьмем следующие страны: США и Китай. Этот выбор не случаен. Несмотря на долговой и финансово-экономический кризисы, США по-прежнему остаются крупнейшей национальной экономикой в мире. Кроме того, для Соединенных Штатов (так же как и для России) характерна существенная региональная дифференциация. Китай — быстро

развивающаяся страна, постоянно наращивающая промышленный потенциал и повышающая конкурентоспособность своей продукции.

Высокий уровень конкурентоспособности экономики США достигнут во многом потому, что стимулирование притока инвестиций в научную деятельность и развитие новых технологий — одна из ключевых функций органов власти на всех уровнях. Вместе с тем государство берет на себя и около половины расходов на НИОКР, финансирует более половины всех фундаментальных исследований. Остальные средства предоставляются частными корпорациями, университетами и иностранными инвесторами, вклад которых также значителен [5].

Обусловлено это тем, что развитие инвестиционного потенциала отдельных штатов и страны в целом всегда определялось как одно из ключевых направлений деятельности органов власти всех уровней.

Все множество методов, используемых в США на разных уровнях власти в целях развития инвестиционного потенциала своих регионов, можно условно разделить на три группы:

1) прямые финансовые стимулы:

— предоставление дотаций, грантов, займов и кредитов правительствами штатов;

— финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

2) косвенные финансовые стимулы:

— льготы по налогообложению;

— налоговые изъятия;

— скидки;

— инвестиционные налоговые кредиты и т. д.;

3) нефинансовые стимулы:

— развитие инфраструктуры;

— прозрачная информационная политика и др.

Как правило, на практике применяется комбинация тех или иных методов, характер и соотношение которых зависят от местной специфики. Властями штатов формируются дифференцированные условия для разных инвесторов в зависимости от значения предлагаемых инвестиционных проектов.

Обычно инвестиционные проекты, предусматривающие развитие приоритетных для штата отраслей хозяйства, пользуются более льготным инвестиционным режимом, чем остальные, осуществляемые в отраслях, не отнесенных к этой категории. В число приоритетных отраслей входят наиболее конкурентоспособные, а также те, развитие которых может принести наибольший эффект

для хозяйства региона. Также особые преференции получают проекты, предусматривающие привлечение инвестиций в создание и развитие предприятий, деятельность которых носит экспортную или импортозамещающую направленность.

К числу важнейших рычагов воздействия на инвестиционную активность предпринимательских структур относятся:

— развитие за счет средств органов власти штатов производственной, социальной и технической инфраструктуры;

— создание специально оборудованных промышленных парков, технополисов, научно-технологических парков и т. д.

Особое значение придается привлечению в страну иностранных инвесторов. В настоящее время местные органы власти предлагают более 6 000 программ стимулирования экономического развития, предусматривающих широкий набор льгот для иностранных инвесторов. Эти льготы представляются в рамках специально создаваемых «предпринимательских зон», которых насчитывается уже около 1 300.

Властями штатов, муниципалитетов и других административно-территориальных образований широко используется и информационно-рекламный метод привлечения промышленных инвестиций через средства массовой информации, породивший явление, именуемое «конкуренция бургомистров». Они обеспечивают инвесторов подробной информацией о местной инфраструктуре, рабочей силе, системе налогообложения, ценах на недвижимость и пр.

Правительства штатов информируют инвесторов об издержках приобретения земли и строительства, транспортных услугах, состоянии коммуникаций, возможностях обучения, мерах по охране окружающей среды, перспективах развития рынков сбыта, т. е. дают им всю необходимую информацию для принятия решения в пользу реализации на рекламируемых территориях своих инвестиционных проектов.

В США в значительной мере развит механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), позитивный эффект от которого проявляется посредством:

— создания структурных элементов новой экономики на основе интеграции предпринимательских организаций реального и финансового секторов, с одной стороны, и институтов науки и исследований — с другой;

— объединения финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления на развитие инновационного компонента территорий.

Например, широко применяется кооперация университетов, федеральных ведомств и лабораторий, властей штатов и территорий, частного сектора промышленности, финансово-кредитных учреждений в следующих формах:

— государственно-частные кооперационные соглашения в области исследований и разработок;

— инновационно-технологические партнерства.

Таким образом, слаженная политика на всех

уровнях власти способствует созданию в США благоприятного инвестиционного климата. Такой подход и сделал эту страну одной из наиболее инвестиционно привлекательных для разных групп инвесторов.

Для Китая иностранный капитал играет важную роль в развитии национальной экономики, поскольку иностранные компании импортируют в страну новые технологии. Именно поэтому на стимулирование привлечения иностранного капитала направлен целый комплекс мер государственной поддержки.

Существуют и другие — объективные факторы, способствующие притоку иностранного капитала в Китай. Среди них стоит выделить:

— большую емкость внутреннего рынка;

— огромные ресурсы;

— низкую стоимость рабочей силы;

— благоприятные валютные курсы;

— выгодные тарифные ставки;

— политическую стабильность.

Льготы, предоставляемые совместным предприятиям, обычно включают:

— освобождение от уплаты подоходного налога на 5 лет после начала своей деятельности;

— право беспошлинного ввоза сырья и средств производства;

— право свободного вывоза за границу прибыли, процентов и дивидендов.

В случае национализации КНР несет материальную ответственность перед страной — экспортером капитала, что проявляется в незамедлительной выплате компенсации и переводе ее за границу.

Потоки иностранного капитала сконцентрированы главным образом:

— в обработке и сборке индустриальных изделий;

— в капиталоемких отраслях промышленности;

— в высоких технологиях;

— в торговле;

— в сфере услуг и инфраструктуре.

Доля вложений в сельское хозяйство до сих пор остается невысокой.

Еще в начале 1980-х гг. в КНР были созданы первые специальные экономические зоны, характеризовавшиеся либеральным налоговым режимом и существенным облегчением административных барьеров для открытия нового бизнеса.

Правительство Китая также вложило средства в так называемые «сети для экспорта». Это были приоритетные сектора экономики (в частности легкая промышленность и электроника), которым выделялись субсидии для модернизации заводов и приобретения сырья. Цель программы — улучшение качества и повышение количества китайских экспортных товаров. В «сетях» компаниям, которые более чем на 25 % контролировались иностранцами, предоставлялись особые льготы и доступ к кредитам Центрального банка Китая. Сейчас подобные компании производят более 80 % китайских экспортных товаров.

В Китае (как и в США) создана четкая система информирования иностранных инвесторов об инвестиционных возможностях в стране и контактах с потенциальными партнерами.

В настоящее время по отношению к иностранному капиталу КНР стремится проводить гибкую политику. Это проявляется в сочетании поощрительных мер с ограничительными, а административный контроль не противоречит активному использованию экономических рычагов и стимулов в целях воздействия на территориальное и отраслевое размещение капитала. Как итог — иностранный капитал стал важным долговременным фактором экономического процветания страны.

В развитых странах для повышения инвестиционной привлекательности территорий уже на протяжении многих лет активно применяются кластерные стратегии.

развитие кластерных стратегий для повышения региональной и отраслевой конкурентоспособности. В экономическую литературу понятие «кластер» было введено профессором Гарвардской бизнес-школы, признанным специалистом в области изучения экономической конкуренции Майклом Портером. По его мнению, кластер — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализи-

рованных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу [4].

Идея повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе реализации кластерных стратегий не нова. Но на этапе выхода из кризиса, когда традиционные методы диверсификации уже не могут дать должной отдачи, использование кластерной модели организации бизнеса в качестве инструмента модернизации экономики является практически безальтернативным [3].

За последние два десятилетия кластеры активно создавались и в США, и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Велика их роль и для государств — членов Европейского Союза.

И если в конце XX в. внедрялись кластеры промышленного типа, то в настоящее время активное развитие получили так называемые инновационные кластеры. В отличие от традиционных промышленных инновационные кластеры представляют собой систему тесных взаимосвязей не только между фирмами, их поставщиками и клиентами, но и между институтами знаний: крупными исследовательскими центрами и университетами. Появляется возможность координации усилий и финансовых ресурсов для создания нового продукта и технологий, выхода с ними на рынок. Фактически в рамках подобного кластера происходит создание и выстраивание полной технологической цепочки — от разработки инновационного продукта до внедрения его в производство и продажи. Таким образом, кластеры формируются там, где ожидается «прорыв» в области технологии и техники, способствуя его реализации.

Родоначальником инновационных кластеров принято считать американскую Кремниевую долину. Однако в настоящее время они также активно развиваются и в Европе, где производить просто стандартную продукцию с каждым годом становится все менее рентабельным по следующим причинам:

— высокая стоимость сырья, электроэнергии, рабочей силы;

— серьезные экологические требования и т. д.

Уже на протяжении многих лет правительства европейских стран оказывают серьезную

поддержку как финансового, так и нефинансового характера развитию кластеров. Еще в 1990-х гг. Организация Объединенных Наций (подразделение по промышленному развитию — UNIDO) с помощью Отделения по развитию частного сектора (Private Sector Development Branch) подготовила ряд рекомендаций, призванных помочь взаимодействию правительств европейских государств и частного бизнеса в разработке и внедрении программ развития кластеров. В июле 2006 г. Евросоюзом был одобрен и принят Манифест кластеризации в странах ЕС. А в декабре следующего года представлен к утверждению документ «Европейский кластерный Меморандум», который был окончательно утвержден 21.01.2008 на Европейской президентской конференции по инновациям и кластерам в Стокгольме [3]. Основная цель принимаемых документов — увеличить «критическую массу» кластеров, которая способна оказать влияние на повышение конкурентоспособности как отдельных стран, так и всего Евросоюза в целом.

Важную роль в реализации государственной поддержки развития кластеров в Европе играет формирование специальной инфраструктуры: создание грантообразующих фондов, особых экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов, которые фактически являются катализаторами образования промышленных кластеров.

Стоит отметить, что кластеры могут формироваться как «сверху» — по инициативе государственных органов власти, так и «снизу» — по инициативе региональных властей. В России именно такие кластеры создаются в Калужской области — одном из наиболее инвестиционно привлекательных (в том числе и среди иностранных инвесторов) регионов страны. В соответствии с кластерной стратегией вся инфраструктура, посредством которой происходит обеспечение инвестора необходимыми ресурсами для производства, создается в рамках индустриальных парков. Они образуются по всей территории региона — преимущественно в непосредственной близости от основных транспортных артерий.

Примером формирования кластеров «сверху» может послужить Австрия. Развитие кластерной модели в этой стране базируется на стимулировании интеграции между исследовательскими институтами и промышленным сектором, снижении регуляторных барьеров, специализации кластеров и формировании центров конкурентоспособности. Движущей силой стала инновационно-исследова-

тельская программа (TIP), которая была разработана еще в первой половине 1990-х гг. TIP являлась одновременно инновационной, исследовательской и консалтинговой программой, основанной по инициативе федерального правительства [1].

Одной из наиболее удачных кластерных моделей среди всех европейских государств считается структура, созданная во Франции. Кластерная политика в этой стране реализуется в виде формирования так называемых полюсов конкурентоспособности, призванных объединить бизнес, научное сообщество и институты образования. Далеко не последнюю роль в этом процессе играет тесное взаимодействие с региональными властями. Французские «полюса конкурентоспособности» подразделяются на «региональные», «европейские» и «международные». И число международных постоянно увеличивается.

Следует отметить, что французское Агентство по инвестициям всячески поддерживает участие иностранных инвесторов в кластерных структурах, помогая им найти наиболее привлекательные проекты. Кроме того, иностранные компании зачастую привлекаются для проведения определенных научных исследований.

Важной особенностью развития кластерных моделей в зарубежных странах является то, что в рамках созданных кластеров поддержка оказывается не только крупному бизнесу (являющемуся, безусловно, локомотивом кластерного развития), но и средним и малым предприятиям, которым отводится вспомогательная и обслуживающая (но от этого не менее значимая) роль. Последние получают как льготы от органов власти, так и стабильный рынок сбыта для своей продукции и услуг. Таким образом, данная форма организации экономики становится привлекательной для инвесторов не только разных типов, но и «масштабов». Это и делает ее эффективной, а ее внедрение — перспективным.

Меры повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских регионов. Основываясь на анализе зарубежного опыта, можно предложить следующие меры по повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских регионов.

1. Перенести основной объем государственной поддержки инвестиционной активности с федерального на региональный уровень (как, например, это сделано в США). В связи с этим можно говорить об ошибочности реализуемой единой для всех субъектов РФ общегосударственной региональной

политики. Она должна быть направлена на укрепление единства экономического пространства, в том числе — в рамках стратегии его инновационного развития [2]. Но одинаковой для всех регионов в современной России политика быть не должна (ввиду их дифференциации по многим факторам и параметрам). Оптимальной, с точки зрения авторов, представляется модель, при которой приоритетные сферы и направления определяются региональными органами власти в тесном взаимодействии с частными инвесторами, а федеральные власти в лице Министерства регионального развития РФ и Министерства экономического развития РФ координируют эту деятельность в масштабах всей страны. При этом важно соблюдать вертикальную и горизонтальную сбалансированность интересов.

2. Применять кластерные модели построения экономики. Государство должно выбрать конкретные «точки роста» — сферы и направления национальной экономики с наибольшим потенциалом, а не «распылять» силы и средства в попытках улучшить инвестиционный климат страны в целом сразу. В условиях ограниченности финансовых ресурсов данный подход представляется наиболее целесообразным, поскольку инвестиции в сферы-лидеры приводят не только к их росту, но и к развитию всех вспомогательных и обслуживающих направлений, а впоследствии — к росту всей национальной экономики и улучшению инвестиционного климата. Проявляется так называемый мультипликативный эффект, и происходит воздействие на инвестиционный климат через инвестиционную привлекательность, а не наоборот.

К основным критериям выбора приоритетных отраслей экономики региона можно отнести:

— наличие в регионе конкурентных преимуществ отрасли. Например, дешевизна сырья и энергии, необходимый уровень квалификации рабочей силы, высокая производительность труда, наличие значительного научного потенциала, высокая рентабельность производства и др.;

— наличие и перспективы роста платежеспособного спроса на продукцию планируемых к поддержке сфер. Очевидно, что сфера, не обладающая потенциалом, не станет драйвером экономики региона;

— мультипликативное воздействие развития выбираемой сферы, вытягивающее за собой смежные производства. Толька такая сфера может стать «ядром» создаваемого в регионе промышленного кластера.

Региональным органам власти необходимо знать и объективно оценивать сильные и слабые стороны своей территории, определяющие ее инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Кроме того, необходимо распространить меры стимулирующей и преференциальной политики, эффективно действующие в отношении крупного бизнеса (который, безусловно, должен стать драйвером регионального экономического роста), на малый и средний бизнес (ему отводится обслуживающая и сервисная роль). Применение таких критериев, тесное взаимодействие с бизнесом, а также учет интересов населения — важные составляющие успешной региональной инвестиционной политики.

3. Использование механизма государственно-частного партнерства, который позволяет улучшать инвестиционной климат посредством создания структурных элементов новой экономики, концентрации финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления на развитие инновационного компонента территорий. В настоящее время во многих регионах такой механизм уже используется. Реализуется он при помощи средств и ресурсов Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Сотрудничество различных субъектов инвестиционной деятельности может осуществляться и в других формах:

— научные парки;

— кооперационные соглашения;

— инновационно-технологические партнерства и др.

Помимо государства и бизнеса в таком сотрудничестве должны участвовать институты науки и высшего образования. Следует учитывать высокий научный потенциал страны — существование большого количества научно-исследовательских центров, наукоградов и т. п. Его реализация просто необходима. Ведь только так можно говорить об устойчивой инвестиционной привлекательности в долгосрочной перспективе и стабильном «спросе» инвесторов, предпочитающих «запускать» свои проекты именно в российских регионах. В противном случае все это рискует превратиться в PR-акцию, не подкрепленную никакими конкретными действиями, не генерирующую никаких результатов.

4. Создание благоприятной для ведения бизнеса административной среды. Недостаточно только применения разных типов льгот для привлечения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

различных групп инвесторов в экономику региона. Все созданные «плюсы» могут быть нивелированы, когда инвестор, сталкиваясь с бюрократией и бумажной волокитой, вынужден нести существенные временные и денежные затраты в ходе прохождения всех необходимых согласовательных процедур для открытия бизнеса. В качестве примера можно привести закрытие в декабре 2012 г. Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Калининградской области, которая за три года своего существования так и не смогла привлечь ни одного инвестора. Причиной тому стали существующие в регионе административные барьеры. Чтобы подобная ситуация больше не повторялась, взаимодействие с органами власти необходимо сделать четким, прозрачным и по возможности максимально быстрым.

Для этого следует вести работу по двум направлениям.

Во-первых, формирование информационных каналов, предоставляющих потенциальному инвестору всю необходимую информацию о регионе, существующих возможностях поддержки со стороны органов власти и т. п.

Целесообразным представляется создание специального агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Его основными функциями могут стать:

— повышение в России и за рубежом инвестиционной известности и привлекательности субъекта Федерации;

— регулярный поиск и привлечение инвесторов;

— разработка перспективных направлений инвестиций;

— создание проектных команд по поддержке конкретных проектов.

Примером реализации данной идеи на практике является создание специализированных интернет-порталов и инвестиционных паспортов регионов России, предоставляющих инвестору всю необходимую информацию о потенциальном месте осуществления инвестиционной деятельности. Однако данные ресурсы формируются далеко не всеми субъектами страны и зачастую содержат устаревшую информацию.

Во-вторых, сокращение количества и сроков прохождения согласовательных процедур. Агентства по привлечению инвестиций необходимо наделить полномочиями, позволяющими им самим

выполнять разрешительные и согласительные процедуры с минимально необходимым участием инвестора во взаимодействии с органами региональной власти, территориальными структурами федерального центра, органами государственного и муниципального контроля и т. п. К сожалению, такая идея в настоящее время — малоперспективна.

Актуальным представляется и предложение экспертов общественной организации «Деловая Россия» разработать и принять специальные законы субъектов Российской Федерации о государственных услугах, обеспечивающие:

— формирование системы стандартов предоставления государственных услуг,

— информатизацию процедур их предоставления,

— контроль за качеством и ответственность за несоблюдение стандартов качества предоставления государственных услуг [6].

Стоит заметить, что формируя благоприятную инфраструктуру для инвестиционной деятельности, региональные власти вполне способны создавать подготовленные промышленные площадки:

— проводить комплекс землеустроительных работ,

— ставить сформированные земельные участки на государственный кадастровый учет,

— регистрировать права на земельный участок,

— подводить к нему необходимую инфраструктуру (как это делается, к примеру, в США и в Калужской области).

5. Осуществление контроля за инвестиционной политикой региональных органов власти. Не стоит забывать, что в конечном итоге главной целью регионального (да и государственного) развития является рост благосостояния населения. Именно поэтому выбор приоритетных направлений экономики региона не должен ухудшать качество жизни его жителей. Поэтому очень важно следить за тем, каким именно инвестиционным проектам «дается зеленый свет»: существуют ли для этого объективные экономические причины и предпосылки, нет ли «коррупционной составляющей». Эта задача в

полной мере входит в круг обязанностей федеральных властей.

Итак, международный опыт и российская практика формирования благоприятного инвестиционного климата показывают, что основные шаги должны быть сделаны на региональном уровне. Эффективность усилий региональных властей и местных руководителей зачастую имеет решающее значение при выборе инвесторами объектов инвестирования. В некоторых российских регионах применяются современные меры повышения инвестиционной привлекательности. Однако они не приобрели систематического характера, внедряются не повсеместно и недостаточно высокими темпами. Это в условиях современной геополитической и экономической обстановки является серьезным фактором риска.

Региональная политика органов власти по повышению инвестиционной привлекательности их территорий должна формироваться в интересах инвесторов исходя из критериев, являющихся ключевыми именно для них. Только в рамках диалога и совместной деятельности возможно достижение положительных результатов.

Список литературы

1. Быкова Т.П., Пятинкин С. Ф. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. Минск: Тесей. 2008.

2. Валентей С. Российские регионы и инновационное развитие. URL: http://www. kommersant. ru/doc/2035347.

3. ВласкинГ. А., ЛенчукЕ. Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран // Проблемы прогнозирования. 2010. № 5.

4. Портер М. Э. Конкуренция. М.: Вильямс. 2010.

5. Смитиенко Б. М. Мировая экономика. М.: Юрайт. Высшее образование. 2009.

6. Титов Д. Как создать благоприятный инвестиционный климат в регионах // Экономика и жизнь. 2010. № 34.

7. URL: http://russian. doingbusiness. org/data/ exploreeconomies/russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.